Основы правильного произношения начинают закладываться в детстве. Если у ребенка имеются какие-либо дефекты речи, то игнорировать это ни в коем случае нельзя. Ведь такая неприятность будет сопровождать человека всю его жизнь. С самого юного возраста важно следить за процессом правильного звукообразования у ребенка. Но как поставить звук? Как быстро можно справиться с этим дефектом если вы замечаете отклонения от нормы? В этой статье мы разберем как происходит правильная постановка звука «Р».
Причины неправильного произношения
Каждый родитель желает, чтобы его ребенок развивался полноценно, в том числе и его речевое развитие. Звуки «Р» и «Рь» дается деткам особенно тяжело. Для постановки данных звуков требуется немного больше усилий и терпения, нежели в остальных случаях. Ребенок должен производить четкие движения органами речевого аппарата, автоматически занимая их верное расположение, также необходимо получить правильную вибрацию языка для этого звука.
Если у малыша наблюдаются трудности с воспроизведением буквы «Р», то самое лучшее это обратиться к логопеду. Он быстрее всего сможет подсказать, как научить ребенка говорить правильно этот звук. Наиболее часто врачи сталкиваются с такими нарушениями произношения:
- Замена другими звуками. Чаще всего дети произносят вместо «Р» буквы «Й», «Л» и «Ы».
- Проглатывание звука в словах. Обычно такое наблюдается, когда «Р» стоит перед или после гласной буквы.
- Излишняя вибрация. В этом случае понятно, что ребенок говорит букву «Р», но ненужная вибрация немного искажает звук.
Как же понять, что с произношением что-то не так? С этой целью необходимо попросить ребенка воспроизвести один только звук «Р», а потом какое-либо слово с ним, к примеру, дерево.
Если проблема будет при произношении изолированного звука, то направить усилия нужно именно на него. Если же ребенок неправильно воспроизводит букву в словах, то в занятиях важно тренироваться на словах, где до или после «Р» идут такие буквы как «О», «А», «У», «И».
Виновниками неправильной речи могут стать несколько причин. Для того, чтобы определить их, нужно посоветоваться с опытным логопедом. Установив истинную причину, он сможет подсказать, как научить ребенка произносить звук. А виновниками могут быть следующие факторы.
Проблемы с речевым дыханием
Речевое дыхание – это основа верного произношения всех существующих звуков. Нарушиться оно может вследствие развития хронического насморка, патологий аденоидов, сердца и сосудов, легких. Отработать правильный дыхательный процесс во время разговора поможет логопед.
Он сможет разработать схему тренировок с учетом всех особенностей организма ребенка. Обычно быстрая постановка звука «Р» у детей проводится с применением комплекса, в который входят слова с этой буквой и специальные упражнения.
Нарушения слуха
Этот дефект развития у детей также может сильно повлиять на развитие речи ребенка. Детки стараются во всем подражать своим родителям, в частности и в речи.
Если после 4 лет ребенок проглатывает звуки или сильно искажает их, то может иметь место нарушение фонематического слуха. Когда ребенок попросту не может верно повторить сказанное ему.
Недостаточное развитие органов речи
Для того чтобы речь была понятной и правильной, необходимо иметь развитый артикуляционный аппарат. Хорошо подготовить его помогает артикуляционная гимнастика. Благодаря ей мышечные ткани укрепляются, и отрабатывается навык правильного расположения речевых органов во время произношения той или иной буквы.
Артикуляционные упражнения можно проводить в игровой форме, что позволит больше заинтересовать малыша. На нашем сайте есть специально подобранная артикуляционная гимнастика для звука «Р».
Индивидуальное строение уздечки
Бывает и так, что постановка звука «Р» вызывает трудности из-за физиологических особенностей крохи, а именно при необычном строении уздечки. Такой дефект мешает языку свободно двигаться, что препятствует правильному воспроизведению. Обнаружить неразвитость связки может только специалист.
В таком случае способом, как научить ребенка говорить без дефектов, может быть также специальная артикуляционная гимнастика и упражнения или же хирургическое вмешательство. В последнем случае переживать не стоит, операция абсолютно легкая и безопасная.
