«Предшкольная пора»: год до школы. Подготовка руки к письму

Если Вы родитель ребенка-дошкольника, то наверняка уже задумывались о начале школьного обучения. Как помочь адаптироваться в новых условиях, освоить письмо, счет и чтение.

В данном материале мы поможем разобраться в основных аспектах формирования навыка письма, узнать возможные ошибки и как их избежать. Расскажем про упражнения и развивающие игры, которые помогут подготовить руку к письму.

Формирование навыка письма у детей

Письмо – это один из способов речи. Процесс формирования навыка длительный и сложный. Начинается с двух-трех лет и продолжается до семилетнего возраста, когда дети идут в первый класс. Многие родители начинают готовить детей к школе заранее. Покупают тетради с прописями букв, и не понимают, почему многодневные упорные тренировки не дают результата.

Важно знать разницу между подготовкой к письму и обучением писать. В дошкольном возрасте полноценное письмо невозможно в силу возрастных особенностей строения нервной системы. На этом этапе упор делается на общем физическом развитии и укреплении мышц кисти, на вырабатывание усидчивости, координации движений тела, концентрации внимания, зрительной ориентации.

Формируется письменный навык в три этапа:

  • аналитический – обдумывание каждого движения и его анализ, например, как удобнее взять ручку, с какой силой нажимать и т.д.
  • синтетический – соединение элементов в целостный процесс, осознанное обдумывание каждого шага, зрительный контроль каждого действия;
  • автоматизация – означает, что навык сформирован: ребенок, не задумываясь, выполняет письменные задания, движения руки плавные, без усилий.

В дошкольном возрасте малыш получает графический опыт, учится пользоваться письменными предметами и соблюдать гигиенические правила. Ребенок приобретает умения правильного наклона тетради, написания отдельных букв и слов необходимого размера и под нужным наклоном, правильному положению тела во время письма.

Зачем готовить руку

Многие родители и не подозревают, что готовить руку к письму необходимо. Чем лучше развита мелкая мускулатура ведущей руки ребёнка, тем проще ему будет в школе овладеть навыком письма. Иначе последствия будут печальны: первоклашка в школе станет сильно уставать, не успевать выполнять задания учителя, а видя успехи одноклассников и свои неудачи – расстраиваться. Поэтому подготовка нужна непременно.

Но при этом важно учесть одно обстоятельство: готовить руку к письму и учить писать – не одно и то же. Второе ребёнок освоит в школе, а вот наша, родительская, задача – заняться с ним первым. Не заставляйте своего дошкольника корпеть над прописями, а тренируйте мышцы руки.

А как раньше?

Не нужно думать, что подготовка руки к школе – это новомодная тенденция. На самом деле, развитием «ручной умелости» у своих учеников были озадачены лучшие педагоги и в XIX, и в XX веках. Под их руководством дети занимались складыванием из бумаги, конструированием с помощью палочек, спичек, гороха, пуговиц, лепкой и многим другим. Уделяла большое внимание ловкости ручек и знаменитая Мария Монтессори. Да и мы с вами в обычной нашей жизни делали много того, что готовило наши руки к письму: выстругивали палочки, вырезали фигурки из дерева, складывали бумажные самолётики, кораблики и лягушки, причудливым образом натягивали между пальцев рук нити…

Что важно для подготовки

Для того чтобы облегчить процесс формирования навыка письма, уменьшить стресс и не вызвать негативного отношения к школе, необходимо тренировать руку с трехлетнего возраста.

Общее физическое развитие

Хорошая физическая подготовка играет важную роль в формировании красивого почерка. Укрепление мышечной системы способствует выносливости, позволяет высидеть за партой в течение урока. Крепкие мышцы спины предотвращают искривления позвоночника, сохраняют правильную осанку. Развитые мышцы плечевого пояса и руки избавляют от быстрой усталости, дрожи и мышечного спазма.

Ребенок развивается физически во время активных игр на улице, катания на велосипеде и самокате, прыжков на батуте или надувной горке и т.д.

Моторика

Это координированные движения, направленные на выполнение какого-то действия.

Моторика разделяется на:

  • крупную – это координация движений, удержание равновесия, осознание положения тела в пространстве: ходьба, бег, встать, сесть, лечь, повороты;
  • мелкую – точные движения пальцев рук.

Для формирования навыка письма одинаково важно уделять внимание развитию обоих видов моторики. Во время письма задействованы мелкие мышцы кисти и крупные мышцы тела для удержания корпуса в прямом положении.

