Тема дня: «Русские народные игры» в системе работы по комплексно-тематическому планированию


Праздник русских народных игр

Развлечение «Праздник русских народных игр»

Цель. Приобщение детей среднего дошкольного возраста к русским народным традициям посредством подвижных игр.

Задачи.

1. Рассказать о русских народных традициях и подвижных играх.

2. Развить координацию движений, ловкость, смелость. Формировать способность к взаимодействию.

3. Воспитывать любовь и интерес к русской народной культуре.

Оборудование. Старинный сундучок, платочки, шапочка, аудиозаписи русских песен.

Ход развлечения

Ведущая. Дорогие ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о старине, поиграть в русские народные игры, в которые играли наши бабушки и дедушки. Я приглашаю вас на праздник русских народных игр.

Русский народ всегда очень любил праздники. Все одевали свои красивые наряды, ходили в гости, пели песни, танцевали, водили хороводы и играли в веселые игры. Давайте и мы с вами, не будем нарушать традиций, и начнем наш праздник с веселого хоровода.

(Дети исполняют хоровод)

Ведущая: Тысяча игр на празднике нашем! Играем, шутим, поем и пляшем! В играх рот не разевай – Смелость, ловкость проявляй!

А вы, смелые, ловкие?

Дети: Да.

Ведущая: Тогда я предлагаю вам поиграть в игру «Горелки». Дети становятся в 2 колонны по 6 человек. Ведущий с платочком (всего их 6 штук) стоит на противоположной стороне от команд. Первые в обеих командах обегают сначала свою команду, а потом стремятся первыми забрать у водящего платочек. Побеждает команда, набравшая больше платочков.

(Дети садятся на стульчики)

Ведущая: Что-то страшное я слышу! Кто-то к нам сюда идет… .

Входит Петрушка.

Петрушка: Здравствуйте, ребятишки, Девчонки и мальчишки! Я веселая игрушка. А зовут меня…. (Петрушка) . Вот я и пришел к вам в гости.

Петрушка – Расскажите мне, ребята, Как денек вы провели? Ведущая: – Всё расскажем по порядку: утром делали зарядку. Петрушка – Как? Ведущий: – Да вот так.

Под музыку выполняют упражнения

Петрушка – А потом? Ведущая: – За завтрак сели, без остатка все поели. Петрушка – Как? Ведущий: – Да вот так.

Под музыку показывают, как едят ложкой

Петрушка – А потом? Ведущий: – Во дворе мы все гуляли и снег лопатой убирали.

Петрушка – Как? Ведущий: – Да вот так.

Под музыку убирают снег лопатками

Петрушка – А потом? Ведущая: – А потом в снежки играли, и друг в друга попадали. Петрушка: Как?

Ведущая: Да вот так.

Под музыку выполняют движения, как лепят снежки.

Петрушка – А потом? Ведущий:– Обедать сели, с аппетитом все поели.

Петрушка – Как? Ведущая: Да вот так.

Под музыку как будто – обедают.

Петрушка – А потом? Ведущая: – Легли все спать. Петрушка – Как?

Ведущая: Да вот так.

Петрушка: Да я, вижу, ребятишки, день вы славно провели.

Отдохнули от души!!!

Ведущая. Посмотрите ребята, и ты Петрушка, какой интересный сундучок у меня, как вы думаете, что могли хранить раньше в нем? (ответы детей). Раньше в сундуках наши предки хранили одежду новую или ту, которую на праздники одевали. Ну ка Петрушка давай-ка заглянем в наш сундук (ведущий достает русский платок). Посмотрите, какая красота – русский народный платок. В старину женщины одевали на праздники самые красивые платки, а мужчины дарили платки своим возлюбленным. Но платочки не только носили и любовались, но и еще применяли в играх.

В одну из таких игр я предлагаю нам сейчас и поиграть.

Ждет вас новая игра — «Золотые ворота»! (проводится игра).

«Золотые ворота»

Ход игры. Играющие выбирают двух ведущих. После этого ведущие берутся за концы платка и поднимают его вверх, образуя «золотые ворота». Остальные участники игры выстраиваются один за другим и гуськом проходят в «ворота», при этом говоря:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

В первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают «ворота», задерживая одного из игроков платком. Кто попался в воротца, тот что – нибудь исполняет, откупается (песня, стих загадка, пляска). Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой.

Ведущая. Издавна русский народ называли «гостеприимным», потому, что они с уважением встречали гостей. Для гостей готовили самые вкусные угощения, самым любимым, из которых были пироги, которые пекли в русской печи и запах от которых плыл по всей округе. Ребята вы любите пироги, а с какой начинкой? (ответы детей).

Давайте же и мы с вами поиграем в игру, которая так и называется «Пирог».

Русская народная игра «Пирог»

Описание: Играющие становятся в круг. В середине садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают печь «пирог»:

Испечем ка мы пирог

Тесто мнем, мнем, мнем (имитируют руками)

А потом печем, печем, (лепят руками)

Вот, какой высоконький, (поднимают руки вверх)

Вот какой широкий, (делают шаг на зад, и разводят руки в сторону)

Вот, какой мякошенький, (мнут руками)

Режь его (машут пальцем)

Ешь его!

После этих слов играющие бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и садится на его место.

Ведущая. Как вы знаете ребята раньше не было телевизоров и люди не смотрели кино и мультфильмы, а рассказывали детям сказки, которые сочиняли сами. А еще любили загадывать загадки.

Вот и я для вас приготовила сказочные загадки.

