Методическая разработка для педагогов ДОУ «Написание методических рекомендаций педагогом образовательного учреждения»


Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней

Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней.

Методическая разработка — это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.

Виды методических разработок

Методическая разработка может представлять собой:

  • Разработку конкретного урока;
  • Разработку серии уроков;
  • Разработку темы программы:
  • Разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;
  • Разработку общей методики преподавания предметов;
  • Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
  • Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

  • Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
  • Определить цель методической разработки.
  • Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
  • Составить план и определить структуру методической разработки.
  • Определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель.

Например, цель может быть следующей:

  • определение форм и методов изучения содержания темы;
  • раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы;
  • описание видов деятельности педагога и учащихся;
  • описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;
  • осуществление связи теории с практикой на уроках;
  • использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

  1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
  2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
  3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
  4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
  5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
  6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
  7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
  8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.
  9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».
  10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

Структура методической разработки

Общая структура:

  1. Аннотация.
  2. Содержание.
  3. Введение.
  4. Основная часть.
  5. Заключение.
  6. Список использованных источников.
  7. Приложения.

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

Методическая разработка темы программы

Основная часть может состоять из следующих разделов:

  1. Характеристика темы;
  2. Планирование изучение темы;
  3. Рекомендации по организации и методике изучения темы.

В характеристике темы указываются:

  • Образовательные цели и задачи темы;
  • Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;
  • Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;
  • Место и роль темы в курсе;
  • Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;
  • Дается дидактический анализ содержания материала;
  • Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;
  • Возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.

При планировании учебной темы необходимо:

  1. Продумать методику преподавания темы.
  2. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии т т.д.
  3. Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.
  4. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

Структура методической разработки урока теоретического обучения.

В основной части можно выделить следующие разделы:

  1. Методическое обоснование темы.
  2. Методические рекомендации по проведению урока.
  3. План урока (с технологической картой).
  4. Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).
  5. Список литературы (источников) для учащихся.
  6. Список литературы для педагогов.

Рекомендуемый план урока:

  1. Тема программы.
  2. Тема урока.
  3. Тип урока.
  4. Вид урока.
  5. Цель методическая.
  6. Цели образования(обучения, воспитания, развития).
  7. Материально-техническое обеспечение урока.
  8. Межпредметные и внутрипредметные связи.

Рекомендуемая технологическая карта урока:

Дидактическая структура урокаМетодическая подструктура урокаПризнаки решения дидактических задач
Методы обученияФорма деятельностиМетодические приемы и их содержаниеСредства обученияСпособы организации деятельности

Тип урока определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения.

Тип уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.):

  • Урок изучения нового учебного материала.
  • Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
  • Урок обобщения и систематизации знаний.
  • Урок контроля знаний, умений и навыков.
  • Комбинированный.

Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.) :

  • Урок по первоначальному формированию умений и навыков.
  • Урок совершенствования умений и навыков.
  • Урок по выполнению комплексных заданий (работ).

Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на уроке:

  • Лекция.
  • Беседа.
  • Самостоятельная работа.
  • Практическая работа.
  • Лабораторная работа.
  • Конференция.
  • Семинар.
  • Контрольная работа.
  • Зачет.
  • Деловая игра.
  • Экскурсия.
  • Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).

Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи:

  1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.
  2. Формирование новых понятий и способов действий.
  3. Применение понятий и способов действий.

Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока).

Дидактические методы (по Лернеру И.Я.):

  1. Информационно-рецептивный.
  2. Репродуктивный.
  3. Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.

Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.

Способы организации деятельности преподавателя и учащихся (по Молчан Л.Л.):

  1. Фронтальный.
  2. Индивидуальный.
  3. Парный.
  4. Коллективный.

Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков) , воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.).

Методическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.

  1. Методическая разработка урока в первом классе для группы учащихся с ФФНР. Тема: звуки Б-Бь
  2. Что такое «Культура речи»?
  3. Годовой план работы логопеда
  4. Что такое ЛОГОПУНКТ?
  5. Логика НОД № 4 «О хлебе, Что такое хлебозавод»

(1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Loading …

Введение

Эта работа написана в помощь учителям экспериментальных площадок по проблемно-ориентированному обучению на базе ОТСМ-ТРИЗ. Приведенные в ней примеры иллюстрируют методики, используемые в этом педагогическом подходе. Однако автор надеется, что другие педагоги, желающие описать свои методические разработки, также найдут здесь полезные советы.

Рекомендации описаны в виде шаблона. Заменяя текст шаблона на авторский текст в соответствии с данными рекомендациями, педагог сможет создать собственную методическую разработку. Этот подход заимствован у моего научного руководителя, профессора В.В. Гузеева [1], чей шаблон диссертационного исследования явился основой для моей собственной кандидатской диссертации.

Во втором разделе даны непосредственно рекомендации по созданию методической разработки, в третьем разделе – список использованной литературы.