Ориентация в пространстве

Ребенку легко будет ориентироваться в тетради или на листке, если он будет владеть такими понятиями как право-лево, верх-низ, сбоку, по центру, в углу. Для этого в разговоре с малышом во время одевания-раздевания, прогулки, купания, кормления обращать его внимание на то, что делает правая и левая ручки или ножки. Спрашивать, что видит впереди, а что осталось за спиной.

Графические навыки

В процессе рисования тренируются мышцы кисти. Штриховка, разукрашивание, рисование по клеткам вырабатывает навык соблюдения границ, гигиену письма, умение ориентироваться в пространстве.

«Умелые ручки»

Комплексный подход в развитии навыка, который включает в себя разного рода поделки, аппликации, лепку, конструирование, вязание и вышивание. Происходит совершенствование мелкой моторики, пространственной ориентации, усидчивости, концентрации внимания, аккуратности.

Графические диктанты

Очень полезны для дошколят графические диктанты. Они не только развивают внимание и учат ориентироваться на листе, но и готовят руку к письму. А детям такие задания, как правило, очень нравятся. Для них это не уроки, а увлекательная игра с призом в качестве забавной фигурки в конце, если всё сделано верно. Обратите внимание на то, что большинство графических диктантов начинаются и заканчиваются в одной точке, т.е. фигурки получаются с замкнутым контуром.

Для выполнения даже самых трудных графических диктантов редко требуется больше 10 — 15 минут. Уж их-то наверняка смогут выкроить в своих плотных рабочих графиках даже самые занятые родители. А польза будет огромной.

Как проводить графические диктанты:

  1. Используем только простой карандаш или ручку. Работа с фломастерами имеет свои нюансы и не учит правильному нажиму.
  2. Читаем чётко, не повторяя, чтобы ребёнок привыкал внимательно слушать и запоминать задание.
  3. Постепенно увеличиваем темп.
  4. В первое время можно в углах листа писать буквы «Л» (лево) и «П» (право). Когда ребёнок станет уверенно ориентироваться на листе, откажитесь от этой подсказки.

Графический диктант «Первоклассница»

Внимание! Перед выполнением диктанта попросите ребёнка отступить по 4 клетки слева и сверху, поставьте в этом месте точку. Это начало и конец рисунка, который получится в результате выполнения графического диктанта. Из этой точки начинаем работу, и в эту же точку должны вернуться. Если этого не произошло, значит, где-то допущена ошибка.

3 кл. вправо, 1 кл. влево вверх по диагонали, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 2 кл. вниз, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 2 кл. вниз, 1 кл. влево вверх по диагонали, 3 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 2 кл. вправо, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 2 кл. вниз, 2 кл. вправо вверх по диагорали, 2 кл. влево вверх по диагонали, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 1 кл вправо вниз по диагонали, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 1 кл. вниз, 2 кл. влево вниз по диагонали, 3 кл. вниз, 2 кл. влево, 2 кл. вверх, 2 кл. влево вниз по диагонали, 1 кл. влево, 2 кл. вверх, 1 кл. влево вверх по диагонали, 2 кл. вниз, 1 кл. влево вниз по диагонали, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 2 кл. вниз, 1 кл. влево, 3 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 2 кл. влево, 4 кл. вверх, 1 кл. влево, 4 кл. вниз, 2 кл. влево, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 3 кл. вверх, 1 кл. влево, 2 кл. вверх, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 1 кл. вверх, 1 кл. влево вверх по диагонали, 2 кл. вверх, 1 кл. влево вниз по диагонали, 3 кл. вниз, 1 кл. влево вниз по диагонали, 1 кл. влево, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 4 кл. вверх, 1 кл. вправо вверх по диагонали, 2 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. влево, 3 кл. вверх, 1 кл. влево вниз по диагонали, 2 кл. вверх, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 2 кл. вверх, 1 кл. вправо вниз по диагонали, 1 кл. влево вниз по диагонали.

В результате должна получиться фигурка первоклассницы с двумя бантиками и букетом цветов.

Получилась? Молодцы!

Вышло что-то непонятное, а контур замкнут не до конца? Не расстраивайтесь! Это просто повод потренироваться лишний раз. Вы можете придумывать графические диктанты сами или воспользоваться теми, что нетрудно найти в Интернете или магазинах.

