Для каждого ребенка период дошкольного детства является очень важным временем в жизни. В это время закладываются основы его будущего, формируется характер, укрепляется здоровье, образуются и закрепляются различные жизненно важные навыки и умения, раскрываются особенности и таланты, начинается обучение и воспитание личности. Именно поэтому на этот период обращается больше всего внимания в современной педагогической науке и в практическом ее применении в детских дошкольных учреждениях. Для полноценного формирования личности ребенка и его всестороннего развития колоссальное значение имеет взаимодействие воспитателей детских садов с родителями или опекунами воспитанников.
Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста
Природа и эволюция распорядилась таким образом, что у человека рождается потомство, физически и психологически не подготовленное к самостоятельному существованию. В отличие от большинства животных, у которых детеныши рождаются полностью сформированными и способными передвигаться, дети нашего вида целиком нуждаются во внимании взрослых. Сразу после рождения и до достижения нескольких лет жизни дети не могут обходиться без поддержки и обслуживания. Все это обеспечивается им семьей или структурами, ее заменяющими.
Личность ребенка посредством воспитания и обучения формируют взрослые люди, являющиеся образцом для подражания. Это в первую очередь ближайшие родственники – мамы, папы, дедушки и бабушки, а затем воспитатели детского сада. Именно они находятся рядом с малышами в первые, самые важные годы их жизни. Поэтому на воспитание и обучение детей дошкольного возраста огромное влияние оказывает и семья, и детский сад. Для того, чтобы получить полноценного человека с крепкой психикой и физическим здоровьем, отличного подготовленного к дальнейшей жизни, деятельность родителей и воспитателей детского сада должна быть скоординированной и цельной. Для этого и служит взаимодействие между двумя самыми важными «ветвями воспитания» — семейной и общественной.
«Взаимодействие воспитателя с родителями и сотрудниками ДОУ» — презентация
«Взаимодействие воспитателя с родителями и сотрудниками ДОУ»
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ от «Об образовании».
установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.
традиционные нетрадиционные формы
коллективные – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции; индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы; наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.
информационно-аналитические; информационно-аналитические; досуговые; досуговые; познавательные; познавательные; наглядно-информационные формы наглядно-информационные формы.
направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. Сюда относятся также опрос, тесты, «Почтовый ящик», информационные корзины, куда родители могут помещать волнующие их вопросы.
совместные досуги; праздники; выставки; игры; дефиле костюмов и другие.
родительские собрания в нетрадиционной форме («КВН», «Педагогическое поле чудес», «Театральная пятница», «Педагогический случай», «Что, где когда?», «Круглый стол», «Ток-шоу», «Телефон доверия», «Викторины»); групповые консультации
информационно-ознакомительная; информационно-просветительская.
дни открытых дверей; просмотр видеороликов; выставки детских работ; совместные выставки детских рисунков и фотографий на тему «Моя семья на отдыхе», «Поделки из природного материала»; другие, в том числе с использованием ИКТ.
выпуск газеты для родителей; компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм; библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики; информационные стенды; мастер-классы по различной тематике; участие родителей в образовательном процессе, в развитии учреждения; организация родительских клубов по интересам.
рисование на тему: «Какая я мама?»; формулировка своей концепции воспитания; анализ собственных педагогических находок, неудач; обмен опытом в кругу единомышленников; создание книги о своем ребенке с его автопортретом на обложке; метод проектов (родители подключаются к выполнению совместно с ребенком определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом).
анализ педагогических ситуаций; анализ собственной воспитательной деятельности; решение педагогических задач; игровое моделирование поведения.
вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом; постановка дискуссионных вопросов; предложение для обсуждения двух различных точек зрения; приведение примеров.
Практика работы в ДОУ доказывает преимущество использования активных форм работы. При систематическом групповом взаимодействии у родителей формируется культура общения, независимое мышление. Родители чувствуют себя активными участниками образовательного и воспитательного процессов. Творчески организованная работа нацеливает родителей на использование своих знаний в конкретных ситуациях и помогает провести самоанализ деятельности.
Взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных. В процессе разных форм используются методы активизации родителей и методы формирования педагогической рефлексии.
