Создание здоровьесберегающей системы в современном учреждении ДО


Здоровьесберегающая деятельность педагога ДОУ

Предлагаем творческую разработку по здоровьесбережению в ДОУ. Данный материал может быть полезен как для педагогов, так и для родителей. Эта разработка направлена на сохранение и укрепления здоровья подрастающего поколения, подготовка ребенка к здоровому образу жизни.

Содержание

Введение

I. Здоровьесберегающая деятельность педагога ДОУ как психолого-педагогическая проблема;

1.1.Понятия «здоровье» и «здоровьесберегающая деятельность ДОУ»;

1.2. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ;

1.3.Особенности развития здоровьесберегающей компетентности у дошкольников;

II. Здоровьесберегающая деятельность педагога ДОУ и семьи;

2.1.Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада;

Освоение современных технологий в образовательном процессе.

2.2.Использование здоровьесберегающих технологий в условиях сотрудничества ДОУ и семьи.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Введение

В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка. Исследования последних лет констатируют ухудшение здоровья населения России. Увеличивается смертность, падает рождаемость, обостряется проблема бедности, значительная часть населения страны находится в состоянии хронического дистресса. Указанные негативные тенденции остро отражаются на здоровье подрастающего поколения. По данным Д. И. Зелинской, в течение последнего десятилетия наблюдается деселерация, т.е. замедление темпов развития юных россиян. Количество здоровых детей и подростков едва достигает пятой доли от их общего числа; около трети детей, поступивших в школу, уже имеют хроническую патологию.

Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения, особенно для детей дошкольного возраста. По данным Минздравминпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% имеют хронические заболевания. Количество детей, которые уже в начальных классах оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется от 20% до 30% от общего числа учащихся.

Необходимо совершенствовать систему образования, активизировать детскую деятельность по здоровьесбережению, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в воспитании основ здорового образа жизни, обучении и развитии ребенка в условиях ДОУ и семьи.

Большое внимание необходимо уделять организации и педагогической поддержке формирования полезных привычек, установок на здоровый образ жизни, понимания самоценности здоровья и способах его сохранения.

Цель разработки – рассмотрение особенностей здоровьесберегающей деятельности педагога ДОУ в работе с детьми и родителями.

Задачи:

1. рассмотреть сущность здоровьесберегающих технологий и их применения в воспитательно-образовательном процессе ДОУ;

2. охарактеризовать направления здоровьесберегающей деятельности педагога в условиях ДОУ;

3. раскрыть особенности деятельности родителей и педагогов ДОУ по формированию основ здорового образа жизни дошкольников.

I. Здоровьесберегающая деятельность педагога ДОУ как психолого-педагогическая проблема

1.1.Понятия «здоровье» и «здоровьесберегающая деятельность ДОУ».

Здоровье — понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений.

Известно, что Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье «как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов». Данная формулировка справедливо критикуется за идеализацию цели, субъективное понимание благополучия, статичность в рассмотрении здоровья и абсолютизацию полного благополучия, которое ведет к уменьшению напряжения организма и его систем, а значит, и к снижению сопротивляемости и предпосылке нездоровья [4]. Некоторые исследователи видят в здоровье реализацию специфических способностей человека к проявлению резервов организма, к устойчивости, к сопротивлению, самосохранению и саморазвитию [6]. Очевидно, что формирование таких способностей у подрастающего поколения становится на сегодняшний день одной из самых приоритетных задач в практической деятельности российских педагогов.

Анализ определений здоровья показывает, что чаще всего встречается шесть его признаков:

— отсутствие болезней;

— нормальное функционирование организма;

— гармонизация организма и окружающей среды;

— способность человека к полноценному выполнению основных социальных функций;

— полное физическое, психическое и социальное благополучие;

— адаптация человека к усложняющейся и меняющейся окружающей среде.

Наиболее полным является определение А.Г. Щедриной [13], которая с позиций системного подхода предлагает считать здоровье как целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели) в процессе реализации генома (совокупность генов) в условиях конкретной социальной и экологической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

Рассматривая здоровье как единое целое, ученые в то же время выделяют в нем взаимосвязанные части: телесное и духовное; физическое, психическое и социальное; физическое, психоэмоциональное, интеллектуальное, социальное, личностное и духовное. Вслед за И.И. Брехманом, Г.К. Зайцевым, В.В. Колбановым [15] мы придерживаемся трехкомпонентной структуры здоровья, в которую входят физический, психический и социальный элементы.

