Всех детей в мире объединяет любовь к играм.
Игра для ребенка — естественная потребность, поскольку именно в игровой форме малыши познают мир, разбираются в том, как он устроен, осознанно осмысливают полученный опыт.
Игра важна не просто как источник радости и хорошего настроения, она развивает мозг, воображение, творческие способности, словарный запас, социальные навыки, способность к обучению и восприятию более сложной информации.
Как развиваются 6-7-летние дети
В этом возрасте мыслительные способности малыша выходят на новый, более качественный виток развития.
К 6 года большинство детей:
- осваивают чтение, письмо, счет до 20;
- разбираются в простейших временных интервалах;
- дольше фокусируются на одной решении одной логической задачи;
- их рассуждения становятся более осмысленными;
- лучше усваивают информацию на слух.
Какие игры полезны в этом возрасте
Для дошкольника полезными будут разные формы игр.
Психологи рекомендуют вовлекать детей в такие игровые форматы:
- игра по инициативе ребенка;
- игра по инициативе взрослого;
- традиционная игра, когда инициативу может проявить и ребенок, и взрослый.
С точки зрения пользы, наиболее весомыми считаются игры, которые предлагают взрослые, поскольку в этом случае ребенок попадает в обучающую ситуацию, знакомится с новыми словами, понятиями и может сделать эту ситуацию управляемой.
Что касается выбора конкретного формата игры, все зависит от ситуации. Для улицы подбирают подвижные игры, в которых присутствует элемент спорта. В домашней обстановке можно поиграть в настольные или сюжетно-ролевые игры, собрать конструктор.
1. Подвижные игры развивают координацию, силу, выносливость, скорость реакции. В возрасте 6-7 лет игра длится около получаса.
2. Настольные игры помогают скрасить досуг, когда на улице плохая погода. С помощью кубиков, пазлов, фигурок, карточек ребенок совершенствует свои навыки — логику, пространственное мышление, социальное взаимодействие, речь, концентрацию внимания, волю.
Настольных игр огромное количество — ходилки, пазлы, кубики, мозаика, конструкторы, дидактические карточки, стратегии.
3. Развивающие игры — в данном случае речь идет о целенаправленном развитии конкретного умения или способности, например, речи, крупной моторики, интеллекта, воображения.
Применение таких игр готовит благодатную почву для дальнейшего развития творческих способностей, талантов ребенка. Программа обучения построена от простого к сложному, но при этом условия каждого задания должны немного опережать уровень развития ребенка.
Игры 30. Растение
Прежде всего, нужно из любых подручных материалов сделать растение — деревце, цветок. Затем о нем ребенок сочиняет сказку. Главное, чтобы в истории малыш подробно описал — как чувствует себя растение — ему комфортно или что-то мешает.
Через эти метафоры взрослый может понять, что беспокоит ребенка. Если причина беспокойства есть, спросите у малыша, чем можно помочь растению — построить забор, позвать фею, посадить другие деревья. Так малыш будет на примере сказки справляться со своими тревогами.
Игры 31. Игры с лицом
У детей, которые перенесли какие-то неприятные события в жизни, на лице может появляться застывшая маска, исчезают эмоции. Расшевелить ребенка можно несколькими способами — предложите ему поиграть в кривлялки, постройте вместе с ним смешные рожицы или организуйте домашний театр.
Игры 32. Простые праздники
Позволяйте малышу как можно чаще чувствовать праздник в своей жизни. Старайтесь каждое простое событие превратить во что-то яркое и необычное. Например, праздник застилания постели, умывания, фестиваль обеда. Обязательно фиксируйте любые достижения ребенка, записывайте или рисуйте их — это мотивирует, формирует уверенность в себе и своих силах.
Игры 33. Цветотерапия
Если ребенок часто возвращается к неприятным событиям в прошлом, фокусируйте его внимание на текущем дне, например, придумайте для каждого дня недели определенный цвет и старайтесь его придерживаться. Например, понедельник пусть будет синего цвета — подберите такую одежду, ищите вокруг синие предметы.
