Игры на социальное развитие личности детей 5-7 лет в детском саду

Игры на социальное развитие личности детей 5-7 лет в детском саду

Аннотация: Данная система игр и упражнений, направлена на социальное развитие личности ребенка- дошкольника, в частности на развитие и коррекцию социального развития личности старших дошкольников. Система игр, направленных на социальное развитие личности ребенка
Цель: развитие и коррекция социального развития личности дошкольников. В настоящее время все большую актуальность приобретает социальное развитие личности ребенка-дошкольника. В дошкольном детстве — это, прежде всего овладение нормами социальной жизни. Социальное развитие ребенка является важнейшей предпосылкой развития духовной и практической сферы будущей деятельности взрослого человека, его нравственного облика и творческого потенциала. [9] Ведущие педагоги Выготский Л.С., Запорожец А.В., Спиваковская А.Б., Эльконин Д.Б., Лисина М.И., Якобсон С. Г. считают, что огромная роль в воспитании и социальном развитии детей принадлежит игре. В игре активно формируются нравственные основы личности дошкольника, складываются нормы общественного поведения, которые в дальнейшем переносятся детьми и за пределы игры. Игра является своеобразным, свойственным дошкольному возрасту способом усвоения общественного опыта. [8] Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра оказывает стабилизирующее влияние на развитие личности. [2] Уровень эмоциональной тревожности старших дошкольников можно корректировать введением в их жизнедеятельность различных коллективных подвижных игр и игр развивающего характера. Подвижные игры положительно влияют на развитие чувств и эмоций, радость движений усиливается наличием веселых ситуаций, соревновательного настроя.[3] Работу с тревожным ребенком рекомендуется проводить в трех направлениях: повышение самооценки, обучение ребенка умению управлять собой наиболее волнующих его ситуациях, снятие мышечного напряжения, также сплочение детского коллектива. [1]
Игры на преодоление тревожности и повышения самооценки дошкольников.
1. Игра «Воздушный шарик» Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза. 2. Игра «Портрет» Цель: научить ребенка распознавать эмоции, снять психомышечное напряжение. Ребенок садится напротив взрослого. Взрослый — в роли художника. «Сейчас я нарисую твой портрет. Но для этого мне нужна твоя помощь. Я буду называть части лица, а ты будешь мне подсказывать, каким их рисовать. Например, какого размера рисовать лицо? Побольше или поменьше, чем у тебя? Ребенок отвечает. Какие будут глазки — большие или маленькие, или оставим те, какие есть?» При этом взрослый обводит контур глаз на рисунке. «Какого они будут цвета?» Ребенок называет. Затем в таком же порядке рисуются нос, щеки, уши, волосы. Брови и губы, выражающие различные эмоции: радость, грусть, злость. Далее ребенку предлагается решить, какое настроение будет у этого портрета. Если ребенок идентифицирует себя с портретом, то настроение он отразит свое. Если он не отражает свое истинное настроение, значит, оно либо перешло из негативного в позитивное, либо ребенок недоволен собой и хочет измениться. 3. Упражнение «Драка» Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук. «Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!» Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми. [6] 4. Игра «Насос и мяч» Цель: расслабить максимальное количество мышц тела. «Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса… Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение». Затем играющие меняются ролями. [4] 5. Игра «Зайки и слоники» Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки. «Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра…» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему. 6. Игра «Волшебный стул» Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми. В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле. [7] 7. Игра «Слепой танец» Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения. «Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку». В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1- 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами. По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению. 8. Игра «Паровозики» Цель игры: развитие коммуникативных навыков, сплочение детей, повышение уверенности в себе, произвольности. Группа детей разбивается на тройки, в каждой тройке дети стоят друг за другом, взявшись руками за талию впереди стоящего. Первый из них выполняет роль «паровозика» (у него закрыты глаза и руки вытянуты вперед), второй — «пассажир) , третий — «машинист». Задача «машиниста» —управлять паровозиком, избегать столкновений. «Пассажир» является передаточным звеном команд «машиниста» «паровозику». Один из группы детей выполняет роль «диспетчера», он задает ритм движения составов хлопками, убыстряя или замедляя их движение. По команде ведущего составы начинают движение, затем через некоторое время по команде останавливаются, и дети и тройка меняются ролями (первый становится третьим и т.