Под физическим компонентом здоровья исследователи подразумевают то, как функционирует организм, все его органы и системы, уровень их резервных возможностей. В этот аспект здоровья включается также наличие или отсутствие физических дефектов, заболеваний, в том числе генетических (С. Шапиро).

С точки зрения таких экспертов ВОЗ, как Сортариус, М. Джехед, психическое здоровье — это нормальное течение психических процессов, характеризующихся отсутствием выраженных психических расстройств и наличием определенных резервов сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах, а также состоянием равновесия между человеком и окружающим миром, гармонией между ним и обществом, сосуществованием представлений отдельного человека с представлениями других людей об объективной реальности [7]. Психическое здоровье включает в себя, по мнению экспертов, такие компоненты, как положительное отношение к себе, оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности, психическая интеграция (аутентичность, конгруэнтность), личная автономия, реалистичное восприятие окружающих людей, умение адекватно воздействовать на них.

По мнению С. Шапиро, социальный компонент здоровья — это осознание личностью себя в качестве субъекта мужского или женского пола и взаимодействие личности с окружающими. Данный элемент отражает способ общения и отношений с разными группами людей (сверстниками, коллегами, родителями, соседями), т.е. с обществом. На наш взгляд, для социального компонента здоровья человека важна сформированность системы ценностных отношений, готовность к самоопределению жизненного пути, а также социальная активность и способность к социальной адаптации.

Педагоги, психологи и социальные работники единодушны во мнении, что в обстановке сложного и неоднозначного развития рыночных отношений в стране усилились негативные тенденции в воспитании детей. Широко распространились такие проявления нездоровой личности, как зависимость от вредных привычек, дезадаптация поведения, конфликтность, враждебность, неадекватное восприятие окружающего мира, пассивная жизненная позиция, уход от ответственности за себя, утрата веры в свои возможности, ослабление воли, эгоцентризм, пассивность, потеря интереса и любви к близким, гипертрофированность (или напротив) самоконтроля и др.

Выявление состава и раскрытие особенностей критериев социального здоровья представляются ключевыми вопросами, от степени осознания которых во многом зависит практическое решение педагогами вышеобозначенной проблемы. Суммируя высказывания ученых, представим перечень критериев социального здоровья формирующейся личности. В первую очередь к ним относится потребность в безопасности, привязанности и любви (по А. Маслоу), бескорыстие, интерес к окружающему миру, адекватное восприятие социальной действительности, адаптация к физической и социальной среде, направленность на общественно полезное дело, альтруизм, демократизм в поведении, умение взаимодействовать с представителями разных социальных групп (в том числе с взрослыми и сверстниками) и др. [9].

Научить беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни — задача родителей и образовательных учреждений. Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (профилактическим методикам — оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, самомассаж и др.); привитие детям элементарных навыков гигиены (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.); через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных перемен; проветривания и влажной уборки помещений; ароматерапии, витаминотерапии; функциональной музыки; чередование занятий с высокой и низкой активностью; через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры); в процессе реабилитационных мероприятий (фитотерапия, ингаляция, лечебная физкультура); массовых оздоровительных мероприятий (тематические праздники здоровья, выход на природу); а также в работе с семьей, с педагогическим коллективом.

Здоровьесберегающая деятельность ДОУ включает целую систему. Данная система может быть представлена в виде следующих разделов:

1. Комплексная медико-психологическая и педагогическая оценка уровня физического развития и здоровья детей, которая включает в себя диагностические мероприятия по оцениванию и отслеживанию состояния здоровья воспитанников детского сада различными специалистами.

2. Лечебно-оздоровительная работа охватывает направления оздоровления и закаливания через комплекс мероприятий.

3. Физкультурно-развивающая работа с детьми раскрывает комплекс физкультурных мероприятий, различные типы специально организованных видов деятельности.

4. Психолого-педагогическая деятельность выделяет систему организации психологической поддержки детям методами и приёмами создания благоприятного эмоционально-психологического климата.

5. Здоровьесберегающие компоненты в организации образовательного процесса.

6. Ресурсное обеспечение здоровьесберегающей деятельности в детском саду [11].

Комплексная медико-психологическая и педагогическая оценка уровня физического развития и здоровья детей

Комплексная медико-психологическая и педагогическая оценка уровня физического развития и здоровья детей является базовым компонентом в целостной системе здоровьесберегающей деятельности детского сада.

Концептуальными положениями, обусловившими разработку системы здоровьесберегающей деятельности в детском саду, являются:

1. Комплексный гуманитарный подход к оздоровлению ребёнка [5].

2. Подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы с преобладанием циклических, прежде всего беговых упражнений и особенно их комбинации.

3. Содержание, формы развивающей двигательно-игровой деятельности и принципы оздоровительной работы с детьми [7].

4. Рациональное сочетание разных видов занятий [8].

5. Индивидуально-дифференцированный принцип организации двигательной активности [1].

Структурирование воспитательно-образовательного процесса в учреждении строится на основе здоровьесберегающей доминанты и использования в образовательном процессе новых форм и методов работы с детьми в рамках единого комплексного оздоровительно-развивающего пространства.

Содержание данной работы включает в себя:

· мониторинг состояния развития;

· определение уровня здоровья;

· наблюдение за формирование систем, функций организма и двигательных навыков дошкольников.

Лечебно-оздоровительная работа

Работа осуществляется через организацию закаливающих и лечебно-оздоровительных мероприятий. Основная цель – предупреждение и снижение острой и хронической заболеваемости детей. Для закаливания воспитанников в детском саду используются факторы внешней среды – воздух, вода, солнце.

Данные факторы и средства закаливания используются в детском саду и отдельно, и комплексно, главное – соблюдать индивидуальный подход, учитывать рекомендации врачей-специалистов и развивать преемственность с родителями.

Физкультурно-развивающая работа

Только при систематическом и научно обоснованном подходе физическое воспитание становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей, улучшения их физического развития.

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществляется через различные типы специально организованных видов деятельности, где применяются личностно-развивающие технологии, интегрированные формы организации двигательной деятельности. Физкультурные занятия как важнейшая форма физкультурно-оздоровительной работы предполагают учет функционального состояния здоровья каждого ребенка и уровня его подготовленности. Строятся на содержании, предусмотренном программами, реализуемыми учреждением.

Цель физкультурной работы – формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогических условий развитий здоровья детей на основе их творческой активности.

Оптимальные условия для развития физической культуры, создаваемые в дошкольном учреждении, решают комплекс оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.

Содержание базируется на принципах развивающей педагогики оздоровления В. Т. Кудрявцева.

Психолого-педагогическая деятельность

Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем, то в дошкольном учреждении, учитывая сложность и многоаспектность этого понятия, решаются следующие цели и задачи.

Цели: охрана психического здоровья; создание условий, способствующих эмоциональному благополучию и обеспечивающих свободное и эффективное максимальное развитие каждого ребенка.

Задачи:

· создание безопасного психологического пространства, развитие чувства уверенности и психологического комфорта;

· формирование оптимального статуса каждого конкретного ребенка во взаимодействующей группе, обеспечивающего эмоциональное благополучие;

· создание условий для создания и разрешения личностных проблем и межличностных конфликтов.

Здоровьесберегающие компоненты

Создавая развивающее пространство оздоровления детей, объединяются усилия всех специалистов: логопедов, воспитателей, педагога-психолога, руководителя театральной студии, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

Структурирование образовательного процесса в учреждении строится на основе здоровьесберегающей доминанты:

· введение терапевтических мероприятий (стабилизирует здоровье детей, снижает уровень невротизаций, создает гармонию разума и чувств ребенка, повышает выносливость к нагрузкам в оздоровительном режиме дня и организации гибкого режима при плохой погоде);

· использование бинарных, полинарных занятий (в результате которых дети чувствуют себя в комфортных, психоэмоциональных состояниях, что и позволяет повысить мотивацию к обучающей деятельности и уверенность в себе и своих возможностях);

· личностно-ориентированное образование (снижается закомплексованность детей, позволяет использовать основные соционические установки, подобрать развивающие технологии под конкретную группу, определить базовый психотип данного детского коллектива);

· интеграция содержания образовательной деятельности в едином поле знаний (через метод тематического погружения и игровую деятельность).

Ресурсное обеспечение здоровьесберегающей деятельности в детском саду

Предметно-пространственное обеспечение.

Решению проблем здоровья детей способствует и создание предметно-пространственной среды для бесконечного проявления ребенком своих возрастающих возможностей.

Материально-техническая база детского сада включает следующие пространства: специально оборудованные физкультурный и музыкальный залы, медицинский блок, оформленные в соответствии с гигиеническими требованиями логопедические кабинеты, кабинет психолога, групповые комнаты.

Нормативно-правовое и нормативно-методическое обеспечение.

Первоосновой системы научно-методического обеспечения здоровьесберегающей деятельности выступает нормативно-правовая база. Она включает законодательство, российские государственные и региональные законы, положения, письма и инструкции.

