“Божьи коровки»
Материал: карточки с изображением божьих коровок с номером на левом крыле; пронумерованные карточки для второго крыла; числа в кругах.
Варианты использования руководства:
1. Воспитатель помещает число в кружок над божьими коровками и предлагает детям выбрать число для второго крыла. Ребенок находит этот номер и прикрепляет его к крылу.
2. Цифры расположены на обоих крыльях божьих коровок. Ребенку нужно составить число из двух чисел и найти соответствующее число в круге.
«Мухомор»
Материал: колпачки мухоморов двусторонние: с одной стороны наклеены белые точки (с 1 по 10, с другой – примеры; лапы мухомора с номерами от 1 до 10; белые и красные кружочки.
Варианты использования инструкции: 1. «Выберите ножку для шляпы из мухомора»: задание считается выполненным правильно, если количество очков на шляпе совпадает с числом на ножке.
2. «Решить примеры»: нужно решить арифметические примеры (на крышке мухомора) и найти ответ (число на ножке мухомора). Задание считается выполненным успешно, если арифметический пример решен правильно.
«Равно – неравно» Ведущий небрежно ставит ноги на колпачки мухоморов. Часто цифры на ножках не соответствуют количеству точек на кепках. Ребенок должен добиться совпадения количества и количества очков с помощью двухсторонних фишек. Для этого он перекрывает лишние точки на шляпе красной стороной фишки и добавляет недостающие точки белой стороной фишки. Задание считается правильно выполненным, если количество очков на шляпе совпадает с количеством на ноге.
«Дома»
Материал: Домики с окнами. На каждом этаже только по одному номеру. Набор чисел.
Ход игры: Число на крыше указывает количество жителей на каждом этаже. Ребенок должен выбрать и ввести число во втором окне.
«Подберите колеса к автомобилю» Варианты использования руководства:
1. Машине ставится номер. Дети должны сопоставить колеса с машиной так, чтобы количество игральных костей на двух колесах, обозначенное числами, было числом, указанным на машине (выберите все варианты).
2. Пронумерованные колеса накладываются на машину, и ребенок должен определить их общее количество и нанести соответствующий номер на машину.
«Полянка»
Материал: Полянка (в зеленом картоне); 2 вида цветов коробки; Липучка по центру для фиксации цифр на поляне.
Ход игры: В центре поляны ставится число. Этот номер ребенок должен изготовить из цветов разного цвета.
Дидактический материал для ознакомления с составом числа из единиц в старшей группе
Неля Ткаченко
Дидактический материал на знание состава количества единиц в старшей группе
Дидактический материал для познания
с составом из числа лиц старшей группы.
СФЕРА:
Формирование представлений о составе числа внутри первой бусинки.
ЗАДАНИЯ:
– регулировать,-
– представления о числах и цифрах внутри первой бусинки;
– развивать,-
– идея, что все числа состоят из единиц;
– представление о том, что количество единиц в разном количестве разное;
– внимание, зрительное восприятие, память, логическое мышление;
– отличная моторика;
– упомянуть,-
– организация;
– концентрация;
– интерес к математическим играм;
Подсчет активности пятилеток в процессе систематического обучения уже объективно совершенен. Изучение состава количества единиц в старшей группе является подготовкой к овладению вычислительной техникой – счетом и счетом по одному.
Что еще почитать: Дидактическая игра «Ателье» (для детей старшего дошкольного возраста)
Изучение состава чисел из единиц должно начинаться с анализа состава набора элементов к составу ряда единиц, при этом одно должно быть последовательным, не поспешным, а с пятки – от каждого числа – с От 2 до 5 (2, 3,4,5)
… В иллюстративных целях материала, выбирается группа предметов одного типа, каждый из которых отличается друг от друга качественными характеристиками (например, цвет, размер) … Кроме того, в дальнейшем используются элементы, объединены концепцией, например, комплекты одежды, посуды, мебели и т д. Наряду с элементами фактуры можно использовать узоры из геометрических фигур, полосы бумаги разной длины и размера и т.д. необходимо научить детей, рассматривая наборы, рассказывать, как составлена эта группа, называть каждый элемент и их общее количество.
Например:
«Число 4 состоит из следующего: 1 зеленый кружок, 1 красный кружок. 1 желтый круг, 1 синий круг – всего 4 круга».
Отсчитав 4 круга, ребенок должен сказать, как оно составлено «это четыре»
подчеркивая количество состав: один – зеленый, один – красный, один – желтый, один – синий, всего – четыре. Приглашая детей выполнять задания с разными типами групп объектов, вы должны попросить их рассказать, как составлена группа, сколько разных объектов есть и сколько их всего, чтобы назвать как объекты, так и их количество. Постепенно вы должны переходить от более конкретных вопросов к общим: «Сколько вы получили? Сколько… всего? Как вы… (например, 5 карандашей?»