д.). Важно, чтобы все дети побывали в трех ролях. Целесообразно после игры, обсудить с детьми какая роль им понравилась больше всего и почему. [4] 9. Игра «Театр масок» Цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость. «Ребята! Мы с вами посетим «Театр Масок». Вы все будете артистами, а я — фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев. Например: покажите, как выглядит злая Баба Яга». Дети с помощью мимики и несложных жестов или только с помощью мимики изображают Бабу Ягу. «Хорошо! Здорово! А теперь замрите, фотографирую. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят. А теперь изобразите Ворону (из басни «Ворона и Лисица») в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр». Дети плотно сжимают челюсти, одновременно вытягивая губы, изображают клюв. «Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы! А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки «Красная шапочка», когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком». Дети могут широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот. «Замрите! Спасибо! А как хитро улыбалась Лиса, когда хотела понравиться колобку? Замрите! Снимаю! Молодцы! Хорошо потрудились!» Далее учитель или воспитатель, на свое усмотрение, могут похвалить особо тревожных детей, например, так: «Все работали хорошо, особенно страшной была маска Вити, когда я посмотрела на Сашу, то сама испугалась, а Машенька была очень похожа на хитрую лисицу. Все постарались, молодцы!» «Рабочий день актера закончен. Мы с вами устали. Давайте отдохнем. Давайте посидим так молча, расслабимся и отдохнем. Всем спасибо!» [5] 10. Игра «Смена ритмов» Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение. Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре… Дети присоединяются и тоже, все, вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре… Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее. 11. Игра «Штанга» Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным. «Возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы». Упражнение можно выполнить несколько раз. 12. Игра «Изображение животных» Цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение. Изображается хитрая лиса, трусливый заяц, страшный тигр, сильный медведь и, наоборот, трусливый медведь, и храбрый заяц. [1]
Игры, направленные на сплочение группы.
1. Игра «Зеркало» Выбирается водящий: это — человек, все остальные — зеркала. Человек смотрится в зеркала, а они отражают его. Зеркала повторяют всё его движения, действия человека, который, конечно, кривляется от души. Здесь важно следить за тем, чтобы зеркала правильно отражали: если человек поднял правую руку, зеркала должны поднять левую и т. п. В этой игре удобно поощрять самых пассивных членов группы. [4] 2. Игра «Подари карточку» Взрослый вместе с детьми рисует карточки с пиктограммами, обозначающими различные положительные качества. С детьми необходимо обсудить, что означает каждая пиктограмма. Например, карточка с изображением улыбающегося человечка может символизировать веселье. Каждому ребенку выдается 5-8 карточек. По сигналу ведущего дети закрепляют на спине товарищей (при помощи скотча) все карточки. Ребенок получает ту или иную карточку, если его товарищи считают, что он обладает этим качеством. По сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины «добычу». На первых порах, конечно, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при повторении игры и после обсуждения ситуация меняется. Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно выяснить, что приятнее — дарить хорошие слова другим или получать их самому. Чаще всего дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех, кто совсем не получал карточек или получал их совсем мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили карточки, но им бы тоже хотелось получить такие подарки. Как правило, при повторном проведении игры «отверженных» детей не остается. 3. Игра «Скульптура» Эта игра учит детей владеть мышцами лица, рук, ног и снимать мышечное напряжение. Дети разбиваются на пары. Один из них — скульптор, другой — скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру: ребенка, который ничего не боится; ребенка, который всем доволен; ребенка, который выполнил сложное задание и т.д. Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут — сами дети. Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры. После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую — нет. [5] 4. Игра «Лавата» Играющие становятся в круг, берутся за руки и начинают двигаться по кругу, громко напевая: «Мы танцуем, мы танцуем, тра-та-та, тра-та-та, наш весёлый танец — это Лавата». Потом все останавливаются и ведущий говорит: «Мои локти хороши, а у соседа — лучше» — все берут своих соседей за локти и снова начинают двигаться напевая. Ведущий может называть части тела, какие хочет (талия, плечи, пятки, ноги и т.п.), главное — снять у детей тактильное напряжение. 