Открытые занятия. Конспекты в подготовительной группе


Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Моя малая Родина» Конспект открытого занятия по познавательному развитию для детей подготовительной логопедической группы. «Моя малая Родина»

Области интеграции: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Цель: Формирование элементарных…

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Путешествие в школу умников и умниц» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Журавлик»

г. Волгодонска МБДОУ ДС
«Журавлик»
г. Волгодонска
Конспект открытого занятия Тема: «Путешествие в школу умников и умниц»
. Воспитатель: подготовительной группа № 13
«Цветик-Семицветик»
Мазурова…

Приёмы на занятиях по подготовке к школе в детском саду

При подготовке к школе очень важно познакомить детей со всеми возможными видами педагогического взаимодействия, иными словами, научить работать в условиях применения педагогом разных методических приёмов. В практике дошкольного и школьного образования применяется 4 группы способов взаимодействия с воспитанниками.

Словесные приёмы

Поскольку слово в развитии ребёнка играет ключевую роль, словесные способы взаимодействия с детьми в процессе образовательной деятельности являются ведущими. Слушая речь педагога, а также вступая в диалог, составляя монологические высказывания, ребята учатся находить общий язык в коллективе сверстников. Кроме того, нельзя забывать, что дети 5–7 лет, слушая взрослых, формируют собственный речевой образ, который во многом определяет успешность социализации дошкольников и будущих первоклассников.

Объяснение

Этот словесный приём сопровождает любой вид деятельности дошкольников. Причём даже если речь идёт о повторяющейся инструкции к выполнению режимного момента (например, поведение за столом или подготовка ко сну), объяснение всё равно необходимо, хотя бы в форме инструкции из простых предложений.

Отдельно стоит остановиться на использовании объяснения в качестве мотивационного приёма. Дети старшего дошкольного возраста стараются во всём подражать взрослым, поэтому для речевого развития и включения в тот или иной вид деятельности словесные приёмы, традиционно используемые педагогом, можно отдавать на откуп воспитанникам. Например, дать задание объяснить товарищам порядок выполнения примера на сложение или ход работы над поделкой.

Беседа

В этом формате можно выстраивать не только принятую в педагогической практике проверку усвоения материала. С помощью наводящих вопросов по теме дети могут составлять алгоритм выполнения того или иного задания.

Например, перед тем как приступить к рисованию, я со своими воспитанниками беседую по вопросам:

  • Что потребуется для рисования красками?
  • Как нам нужно подготовить рабочее место?
  • Почему важно правильно организовать работу?

Это интересно. Очень важно в беседу включать вопросы «почему», то есть проблемного характера. Они приучают детей размышлять, анализировать, делать выводы.

В любой диалог в детьми нужно включать проблемные вопросы

Загадки и стихотворения

Обычно эти приёмы используются для мотивации детей, чтобы настроить их на выполнение задания. Но в непосредственной образовательной деятельности загадки могут использоваться также и для отработки изученного материала. Например, завершив на занятии повторение гласных букв, я предлагаю ребятам повторить изученный материал, отгадав загадки:

  • С этой буквы начинаются «Арбуз» и «Альманах». Она нам всем встречается Почти во всех словах. (Буква «а»).
  • Блеет козлик: «Ме» да «ме», Знает только «Эм» и … («е»).
  • Ёж под ёлкой задремал, Кто-то зверя обокрал: Вместо «Ёжика» лишь «жик» Возле деревца лежит. Там, где клёны у леска, Стала «Ёлка» просто «лка». Ну же? Кто из вас узнал, Что за букву ёж проспал? (Буква «ё»).
  • Первая в словах «Игла», «Иволга», «Индюк», «Икра». (Буква «и»).
  • «ОблакО», «Очки», «Оса», «НОж», «кулОн» и «кОлбаса»… Знают дети все давно, Что с баранкой схожа буква … («о»).

Стихотворения также могут использоваться в нескольких целях:

  • вспомнить изученное;
  • познакомиться с новым материалом;
  • повторить полученные знания, умения и навыки дома (стихотворения часто используются в качестве домашнего задания).

