Проект«Что я знаю об истории освоения космоса?»
- 10 мая 2011
Конкурс «Детский исследовательский проект»
Номинация «Окружающий мир»
Задачи проекта:
- Знакомство с историей освоения космоса.
- Воспитание чувства патриотизма и гордости за свое прошлое и настоящее, создание самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России.
- Освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации.
- Развитие коммуникативных и организаторских способностей.
- Совершенствование навыков групповой и индивидуальной работы.
Шаги работы над проектом:
- Создание инициативной группы, ответственную за разработку и реализацию проекта. Определение руководителя проекта: Артушенко Н.В., учитель начальных классов.
- Формулировка цели проекта – расширение знаний учащихся о космонавтике, об ее основателях, первом пилотируемом полёте в космос; воспитание чувство патриотизма, гордости за нашу Родину – великую космическую державу – и наших соотечественников, в честь которых отмечается юбилейная дата – 50-летие Дня космонавтики.
- Определение задачи, которые позволят достичь цели проекта.
- Определение первоочередных мероприятия, которые необходимы для решения задач.
- Разработка плана реализации проекта.
- Определение необходимых ресурсы и составление бюджета проекта с учетом имеющихся собственных ресурсов и ресурсов, которые необходимо привлечь.
Программа мероприятий, проводимых в рамках реализации проекта:
- Лекторий для родителей «Космос для детей»;
- конкурс рисунков, посвященный празднованию 50-летия Дня космонавтики;
- внеклассное занятие «Незнайка – космонавт или…»;
- классные часы «Дорогой Гагарина» и «День космонавтики»;
- внеклассное мероприятие «Звездные дали»;
- викторина «Космическая азбука».
Полученные результаты:
1. Багаж знаний учащихся 2-4 классов нашей школы пополнился сведениями об истории освоения космоса – во время викторины, проведенной в рамках реализации проекта, ни один из заданных вопросов не остался без ответа.
2. Учащиеся 2 класса – члены инициативной группы проекта – получили опыт исследовательской работы, а также опыт проведения различных мероприятий и не только в классе, но и за его пределами. В процессе подготовки и проведения мероприятий проекта наш класс стал более дружным.
Приложение: Презентация «Что я знаю об истории освоения космоса?» (2,8 МБ).
Фото автора
Автор: Коллектив учащихся в составе: Антаков Данил, Балашов Руслан, Ведомская Евгения, Гоф Александра, Кабанов Данил, Мамонтов Дмитрий, Матюшин Иван, Моторин Илья, Николаев Данил, Папакой Дмитрий, Чернышев Иван, Шульга Наталья, ученики 2 класса МОУ «Седельниковская СОШ №1», село Седельниково Омской области. Руководитель: Артушенко Наталья Викторовна, учитель начальных классов второй квалификационной категории МОУ «Седельниковская СОШ №1», село Седельниково Омской области. Общий стаж — 9 лет, стаж работы в должности – 8 месяцев.
Проект “Этот загадочный космос”
Актуальность проекта
С древних времён люди интересовались небом, звёздами. Наши предки хорошо разбирались в «повадка» неба. Вот этот интерес и знания у старших дошкольников посещающих нашу группу…
Как поддержать интерес к неизвестному? Я считаю, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблем. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на занятиях.
Содержание занятий доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоение знаний о космосе.
