Программа для детей с умственной отсталостью «Сказкотерапия»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая коррекционная программа «Сказкотерапия»
для обучающихся, воспитанников сумственной отсталостью в умеренной, тяжелой степени, составленана основе рабочей коррекционной программы по сказкотерапии для 1- 4 классов Н. Погосова «Погружение в сказку».
Упражнения, входящие в курс «Сказкотерапии», являются благодатным материалом для развития у умственно отсталых детей связной устной речи. Композиционная четкость, однозначность логических связей создают благоприятные условия для первоначальной тренировки в передаче содержания. Использование прекрасного художественного и педагогического приема «нанизывание» повторяющихся диалогов, сцен, эпизодов активизирует речь учащихся, помогает сломать психологический барьер молчания. Игры с имитацией действий сказочных героев решают задачу координации движений, согласованности действий рук, способствуют развитию ловкости, точности движений, помогают детям с задержкой развития лучше овладеть своими способностями, осознать пластические возможности движений при создании образов. Театрализованные игры позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазий, учат замечать свои промахи и ошибки других. Ребёнок становится раскрепощённее, контактнее, учится чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Занятия курса «Сказкотерапия» аккумулируют в себе элементы пластики, ритмики, риторики, этики и эстетики. Акцент делается на развитие личностных качеств ребенка, его духовного мира и физического здоровья. Большое место в программе уделено работе над нарушениями звукопроизношения, расстройствами артикуляции (дизартрии, дислалии, ринолалии). Необходимо использование массажа для губ, языка (поглаживание, растирание, разминание, вибрация). Программа предполагает использование упражнений, направленных на формирование правильного речевого дыхания длительного и плавного вдоха и выдоха. Многие сказки дают возможность для изготовления аппликаций и поделок, рисования и раскрашивания, лепки. Это развивает мелкую моторику рук.
В связи с этим коррекция нарушений, исправляемых данной программой, является необходимой в структуре работы с данной категорией детей. Коррекционно-развивающие занятия направлены на реализацию особых образовательных потребностей, обучающихся с умственной отсталостью.
Цель:
формирование позитивной Я-концепции: повышение уверенности в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка и коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии и социально — психологических игр на основе эклектического подхода. коррекция основных психических процессов (восприятие, память, внимание, наблюдательность, фантазия, воображение, коммуникабельность и положительные качества личности, раскрытие и развитие творческих способностей обучающихся).
Проект » Сказкотерапия»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка — детский сад №5 «Аленький цветочек»
АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗКОТЕРАПИЯ»
Исполнитель: Музыкальный руководитель МБДОУ ЦРР — Д/С №5 «Аленький цветочек» Каракулова Юлия Олеговна.
г. Горячий Ключ. 2012 год
СОДЕРЖАНИЕ.
1 . ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ. 3
2. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ТЕОРИИ. 4
3.ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗКОТЕРАПИЯ». 9
4.РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ В ПРАКТИКУ . 10
ЛИТЕРАТУРА. 12
Использование технологии «Сказкотерапия» на музыкальных занятиях.
1 . Формулировка проблемы. Музыка играет большую роль в эстетическом воспитании дошкольника. Правильно и хорошо организованное слушание музыки помогает развитию кругозора и воображения ребенка, обогащает его целым рядом впечатлений, развивает его слух, музыкальную память, воспитывает у детей умение понимать содержание музыки, ее характер, способствует развитию внимания и сосредоточенности. Но к сожалению, некоторые дети невнимательно слушают музыку, отвлекаются во время пения, не хотят заниматься, не испытывают интереса к музыкальным занятиям, речь некоторых детей недостаточна точна и выразительна; они не могут адекватно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве, затрудняются развивать сюжет при прослушивании музыкальных произведений. Отсутствие богатого литературного и жизненного опыта ограничивает творческие и речевые возможности детей. Дошкольники проявляют большой интерес к волшебным сказкам, осмысленно воспринимают их. Но в основном их знания и впечатления базируются на материале телепередач. Необходима специальная работа по привлечению внимания детей с помощью элементов сказок на занятиях, развитию навыков творческого рассказывания на основе знакомства со сказками. Участники. Дети, родите¬ли, педагоги. Организация работы проводится по трем направлениям: • Групповая и индивидуальная работа с детьми. • Взаимодействие и просветительская работа с родителями. • Совместная работа педагогов ДОУ.
