«Поможем Незнайке построить большой дом», организованная детская деятельность по аппликации для детей средней группы


Подготовительный этап

Ещё в младшей группе воспитательница привлекала малышей к подготовке проведения занятий. Тогда это были задания на уровне: «Возьми-принеси». В средней группе дети постепенно становятся «соучастниками» создания необходимых условий для работы. То есть их участие должно касаться не только организационных моментов, но и непосредственно подготовки материалов и заготовок для аппликации.

Аппликация — один из любимых видов деятельности у малышей в детском саду

Какие техники аппликации можно использовать

Прежде чем определиться с кругом обязанностей детей по подготовке занятия аппликацией, составим чёткое представление о том, с какими техниками выполнения поделки они уже знакомы. Итак, в 4–5 лет малыши могут выполнять аппликации 6 типов:

  • накладная — детали вырезаются из цветной бумаги и наклеиваются на основу-фон;
  • обрывная — цветная бумага нарывается мелкими кусочками, которыми заполняется пространство шаблона на основе;
  • мозаичная — контуры фигур на основе заполняются конфетти, крупой или макаронными изделиями, а также пластилином, ватой;
  • ленточная — фигуры вырезаются по принципу хоровода: все детали одинаковые и соединены между собой какими-то элементами;
  • силуэтная — на основе вырезаются фигуры по контуру, затем накладывается подложка, выделяющая силуэты. Этот вид аппликации нечасто используется в детском саду, т. к. участие детей из-за сложности технологии ограничивается только соединением основы с подложкой;
  • коллаж — на основу наклеиваются вырезанные картинки. При кажущейся простоте малыши непросто осваивают технологию аккуратного вырезания деталей, а также гармоничного создания общей композиции коллажа

Если придумать оригинальный фон и материал, то даже простая накладная аппликация, с которой малыши знакомы с младшей группы, превратится в новое и интересное задание

Что могут делать дети 4–5 лет

Исходя из списка техник выполнения аппликаций, понятно, какие действия ребята средней группы могут выполнять самостоятельно:

  • вырезать ножницами крупные и средние по размеру элементы, а также делать это симметрично;
  • создавать простые фигуры из пластилина на основе «шариков», «блинчиков» и «колбасок»;
  • нарывать кусочки бумаги;
  • работать с клеем (жидкий ПВА или в стике), дозировать его количество на поверхностях, которые нужно соединить;
  • обращаться с разными материалами для аппликации (резать сухие листья, сгибать-разгибать нетолстый картон, выкладывать крупу в рамках контура и т. д.).

Чем больше элементов в аппликации, тем проще они должны быть в исполнении

Материалы

Выбрав технику, воспитатель подбирает материалы для выполнения аппликации. Для поделки «Дом» это может быть:

  • цветная бумага (разной плотности, так как малыши уже имеют представление о работе с тонким картоном и обычной цветной бумагой);
  • кусочки ткани (такие детали заготавливает воспитатель, но малыши уже смогут правильно и ровно наклеить крупные кусочки ткани);
  • пластилин (окна можно сделать из пластилина, показав линиями оконные рамы);
  • природные материалы (листья, каштаны и т. д. для оформления палисадника);
  • макаронные изделия, крупа, вата — материалы для заполнения больших пространств аппликации;
  • карандаши, фломастеры, краски (если нужно дополнить фон другими элементами, например, облаками, солнцем).

Дополнительные инструменты и принадлежности

Кроме необходимых бумаги, клея и кисточек нужно приготовить:

  • влажные салфетки для удаления излишков клея с основы и для очищения пальчиков;
  • небольшие скатерти для работы, чтобы поддерживать рабочее место в чистоте;
  • ножницы.

Чтобы работа была в удовольствие, у малыша должны быть все необходимые для выполнения аппликации принадлежности

Чтобы поделка смотрелась оригинальной, продумайте способ применения таких элементов, как:

  • гофрированная бумага (чтобы показать рельефность черепичной крыши, потребуется лишь треугольник из этого материала);
  • вата или ватные диски (красиво смотрится при оформлении крыши, приусадебного участка в снежное время года);
  • пайетки (для имитации снега, если изображаем домик зимой), тесьма (чтобы показать забор), фантики от конфет, например, для входной двери и т. д. Обратите внимание, что эти детали используются только если у детей уже нет проблем с определением того, какая фигура какой элемент постройки символизирует, т. е. основная цель занятия выполнена.

