9 простых научных опытов, которые вы можете сделать, чтобы приятно провести время с детьми

Мария Савченко

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе. Как создать радугу

Введение

Каждый человек хотя бы раз в жизни любовался природным чудом – радугой. Многие, наверное, замечали, что радуга, как правило, появляется после дождя. Я много раз видела радугу, мне захотелось узнать – что же такое радуга и как она появляется, можно ли получить радугу искусственным путем в домашних условиях.

Цель исследования: выяснить, можно ли получить радугу в домашних условиях.

Объект исследования –природное явление радуга.

Предмет исследования -виды радуги и возможность получения их искусственным путём.

Проблема исследования:как создать разные виды радуг в домашних условиях?

Задачи исследования:

1. Выяснить, что такое радуга, как она появляется.

2. какие виды радуг существуют в природе и возможно ли получить их искусственным путем.

3. Поставить опыты получения радуги в домашних условиях.

Гипотеза:

Предположим, что радугу можно получить,если заменить солнечные лучи:

1. искусственнымсветом – лампой,

2. при помощи воды и фломастеров.

3. при помощи конфет «Скителс»

выбранные мною опыты позволят увидеть радугу в домашних условиях.

Основные методы: изучение литературы, наблюдение, эксперимент.

1.Актуальность:

Как появляется радуга?

Еще со старшей группы мне известна поговорка «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. По начальным буквам этих поговорок я запомнила названия и последовательность цветов такого необычного и красивого явления природы, как радуга. Отчего же появляется такая красивая, да еще цветная картина в воздухе? Ответ на этот вопрос мы искали вместе с моим воспитателем в энциклопедии, интернете, смотрели познавательные мультики про радугу. Мы узнали, что радугу можно увидеть около водопадов, фонтанов, разбрызгиваемых поливальной машиной.

Вывод: радуга появляется в солнечную погоду во время дождя, когда солнечные лучи проходят сквозь дождевые капли.

2. Какие виды радуг существуют.

Увидев в энциклопедии радугу, я решил узнать, какие ещё радуги существуют.

Зимняя радуга — явление очень редкое, ведь преломление солнечного света происходит не в капельках воды, а в кристалликах льда.

Туманная или белая радуга

Она появляется при освещении солнечными лучами слабого тумана, состоящего из мелких капелек.

Красная радуга

В последние пять или десять минут перед заходом солнца все цвета радуги, кроме красного, начинают исчезать и, наконец, остается только одна красная дуга.

Практическая часть

Радуга – это чудо природы. А можно ли создать это чудо самому, в домашних условиях? Я решила попробовать это сделать и провела несколько экспериментов, вместе с моим воспитателем.

Опыт№1 «Создание радуги в домашних условиях»

Эксперимент № 1: «Шагающая» вода

Для начала вам понадобится набор из следующих материалов:

Пять прозрачных стаканов одинаковой высоты (подойдут пластиковые стаканчики);

Бумажные полотенца (салфетки);

Вода (водопроводная);

Пищевой краситель (трех цветов);

1. Попросите ребенка наполнить три стаканчика водой, и пусть добавит в каждый из них краситель;

2. Поместите пустой стаканчик между двумя, наполненными подкрашенной водой;

Спросите ребенка, знает ли он, что такое сила тяжести? Если он еще этого не знает, объясните, что гравитация — это сила, притягивающая объекты друг к другу. В этом эксперименте сила тяжести поможет воде быстрее переместиться в пустую емкость.

3. Помогите ребенку сложить бумажное полотенце пополам несколько раз, чтобы получилась длинная тонкая полоска шириной около 2-3 см. Повторите то же самое с другим бумажным полотенцем (салфеткой) еще раз;

4. Попросите его окунуть один конец полоски бумажного полотенца в емкость с цветной водой, а другой конец полоски положить в пустой стакан. Таким образом, сухие края двух бумажных полотенец должны помещаться в сухом стаканчике.

Остается ждать — вода начнет перетекать в пустую емкость уже через несколько минут; пока вы ждете, сделайте с ребенком несколько прогнозов: действительно ли вода будет ходить и сколько времени это займет? Что произойдет, если соединить два разных цвета вместе?

