Правильная дошкольная подготовка— это залог отличных результатов в школе. Правильнее всего будет, если начать подготовку уже с 4 лет, ведь школьные требования к первоклассникам достаточно высокие. А если малыш уже пошел в школу и до этого с ним родители не занимались, то ему будет непросто. Существует список определенных навыков, которыми должен владеть каждый первоклассник, чтобы быть готовым усвоить необходимый материал за школьной партой. И есть методы, которые помогут родителям подготовить своих малышей даже в домашних условиях.
Какими навыками должен обладать первоклассник?
Какие же есть требования у министерства образования к современному школьнику? На сегодняшний день каждый первоклассник должен уметь:
- представиться и рассказать немного о себе и членах своей семьи, своих увлечениях и хобби;
- отличать гласные от согласных, суметь прочитать легкий текст и писать печатные буквы;
- перечислить дни недели, месяцы и времена года;
- рассказать про утро, обед и вечер;
- выполнить сложение и вычитание простых чисел;
- отличать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, звезда, а также нарисовать их самостоятельно;
- пересказать несложный текст;
- находить лишний предмет среди перечисленных и объяснить, почему именно он лишний;
- одеваться, раздеваться, умываться и заправлять постель;
- уважать и слушать старших, быть культурным;
- отличать цвета и оттенки;
- описать изображение;
- считать до 20 и обратно;
- знать части тела;
- отличать вопросы: когда? где? почему? И уметь дать на них ответ;
- отличать одушевленные и неодушевленные предметы;
- мирно отстаивать своё мнение и не вступать в драку;
- разговаривать вежливо и внятно;
- тихо и без капризов присутствовать на уроках, не отвлекать других детей и слушать учителя.
Это самые основные требования и, как видите, их немало. А чтобы научить ребёнка всему вышеперечисленному, необходимо соблюдать некоторые правила:
- нагрузку увеличивайте постепенно. Давайте новый материал только тогда, когда ребёнок усвоил старый;
- занятия должны быть короткими (по 15-20 мин максимум), затем делайте перерыв (15-20 мин). Пусть ребёнок отдохнёт и займётся физической активностью;
- меняйте виды деятельности, чтобы ребенок не чувствовал переутомления и скуки;
- занятия должны быть с элементами игры. Приглашайте ребенка заниматься, а не заставляйте его. Объясните, почему человек должен быть образованным. Не бейте и не наказывайте малыша, если он не хочет сегодня заниматься;
- если вы будете использовать учебник, пусть в нем будет много ярких и запоминающихся картинок. Так ребёнок усвоит материал лучше и быстрее.
Современные методики подготовки детей к обучению в школе.
Современные методики подготовки детей к обучению в школе.
Многие родители, отправляя детей в школу, расстраиваются из-за того, что ребенок не в полной мере раскрывает свои способности.
По мнению ряда современных педагогов и психологов, методики преподавания в наших школах значительно устарели, требуют кардинального обновления и лучше начать заниматься с ребенком с раннего возраста, чтобы максимально раскрыть его потенциал. В возрасте 3-4 лет они максимально эффективно воспринимают информацию.
В России существует множество дошкольных учреждений, которые предлагают разнообразные занятия по подготовке детей к школе. Родителям полезно разобраться в каждой из них, чтобы выбрать для своего ребенка наиболее интересный и эффективный вариант.
Методика Зайцева, направленная на развитие детей 3-5 лет, предлагает быстро обучить ребенка чтению при помощи особых кубиков разных размеров и цветов. Взрослый дает интересное задание, и ребенок выполняет его при помощи кубиков. Вместе с тем происходит значительное раскрепощение малыша, и он запоминает информацию со слуха, а также развивает зрительную память.
Методика Никитиных, направленная на дошкольное развитие, предлагает ряд интересных логических задач, основанных на взаимодействии ребенка со взрослым. Они вместе должны предлагать пути решения головоломок при помощи кубиков, карточек и конструкторов. Метод хорошо развивает образное мышление и логику ребенка.
В методике Домана также осуществляется подготовка ребенка к школе. Детям предлагаются всевозможные карточки с изображениями, буквами и словами, которые нужно запоминать и озвучить, а также большое количество других увлекательных логических задач. Метод хорошо стимулирует деятельность нервной системы и эффективно развивает восприятие новой информации.
Методика Мотессори – это особые системные развивающие занятия для детей дошкольного возраста. Они включают в себя большое количество разнообразных игр с использованием всевозможных геометрических фигур, цветов, текстур, которые хорошо развивают тактильные ощущения, моторику, память и образное мышление ребенка.
Уникальная методика «ментальная арифметика» показывает высокую результативность, ее программы рассчитаны на занятия в возрасте от 4 до 16 лет. Обучение происходит при помощи особых восточных счетов, называемых «соробан», которые обучают устному счету. Во время обучения дети постепенно привыкают воссоздавать «соробан» по памяти. Они, используя этот метод, не только складывают или вычитают сложные числа, а также множат и делят их в уме. Дети, которые занимаются по этой программе, развиваются гигантскими темпами, со значительным опережением сверстников.