Занятия для подготовки руки к письму

Существует множество интересных занятий для дошкольника, которые способствуют подготовки к письму:

  • рисование карандашами на бумаге;
  • разукрашивание;
  • обведение рисунков по контуру;
  • использование специальных тетрадей с прописями петель, крючков, фигур, линий;
  • заштриховывание фигур;
  • рисование разноцветными мелками;
  • разные виды мозаики;
  • игры в конструктор с деталями разного размера;
  • вырезание ножницами;
  • сортировка бусин, пуговиц по цвету или размеру;
  • продевание шнурков в отверстия;
  • плетение косичек из разноцветных веревочек;
  • сматывание в клубок веревочек, вязальных ниток;
  • раскручивание игрушки «волчок», юлы;
  • нанизывание бусин на нитку;
  • простые элементы вышивания;
  • застегивание-расстегивание пуговиц, кнопок, молнии;
  • рисование пальчиками с помощью красок, сухих рассыпчатых круп мелкого помола, муки;
  • лепка из пластилина, теста;
  • игры в песочнице или с кинетическим песком;
  • приклеивание мелких деталей с использованием пинцета;
  • капельное рисование при помощи пипетки;
  • открывание-закрывание замка ключом;
  • откручивание-закручивание винтиков и гаек пальцами и с отверткой;
  • пришивание пуговицы;
  • изготовление аппликаций из цветной бумаги, макаронных изделий, природных материалов (фасоль, горох, листья, цветочки, палочки, соломины, спички и т.д.);
  • оригами;
  • рисование с использованием трафаретов;
  • игры в пальчиковый театр.

Упражнения для развития мелкой динамики внутри ладони

  1. Монетки. Дать ребенку в руку 3-4 монеты. Он должен, удерживая все монеты в ладони, выкладывать на стол ПО ОДНОЙ. При неразвитых манипуляциях монеты будут падать, так как ему будет сложно двигать одними пальцами, сжимая другие, и перекладывать монеты внутри ладони, не помогая другой рукой, телом и т.д.
  2. Фасоль — берется маленькая бутылка из-под колы. В нее набирается фасоль слоями — коричневая-белая. Получается очень красиво. Ребенок берет в руку по 3-4 фасолины, постепенно опускает их по одной в бутылку. Можно добавлять и третий слой — я добавила зерна хумуса (в России называется, по-моему, иранский горох или турецкий горох). Можно и просто горох, но лучше крупный. Ребенка поощрять опускать по одной, и чтобы фасоль не просыпалась.
  3. «Прогулки» по карандашу. Ребенок берет в руку карандаш (желательно длинный), берет его обычно, но за самый кончик, и старается одной рукой без помощи другой и, не кладя карандаш на стол, «дойти» до противоположного конца и обратно.

В общем, с любыми мелкими предметами можно играть по этому же принципу — несколько предметов на столе, ребенок собирает их по одному в ладонь, потом по одному же раскладывает. Начинать стоит с 3, иногда даже 2 предметов. Больше шести уже давать не стоит. Подойдут монеты, пуговицы, крупная фасоль, бусинки (не мелкий бисер).

Мы с дочкой занимаемся этим уже с месяц. Ежедневно по 5 минут по каждой «теме». Результаты уже есть — почерк заметно выправляется, в классе стала писать быстрее, больше успевает.

Александра (Ima),

Упражнения

Укрепить мышцы кисти и добавить уверенности в письме помогут регулярные упражнения:

  1. «Распустившийся цветок».

Кисти сжаты в кулачки и соединены вместе. Большие пальцы прямые, соприкасаются боковыми поверхностями. Затем пальцы выпрямляются, ладони слегка отводят друг от друга, запястья соединены. Напоминает нераспустившийся бутон. Цветок начинает раскрываться – не разъединяя запястий, кисти отводят в стороны, пальчики растопыривают.

  1. «Пальцы-утята».

Ладонь раскрыта, пальцы растопырены. Указательный пальчик скручивают в ямку к основанию большого. Поочередно соприкасаются подушечки первого пальчика со средним, безымянным и мизинцем, как клюв уточки.

  1. «Крепкие объятия».

Пальцы обеих рук растопырены, упираются кончиками друг в друга с усилием в течение 5 секунд. Затем скрещиваются в замок, крепко прижимая ладони. Посчитать до 5. После упражнения кисти встряхнуть, чтобы расслабились мышцы.

  1. «Стул».

