Сюжетно – ролевая игра дошкольников.статья (старшая группа) по теме


Сюжетно – ролевая игра дошкольников.статья (старшая группа) по теме

Структура сюжетно – ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: — сюжет;

— содержание;

— роль [17].

Рассмотрим каждый из этих структурных компонентов.

А) Сюжет игры.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.

Сюжет — это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутит руль автомашины, готовит обед, учит рисовать учеников и др.) — одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:

  • бытовые (игры в семью, детский сад);
  • производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, животноводческую ферму);
  • общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу, полет на Луну) [8].

Б) Содержание игры. Изменение содержания в зависимости от возраста детей.

Содержание игры, отмечает Д.Б.Эльконин, — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности [6].

В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр.

По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливает логическую последовательность между реальными событиями [7]. Поэтому и содержание игр, как отмечала А.П.Усова, отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом: покормил мишку — уложил спать; снова покормил — и снова уложил спать. А.П.Усова охарактеризовала такие игры как игры – действия [17].

Однако на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, диафильмов.

На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдаются целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они играли и раньше (в семью, больницу, строителей, транспорт и др.). Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый вносит что-то свое, индивидуальное.

Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей и др.

В старшем и дошкольном возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий (положил голову на ладошку — уснул) дети активно используют речевые комментарии («Все как будто поспали — и сразу идем в зал на праздник!»; «Давайте так: мы уже прилетели в Африку!»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий [2]. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.

Таким образом, на протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям [1]:

  • усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связности изображаемого;
  • постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений).

Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.

В) Роль в игре. Изменение роли с возрастом детей.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль — средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры [8].

Для ребенка роль — это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо из играющих от этих правил вызывает протесты у партнеров по игре. Таким образом, для дошкольников роль — это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я — мама, я — шофер, я — врач.

В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4-5 лет заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны (воспитательница заботится о детях, капитан ведет корабль, следит, чтобы матросы хорошо работали, чтобы пассажирам было удобно). В этом возрасте ролевая речь становится средством взаимодействия.

В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий (есть свободная полоса на аэродроме, значит, самолет может приземлиться), сколько смысл социальных отношений (полоса свободная, но надо запросить диспетчера, чтобы не случилось аварии).

Используемая литература .

1.Бойченко H. A. и др. Сюжетно-ролевые игры дошкольников.- Киев: Радянська школа, 1982.

2.Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. -Минск, 1997

3.Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. — М.: Мысль, 1989.

4.Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей.- М.: Радуг

5.Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов / С.А.Козлова, Т.А.Куликова.- М.: Издательский , 2007. а, 1988.

6.Психология и педагогика игры дошкольника. // Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. — М.: Мысль, 1986.

Сюжетная игра как средство становления психологически здорового ребенка

Наталья Гришкина

Сюжетная игра как средство становления психологически здорового ребенка

Сюжетная игра в отечественной психологии и педагогике рассматривается как ведущая деятельность детей

дошкольного возраста (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).

При особой организации педагогического процесса сюжетная игра

становится одним из основных средств, способствующих нормальному психическому развитию, раскрытию индивидуальных и личностных потенциалов детей, а, следовательно выступает как средство становления психологически здорового ребенка.

Сюжетная игра

может выступать средством становления психологически здорового ребенка (в отличие от психически здорового) только, если она организуется таким образом, что позволяет детям достигать не только возрастных норм развертывания игры как специфической детской деятельности, но и реализовывать свои индивидуальные предпочтения в развертывании ее сюжета.

К старшему дошкольному возрасту сюжетная игра детей становится сложным образованием, в котором используются и переплетаются разные составляющие игры — действия/события и их последовательности, роли и ролевые взаимодействия, игровые предметы и их организация. Ребенок совершенствует свою способность к замещающему действию — от предметного до чисто вербального замещения, и приобретает способность к выстраиванию сюжетных комбинаций, характеризующихся все большей внутренней связностью, независимо от того, является ли тематика сюжета реалистической или фантастической (вымышленной).

Вместе с тем, отмечаются существенные различия между детьми, достигшими данной стадии (этапа) игры. Эти различия не могут быть квалифицированы как проявление более высокого или более низкого этапа (стадии) игры, но существуют как варианты проявления этапных (стадиальных) признаков.

Иначе говоря, сюжетная игра старших дошкольников предстает не только в плане общих характеристик, но и в дифференцированном виде.