Со своими воспитанниками при изучении темы «Время. Дни недели» мы запоминаем порядок дней недели вместе с рифмовкой:

  • В понедельник я стирал, А во вторник подметал. В среду с мёдом пёк калач, А в четверг играл я в мяч. В пятницу посуду мыл, А в субботу торт купил. В воскресенье отдыхал, Сказки добрые читал.

Чтение

В подготовительной группе бо́льшая часть детей умеет читать, поэтому им можно давать задание на зачитывание небольших отрывков по теме. При этом важно, чтобы текст в целом и все слова в нём были понятны ребятам. Чтение можно использовать в качестве средства реализации эвристического подхода к образованию — когда дети сами находят нужную информацию. К примеру, в работе по подготовке к школе это может быть уяснение режима полива комнатных растений.

Это интересно. Чем старше становятся ребята, тем меньше им следует читать вслух, а больше самих приобщать к этому виду деятельности. Некоторые психологи утверждают, что подобный приём способствует скорейшему освоению навыка чтения.

Чтение детьми небольших информационных блоков стимулирует остальных ребят к скорейшему освоению этого важного навыка

Сказки

Короткие сюжетные зарисовки я использую для мотивации ребят, чтобы отвлечь их от занятий на данный момент и привлечь к общему виду деятельности. Например, чтобы мотивировать ребят к НОД, я своим малышам предлагаю сказку о Маше, которая боялась идти в школу. «Жила-была девочка Маша. Она очень хотела поскорее вырасти и пойти в школу, чтобы многое узнать. Маша думала, что в школе будет очень весело, будет много игр и развлечений с друзьями. Однако когда Маша пошла в школу, ей стало очень страшно, потому что вокруг были незнакомые ребята, а учительница объясняла всем, что следует вести себя тихо и спокойно. А потом были уроки, на которых у девочки не всё получалось, и она боялась, что учительница будет её ругать. Маша пришла домой со слезами, школа оказалась совсем не такой, как ей мечталось. Мама объяснила дочке, что все мы боимся неизвестного, и каждый может ошибиться, в этом нет ничего страшного. На следующий день Маша снова пошла в школу, там она подружилась с ребятами и узнала много нового и интересного». После того как ребята прослушали сказку, проверить понимание сюжета можно с помощью вопросов: Почему Маша хотела пойти в школу? Чего боялась Маша? Что сказала девочке мама?

Педагогу, использующему сказки в качестве приёма для мотивации, необходимо учитывать, что:

  • сюжеты не должны быть слишком длинными, с большим количеством персонажей (2–3 героев вполне достаточно);
  • развитие действия не стоит перегружать (то есть 1–2 сюжетных поворота вполне достаточно);
  • сказки нужно сопровождать наглядностью (картинками или игрушками, от лица которых ведётся повествование).

Сюжетные зарисовки не должны быть длинными, иначе дошкольники могут потерять интерес к дальнейшему занятию

Наглядные приёмы

Больше всего информации из окружающего мира дети воспринимают через зрительный канал. Поэтому наглядные приёмы активно используются и в работе по подготовке к школе. Среди наиболее эффективных можно выделить:

  • картинки (иллюстрации сопровождают не только сюжетные повествования, например, сказки, но и режимные моменты, к примеру, порядок складывания одежды в шкаф после прогулки);
  • схемы (этот вид наглядности очень важен для освоения навыка письма, так как на схемах малыши видят последовательность прописывания элементов букв);
  • показ (лучший способ дать детям почувствовать вовлечённость в ту или иную деятельность — это показать, что взрослый также увлечён ею, например, выполняя аппликацию на тему «Виды транспорта. Самолёт», педагог и дети могут устроить конкурс, у кого получится наиболее реалистичная или похожая на образец модель);
  • демонстрация (видеоматериалы можно продуктивно использовать при разработке тем по математике, развитию речи, обучению грамоте).