Научно-методическим обеспечением здоровьесберегающей деятельности являются программы по следующим направлениям.

1. Охрана и укрепление здоровья дошкольников.

2. Физкультурно-развивающая работа.

3. Психологическое сопровождение.

Кадровое обеспечение.

Охрана жизни и здоровья детей является одним из важнейших направление работы дошкольного учреждения. В систему оздоровления как непременное условие входит внимательное отношение к здоровью детей, всех сотрудников. Для наиболее эффективной организации здоровьесберегающих мероприятий в должностную инструкцию и воспитателей, и специалистов детского сада должны быть внесены должностные обязанности оздоровительной направленности.

1.2. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ

В последние годы приходится говорить о необходимости использования здоровьесберегающей педагогики. При этом здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающая технология — это: условия пребывания ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация воспитательно-образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с воспитанниками, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Тем не менее, только тогда можно сказать, что воспитательно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья детей и педагогов.

Основополагающей целью здоровьесберегающих образовательных технологий является обеспечение детям возможности сохранения здоровья в период пребывания в ДОУ, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использованию полученных знаний в повседневной жизни.

Для осуществления воспитательно-образовательного процесса на основании здоровьесберегающих технологий необходимо выделить закономерности педагогического процесса, находящие свое выражение в основных положениях, определяющих его организацию, содержание, формы и методы, то есть принципы, которые должны способствовать профилактике, диагностике и коррекции здоровья детей; развитию познавательной деятельности воспитанников; гуманизации образования.

Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общедидактические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.

К специфическим принципам относятся:

1. Принцип не нанесения вреда.

2. Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья).

3. Принцип повторения умений и навыков с целью выработки динамических стереотипов.

4. Принцип постепенности, который предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.

5. Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.

6. Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

7. Принцип цикличности. Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.

8. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Данный принцип способствует формированию двигательных умений и навыков, развитию двигательных способностей ребенка, учету функциональных возможности организма дошкольника.

9. Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Этот принцип имеет важнейшее значение, так как содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.

10. Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в период пребывания в ДОУ.

11. Принцип комплексного междисциплинарного подхода предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.

12. Принцип формирования ответственности у детей за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

13. Принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать дошкольников применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения [9].

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий необходимо определить основные средства обучения и воспитания: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические. Комплексное использование этих средств позволяет качественно использовать здоровьесберегающие подходы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию здоровьесберегающих подходов. Это движение; физические упражнения; физкультминутки; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий. Проведение игр и занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления. Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапию, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год в декабре и весной с целью укрепления памяти дошкольников). Возможно привнесение в жизнь ДОУ новых элементов: фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные процедуры для педагогов и детей.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих технологий, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; организация порядка проведения прививок с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня физической и интеллектуальной нагрузки во избежание переутомления.

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождение занятий, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно-теоретических и практических занятий в родительских лекториях, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения.

Таким образом, для сохранения здоровьям дошкольников в воспитательно-образовательном процессе необходима реализация принципов, форм и методов здоровьесохраняющего обучения и воспитания.

Полную версию работы с приложениями можно .

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приоритетной целью инновационного дошкольного учреждения является формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, ценностного отношения к здоровью и реализации усвоенных знаний и представлений в поведении. Успешность здоровьесберегающей деятельности будет достигнута благодаря созданию здоровьесберегающей образовательной среды. В статье рассмотрена сущность понятия «здоровьесберегающая образовательная среда» в учреждении дошкольного образования, раскрыто его содержание и характеристика. Обоснованы вопросы организации здоровьесберегающей образовательной среды в рамках ключевых направлений: личностно-ориентированное, социальное, организационно-методическое и предметно-пространственное развивающее.

Ключевые слова: здоровьесберегающая образовательная среда, здоровьесберегающая деятельность, здоровьесберегающая компетентность, валеологическая грамотность, инновационные здоровьесберегающие технологии.

Вопросы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в современном социокультурном пространстве являются приоритетными, требующие активных действий, в первую очередь, со стороны педагогической науки, поскольку сам феномен здоровье – важнейшая социально-значимая ценность, показатель жизнеспособности и всестороннего гармоничного развития личности.