Технологическая карта
Содержание | Пояснение |
Тема | «Этот загадочный космос» |
Тип | Информационно – исследовательский |
Вид | Краткосрочный |
Участники проекта | Сотрудники ДОУ, дети, родители |
Срок реализации | С 1 апреля по 12 апреля 2015 года |
Цель | Сформировать у детей представления о том, что мы живем в России на планете Земля, и что кроме Земли в космосе есть и другие планеты солнечной системы, должны знать, что первым человеком, поднявшимся в космос на ракете Восток, был россиянин и гордиться тем, что они тоже россияне. |
Задачи | 1. Продолжать расширять представление детей и родителей о многообразии космоса, истории развития космонавтики. 2. Закрепить первые представления о Вселенной в целом и о планетах Солнечной системы, их особенностях, расположении относительно Солнца. Дать представление о Луне, как единственном спутнике Земли. 3. Сформировать элементарные представления о взаимосвязи живых организмов со сменой дня и ночи. 4. Углублять и систематизировать знания детей о летательных аппаратах, животных, покоривших космос. 5. Воспитывать бережное отношение к красоте окружающего мира, любовь и уважение к профессии космонавта, к стране, ее достижениям. |
Основание для разработки проекта | Поверхностные знания детей о космосе, о первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России – День Космонавтики. Недостаточное внимание родителей к российскому празднику – День Космонавтики. |
Предполагаемый результат | У детей сформируются знания о космосе, космическом пространстве, о взаимосвязи живых организмов со сменой дня и ночи, времён года, появится желание больше знать о космосе. Дети узнают имена первых космонавтов, с уважением будут относиться к профессии космонавта. Они узнают, благодаря чему существует жизнь на Земле (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней) |
Работа с родителями | 1. Изготовление совместно родителями и детьми макета «Солнечная система», телескопа. 2. Подбор литературы по теме. 3. Оказание помощи в проведении досуга. 4. Заучивание стихов, загадок, физминуток по теме. 5. Изучение тематической папки «Разные планеты». |
План работы по проекту
Срок исполнения | Содержание работ | Ответственные |
1 апреля | Создание проблемной ситуации для детей | Воспитатели и дети |
2 апреля | 1. Оформление папки – передвижки по теме проекта. 2. Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии поисково – исследовательской активности ребёнка» | Воспитатели, родители |
3 апреля | 1. Беседа на тему «Где ночует солнце? Почему бывает зима и лето? » 2. Подбор художественной литературы, иллюстраций по теме. 3. Заучивание стихотворения Я. Аким: «Земля» | Воспитатели, дети, родители |
4 апреля | 1. Утренняя беседа-диалог о космонавтах. Чтение рассказа М.А. Познанской «Про Белку и Стрелку и их путешествие” 2. Рассматривание книг, энциклопедий о космосе. 3. Изготовление биноклей, телескопов, из бросового материала | Воспитатели, родители, дети |
5 апреля | 1. Эксперимент с глобусом и лампой: «День – ночь» 2. Знакомство с новыми стихами, загадками о космосе 3. Чтение А. Леонова «Как мальчик стал космонавтом» | Воспитатели, дети |
8 апреля | 1. Конструирование ракет из модулей. 2. Презентация «Космос» | Воспитатели, дети |
9 апреля | 1. Составление рассказов о планетах. 2. Чтение А. Леонов «Я выхожу в космос» 3. Изготовление макета: «Солнечная система» | Воспитатели, дети |
10 апреля | 1. Беседа на тему «Понятие хрупкости мира и Солнечное царство» 2. Рисование на тему: «Космос» 3. Сюжетно – ролевая игра: «Полёт на луну» | Воспитатели, дети |
11 апреля | 1. Составление рассказов «Наша планета Земля» 2. Просмотр мультфильма «Тайна третей планеты» 3. Подвижная игра «Займи место в ракете» | Воспитатели, дети |
12 апреля | 1. Выставка рисунков по теме 2. Спортивное развлечение: «Полёт в космос» | Воспитатели, дети, родители |
Заключительный результат проекта:
Работа над проектом проводилась при непосредственной помощи родителей и педагогов, работающих на группе. За этот период дети много узнали о космосе, о космонавтах, с огромным удовольствием вместе с родителями искали материал в библиотеке и в интернете, делали рисунки и поделки из бросового материала.
Проект даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с взрослыми, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.
Подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появляется интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повышается мотивационная составляющая: дети задают больше вопросов, интересуются познавательной литературой.
Вместе с воспитателями при помощи родителей изготовили модель Солнечной системы, которую использовали в исследовательской работе и на занятиях.
Отгадывание и придумывание загадок о космосе, планетах; Использовали в играх и придумывали считалки;
Рассматривание фото, иллюстраций, картинок;
Дети рисовали на тему: «День космонавтики
Изготовили атрибуты для игр.