Игры русские народные

Весёлые, подвижные игры — это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, жмурок, догонялок, скачек? Когда возникли эти игры? Кто их придумал? Наверное, на эти вопросы нельзя найти точного ответа. Эти игры, как песни и сказки, созданы народом. Они отлично закаляют тело и душу. Игры эти требуют много движений, находчивости, смекалки, ловкости и упорства. Проводятся они обычно на свежем воздухе на открытой площадке. Участвовать в таких играх могут ребята самых разных возрастов. От дошкольников до старшеклассников. Правила их просты и понятны.

  1. Салки
  2. Прятки
  3. Гуси
  4. Гори-гори ясно
  5. У медведя во бору
  6. Красоточки
  7. Жмурки
  8. Алёнушка и Иванушка
  9. Казаки-разбойники
  10. Удочка
  11. Кошки-мышки
  12. Тише едешь
  13. Али-Баба и разрывные цепи
  14. 12 палочек
  15. Слон
  16. Алёнушка и Иванушка
  17. Охотники и утки
  18. Вороны и воробьи
  19. Пограничники и нарушители
  20. Борьба в квадратах
  21. Встречная эстафета с преодолением препятствий
  22. Посади-собери
  23. Попасть прутиком по колпаку
  24. Мазай
  25. Горелки
  26. Я еду
  27. Платочек
  28. Космонавты
  29. Догонялки
  30. Охотники и утки
  31. Поезд
  32. Быстрый лыжник
  33. Бой петухов
  34. Пятнашки маршем
  35. Бег за флажками
  36. Лапта
  37. Нападают пятёрки
  38. Палочка-застучалочка
  39. Жмурки
  40. Салки команд
  41. Найди свой дом
  42. Эстафета снайперов
  43. Гора
  44. Кто больше
  45. Гонки снежных комов
  46. Льдинка
  47. Эстафета с санками
  48. Мяч салка
  49. Бабки
  50. Русские народные игры
  51. Русские народные игры 2
  52. Русские народные игры 3
  53. Русские народные игры 4
  54. Русские народные игры 5
  55. Русские народные игры 6
  56. Русские подвижные игры
  57. Русские подвижные игры 2
  58. Подвижные игры детей России
  59. Игры и потешки на празднике Ивана Купалы
  60. Славянские игры
  61. Славянские Игрища
  62. Молодецкие игры и забавы
  63. Игры в камешки
  64. Русские народные групповые игры
  65. Игры в камешки
  66. Игры с песнями и хороводами
  67. Русские народные игры по разделам
  68. Русская народная подвижная игра «Большая лапта»

Дополнительно

  • Славянские игры для детей
  • Русские народные игры
  • Методическое пособие по проведению «Игр мира» Воронеж-Москва 2008

Ссылки

  1. Русские народные игры на bibliotekar
  2. Игровая программа «Золотые ворота» на museum
  3. Казачьи детские потешки, игры и забавы на scarb
  4. Русские народные игры на folkgame
  5. Игрушки, загадки, игры, потешки… на dom-teremok
  6. Русская народная подвижная игра «кила»

Литература

  1. «Игры для всех возрастов Часть 1» (1844г)
  2. «Игры для всех возрастов Часть 2» (1844г)
  3. Покровский Е.А. «Детские игры, преимущественно русские» (1895)
  4. Волков М. «Лапта : Правила и разновидности игры» (1915)
  5. Герд И.Я. «Игры для детей всех возрастов» (1926г)
  6. Вагнер Г., Фрейер К. «Детские игры и развлечения» (1902г)
  7. Бурцев А.Е. «Детские игры и забавы» (1911г)
  8. Якуб С.К. «Вспомним забытые игры» (1988г)

«Народные подвижные игры в ДОУ»

  • 3 февраля 2014

Конкурс «Моя педагогическая инициатива — 2013»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»

«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления». В. Белинский.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое заново для себя открываем и переоцениваем, это относится к прошлому нашего народа. К сожалению, большинство очень поверхностно знакомо с русским народным творчеством. Родная культура должна стать неотъемлемой частью ребёнка, началом, порождающим личность. Знакомить с народным творчеством нужно начинать с дошкольного возраста и лучше всего через игру.

Задачи:

  • познакомить детей с русским народным творчеством (игры, считалки),
  • развивать интерес к истории народной культуры, фольклору.

Наша детство непосредственно связано с игрой. Дети очень любят играть в различные игры, но больше всего они любят подвижные игры. Подвижные игры бывают разные: сюжетные ибезсюжетные. Но хочется отдельно поговорить о народных подвижных играх.

Народные игры по своему содержанию доступны детям. В игре дети совершенствуют свои физические умения инавыки, повышают двигательную активность, развивают физические качества. Через народные игры дети расширяют свой кругозор, получают представления об окружающем мире. Большое воспитательное значение заложено в правилах этих игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения.

Народные игры часто сопровождаются весёлыми моментами, любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками, которые имеют большое эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Так, например, зачины являются как бы игровой прилюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное выполнение правил. Помимо считалок, существуют жеребьёвки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры.

Чёткие считалки, напевно-забавные певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передаётся от поколения к поколению и никогда не стареет.

Педагог, творчески используя игру как эмоционально- образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущем.

Народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой начальный этап формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

В практике дошкольного воспитания народные игры встречаются редко.

Полагаю, что предлагаемые сценарий будет представлять практический интерес для тех, кто хочет расширить представления детей о народном творчестве. Задача педагога и родителей, вернее, их святой долг – научить любить свою Родину.

Физкультурный досуг для старшего дошкольного возраста.

Занятие-конспект. Русские народные игры.

Автор: Котова Елена Леонидовна, инструктор по физической культуре, МБДОУ детский сад № 16 «Аленка», г. Спасск-Дальний, Приморский край.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]