Формы занятий по развитию речи детей раннего возраста

После двух лет жизни основную роль в развитии психики и формировании поведения играет речь. Существуют различные формы развития речи ребенка. Если до двух лет ребенок употреблял в своей речи 300 слов, то, при условии умелого педагогического воздействия, до трех лет словарь расширяется до 1000 и более слов.

Расширяя под руководством взрослого свой жизненный опыт, ребенок 2-3 лет учится устанавливать элементарные причинно-следственные связи между объектами внешнего мира, понимает и сам ставит много разнообразных вопросов.

Одной из эффективных форм развития речи малыша является ежедневное индивидуальное общение с ним. Своими вопросами и ответами на реплики малыша педагог сообщает ему информацию, которая требует дополнительного разъяснения. В процессе такого общения можно подсказать ребенку новое слово, помочь построить несложную языковую конструкцию.

Комплексные занятия

Комплексное занятие в своей структуре объединяет не менее трех речевых задач. Задачи по развитию коммуникативной активности (диалогическую и связную речь) реализуются на каждом из них; задачи словарной работы, звуковой культуры речи и грамматического строя языка в составе комплексного занятия планируются два раза в месяц. Из какой части начинать занятия определяет сам воспитатель в зависимости от сложности задач и возраста детей.

Примерная структура комплексного занятия: I неделю — коммуникативная активность + звуковая культура речи + грамматика; II неделя — коммуникативная активность + грамматика + словарь; III неделя — коммуникативная активность + словарь + звуковая культура речи.

Формы и способы формирования речевого развития у детей дошкольного возраста

Наталья Морозова

Формы и способы формирования речевого развития у детей дошкольного возраста

«Актуальность»

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д., высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку по развитию речи в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагогов и специалистов детского сада на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.

«Цель и задачи развития речи детей в ДОУ»

Целью работы педагогов ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности».

Для достижения ребенком коммуникативной компетентности педагог помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте.

«Формы развития речи дошкольников»

Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности и специфики дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога.

Основной формой нашей работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация планируется и организуется в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки. Это способствует органическому включению обучения в повседневную жизнь ребенка, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и процессом общения в группе.

Ситуация общения — это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий.

Так же в нашей работе, как одну из форм, применяем проектную деятельность. В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка.

В этой форме работы происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.

И, конечно, главной формой речевого развития детей является игра. Она побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности. Театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. Ученые установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое находится в пределах нормы. Если же развития движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, так как формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точки от пальцев.

Дидактические игры — основополагающий вид игры, т. к. именно они проходят через все детство, начиная с раннего возраста, и решают разнообразные задачи, в том числе речевые.

Педагогами активно используется интегрирование речевых занятий с изодеятельностью, аппликацией, театральной деятельностью, конструированием, что способствует развитию не только речи, но и психических функций (внимания, восприятия, мышления, пространственной ориентировки, памяти, моторики, формированию личностных качеств.

«Способы развития речи дошкольников»

Способы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.

Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные приемы — показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

Интегрированные занятия

Интегрированные формы занятия для закрепления приобретенных знаний, умений и навыков речи с детьми третьего года жизни можно проводить 1-2 раза в квартал. На этих занятиях воспитатель использует материал из разных разделов программы, объединяя несколько направлений деятельности детей (например, речевая и изобразительная, речевая и познавательная). Приоритетной на таких занятиях является коммуникативная активность детей, объединяющим моментом — тема.

В группах раннего возраста 2-3 лет целесообразно проводить учебно-игровые интегрированные занятия, которые предусматривают наличие игрового сюжета и единой сюжетной линии.

Работа с детьми дошкольного возраста по развитию речи

Алина Сергеевна Иващенко

Работа с детьми дошкольного возраста по развитию речи

В общей системе онтогенетического развития речи младший дошкольный возраст занимает особое место. Многие исследователи, изучая развитие речи ребенка в норме, отмечают необыкновенно быстрое ее усвоение за короткий период преддошкольного и дошкольного детства. Овладение речью происходит практическим путем, т. е. в процессе общения с окружающей действительностью.