В игре старших дошкольников имеются различия, касающиеся характера развертывания сюжета, связывания составляющих сюжета и использования игрового материала как средства воплощения сюжета. Об этом свидетельствуют наблюдения за игрой детей, зафиксированные различными психологами (А. Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская, В. С. Мухина, Ж. Пиаже, Д. Селли и др.).

Такого рода различия в игре старших дошкольников связаны с акцентами на той или иной составляющей детского сюжета, что влечет за собой необходимость и характер использования материала.

Особенности в развертывании связного сюжета игры в крайней степени выраженности образуют как бы два «полюса»: первый — акцентирование в сюжете временных связей, реализуемых через развертывание и обозначение последовательности событий, происходящих с персонажем (ролью); второй — акцентирование в сюжете предметно-пространственных связей — пространства осуществления событий, действий персонажа (роли) через создание и обозначение предметно-пространственной обстановки.

В создании предметно-игровой среды

возникает важная задача – организовать совместную игру детей и поддержать ее, т. е. найти для мелкого игрового материала собственно целостное предметное поле, которое будет задавать, с одной стороны, связность структурных составляющих сюжета, с другой, — связывать индивидуальные замыслы детей в единое событийно-пространственное поле. В культурном слое игровых предметов, используемых в детской игре, существуют специфические игрушки, задающие такое целостное поле: игровые макеты (Н. А. Короткова, И. Л. Кириллов).

Под игровым макетом понимаем уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического). Однако в реальном воплощении макеты обычно существуют в совокупности с другими сюжетообразующими материалами: фигурками-персонажами, отдельными маркерами пространства, предметами, обозначающими события-действия персонажей (например, Лего-макеты).

Тематический набор игрового материала, как это видно в игре детей, «содержит», предлагает функциональную схему развертывания сюжета, навязывая детям определенную тематику сюжета, что облегчает детям развертывание событийного плана, помогает «породить» сам игровой замысел, но может сдерживать индивидуальную свободу в игре.

Для чего дошкольникам игры

Малыш в первые 5-6 лет изучает все, что его окружает, знакомится с новыми явлениями, формирует собственное мнение. Именно в это время происходит формирование привычек и навыков, которые в будущем будут основой характера. Благодаря играм, дети познают много нового, делают собственные выводы, учатся общению, расширяют кругозор и мировоззрение. Важное значение имеют сюжетно-ролевые игры, которые помогают освоить коммуникативные навыки. Ребенок учится общаться с другими детьми, высказывать свою точку зрения, перевоплощаться в человека определенной профессии или социального статуса.

В чем состоит польза сюжетно-ролевых игр:

  1. Происходит развитие личности ребенка.
  2. Активизируются познавательные процессы.
  3. Малыши примеряют на себя различные социальные роли.
  4. Детки учатся взаимодействовать с другими игроками.
  5. Малыш должен соблюдать определенные правила игры.
  6. Развивается самодисциплина.
  7. Идет развитие творческого потенциала.
  8. Игры помогают интеллектуальному развитию.
  9. Улучшается речевой аппарат.

Сюжетно-ролевые игры в ДОУ. Роль игры в жизни ребенка.

Нам весело

Цель:
прив­ле­кать детей к учас­тию в юморис­ти­чес­ких забавах, воспи­ты­вать навыки самос­то­ятельности при орга­ни­за­ции и подго­товке забав, способ­с­т­во­вать объеди­не­нию детей, разви­вать эмоци­ональную сферу ребенка, воспи­ты­вать оптимизм, жизнелюбие, чувс­тво коллективизма, взаимопомощи.

Оборудование:

все необходимое, что ребе­нок может использо­вать для импро­ви­за­ции розыгрышей, аттракционов.

Возраст:

5–6 лет.

Ход игры:

воспи­та­тель пред­ла­гает детям устро­ить конкурс. Можно приду­мать и пока­зать весе­лую историю, небылицу, пока­зать фокус и т. д. Для оценки результата выби­ра­ется жюри. После каждого выступ­ле­ния они выстав­ляют свои оценки. В конце игры баллы подс­чи­ты­вают и объяв­ляют победителя. Его награж­дают медалью «Весельчак».

В кафе

Цель:

учить культуре пове­де­ния в общес­т­вен­ных местах, уметь выпол­нять обязан­ности повара, официанта.

Оборудование:

необ­хо­ди­мое обору­до­ва­ние для кафе, игрушки-куклы, деньги.

Возраст:

5–6 лет.

