Психологическая служба раннего возраста (на примере ДОУ №47) 1610
Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и т. д.), лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрастах представляют существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение.
В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в семье. Семейное воспитание действительно является оптимальным для маленького ребенка, поскольку любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются необходимыми условиями нормального развития ребенка и его хорошего эмоционального самочувствия. Однако далеко не все родители понимают возрастные особенности детей до 3 лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия. В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте как о периоде физиологического созревания и физического развития. Считается, что психическое развитие начинается после 3 лет. В результате внимание родителей сосредоточено на физическом здоровье малыша, ограничено гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание и т. д.) и предоставлением ему множества игрушек. В других семьях, напротив, переоценивают возможности ребенка и начинают учить и воспитывать 2-летнего малыша так же, как ребенка 5–7 лет (учат читать и писать, пользоваться компьютером, сажают перед телевизором и т. д.). В обоих случаях игнорируются возрастные особенности детей, что может привести к весьма печальным последствиям. Результатом такого «неумения» родителей является нарастание тревожных проблем, связанных с психическим здоровьем и развитием детей (задержки в умственном и речевом развитии, отсутствие воображения, дефицит внимания, импульсивность и агрессивность, эмоциональная глухота и т. д.).
Полноценное развитие ребенка раннего возраста требует адекватной и квалифицированной психолого-педагогической поддержки со стороны профессионалов, обладающих необходимой квалификацией. Однако в настоящее время наблюдается острый дефицит соответствующих специалистов (психологов и педагогов) по работе с маленькими детьми. В педагогических вузах нашей страны вообще отсутствует такая специализация – педагог-психолог или воспитатель детей раннего возраста. В ясельных группах работают специалисты по дошкольному воспитанию или те, кто не имеет специального образования (медперсонал, родители или родственники детей и т. д.). В результате дети раннего возраста (1–3 года) либо остаются вообще без психолого-педагогического обеспечения (работа воспитателя ограничивается гигиеническим обслуживанием и соблюдением режима дня), либо получают воздействия, не соответствующие их возрастным особенностям.
Между тем данный возрастной этап имеет существенную качественную специфику. К нему нельзя применить методы и приемы работы, подходящие для воспитания дошкольников. Работа с детьми раннего возраста требует специальной подготовки, предполагающей как специальные знания, так и опыт работы с маленькими детьми. Всё это делает крайне актуальным создание психологической службы для детей до 3 лет.
Особую актуальность данная задача приобретает в настоящее время, когда наблюдается интенсивный приток в детские сады детей раннего возраста. В последние десятилетия, после того как матери получили возможность воспитывать детей до 3 лет дома, не теряя места работы и получая пособие по уходу за ребенком, система детских яслей фактически распалась. Воспитатели, имеющие опыт работы с детьми до 3 лет, либо переквалифицировались для работы с дошкольниками, либо ушли из системы образования. Однако в настоящее время наблюдается обратный процесс: в связи с изменившейся социально_экономической ситуацией все больше молодых матерей вынуждены отдавать своих малолетних детей в ясли. В детских садах Москвы уже достаточно много детей не старше 3 лет, возникла очередь в ясельные группы, а в будущем, в связи с увеличением рождаемости в Москве, проблема воспитания детей раннего возраста в ДОУ станет еще острее. Очевидно, что этот новый для столичной системы образования контингент остро нуждается в квалифицированных специалистах, умеющих работать с маленькими детьми. В связи с этим возникает настоятельная необходимость разработки моделей психологической службы раннего возраста.
Психологическая работа с детьми до 3 лет – относительно молодое и еще недостаточно оформленное направление практической психологии. Сегодня крайне актуальным является анализ опыта (пока еще небольшого) государственного образовательного учреждения №47. Этот детский сад специализируется на воспитании детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет) и является одной из базовых площадок эксперимента Центрального округа Москвы, в котором апробируются разные формы психолого-педагогической работы с детьми раннего возраста. Кроме того, ДОУ №47 входит в состав университетского округа МГППУ: сотрудники университета осуществляют научное руководство психологической службой, а выпускники университета (авторы данной статьи) работают в нем в качестве практических психологов. В этой статье мы пытаемся обобщить этот опыт и рассказать о специфике и задачах работы психолога с этим достаточно своеобразным контингентом детей.
Специфика работы психолога
с детьми до 3 лет
Очевидно, что работа психолога предполагает прежде всего ориентацию на возрастные особенности детей и понимание тех трудностей, с которыми сталкиваются воспитатели. Остановимся на основных проблемах в работе с маленькими детьми.
