Организация коррекционно – развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС.


Организация коррекционно – развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС.

Емельянова Н.В. – учитель –логопед,

Тюрк А.В. – учитель –логопед

МБДОУ ЦРР – д/с№70 Светлячок»

Организация коррекционно – развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС.

Мы живeм в эпоху перемeн. Глобальныe перeмены происходят в настоящeе время в систeме дошкольного образования. Прeжде всeго, они связаны с тeм, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» система дошкольного образования стала первой образовательной ступенью системы образования России, что гарантируeт единство образовательного пространства, обеспечивает единые условия и качество образования, прeeмственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Новые изменения в системе дошкольного образования повлекло принятие федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который определяет, какой должна быть программа дошкольного образовательного учреждения, какие условия нужны для ее реализации. В соответствии с ФГОС ДО педагогический коллектив каждого ДОУ создает свою модель педагогического процесса, выбирая основную образовательную программу, парциальные программы, технологии, формы, методы и приемы работы с дошкольниками.

Модель коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ представляет собой целостную систему. Цель состоит в организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника. Работа детского сада определяется строгой, продуманной системой, важность которой заключается в логопедизации учебно-образовательного процесса, различных видах деятельности детей. Создание целостной коррекционно-раз­ви­вающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений должен быть запущен механизм программы для детей с ОВЗ. А это означает, что в основной общеобразовательной программе дошкольного образования ДОУ, разработанной на основе ФГОС ДО, следует заложить все специфические особенности обучения и развития детей с ОВЗ: варьирование сроков усвоения материалов, систему коррекционной работы, специальные подходы, методы и приемы, направленные на освоение ООП, особые условия реализации. А также предусмотреть адаптацию общеобразовательной программы к восприятию системы образования детьми с ОВЗ. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.

Целью
коррекционной работы
в группах для детей с особыми возможностями здоровья является – обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении общеобразовательной программы.

Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.

Программа коррекционной работы содержит

:

  • перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в ДОУ и освоение ими основной образовательной программы;
  • систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении программы, корректировку коррекционных мероприятий;
  • описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, использование адаптированной образовательной программы и методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
  • механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий с учителем- логопедом и специалистами ДОУ которые должны обеспечивать единство коррекционно – развивающей работы в ДОУ;
  • планируемые результаты коррекционной работы.

Программа коррекционной работы в ДОУ содержит несколько направлений: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.

Диагностическое направление включает:

  • своевременное выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;
  • раннюю диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
  • комплексный сбор сведений о ребенке на основе диагностической информации: изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, социализация ситуации развития и условий семейного воспитания, адаптивные возможности уровня социализации, систематический разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития, анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающее направление включает:

  • выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями : организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
  • коррекция и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностных сфер ребенка и психокоррекция его поведения, социальная защита ребенка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Информацинно-просветительское направление предусматривает:

  • различные формы просветительской деятельности ( лекции, беседы, печатный материал ), проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально – типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ. В этом направлении широко используются информационно-обучающие средства и приемы, которые способствуют повышению логопедической грамотности, как педагогов, так и родителей.

Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса ;
  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы детей с ОВЗ;
  • консультационную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.

В группах комбинируемой направленности с ОНР при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Содержание занятий, организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы учителя-логопеда по разделам программы. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные формы работы, а так же самостоятельную деятельность ребёнка с ОНР в специально организованной пространственно-речевой среде.

Все специалисты работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально–речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и непосредственно организованной образовательной деятельности, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Коррекционные технологии в педагогической практике, как эффективное средство в работе с детьми дошкольного возраста»

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Сухомлинский В. А.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название – здоровьесберегающие технологии.

Так что же такое «здоровьесберегающая технология»?

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия детей, педагогов, родителей.

Педагоги ДОУ в своей практике чаще всего используют три группы здоровьесберегающих технологий:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  2. Технологии обучения ЗОЖ;
  3. Коррекционные технологии.