Проблемой формирования здоровьесберегающей образовательной среды в учреждениях дошкольного образования, изучением психолого-педагогических условий и особенностями построения такой среды занимаются многие отечественные и зарубежные ученые: Т.К. Андрющенко, Д.В. Ротфорт, Н.В. Левинец, Л.Н. Волошина, Т.С. Овчинникова, Л.В. Лохвицкая, В.Н. Ростовцев, В.Н. Шебеко, Ю.Н. Кислякова С. Стивенсон и др. Однако актуальность ее на сегодняшний день доказана следующими факторами: стрессовая тактика психолого-педагогических воздействий (организация образовательной системы учреждений дошкольного образования не в полной мере ориентирована на сохранение здоровья детей, допускает систематические психические, интеллектуальные и физические перегрузки, возникновение ситуаций переживания в игре и общении); не сформирована готовность педагогов к работе в условиях приоритета здоровья и осуществление профессиональной деятельности на основе здоровьесберегающих принципов; недостаточное оснащение научно-методической базы, организационно-пространственной, предметно-пространственной среды учреждений дошкольного образования, валеологическая неграмотность родителей воспитанников и пр.

Здоровьесберегающая образовательная среда в учреждении дошкольного образования ‒ это социокультурное пространство группы, которое позволяет создать педагогические условия позитивной социализации детей в области ведения здорового образа жизни, формирования материальных и духовных условий для здоровьеориентированной деятельности, демонстрации природособразных потребностей развивающейся личности в здоровьесбережении. Являясь одним из инновационных направлений работы педагога, данное направление предполагает решение следующих задач: организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья; создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения; формирование умения жить в гармонии с собой и окружающим миром; воспитание культуры здоровья; развитие творческих способностей; мотивация на здоровый образ жизни; обучение детей использовать полученные знания в повседневной жизни; внедрение инновационных педагогических технологий [с. 310-316.].

О.Е. Подгорная и Л.Н. Волошина предлагают синонимичное определение дефиниции «здоровьесберегающая образовательная среда», рассматривая данный феномен как «здоровьесберегающее образовательное пространство» и обосновывают его как многоуровневую образовательную систему, социально организованную воспитательную среду, часть педагогически осмысленной действительности, интегрирующей в себе потенциал учреждений образования, социокультурной сферы, семьи, ребенка, а также системы взаимодействий, направленных на повышение его физкультурно-оздоровительных возможностей. Такая среда по мнению исследователей обеспечивает осознание его субъектами ценности здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, продуктивную активность всех участников пространства в развитии навыков культуры здоровья и духовно-нравственного самосовершенствования (здоровьесберегающего образовательного процесса) для сохранения и укрепления здоровья детей [6; 3].

Согласно результатам исследований, И. А. Анохиной, здоровьесберегающая среда в дошкольном образовательном учреждении должна включать:

— условия для благоприятного течения адаптации к детскому саду;

— комфортную предметно-развивающую среду в группе и атмосферу эмоционального комфорта для каждого ребенка;

— условия для формирования основ культуры здоровья и привычек здорового образа жизни, здоровьесберегающий компонент;

— организацию интересной для детей деятельности;

— индивидуальный подход к ребенку с момента поступления в дошкольное учреждение до выпуска в школу [2 с. 3-11].

Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учреждении дошкольного образования, на наш взгляд, должно реализовываться в четырех направлениях:

• личностно-ориентированное направление;

• социальное направление;

• организационно-методическое направление;

• предметно-пространственное развивающее направление.

В рамках личностно-ориентированного направления предполагается опора при организации оздоровления дошкольников в условиях здоровьесберегающей среды на естественный процесс саморазвития и творческого потенциала личности, где предусматриваются:

• психологически комфортное пространство, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении;

• прогнозирование проявлений индивидуальных характеристик физической подготовленности;

• система комплексного профилактического медицинского обслуживания (осуществление медико-физиологического, социологического, психолого-педагогического контроля за состоянием здоровья детей);

• включение дошкольников в разные виды двигательной деятельности с целью обязательной отработки, совершенствования и прослеживания роста двигательных умений и навыков.

Личностно-ориентированное направление, как отмечает Т.А. Андрющенко, обеспечивает психологический комфорт в процессе закрепления детьми здоровьесберегающих жизненных навыков, реализацию индивидуального подхода к воспитанникам, отсутствие стрессовых ситуаций, а также позитивный пример значимых взрослых [1, с 6-12.].

Социальное направление предполагает здоровьесберегающую деятельность педагогического персонала учреждений дошкольного образования в рамках формирования у них здоровьесберегающей компетентности, валеологическую грамотность родителей воспитанников (агитационно-просветительская деятельность), а также сотрудничество и взаимодействие между педагогами и родителями в здоровьесберегающей сфере как участниками здоровьесберегающего образовательного процесса (консультационная работа в рамках учебной работы, семинаров, воспитательной работы).