Игры 34. Расписание
Чтобы стабилизировать состояние ребенка после стрессовой ситуации, необходимо структурировать его распорядок дня, составить расписание, украсить его. Малыш должен следить за его выполнением. С одной стороны это учит дисциплине, а с другой — отвлекает от неприятных мыслей.
Совет! Тревожные дети, склонные к стрессам, интуитивно выбирают подвижные игры, где нужно прыгать. Это помогает снять напряжение, почувствовать опору. Создайте для ребенка зону, где он может прыгать безопасно и с удовольствием.
Между детьми иногда случаются конфликтные ситуации и тут игра приобретает критически важное значение, поскольку с ее помощью ребенок снимает стресс и расслабляется. Конечно, игры должны соответствовать возрасту и развитию малыша, быть разноплановыми и полезными. Вот об этом мы и поговорим в нашем материале.
Этапы подготовки детского праздника
Организовать детский праздник на самом деле не так уж и сложно. Для этого нужно выполнить несколько действий:
- Украсить комнату. В качестве украшения могут использоваться шары, флажки, растяжки с надписями, забавные фотографии именинника или изображения с его любимыми сказочными/мультипликационными героями.
- Накрыть на стол. Не нужно готовить жаркое, майонезные салаты и многочисленные закуски. Дети по достоинству оценят сладкий стол и фруктовые нарезки. Конечно же, главой стола является именинный торт (обязательно со свечами, ведь задувать их – веселая традиция, которую с нетерпением ждет каждый ребенок в свой день рождения). Рекомендуется использовать праздничную посуду с веселыми рисунками. Во-первых, так стол будет выглядеть более нарядно. Во-вторых, дети не будут бояться разбить тарелку или стакан. В-третьих, это избавит родителей от необходимости перемывать горы грязной посуды после завершения праздника.
- Подготовить подарки. Можно не просто вручить подарки имениннику, а устроить настоящий квест по поиску презентов и даже подключить к нему всех гостей. Если в квесте будут участвовать все приглашенные дети, стоит подготовить небольшой подарочек для каждого из них.
- Подобрать игры для детей на день рождения.
К последнему пункту нужно подготовиться особенно тщательно, ведь детям быстро наскучит сидеть за столом, им быстро захочется подвигаться и поразвлечься.
Не забудьте о призах для победителей конкурса. Это могут быть различные мелочи (мыльные пузыри, забавные брелоки, наклейки, детские канцтовары и прочее) или сладости.
Где найти время для игр с ребенком
Этот вопрос задают многие родители, поскольку современные мама и папа – это занятые люди, у которых много домашних обязанностей, работа, конечно, есть естественное желание уделить время и для себя, отдохнуть. Из-за того, что для занятий с малышом недостаточно времени, родители часто переживают, тревожатся. Психологи уверяют, что на общение с ребенком можно найти время, если следовать простым советам.
Совет 1 – играйте с ребенком и параллельно занимайтесь своими делами.
В игры, которые не требуют специальной подготовки, дополнительных предметов, можно играть в кухне, в ванной, на улице. Если играть не хочется, привлекайте ребенка к домашней работе, сделайте что-то вместе, например, приготовьте пиццу или пусть ребенок просто вам поможет.
Главное с ребенком больше разговаривать, объяснять, хвалить и поддерживать.
Совет 2 – используйте любую свободную минуту.
Транспорт, очереди, дорога куда-то – это время можно использовать с пользой. Рассказывайте малышу о природных явлениях, загадывайте загадки, сочиняйте сказки, играйте в счет, слова.
Совет 3 – игры и занятия должны стать привычкой.
Конечно, речь не идет о занятиях по часу или два. Возьмите за правило – заниматься с ребенком каждый день 15-20 минут, этого будет вполне достаточно для малыша в возрасте 6-7 лет. Например, читайте ребенку книгу перед сном.
Совет 4 – постарайтесь создать дома развивающую среду.
Используйте плакаты, пособия, карточки, магнитные игры. Чем больше развивающих предметов будет вокруг ребенка, тем быстрее он будет запоминать информацию. Обратите внимание, чтобы развивающие пособия должны быть яркими, красочными.
Совет 5 – найдите ребенку компанию.