Почему ребенок не выговаривает букву “р”
Звук “р” дольше всех звучит некорректно и поэтому относится к труднопроизносимым. Для того, чтобы его осилить, речевой аппарат должен быть хорошо развит. Поэтому до 5-6 лет, пока идет этот процесс, правильная артикуляция звука “р” тоже осваивается постепенно.
Произношение считается неправильным, когда:
- звук “р” пропускается (рука — _ука, паровоз — па_овоз);
- замещается доступными для произношения звуками “л”, “г”, “й” (красный — класный, карандаш — кагандаш, дерево — дейево);
- выговаривается с вибрацией губ и щек либо гортанно.
Ребенок начинает говорить букву “р” к 5-6 годам. Если этого не происходит, то причины могут быть следующие:
- Недостаточная длина уздечки. Она не позволяет языку достать до неба перед верхними резцами и произвести вибрирующий звук “р”. В этом случае хорошие результаты дает массаж уздечки, специальные упражнения, иногда же показано оперативное вмешательство.
- Слабо развит артикуляционный аппарат. Малоподвижные лицевые мышцы и ленивый язык не могут сладить с трудным звуком. Гримасничанье и кривляние сослужат хорошую службу: улыбайтесь до ушей, складывайте губы трубочкой, показывайте язык своему отражению в зеркале. Активные движения подобного рода развивают органы речи и делают произношение звуков более четким.
- Неправильное дыхание. Имеющиеся заболевания дыхательной системы не дают создать мощную струю воздуха для “грозного рррычания”. Сочетание физических и речевых упражнений помогают преодолеть и это препятствие на пути к заветному четкому “р”.
Подготовка артикуляционного аппарата
Перед тем как узнать, как поставить звук и начать выполнять логопедические упражнения на звук «Р», необходимо подготовить мышечные ткани речевых органов, чтобы они могли работать в полную силу. Артикуляционная гимнастика для этого как раз и применяется. Можно использовать следующие упражнения:
«Блин». Малышу необходимо улыбнуться, приоткрыть ротик, затем положить язычок на нижнюю губу и удерживать его в таком положении несколько секунд. Начинать надо с 3 секунд, постепенно увеличивая время, но в результате должно быть не более 10 секунд.
«Наказать язычок». Для этого нужно также расположить речевые органы, но уже не удерживать язычок, а шлепать по нему верхней губой, произнося при этом «Пя».
«Варенье». Данное упражнение выполняется следующим образом: приоткрыть рот, а затем водить языком по верхней губе из стороны в сторону. Можно и правда немного намазать губу чем-то сладким, чтобы ребенок охотнее выполнял гимнастику.
«Маляр». Малышу можно не открывать рот, а просто водить по небу языком, как будто красит его. Это хорошо помогает отработать движения языка вперед-назад.
«Гриб». Ребенку понадобится приоткрыть ротик, улыбнуться, а язык полностью «приклеить» к небу. В таком положении удерживать язык несколько секунд.
Все указанные упражнения для постановки звука «Р» нужно выполнять перед каждым занятием. Они незаменимы при подготовке органов речи к основным тренировкам.
Упражнения на дыхание
Для того чтобы произносить звук «Р» требуется направленная струя воздуха. Поэтому важно отрабатывать дыхание ребенка, особенно если у него с этим процессом есть трудности.
Домашний комплекс упражнений может включать следующие задания:
- «Свеча». Для выполнения задания потребуется обычная свечка, которую нужно потушить. Можно просто сильно дунуть на нее, чтобы огонек сразу исчез либо дуть протяжно и медленно, чтобы он извивался. Сначала расстояние между ртом и свечой должно быть небольшим, а затем его надо постепенно увеличивать, чтобы занятие становилось сложнее.
- «Буря». Понадобится стакан с водой и трубочка от сока. Малышу следует вдохнуть воздух носом, а выдохнуть ртом через трубочку. Таким образом, образуется небольшая буря, заставляющая воду активно двигаться.
- «Снежинка». Ребенок должен открыть рот, растянув губы в улыбке, а язычок расположить на нижней губе. Затем следует положить на кончик языка маленькую бумажечку и предложить малышу сдуть ее.
Каждое упражнение должно выполняться не более 4 раз. При этом всегда вдох должен идти через нос, а выдох – с помощью рта. Также важно, чтобы у ребенка не было проблем со здоровьем, то есть не болело горло, не наблюдалось необычного налета на языке и так далее.