Правое и левое полушарие составляют мозг человека. Правое полушарие формирует образное мышление, тактильные ощущения, осязание. Левое полушарие – это логика, анализ, речевые способности человека. Когда два полушария одновременно эффективно работают, то человек имеет все основания стать настоящим гением в любой области знаний. Только у 5% людей на Земле развиты оба полушария мозга одновременно. Ментальная арифметика производит стимулирование работы правого и левого полушария мозга, что формирует фотографическую память и особое мышление ребенка.
«Ментальная арифметика» стимулирует у ребенка способность к восприятию информации в больших объемах и обучает делать расчеты сложных примеров устно. Программа проводится квалифицированными преподавателями в игровой интерактивной форме, которая заинтересует детей всех возрастов, обучит их «ментальной арифметике» весело и интересно. Ребенок, который прошел обучение по данной методике, получает высокие шансы на успешную собственную реализацию в любой области знаний. МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕ
Курс «Ментальная арифметика» предназначен для дошкольников и школьников. Возрастной диапазон – от 5 лет до 16 лет. Ментальная арифметика – это методика, активно способствующая интеллектуальному развитию детей, повышающая умственные способности и творческий потенциал за счёт устных арифметических вычислений и развития двухполушарного мышления.
Курсы ментальной арифметики развивают:
- Воображение.
- Творческие способности.
- Быстроту реакции.
- Нестандартный подход к любой ситуации.
- Креативность.
- Лидерские качества.
- Усидчивость и внимательность.
- Память.
- Интерес к изучению других дисциплин.
- Быстрый счёт в уме.
Навыки, развиваемые курсами ментальной арифметики – это отличный фундамент для дальнейшего развития вашего ребёнка! Изучение любой другой информации становится значительно более простым!
Зачем нужна ментальная математика для детей?
- Улучшается скорость реакции и работа памяти.
- Тренируется головной мозг.
- Быстро воспринимается новая информация.
- Возрастает уровень безопасности ребёнка в жизни.
- Повышается успеваемость по базовым школьным предметам.
- Результат со стопроцентной гарантией.
Ментальная арифметика – это методика, применяемая в нашей стране не так давно, но уже широко востребованная. Много людей желают узнать – а где и как она появилась? Возникновение ментальной математики принято связывать с изобретением древними китайцами счётами абак – это произошло более пяти тысячелетий назад. Затем эти счёты усовершенствовали японцы. Сегодня они носят имя «абакус».
Ментальная арифметика для детей – это система, не имеющая аналогов. Программа разделена на несколько фрагментов и выстроена таким образом, чтобы результат был максимальным:
- первое занятие начинается с того, что дети знакомятся как с физическими счётами, так с ментальными. На всех занятиях изучается сразу два типа вычислений;
- всего четырех недель регулярных занятий ментальной арифметикой хватит для того, чтобы ребёнок решал в уме примеры значительно быстрее любого взрослого человека;
- после двух месяцев занятий дети решают в уме примеры, декламируя при этом стихотворение вслух;
- через год ребёнок освоит все правила сложения и вычитания при счёте в уме;
- когда ребёнок закончит курс (это займет 2-2,5 года), он будет легко пользоваться всеми правилами умножения и деления при ментальном счёте.
Если вашему ребёнку исполнилось 5 лет, он умеет считать от 0 до 10 в прямом и обратном порядке, а также умеет соотносить цифру с количеством, то его уже можно записать на пробное занятие по ментальной арифметике. Первое же упражнение будет для вашего ребёнка шагом в мир удивительных возможностей!
Меморика – это увлекательный курс развития памяти, предназначенный для дошкольников и школьников, от 6 до 16 лет.
Основная цель Меморики – активное развитие памяти детей. Благодаря современным технологиям, она ускоряет процессы развития памяти, воображения и мышления детей.
Хорошая память – одна из важных составляющих нашей успешности. В любом деле ценятся коммуникабельность, креативность, внимательность и хорошая память. Курс «Меморика» – великолепная школа развития интеллекта, способствующая росту когнитивных качеств мышления. Родителям стоит обратить внимание – для детей дошкольного возраста это особенно полезно.
Зная, как устроена память, можно научиться без усилий быстро запоминать большое количество информации. На курсах развития памяти для детей Меморика ребята изучают уникальные методы запоминания. Техники развития интеллекта – вещь очень простая: выполняя ежедневно несложные упражнения для тренировки памяти, дети смогут отлично запоминать информацию.
Меморика – это верифицированные методы развития интеллекта.
На первом занятии определяются стартовые показатели учеников. Для их определения на курсе Меморики разработана специальная система тестирования. Эти показатели потом используются для отслеживания прогресса обучающихся. Для обучения используется эксклюзивная методика и запатентованные учебники, в которых дети выполняют задания.
