После двух лет жизни основную роль в развитии психики и формировании поведения играет речь. Существуют различные формы развития речи ребенка. Если до двух лет ребенок употреблял в своей речи 300 слов, то, при условии умелого педагогического воздействия, до трех лет словарь расширяется до 1000 и более слов.
Расширяя под руководством взрослого свой жизненный опыт, ребенок 2-3 лет учится устанавливать элементарные причинно-следственные связи между объектами внешнего мира, понимает и сам ставит много разнообразных вопросов.
Одной из эффективных форм развития речи малыша является ежедневное индивидуальное общение с ним. Своими вопросами и ответами на реплики малыша педагог сообщает ему информацию, которая требует дополнительного разъяснения. В процессе такого общения можно подсказать ребенку новое слово, помочь построить несложную языковую конструкцию.
Комплексные занятия
Комплексное занятие в своей структуре объединяет не менее трех речевых задач. Задачи по развитию коммуникативной активности (диалогическую и связную речь) реализуются на каждом из них; задачи словарной работы, звуковой культуры речи и грамматического строя языка в составе комплексного занятия планируются два раза в месяц. Из какой части начинать занятия определяет сам воспитатель в зависимости от сложности задач и возраста детей.
Примерная структура комплексного занятия: I неделю — коммуникативная активность + звуковая культура речи + грамматика; II неделя — коммуникативная активность + грамматика + словарь; III неделя — коммуникативная активность + словарь + звуковая культура речи.
Формы и способы формирования речевого развития у детей дошкольного возраста
Наталья Морозова
Формы и способы формирования речевого развития у детей дошкольного возраста
«Актуальность»
В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д., высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.
Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.
Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку по развитию речи в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагогов и специалистов детского сада на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.
«Цель и задачи развития речи детей в ДОУ»
Целью работы педагогов ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности».
Для достижения ребенком коммуникативной компетентности педагог помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте.
«Формы развития речи дошкольников»
Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности и специфики дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога.
Основной формой нашей работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация планируется и организуется в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки. Это способствует органическому включению обучения в повседневную жизнь ребенка, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и процессом общения в группе.
Ситуация общения — это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий.
Так же в нашей работе, как одну из форм, применяем проектную деятельность. В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка.
В этой форме работы происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.
И, конечно, главной формой речевого развития детей является игра. Она побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности. Театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. Ученые установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое находится в пределах нормы. Если же развития движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, так как формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точки от пальцев.
Дидактические игры — основополагающий вид игры, т. к. именно они проходят через все детство, начиная с раннего возраста, и решают разнообразные задачи, в том числе речевые.
Педагогами активно используется интегрирование речевых занятий с изодеятельностью, аппликацией, театральной деятельностью, конструированием, что способствует развитию не только речи, но и психических функций (внимания, восприятия, мышления, пространственной ориентировки, памяти, моторики, формированию личностных качеств.
«Способы развития речи дошкольников»
Способы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.
Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
Наглядные приемы — показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.
Интегрированные занятия
Интегрированные формы занятия для закрепления приобретенных знаний, умений и навыков речи с детьми третьего года жизни можно проводить 1-2 раза в квартал. На этих занятиях воспитатель использует материал из разных разделов программы, объединяя несколько направлений деятельности детей (например, речевая и изобразительная, речевая и познавательная). Приоритетной на таких занятиях является коммуникативная активность детей, объединяющим моментом — тема.
В группах раннего возраста 2-3 лет целесообразно проводить учебно-игровые интегрированные занятия, которые предусматривают наличие игрового сюжета и единой сюжетной линии.
Работа с детьми дошкольного возраста по развитию речи
Алина Сергеевна Иващенко
Работа с детьми дошкольного возраста по развитию речи
В общей системе онтогенетического развития речи младший дошкольный возраст занимает особое место. Многие исследователи, изучая развитие речи ребенка в норме, отмечают необыкновенно быстрое ее усвоение за короткий период преддошкольного и дошкольного детства. Овладение речью происходит практическим путем, т. е. в процессе общения с окружающей действительностью.