Первая трудность, с которой сталкиваются и родители, и воспитатели в яслях, – это проблема адаптации к детскому учреждению
. Более половины детей в возрасте от 1 года до 3 лет оказываются не готовыми к детскому саду. Отсутствие психологической готовности к детскому учреждению чревато многочисленными медицинскими и психологическими трудностями – дети начинают непрерывно болеть, целыми днями плачут, у них возникают невротические реакции, обостряются психосоматические явления и т. д. Однако какой_либо специальной работы по подготовке маленьких детей к детскому учреждению в настоящее время не ведется. Если подготовка ребенка к школе многократно и тщательно проработана и выступает одной из главных задач воспитания, то переход ребенка из семьи в детское учреждение, который оказывается ничуть не менее резким и травмирующим событием, остается без внимания педагогов и психологов. Очевидно, что этой проблеме необходимо уделить специальное внимание.
Одной из организационных форм адаптации ребенка к детскому учреждению являются группы кратковременного пребывания, или «адаптационные» группы.
В ДОУ №47 регулярно работают две такие группы – в первой и второй половине дня. Основные задачиэтих групп заключаются в следующем:
- преодолеть симбиотическую связь ребенка с матерью и способствовать развитию его самостоятельности и независимости;
- привлекать внимание малышей к сверстникам и учить их ориентироваться на действия партнеров;
- налаживать гуманные, доброжелательные отношения между детьми;
- предлагать детям и родителям развивающие игры и занятия, соответствующие возрасту детей;
- способствовать развитию познавательных процессов детей (внимание, память, мышление);
- обогащать жизнь малышей новыми впечатлениями и положительными эмоциями;
- готовить детей к поступлению в детский сад.
Эти задачи решаются в процессе проведения разнообразных игр и занятий, которые организуют совместно педагоги и психологи. Продолжительность каждого занятия – 3 часа. Число участников группы – 8–10 детей в каждой. В первых занятиях принимают участие родители. Затем, по мере адаптации детей к новой обстановке, родители оставляют детей и занимаются своими делами. Опыт проведения занятий в группе кратковременного пребывания показывает, что позитивный эффект данных групп требует участия психолога.
Специальной задачей психологической службы в адаптационных группах является работа с трудными случаями и поиск адекватного подхода к разным группам детей. Сложность этой задачи в том, что здесь невозможно предложить единый для всех метод адаптации – каждый ребенок нуждается в особом подходе. Единственным общим моментом является завоевание доверия и расположения малыша. Без такого доверия к новому взрослому нормальное эмоциональное самочувствие ребенка невозможно.
Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребенку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но еще и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично
ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращенные к целой группе. Им необходим взгляд в глаза, называние по имени, ласковое прикосновение, словом, всё то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого. Только в этом случае они могут принять и понять предложения взрослого.
Еще одна особенность работы с детьми раннего возраста – неэффективность чисто вербальных методов воздействия.
Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию оказываются бесполезными, так как дети еще плохо понимают их, к тому же до 3–4 лет малыши не могут регулировать свое поведение посредством слова. Они живут только настоящим, и воздействия ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) являются для них гораздо более сильными побудителями, чем слова взрослого. Эта особенность маленьких детей предъявляет высокие требования к действиям воспитателя и психолога. Они должны быть предельно выразительными, эмоциональными и «заразительными». Только собственной увлеченностью какой-либо деятельностью можно вызвать интерес к ней у маленького ребенка. У воспитателя должна быть повышенная чувствительность к состояниям малыша, выразительность движений и мимики. Это вовсе не значит, что с маленькими детьми не нужно говорить. Но слова обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями.
Из сказанного следует, что с маленькими детьми нельзя проводить организованных фронтальных занятий, когда взрослый что_то объясняет или показывает, а дети «усваивают». Такие занятия не только неэффективны, но и вредны, поскольку могут парализовать активность детей. Задача же воспитания детей этого возраста состоит в том, чтобы стимулировать активность
каждого ребенка, вызывать у него
желание
действовать, общаться, играть, решать практические задачи. Здесь необходимы эмоциональное вовлечение детей, создание общего смыслового поля, эмоциональная включенность взрослого в нужные действия. Только так можно передать ребенку интерес к новой деятельности, привлечь к ней и увлечь ею и таким образом вызвать его собственное желание. Всё это предъявляет особые требования к специалистам, работающим с маленькими детьми. Эмоциональная выразительность, артистизм, способность расположить к себе и передать интерес к деятельности – это профессиональные качества специалистов, работающих с детьми раннего возраста. Данные качества необходимы как педагогам, так и психологам.
Следует подчеркнуть, что с детьми в возрасте до 3 лет должны особенно тесно сотрудничать психологи и педагоги. В раннем возрасте, когда основные психические процессы только формируются, коррекционная работа (в отличие от дошкольного и школьного возрастов) не является главной для практического психолога. Гораздо важнее на этом этапе создание адекватных условий для полноценного развития возрастных новообразований. Эта задача является общей для педагога и психолога, но если педагог ориентируется на некоторую программу и достижения ребенка, то психолог – на возрастные и индивидуальные особенности детей, их самостоятельную активность и эмоциональный комфорт. Очевидно, что эти линии взаимно дополняют друг друга, кроме того, они реализуются на общем содержании и направлены на общие задачи развития ребенка.
