Методики дошкольного образования. ТОП-5 альтернатив классическому подходу

Для дошкольного развития и воспитания ребенка сегодня есть огромное количество различных методик и систем развития, в том числе и нестандартных. С каждым годом — всё больше. Неудивительно, что это вызывает неоднозначную реакцию в среде профессионалов: есть ФГОС, есть программы, какие еще “буквограммы” и “духовный подход к развитию свободной личности ребенка”? Однозначно есть предмет для спора. Наш эксперт Марина Болотова — научный руководитель дошкольных образовательных организаций — в силу работы внимательно изучила множество популярных и оригинальных современных методик. Это статья — ответы специалиста по поводу ТОП-5 альтернатив классическому подходу. Чтобы за эмоциями не пропустить важное.

Все методики, о которых мы говорим в этой статье, ориентированы на средовой подход: ребенок находится в специально организованной среде как максимально удовлетворяющей потребности ребенка.

Монтессори-педагогика

Технология, изобретенная педагогом Марией Монтессори. Изначально она задумывала подход для работы с «особыми» детьми, но затем перенесла его на всех остальных. Главная идея подхода — в каждом ребенке присутствует мощный потенциал для развития, нужно лишь создать условия с помощью специальной среды и не мешать ребенку.

По каким принципам работает?

  • Создается специальная среда, поделенная на пять зон. Практическая для формирования бытовых навыков, сенсорная с игрушками разных форм, размеров, цветов, математическая для развития навыков счета и знакомства с геометрическими фигурами и символами, языковая зона для изучения букв и слогов, космическая зона для знакомства с окружающим миром и загадками природы.
  • Занятия проходят в разновозрастной группе. Старшие дети взаимодействуют с младшими: они транслируют умения младшим и не только учат их, но и еще лучше развивают свои умения.
  • Педагоги ничего не навязывают и не запрещают ребенку — он сам делает выбор играть в куклы, рисовать или прыгать-бегать. Педагог только презентует материал, максимально раскрывает его.

Каких целей достигает ребенок?

  • Учится самостоятельности. Свободный выбор занятий также развивает уверенность в себе и своих силах.
  • Учится уважать других. Дети работают и играют тихо, чтобы уважать время и пространство других. Выпустить пар можно в особой «двигательной» зоне. Также дети убирают за собой игрушки и соблюдают принцип «кто взял первым, тот и играет».
  • Учится математике, узнает природу и культуру. Этому помогает работа в разных зонах.
  • Педагог должен уважать детей и их выбор: давать им возможность играть и выбирать темп занятий.
  • Педагог должен уметь создавать среду. Многие игрушки делаются своими руками из природных материалов.
  • Педагог должен уметь увлекать детей. Именно он презентует материалы для игры и занятий, он служит образцом в групповых творческих занятиях.

Реджио-педагогика

Итальянская технология, в основе которой идеи Выготского и Марии Монтессори. Автор технологии — Лорис Малагуцци. Малагуцци считал, что ребенок обладает как минимум 100 языками, но 99 из них украли. Многое в жизни ребенка происходит по указке взрослых, даже праздники. Основной постулат — среда должна отвечать потребностям и возможностям ребенка.

По каким принципам работает?

  • Отдельная программа подразумевает пространство для ребенка. Он может даже уединиться и заниматься только тем, чем хочет.
  • Родитель полностью погружен в работу детского сада. Он иногда ходит с ребенком в детский сад, помогает, становится партнером.
  • Отсутствует оценка и контроль — нет итоговых тестирований. Реджио-педагог использует наблюдение, фиксирует результаты работы ребенка, но не дает оценки.

Каких целей достигает ребенок?

  • Учится партнерству. Детей учат работать в группах, чтобы они учились договариваться, сотрудничать, привыкали к тому, что они «не одни».
  • Изучает культуру. Занятия не ограничиваются средой детского сада: детей водят на экскурсии, помогают понять отношения между людьми, правила общества, традиции.
  • Учится свободному выбору. Ребенок сам выбирает темп занятий, материалы, с которыми будет играть.

Каким должен быть педагог?

Педагог должен соблюдать шесть правил:

  1. Уважать ребенка и смотреть ему в глаза.
  2. Объяснить правила и задать вопрос. Только так, а не наоборот.
  3. Не «неправильно», а «по-другому».
  4. Предлагать выбор и не торопить.
  5. Учиться в любой ситуации.
  6. Фантазировать важнее, чем читать.

