План воспитателя по самообразованию
Цель: развивать умение составлять словесные описания по восприятию мультфильма.
.
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
Цель:
расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.
Игровые ситуации:
- «Утренний прием»,
- «Наши занятия»,
- «На прогулке»,
- «На музыкальном занятии»,
- «На физкультурном занятии»,
- «Осмотр врача»,
- «Обед в д/саду» и др.
Предварительная работа:
1.Наблюдение за работой воспитателя, помощника воспитателя.
2.Беседа с детьми о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, медсестры и др.
3.
Составление детьми рассказов на тему «Мой самый лучший день в детском саду». Показ сценок на темы «Наша жизнь в детском саду».
. Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Цель и задачи:
Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь
Игровые проблемные ситуации:
- «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы),
- «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей),
- «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях),
- «Наш выходной день» и др.
Предварительная работа:
1.
Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала.
2.
Рассматривание семейных фотографий.
3.
Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома».
. Сюжетно – ролевая игра «Школа»
Цель и задачи:
Расширять знания детей о школе. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы.
Игровые действия:
Учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают и др.
. Сюжетно – ролевая игра «Библиотека»
Цель и задачи:
показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение.
Игровые действия:
- Приём заявок библиотекарем.
- Работа с картотекой.
- Выдача книг.
- Читальный зал.
Предварительная работа:
- Экскурсия в библиотеку с последующей беседой.
- Открытие «Книжной мастерской» по ремонту книг.
- Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений.
. Сюжетно – ролевая игра «Больница»
Цель и задачи:
вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Игровые действия:
- Больной поступает в приемный покой.
- Медсестра регистрирует его, проводит в палату.
- Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, смотрит горло и пр.
- Медсестра выдает лекарства больным, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т.д. Больных посещают родные, друзья.
Предварительная работа:
- Экскурсия в медицинский кабинет д/с.
- Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы).
- Чтение лит. произведения: Я. Забила «Ясочка простудилась»,
- Э. Успенский «Играли в больницу»,
- Беседа с детьми о работе врача, медсестры.
- Рассматривание иллюстраций.
. Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
Цель и задачи:
вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Игровые действия:
- Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках.
- Директор следит за порядком в магазине.
- Приходят покупатели.
- Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают.
- Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек.
- Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек.
Игровые ситуации:
«В овощном магазине», «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Книги», «Спорттовары».
Предварительная работа:
- Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др.
- Этическая беседа о поведении в общественных местах.
- Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т.д.
- Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, фрукты, овощи из пластилина)
. Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты»
Цель и задачи:
расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты», вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу.
Роли:
парикмахер, мастер маникюра, мастер косметического кабинета, кассир, уборщица, клиенты.
Игровые действия:
- Парикмахер моет волосы, причесывает, делает стрижки, красит волосы.
- Мастер маникюра делает маникюр, покрывает ногти лаком, дает рекомендации по уходу за руками.
- Мастер косметического кабинета делает массаж лица, смазывает кремом, красит глаза, губы и др.
- Кассир выбивает чеки.
- Посетители вежливо здороваются с работниками салона, советуются с мастерами, платят в кассу, благодарят за услуги.
Предварительная работа:
- Посещение детьми парикмахерской с родителями.
- Рассказы детей о том, что они делали в парикмахерской.
- Рассказ воспитателя о культуре поведения в общественных местах.
- Рассматривание альбома с образцами причесок.
- Рассматривание каталогов с образцами косметических средств.
- Изготовление атрибутов к игре с привлечением родителей (полотенца, салфетки и др. из цветной бумаги)
Игровой материал:
зеркало, набор расчесок, ножницы, фен для сушки, лак для волос, одеколон, лак для ногтей, детская косметика, альбом с образцами причесок, халаты, полотенца и пр.
. Импровизация ЦИРК! ЦИРК! ЦИРК!
Цель и задачи:
закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах; закреплять знания о цирке и его работниках.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций о цирке.