Через пару часов вы увидите уже гораздо более внушительные результаты.

YouTube

Подготовительный этап

Чтобы провести эксперимент «Радуга в стакане» в детском саду, воспитатель может выучить вместе с группой стишок, который помогает запомнить порядок цветов радуги. Это будет главное заклинание. Пусть малыши попробуют на вкус воду, решат, какого она цвета, добавят немного краски и перемешают. Они увидят, что жидкость полностью меняет оттенок. Экспериментирование научит детей аккуратности при обращении с водой, разовьет мелкую моторику и умение рассуждать.

Что понадобится для эксперимента

Чтобы продемонстрировать опыт «Радуга в стакане» для дошкольников, потребуются несложные приготовления. У каждого участника на столе должен быть следующий набор:

  • сахарный песок или соль, около 0,5 кг;
  • по 6 пластиковых стаканчиков (можно больше);
  • пищевые красители или гуашь 5 цветов;
  • теплая вода;
  • шприц без иглы;
  • салфетка и лист плотного картона;
  • цветные фломастеры;
  • маленькое зеркало;
  • фонарик.

Детям может потребоваться помощь в том, чтобы аккуратно смешать ингредиенты и сохранить их пропорции.

Эксперимент № 2: Наглядно о плотности вещества

Еще более простой эксперимент, в котором вам понадобится:

Прозрачная емкость (стакан или банка);

Пищевой краситель;

Жидкости разной плотности — например, мед, масло растительное, жидкое мыло, глицерин, вода, спирт, молоко и так далее;

А также мелкие предметы: какой-нибудь стальной болтик, кусочек стекла, резины и, к примеру, парафина.

1. Бесцветные жидкости подкрашиваем при помощи красителя;

2. Берем стаканчик и аккуратно наливаем в него сперва более плотные жидкости — например, мед, молоко, жидкое мыло, воду, растительное масло, моторное масло, спирт и так далее. Постарайтесь сделать это вместе с ребенком, чтобы у него был интерес к участию в процессе;

3. Аккуратно, не взбалтывая и не смешивая жидкости, опускаем в емкость различные предметы. Поскольку плотность у них тоже разная, то они распределятся на поверхностях разных жидкостей.

Та-дам! Этот эксперимент наглядно покажет, что такое плотность вещества.

YouTube

ВАЖНО! Емкость, если вы будете наливать в нее не предназначенные для употребления в пищу вещества, после проведения эксперимента выбрасываем, чтобы из нее после никто случайно не попил.

Смотрите также

Получение сжиженного аргона, взаимодействие цезия с водой и другие увлекательные видеоэксперименты

Описание опыта

Для многих экспериментов достаточно ингредиентов, которые есть в любом доме. Радуга в стакане – опыт для детей, который познакомит их со свойствами воды. Эта тема объединяет три разных опыта, которые можно провести в группе детского сада или дома. Для них не требуется специальных приспособлений и реактивов, а разноцветный результат фокуса понравится участникам. Первый эксперимент раскрывает понятие плотности воды, второй – впитывающую способность бумаги, а третий – преломление света.

Описание опыта для детей «Радуга в стакане» можно найти в формате видео, для его подготовки требуется немного времени и гуашь или пищевой краситель нескольких цветов.

Эксперимент № 3: «Замедление падения»

Не менее простой, но такой крутой, практически «магический» эксперимент!

Для него нам понадобится:

Медная толстостенная трубка с диаметром отверстия 2-3 см;

Неодимовый магнит, чей внешний диаметр должен быть на пару миллиметров меньше внутреннего диаметра трубки.

Внимание! Несмотря на всего два необходимых для проведения эксперимента элемента, достать их будет не так уж и просто, но результат вам точно понравится, а ваш ребенок будет от него просто в восторге!

1. Для начала демонстративно роняем магнит без трубки. Он упадет, как и любой другой предмет, за доли секунды на пол;

2. А теперь берем нашу металлическую заготовку и бросаем магнит в нее, вот так:

YouTube

Красотища, правда? Уверены, ваше чадо мгновенно захочет поиграться в новую игрушку, вне зависимости от возраста, 4, 5, 10 лет и более. Дайте ему эту возможность.