Видео: учимся складывать и вычитать в пределах девяти

Практические приёмы

Для закрепления изученного материала традиционно используются практические приёмы, демонстрирующие творческое осмысление информации:

  • рисунки;
  • аппликации;
  • поделки.

Эти виды работы можно объединить общим заданием — созданием проекта по теме. Например, «Я — будущий первоклассник».

Фотогалерея: примеры рисунков по теме «Я — будущий первоклассник»


На рисунках дети изображают не только здание школы, но и свой будущий образ первоклассника


В рисунках дошкольники выражают свои ожидания от обучения в школе


В проектах дети демонстрируют своё видение образа школы


В создании проекта участвуют родители, осуществляя посредственную помощь, например, оформляя надписи

Наблюдение

Использование этого практического приёма важно для развития эвристического способа получения знаний детьми. То есть ребята сами добывают информацию, анализируют её и в связи с этим формулируют определённые выводы. Функция педагога в этом случае ограничивается помощью в обобщении и систематизации материала. Наблюдение организуется на прогулке или в виде опытов в группе.

Таблица: картотека наблюдений в рамках подготовки к школе (фрагмент)

ТемаЦельОписание
Наблюдение за изменениями температуры воздуха
  • Учить детей сравнивать показатели температуры с помощью простых арифметических действий на вычитание;
  • развивать наблюдательность;
  • воспитывать умение работать в коллективе.
Дети фиксируют показатели температуры воздуха в августе и сентябре. Приходят к выводу, что первый осенний месяц холоднее последнего летнего в среднем на 5 градусов.
Наблюдение за процессом таяния снега
  • Учить делать выводы на основании имеющихся знаний, а также увиденных явлений;
  • развивать логическое мышление.
Дети наблюдают за скоростью таяния снега, определяют, что он тает быстрее вблизи стволов деревьев, так как корни поглощают воду.
Наблюдение за деревьями
  • Проследить движение сока у деревьев;
  • закреплять знания о круговороте воды в природе.
Дети наблюдают за деревьями на участке, у которых из трещин на коре выделяется сок — лакомство для насекомых. На основании имеющихся знаний о движении воды по стволу ребята приходят к выводу, что под действием весеннего тепла вода с полезными веществами из земли продвигается по стволу к веткам и почкам, из которых вскоре появятся листья.

Игровые приёмы

В работе по подготовке к школе активно используются игровые приёмы, так как игра — ведущий вид деятельности дошкольников.

Дидактические игры

Этот вид игр активно применяется при организации НОД, поскольку позволяет:

  • ознакомиться с новой информацией;
  • отработать и закрепить полученные знания, умения и навыки;
  • повторить изученный материал.

Выделяют 2 типа обучающих (дидактических) игр:

  • ориентированные на содержание игровых действий;
  • опирающиеся на игровой материал.

Дидактические игры, опирающиеся на игровой материал, воспитывают у дошкольников усидчивость

Таблица: виды дидактических игр при подготовке к школе

ТипВид игрыНазваниеЦелиОписание
Игры, ориентированные на содержаниеЛогическая«Цветы на клумбах»
  • Закреплять названия геометрических фигур и цвета спектра;
  • развивать логику.
Педагог раздаёт детям бумажные цветочные клумбы круглой, прямоугольной и квадратной формы. Раздаёт по 3 разноцветных цветка. Дети расставляют цветы, ориентируясь на рассказ: «Красные цветы росли не на квадратной, но и не на круглой клумбе. А оранжевые не на круглой, но и не на прямоугольной. Рассади цветы правильно».
Словесная«Я — вам, вы — мне»
  • Развивать речь детей;
  • практиковать счёт.
Педагог проговаривает предложение, дети считают количество слов в нём. Кто ответил быстро и правильно, побеждает и говорит своё предложение, слова в котором считают остальные участники.
Сенсорная«Назови по частям»Отрабатывать навык составлять изображение из частей и, наоборот, раскладывать целое на части.Дети складывают картинки из отдельных деталей (например, колёса, кузов, кабина — грузовик). После чего рассказывают о назначении каждого элемента.
Музыкальная«Угадай, что звучит»
  • Учиться соотносить звук с музыкальным инструментом;
  • развивать слух и чувство ритма.
Педагог за ширмой играет на музыкальном инструменте, а дети угадывают, что звучит.
Игры, ориентированные на материалНастольно-печатная«Времена года»
  • Учить соотносить времена года с последовательностью месяцев;
  • закреплять знания основных примет разных сезонов;
  • развивать спонтанную монологическую речь.
Дети на скорость группируют картинки с названиями месяцев, приметами сезонных изменений, после чего составляют связный рассказ о временах года.
Игра с предметамиВ основном это игры с природным материалом. Например, посчитать количество желудей у белочки и ёжика, распределить поровну, дать кому-то из персонажей больше и т. д.
ИнтерактивнаяДля этих игр используются компьютерные технологии. Так, на математических занятиях по подготовке к школе ребятам можно предложить игру «Маша и Медведь», в которой дети вместе с героями любимого мультфильма выполняют задания на сложение и вычитание.