Целью коррекционных технологий является физическое развитие и укрепление здоровья, а также снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Сегодня на вооружении педагогов есть множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом.

Музыкотерапия- в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; праздники, дни рождения либо отдельные занятия. Проводятся 2 — 4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Достоинствами музыкотерапии являются:

  1. Абсолютная безвредность;
  2. Легкость и простота применения;
  3. Возможность контроля;
  4. Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.

Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Рекомендуется использовать музыкальные фонограммы в повседневной деятельности детей: в качестве музыкального фона в утренний прием, при подготовке ко сну, прогулке. Так же, можно прослушивать фрагменты музыкальных произведений на занятиях по художественной, речевой деятельности в процессе режиссерской игры.

Прослушивание разнообразных произведений классической музыки влияет на развитие интеллекта, творческих и музыкальных способностей.

2. Сказкотерапия – это метод «лечения сказкой». занятия используются для психологической, терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

В сказкотерапии для детей применяются 3 основных вида сказок:

1) Художественные и народные сказки:

Эти сказкиспособствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств:

2) Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребенку

накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста, овладеть письмом и чтением.

)Самостоятельно сочиненные ребенком: через такую сказку можно узнать о тех переживаниях ребенка, которые он не осознает либо скрывает от взрослых. Таким образом, сказка в жизни ребенка имеет колоссальное воспитательное значение. Она становится средством развития и воспитания с первого дня жизни ребёнка и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста велика. Она пробуждает все доброе, что есть в душе ребенка, формирует крепкие нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь. Сказки можно не только читать, но и обсуждать с детьми. Ребята очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы- основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

3. Арт терапия-лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Арт терапия в работе с детьми решает следующие проблемы:

Помогает расслабиться и избавиться от эмоционального напряжения

Дает возможность развивать позитивный эмоциональный фон

Развивает моторику рук и умственные способности: креативность, мышление, речь

Прививает интерес к творческим деятельностям

Помогает преодолеть комплексы и фобии

Занятия в группе с другими детьми развивают уверенность и коммуникабельность

Арт терапия с дошкольниками не должна ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток.

Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т. д. Главное отличие арт терапии от рисования – это отсутствие правил. На занятиях по рисуночной терапии ребенку не указывают, какими инструментами рисовать и какой образ нужно создать. Поэтому арт терапия – это не просто оттачивание навыков в рисовании, а способ проникнуть в подсознание ребенка с помощью образов и развитие воображения.

Арт терапия показана не только детям, но и взрослым. Эта практика снимает стресс и избавляет от тревожности, что является главным для внутренней гармонии современного человека.

4. Цветотерапия (хромотерапия) — это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие. При умелом использовании цвет благотворно влияет на людей независимо от возраста. Цвет может помочь снять стресс или нервное возбуждение, успокоить или же наоборот — он может активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус организма. Следуя такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии. Благодаря этой коррекционной технологии педагоги выстраивают программы занятий с наиболее проблемными детьми. Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение любимого цвета каждого ребенка, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.

5. Психогимнастика — это игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Подобные игры помогают детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения.

Данные мероприятия проводит педагог- психолог. Воспитатели в свою очередь используют психогимнастику в различных образовательных областях с помощью игр, этюдов.

Основные достоинства психогимнастики:

игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);

сохранение эмоционального благополучия детей;

опора на воображение;

возможность использовать групповые формы работы.

Занятия желательно проводить раз в неделю. Занятия можно начинать с 3-х летнего возраста (меняя тему, усложняя её)

час постижения.

6. Фонетическая ритмика- занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях.

Цели, которые определяют основные направления в занятиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:

  • соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
  • способствовать формированию у детей речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;
  • развивать слуховое восприятие и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

Фонетические упражнения являются хорошим стимулом в общении с малышами, как в детском саду на занятиях с логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, так и дома с родителями.