5. Игра «Носок-пятка» (минитренинг на сближение и снятие тактильного напряжения) Все становятся в круг очень плотно, так чтобы носок упирался в пятку впереди стоящему. Когда встали как надо, все начинают в таком положении медленно приседать — получается, что каждый садится на колени предыдущему. Если успешно сели — нужно попробовать так немного продержаться. 6. Игра «Треугольник, квадрат» Все встают в круг и берутся за руки. Затем все закрывают глаза. Ведущий просит: «Ребята! В полной тишине, без слов, постройте мне треугольник… квадрат…ромб и т. д.» [1] 7. Игра «Бип» Вся группа, за исключением водящего, сидит кругом на стульях или в креслах. Водящий с завязанными глазами ходит внутри круга, периодически садясь к сидящим на колени. Его задача — угадать, к кому он сел. Ощупывать руками не разрешается, садиться надо спиной к сидящему так, как будто садишься на стул. Сидящий должен сказать “Бип”, желательно “Не своим голосом”, чтобы его не узнали. Если водящий угадал, на чьих коленях он сидит, то этот ребенок начинает водить, а угадавший садится на его место. 8. Игра «Жучок» Водящий стоит спиной к группе, выставив из — под мышки свою руку с раскрытой ладонью. Дети и психолог стоят в шеренгу за ним. Правая рука у всех сжата и поднята на уровень груди, большой палец этой руки поднят вверх. Кто-то из шеренги дотрагивается до раскрытой ладони водящего и быстро занимает исходное положение, а водящий должен повернуться к группе и угадать, кто до него дотронулся. Водящий водит до тех пор, пока правильно не угадает. Тогда водить начинает тот, кого угадали. Игра хорошо вскрывает групповые отношения. [5] 9. Игра «Путанка» Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться — кто как сумеет. Когда образовалась путанка, водящий заходит в комнату и распутывает, тоже не разжимая рук у запутывавшихся. Игра поддерживает групповое единство. 10. Игра «День рождения» Цель: сплочение группы и создание благоприятного эмоционального комфорта в группе. Ход игры: выбирается именинник. Гостям (детям) предлагается придумать поздравление и подготовить подарок. Вручить подарок надо при помощи жестов и мимики. Один из участников передает воображаемый «подарок-образ» имениннику, а все остальные должны угадать, что ему подарено. 11. Игра «Жмурки» Игра направлена на групповое сплочение и инициирование тактильных контактов, хорошо растормаживает двигательно заторможенных детей. Вся группа стоит в кружок, один считает, чтобы выбрать водящего. Водящий завязывает себе глаза, кто-то из группы крутит его на месте, чтобы затруднить ориентировку. Кружить можно с разными забавными присказками или шуточными диалогами. Например; “На чем стоишь?” — “На мосту”.— “Что ешь?”— “Колбасу”.— “Что пьешь?”— “Квас”.— “Ищи мышей, а не нас”. После этого все разбегаются, а “жмурка” должна ходить по комнате и ловить детей. Дети бегают по комнате, дразнят ‘жмурку”, трогают ее, чтобы отвлечь и т. п., а она должна поймать кого-нибудь из ребят и на ощупь угадать, кто это. 12. Игра «Необитаемый остров» Игра начинается с социометрии — кто с кем поедет на необитаемый остров. Затем, когда образовались взаимные и вынужденные пары, все едут на необитаемый остров. Дальше психологи оказываются туземцами на этом острове и нападают на выброшенные волнами пары детей, вызывая агрессию на себя, им удается хорошо сплотить группу и снять разочарование от социометрии. [4] Таким образом, предложенные игры, направлены на полноценное социальное развитие детей дошкольного возраста. Первая группа игр нацелена на преодоление тревожности и повышение самооценки дошкольников. Вторая группа игр призвана сплотить и объединить детский коллектив. Использование данной системы игр в коррекционно-развивающих занятиях, будет эффективным средством социального развития личности дошкольников, что в дальнейшем послужит ребенку защитой от социальных и межличностных противостояний. Литература: 1. Коррекционно — развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. [Текст] / Е.А. Алябьева. — М.: «Академия», 2003. 2. Общая психология. Словарь. [Текст] / А. В. Петровский. – М.: Издательство «ПЕР СЭ», 2005. 3. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 книгах. [Текст] / Е.И. Рогов—Кн. 1. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. 4. Сафин, В.Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции. [Текст] / В.Ф. Сафин. – Уфа: Китап, 1994. – 80 с. центр ВЛАДОС, 1999.— 384с.: ил. 5. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х томах. [Текст] / К. Фопель, пер. с нем.; Т. 2.— М: Генезис, 1998. — 160 с.: ил. 6. Практикум по детской коррекции: игры, упражнения, техники. [Текст] / О.Н. Истратова. – Ростов Н/Д.: Феникс, 2007. – 350с. 7. Практика психотерапии: сборник сказок, игр и терапевтических программ. [Текст] / Н.А. Сакович – Спб.: Речь, 2007. — 227с. 8. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика. [Текст] / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. – 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический проект; Культура, 2005.- 240с. 9. Мухина, В.С. Детская психология. [Текст] /Под ред. Л.А. Венгера. –– М.: Просвещение, 1985.- 272с., ил.

