Занятие по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе детского сада
Дети 3–4 лет обладают пытливым умом, их может заинтересовать какой-либо предмет в любой ситуации, стихийно. Воспитателю важно подмечать подобные моменты во время самостоятельной деятельности ребят для включения их в совместную исследовательскую работу. Элементы экспериментирования с младшими дошкольниками используются во время занятий по окружающему миру («Апельсин, его особенности», «Что такое снег»), во время занятий творческих («Смешивание красок», «Учимся лепить из глины»), музыкальных («Как звучат колокольчики металлические, глиняные, фарфоровые») и др. Особое место занимают наблюдения на прогулках.
В процессе осуществления исследовательской деятельности воспитатель помогает младшим дошкольникам на каждом этапе работы. Обязательно речевое сопровождение всех действий в ходе экспериментирования (в старшей и подготовительной группах дети начнут проговаривать свои действия, пока это делает за них педагог). Воспитатель применяет метод прямого показа для всей группы и при необходимости дополнительно тем из ребят, у кого возникают трудности в процессе выполнения опыта.
В процессе экспериментирования педагог проговаривает всё происходящее
Дети не должны воспринимать исследовательскую деятельность как специфическую работу. Воспитатель не готовит к их профессии учёного в будущем, но учит увлекательным и эффективным способам познания окружающего мира.
При построении практической части педагогом учитываются возрастные особенности младших дошкольников. Одна процедура исследования может быть разбита на несколько отдельных этапов. Процесс изучения может прерываться для профилактики переутомляемости (проведения игровых и спортивных упражнений, музыкальной паузы).
Таблица: формы организации исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет
Критерий организации исследования | Формы исследования |
По характеру объектов исследования |
|
По месту проведения экспериментирования |
|
По причине исследования |
|
По количеству детей, участвующих в проведении опыта |
|
По продолжительности |
|
По характеру познавательной деятельности |
|
По месту в цикле образовательной деятельности |
|
По степени включения в образовательные процесс |
|
По характеру мыслительных операций |
|
Картотека тем по исследовательской деятельности во второй младшей группе
Тема исследования | Задачи исследования |
«Песок и его свойства» | Формирование представлений о песке, его свойствах в различных состояниях (сухом и мокром). |
«Что такое ветер» | Обучение навыкам проводить исследование невещественных объектов с помощью специальных инструментов (для исследования свойств ветра понадобятся вертушки, флажки, сачки, флюгер). |
«Солнце» | Пополнение знаний о солнце, свойствах его света и тепла. |
«Мыльные пузыри» | Расширение знаний о свойствах воздуха. |
«Камни» |
|
«Фрукты» | Обучение характеризовать объект исследования в разных аспектах (лимон: по цвету — жёлтый, по запаху — приятный, ароматный, по вкусу — кислый, по тактильным ощущениям — гладкий с небольшими пупырышками и т. д.). |
«Мы исследователи» |
|
«Снег и лёд» | Знакомство детей с твёрдым состоянием воды, его особенностями, условиями возврата к жидкому состоянию. |
«Вода и её свойства» |
|
«Чем пахнет?» | Развитие чувственного опыта детей посредством обоняния. |
«Катитесь, шарики» |
|
«Глина» |
|
«Тень» | Расширение знаний о способности предметов отбрасывать тень. |
«Почва» | Формирование представлений о почве (из чего состоит) и её свойствах (нагревается, впитывает воду, служит питательной средой для роста растений). |
«Бумажный кораблик» | Расширение знаний о свойствах бумаги. |
«Почему распускаются почки?» |
|
«Мел и уголь» | Формирование способности сравнивать материалы по свойствам и качествам. |
«Тонет — не тонет» | Знакомство со способностью воды выталкивать предметы из резины, пластмассы, дерева, пенопласта. |
Мотивирующее начало занятий
Занятия по познавательной деятельности с воспитанниками младшей группы должны быть яркими. Высокий уровень любознательности и эмоциональности позволяет дошкольнику наполнять долгосрочную память впечатлившими его образами. От того, насколько заинтересован и вовлечён в образовательный процесс ребёнок в начале занятия, зависит его активность во время непосредственно исследовательской деятельности, результат решения поставленной проблемы и степень мотивации к экспериментированию в дальнейшем. Воспитателю необходимо использовать разнообразные формы проведения начального этапа занятия, что внесёт разнообразие в привычную деятельность дошкольников.