Цели. Повышение внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, развитие творческих способностей, познавательного интереса. Задачи: • Развивать произвольное внимание, память, мышление, воображение, фантазию, творческие способности. • Развивать сенсорно-перцептивную сферу, познавательный интерес. • Развивать речь, обогащать активный словарь. • Обогащать положительный эмоциональный опыт.
Предполагаемые итоги реа¬лизации технологии. • Повышения внимания на музыкальных занятиях. • Повышение эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения. • Обогащение информации о себе, о природе, об окружающем мире, о социальных отношениях. • Развитие у детей познава¬тельной активности, творческих способностей. • Умение детей вес¬ти себя в различных си¬туациях, применяя положительный опыт на примере поведения сказочных героев. • Позитивное оптимистичное отношение к жизни.
2. Изучение методической литературы. Систематизация теории.
Свою работу я начала с изучения специальной литературы, ознакомилась с работами авторов современных программ и методик. В настоящее время разработаны педагогические и психолого-педагогические технологии по сказкотерапии, в том числе: Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии, Капская А.Ю., Мирончик Т.Д. Подарки фей, развивающая сказкотерапия для детей, Шорохова О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников и др.
Сказкотерапия эффективно используется для формирования благоприятных условий формирования креативных качеств личности. Дети, которые воспитываются на народных сказках, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке. Активно включая сказки в занятия с детьми, педагоги развивают фантазию, логику, внимание, наблюдательность, учат малышей сопереживанию. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, сами сочиняя сказки или придумывая творческие рассказы. Таким образом, сказки открывают ребенку удивительный мир. Виды сказок: • художественные (авторские истории, мудрые древние сказки) • народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему) • сказки о животных, природе, растениях, явлениях; • бытовые сказки; • страшные сказки; • волшебные и фантастические сказки. Классификация сказок, применяемых на занятиях. • Дидактические сказки, в форме учебного задания. • Медитативные сказки (для снятия психоэмоционального напряжения). • Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли. • Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать. По сложившейся в литературоведении традиции существует еще другое деление сказок. Это три группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые. • Сказки о животных. Сказки о животных обычно невелики, но содержательны, составляют какой-либо один эпизод или приключение. Героями являются животные, которых фантазия народа наделила разумом, даром речи и поступками, сходными с человеческими. Сказки о животных являются духовным наследием народа, которое досталось от прошлых эпох. В этих сказках показаны черты животных, но условно подразумеваются черты человека. Животные делают обычно то, что делают люди, но в этих сказках животные чем – то похожи на человека, а чем – то нет. Здесь животные говорят на человеческом языке. Главная задача этих сказок – высмеять плохие черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному. Самые элементарные и в тоже время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости – ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Детские сказки о животных затрагивают социальные и этические проблемы в доступной для детского восприятия трактовке. • Волшебные сказки. В волшебных сказках элементы фантастики преобладают над реальным изображением жизни, в них наряду с людьми участвуют чудесные помощники и волшебные предметы, происходят необычные события в фантастической обстановке. Фантастические образы и события были обусловлены бытом, традицией, наукой, особенностями художественного мышления народа. Волшебная сказка – это художественное произведение с четко выраженной идеей победы человека над темными силами зла. В них привлекательны развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. В этих сказках две группы героев: добрые и злые. Обычно добро побеждает зло. Волшебные сказки должны вызвать восхищение добрыми героями и осуждение злодеев. Они выражают уверенность в торжестве добра. Волшебные сказки объединяет волшебство: превращения. • Бытовые сказки. Бытовые сказки – им характерен переход от волшебства к быту. Часто в них реалистические элементы подаются в виде приключения. В группу бытовых сказок можно включить сказки с реально-бытовым, авантюрным, сатирическим содержанием. Детям дошкольного возраста наиболее понятны и близки сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами… Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир. В бытовых сказках говорится об отношении социальных классов. Эти сказки отличаются от волшебных тем, что вымысел в них не носит ярко выраженного сверхъестественного характера. Действие положительного героя и его врага в бытовой сказке протекает в одном времени и пространстве, воспринимается слушателем как повседневная реальность. Бытовые сказки имеют большое воспитательное и познавательное значение. Ребята узнают об истории народа, его быте. Эти сказки помогают нравственному воспитанию учащихся, так как они передают народную мудрость. Особенности сказки. • Значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения. • Четкая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью. • Схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание. • Активное развитие действия, выражающееся в быстром переходе от одного момента к другому и к развязке; усвоить определенную терминологию. Таким образом, сказка – жанр устного народного творчества; художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового характера. Несмотря на классификацию сказок, каждая из них несет в себе огромное воспитательное и познавательное значение для ребенка. Психологические истоки привязанности детей к сказкам, удовлетворяющим определенные потребности детского возраста, заключаются в том, что детям нужны сказки, так как они являются необходимой пищей для развития личности. Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Ребенок спрашивает себя: Кто я? Откуда произошел? Как возник мир? Как появились люди и животные? В чем смысл жизни? Эти жизненно важные вопросы осмысливаются малышом не абстрактно. Он думает о собственной защите и убежище. Есть ли вокруг него какие-то еще добрые силы, кроме родителей? А сами родители — являются ли они доброй силой? Что происходит с ним самим? Сказки дают ответы на эти животрепещущие вопросы. Многие психологи и педагоги отмечают, с каким упорством дети требуют повторения сказки с теми же деталями и подробностями, без изменения малейших мелочей, даже интонации при рассказывании. Дети в отношении сказок довольно долго остаются консервативными. Ребенку хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый раз, ему приятно эти слова узнавать, усваивать в первоначальной последовательности, испытывать, как и при первой встрече с ними, те же чувства и в том же порядке. По мнению Б. Беттельхайма, это стереотипное поведение дает ребенку уверенность, что и на этот раз все кончится хорошо. Детское сознание наделяет игрушки, животных, различные предметы определенными человеческими характерами, основываясь на их «внешности» или «поведении» и проводя аналогию с внешностью и поведением реальных людей. Ребенок легко входит в непривычную для него сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Королевича или Белоснежку, и вместе с тем так же свободно переключается на прозаическую повседневность. Кроме ожидания необычайного, чудесного, волшебного, детскому возрасту присуща еще одна потребность. Ребенок хочет подражать окружающим его сильным, смелым, ловким, умным взрослым, но ему не всегда это удается. В сказке же все возможно. Для педагогов же особо значима проблема эстетического воспитания детей на материале сказки. Сказка, как образное отражение мира требует от ребенка особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности; чувства образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения сказочных героев. Дети всегда открыты сказке, ведь в ней нет прямых наставлений: здесь главный герой всегда проявляет положительные и высоконравственные качества дружелюбия, честности, отзывчивости, самоотверженности и даже героизма, являясь для детей примером для подражания. Поэтому воспитательный эффект сказки ни с чем не сравним. В сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, особенностям народной культуры, к повадкам животных, что стимулирует познавательный интерес к окружающему миру. Существует много методов и способов работы со сказкой для развития различных способностей ребенка. Процесс сочинения сказки – одна из форм творческой деятельности ребенка, которая проявляется как результат индивидуального опыта, его ответная реакция на изменения в окружающем мире, системе потребностей и ценностей. Изучая методическую литературу, я узнала, что, соответствуя буквальной расшифровке значения слова «Сказкотерапия» — лечение сказками, этот метод был инструментов психотерапевтов – как один из способов коррекции отклонений в психическом развитии. По мнению же И. Вачкова, доктора психологических наук, назвать сказкотерапию только медицинским – клиническим психотерапевтическим методом нельзя, так как сказку используют не только врачи, но и психологи и педагоги. И каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решить свои профессиональные задачи. Один из самых авторитетных в этой области психолог Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева определяет сказкотерапию как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека. Резюме. Актуальность и новизна сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка. Преимущества технологии «Сказкотерапия» • Через анализ, придуманной ребенком сказки, педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях. • Находясь в драматической реальности, ребенок и педагог эмоционально защищены. Возрастает доверие. • Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь. • Обращаясь к сказкотерапии, педагог может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности. • В процессе занятий ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет. • Сказкой можно передать ребенку, родителям и педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации. Основные задачи технологии. • Способствовать социальной адаптации. • Формировать позитивную модель поведения в реальной жизни. • Способствовать развитию стремления к успеху, веры в свои силы. • Формировать положительные черты характера. • Развивать познавательный интерес. • Способствовать формированию положительных межличностных отношений. • Формировать эстетический вкус. • Обогащать положительный эмоциональный опыт. • Воспитывать патриотические качества, гражданскую позицию. Сказкотерапия привлекательна тем, что имеет немного ограничений по сравнению с другими подходами. Так, например, у нее нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, легенда, басня, баллада, песня и т. д. Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов. Но, важно помнить, что в каждом случае свои комбинации, акценты. 3.Внедрение в практическую деятельность технологии «Сказкотерапия». Сказки в своей деятельности с детьми я использовала всегда, в основном в праздниках и развлечениях. Когда я поставила перед собой задачу повышения внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, то решила более тщательно подойти к использованию этого мощного средства в своей деятельности. В моей практике основные задачи «сказкотерапии»: • повышение внимания детей на занятиях, • развитие эмоциональной отзывчивости, • развитие воображения, фантазии, творческих способностей.
