Методические разработки по развитию речи с использованием инновационных методов
Таисия Кашникова
Методические разработки по развитию речи с использованием инновационных методов
Введение
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ педагога с незначительными изменениями, рассказы бедны и не выразительны, лексический запас слов мал. Поэтому стало очевидно, что необходимо изменение способов работы педагогов на занятиях по развитию речи дошкольников. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования
Язык и речь традиционно рассматривались в философии, психологии и педагогике как «Центр»
, в котором сходятся различные линии психологического
развития — мышления, воображения, памяти, эмоции. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Многие воспитатели бояться словосочетания — инновационные методы.
Цель этого доклада: повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование инновационных методов.
Задачи:
— Познакомить педагогов с эффективными методами, приёмами речевого развития детей.
— Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
Существует большое количество инновационных методов.Рассмотрим некоторые из них:
1. Дидактическая игра по развитию речи «Мой, моя, мои, моё»
для детей старшего дошкольного возраста.
Развивающая игра для развития речи – обучение правильному употреблению местоимений Мой, Моя, Моё, Мои в повседневной речи, согласованию слов по родам. Также процесс игры способствует развитию внимания, памяти, мышления, мелкой моторики и будет для Вашего ребенка увлекательным, интересным и познавательным.
Цель: Формирование умений согласовывать местоимения с существительными.
Задачи:
• Способствовать пополнению и активизации словаря у детей.
• Совершенствовать грамматический строй речи.
• Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику, речь.
• Воспитывать умение действовать рядом со сверстниками.
Возраст: Игра предназначена для детей с 4 — 7 лет, играть в нее могут не более 4 человек.
2. Мнемотаблицы
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют для:
• обогащения словарного запаса,
• при обучении составлению рассказов,
• при пересказах художественной литературы,
• при отгадывании и загадывании загадок,
• при заучивании стихов.
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов,помогают детям выстраивать:
— строение рассказа,
— последовательность рассказа,
— лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Таким образом, используя приёмы мнемотехники, мы учим детей:
— добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
— формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
— применение приёмов мнемотехники оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
3. ТРИЗ
Цель ТРИЗ — научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи.
Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речидошкольников способствует:
• активизации познавательной деятельности детей;
• созданию мотивационных установок на проявление творчества;
• созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
• повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами.
4. Дидактическая игра «Предлоги»
.
Цель: Учить понимать значение предлогов: на, в, за, под, к, от, по, около, и т. д. ;дифференцировать предлоги: на – в, на – под; правильно употреблять их в речи; составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по сюжетным и предметным картинкам, по схеме предлога.
Материал поможет понять значение предлогов: на, в, за, под, к, от, по, около и т. д.Научит дифференцировать предлоги: на – в, на – под; правильно употреблять их в речи. А так же составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по сюжетным и предметным картинкам, по схеме предлога.
5. Лепбук
Лэпбук позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей с ОНР как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.
Лэпбук позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей с ОНР как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.
Использование лэпбука,как нетрадиционного приема коррекции звукопроизношения и словаря позволяет: уточнить имеющийся словарь; активизировать и обогатить словарь через обучение различным способам словообразования. Все это создает основу для коррекции звукопроизношения не только «искусственным»
путем, но и
«естественным»
, через
развитие лексико-грамматической стороны речи.
6. Дыхательная гимнастика.
Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию, произношение звуков, за счет нормального звукообразования, достаточной громкости, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и её выразительности. Дыхательная гимнастика позволяет выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю – это позволяет ребенку более быстро освоить труднопроизносимые звуки.
Следует напомнить, что при постановке правильного дыхания существуют общие правила выполнения упражнений:
-заниматься в хорошо проветренном помещении, при t 18-20 градусов.
-одежда не должна сковывать движения.
-не заниматься сразу после приема пищи.
-при заболевании органов дыхания в острой форме заниматься запрещено.
-сопроводительный текст произносит взрослый.
Необходимо следить за техникой выполнения упражнений:
-воздух набирать через нос.
-плечи не поднимать.
-выдох должен быть длинным и плавным.
-щеки не надувать.
-дозировать выполнение упражнений (индивидуально, так как может закружиться голова.
Презентацию можно посмотреть по ссылке: https://yadi.sk/i/xPgavKAXgfoQ3g
Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет
Консультация для педагогов «Организация и методика проведения игр-экспериментов в группах раннего дошкольного возраста» Детям раннего дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мы-шление. Для малышей этого возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. В процессе игры в группах раннего возраста дети начинают принимать участие в совместной экспери-…
Папка по самообразованию «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» Папа по самообразованию Тема: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема:
«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»
Цель: повысить профессиональную компетентность по теме. Задачи: •…
Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет
План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей 4–5 лет через нетрадиционные техники рисования» Период работы над темой: 1 год Месяц начала работы над темой: сентябрь 2021 г. Месяц окончания работы: май 2022 г. Цель: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного…
Программа по самообразованию «Подвижные игры в системе формирования целевых ориентиров ФГОС до» (старшая группа) ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА Программа по самообразованию на тему: «Подвижные игры в системе формирования целевых ориентиров ФГОС ДО»
воспитателя старшей группы Нины Витальевны Мясниковой Актуальность Подвижная игра – сознательная, двигательная активность…