Важной задачей обучения детей раннего возраста является развитие у них коммуникативной функции речи. В методологических работах В. А. Петровой, Г. М. Ляминой, М. И. Поповой и др. большое значение придается связи нового слова с обозначаемым предметом, движением, признаком, так же обращается внимание на необходимость многократного повторения взрослым и включения этого слова и предмета, который оно обозначает, в практическую деятельность ребенка.
Знание особенностей и закономерностей развития речи в норме позволяет сформулировать основные требования к содержанию обучения детей с нарушениями речи, отбору наиболее эффективных приемов, обеспечивающих коррекцию речи.
Определение содержания обучения и воспитания детей проводится одновременно с выбором детской деятельности, наиболее благоприятной для осуществления коррекционной работы – это необходимо для всестороннего развития ребенка.
Решающее значение приобретают те виды детской деятельности, в процессе которых легко обеспечивается связь слова с предметом, действием, признаком, многократность повторения слова, как взрослым, так и ребенком, а так же осуществления ребенком каких-либо действий с предметами.
Основной вид деятельности дошкольника – игра. Игре придается большое значение не только как средству развития речи, но и как средству всестороннего развития и воспитания ребенка. Использование различных игр (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др.)
для формирования
речи позволяет обеспечить связь слова с предметом, действием, признаками и включить речь в практическую деятельность детей с предметами.
На занятиях по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, развитию элементарных математических представлений и т. д., также создаются условия для развития речи с использованием наглядного материала.
Благодаря наглядной опоре можно обеспечить связь слова с реальным предметом, движением, признаком, т. е. применить прием связи слова с обозначаемым объектом, который при нормальном развитии речи используется в группах более раннего возраста. Занятия по изобразительной деятельности позволяют включить слово в практическую деятельность самих детей.
Для построения высказывания наряду с существительными в активной речи ребенка должен быть определенный запас глаголов. Исследованиями М. М. Кольцовой доказано, что ребенок значительно быстрее овладевает новыми словами, если он действует с предметом сам.
Благоприятным для формирования и развития речи детей являются и занятия по развитию элементарных математических представлений, широко оснащенные разнообразным наглядным материалом, с которым действуют дети, выполняя задания.
Система формирования речи детей младшего дошкольного возраста представляет собой постепенное развитие связной речи – от слова к словосочетанию, предложению и рассказу, от ситуативной формы до контекстной. Учитываются все особенности устной разговорной речи: ее непроизвольность, свернутость, наличие невербальных средств коммуникации, особый синтаксис и грамматика.
Главным принципом отбора и группировки материала называется тематическим. Изучение темы осуществляется на разных занятиях и играх. Условием осуществления принципа является концентрированное его изучение, т. е. изучение в течение какого-то недлительного времени, например, одной недели, ежедневно. Этим обеспечивается многократность повторения, что важно для восприятия речи детьми, и для ее активизации.
На занятиях по конструированию дети учатся составлять предмет из частей (складывать разрезные картинки, кубики)
; группировать предметы по величине, форме и цвету, что способствует
развитию мелкой моторики рук и преодолению речевого недоразвития.
Важным достижением детей в обучении считается появление у них речевой активности и желание говорить. Они отвечают на вопросы взрослых, по своей инициативе вступают в общение с воспитателем, логопедом, друг с другом. Нужно стремиться воспитывать у них навыки работы с различными игровыми и картинными материалом, который необходим при последующей работе по формированию навыков речевого общения.
Литература:
Волчкова В. Н., Степанова Н. В., «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста», Воронеж, 2001 г.
Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. «Преодоление общего недоразвития речи дошкольников»
, Москва, 1990 г.
Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», Санкт – Петербург, 2008 г
Ушакова О. С., Струнина Е. М. «Развитие речи детей 3-4 лет»
, Москва, 2010 г.