Соединяют ладони, пальцы вместе, смотрят вверх. Правая кисть скользит по левой вниз. Когда подушечки пальцев опустились до верха левой ладони, нужно остановиться. Надавливая у основания пальцев левой руки, кисть сгибается в лучезапястном суставе. При этом пальцы остаются в вертикальном положении. Изогнутая ладонь напоминает стул со спинкой.

  1. «Приветственное рукопожатие».

Указательный, средний и безымянный пальчики правой руки прижимаются к ладони. Большим и мизинцем приветствуют каждый пальчик левой руки, как будто пожимают двумя руками во время приветствия.

Научиться выводить красивые и ровные буквы — непростая задача для дошкольника. Заниматься развитием мелкой моторики и осваивать навыки письма полезно уже с 4 лет, так что вот подборка отличных упражнений.

1. Пальчиковая гимнастика

Это отличный способ развития мелкой моторики. В зависимости от возраста ребенка она может быть более и менее сложной. Важно, чтобы текст, который вы произносите, легко запоминался, а движения пальцев и ладошек были доступными малышу.

Скажите ребёнку:

«Покажи мне свои пальчики. Какие они ловкие! Давай с ними поиграем: я буду читать стихи и показывать, как играть. А ты повторяй, хорошо?»

Солнце спряталось за тучу, Не выходит солнца лучик. (Одна ладонь с вытянутыми пальцами-лучиками сворачивается в кулачок и накрывается второй ладонью.)

Дождик каплями стучит, Словно дедушка ворчит.
(Ладони соединены. Подушечки пальцев левой и правой рук стучат друг по другу.)
Вот кузнечик скок-поскок С лепестка да под кусток.
(Указательный палец правой руки (кузнечик) скачет по подушечкам пальцев левой руки.)
Муравьишка пятится, В муравейник прячется.
(Указательный и средний палец левой руки (муравьишка) бежит по правой руке, добегает до кулачка «муравейника» и прячется в нем.)
Гусеница приползла И на ветке замерла.
(Кисти обеих рук кладутся на стол и изображают движение гусеницы — основание ладони подтягивается к пальцам, затем пальцы продвигаются вперед.)
Ветер листья закружил, Спать природу уложил.
(Вращение кистями то влево, то вправо.)
2. Массажная пауза

Так называется разминка для ладоней с использованием резиновых массажных мячиков или палочек. Как правило, массажные паузы проводятся между занятиями письмом или рисованием, чтобы пальцы смогли расслабиться и отдохнуть. Массажная пауза, как и пальчиковая гимнастика, проводится под простые, забавные стихотворения, легкие для запоминания.

Приготовьте: резиновый массажный мячик с пупырышками (себе и ребенку).

Скажите ребёнку: «Чтобы пальцы отдохнули, давай покатаем мячик! Возьми его со стола. Видишь, какой он колючий, как будто ёжик. Я буду читать стихи и показывать, как играть с мячиком. А ты повторяй за мной.»

Сел котёнок в уголок, Отыскал себе клубок (Катаем массажный мячик между ладоней.) И давай в него играть, Лапкой по полу катать. (Катаем массажный мячик по столу круговыми движениями.) Левой палкой покатал, Правой лапкой покатал, (Движения по тексту.) Между лапок покатал, Мяч подкинул и поймал. (Движения по тексту.) 1, 2, 3, 4, 5, Будем мячик мы сжимать. (Сжимать и разжимать массажный мяч между ладоней.) Как весёлые котята, В него весело играть. (Перекладываем массажный мячик из руки в руку.)

3. «Бусы для мамы»

Нанизывание бусин — очень полезное и любимое ребятами занятие. «Делая маме бусы», мы решаем массу методических задач: в первую очередь, развиваем мелкую моторику, а ещё можем запоминать дни недели (надевая бусинки, произносим дни недели), месяцы года, считаем до 20-ти и обратно и т. д.

Приготовьте: шнурок и бусины.

Скажите ребёнку: «Давай сделаем маме (бабушке, кукле) бусы. Ей будет очень приятно! Возьми в руку шнурок, выбери бусинку, которая тебе понравится больше всего, и надень на шнурок. Молодец!»

4. «Солнышко»

Приготовьте: желтый картонный кружок с веселой рожицей (диаметр круга 8−10 см) и 8 желтых или красных прищепок.

Скажите ребёнку: «Что-то наши игрушки загрустили. Наверное, они скучают по солнышку, ведь оно так давно не появлялось. Я знаю, как поднять им настроение! Давай сами сделаем маленькое солнце с помощью прищепок. Возьми картонный круг и прикрепи к нему лучики из прищепок. Вот какой яркое солнышко получилось. Теперь у нас дома всегда будет тепло и весело!»

