Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Геометрические фигуры»


Конспект ООД в старшей группе «В Царстве геометрических фигур»

Автор: Бронзова Эльвира Ивановна

Воспитатель Мурманская область город Мончегорск Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29 присмотра оздоровления»

Конспект ООД в старшей группе «В Царстве геометрических фигур»

Конспект занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста с использованием ТСО на тему «В Царстве геометрических фигур»

Цель

: закрепить знания детей о геометрических фигурах и их свойствах.

Задачи

:

Обучающие:

  1. Закреплять представления о свойствах геометрических фигур: цвет, форма, размер; умение выделять и объяснять признаки их сходства и различия;

Развивающие:

  1. Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к математике, самостоятельность, умение планировать свою работу.

Интеграция образовательных областей

: познание, развитие речи, музыка.

Материалы и оборудование

: модели геометрических фигур разного цвета и размера; магнитная доска; мультимедиа; презентация к игре «Комната смеха»; верёвка со связанными концами; бумажные коврики для игры «Заплатки для ковриков».

III. Рефлексия.

Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Дети входят в группу.

Воспитатель: Назовите, что у нас в группе круглое.

  1. Игра – путешествие в Царство геометрических фигур.

Воспитатель: К вам в гости пришёл сказочный герой. Кто это? (Буратино). У Буратино плохое настроение. Вчера у него был день рождения, и друзья подарили ему игру «Геометрические фигуры». Сегодня он хотел поиграть в эту игру, но не смог. Как вы думаете, почему? (Буратино не знает геометрические фигуры) .

Как мы можем помочь нашему гостю? (Рассказать ему о фигурах, показать их) .

Ребята, а вы любите путешествовать? Буратино тоже очень любит путешествовать. Чтобы помочь Буратино, я вам предлагаю отправиться в Царство, но это будет необычное Царство. Как вы считаете, кто живёт в этом царстве? (Геометрические фигуры) .

А какие именно фигуры? (Дети называют фигуры, воспитатель выкладывает их на магнитной доске) .

Посмотрите на фигуры, что вы можете о них сказать? (Все они разные).

А чем они отличаются? (Размером, цветом, формой) .

На магнитной доске по ходу ответов детей появляются карточки, с помощью которых составляется схема описания любой фигуры.

Условные обозначения: большой и маленький домики – размер, цветные карандаши – цвет, фигуры – форма.

Эта схема будет нашим помощником при описании геометрических фигур.

Воспитатель: Сегодня в Царстве геометрических фигур работает комната смеха. А вы когда-нибудь посещали такую комнату? Что в этой комнате необычного? (Кривые зеркала).

Вот и нашим фигурам не терпится попасть в эту комнату. Итак, мы попадаем в один из залов этой комнаты смеха (загорается мультимедиа, и первой посетит её вот эта фигура (выставляется на магнитной доске напротив мультимедиа). Дети называют эту фигуру (маленький красный круг) .

Появляется отражение фигуры в зеркале.

Ребята замечают изменения:

Маленький красный круг превратился в большой красный круг (СЛАЙД 1). — Изменился размер, а форма и цвет не изменились.

Потом красный маленький круг превратился в большой красный овал (СЛАЙД 2). — Изменился размер и форма, а цвет не изменился.

Но остальным фигурам тоже не терпится посмотреть в кривые зеркала, поэтому вслед за маленьким красным кругом в комнату смеха заходит ещё одна фигура. Какая? (Маленький синий квадрат) .

Ребята замечают изменения:

Маленький синий квадрат превратился сначала в большой синий треугольник (СЛАЙД 3). — Изменился размер, форма, цвет остался прежним.

Потом он превратился в большой желтый квадрат (СЛАЙД 4). — Изменились размер и цвет, форма осталась прежней.

Следующая фигура (большой жёлтый треугольник) .

Произошедшие изменения:

Сначала треугольник превращается в большой зелёный круг (СЛАЙД 5). — Изменились форма и цвет, размер остался неизменным.

Затем в зеркале появляется маленький синий прямоугольник (СЛАЙД 6). — Изменились все три свойства.

Воспитатель: Все фигуры побывали в комнате смеха. Вы видели какие превращения происходили с ними в зеркалах. А вы хотите побывать на несколько минут волшебниками?

