Гимнастика после сна в детском саду: теория и практика
31.08.20179.3kСон играет важнейшую роль в режиме дня ребёнка.
От того, как проснётся малыш, зависит его настроение, состояние здоровья и то, как он проведёт остаток дня.
В детском саду организовать правильное пробуждение сложнее, чем родителям дома, ведь нужно, чтобы 15, 20, а то и 30 человек практически одновременно скинули оковы Морфея, да ещё и сделали это правильно.
Решить такую задачу непросто, но со знанием некоторых методических нюансов вполне реально.СодержаниеГимнастика после сна — это комплекс упражнений, которые обеспечивают нерезкий переход от спокойствия к бодрствованию.Целями проведения таких занятий является:
- воспитание привычки разминать тело после пробуждения.
- улучшение настроения;
- укрепление дыхательного аппарата;
- подъём мышечного тонуса;
- профилактика простудных заболеваний;
- предотвращение развития проблем с осанкой, плоскостопия;
От того, как проснётся каждый ребёнок, зависит не только его настроение , но и эмоциональная атмосфера всей группыДля реализации поставленных целей, каждый день педагог подбирает упражнения для решения таких задач, как:
- улучшение работы основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, а также стабилизация защитных функций организма);
- создание позитивной
- приведение в тонус нервной системы (то есть предотвращение раздражительности, тревожности, которые могут возникнуть после пробуждения);
helpmsk24.ru
Дети были организованы, активны, заинтересованы в игре, поэтому воспитательных моментов не проводилось. Ознакомление с перечнем физкультурного инвентаря и оборудования в соответствии с требованиями возрастной группы. В детском саду имеется один физкультурный зал размером 63м^2.
Спортивный зал оборудован спортивными комплексами и спортивным инвентарем: гимнастические стенки, маты, балансиры, гимнастические мячи, обручи, канат, скакалки, кегли, дуги, ленты, корзины и др. Все необходимое оборудование расположено и хранится в физкультурном зале. Спортивный зал оформлен символикой олимпийских игр, на стенах развешаны картины различных видов спорта.
Оборудование зала соответствует эстетическим и гигиеническим требованиям.
В зале имеется сухой бассейн. В групповой комнате также имеется физкультурный уголок в котором находится физкультурный комплекс с лестницей, кольцами, мячами, кеглями, матами, мягкими подушками.
— Наблюдение и анализ проведения утренней гимнастики в средней группе.
Гимнастика проводилась в средней группе в утренний отрезок времени.
Внимание Беговая дорожка и секундомер, для выявления выносливости, скорости.
Исследование проводилось в первой половине дня, в физкультурном зале, одежда детей была облегченной, воспитатель и дети были в спортивной форме.
Физкультурный работник обеспечивала спокойную обстановку, избегала у детей отрицательных эмоций, соблюдала индивидуальный подход, учитывала возрастные особенности детей. Уровень двигательных качеств оценивается в цифровых показателях.
-Наблюдение за показом детям физических упражнений, ритмических движений под музыку.
САМОАНАЛИЗ. Тема: «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ДОУ».
Транскрипт
1 САМОАНАЛИЗ Тема: «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ДОУ».
2 Здоровье детей — богатство нации; этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный, учитывая экологическую обстановку. Формирование здорового поколения — одна из главных стратегических задач развития страны. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников одна из актуальных проблем нашего времени, центром работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должен выступить детский сад, где ребенок проводит большую часть своего активного времени. Тем самым и обусловлен выбор данной темы: «Современные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в условиях ДОУ». Поставила перед собой цель: создание благоприятных условий для полноценного развития двигательной активности детей, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Выделила основную задачу: совершенствование физкультурнооздоровительных мероприятий в системе работы дошкольного учреждения. Свою работу в ДОУ я построила по следующим направлениям: Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей; Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинским работником; Воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи. Работая по данной теме, я изучила психолого-педагогическую и методическую литературу, разработала перспективный план физкультурнооздоровительной работы (приложение 1), в который вошли организационные мероприятия с педагогическим коллективом, с детьми и родителями. Наш детский сад активно занимается внедрением и использованием эффективных здоровьесберегающих технологий. Одним из приоритетных направлений учреждения является физкультурно-оздоровительная работа. Свою работу я начала с анализа состояния здоровья детей. Изучив все данные за последние два года, я увидела, что наблюдается резкое ухудшение в состоянии здоровья дошкольников. Снижение двигательной активности, увеличение умственной нагрузки в дошкольных учреждениях также отрицательно сказываются на физическом развитии.