Сущность методической работы воспитателя детей дошкольного возраста.

3

Сущность методической работы воспитателя детей

дошкольного возраста.

1. Понятие методической работы и её цели.

Успешное развитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность.

Методическая работа —

это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.

Целью методической работы

в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

Реализация этой цели методической деятельности осуществляется посредством организации деятельности таких организационных структур, как:

  • методические объединения педагогов дошкольного образования,
  • научно-методический и педагогический совет,
  • мониторинговой службы,
  • а также активного включения педагогов в работу по самообразованию.
На ДОУ в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи:
  • обучать,
  • воспитывать
  • готовить к жизни

то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества в будущем.

В связи с этим все более нетерпимыми становятся недостатки и ошибки в учебно-воспитательной работе ДОО, в управлении образованием и в самой педагогической науке.

Задача

заведующей и методиста дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства.

Сегодня в связи с необходимостью рационально и оперативно решать образовательные проблемы возрастает роль деятельности методической службы, правильная организация которой является важнейшим средством повышения качества образования, а реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности.

Поэтому нужно рассматривать организацию методической работы

в дошкольном учреждении,
как нечто первостепенное.

2.Планирование методической работы

Методическая служба

— это связующее звено между жизнедеятельностью педагогического коллектива, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом, содействующее становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.

Методическая служба ДОО в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ориентируясь на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, реализуя принципы государственной политики в области образования, призвана обеспечить:

  • достижение воспитанником установленных государством образовательных стандартов;
  • построение образовательного стандарта на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  • воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового образа жизни;
  • адаптацию ДОО к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;
  • светскость образования.

Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. — М.: Сфера, 2005. — С. 96.

Планирование методической работы в ДОО осуществляется на аналитической основе:

  • анализ внешней среды ДОО (учета требований социального заказа, нормативно-правовых документов федерального, районного, городского уровней);
  • анализ состояния ДОО (уровня здоровья, развития детей, степени овладения ими образовательной программы; уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностей родителей, школы; четкого выделения факторов, влияющих на них);
  • цели деятельности и необходимые средства их реализации определяются, исходя из результатов анализа.

Любое ДОО существует в одном из двух режимов:

  1. функционирования
  2. или развития (инновация).
1. Следовательно, в ДОО, находящаяся в режиме стабильного функционирования,

методическая служба должна обеспечивать коррекцию педагогического процесса в случаи его отклонения от технологии, методики реализации программы воспитания и обучения дошкольников.

2. Если же коллектив предполагает работать в инновационном режиме

(новое содержание обучения или реализация новых педагогических технологий), то это требует создание новой модели методической работы, обеспечивающей переход ДОО из режима функционирования в режим развития.

Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. — М.: Дрофа, 2005. С. 152.

Во всех случаях цель методической службы

— создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива. Отсюда и вытекают
основные задачи методической работы:
1. Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации.

2. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов ДОО.

3. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.

4. Координация деятельности ДОО и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников.

Основные подходы к организации методической работы в ДОУ

основаны на:

системно-деятельный подход:

понимание целей и задач деятельности ДОО, его статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;

личностно-ориентированный подход:

обеспечение более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом, направленность на развитие профессиональных и личностных качеств педагогов на примере методиста и старшего воспитателя;

дифференцированном подход

:

учет уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в ДОУ;

подход свободного самоопределения:

свободный выбор каждого педагога образовательных программ и путей самореализации;

мотивационно-стимулирующий подход:

использование различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;

коррекционный подход:

своевременное устранение выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих.

Сегодня существует проблема низкой эффективности методической работы во многих ДОО.

Основная причина — формальная реализация системного подхода, его подмена эклектичным, случайным набором рекомендаций конъюнктурного характера, насаждение надуманных приемов и способов организации воспитания и образования.

Методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки.

3.Методическое обеспечение методического процесса

Одним из стержневых условий жизнедеятельности ДОО является методическое обеспечение методического процесса. С этого начинается организация методической работы в любом ДОО.

Программно-методический комплекс ДОО отбирается с учетом:
  • ориентации на государственные требования,
  • нормативно-правовой статус дошкольного учреждения (вид, приоритетное направление),
  • особенности и законы психического развития детей,
  • специфику педагогического и детского коллективов, определяющих возможность и целесообразность каждой программы и технологии.

Через орган самоуправления ДОО — педсовет для осуществления образовательного процесса утверждается программа, наиболее способствующая условиям отбора методического обеспечения.

Таким образом, воспитательно-образовательный процесс во всех группах ДОО осуществляется по комплексной программе, которая соотносится с социальным заказом и видом ДОУ.

Результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОО зависит и от созданий условий для его реализации. Это обуславливает следующие направленности методической работы:

1. Организация РППС ДОО, соответствующей содержанию программы, интересам и потребностям детей разного возраста:

— разработка методических рекомендаций по РППС ДОО;

— обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми по программе с учетом современных требований;

— активизация педагогов в разработке атрибутов и методических пособий.

