Значение изобразительного искусства для детей 4–5 лет
Многие великие философы и педагоги прошлого высоко ценили значение рисования в воспитании детей. Так, древнегреческий философ Аристотель придавал большое значение в развитии ребенка предметам эстетического цикла (музыке, рисованию). Он подчеркивал, что рисование изучают потому, что оно развивает глаз при определении физической красоты.
Что представляет собой изобразительное искусство
Изобразительное искусство направлено не только на выполнение учебных задач. Этот термин связан со всесторонним развитием ребенка в возрасте 4-5 лет. Ребята начинают рисовать интересные изображения, собирать конструкции, делать аппликации. Все эти действия способствуют умственному и нравственному воспитанию ребенка. Как правило, малыш развивается в процессе обучения. Он прежде всего должен создать для себя выразительный образ, а также овладеть приемами изображения.
Проведение НОД по рисованию на выбранную тему (подходящие тематики для детей 4–5 лет)
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т. п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии. Здесь рассмотрено несколько способов рисования по нетрадиционной технике.
Как проводится НОД по рисованию по выбранной тематике
- Тема — «Осень»
В ходе занятия нужно сделать отпечатки листьев, использовать гуашь. Этот нетрадиционный способ учит смешивать красную и желтую гуашь для получения оранжевого цвета, а также различать, какое изображено на бумаге дерево.
Тематическое планирование в подготовительной группе на тему «Весна»
Для работы используется следующий материал: альбомный лист, опавшие листья с разных деревьев (клена, березы, рябины, тополя, дуба), гуашь, широкая кисть, емкость с водой, лист бумаги или клеенка (подложить под раскрашиваемые листья).
На занятии вместе с детьми педагог спрашивает, какие листья выпадают. Затем каждый ребенок берет один листик, кладет его гладкой стороной на клеенку и закрашивает изнаночную сторону листика гуашью такого же цвета. Для получения отпечатка листочка оранжевого цвета нужно научить детей смешивать красную и желтую краски. Пока гуашь не засохла, листочек прикладывают окрашенной стороной к чистому листу бумаги и плотно прижимают, чтобы он отпечатался целиком. Листик нельзя двигать.
- Следующая тема недели — «Посуда»
Рисование проводится ватными палочками. Воспитатель учит детей рисовать предмет посуды. Для этого используется простой карандаш. Ребята могут самостоятельно подбирать подходящие цвета, обводить точками контур при помощи ватной палочкой с гуашью.
Для занятия нужны следующие предметы: чашка, тарелка, кастрюля, мяч, альбомные листы, простые карандаши, ватные палочки, гуашь, баночки с водой (на каждого ребенка).
Подборка демонстрационных материалов для беседы (фотографии и рисунки)
Прежде чем изобразить на бумаге вымышленного персонажа либо предмет, воспитатель проводит с детьми беседу. Ребята внимательно рассматривают иллюстрации, изучают картинки с интересными для них изображениями. Воспитатель кладет на стол яркие картонные карточки по различным тематикам, например, «Весна», «Мой город», «Новый год», «Зима», «Самолет», «Куда летают птички зимовать», «Снеговик», «Девочка и мальчик», «Зимний сад».
Музыка и стихи подходящие к теме урока
Рисование в средней группе проходит под веселые мелодии и стихотворения. Для начала воспитатель готовит музыкальный материал:
- «Полянка» — русская народная музыка;
- «Колыбельная» — А. Гречанинов;
- Пьеса «Три подружки» — Д. Кабалевский;
- Песня «Зимушка» — М. Картушина;
- Песня «Два окна со двора и развесистый клен»;
- Песня «Солнце сквозь листву»;
- Игра «Вот так холод, вот мороз» — русская народная мелодия, обработка И. Пономаревой.
Обратите внимание! Перед выполнением работы детки начинают плясать под ритм музыки. Они должны передать настроение этой композиции в своих движениях.
Конспект занятия по рисованию в выбранной технике в средней группе (фрагмент в виде таблицы)
Тема недели | Конспект занятия | Материал и способ передачи замысла |
Числа тела и лица | Есть такие мальчик | Рисование простым карандашом |
Овощи | Огурец/помидор | Рисование цветными карандашами |
Фрукты | Яблоко/груша | Кисть, гуашь |
Ягоды | Ветка вишни | Цветные карандаши |
Птицы | Дымковские птицы | Кисть, гуашь (коллективная работа) |
Осень | Осенние листья | Отпечатки пальцев (гуашь) |
Домашние животные | Котенок | Тычок жесткой полусухой кистью (гуашь) |
Примеры готовых работ, фотогалерея
Здесь представлено несколько готовых работ с интересной для малышей тематикой:
- «Зимняя забава»
Дети учатся передавать особенности изображаемого предмета, используя оттиск скомканной бумагой. Ребята рисуют нужный образ (снегурочка) с помощью кисточки. В качестве материала можно применить картон голубого цвета, емкость с белой гуашью, слегка разведенной водой, комки смятой бумаги среднего размера, гуашь, кисточки, баночки с водой.
Примеры работ с фотографией
Воспитатель предлагает детям нарисовать подружку для снежной бабы необычным способом — скомканной бумагой.
