Подписи к слайдам:
УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КАМНЕЙ Ответственные: учитель-логопед Статкевич Е.О. воспитатели Мащалгина Г. П. Буданцева О.И. ГБДОУ детский сад № 34 2015 г
Цель: Расширять знания о разнообразии камней и их свойствах Задачи: Познакомить детей с понятием «камень» Познакомить детей с группами,на которые делятся камни Познакомить детей с самыми известными камнями — Ознакомить с изделиями из камня
Камень — (старославянское «камы»). Твёрдый минеральный материал (скальная масса). В основном камнями называют горные породы или драгоценные камни (алмаз, бриллиант и т.д.) Происходит от украинского «камiнь» — «гора».
Камни – такая же неотъемлемая часть природы, как растения и животные. Но мир камня древнее живого мира. На Руси перстни с камнями носили ещё в древности.
Вера в таинственную магическую силу драгоценных камней существовала издревле, поэтому их приобретали как амулеты и талисманы, защищающие от враждебных сил и приносящие счастье, излечивающие от всех болезней. Три главных дос – тоинства драгоценных камней – красота, долговечность, редкость – выделяют их из мира неживой природы.
В мире существует очень много разнообразных камней по форме, размерам. I группа — драгоценные камни (самоцветы) алмаз, рубин, сапфир, изумруд, александрит, топаз, аквамарин, гранат,бирюза,горный хрусталь и другие. II группа — поделочные (цветные камни) нефрит, лазурит, главколит, содалит, амазонит, лабрадор, родонит, азурит, малахит, нефрит, лазурит, главколит, содалит, амазонит, лабрадор, родонит, азурит, малахит, гипс. III группа — драгоценные камни органогенные: жемчуг, коралл, янтарь, гагат.
Самый известный из камней всех камней это АЛМАЗ. Алмаз — наазвание самого известного драгоценного камня произошло от греческого «адамос», что значит неодолимый или несокрушимый, и арабского «алмас» — твердейший. Главные отличительные черты алмаза — высочайшая среди минералов твёрдость (но в то же время хрупкость). Ювелирного качества цветные алмазы могут родиться абсолютно любого цвета, тона, оттенка, насыщенности… Наиболее часто встречаются лимонно-желтые и голубые камни, реже – красные, зеленые, фиолетовые, пурпурные.. Еще реже – розовые.. Наиболее редки природные черные бриллианы, за всю историю добычи алмазов было найдено и задокументировано всего несколько сотен таких камней… Первые алмазы были найдены в Индии. Из древнеиндийских источников следует, что это произошло около трех тысяч лет до нашей эры. АЛМАЗ
ИЗДЕЛИЯ ИЗ АЛМАЗА
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Опыты с камнями старшая группа (5-6 лет)
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям деятельности;
9) учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Учебно-методический комплект:
Федеральныйгосударственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования П 56 «Тропинки» / под ред. В.Т. Кудрявцева. М.: Вентана-Граф, 2014
Экологическое воспитание дошкольников. Опыты с водой [Электронный ресурс]: Для дошкольника. — 2015.
Принципы дошкольного образования (ФГОС):
Полноценное переживание ребенком всех этапов детства, обогащение всех этапов детского развитие; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; формирование познавательных действий ребенка; возрастная адекватность дошкольного образования.
Принципы воспитания:
Создание положительного эмоционального подъёма, формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.
Принципы обучения:
принцип наглядности, принцип доступности, принцип деятельности (включают детей в активную деятельность).
Методы воспитания:
беседа, поощрение.