Мини-занятия
Мини-занятия речевого развития действующими программами рекомендуется использовать как особые формы становления речи в работе с детьми третьего года жизни как можно чаще (лучше — ежедневно), потому что они являются актуальными и соответствуют личностно-ориентированной модели дошкольного образования. Эта форма организации речевой деятельности может инициироваться воспитателем, тогда они предусматривается в календарном плане работы, а может возникать по инициативе детей. Педагог должен быть готовым к руководству такой речевой деятельностью малыша.
Часть слова «мини», по мнению А. Гончаренко, предполагает минимизацию:
- по числу детей, которые одновременно заняты;
- по продолжительности организованной деятельности;
- по объему содержания, которое реализуется.
Количество мини-занятий, содержательное их наполнение обусловливается возрастными особенностями. В течение дня педагог может организовать сам или создать условия для самоорганизации детей десятки индивидуальных, групповых и коллективных краткосрочных мини-занятий, во время которых будет реализовываться запланированная тема.
Языковые задачи мини-занятия
На любом мини-занятии реализуются языковые задачи. На мини-занятиях дети 2 и 3 лет имеют возможность самостоятельно познавать, исследовать, комментировать сделанное, делиться впечатлениями с ровесниками и взрослыми, выбирать время для выполнение предложенного педагогом задания, реализовать право самостоятельного выбора деятельности и партнеров.
Мини-занятия можно рассматривать как инновационный подход к организации жизнедеятельности ребенка раннего возраста, ведь они способствуют как формированию понимания речи родного языка, так и развития активной речи. Инновационным компонентом в предложенных подходах является способ организации детей (подгруппами по 3-4 ребенка), форма организации (мини-занятие) содержание и компоновка материала (применение музыки и упражнений на развитие мелкой и общей моторики, изобразительная и предметная деятельность, что сопровождается речевым комментарием).
Традиционные и инновационные технологии речевого развития в работе педагога
автор: Полина Евгения Юрьевна
учитель-логопед Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка — детский сад № 67» г. Находка
Традиционные и инновационные технологии речевого развития в работе педагога
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 67» г. Находка
Традиционные и инновационные технологии
речевого развития в работе педагога
Автор-составитель:
Е.Ю. Полина – учитель-логопед
г. Находка
2020 г.
Традиционные и инновационные технологии
речевого развития в работе педагога
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает:
- овладение детьми речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой;
- понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.
Организация речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи.
Выбирая педагогические технологии для развития речи детей дошкольного возраста, важно, чтобы технология была не только адекватна возрастным возможностям детей, но и обеспечивала гарантированный результат развития речи в разных формах работы.
К числу таких технологий можно отнести:
- здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии;
- технологии моделирования;
- «Мнемотехнику»;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология обучения детей составлению загадок;
При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:
- ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей;
- воспитание культуры общения и речи;
- технология должна носить здоровьесберегающий характер;
- основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
- реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
- организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Определяющим моментом в успешном решении задач развития связной речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми.
«Мнемотехника»
Авторы: В.К.Воробъева, Т.А.Ткаченко, В.П.Глухов, Т.В.Большева, Л.Н.Ефименкова и др.
Мнемотехника представляет собой систему методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций Данная система методов способствует развитию разных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения и развитию речи дошкольников. Широко применяется при обучении детей пересказу произведений художественной литературы при разучивании стихов и др.
«Мнемотехника» использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста способствует творческому познанию дошкольниками явлений родного языка, построению самостоятельных связных высказываний, обогащении словарного запаса.
Технологии использования моделирования в речевом развитии
детей дошкольного возраста
(Т.А. Ткаченко, М.М. Алексеева, В.И. Яшина)
Использование наглядных моделей в процесс обучения детей построению связных высказываний позволяет педагогу целенаправленно формировать навыки использования в речи различных грамматических конструкций, описывать предметы, составлять творческие рассказы. Включение наглядных моделей в процесс обучения речи содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.
Наибольшее распространение в обучении детей дошкольного возраста самостоятельному рассказыванию получили схемы составления описательных и сравнительных рассказов, разработанные Т.А.Ткаченко.
Символика помогает детям определить главные признаки игрушки, удержать в памяти последовательность описания и составить описательный рассказ.
