Детский телефон доверия
Консультация для родителей по подготовке детей к обучению грамоте
«Звуковой анализ слова».
Здравствуйте, уважаемые родители! Предлагаю поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов. Письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка.
Каждый из нас улыбнется, вспомнив «народное»
правило русского языка:
«как слышится, так и пишется»
. Действительно, если ребенок не произносит
звук правильно, вряд ли стоит рассчитывать на то, что он правильно напишет его в тетрадке в недалеком будущем.
Необходимо обращать внимание не только на правильную артикуляцию звука, но и на умение ребенка выделять, т. е. слышать звуки в слове.
Это навык вырабатывается в ходе систематической работы как педагогов в детском саду, так и родителей дома в таких играх, как: «Назови первый звук в слове»
,
«Подбери словечко»
,
«Поймай звук»
,
«Определи позицию звука в слове»
,
«Найди место картинке»
и др.
Уважаемые родители, помните:
1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Гласных звуков шесть: А, У, О, И, Э, Ы
Гласных букв десять: А, У, О, И, Э, Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в слове: выделять данную последовательность нужно при помощи неоднократного произнесения слова с интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова «ЖУК»
ребёнок должен произнести его три раза:
«ЖЖук»
,
«жУУк»
,
«жуК»
.
Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено.
Давайте нарисуем схему звукового состава слова: в слове «дом»
три
звука — нарисуем три клеточки. И дадим ребенку эту карточку: на ней нарисован дом, чтобы ясно было, какое слово будем разбирать, а под домом — схема этого слова: ребёнок уже знает, что слова состоят из звуков.
Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. «Сколько клеточек?» — «Три». — «А сколько звуков в слове?» — «Тоже три». — «Давай будем эти звуки искать. Произнеси слово дом так, чтобы я услышала в нем первый звук«. Это наш ребенок уже умеет — научился на первом этапе обучения. «д-дом», -старательно произносит малыш. — «Какой первый звук?» — «Д». — «Очень хорошо! Давай закроем первую клеточку фишкой, это будет какой звук?» — «Д».
В качестве фишек можно использовать любой материал: нарежьте из белого картона квадратики или возьмите старую мозаику и выберите из нее белые или желтые элементы. Не берите красные, синие, зеленые — они еще понадобятся.
Итак, перед ребенком схема звукового состава слова «дом»
, в которой первая клеточка уже закрыта. Можно двигаться дальше.
«Давай теперь произнесем слово «дом»
так, чтобы услышать в нем второй
звук, первый д — мы уже знаем». Помогите ребенку для первого раза, скажите вместе с ним «до-о-ом»
.
Здесь нам очень поможет схема звукового состава слова: нужно произносить слово и одновременно вести пальцем по схеме и надолго остановить его на второй клеточке. Палец держим на второй клеточке схемы, а вы вместе с ребенком долго тянете «до-о-ом»
. «Какой же второй
звук в этом слове?» — «О!» — «Отлично! Давай обозначим и этот звук фишкой!» Ребенок берет точно такую же, как первая, фишку и ставит ее на вторую клеточку.
«Видишь, — продолжаете вы, — мы уже знаем два звука в слове «дом»
. Давай найдем последний
звук в этом слове. Произнеси слово «дом»
так, чтобы слышался последний
звук«.
И снова вы ведете пальцем по уже почти заполненной схеме слова и произносите: «дом-м-м». «Какой последний звук в слове дом-м-м?» — «М-м», — отвечает ребенок и ставит на схему последнюю, третью фишку.
Вот и проведен впервые звуковой анализ слова.
Хорошо бы повторить его еще раз. Но как? Снять фишки и начать все сначала? Это неинтересно малышу! Нет, лучше поиграть в игру «Кто внимательный». «А теперь, — говорите вы, — я буду называть звук, а ты будешь снимать его обозначение со схемы. Посмотрим, какой ты внимательный. Убери, пожалуйста, обозначение звука «д» (фишка синего цвета)
Для данного вида анализа ребёнку предлагаются слова из трех звуков: мак, дом, сыр, кот, кит, шар, жук, лук, лес, рак.
Занимаясь с ребенком, нужно все время помнить: мы учим его звуковому анализу слов, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так, как они слышатся в слове.
Особенно важным этот вид работы со звуками является для детей с нарушениями речи. Если вы видите, что со звуковым анализом слова ребёнок не справляется, то возвращайтесь к играм по развитию фонематического слуха.
В процессе анализа з-х звуковых слов напомните ребёнку о наличии в языке гласных и согласных звуков. Сначала предложите ему найти в слове гласный звук и заменить нейтральную фишку на красную.
