Игры по ОБЖ в первой младшей группе
Самые маленькие дошкольники знакомы с наиболее часто встречаемыми предметами. В ДОУ нужно продолжать развитие представлений о ближайшем предметном, социальном и природном окружении, а также давать элементарные представления о безопасном использовании предметов и правилах поведения. Необходимо при помощи игр сформировать интерес к проблемам собственной безопасности, познакомить с первоначальными знаниями об опасных ситуациях, решая образовательные задачи:
- дать начальные знания о мире природы и возможных угрозах в нём (может укусить животное, бывают ядовитые растения);
- осваивать представления о различном транспорте: автомобилях, общественном, водном, воздушном, их составляющих частях, дать понятие красного и зелёного сигналах светофора;
- изучать предметы и их свойства;
- учить воспринимать слова «можно», «нельзя», «опасно»;
- давать начальные знания о правильном питании, образе жизни, приучать к правилам гигиены;
- знакомить с помещением группы, как вести себя в группе, в раздевалке, как вести себя на улице (брать папу или маму за руку).
В раннем возрасте у детей очень развито сенсорное восприятие мира, им важно изучать предмет тактильно. Для этого как нельзя лучше подойдут дидактические игры с использованием различных предметов, игрушек
В раннем возрасте часто знакомятся с окружающим миром с помощью игр в куклы.
У ребёнка 2–3 лет запоминание материала основано на эмоциональном к нему отношении. Поэтому в процессе игры дети легко запомнят всё, что вызывает у них интерес, они должны быть участниками происходящего. В этом помогут игры, где ребёнок сможет перевоплотиться в определённые роли. Малыши с радостью и интересом возьмут на себя роли докторов, и шофёров, и пожарных, тем самым усваивая элементарные представления об этих профессиях. Сюжетно-ролевые игры на тему «Семья» подчеркнут значение родителей в жизни ребёнка и помогут понять свою роль в семье.
Разыгрывая различные ситуации дорожного движения, дети одновременно усваивают важный материал
При проведении игры «Красный — зелёный», дети вместе с запоминанием цветом приучаются к навыкам перехода через дорогу по сигналам светофора: если воспитатель поднимает кружок красного цвета, нужно стоять на месте, если зелёного — нужно посмотреть сначала направо, а затем налево и идти вперёд.
Не стоит перегружать малышей в процессе игр излишней информацией, которую они не смогут усвоить. На этом этапе развития главным будет усвоить начальные представления о процессах окружающего мира и том, что в нём есть опасность.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Кукла заболела» (Екатерина Ашаева)
Игра «Кукла заболела» знакомит с простейшими представлениями о профессии врача, лечении болезней, заботе о своём здоровье, оказании первой помощи.
Используемые роли:
- водитель,
- 2 врача,
- санитар.
Значение игр по основам безопасности в ДОУ
Опасность может подстерегать любого человека где угодно. У взрослых людей уже сформировалась определённая модель поведения в угрожающих жизни ситуациях. Маленькие же дети наиболее уязвимы в подобных моментах. Задача взрослых — максимально подробно и доступно рассказать малышам о существующих в мире опасностях, как их избежать и как лучше поступить, если всё же они наступили. Дома от родителей ребёнок получает первые знания о возможных угрожающих безопасности ситуациях. Работники детского сада должны расширять эти знания и прививать навыки правильного поведения в непредвиденных ситуациях. К дошкольникам нужен особый подход
Им необходимо донести очень сложные вопросы, показать всю важность знаний правил по безопасности и способствовать их запоминанию. Основная деятельность детей — игровая
Информацию, преподнесённую в игре, легче донести до ребёнка, а также удобно наглядно показать и разыграть действия по предотвращению или облегчению небезопасных явлений в жизни.
Опасность может подстерегать ребёнка где угодно
Целями игр будут расширение понятий о возможных предостерегающих опасностях дома, на природе, в общении с людьми, на улице, в том числе на дороге, привитие образца безопасного поведения и получение навыков правильного действия в случае появления неблагоприятного случая.
