Лепка рыбки в средней группе ДОУ: как провести занятие максимально интересно и продуктивно.

Приобретенные в детстве навыки остаются на всю жизнь. Очень полезны для маленьких детей занятия по лепке. Они развивают моторику рук, успокаивают непоседу, учат ребенка умению занять себя самостоятельно. Лепка развивает воображение и фантазию.

Взрослым не обязательно уметь хорошо лепить самим, чтобы научить ребенка. Мы предлагаем свою методику изготовления фигурок из пластилина по шаблонам. С помощью картинок и описаний под ними вы поэтапно слепите фигурки вместе с детьми.

Золотая рыбка из пластилина пошагово

В средней группе детского сада предлагаем слепить золотую рыбку. В набор для детского творчества «Престиж» входит не только желтый, но и золотой пластилин. В этом случае ваша рыбка будет по-настоящему золотой. Показываем пошагово, как это сделать.

Вам понадобится: пластилин, пластмассовые ножички к нему и набор палочек-зубочисток.

Скатайте из пластилина небольшой шарик.

Расплющьте его пальцем, чтобы получился кружок.

Лопаточкой надрежьте с одной стороны кружок и отверните надрезанный пластилин в левую и правую стороны, затем руками придайте отвернутым кусочкам форму треугольников. Хвост готов.

Сделайте еще один шарик и прилепите к нему хвостик.

Слепите еще один хвостик, разделите его пополам. У вас получился плавник для спинки. Прикрепите его сверху.

Сделайте кружочек поменьше. Разрежьте его пополам, расплющьте и слепите из каждой половинки фигурки, напоминающие листики.

Получилось два плавника.

Прикрепите их по бокам рыбки. Теперь возьмите зубочистку и нарисуйте полосочки на хвосте и плавниках.

Осталось сделать глаза. Сформируйте шесть небольших шариков: два белых побольше, два голубых поменьше и два совсем маленьких черных.

Расплющьте шарики и прилепите на голову золотой рыбки сначала большие белые кружочки, затем на них прикрепите кружочки поменьше и в самом центре разместите черные точечки.

То же самое сделайте и со вторым глазом.

Золотая рыбка готова. Прилепите ее на лист голубого картона. Украсьте картон камушками и ракушками.

Конспект занятия по лепке рыбки в средней группе

ФИО автораНазвание конспекта
Темерева Л.М.«Золотая рыбка» Образовательные задачи: учить лепить рыбку из пластилина, передавать ее характерные особенности, совершенствовать приемы оттягивания, сплющивания, обозначать с помощью стеки и колпачка фломастера чешуйки рыбы, учить соблюдать пропорции между частями. Развивающие задачи: уточнить представления о внешнем виде, образе жизни, повадках рыб, развивать воображение. Воспитательные задачи: воспитывать усидчивость, терпение, стремление обсуждать результаты своей работы. Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье». Демонстрационный материал: картинки с изображением рыб, морские пейзажи, аудиозапись шума моря. Раздаточный материал: пластилин, стеки, доски для лепки. Ход занятия: Релаксационный момент: в начале занятия звучит приятная спокойная музыка. Дети стоят, взявшись за руки, в круге. Воспитатель желает всем доброго утра и предлагает передать друг другу частицу своего тепла. Педагог предлагает дошкольникам отправиться в страну Фантазии, где можно узнать много нового и необычного. Звучит шум морского прибоя — дети «оказываются» на морском берегу. Воспитатель сообщает, что в стране Фантазии живет добрый песочный принц, который бережет ее от зла. Он знает много сказок, игр, но будет играть только с теми, кто соблюдает его правила. Сюрпризный момент — появляется кукла Песочный принц, который сообщает детям, что в его стране нельзя драться, кусаться, обижать других. Персонаж загадывает загадку про рыбку. У меня есть крылья, но не лечу. Есть глаза, но не смотрю на небо. Есть рот, но не говорю. Блещу в речке чистой, Спинкой серебристой. Кто я? (Ответы детей) Воспитатель демонстрирует ребятам игрушечную рыбку(рыбка предлагается также каждому ребенку)., они обследуют ее, уточняют свойства: цвет, размер, форма тела. Дети с педагогом выясняют, что это золотая рыбка. Кроме того, они называют и других известных им рыб (щука, окунь, карась, сом и др.). Идет беседа, зачем рыбам нужен хвост, плавники, есть ли у них глаза, чем покрыто тело, умеет ли рыба говорить. Физкуль.
Как рыбки плывут, покажи. Рыбки плавали, ныряли В голубой, морской воде. То сойдутся, разойдутся, То зароются в пескеруки перед грудью со сложенными ладонями, бег врассыпную, наклоны, сближения, расхождения, приседание