Способы постановки звука
Логопедия предлагает самые разные способы постановки звука «Р». Применять можно какой-то один метод либо сразу несколько. На консультации у специалиста можно точно определиться с занятиями.
Подражание
Это самый простой и довольно действенный метод, как поставить звук. Логопед или родитель садится с ребенком перед зеркалом и показывает ему правильное расположение и движение речевых органов во время произношения звука «Р».
После этого малышу необходимо просто повторить за взрослыми, контролируя процесс с помощью зеркала.
Также подражать можно не только людям, но и животным или каким-нибудь вещам. К примеру, отличными методами, как поставить букву «Р» являются такие задания: порычать как собака «Р-Р-Р», имитировать выстрелы автомата «Тра-та-та», мурлыкать как кошка «Мур-р-р». Это больше заинтересует ребенка, чем простое подражание взрослым. Но при этом вам также нужно следить за расположением органов артикуляции.
Постановка звука «Р» от звука «Д»
Часто логопедами используется способ, как научить ребенка говорить букву «Р», как постановка от звука «Д». Малышу необходимо представить, что его язычок – это парус и его нужно надуть с помощью ветра. Для этого требуется произнести звук «Д», при этом с усилием дунуть на речевой орган.
Со временем при проведении этого занятия будет слышен звук «Др-р-р». Как только он станет заметен, надо сразу же автоматизировать его. Для этого следует применять слова, где имеется сочетание этих двух букв, к примеру, друг, драка, древо и так далее. Подробнее можно ознакомиться в нашей статье автоматизация звука «Р».
Постановка «Р» от звука «З»
Суть этого упражнения для звука «Р» у детей состоит в том, что ребенок должен протяжно произносить звук «З». При этом необходимо держать язык в верхнем положении. Затем следует быстро двигать кончиком органа по бугоркам, которые располагаются за верхней челюстью. В результате будет слышен звук «Ср».
Постановка звука «Р» на вдохе
Еще одним способом, как поставить звук, является упражнение на вдохе. Малышу необходимо длительно произносить звук «С», потом сделать короткий вдох, резко прижать язык к альвеолам и попытаться всосать язычок внутрь, словно улитку в раковину. При этом важно касаться языком бугорков, иначе звучания не будет.
Постановка механическим методом
Для проведения данного упражнения можно использовать ватную палочку или зубочистку с ватой. Они должны быть идеально чистыми, края не должны колоть язычок. Широкий язык должен быть на бугорках за верхними зубами. Ребенку понадобится долго произносить «З» или «Д». В случае с «З» — будет получаться зж, а в случае с «Д» — не четкий д.
В это время родитель должен приложить под язык палочку и двигать ею в стороны, чтобы вызвать колебания. Язык должен быть напряженным и занимать строгое положение кверху пропуская лишь у кончика струю воздуха. В итоге должен послышаться нужный звук, похожий на рокот. Чтобы ребенку было веселей можете сказать, что вы заводите моторчик.
Все указанные способы постановки звука «Р» могут по-разному производить эффект относительно времени. Некоторые детки с первого упражнения начинают произносить эту букву, а другие добиваются успехов только после нескольких дней или даже месяцев регулярных занятий.
Мастер-класс по постановке звука «Р»
1 ЭТАП: Упражнения для разминки
/data/files/b1474527954.pptx
Постановка звука Р — это ежедневные тренировки. Каждая из которых начинается с разминки и «разогревания» артикуляционного аппарата. Самые эффективные упражнения для разминки:
Упражнение «Малярная кисть».
Малыш должен улыбнуться и приоткрыть рот. Далее, словно кисточкой, он должен «погладить» языком верхнее нёбо — от верхних зубов и максимально глубоко в сторону горла. Повторить упражнение 10-12 раз.
Упражнение «Маятник».
Как и в первом случае — нужно улыбнуться, открыть рот. Слегка высунуть язык вперед и покачать им из стороны в сторону — от правого уголка рта к левому и так далее. Около 10-20 раз.
Упражнение «Гармошка».
Снова улыбаемся и открываем ротик. Язык прижимаем к верхнему нёбу, словно собираемся произнести мягкий и долгий звук «нь». Не меняя положения языка, открываем рот максимально широко, затем закрываем, открываем-закрываем. Около 15-20 раз.