Вызвать интерес детей в начале занятия поможет демонстрация объекта исследования
Таблица: примеры мотивирующего начала занятия
Тема познавательного исследования | Вариант мотивирующего начала занятия |
Формирование представлений детей о свойствах льда (занятие «Освобождение бусинок из льда») | Создание сюрпризного момента с проблемной ситуацией. В группу приходит дымковская игрушка (в роли дымковской барышни — воспитанница подготовительной группы, старший воспитатель или другой сотрудник ДОУ по договорённости), она расстроена, жалуется ребятам. Игрушку позвала в гости знакомая барышня, она спешила на дружеское чаепитие и зацепилась бусами за ветку в зимнем лесу. Нитка порвалась, бусины рассыпались. Игрушка их собрала, но нанизать на нитку не может, потому что бусины покрылись льдом (демонстрирует детям принесённые в миске кубики льда с бусинами посередине). Ребятам предстоит найти способ извлечения бусинок, чтобы дымковская барышня могла починить украшение и успеть в гости. |
Знакомство детей со свойствами песка (занятие «Тайны песка») | Игровая мотивация. В группе ребят ожидает сказочный гость (это может быть Аладдин, Незнайка и т. д.), он сообщает, что прибыл из страны песков. Гость беседует с детьми (знают ли они, что такое песок, где они его видели, как играли с ним), показывает фотографии чудесной страны. Он сообщает, что готов научить ребят новым играм с песком, которые так любят жители страны песков. |
Формирование у детей элементарных представлений о том, как получаются мыльные пузыри (занятие «Как сделать мыльные пузыри?», подготовка к мероприятию «Праздник пузырей») |
|
Познавательное развитие детей, работа с мукой и тестом (интегрированное занятие «Чудесница мука») | Создание игровой ситуации по мотивам ранее изученной сказки «Маша и медведь». В начале занятия воспитательница сообщает ребятам, что около сада встретила медведя из сказки: Все садитесь рядком, Поиграем ладком! Приготовьте ушки, глазки, Начинаем нашу сказку. Я сегодня в сад пришла, Мишку-рёвушку нашла. Мишка плакал возле сада: «В детский сад хочу, к ребятам!». Затем воспитатель интересуется, какова причина грусти медведя (в качестве медведя может быть использована плюшевая игрушка, возможен вариант исполнения роли медведя воспитанником старшей группы). Мишка рассказывает, что послала его Машенька отнести пирожки дедушке и бабушке, а он по дороге их съел и теперь печалится, что нарушил запрет девочки не садиться на пенёк, не есть пирожок. Ребята помогут медведю, изучив особенности муки и способы приготовления и лепки из теста (на занятии — из солёного теста). |
Таблица: фрагмент конспекта занятия «Ознакомление детей с поисково-познавательной деятельностью» во второй младшей группе (на примере темы «Вода»)
Автор | Тельгина О., воспитатель МДОАУ №24, г. Новотроицк, Оренбургская область. |
Задачи занятия |
|
Оборудование |
|
Ход занятия | В.: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, давайте поздороваемся с ними. А теперь посмотрите все на меня. Мы будем с вами играть. Раз, два, три, на меня все посмотри! (Воспитатель в костюме Мойдодыра). Ребята, вы меня узнали. Кто я? (Ответы детей).
Отгадайте мою загадку и поиграйте с отгадкой.
Воспитатель предлагает детям поближе познакомиться с водой. Ребята изучают, какие звуки издаёт вода, какого она цвета, запаха, вкуса. <�…> В.: А сейчас наше волшебство продолжается. Давайте в наши стаканчики добавим краски и потом посмотрим, что у нас получится. (Проводят опыт). Какая вода стала? Видно через неё что-нибудь? (Ответы детей). Молодцы, ребята! А теперь давайте поиграем. Физминутка «Капли».