Изучая количественный состав ряда единиц, необходимо обратить внимание детей на то, что единица может отражать не только отдельный объект, но может быть отражением целой группы предметов. Например, предложите детям рассмотреть множество геометрических фигур и ответить на вопросы,-
– Из каких частей состоит этот набор? («Составлено в трех частях»
.
– Назовите цвет и количество деталей этого набора. («Этот набор состоит из трех частей разного цвета: одна часть – красные треугольники, одна – синие треугольники, третья – зеленые треугольники. Всего три части».
– Из скольких единиц состоит цифра три? («Из трех отдельных единиц»
).
В этом задании дети должны понимать, что единица может отражать не только отдельный предмет, но и группу предметов.
В процессе ознакомления детей с составом ряда единиц можно использовать словесные упражнения,-
– на поляне собрались лесные звери: заяц, ёжик, белка. Сколько животных собралось на лесной поляне? Сколько разных лесных зверей собралось на поляне и тд
И другие задачи, например,-
– возьмите пять треугольников разного цвета;
– нарисуйте три разные геометрические фигуры;
– положить на стол четыре разные куклы и т д.
Ознакомление детей с составом номера осуществляется в последовательной системе занятий, что создает условия для формирования новых связей, формирующих у детей знания количественного состава, что в свою очередь является подготовкой к вычислительной деятельности.
Каждое число можно составить из двух чисел
Следующий шаг обучения – дать понять малышу, что каждое число может быть составлено из двух чисел, каждое из которых меньше, чем оно само. К примеру, двойка – это 1 и 1, а четыре – это 1 и 3 или 2 и 2. Составляйте все возможные комбинации, например, пятерку можно представить как 2 и 3 или как 3 и 2. На этом же этапе включите в состав чисел нуль: каждое из них можно посчитать как сумму самого его и нуля: тройка – это 0 и 3 или 3 и 0.
Пусть ребенок запомнит одно из первых арифметических правил: Любое число можно представить как сумму 0 и этого же числа.
В обучении также используйте предметы – так дошкольнику будет проще понять принцип разложения чисел на отдельные составляющие, а в дальнейшем он будет без проблем считать. Позже можно перейти к письменным упражнениям. Одно из самых известных – «Числовой домик». На каждом этаже этого условного домика – по две квартиры, а жить в них может только определенное число людей, например, только по 4. Вместе с ребенком «заселяйте» жильцов по квартирам, следя, чтобы их общее количество (цифра в окошке) не превышало указанное в задании. Писать числа в окошках сначала может взрослый, но такие занятия – отличная возможность для ребенка познакомиться с тем, как выглядят цифры на бумаге или экране компьютера, потренироваться в их написании.
В этих домиках жили-были капитаны. Как-то раз все капитаны поссорились и вышли из своих «квартирок». Мы их должны помирить, и снова поселить в свои «квартиры».
Посмотрите, какая цифра написана на крыше этого дома? (5)
Сколько капитанов должны жить на каждом этаже? (5)
(Каждый ребенок работает над составом числа 5. А ребенок, справившийся быстрее всех, выставляет этот состав числа в большом домике
).
Вместо домика можно использовать другие картинки, например, елку с новогодними игрушками. Изображения можно нарисовать самостоятельно, скачать из сети интернет или адаптировать для занятий обычные книжки-раскраски.
После графических упражнений ребенок будет готов выполнять подобное разложение в уме, без использования пальцев или других предметов. Значит, в дальнейшем в математике устный счет будет ему даваться без проблем.
Приятный бонус: Упражнение Недостающие числа (76.2 KB)
Как объяснить ребенку состав числа до 10?
Очень подходит также для объяснения вариант с домиком. Как объяснить ребенку состав чисел с помощью этой техники? Необходимо нарисовать на листе бумаги домик. В треугольной крыше надо написать цифру десять. Основную часть здания надо разделить на две половины вертикально. Далее домик надо поделить на десять этажей. В левом полученном столбце следует написать числа от нуля до десяти, в правом столбце, соответственно, в обратном порядке. Получается на одном этаже соседствуют ноль и десятка, на следующем – единица и девятка, далее – двойка и восьмерка и так далее. Такие домики очень наглядны и сделать их можно на любое число до десяти. Можно и больше, но не целесообразно.