Как мотивировать к работе на занятии по аппликации на тему «Дом»

Ещё один важный этап подготовки занятия по аппликации — это мотивация. Малышей, как автомобильный двигатель, нужно завести, чтобы они слаженно и чётко выполняли работу. Для этого в арсенале воспитателя должны быть разные виды работ, подходящие под тему конкретного занятия, которые можно использовать по одному или в разных комбинациях.

Как огранизовать беседу

Это интересно. Известный педагог, философ, автор оригинальной методики развития ребёнка Мария Монтессори говорила о важности беседы с малышом так: «Разговаривайте с ребёнком как можно больше обо всём и везде — дома, на улице, в дороге. Ваши разговоры, рассказы и обсуждения важнее любого методического пособия».

Без этого ни один вид деятельности не обходится, тем более он работает на развитие речи — ключевую компетенцию дошкольника. Самая удобная форма беседы — короткие вопросы, подразумевающие как можно более краткие ответы. Например, если местоположение детского сада позволяет: «Выглянете во двор, что вы видите? Правильно, дома!». Или же: «Где живёт мышка? А мишка? Птичка? А где живёте вы, ребята?». Нужно разговор подвести так, чтобы ответом было слово «дом».

Отличной мотивацией может стать короткая инсценировка, например, сказки «Теремок»

Картинки

Это следующий, логично вытекающий из предыдущего, этап. Дома бывают разные, так что рассмотреть их типы можно на картинках.

Рассматривание рисунков даст ребёнку понимание того, как выглядят дома и для кого они предназначены

Стихи и песни

Ребята с удовольствием включаются в работу с рифмованными строчками и запоминающимся мотивом — повторяют, выполняют простейшие движения под них. Один классический «Кошкин дом» чего стоит! Малыши с удовольствием следят за тем, кто приходит в гости в новый дом к кошке, рассказывая слова почти за всех персонажей.

  • Дом, в котором мы живём, Расположен за углом. Он — большой, многоэтажный, С новым лифтом, очень важный! Носит лихо шляпу-крышу, Всех домов-соседей выше! Сверху — круглая антенна В паутине проводов, В нём живут одновременно Сто людей и сто котов! – Эй, привет! — я дом встречаю, Кверху голову задрав, Крышей он в ответ качает: — С добрым утром, Ярослав!
  • Вот квадратик, треугольник, получился целый домик! Мы в него кота поселим, вот ему будет веселье! Вот цветок на подоконник, чайный столик на балконе. Рядом с домиком — гараж, будочка и пёсик наш;
  • У оленя дом большой, Он глядит в своё окошко. Зайка по полю бежит, В дверь ему стучится! тук-тук дверь открой, там в лесу охотник злой, зайка-зайка забегай лапу мне давай
    Быстро дверь олень открыл, зайку в дом к себе впустил, зайка, зайка забегай лапу мне давай. ой, ой, страшно мне, что-то мне не по себе, сердце в пятки всё ушло и не отошло

    Не дрожи зайчишка мой, я смотрел в своё окошко, убежал охотник злой, посиди немножко Да, да посижу, я уж больше не дрожу, у меня прошёл испуг, ты хороший друг.

Сказки

Этот способ мотивировать ребят можно считать универсальным, так как сказки можно рассказывать и в начале занятия, и в процессе выполнения аппликации (чтобы поддерживать заинтересованность малышей в результатах работы).

Сказка Ирис Ревю «Улыбка Дома» с вопросами для беседы — таблица

Текст истории «Улыбка Дома»Вопросы и задания к сказке про Дом
У медведя есть берлога, у ласточки — гнездо, у Бабы Яги — избушка на курьих ножках, а у человека есть дом. Жил-был Дом. Четыре угла. Дом как дом. С надёжной крышей и доброй печью. С тёплым полом и красивыми стенами. Немножко сказочный, немножко волшебный. Дом стоял хороший, но он никогда не улыбался. Потому что в нём не было жильцов. Но вот однажды в нём поселились люди. Хозяйка стала наводить в Доме порядок. А хозяин следил за тем, чтобы всё в нём было исправно. И Дом как будто бы встрепенулся. Но ему всё равно чего-то не хватало… Как вы думаете, чего не хватало Дому? Я думаю так: детского смеха, детских игр, детских улыбок… Когда, наконец, в Доме появились дети: мальчишки и девчонки, то он очень обрадовался. Он подмигивал Солнцу, и от этого в Доме становилось светлее и теплее. И однажды Солнышко увидело, как Дом, наконец, улыбнулся. Озорно. Широко. Обворожительно. От искренней улыбки Дома всё улыбалось вокруг. Ведь дети — это счастье. Это мир. Это миллион улыбок…
  1. Почему Дом никогда не улыбался?
  2. Отчего в Доме стало светлее и теплее?
  3. Какова была улыбка Дома?
  4. Как ты думаешь, почему дети — это счастье?
  5. Любишь ли ты свой дом?
  6. Расскажи, что ты ценишь в доме больше всего.