На чем основана школа развития памяти и интеллекта?
В развитии памяти задействовано мышление, воображение, внимание, и творческая деятельность. Без всего этого немыслима деятельность ума.
Отличная память держится на трех вещах – образное мышление, системное мышление и управление процессами памяти. Образное мышление делает мир ярче, а нас – творческими людьми. Системное мышление позволяет видеть целостную картину происходящего и понимать истинные причины событий окружающего мира.
Благодаря образному и системному мышлению, которое развивают в течение курса Меморики, дети осваивают различные мнемотехники, являющиеся совокупностью различных приёмов и методов развития интеллекта, позволяющих значительно легче запоминать большие объемы информации. Разработанные системы развития интеллекта за короткий срок преображают ум.
Меморика – это авторская программа.
В школе развития памяти и интеллекта дети с удовольствием и с легкостью выполняют задания и получают отличные результаты! Занятия не отнимают много сил, а изучение способов улучшить память проходит легко и весело!
Что именно запомнит ребенок, посещая курсы развития памяти для детей?
- После 2-го урока: номер сотового телефона и какое домашнее задание в школе задали на следующий день.
- После 4-го урока: 8 строчек стихотворения с первого раза.
- После 6-го урока: выучить устный урок с 1 раза.
- После 8-го урока: запомнить 10 персонажей – внешний вид и информацию о них, а также запомнить композиции 10 художественных картин в подробностях.
- После 10 урока: математические и орфографические правила.
- После 12 урока: запомнить дневной объем школьных уроков с первого раза или сделать подробное устное изложение. Применять полностью весь полученный объем знаний по Меморике.
Результаты по Меморике – снижение сложностей обучения и повышение интереса к нему. Меморика позволяет легко и играючи познавать окружающий мир. Учебники и платформа обеспечивают надежный стандарт качества обучения!
Человеку очень важно получать новые знания. Именно поэтому мы изучаем иностранные языки или осваиваем музыкальные инструменты. Любой навык развивается вследствие получения информации. От того, как быстро человек читает, зависит то, как быстро он учится новому.
Скоростное чтение способно сильно улучшить жизнь. Чтобы им овладеть, нужно упорство и желание развить любовь к чтению. Стремящимся к познанию нового этот навык будет крайне полезен. Освоив его на практике, можно сэкономить массу времени.
Цель курса Либерики – развитие скорости чтения и достижение максимально возможного понимания прочитанного текста. Задачей школы скорочтения является постепенное укрупнение восприятия текста. После развития скорочтения текст для ребёнка станет объемной картиной, в которую можно погрузиться и прожить её. Результат применения этой методики – открытие или развитие любви к чтению.
Быстрое чтение позволяет:
- Увеличить скорость чтения, в первую очередь, «про себя».
- Увеличить уровень понимания прочитанного, используя все возможности памяти.
- Развить образное мышление и интерес к чтению в целом.
Школьники ежедневно сталкиваются с большими объемами литературы, которую надо не только быстро прочесть, но и запомнить. Либерика – это инновационная методика повышения скорости чтения, позволяющая читать быстро и эффективно. Скорочтение для детей – способ научиться максимальной концентрации на тексте. Если ребёнок отвлекается или не любит чтение, то Либерика станет решением проблемы.
Эти навыки остаются на всю жизнь. Обладая навыками скоростного чтения и развитой памятью, ребёнок становится увереннее в себе, у него повышается самооценка. Быстрое чтение развивает навык эффективного внедрения новых знаний.
Обучение скорочтению поможет ребёнку:
- Читать «про себя» в 5 раз быстрее и понимать до 100% прочитанной информации .
- Быть внимательней и сосредоточенней, изучая информацию.
- Уверенно осваивать не только школьную программу, но и дополнительные дисциплины.
- Рассматривать процесс чтения с интерактивной точки зрения.
- Читать быстро и легко, независимо от ситуации и сложностей в обучении.
- Пробудить неподдельный интерес к чтению различной литературы.
Школа скорочтения для детей дает следующие преимущества:
- Обучение скорочтению детей осуществляется исключительно по запатентованным учебникам и авторским материалам, предназначенным для ускорения чтения.
- Все этапы изучения Либерики взаимосвязаны между собой, учитывая постепенное усложнение материала.
- Занятия проходят в игровой форме, в курсе уделяется много внимания теоретическим аспектам скоростного чтения и изменению восприятия чтения книг и различной информации.
- Каждое занятие дети тестируют свои результаты и могут их записать.
- Дети могут проявить себя, выполняя домашние упражнения. Достижения ребёнка хранятся на онлайн-платформе, а также заносятся в специальные учебные материалы.
Либерика – это уникальный курс, который был разработан с учетом пожеланий родителей и специалистов, занимающихся обучением и развитием детей дошкольного возраста.
Курсы скорочтения Либерика подходят для младших и старших школьников. Чтобы начать обучение, ребёнку необходимо читать пословно минимум 40 слов в минуту.