Инновационные технологии в дошкольном образовании

Современные инновационные технологии по ФГОС в дошкольном образовании рассматривались многими авторами: Малаховой Н. Д., Моисеевой А. М., Лазаревым В. С. Педагогическая инновация определяется как внедрение в государственную образовательную среду новшеств, улучшающих систему в целом. В процессе внедрения инноваций происходит творческое переосмысление программ и методик — это главная особенность технологии.

Каким образом инновации появляются в дошкольном воспитании?

  • В череде научных исследований.
  • Благодаря необходимости применения инноваций в дошкольных учреждениях и начальной школе.
  • Возникают в результате вариативного творчества педагогов.
  • Возникают из-за большого желания родителей раскрыть потенциал малыша и наблюдать положительную динамику развития.

Важно! Инновационные методы обучения, осуществляемые в ДОУ по ФГОС не являются абсолютно новыми и универсальными технологиями для педагогов. Это лишь эффективные способы применения традиционных методов воспитания, улучшенные и дополненные современными исследованиями.

Педагогические технологии дошкольного образования современности

Технология представляет собой комплекс приемов, которые применяются в определенном искусстве или деле.

Использование современных образовательных и педагогических технологий в детском саду должно удовлетворять таким критериям технологичности, как:

  • Концептуальность (берется на вид некая научная концепция, которая включает в себя обоснование достижения образовательных целей);
  • Системность (логика, перечень взаимосвязей всех частей системы, целостность);
  • Управляемость (целеполагание, проектирование модели обучения, коррекция результатов, пошаговая диагностика, составление планов и отчетов) ;
  • Эффективность (рассматривает оптимальность затрат и гарантию достижения поставленных целей) ;
  • Воспроизводимость (подразумевает специфику педагогической технологии и возможное ее воспроизведение в новом месте).

Форма здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании

В список современных образовательных технологий входят:

  • Инновационные технологии в области здоровья и физического воспитания — все технологии, относящиеся к воздействию на здоровье дошкольника на любом уровне (психологическом, энергетическом или информационном). Целью становится сохранение здоровья малыша и формирование у него всех необходимых навыков и умений, для поддержания здорового образа жизни.
  • Интерактивные. За счет того, что детей «бросают» в сферу для межличностного взаимодействия, у них обогащается социально-личностный опыт. Это могут быть беседы, наблюдения, проведение небольших опытов.
  • Информационно-коммуникационные. В этой технологии образование должно включать в себя новые элементы — интерактивную доску (на которой педагог может показывать презентации, тематические фильмы и мультфильмы), компьютер или планшет.
  • Личностно-ориентированные. В таком случае в центр системного образования ставится личность дошкольника, вне зависимости от его возраста. Необходимо обеспечить малышу комфортные условия, для безопасного и неконфликтного развития и полной реализации его природного потенциала.
  • Игровые технологии строятся как комплексное образование, захватывающее небольшую часть учебного процесса и объединенное общим сюжетом. Примером могут служить игры, направленные на формирование умений выделять признаки предметов и сравнивать их между собой.

Что такое девиантное поведение детей-дошкольников

Интерактивные технологии воспитания

Интерактивное воспитание, в переводе с английского на русский язык, означает организацию познавательной деятельности в режиме активного взаимодействия — диалога или беседы.

Важно! Педагог дошкольного учреждения, среднего образования или вуза перестает быть «центром» для воспитанников. Он регулирует процесс общения, организует его, формулирует краткие темы или вопросы, ставящиеся на обсуждение, консультирует и следит за порядком выполнения упражнений.

В качестве интерактивных технологий в дошкольных учреждениях могут выступать:

  • Упражнение «Микрофон», где малыши вместе с воспитателем по кругу передают друг другу игрушечный микрофон и говорят на заданную взрослым тему. Это может быть первым заданием на обучении культуре — рассказать о себе, о своем настроении в данный момент.
  • Импровизированные дебаты. Дети также встают вкруг и высказываются на заданную тему. Однако, слова каждого дошкольника могут обсуждаться. Например, Миша рассказал, что на музыке у него было плохое настроение. Дети по очереди, поднимая руку, говорят, как Миша может настроение себе улучшить.
  • Синтез мыслей. В ходе этого упражнения дети, объединяясь в небольшие группы, выполняют совместное задание. Например, помогают зайчику-математику сосчитать все яблоки на листе и раскрасить их.

