Ход занятия
Ход индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]:
Организационный момент
Добрый день! На прошлых занятиях к нам приезжала красная машинка, в этот раз она приехала не одна, а вместе с тигром. Давай поздороваемся с ними. Мы будем сегодня с ними путешествовать по Африке. Для начала отправимся на Занзибару, там все жители очень любят делать зарядку для язычка.
Артикуляционная гимнастика
Каждое занятие по автоматизации звука [Р] начинается с артикуляционной гимнастики:
- Улыбаемся мы шире, Чтоб видны нам зубы были.
(Заборчик – губы разомкнуты, растянуты в улыбке, зубы сомкнуты).
- Маму радовать мы будем – Улыбнемся, поцелуем.
(Чередуются упражнения трубочка-улыбка, каждое выполняется по 3 секунды).
- Язычок наш станет кистью И забор покрасит быстро.
(Почистим верхние зубы – рот приоткрыт, язык двигается вправо-влево, нижняя челюсть остается в статичном положении).
- Маляром стал язычок, Сейчас покрасит потолок.
(Маляр – кончиком широкого языка надо водить по небу вперед-назад).
- Котик губку облизал, Язычок свой показал.
(Вкусное варенье – широким языком облизать сверху вниз только верхнюю губу, рот открыт, нижние зубы не поддерживают язык).
- Вместе в лес гулять пошли И грибочек там нашли.
(Грибок – широкий язык поднять вверх, прижать к небу, рот открыть).
- И пойдем играть в футбол, Всем забьем сейчас мы гол!
(Загони мяч в ворота – в ворота из кубиков задуть вату воздушной струей, вытянув губы вперед. Щеки при этом не надувать).
- Языком поцокаем, Как лошадки топаем.
(Лошадка – улыбнуться, приоткрыть рот, поцокать языком по небу, нижняя челюсть должна быть неподвижна, если не получается, то можно придерживать руками).
- Как индюшки-болтушки Балаболить будем дружно.
(Индюшка – широким языком быстро водить языком вперед-назад по верхней губе, произнося «бл-бл-бл»).
- Сыграем на гармошке Песню про Антошку.
(Гармошка – широкий язык «присосать» к небу, не отпуская языка открывать и закрывать рот).
- Барабанить я люблю: «Д-д-д», – всем говорю.
(Барабан – открыть рот, улыбнуться, кончиком широкого языка «стучать» по альвеолам со звуком «Д-д-д).
Дыхательная гимнастика
Теперь мы искупаемся в реке Нил.
Для этого бери стакан с водой из реки и трубочку, а затем дуй, чтобы получились пузыри.
Ольга Бажина
Логопед, эксперт проекта
Задать вопрос
Развитие фонематического слуха
Тигр живет в Саванне, он любит бегать по прериям и рычать. Его любимый звук, как ты уже догадался [Р]. Помимо этого, он очень любит слова с этим звуком. Помоги тигру найти и повторить их.
Я буду читать фразы, а ты называй только те слова, в которых есть любимый звук тигра.
Зубастый крокодил, египетская пирамида, бескрайнее море, Красная Шапочка, высокие горы, широкая река, яркое солнце, мирное небо, зеленая трава, узкая тропинка, дальняя дорога, быстрый гепард, жираф с длинной шеей, жаркий день.
При необходимости объяснить ребенку значение незнакомых для него слов.
Автоматизация звука во фразовой речи
А теперь мы приехали в гости к давнему хорошему другу тигра – африканскому слону. Этот вид слонов считается самым крупным в мире. А еще он очень умный и даже умеет считать. Давай посчитаем вместе со слоном.
- Один огромный тигр, два огромных тигра, пять огромных тигров;
- один пиратский парус, два пиратских паруса, пять пиратских парусов;
- одна красная рукавица, две красные рукавицы, пять красных рукавиц;
- одна пара роликовых коньков, две пары роликовых коньков, пять пар роликовых коньков.
Итог занятия
Как хорошо путешествовать с новыми друзьями, но пора возвращаться домой. Мы увидимся с тигром, красной машинкой и африканским слоном в следующий раз.
Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука «Р»план-конспект занятия по логопедии на тему
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р]
Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Образовательные:
- Упражнять в правильном произнесении звука [Р] в слогах, словах и предложениях;
- Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;
- Образование существительных, обозначающие названия профессий;
- Знать артикуляционные упражнения;
- Знать артикуляцию звука Р и его характеристику;
- Уметь определять место звука Р в словах (в начале, в середине, в конце);
- Знать графический образ буквы Р;
Развивающие:
- Развивать фонематический слух
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза
- Развивать целостное восприятие
- Развитие мелкой и общей моторики.
Воспитательные:
- Воспитание стремления овладеть правильной речью;
- Воспитание положительного интереса к логопедическим занятиям
Оборудование:
Разрезная картинка «Автобус», карточки с цифрами 2 и 3, игрушки: собачка, слон, три «тумбы» (разноцветные кубики), картинки со звуком [Р] в начале, в середине, в конце слова, мозаика, настенное зеркало, мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент.