Кубик Рубика – яркая и популярная игрушка, которую дети часто берут с собой в путешествие, чтобы скоротать время. Однако помимо развлекательной функции, это идеальный тренажер для ума, который дарит позитив и способствует развитию:
- системного мышления;
- мелкой моторики обеих рук;
- пространственного воображения;
- логического мышления.
Специальные курсы по Спидкубингу подразумевают под собой скоростную сборку яркой игрушки за максимально короткий промежуток времени. Кроме классической сборки конструкции, ребенок также научиться собирать различные узоры.
Курсы по Спидкубингу: что представляют собой данные занятия?
Сборка Кубика Рубика в компании других детей под чутким руководством настоящих профессионалов – это эффективное обучение, которое предназначено для учеников возрастом от 7-ми лет и старше.
Представленные курсы помогают:
- развивать умственную активность детей, что в дальнейшем положительно сказывается на развитии левого и правого полушарий;
- спидкубинг для детей является отличным способом для эффективной тренировки памяти и детской логики;
- тренировка объемного пространственного мышления.
Спидкубинг рассчитан на детскую аудиторию от 7 до 16 лет. В некоторых случаях могут рассматриваться отельные ситуации, когда на уроки записывают малышей возрастом от 6 лет.
Процесс обучения невероятно интересен, благодаря игровой форме проведения занятий. Важно, чтобы ребенок смог воспринимать данные курсы не как скучный урок в школе, а как увлекательный процесс игры, в результате которой можно открыть для себя множество интересных фактов.
Курсы сборки Кубика Рубика для маленьких интеллектуалов
Чтобы занять своего ребенка на время летних каникул, многие родители выбирают Курсы по Кубику Рубику.
Поднимаясь по ступеням, дети постепенно переходят от одного этапа к следующему. В результате, программа устроена таким образом, чтобы не перегружать детей большими объемами новой информации.
На сегодняшний день существует огромное количество всевозможных методик, которые используют для того чтоб научить ребенка навыкам чтения.
Все занятия проходят в игровой форме, что особенно важно для маленьких непосед. Ведь любой урок у дошкольников ассоциируется с долгим и скучным изучением новой информации, которую обязательно нужно запоминать. От способа подачи данной информации, а также от атмосферы в классе зависит многое. Именно это и влияет на дальнейший прогресс в обучении.
Школа обучения чтению: использование онлайн-платформы
Организованные курсы обучения чтению подразумевают применение не только определенного набора учебников, но и также применение онлайн-платформы, как основного игрового компонента. Современные дети отлично знакомы с компьютерами, а родители только «за» автоматизацию процесса обучения и отказ от старой формы подачи новой информации.
Детвора достаточно быстро адаптируется к инновационным решениям, что положительно сказывается на их общем развитии, гарантируя светлое и прогрессивное будущее. Начальное обучение чтению подразумевает выполнение уникальных заданий, представленных на соответствующей онлайн-платформе. Причем результаты таких занятий будут заметны в кратчайшие сроки не только педагогу, но и родителям.
Обучения чтению способствует активному развитию таких важных функций психики, как:
- логическое мышление;
- память (малыш может запоминать намного больше увлекательной для него информации);
- речь (развитие речевого аппарата);
- воображение и детская фантазия;
- восприятие.
Главная задача высококвалифицированных педагогов заключается не только в том, чтобы научить малыша читать различные тексты, но и также научить его понимать прочитанное. Ребенок может правильно произносить звуки и читать каждое слово, но какой в этом толк, если он не понимает смысла слов, фраз и предложений?
Не стоит спешить и стараться научить собственное чадо читать как можно быстрее. Важно делать уклон на понимание и осознание того, что он прочитал. Таким образом, педагоги нацелены на качество, а не на скорость.
Как проходит обучение чтению детей?
Чтобы научить детвору литературному чтению, потребуется грамотно спланировать весь курс и организовать правильную подачу учебного материала.
Как готовить малыша к школе с 5 до 7 лет?
Сегодня важно не просто обучить малыша буквам и цифрам, но и начать всестороннее развитие. Малышу должно быть комфортно в обществе одногодок. Кроме того, нужно подойти к этому делу крайне осторожно, чтобы у ребёнка не пропало желание учиться дальше. Многие родители начинают готовить своего сына или дочку к школе довольно настойчиво, а потом не понимают, почему малыш совсем не проявляет интереса к учебе.
В детских садах гораздо проще готовить малышей к школе, ведь они уже находятся в детском коллективе, выстраивают распорядок дня и привыкают к занятиям. Помните, что подготовленный ребёнок будет не просто хорошо успевать по программе, но и станет душой компании. А если малыш не обладает некоторыми навыками, то среди одногодок может прослыть «аутсайдером». Если вы все же решили готовить к школе малыша самостоятельно, ознакомьтесь с рекомендациями ниже:
Когда начинать подготовку
Поступление в школу всегда волнительно как для взрослых, так и для детей. Одни родители начинают подготовку заранее, чтобы к первому классу ребёнок уже освоил навыки чтения, письма и счёта. Есть и другая категория взрослых, считающих, что научить всему — задача учителей. Такие родители почти не уделяют время подготовке детей к школе. Кто же из них прав? Верного ответа нет, как и однозначного решения. Каждая семья выбирает сама, исходя из своих возможностей и способностей ребёнка.