5. «Цветочная роса»

Приготовьте: стакан с водой, пипетку, картинку с изображением цветов (лучше взять заламинированную).

Скажите ребёнку: «Ко мне недавно прилетала бабочка и сказала, что очень хочет пить, а в лесу так жарко, что на цветах не осталось ни капельки росы. Я обещала ей помочь. Давай на каждый цветок на картинке капнем несколько капелек росы. Капать росу мы будем с помощью пипетки. Чтобы набрать в нее воду, нужно тремя пальцами нажать на резиновый колпачок, опустить пипетку в воду и отпустить колпачок. Теперь, когда пипетка наполнилась водой, аккуратно вынимаем ее из стакана, подносим к цветку и снова тремя пальцами нажимаем на резиновый колпачок. Видишь? Капельки воды теперь на цветке!»

6. «Помоги Маше»

Приготовьте: пластиковую форму для льда, состоящую из квадратных ячеек, детский пинцет, бусины в коробочке.

Скажите ребёнку: «Это бусинки куклы Маши. Чтобы они не укатились и не потерялись, Маша решила разложить их по ячейкам с помощью пинцета. Помоги ей». Ребенок берет пинцет, с его помощью захватывает каждую бусинку и кладет в отдельную ячейку. Бусинки можно сортировать в ячейки по цвету, форме и размеру.

7. «Малинки для мишки»

Не секрет, что мозаика — игра, весьма полезная для развития мелкой моторики. Очень важно купить правильную мозаику, в которой фишки легко вставляются в поле и вынимаются из него. Детям от 5 лет можно предлагать собрать из мозаики буквы или простые фигуры, детям помладше — выкладывать «дорожки», строить «заборчики», а совсем малышам достаточно просто вставлять в мозаичной поле фишки одного цвета.

Приготовьте: мозаичное поле, жёлтые и красные фишки.

Скажите ребёнку: «На улице стало темно, и кукла Маша боится выходить из дома. Давай сделаем из мозаики звёзды, чтобы кукле было светло и нестрашно! Для этого мы вставим в поле жёлтые фишки, это и будут наши звёзды.» При выполнении второго задания: — Наш плюшевый мишка проголодался. Он очень любит малину! Давай вставим в поле красные фишки — это будут малинки для мишки, он придет и поест.

8. «Подмети дорожку»

Все видели в аптеке резиновые «груши», но далеко не все знают, что с их помощью отлично развивается мелкая моторика.

Приготовьте: маленькую резиновую грушу, листок тонкой белой бумаги, лист жёлтого картона. Скажите ребёнку: «Наступила осень, травка пожелтела, а потом посыпался первый снег. Отрывай от белой бумаги маленькие кусочки и бросай на жёлтый лист. Это идет первый снег… Вот сколько снега намело! А теперь нужно его убрать. Давай это сделаем с помощью ветерка. Ветерок будет дуть из груши, если на нее сильно нажимать. Попробуй». Ребёнок направляет носик резиновой груши на кусочки бумаги и сильно нажимает на грушу. Струйка воздуха сдувает кусочки белой бумаги с картона. — Молодец! Дорожки опять стали чистыми!

9. «Помоги Золушке»

Приготовьте: миску, в которой гречневая крупа перемешана с фасолью, и одну пустую миску.

Скажите ребёнку: «Злая мачеха дала Золушке очень трудную работу: она смешала гречку с фасолью и потребовала, чтобы Золушка разделила их за одну ночь. А Золушке так хочется попасть на бал! Давай ей поможем — вытащим из гречки всю фасоль и сложим ее в пустую миску.» Чем младше дети, тем легче задания: малыши вынимают из гречки или риса фасоль, дети постарше — семечки, еще старше — горошинки.

10. «Огород»

Приготовьте: картонную карточку 5×10 см, мягкий коричневый пластилин, тарелочку с семенами гороха или фасоли.

Скажите ребёнку: «Давай представим, что у нас есть огород и мы решили посадить горох. Для этого сначала нужно сделать грядку. У нас она будет из пластилина. Возьми коричневый пластилин, разомни его, скатай в шарик, затем — в толстую колбаску и прикрепи ее к картонной карточке. У нас получилась грядка. Теперь будем сажать в нее семена гороха (фасоли). Для этого возьми горошинку, положи на начало грядки и вдави указательным пальцем в пластилин. Молодец! Теперь немного отступаем от горошинки и сажаем вторую, затем третью, четвёртую… Грядка с горохом готова!» Затем можно полить каждую горошину водой с помощью пипетки.