«Чистим зубки».
Исходное положение — улыбаемся и открываем ротик. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности верхних зубов слева-направо, словно «подметаем» их. Делаем упражнение 10-15 раз. Затем, не меняя исходного положения, поочередно упираемся язычком в каждый верхний зубик с внутренней стороны, как бы проверяя — на месте ли он.
Упражнение «Комарик».
Очень веселое упражнение! Малыш должен открыть рот, а кончик языка выдвинуть за передние зубки. В этом положении попытаться произнести звук «з-з-з», затем сдвинуть язычок обратно, упершись им на этот раз уже в верхнее нёбо у основания зубов и снова произнести «з-з-з».
Все эти упражнения отлично развивают артикуляционный аппарат, укрепляют мышцы и постепенно растягивают «уздечку». Однако для отработки именно звука «Р» нужны особые постановочные упражнения.
2 ЭТАП: Упражнения на постановку звука Р
К числу наиболее простых упражнений, подходящих для самостоятельной ежедневной речевой гимнастики, можно отнести следующие:
1Ребенок открывает рот, а кончик языка прижимает к основанию верхних зубов, ритмично и быстро произнося при этом звук «д-д-д». Через пару секунд попросите его, не останавливаясь, сильно дунуть ну кончик языка (то есть попытаться произнести «д-д-д» на сильном выдохе). Звука Р пока не получится, но малыш должен почувствовать ощутимую вибрацию языка и постепенно запомнить ее.
2Для следующего упражнения понадобится специальный логопедический шпатель (его можно приобрести в специализированных магазинах, аптеках и в интернет-магазинах). В наше время их делают вполне комфортными для малыша, часто — с запахом карамели, шоколада или фруктов. Используйте его очень аккуратно, но уверенно, без робости. Итак: для начала попросите ребенка, приоткрыв рот пошире, произносить звук «ж-ж-ж», постепенно сдвигая язычок ближе к основанию верхних зубов. Дайте ему освоиться пару секунд, а затем осторожно введите ребенку под язык шпатель и начните ритмично (но не сильно!) колебать его вправо-влево, создавая вибрацию. В это время ребенок должен сильно дуть на свой звук «ж-ж-ж» — таким образом он почувствует создаваемую воздухом и колебаниями шпателя вибрацию.
3Попросите малыша широко открыть рот и при этом произнести слог «з-з-за», отодвинув язык максимально назад. В это время, как и в упражнении 2, подсуньте ему под язычок шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если это логопедическое упражнение выполняется правильно — вы должны услышать довольно отчетливый звук «Р».
4Точно также попросите ребенка произносить звук «з-з-зи» открытым ртом, а сами проделывайте те же манипуляции шпателем, что и в предыдущем упражнении. В этом случае идет постановка более мягкого звука Р, который используется в словах типа «рифма», «рис», «рисунок»…
3 ЭТАП. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Р.
1) Произношение изолированного звука [р] Игровые задания для закрепления изолированного произношения звука Звукоподражания Подражание рокоту самолета, мотору работающего трактора или машины, рычанию тигра и т. д. «Заведем трактор». «Заведем машину». Работает невыключенный мотор машины. Машина едет по длинной дороге. Ребенок катит машинку по столу и произносит звук р-р-р-р. Чья машинка проедет дальше? Чей мотор будет работать дольше? Кончился бензин. Заправим машину бензином и поедем дальше. Разговоры мам животных со своими детенышами (произносить звук [р] с разной силой и высотой голоса). Большая собака и щенок сердятся. Тигрица учит тигрят рычать (произносить звук [р] низким и высоким голосом). Кошка мурлычет: «Мур-р-р-р» (низким голосом). Котенок мурлычет: «Мур-р-р-р» (высоким голосом). Ворона и воронята каркают: «Кар-р-р-р» (низким и высоким голосом).