Что произойдёт, если ребёнок не будет подготовлен к школе? Ничего ужасного. В первом классе детей научат и читать, и писать, и считать. Но в таком случае родители должны быть готовы, что ребёнок, возможно, будет отставать от одноклассников, которые уже овладели этими навыками. Первокласснику, который знакомится с буквами и счётом, будут сложнее даваться задания, а домашняя работа займёт больше времени. Такая ситуация не способствует успеху и может закончиться настолько сильным снижением интереса и мотивации учиться, что ребёнок больше не захочет идти в школу. Поэтому большинство родителей стараются подготовить своих детей к первому классу заранее.
Обучение чтению
Обратите внимание прежде всего на уроки чтения. Ведь если ваш малыш освоит азы чтения, ему легче будет учить другие предметы. Начните с изучения букв ( лучше всего в алфавитном порядке). Помните об элементах игры и попробуйте вылепить каждую букву из пластилина или глины. Спросите малыша, на что похожа эта буква.
Почитайте вместе несложный текст и попросите ребёнка найти те буквы, которые вы сегодня изучили. После можно предложить ребенку пересказать выбранный текст или хотя бы ответить на вопросы.
«Тот, кто не умеет говорить – карьеры не сделает»
Эта фраза Наполеона должна заставить задуматься родителей будущих школьников: а всё ли они сделали для того, чтобы будущая карьера их чада получила хороший старт в начальной школе? Пусть пока мы не знаем, кем будет в профессиональном плане наш ребёнок. Мы точно знаем, что правильная речь пригодится ему, кем бы он ни стал.
Но это в будущем. А сегодня он должен так ясно строить свою речь, чтобы слова не мешали, а, наоборот, помогали выстраиваться в правильную перспективу мыслям.
Готовность к школе неразрывно связана с уровнем развития речи. Взрослые должны обязательно оценить: чётко ли ребёнок выговаривает слова; может ли назвать и обозначить основные окружающие его предметы, способен ли участвовать в общем разговоре, легко ли ему отвечать на вопросы взрослых, рассказать историю, описать произошедший с ним случай, может ли объяснить, для чего служат различные вещи, умеет ли пользоваться предлогами, правильна ли речь ребёнка с точки зрения грамматики? В случае недостаточного уровня развития речи ребёнка не надо его ругать, надо с ним… поиграть!
Цицерон говорил: «Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний». Конечно, он прав, но правы и мы, когда хотим, чтобы наши дети хотели учиться говорить правильно. А это значит, что надо их в этом заинтересовать. Прежде всего, игрой. Согласитесь, что старание в игре даст намного больше результата.
Игровые задания должны идти от простых к более сложным: от составления логического связного рассказа по карточкам, которые надо разложить по последовательности действий, до сочинения рассказов по картинкам со сложными сюжетными изображениями.Внесите в игру момент соревновательности: за каждое правильно и качественно выполненное задание можно давать детям жетоны, например, в виде звёздочек. Так дети будут приближаться к тому, чтобы стать настоящими «звёздными ораторами».
Задания могут быть, например, такими:
— используя карточки с изображениями предметов, животных, назвать их уменьшительно; распределить по родам; изменять слова по числам;
— составить предложения по картинкам;
— рассмотреть картинку, послушать или прочитать подходящие к ней слова и составить рассказ по картинке, используя эти слова;
— рассмотреть 4 сюжетные картинки, изображающие героев в последовательности действий, знакомых ребёнку, разложить картинки в правильной последовательности и составить по ним рассказ;
— рассмотреть жанровую картинку и составить предложения со словами, выделяя и называя предлоги в предложениях;
— взять картинки с предметами, обладающими противоположными признаками (кислый лимон — сладкая конфета, смелый лев — трусливый заяц, широкая кровать — узкая скамейка и т.п.) и назвать данные антонимы.
Грамотность нужна всем, кто хочет достичь успеха. Люди с богатым словарным запасом и правильной, образной речью чаще добиваются успеха во всём, ведь такого человека окружающие воспринимают как более умного и компетентного. Грамотность можно формировать, начиная с изучения алфавита. Затем приобретается умение распознавать место звука в слове, вычленять звуки, необходимые для дальнейшего обучения чтению. От правильного понимания таких понятий, как звук, слог, слово, предложение дети переходят к осознанному составлению связных высказываний разных типов — повествованию, описанию, рассуждению; от простых слов дети — к составлению логических цепочек по карточкам с изображениями.