В процессе использования технологии можно применять методы и приёмы: куклотерапии, арттерапии, релаксирующие приемы песочной терапии, психогимнастику, мнемотехнику, моделирующую технику, пальчиковые игры, словесное комментирование, словесное фантазирование по музыкальной композиции, словесное рисование, пантомимические этюды и др. На своих занятиях я в основном использую следующие приемы. 1. Сказка, предваряющая слушание или пение. Короткая красочная сказка предваряет прослушивание программного произведения, помогает заинтересовать детей, настроить на нужный лад. 2. Сказка, иллюстрируемая музыкой. Особый интерес у детей вызывает слушание музыки, которая иллюстрирует рассказ, сказку. Они помогают активному восприятию и усвоению детьми новых музыкальных произведений. Музыка, сопровождающая сказку, должна быть несложной и разнообразной по характеру, темпу, средствам музыкальной выразительности. Обычно сказки сопровождают музыкой уже знакомой детям, иногда новой. Исполнение’ музыкального произведения должно быть высокохудожественным; рассказывать и петь нужно обязательно наизусть, чтобы дети видели выражение лица исполнителя, и чтобы, в свою очередь, исполнитель видел лица детей и мог судить, какое впечатление производит на них рассказ, музыка. Перед началом слушания музыки по сказке хорошо сделать небольшое вступление, например: «Сейчас я вам расскажу про девочку Аленку». Она не послушала маму, побежала в лес за белочкой, и вот что с ней потом случилось». Такая форма занятий очень увлекает детей. Песни и музыку через некоторое время нужно повторять. Когда дети хорошо усвоят музыку и песни, можно провести концерт-загадку. Музыкальный руководитель говорит детям: «Я буду играть, а вы внимательно слушайте и постарайтесь отгадать, что я играю». Исполняется музыка уже знакомая детям. После прослушивания музыки и песен дети охотно слушают сказку еще раз.
3. Драматизация по мотивам сказок. Кукольный театр. В ходе занятия разучиваем короткие этюды сказочного содержания. («Лисичка и зайчик», «Медвежонок и пчелы» и др.) Играем в подвижные игры с участием сказочных героев. Инсценируем сказки в кукольном театре. (Взрослые показывают сказку детям в кукольном театре или на фланелеграфе). Элементы сказок присутствуют в большинстве праздников и развлечений. 4. Придумывание сказок детьми. Используется методика «Придумай сказку» (старшая, подготовительная группы). Детям дается задание придумать сказку, после прослушивания музыкального произведения (1-3 предложения)
4.Результаты внедрения программы в практику. 1. Обобщила и систематизировала теоретический материал. Изучила опыт других педагогов. Подобрала практический материал. 2. Сделала подборку коротких сказок для каждого возраста (по разделу «Слушание музыки»). 3. Сделала подборку сказок, иллюстрируемых музыкой. 4. Провожу занятия, праздники, развлечения с использованием данной технологии. 5. Подобрала материал для консультаций воспитателей, наглядный материал. 6. Подобрала материал для консультаций родителей, наглядный материал. 7. Провожу два раза в год диагностику музыкального развития. Наблюдаю положительную динамику.
Сравнительная диагностика за 2012-2013,2013-2014 уч.г. (данные на конец года.)
Уровень 2012-2013 2013-2014 Высокий 17,71% 23,23% Средний 70,83% 65,66% Низкий 11,46% 11,11%
Положительная динамика результатов диагностики музыкальных способностей детей позволяет сделать выводы о благоприятном влиянии использования технологии «Сказкотерапия» на процесс музыкального воспитания.