Режиссерские игры в детском саду
Ольга Агеева
Режиссерские игры в детском саду
Режиссерские игры в детском саду
Режиссерские игры в детском садунеобходимо организовывать в следующих целях:
• Научить детей свободно общаться, легко вступать в диалог;
• Показать, что такое речевой этикет;
• Научить детей говорить выразительно, осмысленно, выслушивать собеседников;
• Показать детям, что такое «принимать решения»
, создавая искусственные ситуации, в которых необходимо сделать выбор.
Для проведения режиссерских игр необходимы специальные атрибуты – герои и декорации, с помощью которых ребенок сможет воспроизводить придуманную им ситуацию. Воспитатель может только задавать ему тему, подсказывая в некоторых моментах. Лучшая режиссерская игра в старшей группе – это кукольный театр, в котором ребенок сможет дать волю своему воображению и показать настоящее представление всем одногрупникам. Особенности режиссерских игр в детском саду
Игры малышей разного возраста имеет свои особенности.
Режиссерская игра в младшей группе имеет очень простой сюжет. Все действия производятся над одним персонажем, которого кормят, купают, одевают, выводят на прогулку и т. д.
По мере приобретения навыков, игры усложняются. И режиссерская игра в средней группе отличается уже большим разнообразием. Героев становится больше. А в основе сюжета просматривается хорошо знакомая малышу сказка или просмотренный намедни мультик. Появляются оценочные суждения – злой волк, трусливый зайчик и т. д.
Кроме ролевых игр, ребенок начинает осваивать сюжетно-ролевые. Т. е. в игре уже могут принимать участие другие дети.
Режиссерская игра детей в старшей группе приобретает большую динамику. Малыши чаще используют предметы-заместители. Так, одна игрушка может наделяться разными качествами и выполнять совершенно разные роли.
Не теряют своей актуальности режиссерские игры и в подготовительной группе. Играя, малыши с удовольствием продолжают совершенствовать свои навыки и испытывают счастье от творчества.
Режиссерские игры в ДОУ (дошкольном общеобразовательном учреждении)
помогают всестороннему развитию ребенка и способствуют полноценному развитию личности.
Режиссерская игра в младшей группе
Маленькие дети в возрасте 2-3 лет ни всегда самостоятельно способны играть в задуманные взрослыми игры. Не стоит навязывать им свой сюжет, а для начала воспитателю следует показать наглядный пример, объяснив, как играть, управляя героями и придумывая сценариий.
Режиссерская игра «Колобок»
Отличным наглядным примером режиссерской игры в младшей группе может стать воспроизведение сказки. За пример можно взять несложную русскую народную сказку «Колобок»
, которая наверняка будет известна каждому ребенку в группе. Для начала самостоятельно подготовьте куклы главных героев сказки. В том случае, если у вас нет кукол, то вы можете сделать всех героев из бумаги, создать импровизированный театр и управлять в нем тем, как будет разворачиваться сюжет. Важно, чтобы Колобок, Баба, Дед, Лиса, Волк и Медведь имели каждый свой характер, передавайте их настроение голосом, дыханием, другими звуками, чтобы они смогли ожить в воображение ваших маленьких зрителей.
Постарайтесь полностью воспроизвести весь сюжет сказки, а в заключительной части подведите итог, рассказав, чему научила эта сказка детей. Проведя такое показательно выступление, вы наглядно дадите понять, что такое режиссерская игра, это наверняка заинтересует детей и они начнут импровизировать. Прекрасная режиссерская игра в средней группе, это игра в «Семью»
, в ходе которой педагог сможет узнать, какую роль ребенок отдает семье в своей жизни, как себя в ней чувствует.
Режиссерские игры в ДОУ профессиональной направленности
Режиссерские игры в ДОУ профессиональной направленности – это лучшая возможность рассказать детям о разных профессиях, дать понять, что «все профессии нужны – все профессии важны!»
. Лучше всего проводить такие
режиссерские игры в подготовительной группе, за тему можно взять игры во врачей, учителей, садовников, поваров и др.
Правильно организованная режиссерская игра помогает рассказать о многом новом и неизведанном, развивать детское воображение и мышление, что очень важно на всех этапах взросления.
Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии»
(Е. Е. Кравцова)
.