Как научить ребенка правильно держать ручку

Важно, чтобы малыш до поступления в школу учился правильному удержанию ручки и карандаша. Исправлять ошибки, переучивать захват сложно. Неправильное положение пальцев, наклон ручки и поворот кисти делают почерк неровным и неразборчивым, вызывают быструю усталость руки, влияют на осанку.

Как выглядит правильный захват:

  • ручка лежит между большим и средним пальцами, сверху прижимается указательным;
  • расстояние до пишущего стержня около двух сантиметров;
  • через кисть, лучезапястный и локтевой суставы можно условно провести прямую линию;
  • верхушка ручки или карандаша указывает на плечо ребенка.

Самые распространенные ошибки

Дети дошкольного возраста, когда начинают осваивать работу с канцелярскими предметами допускают следующие ошибки:

  1. Ребенок держит карандаш или фломастер всей рукой, зажимая в кулак.
  2. При трехпальцевом захвате большой палец согнут и направлен перпендикулярно указательному к его средней фаланги.
  3. Ручка лежит на безымянном пальце и удерживается средним, указательным и большим.
  4. Кисть изгибается внутрь, при этом верхний край предмета направлен от себя.
  5. Ребенок удерживает ручку всеми пальчиками (по типу щепотки).
  6. Пальцы располагаются у самого грифеля, или далеко так, что рука нависает над столом.
  7. При движении давит на бумагу сильно, оставляя разрывы, или слишком слабо.

Методы, как избежать ошибок

Следующие методы помогут избежать ошибок в обучении удерживания письменных предметов:

  • Правильно захватить карандаш будет легче, если безымянным пальцем и мизинцем держать небольшой кусочек бумаги.
  • На среднем пальце нарисовать точку, которая будет указывать место размещения ручки.
  • Сориентирует на трехпальцевом держании пальчиковая игра «строим дом»: ручка зажата средним и большим пальцами; указательный свободно поднимается и может стучать по ручке, как молоток.
  • Обязательно акцентировать внимание на направлении верхушки карандаша на плечо ребенка.
  • Для вырабатывания умеренной силы надавливания использовать мягкие карандаши или фломастеры.
  • Для оптимального удаления пальцев от грифеля на пишущем предмете нанести черточку, где держать.

Готов ли ребенок к школе?

Как определить, готов ли ребёнок к письму? Для этого педагогами составлено немало тестов. Например, тест «Школьная зрелость» Керна-Йорасика (его легко найти в Интернете) направлен в том числе и на выяснение того, должным ли образом подготовлена ли рука будущего школьника.

Можно предложить ребёнку выполнить и такие задания:

  1. Покажите дошкольнику нарисованный круг диаметром 3 – 3,5 см. Попросите его нарисовать точно такой же. При оценке выполнения задания учитывайте следующее:
  • Ребёнок должен нарисовать фигуру, близкую по размерам к исходной.
  • Круг должен походить на круг (пусть и не идеально ровный), не на какую-нибудь другую геометрическую фигуру.
  • Линия должна быть сплошной (непрерывной), плавной, достаточно уверенно проведённой.
  • Нажим не должен быть слишком слабым.
  • Движения ребёнка при выполнении задания должны быть свободными и уверенными.
  1. Попросите дошкольника заштриховать любой несложный силуэт (облако, мячик, грушу). Если ребёнок раньше не занимался штриховкой, покажите ему образец. Направление штриховки (горизонтально, вертикально, по диагонали) ребёнок может выбрать сам. При оценке результатов учитывайте:
  • Ровность и параллельность линий. Аккуратность выполнения.
  • Точность движений.
  • Сохранение примерно одинакового интервала между линиями.

Обратите внимание! Если мелкая мускулатура руки развита недостаточно хорошо, то ребёнок будет переворачивать лист, на котором он работает, ведь сделать это ему будет проще, чем произвольно поменять направление движения руки.
Даже если вашему ребёнку в школу не в этом году, проведите такие тесты, и вы увидите, нужно ли готовить руку малыша более тщательно и целенаправленно. Если да, то используйте способы, предложенные в статье, или придумывайте свои. И всё у вас получится.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]