Схема составления конспекта занятия

Важно чётко сформулировать цели и задачи занятия по аппликации. Для выполнения поделки «Дом», в качестве целеполагающих образовательных направлений можно выделить:

  • продолжение работы над закреплением знаний о простейших геометрических фигурах, а также первые шаги по преобразованию их друг в друга;
  • создание условий для обучения малышей видеть трёхмерный образ за картинкой или устным рассказом;
  • развитие умения воссоздавать образное представление конкретного объекта в уменьшенном масштабе;
  • воспитание чувства пропорции и эстетического вкуса.

Задачи занятия:

  • обучение складывать целое изображение из частей-геометрических фигур;
  • закрепление умений разрезать бумагу на полоски по прямой;
  • продолжение работы над аккуратным срезанием углов;
  • повторение правил наклеивания деталей на основу;
  • воспитание чувства меры при работе с разными материалами в рамках одной аппликации.

Чтобы дети с удовольствием выполняли аппликацию, воспитатель должен тщательно распланировать каждую минуту занятия. Примерный хронометраж можно представить так:

  1. Введение (реализация мотивирующего компонента — 5–7 минут).
  2. Основная часть (работа над аппликацией — около 18 минут с учётом перерыва на пальчиковую гимнастику и физкультминутку).
  3. Подведение итогов (5–6 минут на самооценку работы и похвалу от воспитателя).

Первый и последний этапы даны в интервале, чтобы в зависимости от уровня подготовки детей, воспитатель смог правильно скомбинировать другие виды деятельности. Так, для малышей со слабыми способностями на мотивацию нужно отдать больше времени, чем на подведение итогов, а для деток, которые включаются в работу моментально, наоборот, заключительный этап является самым важным во всём занятии.

Для разнообразия домик можно делать для конкретного героя популярных мультфильмов или игр

Пример конспекта занятия для средней группы: Панчёхина Светлана «Большой дом» – таблица

Ход занятия
  1. Сюрпризный момент. Воспитатель: «Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила мальчика Ваню, он был очень расстроен. Давайте поздороваемся с Ваней». Дети: «Здравствуй, Ваня». Ваня грустно здоровается с детьми. Воспитатель: «Когда я стала спрашивать, что же случилось, он мне рассказал. Когда он вырастет, то хочет стать строителем и строить дома из кирпича. А сейчас, пока он маленький, не может построить настоящий большой дом из кирпича, поэтому он грустный. Ребята, а давайте научим Ваню делать бумажный дом.
  2. Рассматривание дома. Воспитатель: «Ребята, давайте посмотрим, какой можно сделать дом из бумаги». Воспитатель показывает образец. Дети рассматривают образец, разделяя на составные части: крыша, окна, двери.
  3. Объяснение и показ. Воспитатель предлагает детям подумать, как из полоски нарезать окна, двери, крышу, в случае необходимости объяснить. Напоминает правила наклеивания: «Сначала наклеиваем прямоугольник — дом, затем разложим окна, крышу, двери. Клей набираем на всю кисть, затем лишнее убираем о край баночки. Намазываем полоску клеем (обязательно на клеёнке, начиная с середины, постепенно переходя к краям). Положим кисть, взяли полоску обеими руками и прикладываем на то место, где она лежала, прижать салфеткой, промокнув лишний клей».
  4. Самостоятельная работа детей. Дети вырезают из полосок окна, дверь, срезают углы у крыши, выкладывают, наклеивают на лист. Воспитатель следит, чтобы дети правильно держали ножницы. При необходимости напоминает, поправляет положение пальчиков, держащих ножницы. Напоминает об аккуратном наклеивании. По окончании работы, воспитатель предлагает положить свои поделки на стол — пусть они подсохнут.
  5. Пальчиковая гимнастика: «Дом на горе». Воспитатель: «Молодцы, ребята! Все старались и сделали красивые домики. Мальчик Ваня говорит, он понял, что делать домики можно не только из кирпича, но и из бумаги, и ему не терпится теперь самому сделать, он торопится домой, прощается, уходит. Ну а мы с вами поиграем:
      На горе мы видим дом (все пальцы соприкасаются кончиками – «крыша дома»),
  6. Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками),
  7. За забором — чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух),
  8. Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота),
  9. К дому быстро подбегаем (пальцы «побежали» по столу),
  10. В дверь стучимся: тук-тук-тук (кулаками по столу).
  11. Кто-то к нам идёт на стук (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)?
  12. В гости к другу мы пришли
  13. И гостинцы принесли (вытяните руки вперёд, как будто что-то несёте).
Итоговые вопросы
  • Чем мы сегодня делали домик?
  • Для кого?
  • Какой домик делали?
  • Вам понравилось?
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-aplikaci-na-temu-bolshoi-dom.html

Конспект по аппликации в средней группе на тему: «Вырежи и наклей какую хочешь постройку»

О. Д. Аппликация

Тема: «Вырежи и наклей, какую хочешь постройку»

Цель: Формирование у детей умения создавать разнообразные изображения построек в аппликации.