— Сегодня мы с тобой отправимся в цирк. Нас ждет интересное представление.
2. Артикуляционная гимнастика.
— Но прежде чем идти в цирк, нужно разработать язычок.
- Упражнение «Чистим зубки»
1.Улыбнуться
2.Показать зубы, приоткрыть рот
3.Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы
- Упражнение «Барабанщик»
1.Улыбнуться
2.Открыть рот
3.Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук Д: д-д-д (сначала медленно, постепенно убыстрять темп). Нижняя челюсть неподвижна. (Можно попытаться ватной палочкой под языком во время частого произнесения д-д-д создать искусственную вибрацию языка).
- Упражнение «Маляр»
1.Губы в улыбке
2.Приоткрыть рот
3.Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая движения языком вперед-назад
— Впереди остановка. На чём можно ехать в цирк? Собери картинку, и ты узнаешь, на чём мы поедем в цирк. (Ребенок собирает из частей картинку «автобус»).
— Так на чём мы поедем?
— На автобусе.
— Завели мотор! Поехали! «Мотор рычит Р-Р-Р…» (Ребенок громко произносит звук [Р]).
3. Характеристика звука [Р].
— Какой звук произносим? Какой он — звук [Р]?
— Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом, буквой Р.
4. Автоматизация звука.
1) в слогах
— Вот мы и в цирке. Как ты думаешь, какие артисты работают в цирке? (Ответ ребёнка)
Представление начинается. Выступают дрессированные собачки.
— Они знают цифры: произнесут им цифру, и собачки лают столько же раз.
— Я произнесу слог, а ты его повтори, соответствующее цифре количество раз:
пра — 2 дры — 3 пар — 2 пар — 3
— Молодец!
2) в словах
— На арене выступает клоун. Он пытается показать фокус:
большие предметы превратить в маленькие. Поможем ему?
— Да.
— Большое ведро, а маленькое … ведёрко, коробка – коробочка, торт – тортик, помидор — помидорчик, картина – картиночка, карандаш – карандашик, рубашка – рубашечка.
3) в предложениях
— Как ты думаешь, что делает клоун в цирке? (Ответ ребёнка) Клоун смешит в цирке детей, вот и тебя он тоже хочет рассмешить.
— Послушай, правильно ли он говорит и исправь, если нужно ошибки.
Игра с мячом «Бывает, не бывает»
– Дровами рубят топор.
– Сахар грызёт Иру.
– Дорога едет по грузовику.
5. Развитие фонематического слуха. Образование существительных, обозначающие названия профессий.
— Во время представления громко играет цирковой оркестр.
— Давай посмотрим, какие инструменты в нём есть. Назови такие инструменты, в названиях которых есть звук [Р]: барабан, труба, пианино, гитара, бубны, гармошка.
— Молодец! Правильно назвал инструменты! Как назовём человека, который играет на гармошке? Отвечай, пожалуйста, полным ответом. (Гармонист)
6. Динамическая пауза
— Если мы будем играть на гармошке, кем мы будем? (Имитация игры на гармошке)
Мы играем на гармошке
Громко хлопаем в ладошки!
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем!
7. Позиция звука в слове.
— А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный слон.
— Ему по команде нужно занять одну из трёх тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [Р] в начале слова, слон встанет на первую тумбу, если в середине – на вторую, а если в конце слова – на третью тумбу. Логопед показывает картинки (ромашки, комар, рыба, баран, забор, корова)
(Ребёнок называет картину, определяет место звука в слове и помещает слона на нужную тумбу).
8. Упражнение в правильном произнесении звука [Р].
— Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями.
Ирк – ирк – ирк – все любят цирк.
Ры – ры – ры – шары в руках у детворы
Ра – ра – ра – до свидания, детвора.
Пра – пра – пра – артистам отдыхать пора.
(Ребёнок проговаривает чистоговорки за логопедом).
9. Мелкая моторика рук.
-Прощаясь, артисты подарили нам мозаику, давай фишками мозаики выложим букву Р.
10. Итог занятия.
— Пора возвращаться домой.
— Полина, скажи, выступление каких артистов тебе понравилось? Отвечай, пожалуйста, полным ответом.
— А какой звук мы брали с собой в цирк? (Ответ ребёнка).
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах»
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизации звука [Р] в слогах, словах .
Цель:
Автоматизировать звук «Р» в слогах, в словах в начале и в конце слова.
Задачи:
Образовательные:
— закрепление изолированного произношения звука «Р» ;
— автоматизация звука «Р» в прямых и обратных слогах;
— автоматизация звука «Р» в словах в начале и конце слова;
— закреплять навык образования существительных в единственном и множественном числе.