- Беседа по личным впечатлениям детей о посещении цирка. Чтение произведений «Девочка на шаре» В. Драгунского, «Цирк» С. Маршак,
- Рисование на тему «Афиша для цирка»
. Сюжетно-ролевая игра «Мы – военные разведчики»
Цель и задачи: развить тематику военизированных игр, учить детей быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».
Игровые действия:
- Воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них.
- Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.
. Сюжетно – ролевая игра «Космонавты»
Цель и задачи:
расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет».
МОНИТОРИНГ
Мониторинг достижений детей по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников», осуществляется по следующим критериям и показателям:
ПОКАЗАТЕЛИ:
- организует игровое пространство в соответствии с замыслом игры;
- умеет взаимодействовать с партнёрами;
- вступает в разнообразные ролевые диалоги с партнерами по игре;
- в игре отражает самостоятельно придуманные события на основе бытовых, литературных и фантазийных сюжетов;
- словесно передаёт воображаемые игровые действия;
- создаёт игровой выразительный образ.
Самообразование воспитателя 2022 года
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 58»
План по самообразованию воспитателя второй младшей
группы № 4
Тема: ««Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира».
Воспитатель: Хорина И.А.
2020 – 2022 учебный год
План работы по самообразованию воспитателя Хориной Ирины Александровны, на тему: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира».
Актуальность данной темы заключается в том, что современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.
Дети — прирождённые исследователи, активно собирающие информацию о своём окружении. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности. Это побуждает обучение быть «проблемным», которое должно содержать элементы самостоятельной исследовательской работы детей. Необходимо включать дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить всё сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому.
Как показывают педагогические исследования, главная проблема образования — потеря притягательности процесса познания. В самой структуре образовательного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов. Передо мной встал вопрос о выборе эффективных форм взаимодействия. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Активное внедрение детского экспериментирования основано на том, что у ребенка усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». А что, если попробовать задать вопросы, интересующие дошкольника, ему самому? Для того чтобы ответить ребенку, надо выяснить, что он уже знает, а что — еще нет. И не только что, но и как. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Значение исследовательской деятельности
для детей можно разделить на 4 этапа:
1. Обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные функции, ребёнок начинает понимать и запоминать многое, и это у него откладывается в памяти естественно.
2. Развивается речь ребёнка, прежде чем что-то сказать, нужно сообразить, сформулировать, сделать.
3. Происходит накопление фонда умственных приёмов — операций, ребёнок при исследовании, при экспериментировании мыслит, он принимает какие- то решения, делает для себя какие-то заключения.
4. Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие- либо предметы и явления для достижения определённого результата.
Целю
моей работы по данной теме, является повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:
ü Изучить литературу по теме «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира».
ü Создание интересной для детей предметно-развивающей среды в группе
;
ü Проведение открытого просмотра в ДОУ;
ü Выступление на педсовете с консультацией для педагогов по теме «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»;
Предполагаемые результаты:
обогащение среды группы играми и исследовательским материалом для детского экспериментирования;
обобщение и распространение опыта работы по данной теме среди коллег на итоговом педагогическом совете.