2. Соотнесение содержания воспитательно-образовательного процесса с выбранной программой:

— формирование банка данных о выполнении программы, ее отдельных разделов;

— анализ исполнений решений педсоветов, медико-педагогических совещаний.

3. Обновление содержания методического обеспечения (технологий, методик) в соответствии с современными требованиями.
4. Разработка режима дня, сетки занятий, графики работы кружков для каждой возрастной группы.
5. Отслеживание баланса двигательной и интеллектуальной, организованной и самостоятельной деятельности воспитанников.

4. Структура, формы и методы методической работы

Методы методической работы

— это упорядоченные способы деятельности по достижению целей.

Форма

— это внутренняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей.

По формам методическая работа делится на групповые и индивидуальные.

К
групповымформам относятся:

  • участие педагогов в методических объединениях города, района, ДОО;
  • организация теоретических и научно — практических конференций; педсоветы.

К
индивидуальнымотносятся
:

  • индивидуальные консультации,
  • беседы,
  • наставничество,
  • взаимопосещения,
  • самообразование.
Для того чтобы сделать правильный выбор для своего коллектива форм и методов, необходимо руководствоваться:
  • целями и задачами ДОО;
  • количественным и качественным составом коллектива;
  • сравнительной эффективностью форм и методов работы;
  • особенностями образовательного процесса;
  • материальными, морально-психологическими условиями в ДОО;
  • реальными возможностями;
  • передовым опытом и научными рекомендациями.

Наиболее эффективными формами организации методической работы являются:

  • педсовет;
  • семинары, семинары-практикумы;
  • открытые просмотры;
  • медико-педагогические совещания;
  • консультации;
  • работа творческой группы.

Внешнее повышение квалификации происходит:

  • за счет посещения курсов повышения квалификации;
  • обучение в учебных заведениях;
  • участие в работе методических объединений района.

Внутреннее повышение квалификации происходит за счет разнообразных форм методической работы с педагогами в ДОО:

  • участие в работе совета педагогов;
  • обучение на семинарах и семинарах-практикумах;
  • консультирование и др.
В методической работе особое место отводится принципу индивидуально-дифференцированного подхода к педагогической деятельности воспитателей и специалистов.

В современных условиях методическая работа с кадрами должна строиться на диагностической основе, с учетом запросов каждого педагога.

5.Методический кабинет как центр методической работы

Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет.

Ему принадлежит ведущая роль:

  • в оказании помощи в организации образовательного процесса,
  • обеспечении их непрерывного саморазвития,
  • обобщении передового педагогического опыта,
  • повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.
Методический кабинет

— это копилка лучших традиций ДОО, поэтому задача зам. зав. по ВМР:

  • сделать накопленный опыт живым, доступным,
  • научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем, как в своем рабочем кабинете.
Методический кабинет

ДОО должен соответствовать
требованиям
как:

  • информативность,
  • доступность,
  • эстетичность,
  • содержательность,
  • обеспечение мотивации и активности в развитии.

Реализация информационно-аналитической функции управления ДОО обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.

Банк информации ДОУ

Банк внешней информации Банк внутренней информации
1. Нормативно-правовые документы Законодательства РФ; 1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОО;
2. Организация методической работы в ДОО; 2. Планирование деятельности ДОО;
3. Развитие ребенка в образовательном пространстве ДОО; 3. Организация и руководство образовательной деятельности ДОО;
4. Организация взаимодействия ДОО с семьей и школой; 4. Контроль и регулирование образовательной деятельности ДОО.
5. Информация периодических изданий ДОО.
В методическом кабинете ДОО:
  • постоянно должны действовать выставки,
  • представлены материалы, отражающие мастерство педагогов (материал семинаров-практикумов;
  • план — график повышения квалификации педагогов;
  • план аттестации педагогических кадров;
  • передовой педагогический опыт и т.д.)

Таким образом, в рамках выполнения основных задач методической работы методический кабинет является центром сбора педагогической информации,

а также творческой лабораторией для педагогов и родителей.

Результатом методической работы в ДОУ должны стать:
  • обновление содержания образования и улучшение качества образовательного процесса;
  • пополнение и расширение запаса психолого-педагогических знаний;
  • оценка, анализ, диагностика результата педагогического труда;
  • конструирование педагогического процесса на основе системного анализа;
  • формирование банка данных по обмену педагогическим опытом.

Список литературы

1. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. // Управление ДОУ. — 2004. — №3. ? С. 82-85.

2. Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ. — 2006. №6. — С. 70-78.

3. Липчанская И.А. Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2009.

4. Маркова Л.С. Управленческая деятельность руководителя социального учреждения. ? М., 2005.

5. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. — Волгоград, 2007.

6. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. — М.: АРКТИ, 2009.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]