Объяснять по учебнику, что падающий магнит изменяет магнитный поток в трубе таким образом, что индуцирует (наводит) электрический ток, направление которого определяется по правилу Ленца , который в свою очередь порождает магнитное поле, скорее всего, будет рановато (да и то если вы в этом сами разбираетесь), но поразить ребенка и, возможно, подарить ему желание заниматься интересной занимательной наукой, вам, скорее всего, удастся.

Эксперимент № 4: «Колыбель Ньютона своими руками»

Для эксперимента вам понадобятся:

Три бутылки одинакового объема, наполненные водой (по пол-литра будет достаточно);

Шарик, мячик (не очень большой, но достаточно массивный, чтобы он мог сбить одну бутылку как кеглю).

Эксперимент начался!

1. Ставим бутылки-кегли одна за другой;

2. Запускаем шарик в бутылку. Сделав так, вы увидите, что упадет последняя стоящая в ряд бутылка.

Прежде чем дать поразвлекаться с физикой ребенку, объясните ему вкратце, что это называется эффект колыбели (маятника) Ньютона, что демонстрирует нам преобразования энергии различных видов друг в друга: кинетической в потенциальную и наоборот.

adme.ru

Смотрите также

Два метода для изготовления самодельных невидимых чернил: один проверен (работает)

Эксперимент № 5: Делаем прозрачную скорлупу яйца

От опытов физических к опытам химическим.

Вам понадобится:

Сырое яйцо;

Уксус столовый.

Эксперимент достаточно долгий (от суток до двух), но конечный результат, уверены, того стоит!

1. Наливаем уксус в емкость. Желательно использовать 9-процентный уксус;

2. Погружаем целое яйцо в жидкость так, чтобы скорлупа полностью скрылась под ее уровнем;

3. Ждем сутки-двое.

Смысл эксперимента в том, что уксус разъест кальций, из которого состоит скорлупа, оставив только внутреннюю пленку между белком и скорлупой. При этом сам белок загустеет от взаимодействия с уксусом.

Интересно, что карбонат кальция, из которого в основном и состоит скорлупа, распадаясь, начнет выделять углекислый газ. Об этом тоже можно рассказать ребенку. Интересно же и познавательно!

Внимание! В пищу принимать яйцо нельзя! Вы же видели, что уксус делает с белком…

[media=
https://youtu.be/7VhsyMU_8UU
]

YouTube

А вот и более продвинутые эксперименты с куриными яйцами:

YouTube

Эксперимент № 6: Создаем радугу-дугу

Набор для эксперимента:

Лоток:

Зеркало;

Вода;

Фонарик;

Листок белой бумаги.

1. Наполняем лоток водой наполовину;

2. Погружаем в него зеркало так, как это показано на фото ниже, но можно и полностью:

center-sozvezdie.ru

3. Ставим на противоположной стороне лист белой бумаги;

4. Направляем включенный фонарик на зеркало так, чтобы отраженный свет попадал на бумагу. И вот она — РАДУГА!

YouTube

Именно так происходит дисперсия — разложение белого света на спектр (радугу). После такого наглядного красочного опыта ученик 5 или 6 класса, если вы ему объясните, что такое дисперсия , скорее всего, даже запомнит это понятие еще до начала курса физики.

Смотрите также

20 фотографий, показывающих красоту мира, заключенную в простых вещах

Конспект ООД «РАДУГА — ДУГА»

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для дошкольников «РАДУГА — ДУГА»

Воспитатель: Сесорева М.А.

Цель:

Развитие исследовательских способностей детей, закрепление знании о цветовой гамме радуги.
Задачи:
• Совершенствовать умения наблюдать и анализировать объекты окружающего мира; • Развивать желание участвовать в творческой деятельности; • Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношения к окружающему миру,
План:
1. Беседа «Сказочная радуга» 2. Разучивание фразы-акростиха «Каждый охотник…» 3. Опыт- эксперимент «Радуга на диске» 4. Рисование «Цветик — семицветик» 5.Чтение: «Легенда о мальчике по имени радуга»
Ход занятия:УТРО1. БЕСЕДА «СКАЗОЧНАЯ РАДУГА»
Радуга – одно из самых сказочных явлений природы. Радуга является

спутницей дождя. Радуга может возникнуть как перед дождем, во время дождя, так и после окончания дождя.