2) Автоматизация звука [р] в слогах
Занятие 1 Автоматизация звука [р] в слогах со стечением согласных (тр, др) Пространственная ориентировка — Стань так, чтобы перед тобой было окно. Повернись так, чтобы слева от тебя было зеркало. Пройди к середине комнаты. Что слева от тебя? Что справа? Упражнение на дыхание Катать карандаш по столу, стараясь, чтобы воздушная струя была не прерывистой, а сильной и длительной. Развитие артикуляционной моторики Повторить предыдущие упражнения. Развитие памяти, внимания Запоминание и воспроизведение слогового ряда в сочетании с движением кистей и пальцев рук. Игровые задания «Пилим дерево». «Рубим дрова». «Мастерим домик». Тра-тра-тра; дра-дра-дра; тра-тра-тро; дро-дро-дро; тру-тру-тру; дру-дру-дру; тры-тры-тры; дры-дры-дры; тра-тро, тру-тры; дра-дро; тро-тра, тру-тра; дры-дра; тор-тра-тру; дра-дро-дру; тра-тро-тру-тры; дра-дро-дры-дру. Развитие фонематического восприятия «Игра с мячом». Лови мяч, если в слове услышишь звук [р]. Логопед произносит слово, затем бросает мяч. Определение позиции звука [р] в словах дрова, осетр, рак. Положить кружочек — символ звука в соответствующее окошко звукового домика. Ознакомление с буквой р
Занятие 2 Автоматизация звука [р] в обратных слогах Развитие слухового восприятия «Слушай внимательно». Присесть столько раз, сколько услышал хлопков и ударов в бубен. Координация дыхания, артикуляции и фонации Атр-атр-атр-атр; отр-отр-отр-отр; утр-утр-утр-утр-утр; ытр-ытр-ытр-ытр; ятр-ятр-ятр-ятр; етр-етр-етр-етр-етр; ютр-ютр-ютр-ютр-ютр; итр-итр-итр-итр-итр; атр-отр-итр; итр-утр-ыр; ятр-итр-утр. Какого звука не хватает в слове? Узо…, абажу…, ти…, жи…, монте…, вее…, вете…, зефи…, мото…, акте… . Развитие фонематического восприятия Отстукивание ритмического рисунка слов комар, Арктика, порт, арбуз, ирга. Анализ и синтез слогов — Сколько звуков в слоге ар? Какой первый звук в слоге ар? Какой второй звук? Какие звуки ты услышал в слоге ур? Звук [о] «подружился» со звуком [р]. Какой слог получился? Обозначение слогов цветовыми символами. Составление слогов из букв
Занятие 3 Автоматизация звука [р] в открытых слогах Развитие слухового восприятия Отстукивание ритма на бубне. Координация дыхания, артикуляции и фонации Игровое упражнение «Музыканты». Играем на барабане, трубе, контрабасе и тромбоне. Произнесение слогов со сменой ударения. Ра-ра-ра-ра; ра-ро; ро-ро-ро-ро; ры-ру; ру-ру-ру-ру; ру-ры-ро; ры-ры-ры-ры; ра-ро-ру-ры. Развитие фонематического восприятия Какой слог лишний? Ра-ра-ра-ры, ра-ра-ра-ла. «Придумаем имена куклам». И…(ра), Ве…(ра), Ма…(ра), Ле… (ра), Ла…(ра). Дополни слог. Што…(ра), шпо…ра), па…(ра), ко…(ра), но…(ра). — Какой слог исчез из слова Буратино? Бу…тино (ра). — Какой слог исчез из слова радуга? …дуга. — Назови пропущенный слог. Во…та(ро), во…на(ро), ко…ва (ро), пе… (ро), кенгу… (ру), ко…(ра). Анализ и синтез слогов — Какой первый звук в слоге ра? Назови второй звук. Сколько звуков в слоге ра? — Скучно одному звуку [р]. Пригласим к нему звук [у]. Звук [р] «подружился» со звуком [у]. Какой слог получился? Аналогичное задание выполнить с другими гласными звуками. Чтение слогов
Занятие 4 Автоматизация звука [р] в слогах со стечением согласных Пространственная ориентировка Расставляются игрушки в разных частях комнаты. Куда пойдешь, что найдешь? Прямо пойду — котенка найду. Назад поверну — мишку найду. Налево пойду — собачку найду. Направо пойду — лисичку найду. Развитие голоса, дыхания и переключаемости органов артикуляционного аппарата. Согласование речи с движением Игровое упражнение «Жонглеры». Подбрасываем шарики и произносим слоги. Пра-про; бра-бро-бру; пру-пры; вра-вро; про-пру-пры; вру-вры; бра-бро; вро-вро-вру-вры. бру-бры; — Какой слог лишний? Вра-вра-кра. Развитие фонематического восприятия Определение позиции звука [р] в словах врач, повар, радист. Обозначение места звука на звуковой линейке. — Послушай слова прыгун, вратарь. Какой слог потерялся? …гун, …тарь. — Составим слова. Скажи слог бра, а я дополню его звуком [т]. Какое слово получилось? Скажи слог вра, а я — тарь. Какое слово мы составили? Составление букв р и в из частей. — Какие одинаковые элементы есть в этих буквах? Найди буквы, в которых есть такие элементы. Составление слогов из букв разрезной азбуки. Расставить картинки на рейки: на верхнюю — в словах-названиях звук находится в начале слова, на среднюю — в словах-названиях в середине; на нижнюю — в словах-названиях в конце.
