Конспект занятия для детей подготовительной группы «Хохломская роспись»


История промысла

Промысел возник во второй половине XVII века в деревнях Заволжья. Хохлома – крупный росписи соответствующее название. Характерная черта – золочение деревянных поверхностей и щедрое декорирование различными узорами. Свободная кистевая манера позволяла работать сразу в двух ключевых направлениях: фоновой росписи и верховой композиции.

На левом берегу Волги располагалось немало деревень, где и процветал промысел. Жители поселков Глибино, Хрящи, Шабаши, Безделы, Мокушино привозили в Хохлому товары на продажу. Истинная родина хохломы – Ковернинский район Нижегородской области.

Окраску «под золото» часто связывают со старообрядцами Заволжья. Они преследовали «старую веру» и селились в чаще глухих лесов. Среди них было немало талантливых художников, которые посредством тонкого кистевого рисунка писали иконы и украшали древние книги. Жители Заволжья преуспели в токарном деле и резьбе по дереву. Слияние двух традиций и породило рождение хохломского промысла. Он вобрал в себе богатую подачу и вычурность иконописцев, а также традиционность форм и безупречность линий мастеров Заволжья.

Существует также несколько красивых легенд. Одна из них об иконописце Андрее Лоскуте, который в свое время бежал из столицы из-за реформ патриарха. Он нашел себе укрытие в глухом лесу и продолжал писать иконы «по старинке. Однако, патриарху донесли о местонахождении беглеца и о том, что он учит «старому» иконному письму жителей близлежащих сел. Иконописец-бунтарь сжег себя добровольно в костре, перед этим завещая своим ученикам сохранить его мастерство.

Согласно другой легенде в чаще леса жил никому не известный мастер, которым сам придумал столь роскошное письмо по дереву. Время от времени он одаривал жителей близлежащих деревень своими творениями. Спустя некоторое время слава о дивном мастере дошла до царя. Тот немедленно отправил своих подчиненных в лес, чтобы те привели основателя хохломы в палаты. Однако, мастер не захотел идти в подчинение к царю. Талантливого незнакомца так и не нашли. Так у простых людей и не отобрали простой промысел.

Посуда и не только

Мастера Заволжья в большом ассортименте производили предметы домашнего обихода: шкатулки, табакерки, столики, шкафчики. На заказ изготавливали золотую хохлому, но цена на подобную продукцию подскакивала до небес. Однако потребителей это не смущало, каждый хотел стать обладателем уникальной росписи.

С девятнадцатого века хохломская игрушка и прочие товары, декорированные красивым орнаментом, стали дорожать. Причина скрывалась в том, что существенно усложнился процесс производства. Умельцы все чаще стали использовать растительный орнамент. Да, они придерживались старинных традиций росписи, но при этом внесли в нее особы стиль письма, который и отличает промысел от иных видов ремесла.

Со временем изделия заметно укрупнились. Мастера стали использовать манеру «кудрина», характеризующуюся золотистыми цветками и листьями. Орнамент состоял из нескольких отдельных элементов, которые удивительным образом сливались в единое целое.

Самое почитаемое направление в хохломе «травное письмо», во второй половине двадцатого столетия живописцы стали использовать особый орнамент. Так и зародились характерные черты промысла.

Постепенно усложнялся колорит узора, штрихи становились тоньше, сюжет обретал определенность. В средней полосе России появились жанры искусства, отдаленно напоминающие хохлому: федоскинские миниатюры и жостовские подносы. Чуть позже заработал завод по созданию керамических изделий под гжель.

Цвета хохломской росписи

(Роспись на белом фоне)

Традиционные хохломские творения в какой-то мере парадоксальны: мастерам удавалась при помощи довольно скудной палитры цветов создавать действительно сложные композиции. Богатство и интересная фактура формировались за счет обязательной золотистой основы. «Под золото» был или фон, или ключевые элементы орнамента.

(Роспись на черном фоне)

Другие центральные цвета палитры – черный и красный. Придать полноты и многогранности рисунку удавалось за счет использования белого цвета и охры.

(Роспись на аллом-красном фоне)

Гораздо реже встречались росписи на бирюзовом, изумрудном, оранжевом, алом фоне. Истинная цель любого хохломского мастера: передать высокую идею посредством идеально подобранных цветов, создавая сложную и высокотехнологическую игру мазков.