В детских садах, прошедших государственную аттестацию, уже давно приняты 3 основные формы интерактивного обучения: в паре (2 ребенка), микрогруппах (до 4-х детей) и малых группах (до 6 дошкольников).

Важно! В таких технологиях не стоит при ответе ребенка говорить «правильно». Лучше использовать такие слова, как «хорошо», «оригинально», «интересно». Это будет побуждать малыша говорить дальше.

Сидящий на стульчике дошкольник — не учится. Он слушает, но не слышит. Поэтому так важно всегда «втягивать» его в обучение, делать так, чтобы малыш сам стал частью этого процесса.

Одна из форм интерактивного занятия

Инновационные технологии физического воспитания дошкольников

Как используются в развитии детей инновационные технологии? За счет сочетания прогрессивных технологий и стереотипных базовых элементов образования, инновации хорошо сказываются на личностном развитии дошкольника, вовлекая его в социокультурную среду.

В докладах и рефератах выделяется главная инновация в системе физического воспитания дошкольников — выделение областей «Здоровье» и «Физическая культура».

Так, «Здоровье» способствует сохранению и укреплению психики детей, воспитанию навыков гигиены и формированию общих представлений о здоровом образе жизни.

Проект «Перелетные птицы» в подготовительной группе

«Физическая культура» же занимается развитием физических качеств дошкольника, овладением основными спортивными движениями и формированием дальнейшей потребности в активности.

Технологии области «Здоровье» подразделяются на следующие:

  • здоровьесберегающие (сохранение здоровья всеми возможными способами);
  • здоровьеукрепляющие (стимулирование и укрепление здоровья — физические мероприятия и праздники, физкультминутки и т.д.);
  • лечебно-оздоровительные (происходит компенсация здоровья — массажи, посещение соляных комнат, инфракрасных саун);
  • здоровьеформирующие (способы приумножения здоровья — занятия физкультурные и оздоровительные).

Фитнес-технологии в ДОУ по ФГОС

Ранее фитнес-технологии применялись лишь в иностранных методах воспитания. В последнее время фитнес рассматривается в комплексе области «Физическая культура».

Важно! Это инновационная система, влияющая на оздоровление и совершенствование физической подготовленности дошкольника.

В фитнес-методы и технологии обучения включают:

  • степ-аэробику;
  • ритмопластику;
  • гимнастику танцевально-игровую;
  • элементы растяжки;
  • занятия на фитболе.

Благодаря развитию в России фитнеса, появилось множество интересных направлений, применимых и в дошкольном воспитании. Однако большинство проводимых по фитнес-технологии занятий могут осуществляться лишь при наличии у ребенка справки от врача. В противном случае подобные занятия противопоказаны.

Физкультурные занятия на фитболе

Игровые технологии дополнительного образования

В дополнительном образовании широко применяются игры «ради учения». В процессе деятельности у малыша формируются интересы познания, накапливаются тематические знания и способности. Педагогическая игра имеет явно выраженную цель и способствует достижению определенного результата. По большей части обучение в игре ненавязчиво и добровольно. Для ребенка игра — это гораздо более желанная действительность, нежели существующая реальность.

Игровые технологии, в зависимости от методики подразделяются на:

  • ролевые;
  • сюжетные;
  • имитационные;
  • психодраматические;
  • деловые;
  • организационно-деятельностные.

Объяснять игру лучше во вступлении, связанном с темой проводимого занятия. Полностью рассказывать суть игры можно по ходу действия. Задачей педагога является организация игровой деятельности для всех детей (как активно участвующих, так и болельщиков).

Важно! Процесс игры должен сопровождаться диалогом педагога и детей. Причем, даже если малыши ответили неправильно (в словесной игре), воспитателю необходимо повторить их ответ. Так дошкольники лучше следят за ходом действия.

Игры Воскобовича

Развивающие игры, созданные физиком-инженером Вячеславом Воскобовичем. Они представляют собой развивающую среду из разных зон и элементов, объединенных одним сказочным сюжетом.

По каким принципам работает?

  • В основу заложены три принципа: интерес, познание и творчество. Это формирует навыки познавательной и исследовательской деятельности.
  • Игры разрабатываются в соответствии с интересами ребят. Каждая может использоваться ребятами от 2 до 7 лет, для ребят младше задания проще.
  • Для игр разработана развивающая среда «Фиолетовый лес» с несколькими зонами, в которых ребенок реализует определенные потребности.

Каких целей достигает ребенок?

Основные цели технологии — познание нового, развитие умения наблюдать, формирование уверенности, гармоничный подход к развитию эмоциональности, образного мышления и логики.