Методы обучения:
беседа, демонстрация, стимулирование занимательным содержанием
Методы развития речи:
Словесные
(
беседа), практические (упражнение)
Оборудование: Емкость для воды, камни, салфетки, ложки, чашки с палочками длиной 6 см
Этап, задачи | Методы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Подписи к слайдам:
БИРЮЗА Бирюза — один из самых ценный непрозрачных камней, используемых в ювелирном деле. Цвет бирюзы — от блекло-голубого до яркого небесно-голубого, почти синего; от желтовато-зеленоватого до почти зеленого. Часто бирюза имеет разнообразные включения других мине – ралов (чаще черного — псиломелан и бурого — лимонит — цветов). Иногда эти включения наблюдаются в виже жилок и очень мно – гочисленны — это «бирюзовая матрица». Окраска бирюзы весьма деликатна. При нагревании всего до 250 градусов Цельсия голубой цвет бирюзы переходит в блекло-зеле – ный (гораздо менее ценимый). Боится бирюза солнечного света, пота, масел — могут появиться желтоватые пятна.
ИЗДЕЛИЯ ИЗ БИРЮЗЫ
МАЛАХИТ Малахит – непрозрачный камень с причудливым узором из вкраплений всех оттенков зелёного цвета. Свое название камень получил от греческого «мальва», поскольку его цвет напоминает цвет листьев этого растения. Плиний Старший писал, что мала – хит непрозрачен, но плотнее и темнее изумруда. Однако минерал ценится в основном за разнообразную текстуру: ленточную, струистую, концентричную, лучистую, звездчатую с переливами. Впервые месторождение малахита открыли в глубокой древности в горах Кир – мана на юге Ирана среди рудников меди. Месторождения «элатского камня» находятся неподалеку от города Элат на юге Израиля. Согласно иудейской ле – генде, здесь когда-то были «копи царя Соломона».
ИЗДЕЛИЯ ИЗ МАЛАХИТА
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
НОД тема: «Коллекция камней»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Коллекция камней»
Участники:
старший дошкольный возраст.
Вид деятельности:
коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно-исследовательская.
Цель:
расширять представления детей о свойствах камней, учить классифицировать камни по их внешнему виду.
Задачи
:
Обучающие:
Развивать познавательную активность, наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать посредством собирания коллекции и ее описания.
Продолжать знакомить детей с разнообразием камней, их свойствами,
особенностями.
Формировать умение классифицировать камни по разным признакам.
Развивающие:
Развивать речь и мышление детей.
Обогатить словарный запас детей, ввести в активный словарь слова: невыразительный, шершавый, гладкий, неровный.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к неживой природе.
Предварительная работа:
Рассматривание энциклопедий о полезных ископаемых родного Уральского края и России. Изучение некоторых полезных ископаемых, их свойства, применение; чтение сказок П. Бажова «Живинка в деле», «Каменный цветок»; сбор коллекции камней вместе с детьми; работа с глобусом, картой; изучение некоторых природных зон России; изучение поверхности земной коры;
Демонстрационный материал и оборудование:
Камни на тарелках; пластилин; стаканы с водой; ложечки, коробочки; музыкальная запись; иллюстрации каменных построек; выставка драгоценных камней и ювелирных изделий.
Используемые амо:
. «Ящик ощущений».
.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Организационный момент:
(Дети входят в группу и здороваются с гостями)
2. Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, посмотрите на подносы и скажите, что это? (камни)
— А где можно их встретить? (везде)
— У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются каменные горы. Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений. А самые высокие горы покрыты снегами, но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде.
3. АМО:
«Ящик ощущений»
Дети подходят к демонстрационному столу. На нём лежит ящик ощущений, внутри которого лежит один большой камень. Дети по очереди подходят к ящику. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет. Делают вывод: что же лежит внутри ящика? – Камень.
4. Показ приемов работы и объяснение:
Воспитатель: — А сейчас мы с вами проделаем опыты. Оказывается, что камни имеют много разных свойств. (Дети проходят к столам)
Опыт №1. Самый красивый и некрасивый.
— Ребята, посмотрите внимательно на камушки. (Дети рассматривают с помощью лупы камни)
— Взгляните, какие они все красивые, но среди них вам нужно выбрать самый красивый и показать мне.
— Почему он показался самым красивым? (Ответы детей)
— Значит, какие могут быть камни?
Опыт №2. Цвет.
— Ребята, а какого цвета у вас камни? (Ответы детей)
— Значит, чем ещё отличаются камни друг от друга?