Домики можно нарисовать совместно с ребенком. Можно их украсить или вообще сделать аппликацией. Тут уже каждый руководствуется своей фантазией. Эти изображения можно брать с собой в школу или на подготовительные занятия. Интересным вариантом изготовления домика станет поделка с открывающимися окнами. Его сделать немного сложнее, но ребенок воспримет этот метод объяснения, как увлекательную игру.
Для начала потребуются два одинаковых листа бумаги. На одном рисуется домик с этажами. В каждом из них вырезается открывающееся окошко. Этот лист с изображением домика следует приклеить на второй лист. Тут надо быть внимательным. Окошки не должны быть приклеены ко второму листу. В каждом окошке следует написать нужную цифру. Окошки можно закрывать. Ребенок должен сам вспомнить цифру, спрятанную в окошке.
Поступление в школу
На данный момент официально к ребенку не предъявляется особых требований по навыкам и умениям при поступлении в первый класс. Тем не менее, практически при каждой школе, при каждом детском клубе существуют курсы для подготовки первоклассников. В детских садах также последний год обучения совмещается с периодом подготовки к обучению в школе. Для того чтобы попасть к хорошему педагогу в лучшую школу ребенок при поступлении должен уметь читать, писать элементарные слова, складывать, вычитать и рассуждать. Овладение этими навыками можно перепоручить педагогам, но можно и самостоятельно с ребенком освоить необходимую подготовку.
Для чего нужен состав числа?
Помимо того, что состав нужен для учебы в школе, у него есть очень важное прикладное значение. С его помощью мы в уме производит элементарные действия сложения и вычитания. Умение разложить число на составляющие позволяет нам складывать и вычитать в пределах тысячи. Понимание самого принципа разложения на составляющие числа очень важно в повседневной жизни.
Существует даже таблица сложения. Она может быть до десяти, до двадцати и до ста. Такие таблицы лучше всего заучить как таблицу умножения. Любые простые арифметические действия основаны на разложении числа на его состав. Несмотря на обилие калькуляторов в современном мире, необходимость счета мысленно до сих пор не пропадает. Иногда скорость счета в уме опережает поиск и применение вычислительного средства. Да и тренировка памяти никому еще не повредила.
Как объяснить ребенку состав чисел: вариант второй
Можно взять листок бумаги и ручку. Как доступно объяснить ребенку состав числа с их помощью. На листке следует написать любое число. Например, семь. Написать необходимо посередине строчки. От семерки надо провести две стрелочки вниз. Под одной написать цифры от одного до шести. Под другой – то же самое, но в обратном порядке. Получится два столбика с цифрами. Напротив шестерки будет стоять единица, напротив двойки – пятерка, напротив тройки – четверка и так далее. Между цифрами следует поставить знак сложения. Наглядно станет видно, что семерка состоит из суммы единицы и шестерки, суммы двойки и пятерки, тройки и четверки и далее по списку. Таким нехитрым образом семерка становится разложенной на два числа, в сумме которые дают исходное значение.
Требования по математике
Счетом ребенок уже овладевает в среднем в четыре года. К этому возрасту он способен посчитать предметы и назвать их количество. К первому классу ребенок также должен складывать числа в уме в пределах десяти. Уметь писать эти цифры и вычитать. Помимо этого, дошкольник должен знать состав числа. Как объяснить состав чисел ребенку? На самом деле, это не так уж и сложно. Состав числа – это не меньше двух чисел, при сложении которых получится исходное число. Как объяснить состав числа ребенку? Для начала следует понимать это определение самому.
Счеты
Еще одним простым способом объяснения состава чисел являются обычные счеты. Сейчас этот инструмент не особо пользуется популярностью. Это связано с большой доступностью электронных вычислительных средств (калькуляторов). Тем не менее, их еще можно увидеть в небольших магазинчиках прилавочного типа. На каждой проволоке в счетах находится десять костяшек. Передвигая кости с одного края на другой также наглядно можно выучить состав числа десять. На счетах также очень хорошо можно выучить сложение чисел от одного до десяти.
Домино и пуговицы
С помощью костей домино можно объяснить состав числа до шести. Ничего не придется рисовать, точки уже нанесены. Удобство этого способа в том, что с помощью домино можно начать объяснять состав числа намного раньше, чем возникает такая потребность. Практически все мамы играют в детское домино с малышами. Около пяти лет смело можно знакомить ребенка не только с игрой, но и с составом числа.
Еще одним подручным материалом для знакомства с составом числа являются пуговицы или бусины. Преимущество бусин в том, что они одинаково выглядят. Если же нет бусин, то можно использовать обычные пуговички. Принцип знакомства такой же, как и с использованием счетных палочек. Следует заранее купить одинаковые пуговицы. Можно использовать и то, что есть дома под рукой.