Далее педагог показывает, как опускается смятая бумага в блюдце с белой краской и кладет несколько раз внизу картона, изображая круглый шар. Затем таким же образом изобразить маленький шар. Когда краска подсохнет, нужно дорисовать снежной бабе глаза, нос-морковку, руки-веточки.
- «День защитника Отечества»
Ребята создают рисунок для праздника с использованием кисти на мокром листе бумаги. Далее происходит знакомство с новой техникой рисования на сыром листе бумаги. Они выбирают красивый цвет краски для создания задуманного образа. В качестве материала используется бумага, акварель, кисть, емкость с водой, салфетки.
Воспитатель предлагает детям нарисовать в честь праздника салют. Сначала широкой кистью на альбомный лист нужно нанести воду. Затем на тонкую кисточку набрать акварельную краску и дотронуться ею до листа бумаги в нескольких местах. Точки начнут расползаться. Свободные места нужно заполнить растекающимися точками других цветов.
Занятия по экологическому воспитанию для дошкольников
Обратите внимание! Нужно следить за тем, чтобы дети тщательно промывали кисть в воде.
Беседы об искусстве
Практическое задание: воскография
Тема 2.6.Средства выразительности декоративно-прикладного искусства
Занятие 1
Знакомство с выразительным средством декоративно-прикладного искусства: единство пользы и красоты. Самые обычные предметы быта, например посуда, могут быть одновременно и произведениями искусства и приносят пользу. Большую роль при этом играет материал, из которого сделан предмет: мягкость, пластичность глины, прозрачность и текучесть стекла, гладкость и холодность металла и то, насколько мастер передал эти свойства. Образцы эгейской керамики, Гжели, венецианское стекло, сосуды из Феста, Жостовские подносы и др.
Занятие 2
Единство формы и материала в дпи. Предметы дпи могут быть украшены росписью или лепным узором, скульптурой. Украшение должно соответствовать форме предмета, его назначению и материалу из которого он сделан. Мастер использует природные свойства материала, например ковш – утица, чернофигурный килик, краснофигурная амфора, тагильские расписные подносы, китайский расписной фарфор, вологодские кружева и др.
Тема 2.7.Особенности материалов изобразительного искусства
Занятие 1
Материалы скульптуры. Многообразие скульптурных материалов. Гранит – твердый, плотный камень. Скульптура из гранита отличается цельностью объема, её характер – спокойствием и суровостью. С. Д. Меркуров памятник К. А. Тимирязеву, портреты известных людей. Мрамор – мягкий, слегка просвечивающий камень. В мраморе воплощены возвышенные, одухотворенные образы. Микеланджело «Пьета», работы Скопаса, Праксителя, римские скульптурные портреты. Глина – пластичный, послушный материал, из нее лепят модели, эскизы скульптур. Обожженная глина с шероховатой поверхностью – терракота (Клодион «Девушка с ребенком»). Политая глазурью глина с гладкой, блестящей поверхностью –фаянс (Л. Дела Роббна «Мальчик с гирляндой»). Бронза – прочность, упругость, гибкость и подвижность расплавленного металла дают скульптору большие возможности для композиции. «Посейдон» V в. До н. э.,Вероккио «Давид», Барри «Пантера и антилопа»,Э. М. Фальконе памятник Петру I. В дереве всегда видны продольные волокна, и линии, по которым движется резец скульптора и там, где они пересекаются, возникает резкий излом формы. Поэтому скульптор по дереву всегда эту особенность учитывает. Египетские деревянные скульптуры – «Жрец Аменхотеп», «Писец Каи»; В. И. Мухина портрет академика А. Н. Крылова, С. Т. Коненков «Старичок-полевичок».
Занятие 2
Многообразие художественных материалов живописи. Выбор материала в зависимости от замысла художника. Если художник пишет картину прямо на стене, он часто выбирает технику фрески. Краски для такой работы разводятся водой и наносятся на сырую штукатурку. Такая роспись очень прочна и выглядит на стене естественно и красиво. Рафаэль, Станцы; Микеланджело, фрагменты росписи Сикстинской капеллы. До техники масленой живописи, художники писали на досках красками , в которые добавляли яйцо или соки растений. Такие краски называются темперой. А. Рублев «Троица»; икона Ростово-Суздальской школы XVI в. «Чудо Дмитрия Солунского; Симоне Мартини «Благовещение». Развитие техники живописи маслом связано с именами братьев Ван Эйк, нидерландских живописцев XV в. Маслом можно писать и быстрые наброски и более длительные работы. Поверхность картины может быть гладкой (Ф. Васильев «Мокрый луг»), а может быть шероховатой, неровной (М. Врубель «Девочка на фоне персидского ковра»; К. Моне «Руанский собор». Отдельные мазки могут сливаться или незаметно переходить друг в друга (Т. О. Д. Энгр «Автопортрет»), а могут быть отчетливо видны ( Ван Гог «Дорога в Провансе»). Эффект наполненного светом и воздухом пространства в масляной технике хорошо передано у И. И. Шишкина «Полдень. В окрестностях Москвы», а реальные ощутимые предметы у Ж.-Б. Шардена «Натюрморт».