С помощью фонетических игровых упражнений легко наладить контакт с молчаливым ребенком, достичь необходимых результатов в речевом развитии, создать комфортную эмоциональную среду. Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь детей.

Фонетическая ритмика помогает ребенку:

  • выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;
  • нормализовать речевое дыхание, слитность речи;
  • корректно воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;
  • воспроизводить звуки в заданном темпе;
  • менять высоту, силу голоса в нормальном темпе, без отклонений от нормы;
  • воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;
  • учит естественному выражению отрицания, смеха и т. п. с помощью жестов и звукопроизношения.

Упражнения выполняются под музыку и без нее. Нужные движения предварительно не разучиваются, а синхронно повторяются несколько раз.

Грамотное использование коррекционных и других здоровьесберегательных технологий помогает достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых. психологических трудностей, но и общего оздоровления детей. Главное назначение таких новых технологий — объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное — самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

Следующая >

Мой детский сад

Автор: Лере-Планд Альбина Николаевна, заведующая, учитель-дефектолог ЦРР-детский сад N 12, город Александров, Владимирская область.

Дети с проблемами в развитии – обобщенное понятие. В эту группу входят более 10 подгрупп с различными отклонениями в развитии. У нас в детском саду воспитываются умственно- отсталые дети. Учреждения с такими группами призваны выполнять следующие задачи:

  • обеспечение права ребенка с нарушением в развитии на получение коррекционной помощи;
  • защита ребенка с нарушением в развитии от некомпетентного педагогического воздействия;
  • сохранение единого образовательного пространства в ДОУ;
  • обеспечение выполнения требований к разработке содержания и методов коррекционно-педагогического воздействия;
  • обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм обучения и воспитания и коррекционно – развивающих технологий;
  • обеспечение материально-технической базы ДОУ с учетом характера и структуры нарушений в развитии ребенка.

Основными целями ДОУ со спецгруппами являются: создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств. Содержание и методы коррекционно-воспитательной работы предполагают комплекс мер, направленных на всестороннее развитие личности, на сглаживание различных недостатков психики умственно отсталых дошкольников, усугубляющих их интеллектуальную, физическую и социальную несостоятельность.

Основная задача групп для умственно отсталых детей – обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к обучению в школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

В нашем ДОУ функционируют три группы для умственно отсталых детей. Группы разновозрастные, смешанные (от 3 до 8 лет), круглосуточные. Дети поступают к нам по решению областной ПМПК и, конечно, с согласия родителей.

Особенностью поступающих детей является нарушение интеллектуального развития, нарушение системы психической деятельности. У всех поступающих детей отмечается отклонение в приеме и переработке информации. Некоторые дети сильно возбудимы, другие вялые. Общее у наших детей – это стойкое необратимое нарушение интеллектуального и психического развития. ПМПК выявляет отклонения в развитии, определяет их характер и выбирает оптимальный образовательный маршрут ребенка. Дети поступают к нам с направлением и определенным диагнозом. При поступлении детей в ДОУ мы проводим стартовое психолого-педагогическое обследование детей.

Прежде всего, знакомимся с заключением ПМПК:

  • медицинскими картами, т.к. изучение медицинской документации является важным методом диагностики, и это помогает понять причины и характер интеллектуальной недостаточности;
  • с педагогической характеристикой (если ребенок из другого детского сада).

Основная роль при проведении диагностики отводится дефектологу. Он диагностирует: речевое, познавательное, социальное развитие, игру. В своей работе использует специальную диагностику Е.А. Стребелевой и Е.А. Екжановой. Затем к диагностике подключаются специалисты: психолог, руководитель по физвоспитанию, музыкальный руководитель. Результаты обследования служат основанием для определения зоны ближайшего развития каждого ребенка (учитывая возрастные особенности, структуру дефекта, возможности ребенка) и определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия.