Основные цвета

Для создания росписей «под хохлому» используют такие цвета:

  1. Черный (#000000);
  2. Красный (#FF0000);
  3. Белый (#FFFFFF);
  4. Оранжевый (#FF4F00);
  5. Отборный желтый (#FFBA00);
  6. Зеленый (#00FF00);
  7. Коричневый (#964B00);
  8. Изумрудный (#50C878);
  9. Голубой (#00BFFF).

Хохлома в песенном жанре

Изобразительное искусство часто гармонично сочетается с иными направлениями творчества. Хохломская роспись история ее развития не стала исключением. Уже на протяжении нескольких лет не теряет популярности песня, посвященная народному промыслу. Ее исполняют сольно или целыми коллективами.

Красивая мелодия, трогательные и проникновенные стихи, не могут оставить равнодушными. К слову, песня «Хохлома» не раз становилась лауреатом музыкальных конкурсов.

Элементы и мотивы хохломской росписи

Различают «верховое» и «фоновое» письмо. В первом случае мастер формирует узор на золотом фоне при помощи черных, красных и белых тонов. Именно на примере хохломских рисунков, можно предельно четко рассмотреть всю «душу» русского народа, особую подачу, теплую и немного наивную жизненную философию целого народа. Это его небезызвестные «травушки» и «колосочки», любовь к натюрмортам, где мастера особо щедро использовали яркие сочные цвета, умение посредством деликатных мазков создавать сложнейшие композиции.

(Ветки и кустики)

Травная роспись представлена мотивами «под осоку». Наиболее старый тип узора пишется завитками, мазками, мелкими ягодками, колосками по посеребренному фону. Из отдельных травинок искусные мастера могли сформировать мотив курочки или петушка, который, например, восседает на ветке среди густой листвы;

(Ягодки и листочки)

«Ягодка» и «листок» отличается от предыдущей техники более крупными «жирными» мазками. Мастера формируют овальные листья, круглые ягоды, стилизуя композиции массивными растительными формами. Особо популярными считаются узоры с виноградными гроздьями или листьями, ягодами земляники, малины, черники, крупными вишенками. На россыпи из тюльпанов, астр, лютиков, ромашек, колокольчиков мастера умудрялись расположить смородину, крыжовник и рябину;

(Строчки и узоры)

«Пряник» или «рыжик» выполняют обычно внутри чашек, блюд, пиал. Это геометрические фигуры, которые вписываются в квадрат или ромб. По . Периферию орнамента обогащаются миниатюрными деталями.

(Растительные орнаменты)

Верховое письмо всегда создается тонкими деликатными мазками. Композиция получается легкая и воздушная, будто подсвеченная золотым сиянием изнутри. Как правило, это довольно простой способ нанесения красок, позволяющий в какой-то мере импровизировать, видоизменять композицию на сове усмотрение в самый разгар работы.

При фоновом письме изначально формируют полотно с контурными начертаниями. Затем красной и черной краской закрашивают окружающий фон. Фоновая роспись более сложный и трудоемкий процесс. Здесь нет месту импровизации, а изначальную задумку нужно реализовать в точности, как придумал мастер в самом начале.

Программное содержание:

— воспитывать у детей любовь к русскому прикладному ис­кусству, расширять и обогащать знания детей;

— вызвать желание овладеть навыками в рисовании по моти­вам хохломской росписи;

-учить видеть красоту, своеобразие в изделиях мастеров Хохломы, развивать художественный вкус;

— познакомить с элементом «травка», обратить внимание на плавность линий, закрепить технические приемы в рисовании этого элемента.

Материал: ширма, готовые изделия хохломских мастеров: чашки, ложки, иллюстрации, указка, полоски белой бумаги, кис­ти, зеленая гуашь.

Предварительная работа: рассматривание изделий масте­ров Хохломы, иллюстраций, изготовление альбома совместно с детьми.

Ход занятия

Воспитатель (читает стихотворение).

Хохломская роспись — алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи, перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы. Ребята, вы уже догадались, что это красивое стихотворение написано про изделия, которые вы видите у меня на столе. А расписаны они прекрасными мастерами. Роспись эта называ­ется хохломской.