Затем вспомните о том, что согласные звуки бывают мягкие и твёрдые: твёрдые звуки обозначаем синими фишками, а мягкие – зелёными. Таким образом, теперь при составлении схем слов ребёнок будет пользоваться фишками трёх цветов.
Все характеристики звуков даются УСТНО (записывать не надо)
. Если ребёнок захочет, модель
слова оформите в виде аппликации, чтобы потом показать ее еще кому-то (попросить бабушку или дедушку «отгадать»
, что это за
«таинственные квадраты»
).
Конспект занятия в детском саду по обучению грамоте в старшей группе
Конспект занятия по обучению грамоте по теме «Лес». Старшая группа
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе (5-6 лет) по теме «Лес». Данный материал будет полезен воспитателям дошкольного образования старших групп. Этот конспект занятия направлен на формирование умения проводить звуковой анализ слов и проводить графическую запись предложения. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация». Программные задачи: 1. Формировать умение проводить звуковой анализ слов; 2. Формировать умение проводить графическую запись предложения; 3. Развивать и совершенствовать фонематический слух детей; 4. Расширять представления детей об окружающем мире; 5. Воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: иллюстрация леса; предметные картинки животных; фишки; схемы слов; 2 дома с кармашками; графическая схема предложения; обручи. Словарная работа: лиса. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением диких и домашних животных.
Ход занятия
1. Организационный момент Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости, давайте им представимся. Каждый из вас назовёт своё имя и выделит первый звук, на которое начинается ваше имя. 2. Сообщение темы и цели занятия Воспитатель: Как называется наше занятие? Чем занимаемся мы на грамоте? Нужна ли нам грамота в жизни? Для чего? Воспитатель: Сегодня мы будем, играть и выполнять различные упражнения, за свою работу вы будете получать фишки, а в конце посчитаете, кто сколько заработал. 3. Фонетическая зарядка – Послушайте музыку. (Звучит музыка леса)
– Где все эти звуки можно услышать? Что такое лес?
(Показ иллюстрации)
. – Кто живёт в лесу? Что можно услышать в лесу? Вспомним, лесные звуки и обозначим их фишками. Как гудит сильный ветер? – Какой фишкой обозначим звук? Как шумят листья на деревьях? – Как жужжат жуки?
(Ж-ж-ж)
– А как звенят маленькие комарики?
(З-з-з)4. Звуковой анализ слова «лиса» Воспитатель: А теперь послушайте загадку про одного лесного жителя: Хитрая плутовка, Рыжая головка Пушистый хвост – краса, Кто ж это? (Лиса.
)
Воспитатель: Поделим слово «лиса» на слоги. Сколько слогов? (2) Воспитатель: Произнесём слово. Какой слог произносится с большей силой? Назовите первый слог. – Какой первый звук услышали? Обозначим фишкой. Дети выкладывают схему слова «лиса».Воспитатель: Сколько всего звуков? Сколько всего гласных? Согласных? 5.Физкультминутка для глаз 6. Графическая запись предложения Воспитатель: Составим предложение о лисе и запишем с помощью схемы. (Дети предлагают различные варианты и записывают схемы предложений). Воспитатель: Кто такая лиса? Какое это животное? Почему? Каких диких животных ещё знаете? 7.Дидактическая игра «Что это?» Воспитатель: В лесу это может быть зеленым. Что это? (Листья, трава, кузнечик, лягушка, ель.) Воспитатель: В лесу может быть длинным. Что это? (Змея, гусеница, лесная тропинка.) Воспитатель: В лесу это может быть быстрым. Что это? (Заяц, птица, белка.) Воспитатель: В лесу это может быть опасным. Что это? (Змея, медведь, ядовитые грибы.) 8. Физкультминутка Воспитатель: Поиграем и отдохнём на лесной полянке. Игра называется «Не ошибись». Сейчас будет звучать музыка, а вы должны под музыку бегать вокруг обручей, в которых лежат картинки с животными, если животное, изображённое, на картинке живёт в лесу, вы забегаете в обруч по окончанию музыки, если нет, то выбываете из игры. (Играют 2 раза) (Картинки диких и домашних животных). 9. Игра «Найди домик животному» Воспитатель: Вы, знаете, что в лесу живёт много диких животных. Поиграем в игру «Найди домик животному». (Наглядность 2 дома: с одним и с двумя окнами кармашками)
. Если в названии животного один слог, то заселяем в дом с одним окошком, если два слога, то в дом с двумя окошками.
Картинки: мышь, волк, медведь, лиса, белка.10. Итог занятия
Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось? Что у вас хорошо получалось? А что вызывало затруднения? Посчитайте, сколько фишек у каждого из вас? Молодцы!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе «Северные приключения» Конспект занятия по подготовке детей 5-6 лет к школе Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звуки Г, Гь. Буква Г
Похожие статьи:
Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада. Геометрические фигуры