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста Компьютерные игры для детей 5-7 лет Игра — головоломка для детей дошкольников 5-7 лет Логоритмические упражнения в стихах для су-джок терапии по лексической теме «Осень»

Похожие статьи:

Что такое развивающие игры для дошкольников

Подвижные игры – пятнашки для детей дошкольников

Развивающие игры в картинках для детей 6-7 лет

Упражнения на подготовку руки к письму для старших дошкольников

Игры по ОБЖ в старшей группе

Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитиюкартотека (средняя группа)

Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию

  1. «Назови себя»

Цель: Формировать умение представлять себя коллективу сверстников.

Ход: Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как бы он хотел, чтобы его называли в группе.

  1. «Волшебная палочка»

Цель: продолжать воспитывать умение быть ласковыми.

Ход: Дети встают в круг. Один ребенок передает палочку рядом стоящему и ласково его называет.

  1. «Поделись с другом» (Губанова Н. Ф., с. 137)

Цель: Создать условия для актуализации нравственных норм; учить детей товарищескому взаимодействию в игре.

Игровая задача. Научить пса не жадничать, делиться с другими. Игровые правила. Не жадничать, проявлять доброжелательность, искать способы взаимодействия с другими детьми.

  1. «Съедобное-несъедобное»

Цель: развивать слуховое внимание, умение выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность).

Ход: Ведущий произносит слово и кидает одному из детей мяч и называет предмет. Если съедобный, игрок ловит мяч, а если несъедобное, уклоняется от мяча.

  1. «Кому это нужно?»

Цель: учить называть вещи, необходимые людям определенных профессий.

Ход: на ковре лежат вещи, необходимые людям определенных профессий (касса, жезл, каска, швейная машинка, шприц, молоток, гаечный ключ, дуршлаг, расческа, газета, молярная кисть, тетрадь, рубанок и др.) Дети под музыку движутся по кругу, музыка останавливается – дети берут предметы и говорят: -как называется этот предмет? –Людям какой профессии он нужен? –Что делает человек данной профессии?

  1. «Кто лучше похвалит?»

Цель: учить называть признаки животных по образцу взрослого, развивать внимание, умение описывать.

Ход: Воспитатель берет себе медведя, а ребенку дает зайчика. И начинает: «У меня медведь.» Ребенок: «А у меня заяц.» и т.д.

  1. «Так у нас, а у вас?»

Цель: Учить детей радоваться участию в семейных делах, разговорах, играх. Формировать добрые чувства к членам семьи.

Ход: Воспитатель предлагает рассказать детям, что бывает вечером у них дома. Первым рассказывает воспитатель. Затем предлагает рассказать детям о вечерних занятиях дома.

  1. «Назови ласково»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Ход: Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любимому сверстнику (по желанию) ласково называя его по имени.

  1. «Про Олю и Колю»

Цель: учить детей правильно пользоваться в речи союзом «потому, что».

Ход: воспитатель предлагает детям послушать начало предложения, они должны закончить его. Потом дети сами придумывают начало предложения.

  1. «Помощники»

Цель: формировать представление о домашних обязанностях женщин и мужчин, потребность оказывать помощь близким.

Ход: дети поочередно отрывают лепестки цветка (цветок из картона со съемными лепестками), называя обязанности, которые они выполняют дома (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, убирают игрушки и т.д.).

  1. «Можно-нельзя»

Цель: уточнить и закрепить правила поведения в общественных местах; воспитывать уважение к людям, умеющим вести правильно в общественных местах, вызвать желание подражать им.