Д. Б. Эльконин назвал режиссерские игры особым типом индивидуальной игры ребенка. В силу своего своеобразия они представляют особый интерес для психологии детской игры, так как именно в режиссерской игре проявляются личностные особенности ребенка.
» Режиссерская игра представляется тем сплавом, в котором социальное и индивидуальное предстают в диалектическом переплетении и доступны наблюдению и контролю». У режиссерской игры исключительные возможности в плане применения ее для диагностики с целью последующей коррекции личностного развития детей. (Гаспарова Е. М. 1989)
.
Режиссерская игра свидетельствует о том, что ребенок активно присваивает культуру, отображая то, что представляет для него первостепенную ценность. Создавая и озвучивая предметный мир, ребенок воплощает собственные замыслы, свое видение окружающей действительности. Поэтому режиссерская игра – важнейший фактор социализации дошкольника и в тоже время одно из немногих средств, которые позволяют взрослому узнать, каковы ценностные ориентации ребенка, что его волнует, интересует.
Ребенок, подобно режиссеру представляет, как будут взаимодействовать разные персонажи, что в результате этого произойдет. Он смотрит на воображаемые события и оценивает их с разных позиций. Научившись действовать с разных точек зрения в режиссерской игре, ребенок легче овладевает общением со сверстниками как самоценной деятельностью.
Предметный мир режиссерской игрычрезвычайно многообразен: это и игрушки, и разнообразные предметы, на которые ребенок переносит функции тех игрушек, которых не хватает для реализации сюжета. Это свидетельствует о том, что в режиссерской игре ребенок овладевает способностью переноса функций с одного предмета на другой, появляется механизм замещения, благодаря которому идет становление подлинной игры – символической деятельности.
Картотека театрализованных игр (средняя группы)
Картотека театрализованных игр (средняя группы)
Карточка №1
(Театр на руке — пальчиковый)
Игра
«Колобок»
.
Задачи для педагога: Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре
.
Игровая задача для детей: Развивать умение согласовывать действия с другими детьми
Атрибуты: Сшитые на пальчик герои сказки (дед, баба, заяц, волк, медведь, лиса, колобок, декорации леса.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, разучивание слов героев сказки.
Игровые правила: Играет 7 детей. Воспитатель помогает распределить роли и определяет очередность выступления героев
Игровые действия: Игра начинается в доме. Бабушка испекла колобок. Он покатился в лес. Там встретил зайца, волка, медведя и от всех он укатился. Одна лиса его обманула и съела.
Результат: Инсценировка сказки с помощью воспитателя
Карточка»2
(Театр на руке — пальчиковый)
Игра: «Репка»
Задачи для педагога: Развивать наглядное мышление
Игровая задача для детей: Развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй
, последний.
Атрибуты: Сшитые герои сказки на пальчик (дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка, репка большая, репка маленькая).
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций по сказке, просмотр мультфильма.
Игровые правила: Играет 8 детей. Дети с помощью воспитателя распределяют роли и определяют очередность выступления героев
Игровые действия: Игра проходит на огороде. Дед посадил репку. Она выросла. Дед сам не может вытащить и позвал на помощь бабку, внучку, собачку Жучку, кошку Мурку и мышку. Все дружно вытащили и скушали репку.
Результат: Инсценировка сказки
Карточка №3
(Театр на руке – варежковый)
Игра
«Три медведя»
.
Задачи для педагога: Совершенствовать артистические навыки детей.
Игровая задача для детей: Учить детей действовать ладошкой, передавая эмоции героя.
Атрибуты: Сшитые из варежки герои сказки (три медведя и Маша, декорации: дом медведей и спальня медведей.
Предварительная работа: Знакомство с содержанием сказки, рассматривание иллюстраций, разучивание слов героев сказки.
Игровые правила: Воспитатель помогает распределить роли и определяет очередность выступления героев. Играет 4 детей и воспитатель – ведущий.
Игровые действия: Маша идет в лес за грибами и ягодами. В лесу девочка заблудилась. Увидела дом, зашла в него. Поела, посидела на стульях, прошла в спальню и легла спать. Приходят медведи, находят Машу. Маша просыпается и испугавшись, убегает.