Выполнили коллективную работу из бросового материала:
Дети экспериментировали, систематизировали полученные знания, развивали творческие способности и коммуникационные навыки.
Итогом работы над проектом было спортивное развлечение «Полёт в космос».
После участия в проекте дети внимательнее смотрят вокруг и делают удивительные открытия, замечают интересное в привычном и неприметном. Узнав о Вселенной, ребята научились находить на ночном небе широкую полосу Млечного Пути, созвездия, планеты. Может быть, то, о чем узнали ребята, им захочется рассказать своим друзьям. Это прекрасно! Пусть рассказанное станет для наших ребят и их друзей первым островком, первым «кругом» в безбрежном море знаний.
Литература.
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Космос. Грамматика в картинках.- СПб., 2005.
Дошкольное воспитание, 2010. №5. – С40-45.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. /под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М., 2010.
Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме “Покорение космоса”. М., 2003.
Скоролупова О.А. Большое космическое путешествие: Игровая неделя в ДОУ. – М., 2003.
Проектная работа: Этот загадочный космос
Ирина Кириченко
Проектная работа: Этот загадочный космос
Проектная работа на тему:
«Этот загадочный космос»
Введение
Актуальность проекта
“Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство” (К. Циолковский)
.
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не важна для современных детей. Между тем, космические пираты, участники звездных войн и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому сейчас актуально грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Я считаю, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делаяпознавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям,любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса, нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т. д.)
.
При реализации проектабыли использованы следующие подходы:
— в процессе сотрудничества, взаимодействия происходит развитие коммуникативных навыков, развивается диалогическая речь;
— совместная продуктивная творческая деятельность создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата;
— реализуя проект, участники образовательного процесса “родители – дети – воспитатели” создают триаду содружества;
— у детей развивается собственное, личностное отношение к увиденному, услышанному, чувство радости от соприкосновения с космической красотой и т. д.
Цель проекта:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Задачи проекта:
Для детей
расширять знания детей о дне космонавтики;
донести до детей значение первого полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина;
расширять знания о космосе, систематизировать представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах;
формировать познавательные интересы;
развивать творческую фантазию, воображение;
активизировать словарь: небо, звезды, планеты, спутники, космос, космонавт, Солнце, Земля, Луна;
обогащать словарь: Галактика, Вселенная, Солнечная система, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, невесомость, орбита, скафандр, метеорит, астероид;
побуждать к словотворчеству и составлению описательных рассказов;
формировать представление о себе, как жителе планеты Земля;
развивать математические способности через опытническую деятельность, посредством логических заданий и развивающих игр;
развивать опытную деятельность и экспериментирование;
воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта.
Для педагогов
обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и образовательных задач через освоение детьми образовательных областей;
создать условия для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений педагогов и специалистов ДОУ, родителей в процессе разработки и реализации проекта;
Для родителей
привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя создание книг-самоделок, участие в создании ракеты из бросового материала, составление рассказов на тему «Моя планета»
, придумывания костюма для
космонавта;
способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
Продолжительность проекта: 1,5 месяца (среднесрочный)
.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети разновозрастной группы для детей с ЗПР, воспитатели, родители воспитанников, учитель-дефектолог, психолог,педагоги дополнительного образования: рисование, арт-терапия.
Планируемые результаты:
• Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос»
;
• Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта;
• Заинтересованность детей темой о космосе,проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
• Инициативное конструирование детьми из строительного материала, бросового материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
• Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: интегрированный досуг «Большое космическое путешествие»
.
Содержание проекта
Этапы работы над проектом.
I Этап (подготовительный)
1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе. Информирование родителей о предстоящей деятельности (на родительском собрании совместное с детьми строительство ракеты из бросового материала);
2. Разработка тематического проекта по теме: «Космос»
для детей и взрослых;
3. Создание компьютерных презентаций;
4. Выставка книг, энциклопедий. Подбор сказок, стихов, загадок по теме, музыки;
5. Оформление информационного уголка для детей, календаря с отсчетом количества дней, оставшихся до праздника;
6.Подбор материала для родителей: папки-передвижки, фотогазеты;
7. Подбор и рекомендации по прочтению литературы с детьми;
8. Изготовление картотеки подвижных игр, физкультминуток, динамических пауз по теме;
9. Подготовка раскрасок, штриховок, трафаретов в соответствии с возрастом.