Занятие 5 Автоматизация звука [р] в обратных слогах Пространственная ориентировка — Кто стоит справа от тебя? Кто сидит слева от тебя? Стань перед Мишей. Стань за Колей. Кто стоит за тобой? Развитие голоса, дыхания и переключаемости органов артикуляционного аппарата Игровые задания «Музыканты». «Играем на балалайке». Фра-фру; фры-фро; фро-фру-фры; фра-фро-фру-фры. «Разговор Крокодила с Носорогом». Выразить интонацией при произнесении слогов эмоциональные состояния. — Кра-кро. (довольно) — Кра-кро-кру. (недовольно) — Кра-кро-кру-кры. (уверенно) — Гру-гры. (робко) — Гру-гра-гры. (возмущенно, яростно) — Гра-гро-гру-гры. (спокойно) Развитие фонематического восприятия «Игра с мячом». Ловить мяч, если в слове есть звук [р]. — Составим слово. Скажи слог кра, а я — звук [н]. Какое слово получилось? Скажи слог гру, а я — ша. Какое слово получилось? — Посмотри на картинки и угадай слова с пропущенным звуком. К…ыша, г…оза, г…ад. Назови пропущенный звук.
3) Автоматизация звука [р] в словах 1. Автоматизация звука [р] в словах со слогами тра-тро-тру-тры; дра-дро-дры-дру Произнеси слова правильно Трава, трап, трал, люстра, трактор, траншея, трапеция, трамплин, тростник, тракторист, траншея, трамвай, канистра, матрац, завтра, тетрадь, транспорт, завтракать. Утро, трос, метро, тропа, тройка, тропики, трость, патрон, матрос, тротуар, тростник, тропинка, альбатрос, троллейбус. Петр, фетр, литр, центр, метр, министр, театр. Трус, труд, труба, трубка, трусость, трубочист, петрушка, трусишка, ватрушка, трудный. Костры, астры, шатры, метры, ветры, гетры, хитрый, отрывать. Кедры, дрозд, дровни, другой, аэродром. Дракон — Дракончик — Дракошечка. Драка, драчун, выдра, драп, драники, гидра, квадрат, квадратный. Друг, подруга, дружба, дружить, дружный, подружиться. Антонимы. Враг — друг. Ведро, ядро, бедро, дрова, дровосек, дровни, дрофа, дрозд. Страус, страх, струя, струна, люстра, стройка, страница, строить, строитель, остров, стружка, страх, страна, страшила, страшно, странник, страна, острый, пестрый, быстрый, страшный, стройный, странный, строгать. Задания «Одно слово — много значений». Рисунок 17. (См. цв. вклейку.) Труба — музыкальный инструмент, труба на крыше дома, водосточная труба, трубочка для коктейля. Подберем слова-«родственники» к словам тропа, трава, труба. Трава — травка — травинка — травушка — травиночка. Тропа — тропка — тропинка — тропочка — тропиночка. Труба — трубка — трубочка — трубочист. Повтори эти слова. Угадай слово из перепутанных слогов ва-тра. Дополни звук (букву), слог. Друг — вдруг, раки — драки, трос — матрос. Замени звук (букву). Трап — трал, трап — драп, трал — драл, трава — дрова, выдра — ведра. «Слово в слове». Драка (рак, кар, дар), транспорт (порт, рано, спорт). Подскажи нужное слово. Дровосек рубит … (дрова). По тропинкам не ездят … (трамваи). По городу ездят … (трамваи). В траншею упала … (трость). Дракончик делает упражнения на … (турнике). Трамвай и троллейбус — это … (транспорт). Рая и Рома подметают … (двор).