Основные линии развития детей
раннего возраста
Применительно к раннему возрасту существуют специфические и конкретные задачи развития, которые и становятся содержанием работы как психолога, так и педагога. Остановимся на них подробнее.
Прежде всего это развитие предметной деятельности, поскольку данная деятельность в раннем возрасте является ведущей. Именно в ней происходит приобщение ребенка к культуре, в ней формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядно-действенное и образное мышление, познавательная активность, целенаправленность и пр. В рамках предметной деятельности можно выделить несколько направлений, каждое из которых является самостоятельной задачей и предполагает определенные методы реализации.
Во_первых, это развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий. Маленький ребенок должен научиться пользоваться окружающими предметами: правильно есть ложкой, рисовать карандашом, копать совочком, причесываться расческой, застегивать пуговицы и т. д. Все это необходимо не только для развития движений руки и общей моторики, но и для преодоления спонтанной, импульсивной активности, а значит, для овладения собой и своим поведением. Ребенок должен понять и присвоить смысл этих простых действий, увидеть их результат, почувствовать свою умелость. Так он обретает чувство своей компетентности, самостоятельности, уверенности в себе. Для решения этой задачи необходимо с первого года жизни ребенка приучать его к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, оставляя ему возможность самостоятельно действовать и побуждая к этому. Помимо обычных бытовых процедур нужны специальные игрушки, созданные для детей раннего возраста (совочки, лопатки, удочки с магнитом и пр.).
Другой линией предметной деятельности является развитие наглядно_действенного мышления и познавательной активности. Ребенок раннего возраста мыслит, прежде всего действуя руками. Соотнося форму или размер отдельных предметов, он связывает свойства предметов, учится воспринимать их физические качества. Для таких занятий существуют многочисленные игрушки, специально предназначенные для малышей. Это всевозможные вкладыши различной формы, пирамидки, простые матрешки, башенки и т. д. Проводя шарики по лабиринту или пытаясь открыть загадочные коробочки, в которых спрятан желанный приз, малыш решает самые настоящие мыслительные задачи. И хотя решение этих задач неотделимо от практических действий, оно требует значительных умственных усилий и познавательной активности. Задача взрослого здесь состоит не в том, чтобы показать правильный способ действия (т. е. подсказать решение задачи), а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.
Еще одним важнейшим направлением развития предметной деятельности является формирование целенаправленности
и настойчивости действий ребенка
. Известно, что деятельность ребенка до 2 лет имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат еще не имеет какого-либо самостоятельного значения. К 3 годам у ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать действия ребенка. Ребенок в этом возрасте действует уже не просто так, а с целью получения определенного результата. Таким образом, деятельность приобретает целенаправленный характер. Очевидно, что нацеленность на результат, настойчивость в достижении цели являются важнейшими характеристиками не только деятельности ребенка, но и его личности в целом. Для формирования этого ценного качества необходима помощь взрослого. Маленькому ребенку нужно помогать «удерживать» цель, направлять на достижение желанного результата.
Для этого можно использовать конструктивные игры и игрушки, предполагающие получение определенного продукта. Это могут быть фигурные пирамидки, из которых нужно собрать какой-либо предмет (машинку, солдатика, собачку и пр.), все возможные мозаики или паззлы, из которых складываются картинки, кубики или простые конструкторы для маленьких детей. Все эти игры требуют представления о том, что должно получиться, и настойчивости в достижении результата.
Все перечисленные виды предметных действий предполагают индивидуальную работу ребенка. Маленькие дети еще не умеют действовать совместно; предметы и действия с ними всецело поглощают интересы малышей, они не могут при этом ориентироваться на действия партнера, учитывать чужие желания и пр. У каждого ребенка должны быть своя игрушка в руках и собственные способы действия с ней. Такая индивидуальная деятельность с предметами вызывает сосредоточенность и концентрацию на предмете, своеобразную «завороженность» своими действиями. Это очень важное и ценное состояние. Монтессори видела в концентрации малышей на действиях с предметами начало воли ребенка. Нужно всячески поддерживать индивидуальную работу ребенка с предметами и создавать для нее необходимые условия. Это, в свою очередь, требует достаточного количества адекватных пособий и специальной организации развивающей среды. Консультации воспитателей по подбору нужных игрушек, создание игровой развивающей среды, ее периодическое обновление – все это задачи психолога, который должен ориентироваться на интересы и возможности детей данного возраста.
Другой чрезвычайно важной и ответственной задачей воспитания детей раннего возраста является развитие речи
. Овладение речью, как известно, в основном происходит именно в этот период – от года до трех. Речь перестраивает все психические процессы ребенка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни – сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и, конечно, новых форм общения.