Если так складываются обстоятельства, и вы не можете поиграть с малышом, постарайтесь найти для него детей, с которыми он сможет провести свое время.
Конкурсы на новый год для детского сада в подготовительной группе
Игра «ДА или НЕТ»
Дети хором должны одобрить те предметы, которыми собираются наряжать елочку.
Ведущий – Дед Мороз или Снегурочка говорят:
«Мы с ребятами сыграем в интересную игру: То, чем елку наряжаем, я детишкам назову. Вы послушайте внимательно, и ответьте обязательно, Если мы вам скажем верно, говорите: «Да» в ответ. Ну, а если вдруг — неверно, говорите смело «Нет!» — Разноцветные хлопушки? — Одеяла и подушки? — Раскладушки и кроватки? — Мармеладки, шоколадки? — Шарики стеклянные? — Стулья деревянные? — Плюшевые мишки? — Буквари и книжки? — Бусы разноцветные? — А гирлянды светлые? — Снег из ваты белой? — Ранцы и портфели? — Туфли и сапожки? — Чашки, вилки, ложки? — Конфеты блестящие? — Тигры настоящие? — Шишки золотистые? — Звездочки лучистые?
Конкурс Новогодняя шкатулка
Ведущий зачитывает детям по 3 подсказки, с помощью которых следует угадать сюрпризы, лежащие в нарядной шкатулке.
Самые догадливые получают призы. Не ёлка, а нарядная. Не музыкант, а играть любит. Не малышка, а «мама» говорит. (Кукла)
Не арбуз, а круглый. Не заяц, а прыгает. Не велосипед, а катится. (Мяч)
Не гномик, а в колпачке. Не машина, а заправляется. Не художник, а рисует. (Фломастер)
Не лисица, а рыжая. Не вафля, а хрустящая. Не крот, а под землёй сидит. (Морковь)
Не торт, а сладкий. Не негр, а темнокожий. Не апельсин, а с дольками. (Шоколад)
Не ковш, а зачерпывает. Не дверь, а с ручкой. Не повар, а кормит. (Ложка)
Не тарелка, а круглая. Не цапля, а на одной ноге стоит. Не колесо, а раскрученная. (Юла)
Не пёрышко, а лёгкий. Не снежинка, а летит. Не почка, а лопается. (Воздушный шар)
Не линейка, а тонкая. Не мама, а заботливая. Не крокодил, а зубаста. (Расчёска)
Не вата, а белое. Не снег, а холодное. Не сахар, а сладкое. (Мороженое)
Конкурс Поймай Снежок
Что понадобится:
- Несколько ведерок или коробок,
- Искусственные снежки (из фольги, не бьющиеся елочные игрушки, теннисные шарики).
Участвуют несколько пар.
Дети стоят друг напротив друга на расстоянии приблизительно 4 метров. У одного ребенка пустое ведерко, у другого — мешочек с определенным количеством “снежков. По сигналу ребенок бросает снежки, а напарник старается поймать их ведром. Выигрывает пара, которая первой закончит игру и наберет большее количество “снежков”.
Весёлые старты
Что понадобится:
- Полотняные мешки,
- Коробка с небьющимися елочными игрушками.
Физкультурные конкурсы – интересные и увлекательные, но они подойдут для большого помещения, в котором дети спокойно могут бегать и прыгать. Примеры соревнований для просторного помещения на Новый 2022 год: Бег в мешках (зайчики скачут до ёлочки и обратно).
Бег в мешках с усложнением (нужно допрыгать до елочки, взять игрушку из коробки и повесить ее на елку)
Эстафета до Деда Мороза (передай привет Деду Морозу – добежать, поздороваться за руку и бежать обратно).
Эстафета «Заяц-Волк» (до ёлки скакать как прыгают зайчики, обратно бежать на четвереньках, как волк).
Новогодняя гирлянда
Что понадобится:
- Плотный воздушный шар яркого цвета – 2 штуки.
Дети делятся на две команды и становятся в две колонны, друг за другом. В роли новогоднего огонька может быть яркий воздушный шар. Участники передают шар через голову (последний бежит и становится в начало колонны). Выигрывает та команда, у которой шарик не упал на пол.