Опыт №3.Самый большой и самый маленький.
-Ребята, а сейчас покажите мне самый большой и самый маленький камень. (Дети показывают камни)
— Оказывается, что камни бывают большие и маленькие, то есть отличаются размером.
Опыт№4. Самый шершавый и самый гладкий.
— Камни могут быть шершавыми и гладкими. Давайте выберем гладкий камень. Его приятно трогать руками. Он такой гладкий, что может выскользнуть из рук, его называют голышек. (Дети выбирают гладкий камень и показывают его воспитателю)
— А теперь выберем шершавый, угловатый камушек. Покажите его. (Дети показывают гладкий камень)
— Вода движет камни, ударяет их друг о друга, они трутся о песок и острые углы постепенно исчезают, камни становятся гладкими, круглыми
— Ребята, так какими ещё бывают камни?
5. Физкультурная минутка. Игра «Гора и камешки»
(Дети стоят, прижавшись, друг к другу – это гора. Звучит музыка.)
Голос воспитателя:
«Жила – была большая – большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода говорили, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями, а ветер уносил маленькие камешки и песчинки с поверхности горы. Вот так покатился один камешек, потом другой, третий, четвёртый… Начала гора уменьшаться. В конце концов стала совсем незаметной. Так ветер и вода победили гору. (Дети по одному отбегают от горы)
Воспитатель:
отдохнули, мы немножко продолжаем дальше.
Опыт №5. Самый твёрдый или мягкий.
— Ребята, возьмите в одну руку камешек, а в другую пластилин. Сожмём обе ладошки. Посмотрим, что произошло с камнем, а что с пластилином? (Ответы детей)
— Почему?
— Значит, камни какие?)
Опыт №6. Самый тяжёлый и лёгкий.
— А теперь, опустите камешек в воду и посмотрим, что будет происходить. Камешек утонул? Почему?
— Ребята, а сейчас возьмём керамзит, пустим его в воду. Что мы видим? (Он не утонул.) В керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет. Значит, камни могут тонуть, а могут плавать.
Опыт №7. Цвет.
— Ребята, опустим в воду камешек и вынем его ложечкой. Изменился ли цвет? Камни в воде меняют свой цвет и становятся темнее.
Опыт №8. Звук.
— Стукнем камнями друг о дуга. Что мы слышим. Видите, камни ещё могут создавать звук. Попробуем сделать музыкальный инструмент. Насыплем в пластмассовую коробочку немного мелких камушков. Закроем и погремим. На что это похоже?
Опыт №9. Рисование.
— Ребята, узнаем ещё об одном свойстве камня. Для этого Рома подойдёт к доске и попробует нарисовать камнем. Что мы видим? А вы знаете, как этот камень называется? Какой можно сделать вывод?
6. Итог:
Воспитатель:
— Сегодня мы узнали много нового и интересного о камнях. Давайте вспомним их свойства. (Ответы детей)
— Ребята, как вы думаете, нужны ли нам камни? (Ответы детей).
— Камни являются очень прочным строительным материалом. Посмотрите, что можно построить из камней. (Дети рассматривают постройки из камней) Есть ещё и драгоценные камни, из которых ювелиры делают украшения. (Дети рассматривают выставку ювелирных изделий из драгоценных камней и делятся впечатлениями).
Загадки про камни для детей: 25 лучших
Сайт «Мама может все!» собрал самые лучшие загадки про камни для детей. Сегодня мы вспомним загадки о камнях. Этот природный материал очень разнообразный, бывают камни драгоценные, как отделочный материал или просто строительный, но всегда человек находит прочному материалу верное применение. Камни живут вечно то в египетских пирамидах, то в стенах высотных домов, то в прекрасных алмазных колье на шеях знаменитых красавиц, то в прекрасных украшениях из драгоценных металлов!
***
Берега Невы укрыты Тем крепким «плащом» знаменитым, И, отразившись в окнах Эрмитажа, Летит река под ветерком куражась! (Набережная покрытая гранитом).