Речь у маленького ребенка возникает и первоначально функционирует в процессе общения со взрослым. Первой задачей воспитания в связи с этим является развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребенком, но и включать его в диалог, создавать у него потребность в собственных высказываниях. Речь ребенка не развивается через подражание чужим, даже самым правильным, образцам. Чтобы ребенок заговорил, он должен иметь потребность в этом, необходимость выразить словом то, что другими средствами выразить невозможно. Такую речевую задачу (задачу произнести нужное слово) ставит перед ребенком взрослый.
На первых этапах развития речь малыша включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Ребенок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включенность слов в конкретные действия (или «единство слова и дела») – важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, нести в себе определенное значение и опираться на конкретную ситуацию. Создание такой речепорождающей ситуации, активизирующей речь детей, – специальная психолого_педагогическая задача, которая должна решаться совместно педагогом и психологом.
Второй важной линией речевого развития является совершенствование так называемой пассивной речи
, т. е. понимания речи взрослого. Большинство малышей в 1,5–2 года уже хорошо понимают все слова и простые фразы, если они включены в конкретную ситуацию. Преодоление ситуационной связанности и становление грамматической структуры речи – важнейшая линия развития в раннем возрасте. Неоценимую роль в этом играет литература. Короткие и простые детские сказки, стишки А. Барто или С. Маршака, народные потешки и песенки дают необходимый материал для речевого развития. Однако взрослые должны открыть малышам этот материал, сделать его понятным и привлекательным. Помогает этому выразительное чтение, сопровождаемое жестами, яркими интонациями и, возможно, кукольным спектаклем. Разработка методики речевого развития детей раннего возраста также входит в задачи психолога.
В раннем возрасте возникает еще одна важнейшая функция речи – регулятивная
. Появляется способность управлять своим поведением с помощью слова. Если до 2 лет действия ребенка определяются в основном воспринимаемой ситуацией, то во второй половине раннего возраста возникает возможность регулировать поведение ребенка посредством речи, когда ребенок выполняет речевые инструкции взрослого. Эту форму поведения психологи рассматривают как первый этап развития произвольного поведения, когда действия ребенка опосредованы речевым знаком. Поэтому действие по инструкции открывает возможность развития саморегуляции и самоконтроля. Эту важнейшую способность следует развивать и упражнять. Важно выбрать для каждого ребенка определенный уровень сложности инструкции, который соответствует его возможностям и способностям. Это очень существенная в раннем возрасте линия развития ребенка, которая нуждается в соответствующем психологопедагогическом сопровождении.
Овладение речью в раннем возрасте делает возможным становление детского воображения. Воображение возникает на третьем году жизни, когда появляется способность к игровым замещениям, когда знакомые предметы наделяются новыми именами и начинают использоваться в новом качестве. Такие игровые замещения являются первой формой воображения ребенка и составляют важнейший шаг к новой ведущей деятельности ребенка – сюжетно-ролевой игре. Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что игра не возникает сама по себе, без участия тех, кто уже умеет играть, – взрослых или старших детей. Маленького ребенка нужно научить играть. Обучение игре осуществляется не на занятиях, а в процессе совместной игры со взрослым, который передает ребенку способ замещения одних предметов другими. Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передает им необходимые способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием: она требует и умственных, и волевых, и физических усилий, и координации своих действий и, конечно (если ребенок по_настоящему включен в нее), приносит эмоциональное удовлетворение. Поэтому развитие творческой игры и воображения у детей 2–3 лет является важнейшей задачей психолога.
В раннем возрасте возникает еще одна чрезвычайно важная сфера жизнедеятельности ребенка – его общение и взаимоотношения со сверстниками. Несмотря на то что потребность в сверстнике занимает далеко не главное место в раннем возрасте и обычно не рассматривается как главная линия его развития, первые формы взаимодействия малышей играют исключительно важную роль в развитии личности ребенка и межличностных отношений. Именно здесь закладывается чувство непосредственной общности и связи с другими, равными ребенку людьми. Как показывают исследования, потребность в общении со сверстниками возникает на третьем году жизни. В этом возрасте общение малышей имеет весьма специфическое содержание, которое представляет собой эмоционально-практическое взаимодействие. Особое место в таком взаимодействии занимает подражание друг другу. Дети как бы заражают друг друга общими движениями и эмоциями и через это чувствуют взаимную общность. Такое взаимодействие дает ребенку ощущение сходства с другим, равным ему существом. Переживание сходства и общности вызывает бурную радость и способствует осознанию себя. Воспитатель может придать ему культурную, организованную форму. Оптимальным средством для этого являются известные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково: «Каравай», «Карусели», «Раздувайся, пузырь», «Зайка» и др. Эти игры в раннем возрасте должны проходить при непосредственном участии взрослого, который организует детей, показывает им нужные движения и слова, погружает их в общую атмосферу игры. Разработка, подбор и проведение таких игр составляют важное направление работы психолога.