Подвижные игры

Здоровьесберегающие методы обучения являются основными в работе с детьми дошкольного возраста. Для их практической реализации во все элементы учебно-воспитательного процесса активно вводятся подвижные игры, выполняющие ещё и задачу поддержания общего эмоционального тонуса в группе.

Подвижные игры поднимают настроение и детям, и взрослым

Таблица: виды подвижных игр, используемых на занятиях по подготовке к школе

Отрабатываемый навык/умениеНазвание игрыЦелиХод игры
Бег в разных направлениях, прыжки«Жмурки»
  • Упражнять детей в беге врассыпную;
  • тренировать выдержку и наблюдательность.
Дети становятся в круг, одному участнику завязывают глаза. Он несколько раз поворачивается вокруг себя. Затем участники разбегаются, а ловишка с закрытыми глазами старается поймать кого-то из них, ориентируясь на шаги или другие звуки.
Пространственное ориентирование«Ловишка с ленточками»
  • Тренировать бег врассыпную;
  • учить не сталкиваться с другими участниками;
  • развивать умение ориентироваться в пространстве.
Дети становятся в круг, у каждого за поясом ленточка. По сигналу участники разбегаются, а ловишка старается выхватить ленточку. По условному знаку дети останавливаются, ловишка подсчитывает количество пойманных игроков.
Формирование ощущения равновесия«Удочка»Учить перепрыгивать через вращающуюся верёвку.Водящий пускает по полу скакалку, остальные участники должны перепрыгнуть через неё, удержав равновесие.
Умение имитировать«Море волнуется»
  • Учить повторять движения за водящим;
  • тренировать внимание.
Дети стоят по обозначенным кружкам и выполняют любые движения. Водящий ходит между играющими, периодически кладёт руку на плечо участнику и по сигналу «Море волнуется» выполняет движение, которое игроку надо повторить. При этом водящий уводит игрока от кружка. По сигналу «Море спокойно» участник должен добежать до своего кружка. Если не успел, то становится водящим.
Развитие внимания«Будь внимателен»
  • Учить бегать, не сталкиваясь с соперниками;
  • тренировать внимание, ловкость и скорость реакции.
Дети становятся в шеренгу, перед ними на определённом расстоянии несколько предметов: кубики, кегли, флажки и пр. По сигналу водящего участники бегут к предметам и на середине пути слышат указание, какой конкретно нужно взять. Побеждает тот, кто верно выполнил указание.
Отработка навыка лазанья, ползанья«С мячом под дугой»
  • Тренировать в ползании на четвереньках;
  • учить координировать движения рук и ног;
  • развивать ловкость в обращении с мячом.
Дети по очереди проползают под дугами высотой около 40 см, толкая при этом головой набивной мячик. Количество дуг определяется площадью пространства.
Тренировка ловкости«Коршун и наседка»
  • Учить двигаться в колонне, не расцепляясь;
  • тренировать согласованность движений.
Дети становятся в колонну, первый участник — наседка, остальные — цыплята. По условному знаку из гнезда вылетает «коршун» и старается схватить стоящего последним в колонне цыплёнка. Наседка с остальными участниками убегает, поворачиваясь так, чтобы защитить «цыплёнка». Расцепляться колонне нельзя.