Результаты диагностики обобщаются и заносятся в «Диагностико-эволюционную карту». На основании этих результатов разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка.

Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляем по специальной программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта». Особенность этой программы:

материал в ней распределен по 4 этапам обучения. Сроки работы по каждому этапу предлагаются ориентировочные и могут быть:

  1. – от 6мес. до 1 года;
  2. – от 1 года до 1,5 лет;
  3. – 1,5 года.

Мы жестко не привязываемся к годам обучения, с определением конкретных сроков ее выполнения, как это принято для нормально развивающихся детей.

Перевод на следующий этап обучения производится лишь после усвоения программы следующего этапа.

В нашей Программе для детей с нарушением интеллекта выделен специальный раздел «Социальное развитие», который подготавливает ребенка к адекватной ориентировке в окружающей среде.

Основополагающим содержанием этого раздела является формирование сотрудничества ребенка с взрослым. Особенность Программы также предполагает и специальный режим дня, учебный план, сетку занятий. Учебный план определяет содержание коррекционного обучения:

  • базисные компоненты коррекционного обучения;
  • содержание коррекционной работы вне занятий;
  • распределение занятий между специалистами.

Дефектолог проводит все занятия по познавательному развитию (сенсорные, формирование мышления, математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи, обучению грамоте) и игре.

Задача дефектолога – обучить детей способам действия по самообслуживанию, по обследованию предметов и объектов. Воспитатели организуют практическую деятельность детей.

Сетку занятий строим на основе учебного плана с учетом возраста, соблюдения санитарных норм, быстрой утомляемостью детей, равномерного распределения умственной, двигательной активности и отдыха.

Если дефектолог проводит занятия с 1 подгруппой по математике, – воспитатель со 2 подгруппой детей – ИЗО. Через перерыв идет смена занятий, т.е. воспитатель и дефектолог проводят занятия параллельно. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Каждое занятие представляет собой комплекс познавательной деятельности, речи, моторики, различных видов гимнастики. Некоторые задачи коррекционно-развивающей работы решаются в процессе традиционных для дошкольного воспитания форм и видов деятельности. Примером могут служить занятия по музыкальному и физическому воспитанию. Но, используя основы диагностических данных, занятия обогащаются коррекционно-развивающими заданиями.

В то же время в структуре педагогического процесса выделяются специальные коррекционные занятия. С детьми проводится целая система коррекционных занятий-упражнений, направленных на:

  • привитие КГН и навыков самообслуживания;
  • на развитие интереса к окружающему, через предметную, игровую, изобразительную, конструктивную и трудовую деятельность;
  • на формирование всех психических процессов;
  • на развитие сенсо-моторных навыков;
  • на формирование речевого общения, исправления недостатков речевого развития.

Для успешного проведения коррекционного процесса в ДОУ создана коррекционная среда, которая подразумевает совокупность условий:

  • щадящий охранительный режим;
  • увеличение длительности прогулок детей на свежем воздухе;
  • увеличение длительности дневного сна;
  • разработка для каждой группы содержания режима дня;
  • пересмотр организации физкультурного воспитания детей. Занятия по физическому воспитанию носят игровой характер, в них включаются игры , направленные на развитие внимания памяти, произвольности движений, самоконтроля и коррекцию личностных нарушений.

Организация коррекционной работы, коррекционной среды невозможна без общего руководства, которое включает в себя:

  • сбор информации, ее переработка, принятие управленческих решений;
  • координация деятельности всех участников коррекционной работы и создание необходимых условий для результативного проведения коррекционного процесса.

Создание специальной коррекционно-развивающей среды предусматривает систему условий. К таким условиям относится:

  • создание психологического климата;
  • уровень подготовленности кадров (своевременная курсовая подготовка, обучение в детском саду – методические объединения);
  • материально-техническая база;
  • систематическая оценка результатов развития ребенка.