Давным-давно зародилась эта роспись. Свое название она получила от названия села Хохлома, где начали украшать дере­вянные изделия. Затем и в других тихих приволжских деревнях, затерянных в глуши нескончаемых лесов, начали расписывать деревянные принадлежности крестьянского быта. Все эти пред­меты (показ) изготовлены из дерева, а потом расписаны. Обра­тите внимание, что рисунок кажется золотым, но никакого золо­та в приготовлении этих вещей не применяется. Деревянные из­делия покрывали жидкой глиной — «вапой», пропитывали сырым льняным маслом, шпаклевали, покрывали олифой. Когда она высыхала, изделия покрывали слоем алюминиевого порош­ка. Затем их расписывали красками, сушили, натирали олифой, два раза покрывали лаком и закаливали в печи. Лак темнел и придавал изделию золотистый оттенок. Видите, сколько раз брал мастер в руки одну и ту же вещь, как долго и с любовью трудился.

Давайте рассмотрим то, что стоит у меня на столе. Обратите внимание на элементы росписи. Что вы видите?

Дети без труда узнают ягоды, цветы, листья.

Воспитатель. А какие цвета используют мастера?

Дети. Красный, зеленый, желтый, черный.

Воспитатель. Мастера наносят рисунки точным, уверен­ным движением гибкой кистью, делая плавный изгиб ветки, как бы сгибающейся под тяжестью спелой ягоды, грациозные «уси­ки» тонких травок вот-вот заколышутся на легком ветре. Хохломские мастера знают много замечательных приемов росписи -тут и крупные золотые цветы на красном фоне, и древняя «трав­ная» роспись — тонкая-тонкая черно-красная травка весело вьет­ся по золотому фону.

Эти вещи служат прекрасным украшением любой комнаты, и в то же время они нужны, полезны в быту. В комнате стано­вится светлее и уютнее от теплого золотистого блеска хохломских изделий.

Сегодня мы познакомимся с одним из основных элементов — «травкой». Посмотрите, как его правильно рисовать. На кончик кисти берем немного зеленой краски и ведем линию сверху вниз, но она не прямая, а слегка изогнута, как бы колышется от ветра. Линию ведём плавно, не отрывая кисточку от бумаги.

Детям предлагается повторить, как рисовать «травку». Проводится индивидуальная работа в ходе занятия.

Анализ. Трое ребят выбирают работы, где травка нарисо­вана плавно, аккуратно, линия тонкая. Почему выбрали эту ра­боту? Как нарисованы линии? Что в ней положительного? Какое качество работы?

Самоанализ при помощи цветовых сигналящих кружков.

Техника выполнения хохломской росписи

(В цехе художественной росписи, г. Семенов, СССР)

Подготовленные изделия из древесины сушат и грунтуют при помощи вапы или жидкой глины. Заготовки сохнут минимум 7 часов. Затем деревянная поверхность тщательно обрабатывается олифой. Всего процедуру необходимо повторить 3 – 4 раза на протяжении суток.

Следующий этап – лужение. В древесину втирают алюминиевый порошок. Процедура проводится вручную при помощи кожаного тампона. После этого изделия становятся блестящими и готовыми к росписи.

Для нанесения рисунка подойдут исключительно тонкие кисточки разных «калибров». Готовый рисунок оставляют на некоторое время подсыхать, а затем вскрывают лаком. Финальный этап – закаливание в печи при температуре +160 градусов. Именно тогда и образовывается роскошная «золотая» пленка.

Хохлома — что это такое с точки зрения мировой общественности?

В середине девятнадцатого столетия слава о хохломской росписи дошла до заграничных государств. В 1889 году была проведена выставка в столице Франции. Именно она открыла дорогу «золотому искусству» на все мировые континенты. Изделия российского промысла можно было встретить на рынках Индии, Китая, Западной Европы и т.д.

Невероятная популярность продукции заволжских мастеров стала отличным стимулом для дальнейшего развития отрасли. Существенно расширился ассортимент, помимо ложек и чашек в продажу поступили бокалы, кружки, бочонки и т.п. Наибольшим спросом на Западе пользовались братины – посудины огромного размера в виде ладьи с дюжиной ковшиков. Изделие предназначалось для массового пиршества.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]