Проект «Совместная творческая деятельность детей и их родителей в образовательном процессе»
МУДО Центр дополнительного образования детей п. Авсюнино
Орехово-Зуевского городского округа Московской области
Проект
«Совместная творческая деятельность детей и их родителей
в образовательном процессе»
Автор проекта- педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Курицина Елена Константиновна
2020
«Совместная творческая деятельность детей и их родителей
в образовательном процессе»
Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
«Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Именно семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте и составляют основу гражданского поведения в обществе».
Родители играют существеннейшую роль в жизни ребенка. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Глубокий постоянный психологический контакт с родителями – дает ребенку возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Основа для сохранения психологического контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. С детьми необходимо общаться с малого возраста: без общения, без постоянной заботы об устроении общего досуга, общих с ними дел родители не будут интересны собственным детям.
Основными ценностями воспитательной деятельности в системе дополнительного образования является ребёнок, его развитие, детство как особая жизнь ребёнка, воспитательное пространство как среда, способствующая развитию личности. Поэтому дополнительное образование имеет большие возможности для того, чтобы помочь родителям в установлении и сохранении психологического контакта с ребенком, духовно-нравственного развития и воспитания всех участников образовательного процесса.
Одной из форм взаимодействия учреждения дополнительного образования с семьями обучающихся являются семейные клубы и мастерские. Организованная совместная творческая деятельность – это включение родителя в занятие ребенка. Это ситуация, в которой ребенок, столкнувшись с определенной трудностью, имеет возможность обратиться за помощь к родителю. А родитель получает возможность выполнить работу вместе с ребенком. В результате совместной творческой деятельности, общих интересов ребенок и родитель достигают взаимопонимания и становятся ближе друг к другу.
Особенности внедрения проектного метода в ДОУ
Метод проектов можно представить как способ организации учебного процесса, основанный на взаимодействии учителя и ученика, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Перевод дошкольного учреждения на проектный метод деятельности обычно осуществляется по следующим этапам:
- Занятия, включающие проблемные ситуации детского экспериментирования и т.д;
- интегрированные классы блоков-тем;
- интеграция: частичная или полная;
- метод проектов как форма организации образовательного пространства; как метод развития творческого познавательного мышления.
Работа в этом направлении реализуется прежде всего через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создание предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями проектного метода.
Реализация вышеуказанной технологии предъявляет определенные требования к педагогу как к творческой личности и специальной подготовке для повышения педагогического профессионализма, так как педагог, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по со-творению профессионального пространства, может научить ребенка проектировать.
Педагог выступает как организатор продуктивной деятельности детей, как источник информации, как консультант, как эксперт. Он является главным руководителем проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практической деятельности, координатором индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. Поэтому внедрение метода проектов в практику начинается с организации работы с преподавательским составом. Это могут быть следующие методы и формы работы: семинары, консультации, совместный просмотр уроков, имитационные игры, методические выставки, мастер-классы, беседы, диспуты, практикумы, тренинги, круглые столы, работа с методическими материалами, дни взаимных посещений, презентации проектов. Образцовые проекты по работе с человеческими ресурсами представлены в Приложении 2.
Основной целью внедрения метода проектов в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется развивающими целями и задачами детской исследовательской деятельности.
Цель — определить цели обучения, сформировать условия для обучения и исследовательские навыки в соответствии с основными линиями развития. Метод проектов дает ребенку возможность:
- экспериментировать, синтезировать полученные знания;
- развивать свои творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет им успешно адаптироваться к изменяющейся учебной ситуации в школе.
Метод проектов может быть использован в работе с детьми не только старшего, но и младшего дошкольного возраста. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста и позволяют определить цели обучения и сформировать условия для формирования учебно-исследовательских навыков в соответствии с основными линиями развития.
Для реализации проекта учитель определяет этапы выполнения, продумывает содержание деятельности и подбирает практический материал. В этом случае, планируя проектную деятельность, педагог должен помнить о трех этапах развития проектной деятельности у дошкольников, которые являются одной из педагогических технологий проектной деятельности, включающей совокупность исследовательских, поисковых, проблемно-ориентированных, творческих методов.
Первый этап — имитационно-исполнительский, реализация которого возможна у детей в возрасте 3,5-5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или через его подражание, что не противоречит природе маленького ребенка; в этом возрасте еще есть необходимость формировать и поддерживать положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Задачи младшего дошкольного возраста
Таким образом, в младшем дошкольном возрасте задачи таковы:
- стимулировать интерес к предлагаемой деятельности;
- вовлечь детей в процесс обучения;
- для формирования различных концепций;
- Привлеките детей к воспроизведению картинок, используя различные варианты;
- Поощряйте детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Улучшение психических процессов:
- Формирование эмоционального интереса;
- Ознакомление с предметами и действия с ними;
- развитие мышления и воображения;
- Развитие языка.
Формирование навыков и умений проектного исследования:
- осознание поставленной цели;
- Владение различными способами решения поставленных задач;
- Способность предвидеть результат на основе прошлого опыта;
- Ищите различные средства для достижения цели.
Линии развития личности в младшем дошкольном возрасте по направлениям.
1) Физическое развитие:
- Стимулирование естественного процесса развития двигательных навыков и качеств;
- Формирование осознанных представлений о необходимости заботиться о собственном здоровье (например, ролевой проект «Азбука здоровья»);
- Социальное развитие: формирование способов общения (например, открытие «Моей семьи», индивидуальные семейные проекты «Семейное дерево»).
2) Когнитивное развитие:
- Обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
- расширение и качественное изменение возможностей ориентации в окружающем мире;
- осознанное использование органов чувств при решении практических задач (например, математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы»).
3) Эстетическое развитие:
- Развитие эмоционально-оценочного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
- Овладение художественной деятельностью (например, комплексные проекты «Мир театра», ролевые проекты «Любимые игрушки» и т.д.).
Второй этап — развивающий, он характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт различной совместной деятельности, могут координировать действия, помогать друг другу. Ребенок реже обращается с просьбами к взрослому и активнее организует совместную деятельность со сверстниками.
У детей развивается самоконтроль и самооценка; они способны достаточно объективно оценивать свои собственные действия и действия своих сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель и способны выбирать средства, необходимые для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап — творческий, он характерен для детей в возрасте 6-7 лет. На этом этапе очень важно, чтобы взрослые развивали и поддерживали творческую активность детей, создавали условия для того, чтобы дети могли самостоятельно определить цель и содержание предстоящей деятельности, выбрать способ работы над проектом и уметь его организовать.