Песочный принц сообщает детям, что есть рыбы съедобные для человека, а есть опасные, которые могут уколоть или ударить током. Далее предлагается небольшой опыт, чтобы узнать, как рыбы видят в воде: нужно поднести близко к глазам банку с водой и рассмотреть предметы, которые в ней лежат — их форма искажается, а размер увеличивается. Далее идет непосредственно мотивация к продуктивной деятельности: Песочный принц интересуется у детей, скучно ли одной рыбке плавать в море. Он предлагает слепить для нее друзей и подружек, с которыми золотой рыбке не будет одиноко. Кроме того, они выполнят желания детей. Демонстрация воспитателем приемов лепки (скульптурным способом). Нужно скатать шар, затем расплющить его в овал. С одного конца нужно оттянуть носик, а с другого — хвостик. С помощью стеки прорисовываются хвостик и плавники. Колпачком от фломастера можно пропечатать чешую, а обозначить чешуйки — с помощью крупы (перловка, рис или гречка). Перед продуктивной деятельностью педагог проводит с детьми пальчиковую гимнастику «Рыбка».

Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть.Сложенными вместе ладонями дети изображают, как рыбка плывет
Рыбка, рыбка, озорницагрозят пальчиком
Мы хотим тебя пойматьмедленно сближают ладони
Рыбка спинку изогнуласнова изображаем, как плывет рыбка
Крошку хлебную взяладелают хватательное движение обеими руками
Рыбка хвостиком махнула Рыбка быстро уплыла.снова плывут

Самостоятельная работа детей под спокойную музыку. Воспитатель направляет дошкольников, дает советы. В конце занятия идет анализ поделок, педагог интересуется, о чем бы ребята хотели попросить золотую рыбку. Дети говорят о своих желаниях, а педагог записывает их.

Горбенко Н.«Разные рыбки» Занятие начинается с загадки про рыбу. Педагог рассказывает детям о рыбах и отдельно останавливается на тех, которые живут в аквариуме (золотая рыбка, скалярия, рыба-попугай и пр.). Аквариум — это целый мир, там есть камушки, ракушки, подводные растения. Далее проводится физкульминутка «В синем небе облака…».
Под горой бежит рекеприсели, руки вытянули вперед
Рано утром из реки, тянут сети рыбакиимитируют движения — как бы перебирая сеть
Много рыбы наловилируки в стороны разводят,
Вкусную уху сварилиКруговые движения руками, как бы помешивая уху

Дошкольники садятся за столы, у каждого лежит картинка с изображением рыбы, они рассматривают их и обсуждают с воспитателем цвет, строение, предназначение частей тела. Педагог демонстрирует детям приемы лепки рыбы (использует конструктивный способ): отдельно формируется голова, туловище, плавники, глазки и ротик. После самостоятельной продуктивной деятельности детей снова проводится физкультминутка.