Что такое радуга? Радуга представляет собой цветную дугу. Её можно увидеть на фоне дождя. Радуга наблюдается в той стороне неба, которая противоположна солнцу, при этом солнце не закрывается облаками. Чаще всего такие условия создаются летом, во время так называемых «грибных» дождей. В радуге семь цветов. — Где ещё, кроме неба, можно увидеть радугу? (ответы детей)

— Радугу можно увидеть около фонтана или водопада, на фоне капель поливальной установки. Радугу можно увидеть в то время, когда параллельно с ливнем светит Солнце. Чтобы ее увидеть, нужно находиться строго между Солнцем и дождем. При этом Солнце должно находиться сзади, а дождь – впереди. — Откуда же берется исходящий от радуги удивительный красочный свет? Источником радуги является солнечный свет. Этот свет перемещается по небосводу таким образом, что видится исходящим от той части небосвода, которая противоположна Солнцу.
2. РАЗУЧИВАНИЕ ФРАЗЫ-АКРОСТИХА «КАЖДЫЙ ОХОТНИК…»
Каждый — Красный; Охотник — Оранжевый; Желает — Жёлтый; Знать — Зелёный; Где — Голубой; Сидит — Синий; Фазан — Фиолетовый.
3. ОПЫТ- ЭКСПЕРИМЕНТ «РАДУГА В СТАКАНЕ»(с использованием компакт диска)
— Возьмите компакт- диск, и протрите его, чтобы он не был пыльным. — Положите его на плоскую поверхность, под свет или перед окном. — Смотрите на диск и наслаждайтесь радугой. Можете покрутить диск, чтобы увидеть, как передвигаются цвета.
4. РИСОВАНИЕ «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК
5.ЧТЕНИЕ:

«ЛЕГЕНДА О МАЛЬЧИКЕ ПО ИМЕНИ РАДУГА»