Так, например, одна из игр — «Парочки» — развивает ещё и логику, и причинно-следственное мышление. Добавление к сюжетным картинкам карточек с предметами, связанными по смыслу с сюжетом, будет основой для составления рассказов. С помощью данной игры можно начать выводить ребёнка на новый уровень мышления — эвристический, используя метод, который Джанни Родари назвал «Бином фантазии». Если предложить ребёнку две карточки с нарисованными на них предметами, абсолютно не связанными между собой по смыслу (например, топор и зонт, утка и дом), то мозг будет стараться найти связь между этими предметами, и у ребёнка будет развиваться творческое воображение. Более сложный вариант этого метода — «Полином фантазии», когда берутся уже три слова, не связанных между собой по смыслу (например, жёлудь, щука, замок).
Перефразируя высказывание известного специалиста в области ораторского искусства Фрэнка Снелла, хочется сказать: не допускайте того, чтобы через речевые недостатки вашего ребёнка педагоги нарисовали ложную картину его способностей. Заставьте речь ребёнка работать на него.
Обучение математике
Когда малышу ещё 2-3 годика можно постепенно начинать обучать счету. Посчитайте вместе ступеньки на прогулке, игрушки дома, конфеты и фрукты. После можно показать ребёнку счетные палочки и начать считать их.
Очень эффективно учить цифры парами (2 и 3, 4 и 5). Так ребёнку будет проще понять сложение цифр. Когда вы начнёте объяснять ему правило прибавления единицы, ему не составит труда сказать вам правильный ответ. За одно занятие берите одну цифровую пару, но перед тем, как взять новый материал, повторите пройденный.
Геометрические фигуры легко и интересно можно изучать, используя печенье разной формы. Начните с простых фигур: круг, треугольник, квадрат. В магазине сегодня есть печенье на разный вкус и кошелек.
Как только вы познакомитесь с простыми фигурами, можно учиться их чертить.
Помните, что большего эффекта вы добьетесь, если будете чередовать виды деятельности между собой.
Обучение письму
Ручки малышей совсем не готовы к письму. Тут родителям придётся постараться, чтобы натренировать своего сына или дочку.
При подготовке важную роль сыграют упражнения и игры на развитие мелкой моторики. Уже в два года можно дать малышу разные макароны, крупу, какие-либо бусины и играть вместе с ним (конечно, следить, чтобы малыш ничего не брал в рот). Можно также пробовать завязывать шнурки вместе и делать массаж на ручках.
Купите в магазине детские ножницы с закругленными концами и покажите малышу, как ими пользоваться. Пусть он и сам попробует поработать ими.
При обучении письму начинайте с написания печатных букв. Они усваиваются проще, а уж потом переходите к прописным буквам. Следите, чтобы малыш тренировался регулярно и учите его, что нельзя выходить за линии на листе или в тетради. А для этого важного дела можно купить хорошую и удобную для ребёнка ручку, чтобы он не испытывал дискомфорта при письме.
Есть отличная пальчиковая гимнастика, которая помогает малышам размять ручки в перерывах между обучением: «Рыбки в озере плескались в тихой тепленькой воде. То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке». При этом пусть ребенок активно двигает пальчиками и всей ручкой.
Купите в магазине тетрадь, которая будет соответствовать всем школьным требованиям. Сегодня их много на прилавках. Пусть ваш малыш постепенно привыкает к школьным атрибутам.
ПОЛЕЗНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Приведем несколько своетов, которые помогут родителям разработать свою собственную программу подготовки ребенка к первому классу.
- Не стоит пугать ребенка, говорить ему, что в школе будет сложно. Лучше помочь ему в игровой форме избавиться от психологического дискомфорта.
- Перед уроками важно помочь ребенку научиться удерживать внимание. Начать можно с самого простого – рассказывать ему то, что ему действительно интересно, внимательно наблюдая, сохраняет ли малыш заинтересованность. Далее переходить уже на менее привлекательную для малыша информацию, но более полезную с точки зрения обучения. Примерная продолжительность удержания внимания – 15-20 минут, к этому числу нужно стремиться.
- Если ребенок по какой-то причине не ходит в детский сад, в 5 лет нужно активно знакомить его с другими детьми. В противном случае в школу он пойдет, не готовый к общению.
- Лучше заранее научить ребенка вставать вовремя, поэтому за месяц-два до первого звонка необходимо постепенно пробуждаться все раньше.
- Чтобы не испортить малышу зрение и осанку, надо отработать с ним посадку за столом, самим показывать пример. Можно придумать веселую игру – кто сидит правильно, получает балл, кто горбится – лишается балла. В конце недели проводится подсчет. В зависимости от того, сколько баллов набрал ребенок, родитель готовит и вручает ему небольшой подарок.
Конечно, в итоге у каждого родителя формируется своя методика подготовки ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Однако общие советы учитывать все же необходимо. И важно помнить, что только терпение и внимание помогут ребенку преодолеть возникающие у него трудности и вступить в новый жизненный этап.