Задачи: Развивать воображение, творчество, чувство композиции и цвета. Продолжать упражнять в разрезании полос по прямой, квадратов по диагонали и т. д. Учить продумывать подбор деталей по форме и цвету. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Развивать воображение. Воспитывать заинтересованность на занятии. Активизировать речь:

Предварительная работа: Во время игр и занятий со строительным материалом уточнять с детьми форму конструктивных деталей, их расположение; обращать внимание на красоту создаваемых построек.

Материалы. Детали конструктора (деревянные и пластмассовые, разной формы: кубики, кирпичики, трехгранные призмы). Полоски бумаги разных цветов размером 3х8 см, квадратные листы бумаги 16х16 см, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка, клееночка (на каждого ребенка). Чудесный мешочек, детали конструктора (куб, кирпичик, трехгранная призма).

План о. д.

  1. Вводная часть

— Психологический настрой: упр. «Здравствуй, небо!»

— Игровая ситуация: Я чудесный мешочек всем ребятам я дружочек, очень хочется мне знать с чем вы любите играть. Ребята, хотите узнать, что спряталось в чудесном мешочке?

— Проблемная ситуация: ребята достают из мешочка детали конструктора.

+Что это? (детали конструктора)

  1. Основная часть

— рассматривание деталей, уточнение формы и цвета деталей (куб, кирпичик, трехгранная призма).

+ Что можно построить из этих деталей (ворота, дом, гараж, мост, арку).

+ Предложить нескольким детям построить различные постройки. (Пока дети строят, уточнять какие детали используются для постройки).

+ Рассмотреть и уточнить у детей, какие геометрические фигуры лежат в основе деталей конструктора (куб – квадрат, кирпичик – прямоугольник, трехгранная призма – треугольник).

— Физкуль

— Обратить внимание детей на лежащие на столах полоски бумаги.

+ Какого они цвета.

+ А можно из этих полосок составить постройку?

— Подвести их к тому, что полоски необходимо разрезать, что бы получить необходимые детали.

+ Как нужно разрезать полоску, чтобы получить детали нужной формы? (Если дети что-то упустят, напомнить, как необходимо разрезать полоску)

— . Предложить детям подумать, какую постройку они хотели бы создать, и какие детали им нужны для этого.

— Предложить подумать, какие цвета в сочетании смотрятся красиво и подобрать их для аппликации.

— Пальчиковая гимнастика «Дом»

На поляне дом стоит, (Дом» изобразить двумя руками, крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом. Ну а к дому путь закрыт. (Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»). Мы ворота открываем, (Ладони разворачиваются параллельно друг другу) В этот домик приглашаем.

— Предложить детям начать работу, вырезать и наклеить красивую постройку, кто какую захочет.

— Самостоятельная работа детей (контролирую работу с ножницами)

— В конце занятия полюбоваться работами. Дети рассказывают, что у них получилось. Выбрать самые интересные постройки.

3. Заключительная часть

+ Чем мы сегодня занимались?

+ Сложно было делать постройки?

+ Что расскажете дома родителям?

— Похвала.

Примеры работы над аппликациями на тему «Большой дом» в средней группе

Если придумать оригинальный фон и материал, то даже простая накладная аппликация, с которой малыши знакомы с младшей группы, превратится в новое и интересное задание.

«Дом, в котором я живу»

Эта аппликация — пример классической накладной поделки.

Это вариант простой накладной аппликации, работа над которой не требует больших временных затрат

Инструкция:

  1. Большой оранжевый прямоугольник приклеиваем на основу.
  2. Складываем лист белой бумаги в 8 раз и, вырезав 8 небольших прямоугольников, наклеиваем их на нужную область оранжевого прямоугольника.
  3. Из листа зелёного цвета делаем два прямоугольника: узкий и широкий.
  4. От широкого отрезаем углы на длинной стороне.
  5. Приклеиваем над основанием для дома.
  6. Прямоугольник чуть длиннее (дверь дома) приклеиваем внизу в центре.