В рамках методической работы дошкольного учреждения эффективность формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов дошкольного образования будет достигнута благодаря использованию интерактивных технологий, выполняющих не только учебно-познавательную, но и коммуникативно-развивающую и социально-ориентированную функции. При этом активно могут использоваться:

• позиционная технология интерактивного обучения Н.Е. Вераксы (активное обсуждение содержания, форм, методов здоровьесбережения в дошкольном учреждении в проблемных группах «Вопрос», «Оппозиция», «Эксперт» и пр.);

• методы мозгового штурма и эвристической беседы (лекции-визуализации, проблемные семинары, рефлексивные мастерские, в процессе которых рассматриваются вопросы формирования и укрепления здоровья воспитанников, семей);

• метод «кейсов» (Case study) (обсуждение и анализ педагогических ситуаций и задач, взятых из реальной практики здоровьесберегающей деятельности ДОУ);

• метод интегральной телесной терапии (осознание связей между телесными ощущениями и эмоциональными переживаниями или процессами, например, упражнение «Танцующая точка»);

• метод деловых игр (имитация ситуаций, моделирующих здоровьесберегающую, здоровьеформирующую деятельность, в игровой форме;

• метод проектов (проектирование модели здоровьесберегающей деятельности ДОУ с последующей презентацией готового продукта; проведение тематического контроля эффективности здоровьесбережения в дошкольном учреждении и семье; программы детско-родительского фитнеса);

• информационно-компьютерные технологии (участие педагогов со своими здоровьесберегающими проектами и консультациями в педагогическом интернет-клубе, виртуальной академии родительства и пр.) [5].

Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры и компетентности в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей – одно из направлений в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи. Методика совместной работы по формированию валеологической грамотности родителей в области здоровьесбережения предполагает: единство целей и задач воспитания здорового ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье; индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье, систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду; взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей; укрепление авторитета педагогов в семье, а родителей – в детском саду; формирование отношения к родителям как к равноправным партнерам в образовательно-воспитательной работе [7].

Организационно-методическое направление характеризуется безопасной здоровьесберегающей инфраструктурой, включающую материально-технические, санитарно-гигиенические и методические (проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, совершенствование методик, направленных на формирование здоровьесберегающей компетентности детей дошкольного возраста) условия. Немаловажным аспектом является внедрение в образовательный процесс учреждений дошкольного образования инновационных здоровьесберегающих технологий. На сегодняшний день можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профилактические (биологически обратная связь (БОС), точечный массаж, самомассаж); физкультурно-оздоровительные (ритмопластика, релаксация, гимнастика: ортопедическая, корригирующая, дыхательная, для глаз и пр.); технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (коммуникативные игры, проблемно-игровые игротренинги); коррекционные технологии (психогимнастика, фонетическая ритмика, арт-терапия, технологии коррекции поведения).

Современный контекст создания здоровьесберегающей предметно-пространственной развивающей среды предполагает использование материально-технических ресурсов наряду с научно-методическими, а также креативным потенциалом педагогического коллектива. Примером для такой среды в условиях дошкольного образовательного учреждения может служить создание в образовательном пространстве группы центров детской активности, которые способствуют физическому, социальному, психическому и духовному здоровью. Так, например, «Центр познания» обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты; информационно-коммуникационные средства, позволяющие усиливать эффект погружения в воображаемую ситуацию с помощью проекций виртуальной реальности, мультимедийных презентаций и клипарта.), «Физкультурно-оздоровительный центр» обеспечивает двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей, специально оборудованная сенсорная комната, как организованная определенным образом окружающая среда, включающая множество различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, на вестибулярные рецепторы и пр. Формирование здоровьесберегающей развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, которая насыщена различными материалами, средствами, предметами, позволяет ребенку через естественную любознательность в игровой деятельности осваивать подходы к ведению здорового образа жизни, творчески преобразовывать полученные представления, демонстрировать в ситуациях выбора новые, привнесенные представления об элементах, которые ориентированы на сохранение, укрепление и развитие индивидуального здоровья [4, с. 32-42].

