Проект: «Что мы знаем о воде?»
Введение.
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Продолжительность: средней длительности (ноябрь — апрель).
Предмет исследований: свойства воды.
По количеству участников: групповой.
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий мир для себя. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как наблюдение и проект, наиболее близкие и естественные для ребенка – дошкольника. Проект, являясь одной из форм совместной деятельности, является технологией развития самостоятельности, исследовательского поведения, познавательной и творческой активности детей.
Первое вещество, с которым с удовольствием, знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения.
Актуальность.
Гуляя осенью на улице с детьми, стали рассматривать лужи, и заинтересовались: «Какая бывает вода?». Что с ней происходит в природе, как вода влияет на жизнь растений, людей; зачем надо мыть руки, купаться. Какими свойствами обладает вода? Обратить внимание детей на то, что такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, учиться бережно и экономно относиться к воде. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
Цель проекта: обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде.
Задачи:
— создавать условия для формирования у детей познавательного интереса,
— познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть),
— дать расширенное представление о свойствах снега, как об одном из свойств воды,
— уточнить значение воды для всего живого,
— воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опыта.
Предполагаемый результат:
— расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире, в том числе о воде,
-развить познавательные умения через экспериментальную деятельность,
— накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам,
— воспитывать бережное отношение к воде.
Продукт проектной деятельности: альбом наблюдений за ростом посадок; оформление выставки: «Мы – экспериментаторы».
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
- Создание экспериментальной лаборатории в группе.
- Рассматривание иллюстраций, связанных с объектом неживой природы – водой.
- Подбор подвижных и речевых игр.
- Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
- Составление и создание опытов, экспериментов с водой.
Исследовательский этап проекта (тематическое планирование занятий и опытов к проекту).
Раздел. Название. | Содержание. | Программные задачи. |
Ознакомление с окружающим. «Что мы знаем о воде?». | Рассматривая иллюстрации о воде, сформировать тему занятия. Любуясь изображением различных водоемов, стараться понять, какая бывает вода. Предложить детям поэкспериментировать с водой. Продемонстрировать опыты с водой: «Вода – это жидкость» — наливать и переливать воду в стаканах. «Вода прозрачная», «У воды нет вкуса» — заваривание чая и цикория, сравнивать со вкусом воды. «Тонет – плавает», «Можно ли пить талую воду», «Тонет – плавает». По окончании опытов, вымыть руки и обратить внимание детей на то, что руки надо мыть хорошо и плотно закрывать кран – беречь воду. | Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение ее для всего живого. Развивать любознательность, мышление и устную речь. Ввести в пассивный словарь: сладкая, горькая, кислая, воняет, вкусная, не пахнет, течет, движется. Воспитывать бережное отношение к воде. |
Художественная литература. | Рассматривание книг о воде, иллюстраций, картин, журналов. | Учить детей внимательно смотреть, эмоционально реагировать на увиденное, сопереживать. Беседа в доступной форме. |
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим («Без воды не обойтись») экспериментированию и аппликации («Кораблик в море»). | На этом занятии показать детям в каком виде существует вода. В доступной форме провести беседу о временах года: какие природные явления характерны для каждого времени года. Провести опыты со снегом: «Таяние снега (в варежке) и второй опыт таяние снега в ладошке. Также со снегом: определение чистоты снега и воды (таяние на тарелках). Используя иллюстрации, рассмотреть дождь, капельки дождя, льдины в воде, замерзшую воду. | Уточнить признаки зимы, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям; показать детям в каком виде существует вода – эксперименты с водой, снегом. Развивать творческое воображение и закрепить навыки работы с бросовым материалом. Воспитывать чувства сопереживания, отзывчивость и умение работать в коллективе. |
Изобразительная деятельность. | Рисование «Снег идет»; «Волшебный дождик». Пальчиковая гимнастика: «Дождик, дождик, веселей (руки вверх, движения пальчиков); капай, капай, не жалей! (указательным пальцем показать в стороны); только нас не замочи(прямоугольник над головой); зря в окошко не стучи – брызни в поле пуще(выбрасывание пальчиков из кулачков вперед), станет травка гуще(руками изобразить травку). | Вызывать интерес к изображению снега. Учиться рисовать нетрадиционными техниками. Учить отражать в рисунке сезонные изменения. Ориентироваться на листе бумаги, уметь рисовать вертикальные линии концом кисти. Воспитывать аккуратность при работе с красками. |
Беседа. «Чистота та же красота». | Учиться самостоятельно следить за своей внешностью. По необходимости использовать воду, регулировать температуру воды в кране. Провести опыты с окрашиванием воды; с окрашиванием стеблей сельдерея; оценить свойства воды, дающей жизнь живому. | Прививать детям правила личной гигиены. |
Игры к проекту.