Группа театрализованных игр

При проведении работы по подготовке к школе в учебно-воспитательный процесс включаются театрализованные игры нескольких видов:

  • сюжетно-ролевые, в которых дети, основываясь на личном опыте, разыгрывают ситуации быта (на приёме у врача, на уроке в школе и пр.);
  • драматизации, где дети выполняют игровые действия исходя из указаний «режиссёра», то есть педагога или товарища (например, сценки по прочитанным сказкам, участие в тематических утренниках и пр.);
  • режиссёрские игры, то есть выполнение игровых действий на основе придуманного сюжета (например, разыгрывание спасения зайцев от наводнения в лесу на фланелеграфе);
  • пальчиковые игры — упражнения на тренировку мелкой моторики, направленные на активизацию речевых центров.

Проигрывая разнообразные ситуации и сказочные сюжеты, дошкольники усваивают новые модели поведения, становятся более самостоятельными и уверенными в себе.

Посредством игры в школу ребята в безопасной обстановке знакомятся с ролями учеников и учителя

Группа кратковременного пребывания (ГКП)

Как правило, в группу кратковременного пребывания зачисляют совсем маленьких деток от 1 до 3 лет. Этой услугой может воспользоваться любой желающий родитель, который подал необходимые документы и встал в очередь. Такие группы работают 3 раза в неделю по 3 часа всего.

Занятия там начинаются в 8:30 и длятся до 11:30. А также есть вечерняя смена с 16:00 до 19:00. Все зависит от расписания занятий в образовательном учреждении поэтому, всегда уточняйте часы работы в своем саду.

Родителям на заметку

Чаще всего родители волнуются о том, с какого возраста отправить малыша в детский сад и стоит ли это делать так рано, ведь деткам от 1 до 3 лет еще так нужно присутствие мамы. Особенно трудно родителям принять решение, если это первый малыш в семье.

Пребывание в детском саду— это самый первый и важный опыт для каждого ребёнка. Здесь он учится проявлять свои личные качества и общаться с ровесниками.

Если опустить детали, то мнение многих специалистов сходится в одном: с точки зрения психологии знакомство и общение детей в игровой и непринужденной форме помогают малышу адаптироваться и войти в общество. Ведь в этом социуме ребёнок будет расти и развиваться, набираться опыта и проживать разные этапы становления личности. И чем раньше ребёнок начнёт адаптироваться, тем лучше это будет для его психологического здоровья.

Нужно отметить, что молодые мама и папа тоже должны быть готовы к такому ответственному шагу.

И прежде, чем отправить малыша в группу кратковременного пребывания, убедитесь, что это именно то место, где будет комфортно вашему сыну или дочери.

Сегодня можно быстро найти отзывы в интернете о любом продукте или услуге. Поищите отзывы и комментарии о вашем детском саде. А ещё наверняка у вас есть знакомые мамы, чьи детки тоже ходят в этот сад. Также вы можете прийти в садик и увидеть все собственными глазами, и пообщаться с нянечками и воспитателями.

Какие занятия проводят с детьми в группах кратковременного пребывания

Обычно в таких группах проводят по 2 занятия в неделю физкультуры и музыки и по одному разу занятия рисования, лепки, литературы и конструирования.

Записаться в группы ГКП тоже не сложно. Они имеются практически во всех дошкольных учреждениях. А чтобы вас зачислили в группу, необходимо:

  • обратиться к заведующей сада с просьбой о зачислении ребенка в ГКП. Если места в группе есть— вас обязательно примут;
  • если свободных мест нет, обратитесь в т.н «Мини-ОСИП» ( это окружная служба информационной поддержки).
  • также можно записаться в группу и через портал городских услуг

Когда вы нашли место, необходимо побеспокоиться о документах для сада. Их немного, но собирать придется быстро:

  • паспорт родителя или законного представителя ребенка;
  • свидетельство о рождении малыша;
  • регистрация ребенка в городе;
  • если у вас имеются льготы, предоставьте также документ на включение в льготную категорию;

Зачисление в ГКП происходит также, как и в обычную группу сада. Вас ставят на очередь и когда появляется место, вам звонят и сообщают, что ребёнок может ходить в сад.