Маркова Н.В.«Рыбки и водоросли в подводном мире» (коллективная композиция) Одной из задач занятия является украшение фигурок рыб налепами и прорезными рисунками (контррельеф). Особенностью занятия является то, что педагог заранее подготавливает основу для композиции — аквариум (как альтернатива — 3–4 прозрачных банки либо стакана). Кроме того, для создания поделок понадобятся трубочки для коктейля, зубочистки, колпачки от ручек или фломастеров. В начале занятия педагог проводит дидактическую игру «Что изменилось»: на доске выкладывает несколько рыбок из геометрических фигур, затем просит ребят закрыть глаза и меняет некоторые детали. Дошкольники должны угадать, что изменилось. Еще одна игра «Составь рыбку»: на доске выставляется овал (туловище рыбы), к нему можно прикладывать разной формы хвосты и плавники. Затем воспитатель переключает детей с условно-схематического изображения на художественное и демонстрирует 2–3 рыбок, которые он вылепил заранее. Педагог объясняет приемы лепки и предлагает ребятам вылепить красивых рыбок, чтобы совместно наполнить ими аквариум. Дошкольники лепят рыб любым способом (конструктивным, пластичным либо комбинированным), а затем украшают им по своему вкусу: пятнышками из сплющенных шариков пластилина другого цвета, пластилиновых жгутиков, блестками, семенами, крупой. Воспитатель также показывает, как можно украсить поделку стекой либо колпачком фломастера. Ребятам, которые быстро справились с задачей, педагог советует слепить еще для аквариума водоросли и камушки, чтобы рыбкам жилось с комфортом. В конце занятия рыбки помещаются в общий аквариум. Часть их прикрепляется к стенам (слегка прижатые), другие нанизываются на коктейльные трубочки или зубочистки, закрепленные на дне).

Рыбка Петушок – поэтапная лепка

Показываем поэтапно, как слепить еще одну рыбу – Петушок.

Вам понадобится кусочек пластилина и пластмассовый нож.

Слепите из пластилина шарик.

Из шарика скатайте колбаску. Края колбаски закруглите, затем фигурку чуть-чуть расплющьте. Отступите немного от края и ножиком сделайте вертикальный надрез. Вы наметили голову.

Сделайте четыре небольших шарика разной величины. Разомните их подушечкой указательного пальца так, чтобы получились кружочки, и прилепите сверху тела рыбки. Спинной плавник готов. Скатайте шарик побольше, разомните его, отрежьте половинку и сформируйте нижний плавник. Прикрепите его снизу к телу рыбы.

Теперь концом ножа нарисуйте полоски на верхнем и нижнем плавнике и хвостике.

На теле рыбы с помощью ножа сделайте многочисленные углубления, имитирующие чешую.

Осталось слепить глаза и рот в виде крошечного бантика.

Рыбка готова.

Акула-молот поэтапно из пластилина

Образец рыбы-молота

Возьмите 2 куска пластилина – серый и белый

Из серого куска сформируйте колбаску, один конец которой пошире, а другой вытянут и заужен.

Скатайте узкую короткую колбаску, немного ее расплющьте, придайте форму узкого вытянутого прямоугольника и прикрепите к широкому концу тела. Получилась голова акулы-молота.

Снизу тело акулы обмажьте белым пластилином, так вы обозначите ее животик.

Теперь нужно сделать хвост и семь плавников – 4 маленьких и 3 больших. Из шариков формируем кружочки, делим их на две части. Из каждой половинки лепим маленький треугольник-плавник.

Прикрепляем два плавника сверху, два снизу и четыре по бокам и хвост.

Сбоку к голове-молоту прикрепляем глаза.

Рыба-молот в готовом виде.

Аквариум из пластилина (поделка)

Когда моей старшей дочери было четыре года, мы с ней сделали аквариум с рыбками из пластилина в пластиковом стаканчике.

За пару дней до этого мне понадобилось ненадолго чем-то занять ребенка. Я нарезала зеленую пластиковую бутылку на кусочки и показала дочке, как их оплавлять над пламенем свечи (это можно делать только под контролем взрослых, соблюдая технику безопасности). Кусочки пластмассы она подносила к свече игрушечными плоскогубцами. Ей это занятие понравилось, в результате мы стали счастливыми обладателями горстки прозрачных зеленых пластиковых «драгоценностей».

Дочка придумала использовать оплавленные кусочки пластика в качестве хвоста и плавников рыбки. Получилось необычно. Остальных рыбок и осьминога она полностью слепила из пластилина, а я им сделала глазки.

Скрепили пластилином некоторые кусочки оплавленного зеленого пластика и прикрепили к камешкам — получились водоросли для аквариума. Один из кустиков водорослей больше похож на комнатное растение декабрист, но на фотографиях с аквариумом его почти не видно.