Результат: Инсценировка сказки с помощью воспитателя
Карточка№4
(Театр на руке – варежковый)
Игра «Три медведя»
Задачи для педагога: Развивать дикцию, интонацию.
Игровая задача для детей: Развивать коммуникативные навыки
Атрибуты: Сшитые из варежки три медведя (папа медведь, мама медведица и мишутка,декорации: дом медведей и спальня медведей)
Предварительная работа: Просмотр мультфильма по сказке «Три медведя, вспомнить в беседе сюжет сказки.
Игровые правила: Играет 4 детей и взрослый – ведущий. Дети определяют очередность действий своих героев.
Игровые действия: Взрослый начинает со слов автора
. Маша заходит в дом медведей, кушает и ложится спать. Приходят медведи, находят Машу. Она, испугавшись, убегает.
Результат: Инсценировка сказки.
Карточка №5
(Театр на руке – варежковый)
Игра
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
.
Задачи для педагога: Закреплять правильное произношение всех звуков родного языка.
Игровая задача для детей: Учить детей действовать своими пальчиками, передавая эмоции героя
Атрибуты: Сшитые из варежки герои сказки (Аленушка, Иванушка, козленок, купец, ведьма, слуга, декорации: пруд, дорога, лес, дом.
Предварительная работа: Знакомство с содержанием сказки, рассматривание иллюстраций, разучивание слов героев сказки.
Игровые правила: Играет 5 детей и ведущий взрослый. Воспитатель помогает распределить роли и определяет очередность выступления героев
Игровые действия: Воспитатель говорит слова автора
, а дети слова героев своих по сценарию.
Результат: Инсценировка сказки с помощью воспитателя
Карточка №6
(Театр на руке – варежковый)
Игра «Лиса и козел»
Задачи для педагога: Развивать способность анализировать положительные и отрицательные поступки героев.
Игровая задача для детей: Развивать творчество и самостоятельность в создании художественного образа.
Атрибуты: Сшитые из варежки лиса и козел, декорации –иллюстрации колодца и ворон на дереве.
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Лиса и козел»
, разучивание слов героев.
Игровые правила: Играет 2 ребенка и ведущий взрослый.
Игровые действия: Действие сказки начинается со слов автора
, потом лиса попадает в колодец. Мимо проходит козел, который очень хочет пить. Лиса его обманывает козла и он прыгает в колодец. А сама, встав на козла, выбирается из колодца. Козел с трудом, но выбирается из колодца.
Результат: Инсценировка сказки
Карточка №7
(Театр на руке — пальчиковый)
Игра
«Теремок»
.
Задачи для педагога: Развивать связную речь детей
Игровая задача для детей: Расширить словарный запас детей
Атрибуты: Сшитые на пальчик герои сказки, два домика.
Предварительная работа: Разучивание слов героев сказки.
Игровые правила: Воспитатель помогает распределить роли. Играет 7 детей, они определяют очередность по сюжету сказки.
Игровые действия: Игра проходит в лесу. Стоит дом. Приходит в него мышка — норушка, лягушка — квакушка, зайчик — побегайчик, лисичка — сестричка, серый волк – зубами щелк. Приходит медведь – всех раздавишь, просится пожить с ними. Но мишка в дом не входит. Лезет на крышу и дом разваливается. Жильцы спасаются и решают новый дом строить – большой. Строят вместе медведем. Помещаются все и живут дружно.
Результат: Инсценировка сказки с помощью воспитателя
Карточка №8
(Театр на руке — пальчиковый)
Игра «Лиса, заяц и петух»
Задачи для педагога: Развивать понимание эмоциональных состояний.
Игровая задача для детей: Развивать умения звукоподражания своим героям.
Атрибуты: Связанные на пальчик лиса, заяц, петух, домик для лисы и дом для зайца, собака, медведь, бык.
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Лиса, заяц и петух»
, разучивание слов героев сказки.
Игровые правила: Играют трое детей и взрослый-ведущий.
Игровые действия: Игра начинается в лесу зимой. Стоят 2 избы: ледяная и лубяная. В ледяной живет лиса, а в лубяной живет заяц. Весной ледяная изба растаяла. Лиса выгоняет зайца из лубяной избушки и поселяется сама в ней. Заплакав, заяц жалуется собаке, медведю, быку. Они не смогли выгнать лису. А петух с косой выгоняет лису. Заяц и петух стали дружно жить. Результат: Инсценировка сказки.