Порядок зачисления в группу кратковременного пребывания.

Когда свободных мест в группе мало, заведующая детским садом должна руководствоваться определёнными правилами при зачислении ребенка в группу. Так, например, вашего ребёнка примут быстрее, если:

  • ваша семья (или ребёнок) проживает/прописан в этом районе;
  • льготные категории детей

Если из данного списка все дети зачислены, то в порядке очереди зачисляются:

  • детки с временной регистрацией
  • малыши из других районов

Родителю не нужно ходить каждую неделю или месяц в детский сад, чтобы узнать, освободилось ли место. Обычно родителям присылают оповещение с уведомлением на электронную почту или звонят на мобильный телефон.

При поступлении в детский сад проверьте наличие медицинской карты, а непосредственно перед зачислением нужно предоставить:

  • контакты ребенка и его родителей;
  • общий анализ крови и анализ мочи;
  • анализ на энтеробиоз и яйца-глист

Прежде чем зачислить ребенка в группу в детском саду, родитель должен будет подписать договор об оказании услуг, где будут прописаны все права и обязанности как родителей, так и воспитателей.

Как правило, подобного рода документы защищают обе стороны от возможных претензий. Поэтому каждому родителю стоит не лениться и прочитать этот договор внимательно.

Особенности пребывания малышей в группе кратковременного пребывания

Ребёнок находится в детском саду не целый день, а всего лишь какую-то часть дня, так что питание здесь не предусмотрено. Но любой малыш может свободно попросить воды. Так что прежде, чем отправить сына или дочь в детский сад, не забудьте покормить его.

Адаптация в группе проходит довольно мягко. Любой родитель может зайти в группу и посмотреть, как там себя чувствует их ребенок. Так малышу проще пережить долгое расставание с родителями и освоиться в новом окружении. Помните также, что психика ребёнка довольно ранима в этом возрасте, и любое нововведение может плохо повлиять на его эмоциональное состояние. Но если подготовить малыша и отправить в группу кратковременного пребывания, то можно избежать негативных эмоций со стороны малыша.

Первые дни в ГКП длятся всего лишь полчаса для ребёнка. Затем время пребывания становится больше, но все зависит от поведения и привыкания ребёнка. Часто воспитатели рекомендуют начать с получаса и добавлять лишь по 15 минут каждые несколько дней, чтобы не нагнетать ситуацию.

Примерное расписание в группах кратковременного пребывания:

  • Понедельник — 9:00-9:10 музыкальные игры; 10:10- 10:20 дидактические игры;
  • Вторник— 10:00- 10:10 развитие движения, 10:30-10:40– художественное творчество (здесь обязательно чередуются рисование, лепка, аппликация, раскрашивание);
  • Среда— 9:00-9:10 дидактическая игра, 10:00-10:10 развитие речи;
  • Четверг— 9:00-9:10 подвижная игра; 10:00-10:10 игры со строительными материалами;
  • Пятница— 9:10-9:20 развивающая игра; 10:00-10:10 музыкальная игра

Средняя ежемесячная стоимость ГКП составляет около 1500 рублей. Однако, если у вас есть льготы, то можно написать заявление на компенсацию оплаты (или часть компенсации).

Какие дополнительные расходы ожидают родителя

Во многих садах и группах имеются также дополнительные расходы, которые чаще всего зависят от руководителя детского сада. Этот момент также стоит оговорить заранее, и лучше всего это сделать, в момент подписания договора с садом. Хотя, времена, когда велись огромные сборы в садах, уже давно прошли.

Тем не менее, некоторые родители сталкиваются с настоящим вымогательством. В этом случае стоит обратиться на горячую линию борьбы с коррупцией.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]