Практически все дети раннего возраста (от 1,5 года), растущие в семье, нуждаются в контактах со сверстниками и овладении навыками общения. Раннее детство является сензитивным периодом для формирования толерантного отношения к другим. Поэтому целесообразно объединять в одной группе детей с различными трудностями. В ДОУ №47 есть две интегративные группы, которые посещают несколько малышей с синдромом Дауна. Такое объединение разных детей в раннем возрасте весьма эффективно. Детям со специальными нуждами это облегчает адаптацию к обществу сверстников и ускоряет их развитие, а обычным детям дает незаменимый опыт общения с другими, отличающимися от них людьми, что чрезвычайно важно для воспитания толерантности. Вместе с тем правильная организация общения малышей в интегративной группе представляет серьезные трудности и требует участия профессиональных психологов.
Все перечисленные задачи являются общими для педагога и психолога и решаются в их тесном сотрудничестве. У практического психолога в ясельной группе есть свои специфические функции. Это прежде всего психологическая диагностика и работа с родителями. Остановимся на них подробнее и расскажем, как эти направления реализуются в ДОУ №47.
Особенности психологической
диагностики детей раннего возраста
Практика показывает, что в последнее время у детей всё чаще встречаются различные формы нарушений психического развития. Дети со специальными нуждами составляют немалую часть детского населения. У здоровых детей также нередко наблюдаются задержки речевого развития, эмоциональные нарушения, импульсивность, расторможенность и пр. Своевременное выявление этих проблем имеет решающее значение для их преодоления и построения адекватной стратегии работы с ребенком. Важнейшей задачей психологической службы является контроль за психическим развитием детей раннего возраста
. Известно, что в первые 2–3 года жизни развитие ребенка происходит чрезвычайно интенсивно, фактически каждые 2–3 месяца обнаруживаются новые способности и возможности малыша. Отставания или отклонения в развитии в этом возрасте чреваты серьезными проблемами в более поздние периоды. Однако наблюдения за нормальным психическим развитием детей со стороны специалистов, как правило, не ведется. Если процедура медицинской диспансеризации маленьких детей проводится регулярно, то их психическое развитие остается без внимания профессионалов. Восполнение этого серьезного пробела – одна из важных задач психологической службы.
Однако диагностика развития детей раннего возраста имеет существенную специфику и требует особого подхода. В нашем детском саду используется новый вариант психологической диагностики [3].
Новизна этой диагностики заключается в том, что в ее основание впервые закладываются фундаментальные для психического и личностного развития детей сферы – общение со взрослыми и предметная деятельность. Такой подход позволяет поновому взглянуть на ребенка, оценить его достижения по главным линиям его развития, которые обеспечивают формирование таких базовых личностных качеств, как инициативность, любознательность, креативность во взаимоотношениях с социальным и предметным миром, доверие к нему и уверенность в своих силах. При этом не отрицается важность развития моторики, сенсорной сферы, речи и других психических функций, но они рассматриваются в качестве средств общения и предметной деятельности, а не как главные задачи воспитания.
Факт влияния взрослого на полноценное развитие ребенка в последнее время является установленным и общепризнанным. Формирование практически всех способностей осуществляется в его взаимодействии со взрослыми и зависит от содержания общения. Однако на практике диагностические процедуры, как правило, предусматривают оценку выполнения детьми отдельных инструкций, изолированных действий и практически не включают проб, направленных на выявление характера общения ребенка со взрослыми. Данный вариант диагностики восполняет этот существенный пробел. На основе многолетних научных исследований авторы разработали качественные и количественные критерии оценки основных форм общения ребенка раннего возраста со взрослыми. Специфика этого общения заключается в том, что оно разворачивается на фоне действий с предметами и включает их в качестве своего содержания. Этим обусловливается процедура диагностики, которая строится на одновременном наблюдении диагноста за тем, как ребенок общается со взрослым (в том числе речевыми средствами) и как при этом протекает его предметная деятельность. Таким образом, диагностика осуществляется сразу по нескольким направлениям, главные из которых следующие:
- диагностика развития общения со взрослым, включающая выявление развития речи как средства общения;
- диагностика уровня развития ведущей в раннем возрасте предметной деятельности (двигательные способности и уровень познавательной активности рассматриваются как аспекты предметной деятельности).
Совокупный качественный анализ позволяет не только диагностировать наличный уровень развития отдельных сфер, но и устанавливать причины тех или иных отставаний в развитии. Отличительной особенностью методик, определяющих уровень развития деятельности ребенка, является его включенность в общение со взрослым. Опираясь на понятие зоны ближайшего развития, мы исходим из того, что для определения действительного уровня развития ребенка недостаточно только измерить и зафиксировать егоактуальные действия, необходимо обнаруживать и учитывать его потенциальные возможности, которые возникают и проявляются в совместной деятельности со взрослым. Степень принятия помощи и поддержки взрослого, возможность влияния взрослого на самостоятельные действия ребенка служат важнейшим показателем потенций самого ребенка.