Таким образом, на основании вышесказанного, следует отметить, что здоровьесберегающая образовательная среда в учреждении дошкольного образования, являясь одним из приоритетных направлений научных исследований, не только обеспечивает сохранение и укрепление здоровья, но и формирует культуру здоровья; служит основой для формирования ценностного отношения к здоровью; побуждает ребенка к проявлению активности и самостоятельной инициативе в ведении здорового образа жизни; позволяет трансформировать полученные знания и представления в практической деятельности; служит стимулом для самореализации дошкольников, являясь основой разностороннего развития личности ребенка. Кроме того, формирование такой среды будет благополучно реализован0о при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса.

Список использованных источников

  1. Андрющенко Т. К. Обеспечение здоровьесберегающей среды для закрепления у дошкольников жизненных навыков, способствующих сохранению здоровья. Сборник научных докладов. Педагогика. Научные предложения. Часть 2. 2015. — С. 6-12.
  2. Анохина И. А. Условия обеспечения социально-эмоционального благополучия детей в ДОУ // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 6. — С. 3-11.
  3. Волошина Л.Н. Развитие здоровьесберегающего образовательного пространства дошкольных учреждений (методология, теория, практика: диссертация … доктора педагогических наук: 13.00.04 / Л.Н. Волошина – Екатеринбург, 2006. 434 с.
  4. Зверкова А. Ю. Здоровьесберегающая деятельность воспитателя в соответствии с профессиональным стандартом // Современные научные исследования: методология, теория, практика: материалы VI международной научно-практической конференции (Челябинск, 23 февраля 2015 г.). — Челябинск: Сити-Принт, 2015. — С. 32-42.
  5. Микляева Н.В. «Физическое развитие дошкольников. Часть 1. Охрана и укрепление здоровья / Под ред. Н.В, Микляевой. – М.: Сфера, 2015. – 144 с.].
  6. Подгорная О. Е. Проектирование здоровьесберегающего пространства общеобразовательной школы средствами личностно-ориентированного образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / О. Е. Подгорная – Тирасполь, 2005. 211 с. С. 17.
  7. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: 5–7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М.А. Рунова – Москва: Мозаика-Синтез, 2000. 256 с.
  8. Седлецкая Т.В. Инновационная образовательная среда в системе здоровьеобразующей деятельности образовательного учреждения в современной россии. I Лужские научные чтения. Современное научное знание: теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции. Отв. ред. Т.В. Седлецкая. 2013 Издательство: ЛГУ им. А.С. Пушкина (Санкт-Петербург) 22 мая 2013 г. С. 310-316.

SUMMARY AND ORGANIZATION OF HEALTH EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The priority objective of the innovative pre-school is to form children motivational sphere of hygienic behavior, safe life, physical training and the implementation of learned knowledge and understanding in their behavior. The success of this will be achieved through the creation of health-educational environment. The article deals with the essence of the concept of «health-educational environment» in the establishment of pre-school education, disclosed its contents and characteristics. Substantiates the organization of health-environment within key areas: student-oriented, social, organizational and methodical and detail-spatial developmental.

Keywords: health-educational environment, health saving activity, health-competence, valeological literacy, innovative health-saving technologies.

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУстатья

«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  • валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ — обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

  • технологии профилактики заболеваний,
  • углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,
  • коррекция возникающих функциональных отклонений,
  • отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),
  • реабилитация соматического состояния здоровья,
  • противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
  • витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),
  • санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии — направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:

  • закаливание КГН;
  • беседы по валеологии;
  • спортивны праздники;
  • спортивные развлечения и досуги;
  • недели здоровья;
  • соревнования;
  • прогулки-походы.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов — технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

  • Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
  • Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;
  • Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;
  • Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.

Валеологического просвещения родителей — это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

  • Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
  • Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
  • Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
  • Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду — это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Современные здоровьесберегающиетехнологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

  • приобщение детей к физической культуре
  • использование развивающих форм оздоровительной работы.

Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий

  • Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
  • Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
  • Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.
  • Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.
  • Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
  • Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.

Система здоровьесбережения в ДОУ:

  • различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
  • комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
  • физкультурные занятия всех типов;
  • оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
  • организация рационального питания;
  • медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
  • соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
  • комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ

  • Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;
  • Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
  • Разнообразие форм физкультурно — досуговой деятельности с дошкольниками;
  • Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей;
  • Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
  • Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
  • Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.