В.: Ребята, а вы знаете, для чего нам нужна вода? (Умываться, купаться, готовить еду, стирать и т. д.). Молодцы, ребятки. А кому нужна вода? (Рыбкам, птичкам, животным, растениям). Ой, ребята, посмотрите, что это у нас за бутылочки стоят. Да они же с водой! Пойдёмте, посмотрим, почему они стоят в сторонке? Сколько их? (Много). А они одинаковые? (Да все маленькие, одного цвета). В чём они отличаются, давайте их потрогаем руками. (Дети трогают бутылочки по очереди с холодной, горячей и тёплой водой). Чем отличаются эти бутылочки? (Ответы детей). А как вы узнали, какая вода в бутылочках? (Потрогали руками). Для чего нам нужна горячая вода? (Пить чай, есть суп, мыть посуду, купаться). Ребята, как вы думаете, для чего нам нужна тёплая вода? (Умываться, стирать бельё, чистить зубы и т. п.). А холодная вода нужна нам для чего? (Пить воду, полоскать бельё). А вы знаете, что случается с водой, если её поставить на мороз? Давайте нальём воду в формочки и попросим Светлану Владимировну вынести её на мороз и посмотрим, что из этого получится. Интересно вам со мной играть? (Ответы детей). Вопросы для рефлексии:
В.: Посмотрите, ребята, Светлана Владимировна принесла нам наши формочки. Что случилось с водой? (Ответы детей). Да, правильно, вода замёрзла. Вода бывает не только жидкая, но и твёрдая. Ну и волшебница вода! Молодцы, дети, вы сегодня хорошо поработали! А сейчас раз, два, три, на меня все посмотри. А теперь давайте попрощаемся с гостями и пойдём гулять, играть. |
Цит. по: https://maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-na-temu-oznakomlenie-detei-s-poiskovoi-poznavatelnoi-dejatelnostyu-po-teme-voda-vtoraja-mladshaja-515502.html |
Временной план занятия в младшей группе
Длительность образовательного занятия во второй младшей группе, согласно нормам СанПиН, составляет 15 минут. Занятие должно иметь чёткую структуру, включающую различные виды деятельности. Поскольку познавательно-исследовательская деятельность требует умственного напряжения, проводиться такие занятия должны в первой половине дня, желательно во вторник или среду — дни высокой работоспособности. Во второй половине дня возможна организация кружка по экспериментальной деятельности и проведение кратковременных наблюдений на вечерних прогулках.
Чтобы избежать переутомления малышей, занятия познавательно-исследовательской деятельностью проводятся в первой половине дня
Примерный временной план занятия по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе:
- Организационный момент — 1 минута.
- Мотивирующее начало занятия — 3 минуты.
- Построение плана исследования, проговаривание с ребятами этапов опыта — 2 минуты.
- Физическая активность (зарядка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра) — 2 минуты.
- Практическая часть работы — 6 минут.
- Формулировка результатов исследования, подведение итогов — 1 минута.
Таблица: примеры временного плана занятий
Тема занятия | Организационный момент | Мотивирующее начало занятия | Построение и проговаривание плана исследования | Физическая активность | Практическая работа | Подведение итогов |
«Почему весной сосулька плачет?» | 1 минута. | Создание проблемной ситуации. В группу приходит письмо от Снежной королевы, в котором она сообщает, что сосульки на крыше её дворца начали таять. Она просит ребят выяснить причину таяния. 3 минуты. | 2 минуты. | Подвижная игра «Снежинки». 2 минуты. | Проведение опыта по наблюдению за таянием льда. 6 минут. | 1 минута. |
«Глина и её свойства» | 1 минута. | Проведение беседы на тему «Глиняные игрушки» с рассматриванием выставки. 2–3 минуты. | 1–2 минуты. | Пальчиковая гимнастика «Я с игрушками играю». 2 минуты. | Проведение исследования глиняного материала. 6 минут. | 1 минута. |
«Тонет — не тонет» | 1 минута. |
3 минуты. | 1 минута. | Физкуль. 2 минуты. | Проведение опыта с мячиком и водой. 6 минут. | 1 минута. |
Исследовательский проект во второй младшей группе ДОУ
Под термином «исследовательская деятельность» в педагогике подразумевается форма активности ребёнка, направленная на изучение какого-либо объекта или группы объектов с целью поиска значимой информации. Как говорилось ранее, элементы исследовательской деятельности присутствуют на занятиях НОД, в творческих и спортивных упражнениях, в структуре игр и прогулок. Стремление к экспериментированию и поиску знаний опытным путём заложено в природу человека, задача педагога — совершенствовать исследовательские способности детей и развивать мыслительные процессы.
Исследовательский проект является одной из форм организации познавательной деятельности ребёнка или группы детей. Проект имеет целью изучение какой-либо проблемы, решение которой заранее неизвестно. Эта форма работы имеет ряд строгих требований (от формулировки актуальной и новой цели исследования до выдвижения гипотезы и определения методов изучения), наблюдения должны фиксироваться, чтобы в итоге представить завершённый проект к защите.
Индивидуальная проектная деятельность проводится со старшими дошкольниками, у которых на достаточном уровне развито умение сравнивать, систематизировать, анализировать, обобщать и определять причинно-следственные связи. С детьми 3–4 лет возможна реализация коллективных проектов. В рамках работы над тематикой проекта проводятся различные виды занятий, развлекательные досуги, детско-родительские мероприятия.