Наличие зрительного плана делает детские рассказы четкими, связными, полными, последовательными, поэтому использование моделирования целесообразно при обучении составлению не только описательных, но и повествовательных рассказов.
Технология обучения детей составлению загадок
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты.
В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества. К тому же это самый удобный способ наладить работу с родителями по развитию речи ребёнка, т. к. в домашней непринуждённой обстановке, без особых атрибутов и подготовки, не отрываясь от домашних дел, родители могут играть с ребёнком в составление загадок, что способствует развитию внимания, умению находить скрытый смысл слов, желанию фантазировать.
Информационно-коммуникационные технологии
ИКТ позволяют сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводят к необходимости использовать различные способы подачи материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы развития и обучения.
Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии
Логоритмика
– взаимосвязь речи, музыки и движения.
Пальчиковая гимнастика
— игры и упражнения на развитие мелких мышц рук (с предметами и без предметов).
Дыхательная гимнастика
– упражнения, направленные на выработку глубокого вдоха и длительного выдоха.
Артикуляционная гимнастика
— выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача — выработать точность, силу, темп, переключаемость движений.
Су-Джок
Метод Су-Джок терапии, для развития речи детей, применяется практически на всех логопедических занятиях. Его активно используют в медицине, психологии, педагогике. Эффективность и простота метода впечатляют. В чём же секрет эффективности метода, который, при правильном использовании, обязательно даст положительные результаты.
Применение Су-Джок терапии для развития речи детей, обоснованно логопедической практикой. Метод можно использовать как для коррекции, так и для профилактики нарушений речи. Су-Джок — стимулятор-массажёр, представляет собой пластмассовый шарик с небольшими шипами и разделённый на две половинки. Внутри него, находятся два кольца. Колечки сделаны из эластичной, металлической проволоки и очень хорошо растягиваются. Массаж ладоней проводится шариком, а колечками мы массажируем пальчики. При этом по всему организму ощущаются приятные, покалывающие ощущения.
Определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. За речь отвечают две зоны, находящиеся в коре головного мозга. Зона Вернике – отвечает за восприятие речи и зона Брока – за произношение звуков. По теории Су-Джок точки соответствия этим зонам, это верхние фаланги пальцев. Поэтому при массаже Су-Джок шариком, необходимо уделять внимание именно этой части кистей рук. Однако, учитывая всё выше изложенное, необходимо стимулировать и другие точки соответствия, для оздоровления всего организма.
С помощью метода Су-Джок терапии решаются многие коррекционные задачи. Такие как:
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
- развитие звукового и слогового анализа слов;
- активизация словаря и совершенствование лексико-грамматических категорий;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие психических процессов;
- развитие цветовосприятия;
- развитие пространственно-временных представлений.
Источники:
Т. В. Большева «Учимся по сказке»
Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя»
Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»
Пак Джэ Ву «Су-Джок для всех»
Традиционные и инновационные технологии речевого развития в работе педагога
Формы проведения мини-занятий
С детьми третьего года жизни мини-занятия с речевого развития чаще всего проводятся с игрушками, и в игровой форме. Благодаря организации такой игры-занятия малыш 2 лет и в начале третьего года жизни может самостоятельно оперировать различными видами дидактических игрушек, целенаправленно пытается достичь практического результата, свои действия сопровождает речью и может занимать себя в течение некоторого времени.
Мини-занятия проводятся в групповой комнате или на прогулке с двумя-четырьмя детьми на фоне самостоятельной деятельности остальных детей. Их продолжительность составляет от 2 до 5 минут. На мини-занятии воспитатель может ознакомить ребенка с новой игрушкой, новым дидактическим пособием, способом действия с ним, определить самый высокий уровень сложности заданий для малыша 2-3 лет; может провести дидактическую упражнение, что побуждает ребенка активно использовать уже усвоенные сенсорные умения, но в других условиях, то есть манипулируя с незнакомым материалом.