I этап Подготовительный | ||
Сроки | Форма работы | Практические выходы |
Сентябрь | 1. Составление плана работы по самообразованию. | Наличие плана работы по самообразованию |
2. Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию. | 1. Дыбина О. В «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Для занятий с детьми 3-4 лет Издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ Москва, 2014г. 2. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005. | |
Октябрь | 1. Консультации для родителей «Экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Маленькими шагами в прекрасный мир!». | Проведение консультаций для родителей. |
2. Анкетирование родителей по теме «Ваше отношение к детскому экспериментированию». | Проведение анкетирования родителей. | |
II этап Основной | ||
Ноябрь | 1. Формирование картотеки | Наличие картотеки |
2. Продолжать изучение литературы по заданной тематике | 1. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004. 2. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 . | |
Декабрь | 1. Оформление и пополнение уголка юного исследователя | Изготовление и пополнение атрибутов для детского экспериментирования (Фартуки, перчатки, клеенка, лупа, меры: длинны, величины, объема; набор образцов: тканей, бумаги, круп, и т.д.) Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования |
2. Проведение экспериментов с детьми: — посадка лука; — «Узнай все о себе, воздушный шарик»; — «Какие свойства у воды?»; | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования | |
Январь | 1. Практикум для родителей «Экспериментируем дома»; | Наличие конспекта. Проведение практикума. |
2. Пополнение картотеки | Наличие картотеки | |
3. Проведение экспериментов с детьми: — «Мир бумаги»; — «Можно ли склеить бумагу водой»; — «Бывает ли воздуху холодно» | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования | |
Февраль | 1. Консультация для воспитателей по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду» | Выступление на педсовете с консультацией на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду» |
2. Проведение экспериментов с детьми: — «В мире стекла»; — «Мы – фокусники.» (выявить материалы, взаимодействующие с магнитами); — «Почему все падает на землю?» | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования | |
2. Участие в конкурсе уголков детского экспериментирования. | Презентация уголка | |
Март | 1. Продолжать изучение литературы по заданной тематике. | 1. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995г. |
2. Проведение экспериментов с детьми: — «В мире пластмассы»; — «Упрямый воздух»; — «Могут ли животные жить в земле?» | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования | |
III этап Итоговый (Практический выход) | ||
Апрель — Май | 1. Проведение открытого занятия по теме: «Удивительные свойства воздуха»; | Наличие конспекта |
2. Творческий отчет на педсовете по теме самообразования «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира». | Наличие отчета и презентации |
Список используемой литературы
1. Дыбина О. В «Ознакомление с предметным и социальным окружением»
Для занятий с детьми 3 — 4 лет Издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ Москва, 2014г.
2. Дыбина О. В «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
3. Иванова А. И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
4. Рыжова Н. А. «Волшебница –вода» /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .
5. Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста». Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995г.
Как выбрать тему для самообразования?
Основных критериев всего два:
- требование к изучению темы извне (формулируется в нормативно-правовых документах, в частности, во ФГОС ДОО);
- работа самого педагога (нехватка опыта и знаний для разрешения той или иной педагогической ситуации).
Таким образом, перед выбором темы необходимо ознакомиться с нормативно-правовой базой по дошкольному образованию и проанализировать собственный опыт.
Согласно ФГОС, ребенок-дошкольник развивается по следующим направлениям:
- социально-коммуникативное;
- познавательное;
- речевое;
- художественно-эстетическое;
- физическое.
Самообразование
Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.
Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игр по возрасту. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей.
Что бы игра для ребенка (да и для взрослого, который, скорее всего, часто будет ему партнером) была интересной, она должна быть достаточно понятной и простой и логичной по правилам. Цель игры тоже должна быть проста, понятна и в принципе достижима. В тоже время в ней должна быть очень большая управляемая вариантность развития сюжета игры, событий. И игрок (даже маленький) должен осознанно выбрать и пытаться реализовать какой-то конкретный, выигрышный с его точки зрения, вариант. Но в то же время должен быть и большой элемент случайности, делающий игру эмоциональной, нивелирующий мастерство и делающий возможным выигрыш даже новичком. Ведь если один игрок все время выигрывает, а второй проигрывает, у «вечно проигрывающего» быстро пропадает охота играть. А если «мастер» все время вынужден поддаваться — пропадает охота играть у него. Случайность же ставит игроков в почти одинаковые условия. Удача дает шансы каждому, а вот кто как сумел их реализовать? И когда ребенок обыгрывает «самого папу» и не потому что тот поддался, а в «честном сражении» — восторгу нет предела.
Нельзя сбрасывать со счетов развивающую сторону игры. Ребенок, играя в настольную игру, даже самую простую, развивает свою фантазию, учится быстро считать, учится принимать какое- то решение и начинает понимать взаимосвязь между принятием решения, своими действиями и их результатом. Его ошибочные действия очевидны для него самого и он уже начинает думать, как их не повторить или избежать, понимает какая ситуация плохая, а какая – хорошая. У него развивается не только тактическое, но и стратегическое мышление.
Приобретая игру важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игра ему нужна. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игры на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».