Каким должен быть педагог?

  • Педагог должен разбираться в материале: знать игры, уметь строить сюжет.
  • Педагог должен вовлекать ребят в игру, некоторое время нужно тратить на знакомство с её правилами.
  • Педагог не оценивает выполнение заданий. Для каждого возраста есть свой уровень, если не справляешься, можешь перейти на более легкий.

Технология Дьюи

Джон Дьюи разработал практико ориентированный подход. Дьюи считал, что дошкольник должен заниматься игровой и трудовой деятельностями, что дает ему необходимый жизненный опыт.

По каким принципам работает?

  • Все, что происходит с ребенком, должно быть практико ориентировано. Не надо перегружать мозг лишними знаниями, нужно научить работать своими руками, применять приобретенные знания и умения в других ситуациях.
  • Обучение должно быть направлено на приобретение опыта, который может только накапливаться самим ребенком. Мышление — это только инструмент для решения проблем. Ребенок изучает окружающий мир, в итоге хочет научиться нужным навыкам и испытать их.
  • Кроме трудовых навыков важны география и история. География помогает узнать окружающий мир, история — мир и культуру людей.

Каких целей достигает ребенок?

  • Получает жизненный опыт. Ребенок учится решать проблемы и нарабатывает умения.
  • Разбирается в географии и истории. Это помогает познавать окружающий мир и людей с их отношениями.
  • Учится предприимчивости. Этому способствуют проекты, которые запускает с ребятами педагог.

Каким должен быть педагог?

  • Должен обладать сильными инструментальными навыками, например, работать руками. Без этого он не научит нужным навыкам детей.
  • Не сравнивает детей с другом — в технологии запрещены соревнования. Ребенка сравнивают только с самим собой.
  • Учит детей проектной деятельности. Именно проекты помогают детям получать опыт и осваивать навыки, а также сотрудничать с другими и развивать собственную предприимчивость.

Современных формы обучения

Рассмотрим различные варианты современных форм обучения,которые строятся на основе детских видах деятельности:

  • игры — путешествия;

-экспериментирование;

-проектная деятельность;

-коллекционирование;

-инсценировки;

-занятия-сказки;

-занятия-сюрпризы.

  1. Игры-путешествия эффективны в ознакомлении детей 7-го года жизни с разными странами, континентами, океанами и т. п. Они позволяют детям «прожить» интересный для них материал, узнать новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт. В игре дети учатся выражать свое отношение к происходящему,погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в «путешественников», «индейцев», «обитателей подводного царства» и т. д. Организация и проведение игры напоминает подготовку театрального спектакля,но с существенным отличием: зрители отсутствуют, а число участников неограниченно.
  2. Детское экспериментирование позволяет успешно развивать у детей любознательность, активность, стремление самостоятельно находить решение проблем. Детям интересны разные виды экспериментов. Мыслительный эксперимент подразумевает действия в уме. Но самыми интересными экспериментами являются реальные опыты с настоящими предметами и их свойствами (вода, лед, снег, воздух и т. п.). Что помогает ребенку освоить существенные признаки неживой природы, растительного мира.

Метод — экспериментирования – действенное изучение свойств предметов, преобразование его свойств, структуры, действенным путем установление взаимосвязи с другими объектами, установление взаимозависимости.

Использование этого метода позволяет управлять явлениями, вызывая или прекращая эти процессы. Ребенок может наблюдать и познавать такие свойства и связи, которые недоступны непосредственному восприятию в повседневной жизни (свойства магнита, светового луча, движение воздуха, агрегатное состояние воды и др.) Экспериментирование, элементарные опыты помогают детям осмыслить явления окружающего мира, расширить кругозор, понять существующие взаимосвязи. У детей развивается наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, высказывать предположение, аргументировать выводы.

Практическое экспериментирование и исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами. Благодаря практическому экспериментированию дети могут определять плавучесть предметов, свойства вода и луча света, свойства магнита и пр.

Умственное экспериментирование, в отличие от практической формы, осуществляется только в мысленном плане (в уме). Умственные исследования осуществляются с помощью поисков ответов на поставленные вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций.

Социальное экспериментирование, актуализируется в старшем дошкольном возрасте. Своеобразным объектом изучения и эксперимента становятся отношения ребенка со своим социальным окружением: сверстниками, другими детьми (более младшими или более старшими, детьми противоположного пола, с взрослыми (педагогами и близкими).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]