На дно прозрачного пластикового стаканчика от шоколадной пасты мы насыпали несколько небольших камней и кусочки перламутра от раковин речной мидии. В последнюю очередь положили камни с прикрепленными к ним водорослями.

Рыбок из пластилина приклеили к стенкам стакана изнутри. Одну из рыбок приклеили к перламутровой «подводной скале», а еще одну — к короткой тонкой полоске прозрачного пластика, другим концом прикрепленного пластилином к камню. Камень с этой рыбкой поместили на дно стакана в центре. А затем налили в стакан воду. Чтобы вода не испарялась, стакан закрыли прозрачной крышкой.

Как сделать аквариум из пластилина в банке

Такой аквариум можно сделать в стеклянной банке с завинчивающейся крышкой: банке от детского питания, банке из-под кофе, пол-литровой или даже трехлитровой банке.

Рыбок и водоросли из пластилина приклеить к банке изнутри, слепить камни (или положить на дно настоящие), налить воду, закрыть банку крышкой.

Можно «поселить» в аквариум несколько рыбок.

Или только одну рыбку.

Банку можно расположить крышкой вверх или, наоборот, крышкой вниз.

Аквариум в банке с золотой рыбкой из пластилина

Более старшие дети могут слепить золотую рыбку из пластилина.

Для лепки золотой рыбки понадобится оранжевый, желтый и черный пластилин. Из инструментов — стек и трубочка для напитков, чтобы сделать чешую. Принцип изготовления тот же, что описан в третьем способе — скульптурная лепка.

В банке с водой такая рыбка смотрится почти как живая, особенно если смотреть издалека.

Аквариумы из пластилина на картоне, крышке, диске и т.д.

Еще проще делать рыбок для плоских поделок с аквариумами: просто размазать пластилин по поверхности (как в поделке «Подводный мир»).

Но можно отдельно сделать рыбок любым способом из описанных выше, а затем приклеить их на аквариум из картона.

Или сделать аквариум из прозрачной пластиковой крышки от стаканчика из-под молочной продукции (перед этим подготовить фон, отрывая маленькие кусочки голубого или синего пластилина и размазывая их по крышке).

Таким же образом можно сделать аквариумы из компьютерных дисков, одноразовых тарелок, контейнеров из пенополистерола и т.д.

Аквариум из диска можно поставить на подставку из куска пластилина или из картонного кольца (как его делать, читайте в статье «Треугольная елочка из картона»).

Жгутики для водорослей удобно делать шприцем (статья «Жгутики из пластилина»).

Предлагаю посмотреть другие статьи:

  • о поделках из пластилина (соленого теста),
  • о поделках с рыбками,
  • о книгах по лепке из пластилина.

© Юлия Валерьевна Шерстюк, https://moreidey.ru

Всего доброго! Если материалы сайта были Вам полезны, пожалуйста, поделитесь ссылкой на них в соцсетях — Вы очень поможете развитию сайта. Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону.

Посмотрите другие интересные статьи:

  • Снегирь — елочная игрушка из самозатвердевающего пластилина
  • Детская поделка к Новому году из пластилина: елочка
  • Еда для кукол своими руками: пицца. Мастер класс
  • Плетеная рыбка из полосок бумаги или лент
  • Миниатюрная посуда для кукол своими руками
  • Обезьянки из пластилина
  • Свинки — магниты (2 варианта)
  • Поделки из киндер-сюрпризов: поросенок
  • Новогодние магниты и елочные игрушки своими руками
  • Бабочка из пластилина
  • Лошадка из пластилина — детская поделка
  • Шишка — елочная игрушка из киндера своими руками

Рыбка из пластилина на картоне – пластилинография для детей

Детям старшей группы сада предлагаем выполнить более сложную работу – пластилинографию или аппликацию из пластилина на бумаге. Такие фигурки можно вылепить плоскими или объемными, оставляя толщину. На эту тему предлагаем выполнить пластилиновую рыбку на бумаге.

Скатайте шарик. Положите его на картон и подушечкой указательного пальца расплющьте так, чтобы получился кружок.

Теперь ножиком разрежьте кружок на 4 части, как показано на картинке. Получились плавники и хвост.