В зависимости от длительности работы проект может быть краткосрочным и долгосрочным. Большую протяжённость имеют проекты, цель которых — наблюдение за процессом изменения, преобразования объекта (выращивание растений, наблюдение за ходом солнца, за годовым природным циклом). Проведение краткосрочных проектов рекомендуется приурочить к значимым датам (Празднику осени, Дню Космонавтики, Неделе экологии, акции в помощь зимующим птицам).
Например, в рамках краткосрочного проекта «Чудеса, фокусы, эксперименты» воспитанники младшей группы могут наблюдать за солнечными зайчиками, познакомиться со свойствами воздуха, песка, воды, мыла и т. д.
Фотогалерея: исследовательский проект «Откуда хлеб пришёл» во второй младшей группе
На первом этапе реализации исследовательского проекта проводится занятие «Как получается хлеб»
В рамках проекта организуется выставка рисунков «От зёрнышка до хлебушка»
Просмотр тематических мультфильмов способствует формированию экологического сознания дошкольников
Участвуя в процессе замешивания теста и выпечки хлеба, ребята приобретают полезные навыки
Такой хлеб получился у воспитанников группы
Во время досуга проводится выставка и дегустация видов хлеба народов мира
Ребята участвуют в прослушивании и обсуждении сказок и рассказов про хлеб
В конце проекта создаётся фотокнига о проделанной работе
Ребёнок младшего дошкольного возраста открыт к познанию окружающего мира, он прирождённый исследователь. Пусть он будет окрылён радостью обретения новых знаний и стремится к поиску скрытой информации. Маленький исследователь не должен бояться ошибок, он пытается найти ответы на возникшие вопросы самостоятельно и активно действует. Высокий уровень развитости исследовательских умений — залог успешного обучения и освоения профессии в будущем.
Используемые приемы
Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе характеризуется наличием различных методов и приемов, которые позволяют значительно упросить процесс обучения.
Наиболее популярными и используемыми на практике являются:
- Эвристический метод. В этом случае педагогом создается определенная проблема для того, чтобы мотивировать ребенка. Таким образом, удается сформировать у дошкольника ощущение групповой сплоченности для того, чтобы найти ответ решения той или иной задачи и активизировать интеллектуальные способности для анализа проблемы. Совершенствованию речевого, исследовательского и любознательного навыка, способствуют различные беседы, где обсуждается проблема. Воспитатель должен определить вопрос исходя из уровня знаний ребенка, а также учитывать возраст группы. При этом педагог формирует уточняющие и наводящие вопросы для того, чтобы привести дошкольника в нужное русло. В рамках младшей группы, длительность такой беседы составляет от 10 до 15 мин.
- Наблюдение. Подобный процесс чаще всего организуется в рамках определенного помещения в ДОУ или на улице, где восприятие различных объектов или явлений комплексно развивает слуховые и визуальные способности ребенка. Те исследования, которые проводятся во время прогулки, лучше погружают дошкольника в окружающий мир за счет большего количества образов, запахов, цветов или звуков.
- Эксперименты и проведение опытов. Наряду с игровым процессом, опыты считаются одной из основных форм деятельности дошкольника. Так, при постановке элементарных исследований над объектами в детском саду, ребенок приобретает важное понимание о том, как они работают, начинает видеть основные свойства и особенности предметов. Дошкольники с большим энтузиазмом и наслаждением проводят эксперименты с теми веществами, которые им уже известны, — глина, песок, растения. Такой исследовательский процесс лучше всего формирует желание к самостоятельной постановке опытов. Подобный метод особенно развивает концентрацию, наблюдательность, дисциплину, а также способствует развитию дружеской атмосферы в коллективе.
- Проектная деятельность. Данная разновидность работы направлена на исследовательскую активность дошкольников и воспитателя, в некоторых случаях, — и родителей. В этом случае задействуется как мыслительные, так и творческие умения ребенка. Педагог должен правильно мотивировать воспитанника к самостоятельным наблюдениям и опытам, — только при особой необходимости помогая дошкольнику.
- Технологии по методике ТРИЗ. Заключается в решении избирательских заданий, благодаря чему ребенок может самостоятельно выстраивать алгоритмы и планы действий для того, чтобы решить ту ил иную проблему. Подобное технологическое решение в детском саду зачастую используется в игровой форме, что позволяет более эффективно взаимодействовать с учениками. Педагог выстраивает вокруг обучения сказочные сюжеты, что дает возможность дошкольнику учиться вместе с любимыми игрушками или героями из сказок, мультфильмов.
В ходе экспериментального обучения, ребенок обучается важному анализу информации. Таким образом, дошкольник может научиться новому навыку посредством сравнения его достоинств и недостатков, а также найти более эффективные методы обучения.