Календарно-тематическое планирование « Мы -исследователи» старшая группа.
Утро радостных встреч» Цель: Обеспечить постепенное вхождение детей в ритм жизни группы, прививать навыки культуры общения, любовь и уважение к детям и взрослым.
Утренняя гимнастика.
Инд. работа по озн. с окр. «Что где растет?». Цель: закрепить знания об овощах, фруктах, ягодах.
Инд. работа по ФЭМП «Математические раскраски». Цель: продолжить знакомство с геометрическими фигурами.
Инд. работа(Изо), лепка «Пирамидка». Цель: закрепить умение делить пластилин на кусочки, создавать композицию.
Беседа «Что из чего?». Цель: расширить знания о древесине, о ее свойствах.
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.
Дежурство в уголке природы, по столовой, по занятиям.
Подготовка к НОД
Прогулка.
Наблюдение за работой бульдозера. Цель:
расширить представление о дорожной технике.
Экспериментирование «Горячо — холодно». Цель: Научить определять температурные качества веществ и предметов.
П/и «Воробышки и автомобили». Цель: упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга.
Инд. раб. по Физо «Кто дальше бросит снежок». Задачи: выполнять правильно основные движения, определять победителя соревнований, выступая в роли судей и тренеров с (Миша С.,Миша К.,Саша Гунд.)
Д/ игра «Эхо».Цель: учить внимательно слушать и повторять только после сигнала.
Игры с выносным материалом (лопатки) Цель: развивать умение играть в малых группах, придумывать самостоятельно игровые ситуации.
Работа перед сном
:
Совершенствовать навыки заправки постели, умение аккуратно накрывать кровать покрывалом.
Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро заправит постель».
2 половина дня.
Исследование «Музыка или шум?» Цель: Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.
Игровой материал: Металлофон, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками» (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и др.).
Ход игры: Дети рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Взрослый выясняет вместе с детьми, какие из них могут издавать музыку. Дети называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, какая это песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если просто постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится (шум). Дети рассматривают коробочки со «звуками», заглядывая в них, и определяют одинаковые ли будут звуки и почему (нет, так как разные предметы звучат по- разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек. Одному из детей завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из предметов. Ребенок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета.
Театрализованная деят-ть. Магнитный театр «Морозко». Цель: Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизводить диалоги между сказочными персонажами (приобщение к театральной игре). Формировать у детей умение внимательно слушать сказку; воспитывать умение сопереживать героям, подражать; согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки.
С/р игра «Ремонтная мастерская». Цель: формирование у детей; интереса к игровой деятельности, коллективной деятельности.
Рисование «Зимняя сказка». Цель: учить рисовать деревья.
Д/игра «Что бывает зимой». Цель. Закрепить признаки зимы.
Инд. работа ( ФЭМП) «Волшебные палочки». Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.
Самостоятельная игровая деятельность по замыслу. Цель: учить играть в малых группах по самостоятельному замыслу.
Прогулка 2.
Наблюдение за звездами. Цель: рассказать о звездах.
П/игра «У медведя во бору». Цель: упражнять в беге, не наталкиваясь на других.
Д/игра «Добавь словечко». Цель:
упражнять в подборе слов, близких по созвучию.
Инд. раб. «Путаница». Цель: закрепить название частей тела.
Инд. раб. по Физо «Шире шаг!». Цель: упражнять маршировать.
Инд. раб. по ознакомлению с окружающим «Что из чего». Цель: закрепить знание.
Труд. Расчистка дорожек, запорошенных снегом. Цель. Учить правильно пользоваться лопатой, доводить начатое дело до конца.
Инд. раб. по Физо «Кто дальше бросит снежок». Задачи: выполнять правильно основные движения, определять победителя соревнований, выступая в роли судей и тренеров с (Миша С.,Миша К.,Саша Гунд.)
Игры с выносным материалом .Цель: развивать умение играть в малых группах, придумывать самостоятельно игровые ситуации
Анализ продуктов питания
Еще одним направлением для познавательной деятельности дошкольников может стать исследование продуктов питания. Это актуально, ведь по новым стандартам особое внимание уделяется формированию у будущих школьников навыков здорового питания, привитию им интереса к здоровому образу жизни. Для начала вместе с воспитателем ребята анализируют состав разных продуктов питания, узнают о том, какие важные химические вещества, микроэлементы, витамины, обязательно должны присутствовать в дневном рационе каждого человека. Для повышения мотивации начинающих исследователей воспитатель проводит ролевые игры. Дети становятся поварами, кондитерами, докторами, чтобы понять, насколько важно правильно и своевременно питаться. Исследование можно проводить не только в детском саду, но и за его пределами. Во время прогулок малыши предлагают своему воспитателю активные игры, вместе придумают шуточные задания для спортивных соревнований. Итогом работы могут стать спортивные старты, где будут представлены смешанные команды детей и их родителей. А в завершение праздника можно организовать «здоровый стол», на котором будут присутствовать только полезные продукты.
Способы активизации познавательной деятельности дошкольников
Современные Федеральные требования к воспитательным, образовательным, развивающим задачам в дошкольном образовании предполагают особое внимание к формированию у малышей инициативности, самостоятельности, познавательной активности.