III. Физкуль.

Дети встают в центре комнаты. Они получают верёвку со связанными концами. Воспитатель загадывает загадки о геометрических фигурах, ребята называют эти фигуры, берутся за верёвку обеими руками и образуют их.

Загадки:

  1. Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (круг).

  1. Треугольник с полукругом

Круг дразнили «толстым другом».

Круг, расстроившись до слез,

Уже стал и вверх подрос.

Кто же угадает тут,

Как теперь его зовут? (овал)

  1. Три угла, три стороны

Могут разной быть длины (треугольник) .

  1. Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам представиться он рад,

А зовут его (квадрат) .

  1. Обведи кирпич мелком

На асфальте целиком,

И получится фигура –

Ты, конечно, с ней знаком (прямоугольник) .

  1. Самостоятельная работа.

Воспитатель: Девочки и мальчики, обратите внимание какие красивые коврики лежат в этом замечательном царстве. Давайте их рассмотрим, что в них необычного? Но случилась маленькая неприятность, после стирки некоторые фрагменты ковриков стерлись, и жители этого царства очень переживают из-за этого. Как вы думаете можем мы чем-то им помочь? (Нарисовать или приклеить недостающие фигуры). Чем мы сейчас и займёмся.

Игра «Заплатки для ковриков».

На столах заранее приготовлены коврики с удалёнными фрагментами и фигуры (заплатки). Нужно найти закономерность и вставить нужные фигуры. Приготовлены З варианта ковриков (З уровня сложности). Дети сами выбирают свой уровень – задание, с которым они справятся. После игры выполняется самопроверка.

  1. Итог

Воспитатель: Девочки и мальчики, с каким фигурами из царства геометрических фигур вы сегодня подружились?

Наши друзья из царства геометрических фигур всё время наблюдали за вашей работой, спрятавшись в окружающих вас предметах. И они почему то уверены, что вы их ни за что не увидите. Так ли это? Попробуем их разубедить.

Дети находят знакомые геометрические формы в окружающей обстановке.

Воспитатель: А посмотрите на Буратино, у него тоже поднялось настроение. Почему? (Он теперь знает всё о геометрических фигурах и может поиграть в подаренную игру). Буратино вы очень понравились, он вас всех благодарит за помощь и хочет подарить вам игру. Играйте и вспоминайте наше путешествие.

Конспект НОД по ФЭМП. Старшая, подготовительная группа. Обобщение знаний о геометрических фигурах

Конспект занятия НОД «Познание. Формирование элементарных математических представлений». Тема: «Обобщение знаний о геометрических фигурах»
Автор: Устинова Елена Александровна учитель группы предшкольной подготовки филиала МБОУ Сосновской СОШ №1 в д. Семикино Сосновского района, Тамбовской области.Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия по формированию элементарных математических представлений по теме «Обобщение знаний о геометрических фигурах». Он будет полезен педагогам, работающим со старшими дошкольниками. Конспект занятия направлен на то, чтобы в игровой форме обобщить имеющиеся знания старшего дошкольника о геометрических фигурах и их свойствах. Образовательная область: познание. Вид непосредственной образовательной деятельности: формирование элементарных математических представлений. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». Аудитория: конспект занятия рассчитан педагогов, работающих со старшими дошкольниками, а также для родителей старших дошкольников, детей 5 -7 лет. Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах. Задачи: • обучать умению находить геометрические фигуры в окружающем пространстве; зрительному распознаванию и преобразованию геометрических фигур, воссозданию их по представлению, описанию. • способствовать развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, творческого воображения; • воспитывать у детей интерес к геометрии, навыки работы в группах. Методические приемы: Словесные: объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, указание, беседа, художественное слово, вопросы. Наглядные: показ картинок с геометрическими фигурами. Практические: раскрашивание рисунков, выделение и подсчет фигур, конструирование предметов по заранее подготовленным эскизам и шаблонам, работа с сигнальными карточками, физ. минутка, пальчиковая гимнастика. Игровые: создание игровой ситуации. Проблемные: помочь Маше и Медведю сложить картинку, добраться до дома. Интеграция областей: познание: (совершенствовать счетные навыки детей, упражнять в счете в пределах 10, учить конструировать предметы из геометрических фигур, учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах); здоровье: закрепить с детьми полученные знания в проведении комплекса игр, динамических паузах, практических упражнениях; способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой; социализация: побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность; коммуникация: осваивать элементарные навыки речевого этикета; художественная литература: чтение стихов и загадок о геометрических фигурах; художественное творчество: рисование котят с использованием геометрических фигур, раскрашивание раскрасок цветными карандашами. Оборудование: • для педагога – компьютер, проектор, мультимедийная доска, картинки геометрических фигур, наглядные пособия с фигурами, картинки со сказочными героями; • для детей – раскраски, цветные карандаши, набор геометрических фигур-шаблонов, карточки с цифрами.
Непосредственная образовательная деятельность.