Виды игр | Содержание | Программные задачи |
Речевая. «Подскажи словечко». | Вода по воде плавает (лед). Тихо, тихо как во сне падает на землю: (снег). На полянку, на лужок все снижается: (снежок). Рядом снежная фигурка, это девочка: (снегурка). Словно в сказке как во сне землю всю украсил снег: (снег)… | Учить отгадывать несложные загадки, активизация сопряженного проговаривания, дактилирование. |
Игра малой подвижности. «Ручеек». | Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий проходит в воротца и выбирает любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридора. Ребенок, оставшийся без пары, становится ведущим. | Развивать внимание, действовать по подражанию. |
Подвижная игра. «Вот, лягушки». | Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга. Группа детей располагается по краю круга, остальные садятся на стулья, расставленные по одной стороне площадки. С сидящими на стульях, говорить слова: «Вот лягушки по дорожке, скачут вытянувши ножки, ква-ква-ква, ква-ква-ква, скачут вытянувши ножки. Дети, стоящие по кругу прыгают как лягушки. По окончании слов, дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши (пугают); лягушки прыгают в «болото» — перепрыгивая черту – присаживаются на корточки. | Учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей. Выполнять инструкции воспитателя, сопряженное проговаривание стихов. Создание радостной, веселой атмосферы. |
Подвижная игра. «Мыльные пузыри». | Воспитатель обмакивает бумажную трубочку или соломинку в мыльную пену и пускает пузыри. Когда пузырь отрывается от трубочки, педагог дует на него, чтобы он летел по комнате. Дети радуются и стараются поймать пузыри. | Создавать бодрое, жизнерадостное настроение. Заинтересовать детей изготовлением мыльного раствора и получаемым результатом. Активизация сопряженного проговаривания. |
Подвижная игра. «Солнышко и дождик». | Дети присаживаются на корточки сзади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки, и смотрят «в окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель: «На небе солнышко»: дети бегают, гуляют. На сигнал «Дождик»: бегут на свои места и присаживаются за стульями. Так несколько раз. | Развивать воображение детей, активность в игре. Активизация сопряженного проговаривания, умение слушать и слышать. |
Подвижная игра. «Караси и щука». | Один ребенок – щука. Остальные – «камешки» — образуют круг; другие — «караси» — плавают внутри круга. По сигналу «щука» (быстро вбегает в круг) – ловить карасей. Караси прячутся от щуки за камушки. Щука ловит тех, кто не успел спрятаться за камни. Повторять 3-4 раза | Учить соблюдать правила игры. Понимать, что одна рыба ловит другую. Рассматривание иллюстраций о подводном мире. Активизация устного проговаривания, дактилирование. |
План мероприятий.
Ноябрь.
- Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
- Рассматривание с детьми иллюстраций, книг, картинок по теме.
Декабрь.
- Пополнить развивающую среду:
— подбор иллюстраций, книг по теме;
— составление картотек загадок, пословиц, поговорок;
— оформление опытов с водой;
— подготовка оборудования для опытов;
— выполнение проектных мероприятий.
4. Проведение занятия по ознакомлению с окружающим: «Что мы знаем о воде?».
5. Рисование «Снег идет».
Январь.
- Проведение игры «Подскажи словечко».
- Рассматривание картин и иллюстраций.
- Подготовить информацию для родителей по темам: «Эксперимент в детском саду», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», «Почему воду надо беречь?».
- Выполнение проектных мероприятий.
Февраль.
- Реализация проектных мероприятий.
- Проведение подвижных игр: «Лягушки», «Мыльные пузыри».
- Просмотр иллюстраций о морях и водоемах.
Март.
- Выполнение проектных мероприятий.
- Подвижная игра «Солнышко и дождик».
- Аппликация «Кораблик в море».
- Оформление фотовыставки «Мы – экспериментаторы».
- Занятие «Без воды не обойтись».
Апрель.
- Занятие: «Что мы знаем о воде?».
- Эксперименты.
- Рисование «Волшебный дождик».
- Подвижная игра: «Караси и щука».
- Беседа (в доступной форме): «Чистота та же красота».
Опыты к проекту.
«Таяние снега» (1-й опыт).
Цель: подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла. Развивать логическое мышление, кругозор, сопряженное проговаривание.
«Таяние снега» (2-й опыт).
Цель: формировать знания детей о явлениях природы зимой. Учить наблюдать, видеть причинно-следственные связи, делать совместные выводы.