Однако диагностика – далеко не главное направление работы психолога. Как уже отмечалось, значительно важнее обеспечить адекватные условия для нормального развития психики и личности ребенка. Главное среди названных условий – это полноценное и адекватное возрасту общение ребенка с близкими взрослыми.
Работа психолога с родителями
Центральными и определяющими фигурами в воспитании и развитии малыша являются, естественно, родители. Задача повышения психологической и педагогической информированности родителей тесно связана с формированием адекватной родительской позиции
. Очевидно, что главной фигурой для маленького ребенка в большинстве случаев является мать. Именно характер общения матери с ребенком, адекватность ее воздействий возрастным и индивидуальным потребностям и возможностям малыша определяют как эмоциональное самочувствие ребенка, так и его психическое развитие. Поэтому развивающая и коррекционная работа с детьми раннего возраста может быть эффективной только при участии и активной включенности родителей. Между тем практика показывает, что далеко не все матери умеют и считают нужным играть с ребенком, большинство из них не знают, какие игры и игрушки соответствуют возрастным особенностям ребенка, не учитывают индивидуальные потребности и способности своего ребенка. Своеобразное
просвещение и обучение родителей,
их консультирование по поводу развивающих игрушек, игр и занятий, включение родителей в совместную игру с малышом, раскрытие особенностей психологии маленького ребенка и возрастных закономерностей его развития – важная и необходимая задача психологов.
В ДОУ №47 начал работу родительский семинар, на котором проводится своеобразное просвещение и обучение родителей,
осуществлявшееся в таких формах, как рассказ специалистов о возрастных возможностях и (ограничениях) детей раннего возраста; консультирование по поводу развивающих игрушек, игр и занятий; раскрытие особенностей психологии маленького ребенка и возрастных закономерностей его развития; психотерапевтическая работа с родителями; овладение практическими видами совместной деятельности с ребенком.
Специальные семинары посвящены различным актуальным для семейного воспитания темам: роль семейных праздников в воспитании ребенка; возбудимый ребенок; труд и игра ребенка, сказки и литература для детей.
Первые семинары вызывали сопротивление родителей. Многие из них отказывались посещать их, ссылались на то, что воспитание детей – это дело специалистов. Некоторые мамы требовали дополнительных учебных занятий по иностранному языку, грамоте, математике и пр. Однако впоследствии сопротивление было преодолено, и в настоящее время все большее число родителей присоединяются к проводимым занятиям. Отзывы родителей свидетельствуют о хорошей результативности этой формы работы. Некоторые из них отмечают, что увидели ребенка «другими глазами», нашли нужный подход к нему, научились по_другому разговаривать и играть со своими детьми.
Итак, мы попытались обобщить свой опыт психологической службы раннего возраста и рассказать об основных формах работы психолога в ясельных группах.
Естественно, эти формы не определяют и не исчерпывают всех возможностей психологической службы раннего возраста. Но, опираясь на сказанное выше, можно сформулировать следующие принципы работы психолога с детьми раннего возраста:
- ориентация на специфику возраста, интересы и возможности детей 1–3 лет;
- приоритет развивающей работы над коррекционной и диагностической;
- содержательное сотрудничество с педагогом и взаимодополнительность функций педагога и психолога;
- связь с родителями, повышение их психолого_педагогической компетентности и вовлечение в педагогический процесс.
Нам представляется, что с учетом данных принципов и при наличии соответствующей квалификации можно разнообразить имеющиеся и создавать новые формы работы психологической службы раннего возраста.
Психическое развитие
Психическое развитие детей раннего дошкольного возраста отличается скачкообразностью и высоким темпом. Наибольшее влияние на формирование психики ребенка оказывают следующие факторы:
- Умение ходить. Самостоятельное передвижение делает доступными для него многие предметы, дает возможность научиться свободно ориентироваться в пространстве, научиться определять расстояние до предмета.
- Умение говорить. Ребенок активно начинает осваивать речь, и именно этот период является наиболее благоприятным для развития этого умения.
- Предметная деятельность ребенка. Малыш играет не только игрушками, но и другими предметами, которые попадаются ему в поле зрения, он постепенно осваивает их предназначение и учится переносить функции одних предметов на другие, он замещает недостающие для игры вещи.
Особое значение для психики ребенка раннего возраста имеет эмоциональное состояние. Если ребенок чувствует себя комфортно и в безопасности, он более открыт к новым знаниям об окружающей среде, кроме того, он лучше формирует социальные связи, необходимые для общения с детьми и взрослыми.
Отставание в развитии
Темп развития каждого малыша индивидуален, но существуют определенные рамки и нормы, отклонение от которых может свидетельствовать об отставании в развитии. Задержка психического развития в раннем возрасте в большинстве случаев может быть успешно устранена.