1. Орг. момент. — Ребята, к нам сегодня на занятие пришли сказочные герои Маша и Медведь. Они пришли не с пустыми руками, а приготовили для нас задания и вопросы, на которые мы должны с вами найти правильные ответы. Если мы будем правильно отвечать, то заработаем призы от наших героев. 1) Загадка: Брат мой маленький, Сережа, Математик и чертежник — На столе у бабы Шуры Чертит всякие… (фигуры) — Наше занятие посвящено геометрическим фигурам. Давайте с вами вспомним, какие геометрические фигуры мы знаем (учитель показывает рисунки фигур и читает стихотворение).


Он давно знакомый мой, Каждый угол в нем прямой, Все четыре стороны одинаковой длины, Вам представиться я рад, а зовут меня… (квадрат!)


Растянули мы квадрат И представили на взгляд, На кого он стал похожим Или с чем-то очень схожим? Не кирпич, не треугольник — Стал квадрат… (прямоугольник).


Три вершины тут видны, Три угла, три стороны, — Ну, пожалуй, и довольно! — Что ты видишь? — …(треугольник)


Прикатилось колесо, Ведь похожее оно, Как наглядная натура Лишь на круглую фигуру. Догадался, милый друг? Ну, конечно, это … (круг).


Долька арбузная – это полукруг, Половина круга, часть его, кусочек. Знание о формах очень важно, друг. Не зря оно находится среди этих строчек! Если взял бы я окружность, С двух сторон немного сжал, Отвечайте дети дружно — Получился бы …(овал)


Треугольник подпилили И фигуру получили: Два тупых угла внутри И два острых – посмотри. Не квадрат, не треугольник, А похож на многоугольник (трапеция).


Чуть приплюснутый квадрат Приглашает опознать: Острый угол и тупой Вечно связаны судьбой. Догадались дело в чем? Как фигуру назовем? (ромб).


Шесть тупых углов внутри На фигуре рассмотри И представь, что из квадрата Получили его брата. Слишком много здесь углов, Ты назвать его готов? (шестиугольник)


Вновь беремся мы за дело, Изучаем снова тело: Может мячиком он стать И немного полетать. Очень круглый, не овал. Догадались? Это… (шар).


Как его нам не вертеть Равных граней ровно шесть. С ним в лото сыграть мы сможем, Только будем осторожны: Он не ласков и не груб Потому что это… (куб).


Сверху крышка, снизу дно. Два кружка соединили И фигуру получили. Как же тело называть? Надо быстро отгадать (цилиндр).


Вот колпак на голове – Это клоун на траве. Но колпак не пирамида Это сразу, братцы, видно: Круг в основе колпака. Как же звать его тогда? (конус).


Египтяне их сложили И так ловко смастерили, Что стоят они веками. Догадайтесь, дети, сами Что же это за тела, Где вершина всем видна? Догадались? Из-за вида Всем известна… (пирамида).


Это, вроде бы, ведро, Но совсем другое дно: Не кружок, а треугольник Или даже шестиугольник. Очень тело уж капризно, Потому что это… (призма). 2) Логические задачи:


Назовите фигуры. Какая из них лишняя? Почему? Назовите цвет каждой фигуры.


— Что общего у этих фигур? Чем они отличаются? Найдите две одинаковые фигуры. Какие признаки треугольников вы знаете?