Ход игры:

в гости к детям прихо­дит Буратино. Он позна­ко­мился со всеми детьми, подру­жился с другими игрушками. Бура­тино решает прига­сить своих новых друзей в кафе, чтобы угос­тить их мороженым. Все отправ­ля­ются в кафе. Там их обслу­жи­вают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благо­да­рят за обслуживание.

Кругосветное путешествие

Цель:

расши­рять круго­зор детей, закреп­лять знания о частях света, разных стран, воспи­ты­вать жела­ние путешествовать, дружес­кие взаимоотношения, расши­рить словар­ный запас детей: «капитан», «путешествие вокруг света», «Азия», «Индия», «Европа», «Тихий океан».

Оборудование:

корабль, сделан­ный из стро­ительного материала, штурвал, бинокль, карта мира.

Возраст:

6–7 лет.

Ход игры:

воспи­та­тель пред­ла­гает детям отпра­виться в кругос­вет­ное путе­шес­т­вие на корабле. По жела­нию выби­рают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана. Закреп­ляем знания о том, что делают на корабле эти люди – их права и обязанности. Корабль проп­лы­вает и Африку, и Индию, и другие страны и континенты. Моря­кам прихо­дится ловко управ­лять кораблем, чтобы не стол­к­нуться с айсбергом, спра­виться с бурей. Только слажен­ная работа и дружба помо­гают им спра­виться с этим испытанием.

На дорогах города

Цель:

закре­пить знания детей о прави­лах дорож­ного движения, позна­ко­мить с новой ролью – регулировщик, воспи­ты­вать выдержку, терпение, внима­ние на дороге.

Оборудование:

игру­шеч­ные машины, флажки для регу­ли­ров­щика – крас­ный и зеленый.

Возраст:

5–7 лет.

Ход игры:

детям пред­ла­гают пост­ро­ить краси­вое здание – театр. Выби­раем место для постройки. Но сначала нужно пере­везти стро­ительный мате­риал в нужное место. С этим легко спра­вятся води­тели на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на глав­ных доро­гах не рабо­тает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движе­нием машин управ­лял регулировщик. Выби­раем Регулировщика. Он стано­вится в кружок. В руках у него крас­ный и зеле­ный флажки. Крас­ный флажок – «стой», зеле­ный флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регу­ли­ров­щик управ­ляет движением.

Сюжетно-ролевые игры для детей 4-5 лет

В этом возрасте деткам важно подобрать ту роль, которая им больше всего понравится. Важное значение в процессе имеют диалоги с другими участниками, с помощью которых происходит обмен информацией и эмоциями. Дошкольники в состоянии придумать цельный сюжет с развитием событий, распределить роли между участниками. Они с удовольствием фантазируют и придумывают интересные истории.

Подходящие игры для дошкольников:

  • «Цирк»;
  • «В космосе»;
  • «В ресторане»;
  • «Путешествие на другой континент»;
  • «СТО»;
  • «Самолет»;
  • «На корабле», и многое другое.

Что говорят мамы

Мария, мама четырехлетней Даши: «Дочка очень любит играть с куклами. Мы придумываем разные сюжеты: мама выходит на прогулку с ребенком, кормит малыша, купает, переодевает. Так трогательно смотреть, как Даша утром кормит пупса кашей, при этом усаживает его в игрушечный стульчик. Потом в коляске катает по улице, вечером купает в игрушечной ванночке с пеной, укутывает полотенцем. Я считаю, такие игры подготавливают деток к дальнейшей жизни, ведь когда-то Дашенька будет воспитывать собственного ребенка».

Ольга, мама пятилетнего Мирослава: «К сыну часто приходят в гости друзья, и они вместе играют в стройку: возводят здания из кубиков или конструктора. Часто играют в больницу, где кто-то из детей становится доктором, а остальные озвучивают игрушек, которые заболели и нуждаются в помощи.

Знаю, что сюжетно-ролевые игры важны для развития детей, поэтому сама придумываю интересные сюжеты. Например, недавно мы устроили театральное представление: сочинили сценарий, рассадили плюшевых медведей на стульчики, включили музыку. Мирославу очень понравилось выступать «на сцене».

Родители должны помнить, что сюжетно-ролевые игры имеют важное значение в развитии интеллекта, а также коммуникативных и творческих навыков у детей. Нужно всячески поощрять желание ребенка поиграть в «Дочки-матери» или «Больницу», а также придумывать новые сюжетные линии, в которых малыш сможет научиться чему-то новому.
Оставить комментарий

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]