Обучение творчеству
Приобретите заранее начальный набор для занятий творчеством: альбом, кисти, краски, карандаши и фломастеры. Для начала пусть малыш тренируется разукрашивать раскраски. Купите несколько раскрасок с разной тематикой (желательно той, которая нравится вашему сыну или дочери) крупного плана. Объясните, что малыш не должен заходить за линии, пусть он учится аккуратности уже сейчас.
Будет здорово, если вы накануне изучите какую-нибудь геометрическую фигуру, а потом ее вместе раскрасите. Либо наоборот нарисуйте арбуз или апельсин, а потом спросите малыша, какую форму он имеет.
Занимайтесь разными видами деятельности: рисуйте, раскрашивайте, лепите, вырезайте. Так ребёнок ещё лучше усвоит пройденный материал.
Психологическая готовность к школьному обучению.
Каждый ребенок по-разному реагирует на школьные занятия и необходимость ежедневно посещать школу. Однако ученные утверждают, что адаптация к школе проходит лучше, когда ребёнок владеет необходимыми школьными навыками:
- у малыша наблюдается интерес к знаниям;
- ребёнок научился анализировать и сравнивать предметы и понятия;
- знайте, что в школе ребенок также учится коммуникабельности и осознанию целей.
- ребенок сконцентрирован и заинтересован тем, что изучает;
- решение проблем, преодоление сложностей.
Запомните, что подготовить ребёнка к школе вы можете и не обращаясь за помощью к детскому психологу. Многие упражнения довольно просты так, что их можно выполнять и дома. Зато придётся последовать некоторым советам:
- общайтесь с вашим малышом. Делайте это пока вы пишите, решаете, читаете. Регулярно обсуждайте пройденный материал.
- читайте больше сказок и рассказов, а позже задайте несколько вопросов. Пусть ребёнок учится анализировать прочитанное, перескажет вам сюжет или хотя бы назовет главных героев. В идеале ребёнок должен выразить личное мнение о прочитанном.
- вместе с вами ребёнок начнёт понимать, что такое школа и как важно учиться. Не забывайте хвалить малыша и подбадривать, даже, если у него не все сразу получается. Через какое-то время попробуйте поменяться ролями и пусть теперь ваш сын или дочка будут учителем, а вы учеником.
- никогда не доделывайте за ребёнка его работу, приучайте его самостоятельности. Максимум, что вы можете сделать— помочь ему (собрать игрушки, одеться, умыть лицо)
- позвольте ребенку выполнять самостоятельно те действия, которые он стремится и умеет. Дети очень любознательные и в определенном возрасте они многое хотят выполнять сами. Если вы все время его контролируете и не даете свободу, то ребенок никогда не научится кушать самостоятельно, завязывать шнурки, заправлять кровать. А это в свою очередь может стать причиной насмешек в детском саду и школе. И наоборот: чем больше ваш ребенок будет проявлять самостоятельность дома, тем более умелым и независимым он будет в детском саду и начальной школе.
- учите своих сына или дочь общаться со сверстниками. Особенно нелегко приходится детям, у которых нет братьев и сестёр. Им трудно понять, что значит делиться, играть вместе и не ссориться. Пригласите гостей к себе домой или устройте игры прямо во дворе.
- старайтесь не смеяться над ребенком, когда у него что-то не получается и воздержитесь от комментариев. Детки в этом возрасте очень ранимы. От насмешек близких людей у малыша может развиться низкая самооценка и комплекс неполноценности.
- не заставляйте ребёнка учиться, а мотивируйте его. Расскажите, как много нового и интересного он сможет узнать на занятиях. Так материал будет усваиваться проще, а малыш будет заниматься с удовольствием.
- приучайте ребёнка дисциплине постепенно. Объясните ему, что когда говорит учитель, его нужно слушать и на уроке должна быть тишина.
- поясните малышу, что он должен задавать вопросы преподавателю, если ему что-то непонятно из нового материала. Спрашивать не стыдно, стыдно не знать и не стремиться узнать.
- помогите ребёнку развивать самоуважение. Некоторые детки слишком агрессивны, а некоторые чересчур спокойны. И одно, и другое могут навредить малышу в детском коллективе. Расскажите ребёнку, что в школе могут складываться различные ситуации. Вы даже можете проиграть сценарий разных конфликтов и посмотреть, насколько ваш малыш готов к решению проблем самостоятельно. Помогите ребенку поступить правильно в спорной ситуации. Выслушайте, как бы он поступил в сложившейся ситуации, а потом выскажите свою точку зрения. В любом случае вам придется помогать сыну или дочке поступать правильно.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ
Чтобы проверить, насколько малыш готов к новому этапу своей жизни, можно свериться со следующим списком умений. Сразу заметим, что информация примерная, ребенок может знать что-то одно, но совершенно не разбираться в другом – это нормально, ведь способности у всех разные. Но примерный список знаний и умений родителям следует взять на вооружение.