В настоящее время анализ тематической литературы показывает о многих имеющих место здоровьесберегающих технологиях. В ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям (дальше речь пойдет о педагогических здоровьесберегающих технологиях):

  1. 1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
  2. 2.Технологии обучения здоровому образу жизни.
  3. 3.Коррекционные технологии.
Педагогические здоровьесберегающие Технологии
Технологии сохранения и стимулирования здоровья Технологии обучения здоровому образу жизни Коррекционные технологии
— Стретчинг

— Динамические паузы

— Подвижные и спортивные игры

— Релаксация

— Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др)

— Гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая

— Физкультурные занятия

— Проблемно-игровые :игротренинги, игро- терапия

— Коммуникативные игры

— Серия занятий«Уроки здоровья»

— Точечный самомассаж

— Технологии музыкального воздействия

— Арт-терапия

— Сказкотерапия

— Технологии воздействия цветом

— Психогимнастика

— Фонетическая ритмика

Использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатели.

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Ответственный исполнитель: воспитатели.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатели.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатели, психолог.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Ответственный исполнитель: все педагоги

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Ответственный исполнитель: все педагоги

Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Ответственный исполнитель: воспитатели.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатель.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатель.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст — в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатель.

Проблемно-игровые игротреннинги, игротерапия – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не -заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Занятия из серии «Уроки здоровья» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Самомассаж. В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Ответственный исполнитель: воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания

Точечный массаж. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули). Ответственный исполнитель: воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания.

Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Ответственный исполнитель: все педагоги

Арт-терапия. Сеансами 10-12 занятий по 30-35 мин начиная со средней группы. Программа имеет диагностический инструментарий и предполагает ведение протоколов занятий. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Психогимнастика – 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Направлена на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.

Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Фонетическая ритмика – 2 раза в неделю с младшего возраста в физкультурном или музыкальном залах. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Ответственный исполнитель: воспитатели, логопед, руководитель физического воспитания.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Создание условий для здоровьесбережения в ДОУ

  • 10 февраля 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Продолжая реализовывать задачу по охране и укреплению физического и психического здоровья воспитанников, улучшению их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей, педагогами МБДОУ № 24 были определены принципы организации деятельности:

  • Принцип научности.
  • Принцип интегративности.
  • Принцип активности.
  • Принцип адресованности и преемственности.
  • Принцип результативности.

Результатом работы стало создание в ДОУ всех необходимых условий для здоровьесбережения, а именно создание условий для повышения двигательной активности детей, а также расслабления и отдыха. Наш физкультурный зал оборудован современным спортивным инвентарём и пособиями, изготовленными руками педагогов и родителей наших воспитанников. Имеется тренажёрный зал, оснащённый полифункциональными модулями и детскими тренажёрами.

Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в каждой возрастной группе созданы центры по физической культуре, учитывающие возрастные особенности детей, их интересы, отвечающие ФГТ.

Разнообразные физкультурные пособия повышают интерес к выполнению различных двигательных заданий в процессе непосредственно организованной деятельности, в организованных играх и упражнениях на прогулке, во время утренней и бодрящей гимнастик, что ведёт к удовлетворению потребности в двигательной активности, а также благоприятно сказывается на состоянии здоровья.

Центр организации разнообразной двигательной активности дошкольников – это и спортивная площадка на территории ДОУ, и игровые участки, на которых созданы условия для разных видов двигательной активности.

В процессе деятельности по созданию условий для здоровьесбережения в ДОУ стремимся решить задачи:

  1. Обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников учебно-воспитательного процесса.
  2. Формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах.
  3. Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей.
  4. Формировать основы безопасности жизнедеятельности; оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Эффективными формами при создании условий для здоровьесбережения в ДОУ являются:

  • Утренняя и бодрящая гимнастики с закаливающими процедурами;
  • Непосредственно организованная образовательная деятельность образовательной области «Физическая культура»;
  • Совместные досуги с родителями; спортивные праздники и развлечения.
  • Реализация оздоровительной деятельности ДОУ – это чёткая интеграция профилактического и организационного направления, педагогического и физически формирующего воздействия на ребёнка специфическими и неспецифическими средствами, целостной организацией педагогического процесса.

Профилактическое направление включает в себя обеспечение благоприятного течения адаптации через систему мероприятий, выполнение гигиенического режима, проведение обследования по скрининг – программе и выявление патологий, предупреждение острых заболеваний методами профилактики, проведение специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Организационное направление ориентировано на организацию здоровьесберегающей среды в ДОУ, определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, составление индивидуальных планов оздоровления, изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик, пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

В ДОУ активно работают технологии:

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка;
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.

Автор: Аншукова Елена Юрьевна, заместитель заведующего, МБДОУ № 24 комбинированного вида, г. Мончегорск Мурманской области. Педагогический стаж 26 лет. Награждена нагрудным знаком «За личный вклад в развитие системы образования г. Мончегорска».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]