Прикрепите их к телу рыбки.

Гребешком нанесите полосочки на плавники и хвост рыбки.

С помощью чашки сделайте насечку на теле рыбы, как показано на картинке. Получилась голова.

Слепите ротик, глаза. Обратной стороной ручки или карандаша сделайте небольшие углубления, имитирующие чешуйки. Пластилинография готова.

Вариации темы: индивидуальные и коллективные композиции

Традиционно лепка рыбки в средней группе проводится в первом полугодии (ноябрь), впоследствии ребята рисуют аквариумную композицию. В целом задачей такого занятия («Разные рыбки») является научить дошкольников лепить рыбок одинаковой формы, но различающихся между собой по пропорциям. В ходе такой деятельности дети закрепляются приемы лепки, которые они усвоили ранее.

Однако возможны и различные интерпретации данного занятия. Можно обозначить его тему, как «Золотая рыбка», предварительно рассказав детям, например, известную сказку А.С. Пушкина. Такая поделка будет немного отличаться от традиционной рыбы: во-первых, своей необычной цветовой гаммой, а во-вторых, сказочными волшебными деталями (короной на голове, волшебной палочкой и пр.).

Ребята среднего школьного возраста уже способны понимать взаимосвязь между объектами и предметами, вполне можно вводить сюжетную лепку. Например, предложить коллективную композицию «Аквариум». Такое занятие, конечно потребует предварительной подготовки. Педагог заранее заготавливает основу — это может быть настоящий пустой аквариум либо какая-то другая стеклянная или пластиковая емкость необходимых размеров. Можно предложить 2–3 небольших аквариума, разбив детей на подгруппы.

Возможен такой вариант занятия по лепке, как «Домик для рыбки», на котором каждый ребенок мастерит свой аквариум. На таком занятии, кроме пластилина, детям можно предложить картон (нарезанный воспитателем на квадраты или прямоугольники нужного размера — стенки аквариума), который дети будут скреплять пластилином. Одну сторону такого домика следует сделать прозрачной, предложив дошкольникам кусочки пластика. Впоследствии такой аквариум ребята «заселяют» пластилиновыми рыбками.

Уместность использования дополнительных материалов

Лепка рыбки открывает большие возможности для использования дополнительного, природного или бросового, материала. Для эффектного обозначения чешуек можно использовать крупу (рис, гречка, перловка) или семечки. Если же ребята создают сказочную рыбу, для украшения ее тела пригодится фольга или мелко нарезанные яркие фантики от конфет.

Кроме того, лепку на занятии можно успешно комбинировать с аппликацией: у пластилиновой рыбки может быть хвостик или плавники из цветного картона.

Реализация индивидуального подход в рамках темы

В средней группе многие дети проявляют повышенный интерес к лепке. Конечно же, таких воспитанников нужно поощрять, предлагая им усложненные индивидуальные задания. Например, если ребенок быстро и качественно выполнил задание, педагог может предложить ему вылепить еще одну рыбку, но только другой формы, цвета и размера. Другой вариант — украсить свою рыбку, например, с помощью колпачка от фломастера сделать красивый рисунок чешуи или сделать ее более яркой с помощью бросового материала.

Рыбка-клоун – пошаговый мастер класс

Среди красивых аквариумных рыбок есть рыбка-клоун. Для нее характерны яркие полосочки на теле. Эта работа сложнее предыдущих. Предлагаем сделать такую поделку с детьми старшей группы детского сада или учащимися первого класса.

Возьмите 3 куска пластилина – белый, желтый и красный и пластмассовый ножик.

Из красного пластилина сформируйте широкую колбаску, один конец которой немного шире другого.

Скатайте небольшие шарики. Один оставьте, а из остальных вылепите листочки разной величины. Два побольше соедините в хвостик, из четырех маленьких слепите спинной плавник, а из самого большого последнего нижний.

Прикрепите все детали к телу рыбки.

Ножиком проведите полосочки на хвосте и плавниках.

Украсьте рыбку желтыми полосками разной длины и ширины, как показано на рисунке.

Концом ножика сделайте углубления-чешуйки.