***
По мостовой, не очень гладкой, Прекрасно скачется лошадке! Обо что стучатся весело Подковы с очень звонкой песенкой? (О дорогу из крепкого булыжника)
***
В золотой оправе Прекрасный зелень-камень, Он даже есть в короне У царя на троне, Ярче чем листочки Из весенней почки! (Изумруд)
***
Дом многоэтажный Застыл громадой важной! Из чего стоитель стены Смастерил ему отменно? (Из кирпичей)
***
Волны морские, став на дыбы, Расшибают в брызги лбы! Что, возвышаясь гордо, Торчит здесь очень твёрдое? (Прибрежные камни-скалы)
***
Как в народе назовут, Рубин, алмазы, изумруд, Природные творения, Для взоров наслаждение? (Драгоценные камни)
***
Ежели пламя Глину»подрумянит», Что будет для деля На стройке умелым? (Строительный кирпич)
***
Весь он в граните, У дома вьётся нитью Уже четыре года, На службе пешеходам! (Тротуар)
***
Аметисты и агаты Внешне выглядят богато! Что за красивыми словами Мы чётко различаем с вами? (Драгоценные камни: аметист ярко-сиреневый, агат в серо-белых переливах)
***
Этот чудный камень-минерал, В природе по твёрдости всех обскакал, И колье из этих минералов, Стоит удивительно немало! (Бриллиант, огранённый алмаз)
***
Камешки жёлто-знакомый, Смолистые, с насекомыми! Я часто их под пяткой даже, Разыскивал в балтийских пляжах! (Янтарь)
***
Все фальшивые алмазы Называют в мире — стразы! А бриллианты, что за камни, Известные из сказок давних? (Огранённые алмазы)
***
Как называют и сейчас, и ранее, Алмазы с отшлифованными гранями? (Бриллианты)
***
По цвету этот камень красный, В короне царской видим часто, А ювелиры говорят с любовью: Он цвета яркой «голубиной крови»! (Рубин)
***
Этот камень прекрасный, Изменяет окраску: Под искусственным светом, Он красновато-фиолетов, А под солнышком природным — Зеленеет благородно! (Александрит)
***
Красивый минерал — топаз, Гораздо ярче блеска глаз, Он жёлтый, розовый моментом И золотистого оттенка! Легко любую обработку Он переносит очень чётко! (Драгоценный камень)
***
Небесным камнем» этот минерал Народ в сказаниях назвал, Цвет голубой небесно, В рисунках интересных, Хотя не твёрдый, но окрас Волшебно-чудный всякий раз! (Бирюза)
***
Эта каменная ваза, Впечатляет внешне сразу, По-гречески, довольно просто — Переведите слово «пёстрый», Ведь оно, между прочим, Нам давно известно очень! (Яшма)
***
Булыжник этот помнит даже Колёса барских экипажей! Что в городе довольно старом Лежит между двух тротуаров? (Булыжная мостовая дорога)
***
Из чего лицо фасада У дома сделано как надо? Он стоит здесь двести лет, Но его прекрасней нет! (Из крепкого камня)
***
Что за очень крепкий камень? Так считается веками, И он как символ «твёрдости науки», Его «грызут, испытывая муки!» (Гранит)
***
Тот камень и метро, и мавзолеи, Собою украшать умеет, При отличной полировке, Нет прекрасней облицовки! (Мрамор)
***
Тот минерал по сказкам давним Нарекли «павлиньим камнем», Он в природе имеет нередко Бирюзово-чёрные расцветки! С греческого «мягкий», в переводе, Он ценится за красоту в народе! (Малахит)
***
На аллеях что за плитка, Лежит красивою открыткой, Однако не из шоколада! Сюда всегда какая надо? (Тротуарная, каменная)
***
В природе они тёмно-красного цвета, Вениса, червенец, бечета! Их так раньше звали на Руси, Какого ювелира ни спроси! Они под общим именем «гранат», Но не плоды, на ветках не висят! А что порой находят в почве Как ценности с расцветкой сочной? (Драгоценные камни, минералы «гранат»)
Автор: Кузьминов В.