Ход: Воспитатель предлагает детям иллюстрации с изображением общественных мест (транспорт, театр, музей, улица, праздник на городской площади, поликлиника, магазин, подъезд дома). Воспитатель спрашивает, что нужно делать, например, в театре: внимательно слушать и смотреть, выключить мобильные телефон, хлопать в ладоши., что нельзя: громко говорить, показывать пальцем, бегать, хлопать дверью (и т. д., также в зависимости от ситуации).

  1. «Какой? Какая? Какое?»

Цель: закрепить знания о столовых приборах.

Ход: ребёнок выбирает картинку, где изображены столовые приборы, а потом называет какие блюда можно есть какими приборами.

Вопросы к детям:

1. Какую еду едят при помощи вилки?

2. Какую еду едят при помощи вилки и ножа?

3. Какую еду едят при помощи ложки?

4. Какую еду можно есть руками?

5. Какие существуют виды ложек? (столовая, десертная, чайная, вертушка для шампанского, для варенья, лопатка для икры)

6. Какие существуют виды вилок? (Столовая, рыбная, для шпрот, для устриц, для лимона, для торта)

7. Какие существуют виды ножей? (Столовый, рыбный, десертный, фруктовый, для сыра, для масла, для лимона)

8. Какие приборы для чего применяются?

9. Куда, какой столовый прибор кладётся?

  1. «Передай хорошее настроение»

Цель: создавать положительный эмоциональный настрой.

Ход: дети образовывают круг. Первый человек, стоящий в кругу, должен передать хорошее настроение рядом стоящему человеку, пожав ему руку с улыбкой. Таким образом, образуют замкнутый круг. Когда круг замкнется, дети хором говорят: «Мы веселые и дружные ребята!»

  1. «Про кого говорю»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Ход: Воспитатель описывает сидящего перед ним ребенка, называя его детали одежды и внешнего вида. Например, «это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней.»

  1. «Назови слова-действия»

Цель: учить самостоятельно подбирать подходящие слова действия.

Ход: Воспитатель предлагает подобрать как можно больше действий к предметам:

Ветер — дует, воет, свистит, ревёт;

снег — падает, сыплется, ложится, тает, скрипит, искрится;

собака — лает, рычит, догоняет, встречает, обнюхивает, кусает, прыгает, вертится, ласкается, скулит;

мышь — скребётся, шуршит, грызёт, крадётся, прячется, забирается, пищит;

слон — топает, трубит, шагает, отдыхает, торопится, брызгается, жуёт;

вьюга — метёт, свистит, злится, завывает, заносит, осыпает;

лягушка — квакает, прыгает, плавает, забирается, ловит;

огонь — горит, греет, обжигает, сжигает, сверкает, мигает;

карандаш — рисует, чертит, пишет, набрасывает, штрихует, обводит;

цветок — растёт, поднимается, расцветает, склоняется, пахнет;

яблоко — растёт, висит, наливается, поспевает, созревает, падает, катится;

медведь — ревёт, охотится, спит, ломает, ловит, пробирается, шумит;

дождь — идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, поливает, орошает

  1. «Сон мишки»

Цель: учить устанавливать связи между живой и неживой природой.

Ход: Воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети — машут руками, если предмет неживой природы — приседают. Особенность игры заключается в том, что дети выполняют движения молча, чтобы не разбудить мишку.

  1. «Взаимопомощь»

Цель: формировать умение помогать другому человеку; учить рассказывать о своей помощи в своей семье.

Ход: к детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.

Воспитатель: Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.

Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

  1. «Нечаянно-нарочно»

Цель: развивать нравственные чувства; знакомить со словами нечаянно-нарочно.

Ход: воспитатель дает понятия слов «Нечаянно-Нарочно»:

«НАРОЧНО» — это когда что-то делается с определённой целью, намереньем (словно назло), специально.

«НЕЧАЯННО» — поступок, совершённый неумышленно, случайно, не специально.

Затем воспитатель зачитывает ситуации, обыгрывает ее с детьми, и после разбирают к какому слову эта ситуация относится.