Педагог может свободно выбирать среди предложенного материала такой, что адресовано ребенку, который имеет нарушения звукопроизношения, испытывает трудности в дифференцировании звуков, речи не имеет интонационной выразительности, выразительность дикции зависит от ситуации речевого взаимодействия, заметна ограниченность в пользовании средствами выразительности и тому подобное.
Развитие речи дошкольника
В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7-ми годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык становится для ребенка действительно родным.
Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.
Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других — меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные по В.Штерну. В 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года — 1000-1100, в 6 лет — 2500-3000слов.
Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет не просто активно овладевает речью — он творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения “взрослых” слов, хотя и применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей и изменением его смысла. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. К.И.Чуковский в своей замечательной книге “От двух до пяти” собрал много примеров детского словотворчества; вспомним некоторые из них.
“От мятных лепешек во рту — сквознячок”. “У лысого голова — босиком”. “Бабушка! Ты моя лучшая любовница!” “Пойдем в этот лес заблуждаться”. “Да что ты от меня все ухаживаешь?” “Разве в буфете нет хлеба?” — “Кусочек есть, только он пожилой”.
Девочка увидела в саду червяка: “Мама, мама, какой ползук!” Мальчик прибегает за вазелином: “Мама просит мазелин”. Больной ребенок требует: “Положите мне на голову холодный мокресс!” Девочка замечает, что запонки являются исключительной принадлежностью папы: “Папочка, покажи твои папонки!”
“Муж стрекозы — стрекозел”. “Дым трубится”. “Давайте лопатить снег”. “Смотри, как налужил дождь!” “Отскорлупай мне яйцо!” “Я уже начаепился”. “Уж лучше я непокушанный пойду гулять”. “Мама сердится, но быстро удобряется”.
То, что ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь, позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном. Это не означает, разумеется, что его ситуативная речь совершенно исчезает. Она сохраняется, но, в основном, в разговорах на бытовые темы и в рассказах о событиях, имеющих для ребенка яркую эмоциональную окраску. Чтобы получить представление об особенностях ситуативной речи, достаточно послушать, как дети пересказывают друг другу мультфильмы или боевики, пропуская слова, недоканчивая фразы, перескакивая через целые действия.
Вообще в дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения — монологи, рассказы. В них он передает другим не только то новое, что он узнал, но и свои мысли по этому поводу, свои замыслы, впечатления, переживания. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и т.п. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия. В произносимых для самого себя монологах он констатирует затруднения, с которыми столкнулся, создает план последующих действий, рассуждает о способах выполнения задачи.
Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи. Продолжает развиваться, как известно, и общение со взрослыми, которых дети воспринимают как эрудитов, способных объяснить все, что угодно, и рассказать обо всем на свете. Благодаря общению, названному М.И.Лисиной внеситуативно-познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Но дело не только в этом. Усложняются, становятся содержательными диалоги; ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать — думать вслух. Вот несколько характерных для дошкольников вопросов, с которыми они обращаются к родителям: “А куда летит дым?” “А кто качает деревья?” “Слушай, мама, когда я родился, откуда ты узнала что я — Юрочка?” “А можно достать такую большую газету, чтобы завернуть живого верблюда?” “А осьминог из икры вылупляется или он молокососный?” “Мама, кто меня выродил? Ты? Я так и знала. Если бы папа, я бы была с усами”.
Структура мини-занятия
В структуру мини-занятий А. Крикун рекомендует включать:
- совместное музыкальное поздравление, которое направлено на развитие коммуникативной культуры, с элементами психогимнастики;
- элементы изобразительной деятельности, которые сопровождаются речевым комментарием.
Все составляющие таких занятий могут быть объединены единым сюжетом, основой которого является определенная лексическая тема, например «Транспорт», «Наши игрушки», «Как зайчонок маму искал» и т. п, приложением к которой могут быть различные задачи и виды деятельности. Каждая тема требует отбора определенного материала. Целесообразно сочетать подвижные, настольные, пальчиковые игры, танцы, песни, стихотворный материал, оздоровительные упражнения, сказки; можно использовать элементы различных развивающих методик.
Мини-занятия с малышами заканчиваются совместным подведением итогов и релаксационными упражнениями.