конспект НОД «Режиссёрская игра» (мл.гр.) — открытое (2015г)
Тема: «Режиссёрская игра»
Драматизация сказки «Репка» в младшей группе.
Выполнила: Мацковская Ирина Василовна
Воспитатель МБДОУ д/с №31 «Дюймовочка»
Зеленогорск , 2015г.
Тема совместной деятельности: «Режиссёрская игра».
Цель: развитие игровой деятельности ребенка.
Задачи:
— помочь детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к деятельности в сюжетно – ролевых играх.
— развивать воображение ребенка, артистические способности;
— формировать умение регулировать поведение, взаимодействовать с другими участниками игры;
— способствовать социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;
— способствовать развитию самостоятельности, детской инициативы, умение проявить себя в новой жизненной ситуации;
— развивать речевые навыки, умение подбирать фразы, слова, эмоционально окрашивать речь; помогать детям преодолевать трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость;
— развивать память, умение устанавливать последовательность действий, событий;
— формировать умение использовать в игре предметно – развивающую среду группы, применять предметы – заместители.
Участники: воспитатель, 6 детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года).
Оборудование: шапочки (кот, собака, мышь), шляпы, косички, бусы, штаны, юбки, сарафан, платки; большой короб для вещей; корзинка с настоящими овощами; предметы – заместители: «семечко» — бусинка, «земля» — капюшон от куртки чёрного цвета.
Ход игры.
Воспитатель: — Ребята, посмотрите, я принесла в корзинке осенний урожай овощей! Какие овощи вы видите? (Ответы детей: свекла, огурец, морковка, кабачок, капуста, картошка, помидор, репка; описывают овощи, трогают руками, нюхают).
— Давайте поиграем в сказку «Репка»? (дети соглашаются).
— А поможет нам «Волшебный короб» (воспитатель выносит большой короб, открывает крышку, а в нём костюмы, атрибуты для игры).
Дети выбирают атрибуты, распределяют понравившиеся им роли, воспитатель помогает вспомнить какие герои присутствуют в сказке «Репка» (Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка). Воспитатель выбрала себе роль «рассказчицы» (является «режиссёром» в данной игровой деятельности).
Сказка начинается. «Дед» садит «семечко» (бусинку) в «землю» (капюшон от куртки чёрного цвета). На поверхности «земли» появляется настоящая репка.
Дальше сказка разворачивается по своему сюжету. Дети пытаются изобразить своего героя, передать повадки, голос, движения. Если кто-то затрудняется, «рассказчица» (воспитатель) помогает вспомнить последовательность, эмоционально показать движения, произнести фразу.
Сказка заканчивается («Вытянули репку!»). Дети берут репку в руки, рассматривают, нюхают, передают друг другу в руки, кто хочет подержать.
«Актёры» кланяются. «Рассказчица» благодарит и хвалит «актёров» за очень интересную игру!
Дальше дети могут продолжить игру, поменять атрибуты и роли по своему желанию.
Режиссёрская игра «День рождения»
5) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания:
формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом; создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма; воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
принцип доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип научности; принцип сознательности; принцип активности.
Методы воспитания:
игра, художественное слово, эмоциональное стимулирование занимательным содержанием.
Методы обучения:
словесные (беседа, поощрение); наглядные (демонстрация, показ); практический (конструирование пространства, совместная подготовка атрибутов).
Игровое оборудование:
цветная коробка, различные предметы для обыгрывания ситуаций
Предварительная работа: Беседа «Кто такой режиссёр»
— Театр волшебная страна!
Сколько чудес нам дарит она,
Праздник, улыбки, песни и смех
В этой стране ожидает нас всех!!!
— А кто знает, что такое театр? (Выслушивает ответы детей).
-Правильно, театр – это удивительный дом, где показывают спектакли, сказки, где танцуют и поют, рассказывают стихи;
— Как вы думаете, зачем люди ходят в театр?(ответы детей) . Взрослые и дети ходят в театр, чтобы посмотреть спектакль, сказку, послушать музыку, узнать новое, отдохнуть. Правильно, дети, каждое посещение в театр – это праздник.