Важной задачей обучения детей раннего возраста является развитие у них коммуникативной функции речи. В методологических работах В. А. Петровой, Г. М. Ляминой, М. И. Поповой и др. большое значение придается связи нового слова с обозначаемым предметом, движением, признаком, так же обращается внимание на необходимость многократного повторения взрослым и включения этого слова и предмета, который оно обозначает, в практическую деятельность ребенка.

Знание особенностей и закономерностей развития речи в норме позволяет сформулировать основные требования к содержанию обучения детей с нарушениями речи, отбору наиболее эффективных приемов, обеспечивающих коррекцию речи.

Определение содержания обучения и воспитания детей проводится одновременно с выбором детской деятельности, наиболее благоприятной для осуществления коррекционной работы – это необходимо для всестороннего развития ребенка.

Решающее значение приобретают те виды детской деятельности, в процессе которых легко обеспечивается связь слова с предметом, действием, признаком, многократность повторения слова, как взрослым, так и ребенком, а так же осуществления ребенком каких-либо действий с предметами.

Основной вид деятельности дошкольника – игра. Игре придается большое значение не только как средству развития речи, но и как средству всестороннего развития и воспитания ребенка. Использование различных игр (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др.)

для формирования
речи позволяет обеспечить связь слова с предметом, действием, признаками и включить речь в практическую деятельность детей с предметами.
На занятиях по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, развитию элементарных математических представлений и т. д., также создаются условия для развития речи с использованием наглядного материала.

Благодаря наглядной опоре можно обеспечить связь слова с реальным предметом, движением, признаком, т. е. применить прием связи слова с обозначаемым объектом, который при нормальном развитии речи используется в группах более раннего возраста. Занятия по изобразительной деятельности позволяют включить слово в практическую деятельность самих детей.

Для построения высказывания наряду с существительными в активной речи ребенка должен быть определенный запас глаголов. Исследованиями М. М. Кольцовой доказано, что ребенок значительно быстрее овладевает новыми словами, если он действует с предметом сам.

Благоприятным для формирования и развития речи детей являются и занятия по развитию элементарных математических представлений, широко оснащенные разнообразным наглядным материалом, с которым действуют дети, выполняя задания.

Система формирования речи детей младшего дошкольного возраста представляет собой постепенное развитие связной речи – от слова к словосочетанию, предложению и рассказу, от ситуативной формы до контекстной. Учитываются все особенности устной разговорной речи: ее непроизвольность, свернутость, наличие невербальных средств коммуникации, особый синтаксис и грамматика.

Главным принципом отбора и группировки материала называется тематическим. Изучение темы осуществляется на разных занятиях и играх. Условием осуществления принципа является концентрированное его изучение, т. е. изучение в течение какого-то недлительного времени, например, одной недели, ежедневно. Этим обеспечивается многократность повторения, что важно для восприятия речи детьми, и для ее активизации.

На занятиях по конструированию дети учатся составлять предмет из частей (складывать разрезные картинки, кубики)

; группировать предметы по величине, форме и цвету, что способствует
развитию мелкой моторики рук и преодолению речевого недоразвития.
Важным достижением детей в обучении считается появление у них речевой активности и желание говорить. Они отвечают на вопросы взрослых, по своей инициативе вступают в общение с воспитателем, логопедом, друг с другом. Нужно стремиться воспитывать у них навыки работы с различными игровыми и картинными материалом, который необходим при последующей работе по формированию навыков речевого общения.

Литература:

Волчкова В. Н., Степанова Н. В., «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста», Воронеж, 2001 г.

Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. «Преодоление общего недоразвития речи дошкольников»

, Москва, 1990 г.

Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», Санкт – Петербург, 2008 г

Ушакова О. С., Струнина Е. М. «Развитие речи детей 3-4 лет»

, Москва, 2010 г.

Мини-занятия

Мини-занятия речевого развития действующими программами рекомендуется использовать как особые формы становления речи в работе с детьми третьего года жизни как можно чаще (лучше — ежедневно), потому что они являются актуальными и соответствуют личностно-ориентированной модели дошкольного образования. Эта форма организации речевой деятельности может инициироваться воспитателем, тогда они предусматривается в календарном плане работы, а может возникать по инициативе детей. Педагог должен быть готовым к руководству такой речевой деятельностью малыша.