Признаки отставания в развитии ребенка в 3 года:
- Недоразвитие речевой функции, то есть крайне маленький словарный запас, полное его отсутствие, несформированность речевого подражания (не повторяет звуки и слова за родителями, взрослыми), нарушение произношения, отсутствие фразовой речи.
- Проблемы с бытовыми навыками: не умеет самостоятельно кушать, одеваться, не умеет себя обслуживать.
- Отсутствие целенаправленных действий.
- Неразвитая игровая деятельность: игры однообразны, развиваются гораздо медленнее, чем положено в норме.
Присутствие одного или нескольких таких признаков должно заставить родителей обратится к опытному специалисту для диагностики детей раннего возраста и получения необходимых рекомендаций по устранению нарушений в развитии.
Группы для раннего развития детей
Для детей от года до трех лет организуют специальные группы для раннего возраста. Они направлены или на комплексное развитие, или на изучение какой-то одной конкретной сферы, например группы художественного творчества, языковые, математические. Вместе с детьми на занятиях присутствуют их родители, занятия для детей раннего возраста проводятся в игровой форме в соответствии с методикой.
Выбирая программу для ребенка, важно, чтобы занятия не перегружали его и не утомляли. Если он капризничает, отказывается учиться, старается убежать, значит, их нужно прекратить или заменить на другие. Нужно учитывать индивидуальные особенности малыша и подбирать занятия в соответствии с его интересами и сильными сторонами.
Раннее развитие: вред и польза
Раннее развитие детей дошкольного возраста подразумевает, что родители буквально с рождения используют всевозможные методики для того, чтобы всесторонне развить своего малыша. В настоящее время разработано много способов обучить ребенка, но как понять, что нужно малышу и какие области нужно развивать?
Сегодня на раннее развитие малышей настроены многие родители, но мнение детских психологов по этому вопросу неоднозначно. У раннего развития есть как положительные, так и отрицательные стороны. Положительными моментами обучения детей раннего возраста является то, что в жизнь малыша вносится разнообразие. Все методики и способы работы с ними вызывают у большинства малышей интерес.
Но есть и отрицательные стороны раннего развития. По мнению неврологов, из-за многочисленных занятий, которые не соответствуют возрасту и уровню развития малыша, происходит перегрузка центральной нервной системы. Иногда из-за такой перегрузки у малыша происходит функциональная неразвитость некоторых отделов мозга, что приводит в будущем к проблемам в учебе и других видах деятельности. Кроме того, родители детей раннего возраста не должны успехи и достижения своего малыша сравнивать с успехами других и заставлять равняться на более преуспевающих детей, так как это может привести к устойчивым и серьезным проблемам с самооценкой.
Следует иметь в виду, что в период до 3-4 лет у ребенка активно формируются отделы мозга. Некоторые методики раннего развития направлены на обучение счету и чтению в возрасте до 4 лет. За эти умения отвечает кора больших полушарий. Происходит буквально следующее: энергия, которая предназначена на развитие всех отделов, перенаправляется только на развитие коры полушарий. В результате в будущем у ребенка будут возникать проблемы неврологического характера, он станет импульсивным, несобранным, не умеющим справляться с собственными эмоциями.
Естественный период развития коры больших полушарий приходится на возраст 4 лет, именно с этого возраста лучше начинать учить ребенка счету и чтению. Хотя в любом случае решать родителям.
Конечно, есть дети, которые сами проявляют интерес к чтению в раннем возрасте. В таком случае нужно поощрять такие устремления. Это значит, что их мозг готов к получению такой информации. Но никогда не стоит проводить занятия для детей раннего возраста в принудительной форме.
Физическое развитие
В раннем возрасте вес малыша составляет примерно пятую часть от веса взрослого, но многое зависит от генетической предрасположенности и физической активности ребенка. А активность его растет с каждым годом. Как только ребенок начинает ходить, для него открываются новые возможности для изучения окружающих предметов, но это период повышенной травмоопасности, поэтому родителям следует быть очень внимательными. Рекомендуется убрать из поля его зрения все тяжелые, острые, опасные предметы и средства бытовой химии. На все розетки нужно установить заглушки.
Фигуры у детей раннего дошкольного возраста очень своеобразны: спина прогнута, живот немного выпячен из-за внутренних органов, которые продолжают расти. У деток исчезают складки на ногах и руках, жировая ткань уменьшается, уступая место мышечной. Скелет еще не до конца окостенел, но кости черепа и позвоночника укрепились в достаточной степени.
Особенности речевого развития
Возрастной период с 1 года до 3 лет — это период, наиболее предрасполагающий к речевому развитию детей раннего возраста. Когда малыш только вступает в эту возрастную группу, он употребляет всего несколько слов вроде «папа», «мама», «деда», «баба» и так далее. Но понимает он гораздо больше, кроме того, соотносит конкретные слова с предметами, которые они обозначают. Чтобы развитие речи детей раннего возраста шло хорошо, с ними нужно постоянно общаться, то есть все время комментировать свои действия, показывать предметы и называть их, рассматривать картинки и называть все объекты, которые там изображены, обращаться к ребенку с элементарными просьбами.