-А вы знаете, кто нам устраивает этот праздник ? ( артисты, художники, гримеры, костюмеры и т .д.)
— Есть ещё одна очень важная профессия:
Загадка
Театральный он работник
– Постановок «дирижёр»,
Управляющий спектаклем
— Это, верно, … (РЕЖИССЁР!)
-Ребята, а чем занимается режиссер?(ответы детей). Предлагает роли сказочных героев, показывает артистам как себя вести, чтобы быть похожим на своего героя, каким голосом говорить советует режиссер, проводит репетиции.
-Он спектаклем заправляет,
Назубок все сцены знает.
Учит он, как роль играть.
Как его, друзья, назвать? (Режиссёр.)
Режиссёр — самый главный человек на сценической или съёмочной площадке. Режиссер выбирает, какую пьесу ставить, распределяет роли, организует и проводит репетиции и все, что играют артисты на сцене, происходит по замыслу режиссера.
— Он организатор, творческий руководитель и вдохновитель для всей актёрской группы. Если бы не искусство и высокий профессионализм режиссёров, мир не увидел бы талантливых художественных фильмов или театральных постановок.
-Предлагаю поиграть в игру. Я буду режиссёром, а вы начинающими актёрами. Предлагаю изобразить любого сказочного животного, а я постараюсь угадать. дети по очереди изображают движением, мимикой любого персонажа
Режиссёрская игра
Но вернёмся к теме: как научить ребёнка играть
Как игра вообще развивается, какие превращения испытывает? Многие мамочки рассказывают, что в жизни их малыша был период, когда любимыми игрушками были мамины кастрюли, крышка, сковородки. Многие из них раздражаются: под ногами крутится. Сперва ребёнок кастрюлями-сковородками просто манипулирует. Потом появляются первые сюжетно-отобразительные игры, — ребёнок повторяет отдельные действия мамы.
Эти отобразительные игровые действия невероятно важны, потому что создают базу для дальнейшего развития. А дальше развивается цепочка игр:
- режиссёрская,
- сюжетно-ролевая,
- игра с правилами,
- и опять режиссёрская.
Как малыш учится играть?
Предметы-заместители
Как узнать, есть у ребёнка первая режиссёрская игра или нет? Присмотритесь, если малыш вместо телефона берёт в руки кирпичик и, приложив к уху, что-то говорит, или кубик возит по столу, издавая звуки работающего мотора, или ещё что-нибудь подобное делает, это здорово.
Вы наблюдаете первые игровые действия режиссёрской игры. Они тем и отличаются от простых манипуляций с игрушками, что малыш переносит функции с одного предмета на другой. Как говорят педагоги, он начинает использовать предметы-заместители. Радуйтесь, вам демонстрируют первые проявления воображения – высшей из высших психических функций.
Режиссёрская игра появляется у трёхлетних малышей и отличается примитивностью сюжета, непродолжительностью. Но пусть вас это не смущает, лиха беда – начало.
Сказка
Сказочные сюжеты приобретает особое значение в обучении ребёнка игровым действиям. Особенно они важны для первых режиссёрских игр. Режиссерская игра всегда имеет сюжет (поэтому она и игра). Маленькому ребёнку трудно придумать его самостоятельно. Сказка или мультик ему помогают.
Ребёнок не слушает сказки. Такое тоже бывает. Поэтому рассказывайте их с помощью кукольного театра. Какие они бывают, можно посмотреть в видеоролике здесь. Когда слово в три года (да и старше) опирается на какой-то образ (картинку, предмет), оно воспринимается как бы на более высоком уровне, потому что в работу включаются оба полушария мозга.
Сказочный сюжет-сценарий помогает малышу научиться придумывать мизансцены – представить последовательность действий в пространстве, проще говоря. Сначала режиссёрская игра будет дословно по сказке. Но со временем малыш научится эту заданность сюжета преодолевать. Приведу пример уже достаточно развитой режиссёрской игры.
«Режиссёрская игра ее особенности и значение для развития ребенка-дошкольника»
Режиссёрская игра ее особенности
и значение для развития ребенка-дошкольника
Игра режиссерская – особый вид индивидуальной игры, который строится ребенком в двух планах: за себя как режиссера и за игрушку, наделенную определенной ролью. Ребенок придумывает сюжет, который разыгрывает с помощью кукол или других предметов, действуя и говоря за них. Режиссерская игра . способствует развитию речи, мышления, воображения.