Ситуация 1: Однажды воспитатель видит, как ссорятся два мальчика, Тимур и Ваня. Тимур говорит сердито Ване: «Я не Тимул!» Ваня, закрывая глаза от обиды и слёз, говорит: «Я не специально, я плосто не умею!» Тимур продолжает сердито настаивать: «Я тебе не Тимул!!! А Тимур!» Ваня уже плача говорит: «Да я не могу выговаливать Тимул!!!» Воспитатель подозвал мальчиков: «Подойдите, расскажите, что случилось!»

Беседа с детьми:

1)Из-за чего произошла ссора? (не умеет выговаривать звуки)

2)Что не так сделал Ваня? (неправильно произнёс имя)

3)Что чувствовал Ваня? (обиду, плач)

4)Как настаивал Тимур? (сердито, грозно)

5)Стоит ли сердиться из-за того, что твоё имя сказали неправильно? (опыт М.Ю.)

6)Как по-другому мог поступить Тимур? (Поддержать: «ты научишься!», простить).

7)Как поступил Ваня: нарочно или нечаянно? (нечаянно)

Вывод: Уступить: не умеет, так не умеет!

Ситуация №2: Воспитатель с детьми вышли на прогулку. В начале воспитатель вместе с детьми

вспоминали о правилах игры. Через какое-то время воспитатель увидел, как Коля бросает камни и песок в детей, которые ничего ему не сделали. При этом он улыбался! Пете камень попал в руку, он съёжился от боли. Диме песок попал на голову. Его друг Федя стал отряхивать Диму. Петя повернулся к Коле и сказал, что так поступать нельзя. Коля смеялся и продолжал. Воспитатель подозвал мальчиков: «Ребята, что случилось? Идите ко мне!»

Беседа с детьми:

1)Из-за чего произошла ссора? (кидался камнями)

2)Что не так сделали дети? (ничего не делали, обозвали, отобрали игрушки)

3)Вспомните, как он смотрел? Какое у него было лицо? (улыбался весело, довольное)

4)Что чувствовали дети? (боль, обиду)

5)Как поступил Коля? (задирался, специально нарушал правила)

6)Ребята, в этой ситуации как поступил Коля? Нечаянно или нарочно? (нарочно, т.е.

специально)

7)Хотелось ли вам поступить как Коля? (нет)

8)Будут ли с ним дружить? Или с другими детьми, которые делают специально, нарочно?

  1. «Добрый Дед Мороз»

Цель: развивать уважение, закреплять ласковые слова.

Ход: Ребенок рассказывает, какие подарки приносил дед Мороз, как он его благодарил, как можно его ласково назвать.

  1. «Наш день»

Цель: формировать представления о частях суток.

Ход: Детям раздают картинки с частями суток. Первую картинку (подъем утром дома) воспитатель выкладывает первым и начинает рассказ: «Вова и Таня утром встали». «Дети утром умываются», — продолжает воспитатель. Ребенок, у которого на руках соответствующая картинка, кладет ее справа от первой. Игра кончается, когда рассказано содержание каждой картинки.

  1. «Ступеньки доброты»

Цель: формировать представление о доброте на основе народных сказок.

Ход: из цветного картона делают две лесенки. Воспитатель предлагает рассмотреть детям карточки с героями сказок (можно использовать теневой театр) и расставить героев сказок на лесенке так, чтобы самый добрый был на верхней ступени, а самый злой-на нижней.

  1. «Поможем Федоре» (Губанова Н. Ф., с. 136)

Цель: Учить понимать суть понятий: «смешно», «жалко», «радоваться за другого»; вызывать стремление быть аккуратными.

Игровая задача. Помочь Федоре. Игровые правила. Имитировать уборку помещения так, чтобы было понятно, что и как надо делать.

  1. «Отгадай профессию»

Цель: закрепить знания о профессиях. Формировать представление о разделении профессий на мужские и женские.

Ход: воспитатель поочередно перечисляет действия человека, занятого тем или иным делом. Дети называют профессию, один ребенок выбирает карточку с соответствующим изображением. Затем проводится беседа о данной профессии.

  1. Так у нас, а как у вас?» (см. № 7)
  2. «Вот какой папа»

Цель: развивать уважение к папе, закреплять ласковые слова.

Ход: Ребенок рассказывает, как зовут папу, как он с ним играет, как он его ласково называет.

  1. «Назови ласково» (см. №8)
  2. «Вот какая мама»

Цель: развивать любовь к маме, закреплять ласковые слова.