II Этап (реализация проекта)
Рисование (мелки)
на тему:
«Космические дали»
.
Лепка «Ракетодром»
.
Аппликация «Космический полет»
.
Художественный труд «На далекой планете»
(поделки из бумаги, картона и бросового материалов)
Конструирование из строительного материала и деталей конструктора: по образцу (схеме, чертежу, модели)
.
Конструирование из коробок, бросового материала ракеты.
Беседы с использованием презентаций.
1. Беседа «Что такое космос»
.
Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
2. Беседа «Голубая планета — Земля»
.
Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
3. Беседа «Луна — спутник Земли»
.
Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.
4. Беседа «Семья планет»
.
Цель: расширять представления детей о планетах солнечной системы.
5. Беседа «Солнце — источник жизни на Земле»
.
Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.
Проведение опытов: «Свойства воды»
,
«Что такое невесомость?»
. Оформление тематической выставки
«Я тоже в космос полечу»
.
Дидактические игры, интеллектуальные,развивающие игры: «Разрезные картинки»
,
«Путешествие в космос»
,
«Назови созвездие»
,
«Узнай планету»
,
«Что сначала, что потом»
,
«Расставь по порядку»
,
«Собери ракету»
.
Сюжетно-ролевые,режиссерские игры: «Космические спасатели»
,
«Отбор космонавтов»
,
«Полет на луну»
,
«Космическое кафе»
.
Подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры (картотека см. приложение)
Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ: — совместный досуг строим ракету, выставка совместного творчества «Моя планета»
, изготовление скафандра.
Продукты проекта:
Для детей
книжки-самоделки «Моя планета»
, составление рассказа к ним;
создание макета ракеты из бросового материала;
аппликация «Космическая ракета»
;
лепка «Космодром»
;
рисование восковыми мелками «Космические дали»
;
арт-терапия «На далекой планете»
.
Для педагогов
• разработка тематического проекта по теме: «Космос»
для детей и взрослых;создание компьютерных презентаций;
• изготовление картотеки подвижных игр, физкультминуток, динамических пауз по теме, атрибутов к ним (См. приложение)
Для родителей
• создание костюма космонавта.
III Этап (заключительный)
На заключительном этапе проекта проведено итоговое мероприятие «Большое космическое путешествие»
. На нем были закреплены основные полученные знания и подведен итог всего
проекта.
Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 4 детей (25%, на среднем уровне были знания у 7 детей (43,75%, совсем низкий уровень – у 3 детей (18,75%)
. Знания детей о
космосе были поверхностными и отрывочными, полученные, в основном, из мультфильмов, дети называли 1-2 планеты, не знали имени первого космонавта, слабо представляли, чем люди занимаются в космосе. Заключительная диагностика показала, что знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались,обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т. д. Дети увидели, насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней.Результаты итоговой диагностики: высокий уровень показали 10 детей (62,5%, средний уровень — 6 детей (37.5%,низкий уровень: 0 детей (0%)
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Заключение
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составной успешности обучения детей в детском саду. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны.
Закончив работу над данным проектом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проектзаинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Список литературы
1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство»
Санкт-Петербург ДЕТСТВО ПРЕСС. – 2014.
2. Ю. А. Вакуленко Комплексные занимательные занятия для детей 4-5 лет издательство «Учитель»
. – 2007.
3. Г. Юрмин, А. Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия. — Москва. — 1999.
4. Калашников В. О звездах и планетах.
5. Космос. Детская энциклопедия. – Москва. — 2000.
6. Леонов А. Я выхожу в космос. — Москва. — 1985.
7. Левитан Е. П. Малышам о звездах и планетах. – Москва. — 1981.
8. Почемучка. Под ред. А. Алексина. – Москва. — 1992.
9. Скоролупова О. А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва. – 2007.