Уже к 2 годам в активном словаре малыша должно быть около 40-50 слов. Следует отметить, что мнения специалистов по этому вопросу существенно расходятся. Поэтому не стоит привязываться к конкретному количеству слов, которые должен уметь произносить двухгодовалый малыш. Все индивидуально, бывают случаи, что речь ребенка раннего возраста развивается несколько позже, а до 2 лет он накапливает только пассивный словарный запас. Но если к 2 годам ребенок вообще не говорит и есть другие неврологические нарушения, стоит обратиться к специалисту и проконсультироваться по этому вопросу.
Двухгодовалый малыш не все звуки произносит правильно. Чаще всего у детей возникают проблемы с шипящими, свистящими и сонорными звуками. Они либо пропускают их в своей речи, либо заменяют. Продолжает развиваться как активный, так и пассивный словарный запас. Значительно улучшается понимание поручений, в 2 года ребенок способен выполнить двусложные задания, например, «пойди на кухню и принеси свою тарелку».
В словарном запасе ребенка раннего возраста в 3 года порядка 1000 слов. Многие дети хорошо говорят предложениями, употребляют падежные формы, времена и числа. Речь в раннем возрасте ребенка является средством познания мира. Родители должны быть готовы к многочисленным вопросам обо всем, что его окружает.
Если словарный запас ребенка небольшой, он не может строить предложения, родителям следует обратиться к логопеду и неврологу, и самостоятельно стимулировать развитие речи ребенка раннего возраста.
Договориться с ребенком
Особенностью детей раннего возраста является то, что они все уже понимают и осознают. Именно поэтому с ними можно договориться, но родителям следует понимать, что это не значит заставить выполнять то, что необходимо взрослому, договоренности должны учитывать интересы обеих сторон. Успешно договориться с малышом – значит найти оптимальное решение, которое устроит всех.
Чтобы договориться с ребенком, нужно научиться его слушать. Важно, чтобы ребенок понимал, что его состояние понимают и все его желания учитываются, что его слушают и слышат. Если ребенок пришел с проблемой, активное слушание поможет ему справиться с негативными переживаниями.
Важно предоставить варианты выбора, создавать иллюзию выбора. Авторитарные приказы будут восприниматься в штыки. Предложение сделать выбор укрепит уверенность в себе и понимание, что с его мнением считаются – конфликта не произойдет, и в то же время авторитет родителей не пошатнется.
Причины отставания в развитии
Задержка развития ребенка не является самостоятельным заболеванием. Это следствие разнообразных причин — как врожденных, так и приобретенных, которые влияют на ребенка с самого рождения.
Итак, задержка в развитии может быть спровоцирована:
- Заболеваниями матери во время беременности: инфекции, травмы, отравления и так далее.
- Кислородная недостаточность у плода.
- Осложненные, продолжительные или стремительные роды.
- Травмы, которые повлияли на головной мозг ребенка.
- Генетические отклонения, которые повлияли на нормальное развитие головного мозга ребенка.
Помимо сложностей и заболеваний, задержка психического развития может быть следствием неправильного воспитания малыша. По статистике такой диагноз чаще ставят детям из неблагополучных семей, но это не исключает появление отстающих в развитии детей и в обычных семьях. Жестокое обращение, крики, скандалы могут стать причиной того, что ребенок будет развиваться замедленными темпами.
Предметная деятельность детей в этом возрасте
Предметная деятельность у детей раннего возраста является основной и ведущей. Именно она оказывает существенное влияние на развитие ребенка и носит первоначально манипулятивный характер, со временем совершенствуясь и развиваясь. Все действия с предметами проходят три стадии:
- Манипулятивные действия. Если младенец берет ложку, он еще пока не знает, что с ней делать, он ею стучит по предметам, облизывает или выполняет другие манипуляции.
- Следующая стадия – это использование предмета по назначению. Ребенок уже знает, для чего нужна ложка, но еще пока не может правильно ее держать в руке и набирать пищу.
- И последняя стадия – это когда ребенок знает, для чего нужен предмет и умеет им пользоваться.
Когда все стадии освоены, малышу становится доступен перенос действий из одной ситуации в другую (похожую). И впоследствии хорошо знакомый предмет используется ребенком в игровом процессе — это стадия развития игры ребенка раннего возраста. Например, ребенок кормит игрушки с помощью той же ложки.
У ребенка этого возраста на психику влияют соотносящиеся и орудийные действия. Соотносящиеся — это приведение нескольких предметов во взаимодействие, например пирамидка, кубики. Орудийные действия — это выполнение определенных манипуляций с помощью предметов, например из кружки пьют, на стуле сидят, молотком забивают гвозди так далее.