3 Поэтому я начала поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка. Особое значение я придаю построению развивающей предметнодвигательной среды для укрепления здоровья ребенка, координации его всестороннего физического и психического развития, реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулировании познавательной творческой активности. Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в нашем детском саду созданы все условия: — имеется музыкально-спортивный зал с разнообразным физкультурным оборудованием (яркие мячи, обручи, кегли, скакалки и т.д.), где проводится непосредственно образовательная деятельность по физической культуре, утренняя гимнастика, спортивные праздники и многое другое, что помогает детям, не только освоить основные движения, но и выплеснуть заряд накопившейся энергии; — для стимулирования двигательной активности в группах имелись дорожки здоровья, но в результате смотра-конкурса организованного мною в учебном году они стали разнообразнее, красочнее, ярче; — в учебном году мною был организован и проведён смотр-конкурс на оформление физкультурного уголка, в ходе которого в каждой возрастной группе появился уголок с нестандартным физкультурно-игровым оборудованием, который помогает удовлетворить потребность детей в движении и закрепить привычку здорового образа жизни (приложение 2); -существует кабинет медицинского работника с изолятором; -кварцевые лампы в групповых помещениях; -сенсорная комната; -кабинет логопеда; -спортивная площадка (приложение 3). Итак, условия, созданные в ДОУ, позволяют обеспечить физическую активность детей и организацию оздоровительной работы. Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой, музыкальным руководителем, психологом. Особое внимание в ДОУ уделяется сбалансированному питанию. Круглый год проводится витаминизация третьих блюд. Систематически проводятся антропометрические измерения. Много профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний в осеннее-зимний период проводит медицинская сестра детского сада: поддержание чистоты, кварцевание групп, дезинфекция в период вспышки ОРВИ, проветривание спален перед сном и проветривание групп. С учебного года учитель-логопед совместно с музыкальным руководителем используют в своей работе логоритмику. Логоритмические
4 занятия направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики. В систему оздоровительной работы, проводимой в нашем детском саду, включены здоровьесберегающие технологии: утренняя, дыхательная гимнастики, гимнастика после сна, пальчиковая, артикуляционная гимнастики, гимнастика для глаз, кинезиологические упражнения, физминутки, динамические паузы, физкультурные занятия, подвижные, спортивные, народные игры, спортивные досуги, праздники и развлечения, дни здоровья. Все эти формы физкультурно-оздоровительной деятельности ежедневно проводятся во всех возрастных группах и позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей. Для оказания методической поддержки, повышения уровня профессионализма в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, для педагогов ДОУ создаю все необходимые условия: В детском саду организована Школа молодого педагога, где оказывается теоретическая и практическая помощь начинающим педагогам. Заседания проходят в форме теоретических (семинар, диспут, «круглый стол») и практических занятий (мастер-класс, семинар-практикум и т.д.), где рассматриваются вопросы здоровьесбережения. С докладами выступают опытные педагоги «Пальчиковые игры в развитии речи детей дошкольного возраста» и др. Я разработала и провела тематический педсовет — деловую игру по теме: «Двигательная активность-средство полноценного развития детей», целью которого было повторить методику физвоспитания, проанализировать двигательную деятельность детей, наметить перспективу и меры улучшения работы по физическому воспитанию (приложение 4); В течение учебного года мною были проведены консультации для воспитателей по теме: «Режимные моменты», «Методика проведения подвижной игры», «Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении», «Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей» (приложение 5) и т.д. Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Поэтому я организовала конкурс «Лучший участок ДОУ», в ходе которого на участках появилась «тропа здоровья» (приложение 6); Являясь руководителем творческой группы по здоровьесбережению в течении двух лет в феврале 2012 года организовала и провела конкурс на лучшую стенгазету о здоровом образе жизни (приложение 7); С по года в детском саду провела неделю здоровья, посвященную физкультурно-оздоровительной работе, внедрению в педагогический процесс здоровьесберегающих технологий, результатом которой стал выпуск стенгазеты и публикация статьи в газете «Диалог-ТВ»