Часть слова «мини», по мнению А. Гончаренко, предполагает минимизацию:

  • по числу детей, которые одновременно заняты;
  • по продолжительности организованной деятельности;
  • по объему содержания, которое реализуется.

Количество мини-занятий, содержательное их наполнение обусловливается возрастными особенностями. В течение дня педагог может организовать сам или создать условия для самоорганизации детей десятки индивидуальных, групповых и коллективных краткосрочных мини-занятий, во время которых будет реализовываться запланированная тема.

Языковые задачи мини-занятия

На любом мини-занятии реализуются языковые задачи. На мини-занятиях дети 2 и 3 лет имеют возможность самостоятельно познавать, исследовать, комментировать сделанное, делиться впечатлениями с ровесниками и взрослыми, выбирать время для выполнение предложенного педагогом задания, реализовать право самостоятельного выбора деятельности и партнеров.

Мини-занятия можно рассматривать как инновационный подход к организации жизнедеятельности ребенка раннего возраста, ведь они способствуют как формированию понимания речи родного языка, так и развития активной речи. Инновационным компонентом в предложенных подходах является способ организации детей (подгруппами по 3-4 ребенка), форма организации (мини-занятие) содержание и компоновка материала (применение музыки и упражнений на развитие мелкой и общей моторики, изобразительная и предметная деятельность, что сопровождается речевым комментарием).

Традиционные и инновационные технологии речевого развития в работе педагога

автор: Полина Евгения Юрьевна

учитель-логопед Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка — детский сад № 67» г. Находка

Традиционные и инновационные технологии речевого развития в работе педагога

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 67» г. Находка

Традиционные и инновационные технологии

речевого развития в работе педагога

Автор-составитель:

Е.Ю. Полина – учитель-логопед

г. Находка

2020 г.

Традиционные и инновационные технологии

речевого развития в работе педагога

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает:

  • овладение детьми речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой;
  • понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.

Организация речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи.

Выбирая педагогические технологии для развития речи детей дошкольного возраста, важно, чтобы технология была не только адекватна возрастным возможностям детей, но и обеспечивала гарантированный результат развития речи в разных формах работы.

К числу таких технологий можно отнести:

  • здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии;
  • технологии моделирования;
  • «Мнемотехнику»;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технология обучения детей составлению загадок;

При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:

  • ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей;
  • воспитание культуры общения и речи;
  • технология должна носить здоровьесберегающий характер;
  • основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
  • реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
  • организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Определяющим моментом в успешном решении задач развития связной речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми.

«Мнемотехника»

Авторы: В.К.Воробъева, Т.А.Ткаченко, В.П.Глухов, Т.В.Большева, Л.Н.Ефименкова и др.

Мнемотехника представляет собой систему методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций Данная система методов способствует развитию разных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения и развитию речи дошкольников. Широко применяется при обучении детей пересказу произведений художественной литературы при разучивании стихов и др.

«Мнемотехника» использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста способствует творческому познанию дошкольниками явлений родного языка, построению самостоятельных связных высказываний, обогащении словарного запаса.

Технологии использования моделирования в речевом развитии

детей дошкольного возраста

(Т.А. Ткаченко, М.М. Алексеева, В.И. Яшина)

Использование наглядных моделей в процесс обучения детей построению связных высказываний позволяет педагогу целенаправленно формировать навыки использования в речи различных грамматических конструкций, описывать предметы, составлять творческие рассказы. Включение наглядных моделей в процесс обучения речи содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.

Наибольшее распространение в обучении детей дошкольного возраста самостоятельному рассказыванию получили схемы составления описательных и сравнительных рассказов, разработанные Т.А.Ткаченко.

Символика помогает детям определить главные признаки игрушки, удержать в памяти последовательность описания и составить описательный рассказ.

Наличие зрительного плана делает детские рассказы четкими, связными, полными, последовательными, поэтому использование моделирования целесообразно при обучении составлению не только описательных, но и повествовательных рассказов.

Технология обучения детей составлению загадок

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты.

В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества. К тому же это самый удобный способ наладить работу с родителями по развитию речи ребёнка, т. к. в домашней непринуждённой обстановке, без особых атрибутов и подготовки, не отрываясь от домашних дел, родители могут играть с ребёнком в составление загадок, что способствует развитию внимания, умению находить скрытый смысл слов, желанию фантазировать.