Проанализировав содержание и организацию коррекционного процесса, мы поставили следующие цели:

  1. Преодолеть в работе специализированных групп междеятельностную раздробленность и воссоединить в единую педагогическую систему труд специалистов и воспитателей.
  2. Создать систему работы воспитателя и специалистов.

Задача заключалась в том, чтобы в режиме дня определить место специалистам: дефектологу, психологу, музыкальному руководителю, руководителю по физической культуре в работе с детьми; создать модель целостного педагогического процесса. Выбор данной педагогической технологии позволяет воспитателям и специалистам ДОУ:

  • работать творчески;
  • видеть рабочий день как целостный педагогический процесс.

Было принято решение ввести такую форму работы, как малые педагогические советы, где обсуждаем результаты динамического наблюдения за продвижением в развитии каждого ребенка всеми участниками коррекционного процесса.

Для проведения коррекционно-воспитательного процесса педагогический коллектив каждой группы создал специальную развивающую среду, подобрал оборудование и игрушки, которые отвечают не только требованиям безопасности и эстетики, но и имеют коррекционно-развивающую направленность.

В ДОУ разработаны основные нормативные документы, в которых отражаются организация жизнедеятельности детей с умственной отсталостью, их воспитания и обучения.

В настоящее время назрел вопрос о создании специальной методической службы:

  • создание «Совета по коррекционной работе»;
  • банка данных для методического сопровождения коррекционно-развивающей работы (коррекционно-развивающие методики, специальная литература).

Одной из важнейших задач ДОУ является привлечение к активному сотрудничеству семей из коррекционных групп, т.к. в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители.

Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит о того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Некоторые родители, приведя ребенка в специальные группы нашего детского сада, остаются убежденными в том, что развитие их ребенка не отстает от нормы, и у него нет особых проблем.

У некоторых родителей снижена социальная ответственность за судьбу ребенка. Они не интересуются, чем с ребенком занимаются педагоги, безразлично относятся к его успехам и неудачам. Поэтому мы проводим консультирование родителей по проблемам развития их детей, обучаем родителей доступными им методам и приемам оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи.

Основные направления взаимодействия с семьей, формы организации психолого-педагогической помощи семье, в основном, носят традиционный характер:

  • коллективные формы взаимодействия (собрания, тематические занятия, праздники, дни открытых дверей );
  • индивидуальные (анкетирование, опросы, беседы, консультации специалистов, «Родительский час», «Служба доверия»;
  • наглядное информационное обеспечение (стенды, тематические выставки, выставки работ и т.д.)

«Служба доверия» работает по персональным обращениям и пожеланиям родителей. Все желающие получают консультативную помощь.

В школу детей выпускаем через школьную ПМПК.

Анализ результативности работы наших групп показал, что у наших детей-выпускников после 2-3 лет пребывания в коррекционных группах, отмечаются успехи в продвижении. Значительно улучшается психический статус, дети становятся социально адаптированными к окружающей среде, появляется интерес к школе и учебной деятельности.

Такие результаты мы имеем благодаря совместным усилиям в работе педагогического коллектива, специалистов, родителей.

Система работы с умственно отсталыми детьми

Цель: научно-обоснованная организации коррекционно-педагогического процесса с едиными требованиями к ребенку с целью своевременной коррекции речевых, сенсорных, умственных, моторных нарушений, профилактики школьной неуспеваемости, социальной адаптации в условиях ДОУ.

Задачи:

Диагностический блок.

Организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка с целью его реабилитации.

Цели, задачи и содержание: -изучение качественных особенностей психологического развития ребенка; -выявление «уровня обучаемости» (степени владения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями); -определение характера динамики обучаемости; -определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка.

Коррекционно-развивающий блок.

Развитие компенсаторных механизмов становления деятельности ребенка, преодоление и предупреждение вторичных отклонений.

Цели, задачи и содержание:

  • развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности;
  • коррекция познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
  • развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков;
  • формирование ведущих видов деятельности;
  • формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности.

Здоровьесберегающий блок.

