Родительского собрания на тему: «Работа психолога в ДОУ»


Родительское собрание «Возрастные особенности психического развития детей 4–5 лет».

Родительское собрание «Возрастные особенности психического развития детей 4–5 лет».

Добрый вечер, уважаемые родители!

Сегодня мы с вами поговорим о психологических особенностях детей 4-5 лет и о том, что важно развивать в детях данного возраста и на что стоит обратить особое внимание в их воспитании.

Возраст 4-5 лет — это период относительного спокойствия, который проходит без резких скачков или кризисов. Вместе с тем, темпы развития ребенка не снижаются. Происходят качественные изменения во всех сферах его жизни.

Чтобы способствовать личностному развитию ребенка 4— 5 лет, необходимо учитывать следующее.

Во-первых, в этом возрасте уже закладываются основы созидательного отношения к предметному миру. Для этой цели можно использовать те скромные поделки, которые ребенок создает своими руками для игры или в качестве подарка кому-либо. Если взрослый систематически будет подчеркивать, что ребенок сделал что-то сам, что он уже многое умеет и сможет для каждого создать атмосферу заслуженного признания и успеха, то удовлетворение, которое при этом станет испытывать ребенок, будет побуждать его и дальше ставить подобные задачи.

Во-вторых, в этот период могут возникнуть и подлинно познавательное отношение к миру, бескорыстная потребность в знаниях из интереса и желания знать. Для дальнейшего развития познавательного интереса важно не только давать ребенку новые знания в увлекательной форме, необходимо максимально уважительно относиться к его собственным умственным поискам и их результатам. На пятом году жизни ребенок уже способен размышлять, не опираясь на непосредственный опыт. У него появляется круг чисто словесных знаний. Оперируя такими знаниями, ребенок может иногда приходить к неправильным выводам, получать логически несовершенные результаты. Любое проявление неуважения к этим первым самостоятельным интеллектуальным шагам может отбить у ребенка интерес к сфере знаний и лишить его уверенности в себе. Поэтому важнейшим требованием к личным отношениям взрослых с детьми и в их взаимоотношениях друг с другом является серьезное и уважительное отношение ко всем, даже неверным, соображениям ребенка.

Это не означает, что взрослые должны одобрять любые неправильные мысли и соображения детей. Взрослым следует не оценивать детей, а обсуждать с ними их соображения и возражать им как бы на равных, а не свысока. Отсюда естественно вытекает, что новыми в отношении ребенка к другим людям должны стать, с одной стороны, интерес и уважение к взрослому как к источнику новых знаний и тактичному помощнику в его собственных интеллектуальных поисках, а с другой — уважительное и заинтересованное отношение к аналогичным интеллектуальным поискам его сверстников.

Физическое развитие

В данный возрастной период совершенствуются следующие физические возможности малышей:

— повышается выносливость;

— улучшается координация;

— движения становятся более точными и уверенными;

— улучшаются показатели скорости и ловкости.

При этом дети среднего дошкольного возраста очень активны, у них отмечается постоянная потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности дети быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.

Совет №1

Предоставляйте ребенку возможности для активной подвижной деятельности. Не допускайте его переутомления (бледный вид, отдышка, потеря координации). Своевременно изменяйте нагрузку и вид деятельности. Не разрешайте выполнять силовые упражнения.

Психическое развитие

В возрасте 4-5 лет многие психические процессы у ребенка становятся более произвольными и осознанными (это значит, что ребенок уже может поставить перед собой цель, например, запомнить стихотворение).

Мышление среднего дошкольника переходит на новый уровень — становится образным, ребенок уже может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах. Дети могут находить сходство и различие между предметами по различным признакам, группировать их по существенным признакам, исключать лишнее, обобщать.

Совет №2

Предлагайте ребенку для игры геометрические фигурки, пазлы, мозаику, конструкторы Лего и других производителей.

В среднем дошкольном возрасте увеличивается объем памяти. Дети могут запоминать около 5-7 названий предметов. Появляется произвольное запоминание (могут заучивать небольшие стишки наизусть). В процессе освоения речи и слушания художественных литературных произведений у детей развивается образная и словесная память.

Совет №3

Читайте детям сказки. Просите их пересказывать услышанное.

К 5 годам внимание становится всё более устойчивым (ребенок может заниматься интересной деятельностью в течение 15-20 минут) — если ребнок пошл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы. Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребнка появляется действие по правилу. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).

Совет № 4

Привлекайте внимание детей к детальному изучению различных предметов, нахождению сходств и отличий.

Активно развивается воображение. Ребенок много фантазирует, придумывает вымышленных друзей, создает вокруг себя сказочный мир. Он мечтает о собственных сверхвозможностях, большом признании его заслуг. Благодаря развитому воображению ребенок может понять то, что он сам не видел, но о чем ему подробно и понятно расскажут. Вследствие бурной фантазии у него могут появиться страхи.

Совет №5

Не оставляйте детские страхи без внимания. Обсуждайте с ребенком то, что его пугает. Поищите информацию, как можно избавиться от страхов и в случае необходимости обращайтесь к специалистам.

На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью — он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством (К. Чуковский).

На данном этапе совершенствуется звукопроизношение, дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и т. д. Развивается связная речь (ребенок становится способен пересказать небольшой художественный текст, составить рассказ по картинке или се-рии картинок).

Совет №6

Если у ребенка остаются проблемы со звукопроизношением, не оставляйте эту проблему без внимания — обратитесь к логопеду.

Игра

Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая (сюжет, роли, игровые действия). По ходу игры ребенок может менять роль, появляется возможность установления ролевых взаимодействий (ролевой диалог). В игре ребенок отражает предметные действия взрослых, направленные на других людей, обозначая эти действия ролью (я — доктор, я — мама, я –продавец).

В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как – мальчикам («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска», о половой принадлежности людей разного возраста (мальчик — сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка — дочь, внучка, сестра, мать, женщина). К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и оценивать эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.

Общение со взрослыми и сверстниками

Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов «Почему?», «Зачем?», «Для чего?». Поэтому возраст 4-5 лет называют «возрастом почемучек».

Какие вопросы могут задавать дети:

— Почему светит солнце?

— Где заканчивается Земля?

— Почему дует ветер?

— Почему надо ходить в детский сад?

Совет № 7

Не отмахивайтесь от вопросов ребенка, поддержите ребенка на данном этапе. Даже если вы затрудняетесь с ответом на вопрос, обратитесь к различным источникам. Этим вы покажете ребенку, что человек не может все знать, но главное – это желание и стремление познавать окружающий мир.

Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными.

Совет №8

Почаще хвалите ребенка, обнимайте. Говорите, что гордитесь им, довольны его поведением или поступком.

В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего. В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Начинают складываться предпочтения по половому признаку: девочки играют с девочками, мальчики с мальчиками.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]