5 16 от года «Неделя здоровья». С этой методической разработкой получила диплом участника Всероссийского интернет-конкурса педагогического творчества (приложение 8); Работая с детьми разновозрастной группы с пяти до семи лет в учебном году мною был реализован информационно-творческий проект «Азбука здоровья», направленный на формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни, в ходе которого мною были разработаны конспекты образовательной деятельности, познавательных бесед, экскурсий, сценарии праздников, подобран и оформлен дидактический материал: — картотека пальчиковых игр, физминуток, подвижных игр, стихов, загадок, потешек, пословиц и поговорок о здоровье; — изготовлены наглядные пособия и дидактические игры; -оформлен фотоальбом по здоровьесбережению и картотека дидактических игр о здоровом образе жизни (приложение 9). Физкультурные праздники, развлечения и досуги являются эффективной формой активного отдыха детей. На протяжении двух лет я провожу праздники, посвященные всемирному дню здоровья под девизом «В здоровом теле, здоровый дух» (приложение 10). В декабре 2011 года дети нашей группы приняли участие в районном физкультурно-оздоровительном празднике «Солнышко-2011», где заняли 3 место среди дошкольных образовательных учреждений (приложение 11). В июле 2013 года я стала победителем районного творческого конкурса «Возможности молодёжи не ограничены» на территории Администрации Нечаевского сельсовета, где представляла свой проект «Тропа здоровья в детском саду», статья «Модель нашего будущего» опубликована в Тогучинской газете 35 от года (приложение 12). Я уверена, что ни одна, даже самая лучшая физкультурнооздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. В своей практике я использую групповые и индивидуальные формы работы с родителями — это консультации, беседы, анкетирование, родительские собрания и т. д. Оформляю папки передвижки, памятки, буклеты на темы: «Золотые правила питания», «В каких продуктах живут витамины», «Как гулять с пользой для здоровья», «Спорт и дети», «Физическое воспитание ребенка» и т.д. (приложение 13) «Дни открытых дверей» является одной из форм работы с родителями. В учебном году я разработала план проведения дня открытых дверей по теме: «Двигательная активность-средство полноценного развития детей», где родителям были продемонстрированы утренняя гимнастика, физкультурные занятия, гимнастика после сна, подвижные игры. Мною был подготовлен доклад с мультимедийной презентацией по теме: «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ». Данный материал был представлен для публикации на Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (приложение 8). Родители стали активными
6 участниками зимнего спортивного праздника «В гостях у Зимушки-зимы», проведенного мною. На протяжении двух лет я организовываю и провожу семейные спортивные праздники «Весёлые старты», подбираю спортивный инвентарь, с целью приобщения родителей к здоровому образу жизни. Один из сценариев праздника опубликовала на сайте MAAAM.RU (приложение 14). Таким образом, организованная мной работа приобщает родителей и детей к здоровому образу жизни, развивает физические качества и навыки и способствует самореализации каждого и взаимообогащению всех. Только вместе мы сможем вырастить детей здоровыми, физически и интеллектуально развитыми, самостоятельными и гуманными. В результате целенаправленной работы по сохранению и укреплению здоровья детей проанализировала заболеваемость за годы. По результатам за последние три года я увидела, что динамика заболеваемости детей 3-7 лет за последний год в детском саду снизилась, о чем свидетельствует сравнительный анализ (приложение 15). Таким образом, можно сделать вывод, что именно физкультурнооздоровительная работа в значительной степени оказывают благоприятное воздействие на оптимизацию жизнедеятельности ребенка в ДОУ. Очень важно не упустить те возможности, которые дает раннее детство в формировании у детей оберегающего и ответственного отношения к своему здоровью и является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. Грамотная организация предметно двигательной среды и системный подход к организации физкультурно-оздоровительных мероприятий помогли нам снизить заболеваемость детей, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию. Результаты убеждают в правильности и действенности выбранных мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы.