К.Н. Поливанова
Первая игра ребёнка дошкольного возраста — режиссёрская игра, которая является разновидностью детской игры и появляется в жизни дошкольника примерно после двух лет.
Это вид детской игры изучен менее всего. Интерес к ней возник в последнее десятилетие. Д.Б. Эльконин назвал режиссерские игры особым типом индивидуальной игры ребенка. В силу своего своеобразия они представляют особый интерес для психологии детской игры, так как именно в режиссерской игре проявляются личностные особенности ребенка.
По мнению Е. Е. Кравцовой, режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она (режиссерская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка.
Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. Конечно, каждого ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать других людей, но это не означает, что в детском саду не должно быть игр одиночных. Даже у самого общительного ребенка периодически появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть с любимой игрушкой.
Педагогическая ценность режиссёрских игр:
– способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;
– помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;
– развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации;
– помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности;
– являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки — необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;
– помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость. Это основной доступный вид игр для детей, воспитывающихся в семье, детей-инвалидов; детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспитания;
– дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.
Особенности режиссёрской игры:
1. Ребёнок сам создаёт сюжет игры, в основе которой лежит личный опыт ребёнка. Как правило, в игре отражено событие, которое произвело на ребёнка неизгладимое впечатление (например, посещение детской поликлиники, или празднование дня рождения, или какое-то уличное происшествие). Очень часто сюжетом игры становятся знания ребёнка, полученные из мультфильмов, сказок, детских передач или рассказов других людей. Ребёнок в режиссёрской игре сам придумывает сценарий к своему «спектаклю», т.е. является режиссером, сам подбирает исполнителей ролей и сам исполняет за них роли.
2. Игрушки и предметы, которые ребёнок выбрал для игры, выполняют как прямую, так и переносную функции. Говоря другими словами, очень часто в режиссёрских играх ребёнком используются так называемые предметы-заместители. Например, диванная подушка превращается в лошадь, на которой ребёнок скачет в дальнее путешествие, или расчёска становится микрофоном для куклы, которая даёт концерт на сцене (в роли которой выступает диван) и т.д.
3. Главным компонентом режиссёрской игры является речь ребёнка. Малыш с удовольствием выразительно подражает взрослым. В речи ребёнка за время игры могут меняться интонация, громкость, темп, ритм высказываний. Например, девочка играет в домовёнка Кузю и хозяюшку. Хозяйка испекла блинов и приглашала гостей к себе домой. Так вот, девочка за Кузю говорила более грубым голосом, а за хозяйку говорила тоненьким голоском.
Так же речь может быть дикторской – текст за кадром. Например: «День рождения куклы Маши» Мама сказала спасибо за подарки, гости стали садиться за стол ит.д.
Речь может быть оценочной. Например: гости хорошие, они принесли мне много подарков.
4. Как правило, в детской режиссёрской игре используется много персонажей, но действует ребёнок только с 3 – 4 игрушками. Например, в игре в «Концерт» ребёнок рассаживает много игрушек, выполняющих роль зрителей, а также артистов, но играет он только с активными «артистами», которые выступают, остальные игрушки занимают пассивную позицию в «зрительном зале».
Один прекрасный пример режиссерской игры приведен в дневниках В.С. Мухиной. Ребенок, расставив вокруг себя игрушки, тихо лежит среди них около часа, не притрагиваясь к ним, и не производя никаких внешних действий. На вопрос, что он делает не заболел ли, отвечает: «Нет. Я играю». «Как же ты играешь?» — «Я на них смотрю и думаю, что с ними происходит».
Все это — проявления режиссерской игры, которая не всегда замечается и правильно оценивается сторонним наблюдателем.
Основная задача педагога
в развитии режиссерской игры — направлять игровую деятельность детей, обогащать другие виды игровой деятельности, которые способствуют формированию режиссерской игры.
Педагогическое руководство в процессе игры имеет свои особенности:
оно способствует развитию её замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношением детей и вне игры. Руководство игрой ни в коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у дошкольников протест, выход из игры. Уместны наводящие вопросы, советы, рекомендации.