К 6 годам ребенок должен хорошо знать:
- свои Ф.И.О., адрес (начиная со страны), дату рождения и возраст;
- Ф.И.О. родителей, а также где они работают (не нужно требовать от малыша заучивания точного наименования предприятия – профессии и сокращенного названия будет достаточно);
- названия животных, их потомства;
- овощи, фрукты, ягоды – уметь показывать на картинках и в реальности;
- приводить примеры зимующих и перелетных птиц, садовых и полевых цветов, диких и домашних животных, пояснять, чем они различаются;
- месяца в году (как называются, в какой последовательности расположены в календаре, какой сейчас месяц);
- основные цвета и оттенки;
- алфавит – знать последовательность букв русского языка, как какая выглядит, в каких словах есть.
Некоторые дети знают еще и английский алфавит, но это необязательно.
Все это ребенок должен знать перед тем, как впервые войдет в двери учебного заведения.
Здоровье ребёнка и школа
Отдельно стоит обсудить вопрос здоровья ребёнка, который готовится пойти в школу. Пока родители занимаются образованием малыша дома, они часто забывают о его здоровье.
6-7 лет— это период активных изменений в организме каждого ребёнка. Обычно в это время меняются молочные зубы и происходит рост всего организма. В этом возрасте детям необходимо больше физической активности. Если ребёнок должен сесть за парту, то лучше отправить его в школу в возрасте 7 лет (с точки зрения здоровья— так лучше будет для малыша). Если вы все-таки отдаёте ребёнка в школу в 6 лет, изучите внимательно какую физическую подготовку предлагает школа. Очень хорошо, если в школе имеется бассейн и оборудованный спортивный зал, ведь растущему организму требуется физическая нагрузка несколько раз в неделю, чтобы исправно работало сердце, сосуды и суставы. Кроме того, помним и о переменах между уроками. В это время ученик должен отдохнуть вне класса, а помещение должно проветриваться.
Родитель в свою очередь может обеспечить ребёнку регулярный отдых перед школой. Каждый малыш должен отдохнуть от:
- общения с большим количеством людей;
- общепита;
- большого количества выхлопных газов и бытовой химии.
По мнению врачей лучший отдых для ребёнка— в деревне у бабушки. Только там сегодня сохраняется по-максимуму свежий воздух, большинство продуктов со своего сада и огорода, а ребёнок проведёт большое количество времени на природе. Так у него выработается иммунитет к новым вирусным заболеваниям и инфекциям, ребёнок будет активно проводить свои дни и отдохнет от городской суеты.
Развивайте вашего ребенка дома и помогайте ему познать окружающий мир. Помните, что каждый малыш индивидуален, но все детки должны овладеть определенными навыками к 6-7 годам, чтобы справляться с заданиями в школе, узнавать новое каждый день и общаться с ровесниками.
С ЧЕГО НАЧАТЬ ПОДГОТОВКУ?
Роль родителей на этом этапе несомненна. Даже если ребенок ходит в детский сад и там вместе с группой получает необходимые знания, без домашнего закрепления они будут малополезны. Кроме того, можно записать дошкольника в специальные группы, секции – коллективная форма работы поможет ему научиться общению и совместной деятельности.
Но и дома важно проводить индивидуальные тренировки. Добиться успеха поможет календарное планирование. Родители малыша, которому исполнилось 4 года, могут завести тетрадь, в которой примерно распределят то, чему именно им необходимо обучать ребенка. Данную деятельность можно согласовать с воспитателями детского сада, чтобы ребенок закрепил материал, но не переутомился.
И каждый день нужно по 10-15 минут играть с ребенком в развивающие игры, на прогулке рассказывать ему о предметах окружающего мира, знакомить с цветами, размерами, расстояниями, учить считать.
Есть множество методик раннего развития, элементы которых могут использоваться современными семьями.
- Карточки Домана помогут в легкой и ненавязчивой форме познакомить ребенка с животными, растениями, метеорологическими явлениями.
- Рамки Монтессори наглядно пояснят суть формы и размера.
- Различные конструкторы, мозаики помогут улучшить логику, абстрактное и пространственное мышление.
- Кубики для детей помогут научиться читать (если на них написаны буквы или слоги), работать с цветами (для этого необходим разноцветный набор), понять, что такое «близко» и «далеко». Задания для подготовки могут быть самыми разнообразными.
Важнейший этап подготовки к школе – это привитие ребенку навыков самостоятельности. Он должен уметь одеваться, завязывать шнурки, застегивать молнии. В школе будут уроки физкультуры, поэтому ребенка нужно вовремя научить быстро и правильно надевать спортивную одежду и обувь. Для этого можно поиграть в спасателя – предложить ребенку облачиться в костюм как можно быстрее, поскольку от его скорости будет зависеть спасение, например, целой планеты.
Не менее важно привить ребенку дошкольного возраста нормы этикета – научить его здороваться, прощаться, вежливо разговаривать со старшими.