Самоанализ физкультурного сюжетного занятия в средней группе «Путешествие в страну гномиков»
Марина Суркова
Самоанализ физкультурного сюжетного занятия в средней группе «Путешествие в страну гномиков»
Самоанализ сюжетного физкультурного занятия в средней группе «Путешествие в страну гномиков».
В средней группе проведено сюжетное физкультурное занятие с элементами оздоровительных технологий. Тема выбрана для поточной организованной деятельности с детьми данного возраста в связи с тем, что она показывает качество уровня физической подготовленности детей.
Цель занятия: Формирование правильной осанки и координации движений. Совершенствование навыков физического развития: равновесия, ходьбы, бега, ползания.
Задачи:
1. Упражнять детей в ходьбе разными способами.
2. Упражнять детей в беге с разным темпом.
3. Упражнять детей в выполнении подскоков и прыжков приставным шагом.
4. Формировать у детей правильную осанку при помощи игровых заданий.
5. Упражнять детей в соблюдение равновесия при перешагивании через, поднятые на высоту, гимнастические палки.
6. Закрепить навыки ползания по кругу и «змейкой» и по гимнастической скамейке.
7. Упражнять детей в правильном дыхании через нос и произнесении на выдохе через рот звука «ш-ш-ш».
8. Продолжать выполнение упражнений, направленных на профилактику плоскостопия.
9. Закрепить знания и умения малоподвижной игры «Паровозик»
10. Вызвать у детей радость от выполнения движений.
В структуру занятия входят вводная, основная и заключительная части. При планировании занятия были учтены возрастные и психологические особенности детей. Время занятия распределено рационально, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, есть наличие музыкального сопровождения и необходимого физкультурного оборудования, находящегося в исправном состоянии, соблюдается техника безопасности, команды детям подаются четко и коротко, общая и моторная плотность учитывается.
По психолого-педагогическим условиям: внешний вид у детей и инструктора физкультуры соответствует норме, выбран демократический стиль общения, использованы приемы мотивации детей, концентрация их внимания достигается при помощи развивающегося сюжета занятия, использовано хорошо знакомое детям оборудование.
По содержанию: Занятие носит закрепляющий характер; движения, используемые на занятии, хорошо знакомы детям.
Занятие имеет сюжет, в нем используются элементы здоровьесберагающих технологий (ходьба по дорожке «здоровья» и упражнение на дыхание)
используется музыкальное сопровождение. Чередуются разнообразные виды ходьбы, бега, ползания.
Физическая нагрузка соответствует возрастной группе. Дети были заинтересованы занятием. Сопровождая детей весь период организованной деятельности, обращала внимание на технику выполнения движений, успевала оказать помощь тем, кто затруднялся в их исполнении. Умение и навыки воспитанников осуществлялись на всех этапах занятия. Поставленная цель достигнута, задачи решены.
Самоанализ ООД по физическому развитию во второй младшей группе
Самоанализ ООД по физической культуре во второй младшей группе, проведённого воспитателем Шперлинг Н.С. во второй младшей группе.
Количество обучающихся в группе по списку: 13.
Присутствовало на занятии: 8.