Совершенствование функций формирующего организма ребенка.

Цели, задачи и содержание:

  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья;
  • медицинский контроль и профилактика заболеваемости;
  • включение оздоровительных технологий в педагогический процесс;
  • специально организованные занятия с руководителем физкультуры в спортзале по формированию двигательных навыков у детей.

Воспитательно-образовательный блок.

Становление нравственных основ личности, социально- приемлемого поведения в обществе. Развитие ориентировочной и познавательной деятельности, укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности.

Цели, задачи и содержание:

  1. социально-нравственное развитие;
  2. познавательное развитие;
  3. эстетическое развитие;
  4. формирование и развитие основных видов деятельности детей дошкольного возраста для каждого периода.

Социально-педагогический блок.

Цели, задачи и содержание:

  • коллективные формы взаимодействия с семьей;
  • индивидуальные формы работы с семьей;
  • формы наглядного информационного обеспечения;
  • решение организационных вопросов;
  • информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями и соц. службами.

Принципы:

  • Системный подход:
  • Единство диагностики и коррекции развития ребенка;
  • Развивающий характер обучения с учетом сензитивных периодов развития ребенка;
  • Целостность подходов к коррекции развития, сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья ребенка;
  • интегрированность, взаимодополняемость всех компонентов коррекционно-педагогического процесса;
  • расширение пространства детства.

Аналитическая деятельность.

  1. Мониторинг системы лечебно-оздоровительной работы;
  2. Результативность по исправлению нарушений по заключениям МПМК;
  3. Исследование коммуникативных способностей образного мышления и готовности к школьному обучению.

Программно-методическое обеспечение

1. Программа дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта « Коррекционно-развивающее обучение» Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение.

а) медицинское воздействие

  • профилактические мероприятия,
  • симптоматическое медикаментозное лечение,
  • мониторинг здоровья,
  • медицинское обследование узкими специалистами,
  • здоровьеукрепляющая деятельность.

б) коррекционно-педагогическое воздействие

  • познавательное развитие,
  • коррекция вербально-двигательных процессов,
  • коррекция речевого развития,
  • становление игровой деятельности,
  • формирование элементов трудовой деятельности,
  • здоровьесохраняющая деятельность (валеологическое образование),
  • коррекция сенсомоторных нарушений.

в) психолого-педагогическое и психофизическое воздействие

  • формирование мотивации к познанию,
  • формирование психических процессов,
  • формирование ручной и тонкой ручной моторики,
  • развитие коммуникативных способностей.

Участники коррекционно-педагогического процесса

  • врач-педиатр,
  • психиатр,
  • учитель-дефектолог,
  • педагог-психолог,
  • музыкальный руководитель,
  • руководитель по физвоспитанию,
  • медсестра,
  • воспитатель,
  • родители.

Модель выпускника детского сада группы для умственно отсталых детей

  1. Социально адаптированный, с хорошими навыками самообслуживания.
  2. С развивающимися и элементарными познавательными интересами, потребностью и умением общаться со сверстниками и взрослыми.
  3. С устраненными или сведенными к минимуму отклонениями в сенсорной, моторной и интеллектуальной сферах и речевом развитии.
  4. С обобщенными представлениями об окружающем мире, способствующими к дальнейшему развитию и совершенствованию охранных анализаторов.
  5. Ребенок, освоивший все виды деятельности, предусмотренные программой обучения и воспитания детей с нарушенным интеллектом.
  6. Психически подготовленный к обучению в специализированной школе.
  7. Достаточность уровня физического развития.

Новые изменения в системе дошкольного образования повлекло принятие федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который определяет, какой должна быть программа дошкольного образовательного учреждения, какие условия нужны для ее реализации. В соответствии с ФГОС ДО педагогический коллектив каждого ДОУ создает свою модель педагогического процесса, выбирая основную образовательную программу, парциальные программы, технологии, формы, методы и приемы работы с дошкольниками.