«Многоэтажные здания»

Для этой аппликации воспитатель готовит заготовки снежинок и ствола дерева.

Эту аппликацию можно делать несколько раз в году, чтобы увидеть, как меняется окружающий мир в разные сезоны года

Инструкция:

  1. Дети вырезают 2 прямоугольника-дома и располагают их вертикально с двух сторон при горизонтальной ориентации листа-основы.
  2. Малыши делают заготовки-квадраты (прямоугольники) для окон и приклеивают их на «дома».
  3. Разрезав 2 ватных диска пополам, делают заснеженную крышу и сугроб у дома.
  4. Клеят 3 ватных диска, расположив 1 вверху, а 2 слева и справа.
  5. Приклеивают заготовку дерева.
  6. Разрезают ещё несколько ватных дисков и оформляют ими сугробы на переднем плане. Для развития моторики можно задание усложнить, попросив ребят расслоить один кусочек на два.
  7. В завершение капают хаотично клей и приклеивают снежинки.

«Самый лучший дом»

В этой аппликации основная задача — научиться приклеивать детали ровно. Поэтому воспитатель сам нарезает заготовки из ткани.

Работа с мягким фетром помогает развивать мелкую моторику

Инструкция:

  1. Дети получают 4 прямоугольника (2 синих для окон, 1 оранжевый для дома, 1 голубой для дымохода) и 1 треугольник жёлтого цвета.
  2. Малыши располагают оранжевый прямоугольник по центру листа-основы.
  3. На нём размещают 2 окна.
  4. Приклеивают крышу.
  5. Располагают дымоход.
  6. В качестве усложняющего элемента (если детям это по силам и есть время) малыши могут из пластилина добавить снежную окантовку крыши.

«Наша улица»

Это коллективная аппликация. Но дети не работают над её элементами в группе, а объединяют уже готовые поделки в одну. Так мы получаем нашу собственную модель улицы, которой можно придумать название (например, как называется группа — «Ягодная улица» или «Вишнёвая»).

Для выполнения этой аппликации лучше использовать групповую форму работы, когда каждый делает отдельный дом, а затем они объединяются на одной подложке

Инструкция:

  1. Малыши получают по заготовленному прямоугольнику из белой бумаги.
  2. Затем из листа цветной бумаги САМИ вырезают квадраты. Сложность заключается в том, что у карапузов есть только пунктирные контуры деталей. Так они учатся вырезать без опоры на проведённые линии.
  3. Дети располагают окна на домах.
  4. По желанию малыши могут вырезать и крышу своему дому. Она может быть и прямоугольной, и треугольной.
  5. Каждый приклеивает свой дом на общей подложке. Важно: воспитатель указывает каждому место расположения, иначе улица превратится в хаос.

«Дом для друзей»

Предварительно воспитатель распечатывает картинку с человечком — символом друга.

Эта аппликация выполняется на картинке-заготовке

Инструкция:

  1. Дети получают листы с нарисованными контурами геометрических фигур (квадрат, 2 прямоугольника разного размера, треугольник и 3 овала).
  2. Воспитатель и малыши определяют, какая фигура какой части дома соответствует. Воспитатель подсказывает, что овалы — это воздушные шары — символ дружбы и радости. Если овалы сделать голубого цвета, они могут «сыграть роль» облаков.
  3. Малыши располагают слева большой прямоугольник, направив его вертикально.
  4. Затем приклеивают окно, палисадник внизу и крышу наверху. Эта поделка может использоваться и в старшей группе, и треугольник разрезается пополам — так дети получают представление о ещё одной геометрической фигуре — трапеции.
  5. Приклеиваем облака (или воздушные шарики).
  6. Если остаётся время, можно тёмно-зелёным карандашом прорисовать травку на палисаднике.

Фотогалерея: готовые аппликации на тему: «Дом»


Если аппликация проводится в зимнее время года, то крыши можно делать «заснеженными», то есть из половинок ватных дисков


Аппликацию «Дом» можно сделать из фетровых деталей (которые готовит взрослый), что ещё больше подчеркнёт уют и тепло очага


Задание для аппликации можно усложнить оформлением дома снегом, например, если занятие выпадает на предновогоднее время


Если для аппликации предполагается самостоятельное выполнение фона, то это должны быть элементы из простейших геометрических фигур

Фотогалерея: варианты шаблонов для работы


Все детали аппликации можно подписать, чтобы малыши привыкали к заданиям в письменной форме


Вид аппликации, когда дети должны вырезать детали и наклеить на шаблон, называется накладной Чем проще детали самого дома, тем разнообразнее могут быть дополнительные элементы

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]