Коррекционно-развивающие:
-Развитие длительного и плавного ротового выдоха;
— Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука;
— Развитие психических процессов: зрительного, слухового восприятия и активного устойчивого внимания, памяти;
-развитие общей, мелкой моторики и осязания.
Воспитательные:
— воспитывать желание и стремление помочь другу;
— интерес достижения результата от выполненной работы.
Оборудование: герой собака «Рыжик», тренажер «Бабочка» для дыхательной гимнастики, карточки для артикуляционной гимнастики, зеркало, карточки «косточки» со слогами, емкость для пшена, пшено, карточка лабиринт, аудиозапись слов на звук «Р», аудиозапись на «Разминку» Железновой, конфеты.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Л: Здравствуй Денис! Я рада видеть тебя на нашем занятии. Посмотри сколько у нас гостей, поздоровайся с ними кивком головы.
Денис! А ты знаешь, к нам на занятие торопится гость. А кто, я не знаю. Давай мы с тобой соберем картинку из частей и узнаем, кто там изображен.
(складываем картинку с изображением Рыжика)
Кто это? ( пес) Верно. Его зовут Рыжик. Он умеет рычать: р-р-р, это его любимый звук. И мы с тобой сегодня будем учиться говорить звук [р] красиво и правильно в слогах и словах. А Рыжик нам поможет. Он приготовил тебе много разных заданий.
Дыхательная гимнастика.
2. Л: Рыжик часто играет с бабочками. Он на них подует и бабочки улетают далеко.
-посмотри как я это делаю, а теперь ты попробуй подуть на бабочку.
Артикуляционная гимнастика.
3. Л: А теперь нужно показать Рыжику артикуляционную гимнастику. Выбирай карточки и выполняй упражнение перед зеркалом.
— «Улыбка, трубочка»-5сек
— «Чашечка»- 5 сек. — «Маляр»- 5 раз. — «Вкусное варенье»- 5 раз. — «Лошадка»- 5 раз. — «Барабанщики»- 5-7 раз.
(Рыжик хвалит Дениса)
4. Игра «Поймай звук»
Л: Послушай, как рычит Рыжик, когда сердится: РРРРРРР. А ты можешь так? Покажи!
Он хочет с тобой провести игру «Поймай звук». Когда услышишь рычание Рыжика, хлопни в ладоши.
(Различение звука «Р» от других смешиваемых звуков)
-звуки: К Р Д Р Ш Р С Р Л Р
— слоги: РА, ТА, РЫ, ДЫ, РУ, МУ, РО, ЛО
-слова: Ромашка, ракета, каша, роза, лапа, повар, жук, сыр, ручей.
(Рыжик хвалит Дениса)
5. Повторение артикуляции звука [Р]: — покажи ты как рычит Рыжик.
— Расскажи Рыжику о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука [Р]. (Положение органов речи: губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует).
6. Л: Рыжик очень любит кататься на машине. Он предлагает тебе задание: помочь водителю машины проехать по дороге домой.Дорога, по которой едет машина, трудная. Поэтому будь внимательным, проведи пальчиком по дорожке повторяя звук «р-р-р-р-р». Сделай остановку, подыши: вдох носом, выдох ртом, продолжай путь , но мотор громче слышен, а теперь тише. Молодец!
7. Л: Рыжик предлагает провести нам разминку (диск Железновой).
8. Л: А как ты думаешь, чем мы можем угостить Рыжика? (Он любит грызть косточки)
Точно! Кажется, я знаю где они! Рыжик зарыл их. Давай поищем и угостим Рыжика. Денис, закрой глаза, пусть они отдохнут, а ты поищи с закрытыми глазами.
Посмотри на косточках слоги, прочитай слоги ( соединяй сразу) и отдай косточки Рыжику.
Ра, ро, ру, ры, ор, ар, ур, ыр.
9. Л: Теперь ты сможешь выполнить следующее задание Рыжика, пройти по лабиринту. Начинается лабиринт с картинки со звёздочкой, пройди вместе с Рыжиком по лабиринту по стрелкам и называй картинки и направление стрелок: вверх, вниз, вправо или влево. Помни! Звук [р] надо произносить чётко и правильно. ( исправлять произношение
)
10. Сейчас Рыжик предлагает игру «Один- много». Назвать один предмет и много предметов. Образец: ромашка-ромашки
.
11.Л: Рыжик приготовил еще одно задание, но не может без твоей помощи. Послушай слова на звук «Р» и назови их по памяти (запись слов, слова на букву Р)
11. Итог занятия.
Тебе понравились задания Рекса? А что больше всего понравилось? А что ты маме расскажешь, когда придешь домой? Подойди погладь Рыжика, поблагодари его за занятие. Рыжик: Денис! Ты молодец! Мне очень понравилось с тобой играть. За хорошую работу Рыжик дарит тебе свои любимые конфеты. Спасибо. Занятие окончено.
Конспект
индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах.
Провела:
учитель-логопед
Ларионова Т.С
г.Оренбург, 2015г