Информационно-коммуникационные технологии

ИКТ позволяют сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводят к необходимости использовать различные способы подачи материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы развития и обучения.

Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии

Логоритмика

– взаимосвязь речи, музыки и движения.

Пальчиковая гимнастика

— игры и упражнения на развитие мелких мышц рук (с предметами и без предметов).

Дыхательная гимнастика

– упражнения, направленные на выработку глубокого вдоха и длительного выдоха.

Артикуляционная гимнастика

— выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача — выработать точность, силу, темп, переключаемость движений.

Су-Джок

Метод Су-Джок терапии, для развития речи детей, применяется практически на всех логопедических занятиях. Его активно используют в медицине, психологии, педагогике. Эффективность и простота метода впечатляют. В чём же секрет эффективности метода, который, при правильном использовании, обязательно даст положительные результаты.

Применение Су-Джок терапии для развития речи детей, обоснованно логопедической практикой. Метод можно использовать как для коррекции, так и для профилактики нарушений речи. Су-Джок — стимулятор-массажёр, представляет собой пластмассовый шарик с небольшими шипами и разделённый на две половинки. Внутри него, находятся два кольца. Колечки сделаны из эластичной, металлической проволоки и очень хорошо растягиваются. Массаж ладоней проводится шариком, а колечками мы массажируем пальчики. При этом по всему организму ощущаются приятные, покалывающие ощущения.

Определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. За речь отвечают две зоны, находящиеся в коре головного мозга. Зона Вернике – отвечает за восприятие речи и зона Брока – за произношение звуков. По теории Су-Джок точки соответствия этим зонам, это верхние фаланги пальцев. Поэтому при массаже Су-Джок шариком, необходимо уделять внимание именно этой части кистей рук. Однако, учитывая всё выше изложенное, необходимо стимулировать и другие точки соответствия, для оздоровления всего организма.

С помощью метода Су-Джок терапии решаются многие коррекционные задачи. Такие как:

  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
  • развитие звукового и слогового анализа слов;
  • активизация словаря и совершенствование лексико-грамматических категорий;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие психических процессов;
  • развитие цветовосприятия;
  • развитие пространственно-временных представлений.

Источники:

Т. В. Большева «Учимся по сказке»

Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя»

Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»

Пак Джэ Ву «Су-Джок для всех»
Традиционные и инновационные технологии речевого развития в работе педагога

Формы проведения мини-занятий

С детьми третьего года жизни мини-занятия с речевого развития чаще всего проводятся с игрушками, и в игровой форме. Благодаря организации такой игры-занятия малыш 2 лет и в начале третьего года жизни может самостоятельно оперировать различными видами дидактических игрушек, целенаправленно пытается достичь практического результата, свои действия сопровождает речью и может занимать себя в течение некоторого времени.


Мини-занятия проводятся в групповой комнате или на прогулке с двумя-четырьмя детьми на фоне самостоятельной деятельности остальных детей. Их продолжительность составляет от 2 до 5 минут. На мини-занятии воспитатель может ознакомить ребенка с новой игрушкой, новым дидактическим пособием, способом действия с ним, определить самый высокий уровень сложности заданий для малыша 2-3 лет; может провести дидактическую упражнение, что побуждает ребенка активно использовать уже усвоенные сенсорные умения, но в других условиях, то есть манипулируя с незнакомым материалом.

Педагог может свободно выбирать среди предложенного материала такой, что адресовано ребенку, который имеет нарушения звукопроизношения, испытывает трудности в дифференцировании звуков, речи не имеет интонационной выразительности, выразительность дикции зависит от ситуации речевого взаимодействия, заметна ограниченность в пользовании средствами выразительности и тому подобное.

Развитие речи дошкольника

В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7-ми годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изу­чения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чте­нию и письму. Как считают психологи, язык становится для ребенка действительно родным.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начи­нают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других — меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними обща­ются близкие взрослые. Приведем средние данные по В.Штерну. В 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года — 1000-1100, в 6 лет — 2500-3000слов.