Дата проведения: 16.05.2018г.
Цель: Оптимизировать двигательную активность обучающихся, развивать речь обучающихся по средствам физической культуры.
Задачи:
Обучающие:
-Упражнять в ходьбе, беге друг за другом с остановкой по сигналу воспитателя.
-Закреплять упражнения в равновесии и прыжках на двух ногах.
-Учить действовать совместно, выполняя указания взрослого и правила в подвижной игре;
— учить расслабляться и восстанавливать дыхание после физической нагрузки;
— поощрять речевую активность детей;
Развивающие:
— развивать интерес к занятиям физической культуре;
— продолжать обогащать двигательный и познавательный интерес детей через подвижную игру;
-содействовать укреплению костно-мышечного аппарата детей;
-развивать умение играть в игры.
-Развивать речь детей.
Воспитывающие:
-воспитывать общую культуру поведения и потребность в ЗОЖ.
Программное содержание занятия соответствует возрасту и развитию детей второй младшей группы программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы. Цели и задачи занятия соответствуют содержанию, сформулированы с учетом образовательных областей. Санитарно-гигиенические условия организации занятия соответствуют требованиям СанПин: помещение было заранее проветрено, освещение достаточное, использовалось все пространство физкультурного зала, травмоопасные материалы в ходе занятия не использовались, техника безопасности соблюдалась, была учтена общая моторная плотность занятия. Дети были одеты в облегченную спортивную одежду, удобную обувь. Занятие состояло из трех частей: вводная, основная и заключительная. Общая продолжительность занятия -15 – 20 минут. ООД соответствовало интересам, темпераменту, уровню подготовки и развития детей. Организация детей была адекватна обучающим, развивающим и воспитывающим задачам. Степень активности детей на занятии была достаточно высокой. На протяжении всего занятия поддерживался интерес детей к предполагаемой деятельности. Смена видов деятельности соответствовала заранее спланированному плану. Удалось сохранить темп ООД, дети не перегружались и не переутомлялись. Словесно поощряла детей за правильное выполнение движений. Словесная оценка деятельности детей была использована на всех этапах занятия.
В водной части использовались ходьба с остановкой по сигналу воспитателя («воробышки», «лягушки») и бег с подскоками («лошадки»). Во время бега и ходьбы обращалось внимание на осанку и восстановление дыхания.
Общеразвивающие упражнения были выполнены с предметом — колечками с учетом дозировки упражнений для младшего возраста. Упражнения объяснялись доступно, затруднений в выполнении упражнений у детей не возникало. Количество упражнений соответствует данному возрасту. Темп и синхронность выполнения упражнений были выдержаны. После выполнения общеразвивающих упражнений была проведена дыхательная гимнастика «Рисуем мячик воздухом».
Затем дети чётко перешли от общеразвивающих упражнений к основным движениям. Ребята выполняли упражнение на сохранение равновесия, закрепляли прыжки на двух ногах с продвижением вперёд. В связи с небольшим количеством детей основные виды движений выполнялись поточным способом (ходьба по гимнастической скамейке , прыжки на двух ногах через гимнастические палки). Основные виды движений выполнялись по объяснению воспитателя, для показа упражнения был привлечён ребёнок. При выполнении движений мной осуществлялся контроль за выполнением упражнений и страховка детей. С предложенными заданиями дети справились.
На занятии использовалась подвижная игра «Мыши в кладовой». Дети внимательно слушали слова воспитателя, а затем сами проговаривали слова в игре, что способствовало развитию речи и внимания детей. Водящий был выбран по считалочки. При проведении игры я напоминала детям о правилах игры и соблюдении безопасного поведения. Для нормализации дыхания была проведена малоподвижная игра «Где спрятался мышонок?». Дети были успокоены, дыхание нормализовалось.
В конце занятия вместе с детьми подвела итог. По итогам проведенного занятия можно сказать, что поставленная цель достигнута, задачи выполнены.