Особенности проектной деятельности в дошкольном образовании
Метод проектов рассматривается как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии учителей, учащихся и их родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Американский педагог и философ Дж. Дьюи основал проектный метод обучения, суть которого кратко выражена лозунгом «Учиться, делая». По его словам, образовательный процесс должен строиться вокруг конкретной проблемы, решение которой актуально и значимо для ребенка в данный момент. Внешний результат будет видимым, понятным и применимым на практике. Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием обучающегося, связывая знания и навыки, компетенции и ценности.
Основная цель метода проектов — дать детям возможность самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем. Выбранная для проекта тема проецируется учителем на все образовательные области, предлагаемые ФГОС, и на различные виды детской деятельности. Это обеспечивает целостность образовательного процесса. Интеграция знаний из разных тематических областей формирует целостное видение окружающего мира, развивает познавательный интерес ребенка, позволяет ему «прожить» тему в разных видах деятельности (мышление, речь, труд, творчество и т.д.), усвоить больше информации, понять связи между предметами и явлениями и получить ощутимый результат. Итак, проектная деятельность — это особый вид интеллектуально-творческой деятельности; совокупность приемов, операций для овладения определенной областью практических или теоретических знаний, той или иной деятельностью; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологии), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Особенностью проектной деятельности в системе дошкольного образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающей среде, сформулировать проблему, определить цель (идею). Поэтому в образовательном процессе центров ECE проектная деятельность носит совместный характер, в которой участвуют дети и педагоги центра ECE, а также родители. Степень участия детей в проектной деятельности зависит от их возрастных особенностей: в младших группах дети наблюдают за деятельностью педагога и родителей, в среднем возрасте дети начинают участвовать в реализации проекта, в старшем возрасте они являются полноправными участниками проекта.
Совместные проекты детского сада и семьи особенно важны, так как позволяют «создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых (включая родителей)».
Опыт коллективного творчества осуществляется на фоне общих положительных эмоциональных переживаний, что способствует развитию дружеских отношений между детьми.
Дети чувствуют себя несчастными, когда они находятся вне коллектива. Поэтому для развития детей необходимы парные, групповые и фронтальные проекты.
Парный проект выполняется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе в одном пространстве, решать общую проблему, выбирать адекватные способы ее решения. Групповой проект выполняется группой участников (от 3 до 10-12 человек).
Принцип социального партнерства как новая философия взаимодействия ДОО и семьи
Дошкольная организация как организационная система характеризуется открытостью и однородностью факторов ее внутренней среды, а также связью с внешней средой. Семья, наряду с государством, выступает в качестве субъекта социального порядка. Субъекты социального заказа выступают в качестве социальных партнеров центров ECE.
Термин «социальное партнерство» появился в России в связи с изменением форм собственности. Первоначальный смысл термина заключался в том, что представители работодателей и работников должны решать проблемы взаимоотношений путем переговоров, находить компромиссы и достигать соглашения на взаимовыгодной основе.
Распространение экономических отношений во всех сферах государства расширило понятийный аппарат этого термина. Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации социальное партнерство — это система отношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти и органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей при регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).
По мнению экономиста Б. М. Генкина, «социальное партнерство — это идеология, формы и методы согласования интересов социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия». Таким образом, анализ определений показывает, что понятие «социальное партнерство» основано на конструктивном взаимодействии участников. Эта основа также отражена в определениях социального партнерства в образовании.
Правовой основой социального партнерства в сфере образования являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон «Об образовании в Российской Федерации», Закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях», Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях», Указ Президента Российской Федерации от 31.08.1999 № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской Федерации». На муниципальном уровне правовую основу организации социального партнерства составляют федеральные законы «О местном самоуправлении в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также соответствующие законы субъектов Российской Федерации, принятые в развитие указанных федеральных законов. Образовательный стандарт дошкольного образования ФГОС показывает важность социального партнерства, объясняя основные принципы помощи и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития ребенка и его взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; знакомя детей с социокультурными нормами и традициями семьи, общества и государства.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования решает задачи формирования общей культуры воспитанников, взаимодействия образовательных и общественных объединений, а также развития личностных ценностей и установок воспитанников и обучающихся.
В рамках модели дошкольного образования (ФГОС ДО), основанной на ФГОС ДО, партнерство означает, что отношения обеих сторон основаны на совместной ответственности за образование детей. Кроме того, концепция партнерства подразумевает, что семьи и центры ECE равны, имеют общие цели и работают вместе для их достижения