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет не просто ак­тивно овладевает речью — он творчески осваивает языковую действи­тельность. Он верно улавливает значения “взрослых” слов, хотя и применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей и изменением его смысла. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. К.И.Чуковский в своей замечательной книге “От двух до пяти” собрал много примеров детского словотвор­чества; вспомним некоторые из них.

“От мятных лепешек во рту — сквознячок”. “У лысого голова — босиком”. “Бабушка! Ты моя лучшая любовница!” “Пойдем в этот лес заблуждаться”. “Да что ты от меня все ухаживаешь?” “Разве в буфе­те нет хлеба?” — “Кусочек есть, только он пожилой”.

Девочка увидела в саду червяка: “Мама, мама, какой ползук!” Мальчик прибегает за вазелином: “Мама просит мазелин”. Больной ребенок требует: “Положите мне на голову холодный мокресс!” Де­вочка замечает, что запонки являются исключительной принадлеж­ностью папы: “Папочка, покажи твои папонки!”

“Муж стрекозы — стрекозел”. “Дым трубится”. “Давайте лопа­тить снег”. “Смотри, как налужил дождь!” “Отскорлупай мне яйцо!” “Я уже начаепился”. “Уж лучше я непокушанный пойду гулять”. “Мама сердится, но быстро удобряется”.

То, что ребенок усваивает грамматические формы языка и при­обретает большой активный словарь, позволяет ему в конце дошколь­ного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно для ок­ружающих передать свои впечатления об увиденном. Это не означает, разумеется, что его ситуативная речь совершенно исчезает. Она сохраняется, но, в основном, в разговорах на бытовые темы и в рассказах о событиях, имеющих для ребенка яркую эмоциональную ок­раску. Чтобы получить представление об особенностях ситуативной речи, достаточно послушать, как дети пересказывают друг другу мультфильмы или боевики, пропуская слова, недоканчивая фразы, пе­рескакивая через целые действия.

Вообще в дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми форма­ми устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения — монологи, рассказы. В них он передает другим не толь­ко то новое, что он узнал, но и свои мысли по этому поводу, свои замыслы, впечатления, переживания. В общении со сверстниками раз­вивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согла­сование игровых действий и т.п. Эгоцентрическая речь помогает ре­бенку планировать и регулировать его действия. В произносимых для самого себя монологах он констатирует затруднения, с которыми столкнулся, создает план последующих действий, рассуждает о спо­собах выполнения задачи.

Использование новых форм речи, переход к развернутым выска­зываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ре­бенком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фак­тором развития речи. Продолжает развиваться, как известно, и об­щение со взрослыми, которых дети воспринимают как эрудитов, спо­собных объяснить все, что угодно, и рассказать обо всем на свете. Благодаря общению, названному М.И.Лисиной внеситуативно-познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Но дело не только в этом. Усложняют­ся, становятся содержательными диалоги; ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать — думать вслух. Вот несколько характерных для дошкольников вопросов, с которыми они обращаются к родителям: “А куда летит дым?” “А кто качает де­ревья?” “Слушай, мама, когда я родился, откуда ты узнала что я — Юрочка?” “А можно достать такую большую газету, чтобы завернуть живого верблюда?” “А осьминог из икры вылупляется или он молоко­сосный?” “Мама, кто меня выродил? Ты? Я так и знала. Если бы па­па, я бы была с усами”.

Структура мини-занятия

В структуру мини-занятий А. Крикун рекомендует включать:

  • совместное музыкальное поздравление, которое направлено на развитие коммуникативной культуры, с элементами психогимнастики;
  • элементы изобразительной деятельности, которые сопровождаются речевым комментарием.

Все составляющие таких занятий могут быть объединены единым сюжетом, основой которого является определенная лексическая тема, например «Транспорт», «Наши игрушки», «Как зайчонок маму искал» и т. п, приложением к которой могут быть различные задачи и виды деятельности. Каждая тема требует отбора определенного материала. Целесообразно сочетать подвижные, настольные, пальчиковые игры, танцы, песни, стихотворный материал, оздоровительные упражнения, сказки; можно использовать элементы различных развивающих методик.

Мини-занятия с малышами заканчиваются совместным подведением итогов и релаксационными упражнениями.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]