Ход: Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут его маму, как она заботится о нем, как ее можно ласково назвать.

  1. «Добрые поступки»

Цель: углубить представление о доброте как о ценном качестве человека. Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения.

Ход: Воспитатель предлагает детям поиграть. В ходе игры он предлагает детям ситуацию и дает три варианта ответа того, как на нее следует отвечать. Задача детей-выбрать из трех вариантов ответов верный. Например, воспитатель обыгрывает следующие ситуации:1. «Мама дала тебе конфетку. Что вы на это скажите?• дай мне еще одну;• я такие не люблю , дай мне другую;• спасибо.2. Твой друг просит у тебя игрушку. Что ты ему ответишь?• мне нужна она самому;• бери, пожалуйста;• я дам тебе, если только ты дашь мне свою.3. Бабушка просит тебя помочь ей помыть посуду. Что ты ей скажешь?• не хочу;• конечно;• я устал, сама помою.Задача игроков — выбрать правильный вариант. Если игроки, по какой-то причине ошибаются, воспитатель не оставляет эту ошибку без внимания: важно объяснить, почему именно этот, а не другой варианты ответа является верным. Воспитатель должен сказать, что хорошие, вежливые слова должны подтверждаться действиями.

  1. «Что изменилось?»

Цель: развивать внимательность и наблюдательность, необходимые для эффективного общения.

Ход: Водящий выходит из группы. За время его отсутствия в группе производится несколько изменений (в прическе детей, в одежде, можно пересесть на другое место,) но не больше двух – трех изменений.

  1. «Волшебный стул»

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Ход: Один ребенок садится в , а остальные говорят о нем добрые, ласковые слова.

  1. «Вежливые слова»

Цель: развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.

Ход: Воспитатель: У меня в магазине на полке лежат вежливые слова: приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день и т.д.); ласковые обращения (дорогая мамочка, милая мамочка и т.д.). Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы покупаете у меня нужные слова.

Ситуация. Мама принесла из магазина яблоки. Тебе очень хочется, но мама сказала, что нужно дождаться обеда. Как ты ее попросишь, чтобы она все-таки дала тебе яблоко?

  1. «Ручеек»

Цель: развивать умение действовать совместно и учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Ход: Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, как можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении преодолевают любые препятствия.

  1. «Поможем Федоре» (см. № 22)
  2. «Поделись с другом» (см. № 3)
  3. «Слушать за дверью»

Цель: развивать слуховое внимание.

Ход: По заданию воспитателя все дети сосредотачивают свое внимание на звуках и шорохах коридора. Затем по очереди перечисляют и объясняют, что они услышали.

  1. «Уступи другу»

Цель: учить детей избегать ссор, уступать друг другу, воспитывать дружелюбие.

Ход: Воспитатель предлагает детям рассказать: умеют они уступить или поделиться. Для подсказки на столе лежат игрушки, конфеты, яблоко, а рядом со столом стоит стульчик. Дети рассказывают: «Я умею уступить игрушку, я умею делиться конфеткой» и т.п.

  1. «Вежливость»

Цель: продолжать учить пользоваться вежливыми словами.

Ход: Воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить из «волшебных» слов. Дети говорят по очереди «волшебные» слова и наматывают в клубок нить.

  1. «Книжкины помощники» (Губанова Н. Ф., с. 138)

Цель: Поощрять желание детей трудиться, помогать другим.

Игровая задача. Помочь книжке, маме, воспитателю. Игровые правила. Правильно выбрать карточку.

  1. «Кузовок»

Цель: продолжать закреплять вежливые слова.

Ход: Дети садятся вокруг стола, на котором стоит корзина. Воспитатель, обращается к ребенку: «Вот тебе кузовок, клади в него вежливое слово».

  1. «Лучше добрым быть»

Цель: давать представление о доброте и равнодушии.

Ход: на столе разложены ситуативные картинки (человек упал, мальчик разбил колено, девочка уронила мяч в пруд, котенок провалился в канавку, собачка застряла в заборе). Ребенок подходит к столу, выбирает одну картинку и говорит, как можно помочь в данной ситуации. Воспитатель предлагает ребенку порассуждать, что может произойти, если не помочь в данной ситуации. Какой вариант выберет ребенок (пройдет мимо или поможет).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]