Модель коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ представляет собой целостную систему. Цель состоит в организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника. Работа детского сада определяется строгой, продуманной системой, важность которой заключается в логопедизации учебно-образовательного процесса, различных видах деятельности детей. Создание целостной коррекционно-раз­ви­вающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений должен быть запущен механизм программы для детей с ОВЗ. А это означает, что в основной общеобразовательной программе дошкольного образования ДОУ, разработанной на основе ФГОС ДО, следует заложить все специфические особенности обучения и развития детей с ОВЗ: варьирование сроков усвоения материалов, систему коррекционной работы, специальные подходы, методы и приемы, направленные на освоение ООП, особые условия реализации. А также предусмотреть адаптацию общеобразовательной программы к восприятию системы образования детьми с ОВЗ. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.

Целью коррекционной работы в группах для детей с особыми возможностями здоровья является – обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении общеобразовательной программы.

Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.

Программа коррекционной работы содержит:

  • перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в ДОУ и освоение ими основной образовательной программы;
  • систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении программы, корректировку коррекционных мероприятий;
  • описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, использование адаптированной образовательной программы и методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
  • механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий с учителем- логопедом и специалистами ДОУ которые должны обеспечивать единство коррекционно – развивающей работы в ДОУ;
  • планируемые результаты коррекционной работы.

Программа коррекционной работы в ДОУ содержит несколько направлений: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.

Диагностическое направление включает:

  • своевременное выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;
  • раннюю диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
  • комплексный сбор сведений о ребенке на основе диагностической информации: изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, социализация ситуации развития и условий семейного воспитания, адаптивные возможности уровня социализации, систематический разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития, анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающее направление включает:

  • выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями : организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
  • коррекция и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностных сфер ребенка и психокоррекция его поведения, социальная защита ребенка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Информацинно-просветительское направление предусматривает:

  • различные формы просветительской деятельности ( лекции, беседы, печатный материал ), проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально – типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ. В этом направлении широко используются информационно-обучающие средства и приемы, которые способствуют повышению логопедической грамотности, как педагогов, так и родителей.

Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса ;
  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы детей с ОВЗ;
  • консультационную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.

В группах комбинируемой направленности с ОНР при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Содержание занятий, организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы учителя-логопеда по разделам программы. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные формы работы, а так же самостоятельную деятельность ребёнка с ОНР в специально организованной пространственно-речевой среде.

Все специалисты работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально–речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и непосредственно организованной образовательной деятельности, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, его возможностями и способностями.

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, очень значительно. Соответственно, увеличивается риск школьной дезадаптации и неуспеваемости.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% детей, поступающих в школу. Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития

– это такой вид аномального развития ребенка, для которого характерен замедленный темп развития одной или нескольких психических функций, которые могут быть компенсированы под воздействием медикаментозного лечения, при специальном коррекционном воздействии и под влиянием временного фактора.

С позиции неискушенного наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь впоследствии – на выполнении заданий учебного плана.

К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.

С началом обучения в школе клиническая картина нарушений становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы, а психологические проблемы приобретают более глубокий и стойкий характер.

Проблема изучения и коррекции задержки психического развития дошкольников в нашей стране в последнее время попала в разряд самых актуальных.

К.С. Лебединская подразделяла задержку психического развития на 4 группы:

1. ЗПР конституционального происхождения.

2. ЗПР соматогенного происхождения.

3. ЗПР психогенного происхождения.

4. Церебрально-органического генеза.

Выдающиеся педагоги и психологи отмечают, что у детей с задержкой психического развития в большинстве случаев нарушено восприятие, внимание, мышление, память, речь. В настоящее время происходит переосмысление содержания коррекционной работы в соответствии с новыми Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования, которые учитывают образовательные потребности особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений детей с ЗПР разработан механизм адаптированной Программы для детей с ОВЗ.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]