Все возможные опасности можно обобщить в несколько категорий:
- природные опасные явления (укусы животных и насекомых, ядовитые ягоды и грибы, гроза, гололёд и т.п.);
- неприятности, возникающие от человека (грабители, похитители, драки);
- угрозы в домашнем быту (электроприборы, острые предметы);
- пожарная опасность;
- опасности на улице (дорожное движение);
- угроза здоровью (несоблюдение правил личной гигиены, неправильное обращение с лекарствами).
Ход занятия Перед тем как «войти в воду», дети выполняют несколько
гимнастических упражнений.
«Войдя в воду»
они распределяются по парам (один исполняет роль взрослого, другой
– ребенка) и берутся за руки. «Ребенок»
закрывает рот, глаза, опускает лицо в
воображаемую воду. После паузы поднимает лицо. Воспитатель напоминает, опускать
лицо в воду можно только закрыв рот.
Затем «ребенок»
выполняет следующие упражнения: приседает («уходит с головой
под воду», считает про себя до 5, встает; достает игрушку со «дна»
; дует на«воду»
;
делает быстрый выдох под «водой»
Дети в парах меняются ролями.
Карточка №15
Съедобный грибок положи в кузовок»
Цель: Закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах.
Материал. Набор картинок с изображением съедобных и несъедобных грибов (или
муляжи). Вырезанные из картона деревья (или игрушки)
. Корзина.
Ход игры
Каждое упражнение выполняется 2-З минуты. Дети в парах сидят напротив друг друга
на расстоянии вытянутой руки.
Воспитатель. Закройте глаза, протяните навстречу друг
другу руки, «познакомьтесь»
одними руками. Постарайтесь получше узнать своего
соседа. Опустите руки. Вытяните руки вперед, найдите руки соседа – «ваши руки
ссорятся». Опустите руки. Ваши руки ищут друг друга — «они хотят помириться»
Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.
После игры с детьми обсуждается, какая форма поведения партнера понравилась
больше, какие чувства возникали в ходе упражнения.
Карточка №21
Помоги се6е сам
Игра-упражнение
Цель. Обучать детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.
Картотека с целями игр по ОБЖ в средней группе
Дидактические игры по безопасности в средней группе и воспитанников младших групп в большей степени сводятся к первичному знакомству с новыми понятиями. Ребята получают информацию, «путешествуя» по волшебным странам, встречаясь там с любимыми героями мультфильмов и сказочными персонажами.
Надо помнить! Отличительной чертой четырёхлетних слушателей является выраженная двигательная активность.
Такое качество важно использовать в процессе преподавания. Часть материала должна подаваться в виде пальчиковых игр, хороводных движений, физкультминуток
Это не позволяет ребёнку потерять интерес и утратить внимательность.
Пальчиковая игра
Картотека с целями игр по ОБЖ в подготовительной группе
Картотека по ОБЖ в подготовительной группе по ФГОС с целями закрепления материала, изученного в предыдущие годы, направлена на обобщение и систематизацию знаний и умение избегать опасных для жизнедеятельности ситуаций. Для этого подходят настольные игры, творческие задания, совместная деятельность, беседы и игровые ситуации. Картотека с целями игр по ОБЖ в подготовительной группе направлена на решение следующих задач:
Будущим первоклассникам важно уметь вести себя на улице, в транспорте; уметь правильно переходить дорогу; знать и соблюдать правила дорожного движения для пешехода. К окончанию детского сада у ребят должны быть сформированы привычки, способствующие здоровому образу жизни, соблюдению личной гигиены; должны быть развиты навыки самообслуживания. Ребятам прививается бережное отношение к здоровью, воспитывается негативное отношение к поступкам, способным нанести вред организму. Ребёнок старшего дошкольного возраста должен иметь отчётливое представление о бытовых предметах, представляющих опасность, знать правила противопожарной безопасности. В возрасте 6-7 лет ребёнку необходимо обладать чёткими представлениями о поведении в общественных местах, умении выстраивать отношения с другими людьми, быть вежливым и воспитанным.
Незнакомец
Важно! Особое внимание уделять возможным последствиям от знакомства и общения с неизвестными или малознакомыми людьми