Это случилось в старые-старые времена. Тогда на Земле был только один большой остров среди океана. И жили на этом острове разноцветные люди. Школы у них не было, поэтому все они были невоспитанными, жадными и злыми. Разноцветные люди постоянно ругались друг с другом, вредничали, обзывались. Однажды на этом острове появился мальчик с серебристой кожей и золотыми волосами. Его звали Радуга. Он был сыном Солнца и Тучки. Радуга всегда смотрел на людей сверху и очень хотел с ними познакомиться. Он же не знал, какие они на самом деле. Разноцветные люди казались ему очень красивыми, веселыми и дружными. Мальчик долго уговаривал своих родителей отпустить его на Землю. И вот, наконец, он получил разрешение и оказался на острове среди людей. Он радостно шел по улице и здоровался со всеми, кого встречал. Но в ответ люди грубили ему, дразнились и зло смеялись. Радуга пришел на большую площадь. Здесь было много разноцветных людей. И все они, как и всегда, кричали и обзывались, даже некоторые дрались. Мальчик очень расстроился. Теперь люди казались ему страшными, кривыми и злыми. Радуге захотелось убежать, вернуться домой к родителям. Но он был очень добрым мальчиком и решил помирить всех разноцветных людей. «Надо, чтобы они увидели себя со стороны, какие они страшные и некрасивые, — думал Радуга. – Но как же это сделать?» В те времена на Земле не было зеркала. Тогда мальчик придумал: «Их надо нарисовать!» Но Радуга еще не умел рисовать большие картины, а единственный художник на острове не согласился его учить. Но Радуга не сдавался. Он каждый день стал ходить в сад, где единственный художник рисовал свои картины. Мальчик прятался в кустах и внимательно следил за работой единственного художника. Потом Радуга брал кисти и краски, которые выпросил у своей тетушки Природы, и пробовал рисовать. Так и учился. Шло время. И вот однажды Радуга проснулся и понял, что готов нарисовать свою картину. Долго он трудился. Ходил по улицам, наблюдал и рисовал, наблюдал и рисовал. И вот, картина готова! Радуга установил ее на самой большой площади и накрыл черным покрывалом до утра. А сам отправился спать. Но разноцветные люди в эту ночь не спали. Им давно хотелось как-то навредить этому добрячку Радуге. И вот, когда картина появилась на площади, они придумали злую шутку. Разноцветные люди пробрались на площадь, стащили черное покрывало с картины и залили ее черной краской. Они так были заняты своим злодейством, что даже не посмотрели, что нарисовано на картине. Утром Радуга прибежал на площадь и хотел снять черное покрывало с картины. Но оно не снималось. Мальчик удивился, но потом понял, что случилось, и заплакал. А разноцветные люди стояли вокруг и хохотали. Потом стали брызгать в него разноцветными красками. Всего перепачкали. Этого Радуга выдержать не мог и попросил родителей забрать его домой. Дома Радуга смыл с себя всю краску, только волосы не смог отмыть. Так и остались они разноцветными. Потом мальчик все рассказал родителям, и попросил маму Тучку смыть черную краску с картины, а папу Солнце – осветить картину ярко-ярко. Пусть разноцветные люди посмотрят на себя со стороны. Мама Тучка и папа Солнце выполнили просьбу сына. Разноцветные люди все еще были на площади. Они кричали и спорили, дрались и кусались. И даже не заметили, как пришла мама Тучка и смыла дождем черную краску с картины. Но вот появился папа Солнце и ярко-ярко осветил картину сына. Шум потихоньку начал стихать. И вдруг все разноцветные люди покраснели. Это каждый увидел себя на картине. И им всем стало очень-очень стыдно. Все стояли и молчали. Тогда папа Солнце решил, что разноцветные люди слишком сильно отличаются друг от друга. Будет лучше, если они станут одноцветными. Он стал сиять все ярче и ярче, обжигая людей и нанося на них загар. Но одни люди стояли на самом солнце и стали темно-коричневыми, другие были в тени, и их кожа стала белого цвета, а третьи стали желтоватого цвета. Так на Земле появились три расы: негры, европейцы и монголы. Но Солнце не только перекрасило людей, но и сделала их сердца теплыми и добрыми. С тех пор все люди на Земле стали дружить. Затем единственный большой остров поделился на несколько островов, но дружба между такими разными людьми не прекращается. И каждый раз, когда мама Тучка умоет Землю, а папа Солнце осветит ее, мальчик Радуга смотрит на людей, таких разных, но дружных и счастливых, и радуется. А от радости его волосы начинают переливаться разноцветными красками, и на небе появляется радуга.

Эксперимент № 8: «Неньютоновская жидкость» в домашних условиях

Для эксперимента вам понадобится:

емкость (например, лоток);

крахмал;

вода;

краситель.

1. Высыпаем крахмал в емкость;

2. Смешиваем с водой в пропорции 2 к 1 (по другим данным, пропорция должна быть 1 к 1). То есть воды должно быть в два раза меньше, чем крахмала (как показано на видео ниже);

3. Тщательно перемешиваем для получения однородной густой смеси. При необходимости добавляем еще крахмала для густоты;

4. Добавляем красители (по желанию, на качестве неньютоновской жидкости это не отразится)

YouTube

В обычном состоянии в емкости жидкость будет выглядеть как вода и вести себя соответственно, но стоит к ней применить силу, например резко сжать ладонь, погруженную в нее, и вы почувствуете твердые кусочки. Между пальцев. Или, как в эксперименте выше, при ударе жидкость становится очень вязкой, практически твердой.

YouTube

Внимание! Не давайте ребенку самостоятельно бить неньютоновскую жидкость рукой, только каким-то предметом, например пестиком, чтобы избежать травмы.

Смотрите также

Как научиться жонглировать, и с чего стоит начинать?

Как объяснить «Радугу» дошкольникам

Завершить интересный урок стоит пояснением свойств воды. Воспитатель может рассказать детям, что чем плотнее материал – бумага по сравнению с салфеткой – тем медленнее он намокает. Поэтому точки от фломастеров растекаются дольше.

Описание опыта для детей «Радуга в стакане» во втором варианте включает следующее объяснение: свет состоит из полного спектра цветов, а с помощью зеркала он распадается на составные части.

В третьем эксперименте нужно рассказать, что чем больше сахара или соли растворено в стакане, тем более плотной становится жидкость. Именно поэтому цвета не перемешиваются.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]