Двенадцать стульев
Что понадобится:
12 стульев
Классическая игра на ловкость. Детям понравиться побегать по кругу. Двенадцать стульев расставляют кругом, спинками друг к другу. Вызывают тринадцать участников, которые начнут бегать вокруг группы стульев тогда, когда включится музыка. Как только музыка прерывается, все должны сесть на стулья. Кому стула не досталось – выбывает. И убирается один стул. Игра продолжается до тех пор, пока не выявится победитель – тот, кто занял последний стул.
Праздничная дискотека
Танцевать любят дети разных возрастов. Но дошколята не способны самостоятельно долго двигаться под музыку. Чтобы обычная дискотека превратилась в веселье надо ее разнообразить. Волшебная шляпа.
Дед Мороз или ведущая берут в руки шляпу и под музыку одевает ее на голову детям по очереди. Когда шляпа на голове участника, то он активно пляшет, а остальные просто хлопают в ладошки.
Танцуем как…
Ведущая утренника громко объявляет, что сейчас все танцуют, как зайчики, лисички, мишки и так далее. Дети прыгают, как зайцы или косолапят, как медведи. Игры и конкурсы на новогоднюю тематику в старшей группе детского сада
Схватил –победил
Что понадобится:
- Большое количество игрушек куклы, мишки, мячики и прочее.
В центр зала в хаотичном порядке разбрасывают игрушки. Дети ходят по кругу, пока играет музыка. Когда музыка останавливается каждый участник должен схватить две игрушки. Тот, кто успеет взять одну игрушку – выбывает из игры.
Мороженое
Что понадобится:
- Рожки для мороженого из бумаги (свернуть бумагу),
- Мороженое – комки ваты с клеем ПВА.
Две команды детей. После танцевального конкурса или представления. Снегурочка и Дед Мороз говорят, что очень ужарились, и чтобы охладиться им нужно скушать мороженое. Берут в руки по бумажному рожку, а дети накладывают морожено из ваты. Победит та команда, которая быстрее всех это сделает.
Забег в валенках
Что понадобится:
- Валенки очень большого размера.
Дети делятся на две команды. Задача соревнующихся в валенках добежать до елки и обратно. Передать валенки следующему. Выиграет та команда, которая быстрее всех завершит эстафету.
Музыкальная шляпа
Что понадобится:
- Шляпа,
- Записки с новогодней атрибутикой (елочка, снеговик, игрушки и так далее).
Дети вытаскивают из шляпы записку и должны будут прочитать стихотворение или спеть песню с тем словом, которое будет написано.
Память
Эта игра тренирует память и внимательность. Дети по очереди подходят к елке и стараются запомнить за 30 секунд, какие игрушки и украшения на ней висят. Потом отворачиваются и пытаются вспомнить что видели.
Интеллект ребенка в возрасте 6-7 лет
В этом возрасте дети уже сформированные личности, имеют собственные взгляды на окружающий мир и происходящее в нем. Ребенок понимает свое положение как в детском коллективе, так и среди взрослых, соответственно, выстраивает линию поведения, формирует определенное отношение к людям, которые его окружают.
Уровень эмоционального развития у детей 6-7 лет также достаточно высок. Они проявляют сочувствие, сопереживают, чувствуют настроение других людей, предлагают помощь.
- Речь идет о детях, которые почти первоклассники, они могут управлять своим настроением, выполняют указания и просьбы взрослых, принимают участие в групповой, индивидуальной деятельности.
Совет! Поскольку дети 6-7 лет легко ориентируются в обстоятельствах, поэтому родители могут давать ребенку основы личной безопасности и учить искать выход в сложных ситуациях.
2. В 6-7 лет дети проявляют активный интерес к новым знаниям, поскольку в этом возрасте увеличивается объем памяти, внимание ребенка становится более сконцентрированным, расширяется словарный запас (до 6 тысяч слов).
3. Родителям необходимо продолжать занятия по развитию речи детей, знакомить детей со структурой языка, кроме этого, развивать мелкую моторику, логику, умение систематизировать предметы по признакам.