Именно стремление к самостоятельному развитию считается основной характеристикой развития дошкольника. Малыш должен получать важную информацию об окружающем мире, людях, законах общественной жизни, объектах природы, естественным путем. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе выражается в целенаправленности мыслей и действий, сосредоточенности, стремлении высказывать свое мнение, проводить сравнение полученной информации.
Пример исследований о хлебе в ДОУ
Приведем пример планирования подобной работы в детском саду. Познавательно-исследовательская деятельность должна быть четко продумана, распределена по месяцам. Например, в старшей группе можно предложить ребятам тему, связанную с хлебом. Назвать такое исследование можно по–разному: «Откуда пришёл хлеб?», «Что такое белое золото?», «Почему батон покрывается плесенью?».
В зависимости от поставленных вопросов и формируется план исследований.
В сентябре начинается познавательно-исследовательская деятельность. Старшая группа занимается поиском информации о составе хлеба. Воспитатель ставит перед ними задачу установить те компоненты, которые нужны для выпекания вкусных булочек и батонов. Итогом данного этапа будет перечень ингредиентов, без которых невозможно испечь хлеб.
В октябре малыши отправляются вместе со своим наставником на экскурсию на хлебокомбинат. Они должны познакомиться визуально с технологией изготовления булок и хлеба, подтвердить ту информацию, которую собрали в сентябре о компонентах хлеба.
В ноябре дети получают домашнее задание. Они вместе с родителями должны попробовать себя в роли настоящих пекарей, освоить основные этапы создания вкусного белого хлеба.
В декабре завершается познавательно–исследовательская деятельность. Подготовительная группа приглашается на дегустацию тех вкусных пирогов и плюшек, которые вместе с мамами и папами сделали будущие первоклассники.
Изучение времен года
Интересным вариантом для исследовательской деятельности в детском саду можно считать изучение времен года. Основная цель, которую ставит при этом воспитатель – закрепить и углубить те знания, которыми уже владеют ребята. Проводить подобное исследование можно по группам. Малыши получают свои собственные задания, специальную карту наблюдений и журналы для оформления полученных результатов. Например, нужно будет понаблюдать неделю за тем, как ярко светит солнце, как часто идут дожди осенью, и зарисовать полученные результаты в журнал. Втора группа будет заниматься температурным режимом, привлекая себе на помощь родителей. Третьей части предстоит выяснить, насколько сильными за это время были ветра. После того как ребята завершат свои наблюдения, составляется полная картина. Итогом такого индивидуально–коллективного проекта будет полная характеристика погодных условий в определенный сезон. Для развития творческого воображения малышей воспитатель дает им дополнительное задание – придумать подходящую одежду для этого времени года, выполненную из нетрадиционных материалов. Лучшие работы можно «внедрить в реальность», сделав на совместном празднике родителей и детей настоящий модный показ.
Функции познавательно–исследовательской деятельности в ДДУ
Психологи выделяют несколько основных функций подобной работы, которые важны для ребенка.
- Развитие любознательности у дошкольников (познавательной инициативы).
- Усвоение дошкольником пространственных, классификационных, временных отношений.
- Переход от систематизации полученной информации на уровень практической деятельности.
- Формирование словесного запаса, мышления, внимания, навыков анализа, ведения беседы.
Познавательно-исследовательская деятельность детей способствует расширению кругозора, освоению представлений о социальном и природном сообществе, формированию простейших исторических и географических знаний.
Приёмы стимулирования саморазвития дошкольников
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе стимулируется разнообразными педагогическими приемами. В первую очередь воспитатель старается путем образности, мотивации, эмоциональности обеспечить у своих воспитанников интерес к поставленной перед ними задаче. Мудрый наставник делает вид, что сам не знает ответа на данный вопрос, и только малыш сможет помочь ему в этом, так и начинается совместная познавательно-исследовательская деятельность. Средняя группа детского сада по ФГОС также предполагает разнообразные виды проектов и исследований, проводимых под непосредственным руководством воспитателя. Постепенно педагог уходит «на второй план», предоставляя детям возможность самостоятельного получения результатов эксперимента, опыта. Для стимулирования дошкольников по мере работы воспитатель задает им вопросы: «Как ты думаешь, чем закончится твой эксперимент?», «Что нового ты узнал на данном этапе работы?».
Постепенно воспитатель становится тьютором, он уточняет алгоритм действий ребенка, помогает ему делать схемы, чертежи. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе подразумевает применение приемов творческого воображения. Ребенок учится представлять результат своей работы. Например, если перед дошкольником поставлена задача – вырастить кристаллы поваренной соли, он должен представить, как они будут выглядеть. После того как опыт будет успешно завершен, ребенок сравнивает свое первоначальное представление с реальной картинкой, делает выводы о сходстве, различии образов.
Тот опыт, который позволила накопить малышу познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе, станет его личным результатом, он сможет использовать его при обучении в школе.
Разновидности познавательной активности дошкольников
В современной педагогике выделяют несколько вариантов подобной деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников может проявляться в действиях по предложенному воспитателем образцу. Для подобного варианта наставник предлагаем малышам схемы, алгоритмы действий. Исполнительная активность состоит из принятия малышом определенной задачи, выбора варианта своих действий на основе предложенных образцов, получения личного результата.