«Можно ли пить талую воду?».
Цель: показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды. Развивать логическое мышление, воспитывать любознательность.
«Свойства воды».
Цель: показать важное свойство воды – давать жизнь живому.
«Прозрачность воды».
непрозрачная». Воспитывать любознательность, внимание.
«Тонет – плавает».
Цель: дать детям понять, что металл тонет в воде, а дерево нет.
«Вода прозрачная».
Цель: знакомить детей с некоторыми свойствами воды. Развивать способность сравнивать и делать соответствующие выводы. Активизировать сопряженное проговаривание, чтение дактилем.
«Цветной сельдерей».
Цель: познакомить детей с физическим явлением – абсорбция. Обратить внимание детей на то, что даже такой привычный объект как вода, таит в себе много неизвестного. Активизация сопряженного проговаривания, чтение дактилем.
«Разноцветная вода».
Цель: привлекать детей к активности во время эксперимента, использовать опыты для ознакомления детей со свойствами воды. Активизация сопряженного проговаривания, чтение дактилем.
«У воды нет вкуса». Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. (У детей формируется неверное представление о вкусе воды. Доступно объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле, ее вкуса не чувствует).
«У воды нет запаха». Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду в которую добавили ароматические вещества. Однако можно подчеркнуть, что вода из крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами.
«Лед – твердая вода». Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребенок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в теплом помещении. Обратить внимание детей на то, как уменьшается кубик льда. Что с ним происходит? Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой из них растает быстрее. Важно, что бы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Вывод: лед – это тоже вода.
«Вода жидкая, может течь». Дать детям два стаканчика – один с водой, другой пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, в морях, не текла бы из крана.
«Вода бывает теплой, холодной, горячей ». У детей в стакане одноразовый пакетик чая, в другом стакане – сахар. На глазах у детей налить горячую воду из чайника и попробовать размешать сахар и проследить, как вода меняет цвет в другом стакане, заваривая чай. То же проделать с холодной водой и убедиться, что сахар долго растворяется и чай не заваривается. Предложить детям попробовать воду в стаканах и определить: «Где какая?». Вместе с детьми сделать теплую воду. Можно положить в горячую воду лед и проследить, как быстро вода будет остывать.
Заключительный этап проекта.
Итоговое занятие: «Что бывает с водой?» (Чистота, та же красота»).
Выводы.
В результате проведенной работы дошкольники закрепили навыки и умения использования на практике культурно — гигиенических навыков: появилось желание быть чистыми, красивыми, аккуратными. В ходе проекта у детей сформировались бережное и экономное отношение к водным ресурсам. Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту. Эта работа способствовала развитию у детей воображения, фантазии, творческого мышления. Так же значительно обогатился словарь, интерес к познавательной деятельности. У детей появился стимул для другой (проектной) деятельности, которую они познают с удовольствием, с желанием, сформировались некоторые опытно-исследовательские навыки.
Литература.
- Николаева С.Н. «Юный эколог»: программа воспитания экологической культуры детей. – Новая школа, 1999г.
- Масленникова О.М., Филлипенко А.А. «Экологические проекты в детском саду. 2001г. – Волгоград, Учитель,2010г.
- «Игры с правилами в детском саду» к программе воспитания в детском саду.
- Куприянова Н.Б., Федосеева Т.Н.: «Игры с детьми».
Разновидности цикла
У цикла существует несколько подвидов, каждый из которых обладает определёнными характерными признаками:
- Большой цикл. Это то, чему обучают в школе. Сначала вода испаряется, затем концентрируется в виде пара. Далее массы пара устремляются в слои атмосферы, откуда они ветром перегоняются к суше. На поверхность грунта влага выпадает в виде осадков. После этого потоки, накопившиеся в реках и грунтовых слоях, перемещается обратно в океанический бассейн.
- Малый круговорот. Клубы пара, поднимающиеся над океаном, выпадают в виде осадков всё над тем же океаном, а не над сушей.
- Внутриконтинентальный цикл. Все этапы цикла происходят над сушей. Влага, испаряющаяся с земли, проливается осадками всё на ту же почву.
- Геологический цикл. Это термин, обозначающий взаимный обмен водными массами между различными океанами, сушей и литосферой. Обычно такой процесс возникает в зонах тектонических трещин, располагающихся на стыке плит литосферы.
- Глобальный круговорот. Это незамкнутый цикл, во время которого через тектонические трещины идёт приток влаги в гидросферу. За год в течение такого процесса накапливается около 0,25 км3. При этом часть тех молекул пара, что скопилась в атмосфере, устремляется в космос, превращаясь в кислород и водород.