Педагог оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми. Например, он спрашивает ребенка, выполняющего роль заведующего в игре в магазин, где касса, кто кассир, почему нет тех или иных предметов, удобно ли покупателю выбрать то, что он хочет купить, кто будет завёртывать покупки, подсказывает, что покупатели благодарят продавца, а продавец вежливо приглашает приходить в магазин за покупками.
Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в неё всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает у них уверенность в своих силах, вызывает чувство симпатии к ним со стороны других детей.
По окончании игры воспитатель отмечает дружные действия детей, старших привлекают к обсуждению игры, подчеркивает положительные отношения её участников. Всё это способствует развитию интереса у детей к последующим играм.
Педагог должен проанализировать проведённую игру, оценить её воспитательное воздействие на детей и обдумать способы дальнейшего руководства сюжетно-ролевыми играми детей своей группы, воспитания у них коллективных начал.
Преимущества игры:
– Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами. В отличии от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще.
– В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания.
Учёные показывают, что режиссёрская игра типична для детей: не посещающих дошкольное учреждение, часто болеющих, с выраженным дефектом речи, замкнутых и малоактивных, детей плохо адаптирующихся в дошкольном учреждении. Такие дети склонны к уединению, а потребность в игре выражается через режиссёрскую игру.
Режиссёрская игра проявляется в начале 4 года жизни. Она является предпосылкой сюжетно – ролевой игры. В основе игры личный опыт. Сюжет очень беден. Дети выполняют только хорошо знакомые действия (кормят куклу, укладывают её спать, стирают и т.д.) Чаще всего у детей 2 младшей группы всего два персонажа.
На 5 году жизни в основе игры появляются сюжеты сказок, мультиков, увеличивается количество персонажей. В речи появляются ролевые и оценочные высказывания (хитрая лиса, злой волк). На 4-5 году у дошкольников наступает период хорошей сюжетно-ролевой игры, но режиссёрская игра остаётся широко распространённой, т.к. имеет выше перечисленные преимущества.
В старшем возрасте происходит заметный рост игровых умений. Часто используются предметы-заместители, роль за игрушкой не фиксируется (например, собака может быть и львом и чудовищем), сюжет более богатый и динамичный, расширяется и активизируется словарь ребёнка.
В процессе режиссерской игры ребенку ни в коем случае нельзя мешать, применять давление, сравнивать ребенка с другими детьми, осуждать его проявления, игнорировать его чувства и эмоции. Необходимо предоставлять детям свободу, возможность проявить внутреннюю активность. Поэтому необходимо создание индивидуального пространства, обеспечить их местом и временем.
Для успешного развития режиссерской игры необходимо создать ряд условий:
Первое из них – наличие у ребенка индивидуального пространства для игры. Сделать это помогут разные ширмы, как готовые, так и сделанные руками родителей, они могут быть в виде занавеса, в виде книжки-раскладушки, гибкие, при необходимости, принимающие разные формы. Но самым любимым местом для индивидуальной игры детей оказываются картонные коробки.
Второе необходимое условие – наличие у ребенка мелкого игрового материала. Сейчас в продаже имеются наборы мелких игрушек, объединенных одной темой («Зоопарк», «Домашние животные», «Армия» и др.). Если нет возможности приобрести эти наборы, то игрушки для режиссерской игры можно изготовить самим, при помощи бумаги, клея и красок. К игрушкам, изготовленным вместе с родителями, дети будут относиться с большей любовью, будут их беречь.
И, наконец, третье, самое важное условие организации режиссерской игры- умелое руководство развитием этой игры. Взрослые помогают детям найти интересные занятие. Задания, которые дают взрослые, могут служить толчком к режиссерской игре, они развивают и обогащают, создаваемый детьми сюжет. Часто взрослые могут быть в роли зрителя, но не пассивного, а такого, который интересуется происходящим, просит пояснить те или иные действия, эмоционально откликается на происходящие в игре события.
Выполнение всех условий обеспечит успешное развитие режиссерской игры в условиях ДОУ и семьи.
Таким образом, умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, формированию личности ребенка, его социальной компетентности и воспитание гуманности.