— Как называются фигуры? Что у них общего? Какая фигура лишняя и почему? Какая по счету из фигур самая большая? А какая самая маленькая? 2. Физкультминутка (выполняется по рисунку на доске)


Сколько точек в этом круге, Столько раз поднимем руки. Сколько палочек до точки, Столько встанем на носочки. Сколько ёлочек зелёных, Столько сделаем наклонов. Сколько здесь у нас кружков, Столько сделаем прыжков. 3. Игра «Сложи картинку». — Маша и медведь предлагают сложить картинки из геометрических фигур по готовым карточкам. Для этого мы разделимся на две группы. Каждая группа будет складывать свою картинку. Но сначала внимательно рассмотрим карточки. Назовите геометрические фигуры, из которых сложены картинки. Сколько всего фигур? Какого цвета фигуры? Сначала нужно сложить картинку, глядя на карточку, а затем по памяти.


4. Загадки от Маши и Медведя. На фигуру посмотри И в альбоме начерти Три угла. Три стороны Меж собой соедини. Получился не угольник, А красивый… (треугольник). Я фигура – хоть куда, Очень ровная всегда, Все углы во мне равны И четыре стороны. Кубик – мой любимый брат, Потому что я…. (квадрат). Он похожий на яйцо Или на твое лицо. Вот такая есть окружность — Очень странная наружность: Круг приплюснутым стал. Получился вдруг…. (овал). Как тарелка, как венок, Как веселый колобок, Как колеса, как колечки, Как пирог из теплой печки! (круг) Чуть приплюснутый квадрат Приглашает опознать: Острый угол и тупой Вечно связаны судьбой. Догадались дело в чем? Как фигуру назовем? (ромб). Эта фигура брат нашему квадрату Но у него только по две стороны равны, А углы все одинаковы…(прямоугольник)


Это месяц в облаках И пол — яблока в руках. Если круг разломишь вдруг, То получишь …(полукруг). 5. Пальчиковая игра «Котята» (автор: Пахомова Е.В.) ( Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол) У кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками, не разъединяя их). Сейчас все котята по парам стоят: Два толстых, два ловких, Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых И самых красивых. (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу).


— Сравните котят. Чем они похожи и чем отличаются? — Сосчитайте, сколько треугольников на рисунке? — А сколько кружков? — Попробуйте нарисовать своих котят. Можно использовать другие фигуры. 6. Практическая работа «Геометрическая раскраска».


— Маша и Медведь просят вас раскрасить цветными карандашами картинку и сосчитать, сколько геометрических фигур вы нашли. — Сколько кружков? — Сколько треугольников? — Сколько квадратов? — Сколько прямоугольников? 7. Проверка знаний. — Дети, Маше и Медведю очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии. Они для вас приготовили сюрприз. А сейчас им нужно отправляться в обратный путь. Но наши герои забыли дорогу. Давайте им поможем добраться до дома. А поможет нам в этом карта, на которой объекты изображены геометрическими фигурами. — Как нам пройти через реку? ( по мостику или на лодке) — Какие мы увидели геометрические фигуры? (полукруг, трапеция) — В виде какой фигуры изображена тропинка в лесу? (кривая линия) — На пути нам встретилось озеро, какой фигурой оно изображено? (овал) — Вокруг озера тропинка ведёт мимо цветочной поляны? Какой фигурой она изображена? (кругом) — Вот мы и пришли к домику Медведя. Какой фигурой изображён забор у дома? (ломаная линия) — Из каких фигур построен домик Медведя? (прямоугольники, треугольник, круги). Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием!


8. Итог занятия, рефлексия. — Наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, чем мы сегодня занимались? Что для вас было трудно? Что больше всего понравилось? Что не понравилось? — Оцените себя. Если вам понравилось занятие и вы довольны своей работой, поднимите зеленый кружок. Если не понравилось и вы чем-то не довольны, поднимите желтый кружок. — Маша и Медведь благодарны вам за помощь. Они приготовили для вас сладкий приз (конфеты, фрукты). Итог статьи. Надеюсь, что предложенный мною конспект занятия по теме «Обобщение знаний о геометрических фигурах» будет полезен педагогам, работающим со старшими дошкольниками, и интересен детям. Занятие способствует воспитанию у детей интереса к геометрии, развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, творческого воображения.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие за сокровищами» Конспект НОД по ФЭМП старшая группа Конспект НОД в старшей группе по развитию математических представлений Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в старшей группе

Похожие статьи:

Рабочая программа предмета «Введение в математику» для младшего дошкольного возраста

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Музыка» в подготовительной группе

Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ по теме: Богатыри земли русской

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе логопедической группе

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]