Добавьте глаз, прорежьте ротик. Ваша рыба-клоун готова.

Или вот такой простой мастер-класс по лепке рыбы клоуна.

Различные варианты поделок с комментариями и описанием методики выполнения

Большинство рыбок (фото 1–6, 8) выполнены комбинированным способом: голова и туловище вылеплены из одного большого куска пластилина, остальные же элементы (хвостик, плавники, глаза) присоединены отдельно.

Очень эффектно выглядит рыбка н фото 4 «Золотая рыбка» — красивый длинный красный хвост, прорисованная стпекоц чешуя и выпуклые глаза-бусины.

На фото 5 «Аквариум с рыбками» представлена лепка способом барельеф — рыбки прекреплены к поверхности, выступая примерно наполовину. Оригинальная композиция дополнена камушками, ракушками и водорослями.

Представляет интерес поделка»Волшебная рыба» (фото 7): туловище выполнено из скрученного жгутика. Интересно смотится градиентная окраска (переход розового в сиреневый цвет).

На фото 9 и10 представлены объемные аквариумы. Морские обитатели прикреплены к стенкам банок либо зафиксированы в центре на специальных креплениях.

Фотогалерея: готовые работы детей


Поделки из пластилина


Поделка из пластилина


Поделка из пластилина


Пластилин с украшением из бусин


Барельефная лепка


Поделки из пластилина


Рыбка, созданная в необычной технике


Поделка из пластилина Поделка


Поделка

Видео: лепка «Золотой рыбки»

https://youtube.com/watch?v=SaqF0GjJJ-0

Видео: рыбка из пластилина

https://youtube.com/watch?v=oPxRnrAsDeo

Видео: мультфильм «Ух ты, говорящая рыба» (1983)

Видео: мультфильм «В синем море, в белой пене» (1984)

https://youtube.com/watch?v=wCpIuwelvwk

Видео: «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина

Большинство дошкольников очень любят лепить, ведь это возможность создать себе новую игрушку. Предметная лепка, к которой относится создание рыбки, наверняка увлечет малышей средней группы, особенно если педагог познакомит их с различными вариантами создания образа морских обитателей. А использование дополнительных материалов сделает занятие ярким и запоминающимся.

Мультяшная рыбка с большими глазами для детей

Образец готовой рыбки с большими глазами.

Скатайте из пластилина шарик.

Немного приплющьте шарик и сформируйте фигурку в виде усеченного круга. Согрейте в руках и хорошо разомните кусочек желтого пластилина, разорвите его на 4 разные части неправильной формы. Придайте кусочкам форму листиков разной формы.

Прикрепите хвостик и верхний плавник. Нанесите полосочки на плавниках и хвостике. Из кусочков зеленого пластилина формируем тонкие колбаски и прикрепляем их на картон с двух сторон от рыбки, затем немножко расплющиваем. Получились морские водоросли.

Вылепите глаза из 2 плоских кусочков пластилина – голубого и белого.

Доделайте глазик – добавьте черный зрачок, белый блик и длинные черные реснички. Добавьте два маленьких кружочка для ротика.

Образец готовой фигурки.

Рыба-кит

На занятиях по лепке в 1 классе предлагаем вылепить по шаблону более сложную рыбу. Чтобы рыбка получилась правдоподобней, сначала немного расскажите о ней.

Образец фигурки рыбы-кита.

Возьмите кусок голубого пластилина и пластмассовую лопаточку.

Скатайте один большой шарик и четыре поменьше.

Из большого шарика вылепите тело рыбы в форме толстого листика, один конец которого закруглен, а другой вытянут и заострен. Из четырех маленьких шариков сформируйте фигурки в форме листиков.

Прикрепите хвост и плавники к телу рыбки.

Поверните поделку боком, спереди надрежьте пластилин, как показано на картинке. У кита появился рот. Вылепите глаза.

Нарисуйте лопаткой на спинке и плавниках кита полосочки.

Лепим три тонкие колбаски и соединяем их между собой на голове у кита. Получился фонтанчик воды, который выпускает кит при дыхании.

Образец синего кита в готовом виде.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]