2. Автоматизация звука [р] в словах со слогом ра,ро,ру,ры Произнеси слова правильно Рак, рама, раки, рано, рана, радио, радуга, работа, ракушка, раковина, ракета, ракетка. Муравей, муравейник, каравай, караван, парашют, парашютист, каракатица, карандаш, карамель, курага, курабье, макраме, буран, баран, карась, гараж, барабан, баранки, фотография. Юра, Кира, Ира, Шура, Вера, Жора, Тамара, дыра, гора, кора, нора, пара, штора, шпора, конура, канистра. Задания Какой звук проглотил злой волшебник Звукоед в словах …аду-га, …акушка, му…авей, ка…андаш? Повтори эти слова. Раздели на слоги слово конура. Произнеси слово без слога ну. Конура — кора. Замени звук [к] на звук [н]. (Нора.) Переставь слоги в слове нора. (Рано.) Замени звук [о] на звук [а]. (Рана.) «Слово в слове». Радуга … (дуга.) Какой слог исчез из слова? Переставь буквы. Рад — дар. Гора — рога. Мара — рама. Ребус. Рисунок 18. (См. цв. вклейку.) Рыба, арбуз, краб. Назови предметы. Выдели первый звук в их названиях. Составь слово из этих звуков. (Рак.) «Лесенка из слов». Прочитай слова. Назови самое короткое слово. Назови самое длинное слово. Сколько звуков в каждом слове? рак рана рамка радуга ракушка раковина Какая общая часть есть в словах баран, баранка, барабан? «Развиваем грамматический строй речи». Подскажи конец чистоговорки. Аш-аш-аш, есть у Ромы … (карандаш). Ши-ши-ши, на столе … (карандаши). Шом-шом-шом, рисует Рома … (карандашом). Вей-вей-вей, несет травинку … (муравей). Раном-раном-раном, баран бодается с … (бараном). Замени звук (букву). Гора — пора — нора — кора. «Буква потерялась». Бу…ан, ба…ан, га…аж. «Слово в слове». Радость (рад, ад, дот, рост), ракета (рак, кета), пират (пир, тир), барабан (бар, рана, раб), баранка (баран, ранка), ракушки (рак, ушки), радуга (рад, дуга). «Учимся размышлять». Что общего между раком, карасем и ракушкой? Вспомни слова — названия пищи со звуком [р]. Вспомни слова — названия предметов, которые движутся, со звуком [р]. Назови предметы, которые отвечают на вопрос «Кто это?» Рисунок 19. (См. цв. вклейку.) Карабас-Барабас. Кто быстрее убежит от Карабаса-Барабаса — Буратино или Артемон? Какой совет ты мог бы дать Карабасу-Барабасу? «Ра-ра-ра, ра-ра-ра, начинается игра. Я прошу со слогом ра мне сейчас назвать слова». Придумай пять слов, которые начинаются со слога ра.
3. Автоматизация звука [р] в словах со слогом ро Произнеси слова правильно Рог, рот, рожь, Рома, роза, рога, рота, рост, Родина, рожок, рожки, робот, урок, корова, коробка, горох, герой, горошек, горошинка, сырок, розетка, мороженое, ворота, ворона, воробей, дорога, пирог, порог, город, огород, паром. Задания «Правильно ли я сказала слова?» Доробей, корох, доробка. Скажи эти слова правильно. «Одно слово — много названий». Рожки, перо, розетка. Перо птицы, перо для ручки. Рожки (козленка), рожки (макароны). Розетка для варенья, розетка электрическая. Замени звук, букву. Рот — ров. Роза — рота — рога. Ворота — ворона — корона — корова. К слогу по добавь слово рог. Какое новое слово получится? Рог — порог. Если к слову роза «пригласить» звук [г] на первое место, какое новое слово получится? Дополни слово Рома, чтобы получилось слово — название цветов. Рома…(шки). «Развиваем память». Послушай, а потом повтори слова. Дорога, ворота, ворона. Послушай слова еще раз. Дорога, ворота, ворона, сорока. Какое новое слово появилось? «Слово в слове». Гроза (раз, рог, газ, гора, роза). Носорог (нос, сор, сон, рог, рос). Творог (вор, рог, говор). Пирог (рог, пир). Дорожки (рожки, корки). Подбери слова-рифмы. Корона — … (ворона), рог — … (порог, пирог). Рисунок 20. (См. цв. вклейку.) Несколько роботов. «Найди одинаковые предметы». Найди роботов, которые отличаются по цвету, по величине. Подскажи слово. Падал снег на … (порог), Кот слепил себе … (пирог). А пока лепил и пек, Ручейком пирог … (утек). Пирожки себе пеки Не из снега — из муки! П. Воронько Повтори слова. Ромашки — кармашки — морошка. Придумай слова со слогом ро. Много слов со слогом ро. Роза, Рома, рот, ведро, Робот, пароход, метро. 4. Автоматизация звука [р] в словах со слогом ры Произнеси слова правильно Рысь, рыба, рыбак, рынок, рыжик, корыто, норы, горы, куры, шары, тигры, игры, шпоры, бобры, омары, комары, корыто. Задания «Развиваем память» Повтори слова. Комары, норы, горы, шары, норы, шторы, помидоры. Сколько слов запомнил? Волшебник Звукоед украл полсловечка. Назови последний слог. Ша…, го…, но…, што…, кома…, помидо…, самова…, го…, но… . Чем отличаются слова рота — роза; рык — рысь; норы — горы? Какие общие слоги в словах ворота, ворона, воробей? «Развиваем грамматический строй речи» Подбери слова-«родственники» к слову рыба. Рыба — рыбка — рыбонька — рыбешка — рыбища — рыбина — рыбак — рыбачка — рыбачий — рыбачить — рыбий — безрыбье — рыбалка — рыболов. Какое слово не подходит? Рысь, рысенок, рысий, рысья, рыскать. «Развиваем фонематические представления» «Лесенка из слов». Прочитай слова. Назови самое короткое слово. Назови самое длинное слово. Сколько звуков в каждом слове? рык рыба рыбак рыбаки рыбалка «Слово в слове». Разговоры (воры, говор, раз, розы, горы). Переставь буквы. Рыбак —рыбка. Подбери слова. Ры-ры-ры, вот слова со слогом ры: горы, шпоры, комары, игры, тигры и шары.
5. Автоматизация звука [р] в словах со слогом ру Произнеси слова правильно Рука, рукава, ружье, ручей, ручка, паруса, рубашка, рукавицы, кенгуру, карусель, фоторужье, бурундук. Задания Знаете ли вы такие слова: рукомойник, рукоятка, рубанок? Небольшой висячий умывальник — рукомойник. Ручка оружия, ручного инструмента — рукоятка. Рубанок — столярный строгальный инструмент. «Развиваем фонематические представления» Дополни слово. Рука —рука…(в) — рукав…(а). Переставь буквы. Круча — ручка. Дополни звук. Рубка — трубка. Замени звук [у] на звук [о]. Назови новое слово. (Тропка.) Составь слова из перепутанных слогов. Гу-ру-кен, ка-баш-ру, сель-ка-ру. Ру-ру-ру, ру-ру-ру, продолжаем мы игру. Я прошу со слогом ра мне сейчас назвать слова.
6. Автоматизация звука [р] в предложениях и связной речи Предложения из двух слов Составь предложения. Рома рос Маргаритки росли Рая и Марат росла Трава выросла Краб выросли Ромашки выросла Предложения из трех слов Повтори предложение. Тигры громко рычали. У верблюда горб. Сегодня морозное утро. Шофер управляет грузовиком. Трофим несет ведро. Рая сорвала ромашку. Утром бывает роса. Захар держит термос. Придумай свои предложения со следующими словами: Тигры … . Шофер … . Утром … . В термос … . Предложения из четырех-пяти слов Повтори предложение. Назови лишнее слово в предложении. Матрос поднимается на корабль по трапу, дороге. По тропинке пробежала рысь, ворона. Морковь трут на терке, термосе. В корзину бросают мусор, дрова. В коробке лежат разноцветные карандаши, фрукты. В порту стоят пароходы, ракеты. Виноград растет на виноградной лозе, крыше.