Технологии индивидуализации в образовательном процессе ДОУ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида №77 г.Томска
Технологии индивидуализации в образовательном процессе ДОУ
(педагогическая копилка из опыта работы)
Жаркова М.А.,
учитель-логопед
МАДОУ №77
Индивидуализация
– это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.
В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. — раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования)
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) .
Цель педагога:
создание условий индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности.
Задачи педагога:
-формировать у детей адекватные представления о взаимосвязях в системе «человек-окружающий мир» и в самом окружающем мире, базирующихся на общечеловеческих принципах;
-индивидуализация образования каждого ребенка;
-формировать у ребенка ценностное отношение к окружающему миру, определяющему характер целей взаимодействия с ним, мотивов, готовности выбирать те или иные стратегии поведения с точки зрения нравственной целесообразности и его пониманий, принятий;
-формировать систему умений и навыков (технологий) и стратегий ценностного взаимодействия с миром;
-стимулировать творческое проявление себя миру и познание мира через креативные способы освоения окружающей действительности в специфических видах детской деятельности;
-создать условия для развития самостоятельности в планировании и реализации своих замыслов ребенком;
-своевременно выявлять, поддерживать и развивать детские способности, детские интересы;
-формирование и развитие у дошкольников качеств личности, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности;
-создать условия для развития самостоятельности в планировании, реализации замыслов;
-разработать систему ППС индивидуального сопровождения ребенка;
-развивать активность дошкольника в различных видах детской деятельности условий социализации и индивидуализации детей.
Условия для осуществления индивидуализации:
1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) ;
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка, через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Воспитателю необходимо расширять у детей необходимые знания, актуализировать их личный опыт, создавать положительный эмоциональный настрой, побуждать к целесообразной полезной занятости.
Механизмы организация воспитателем индивидуализации детей:
1. Механизмы (обязательные требования) :
-диагностика способностей и склонностей ребенка;
-составление траектории успешности ребенка через создание ситуации выбора и ситуации успешности:
• целенаправленное использование метода проб и ошибок;
• расширение спектра материалов, способов деятельности;
• учет принципов развития ребенка как субъекта собственной деятельности (приемы планирования) ;
-алгоритмы последовательности действий:
• создание педагогических условий для развития волевых качеств – стремления довести дело до конца ребенком;
• определение технологии помощи и поддержки сопровождения развития ребенка:
• а) методы; б) средства; в) свободные и регламентированные формы взаимодействия (общение и деятельность).
2. Специально организованная деятельность в кружках,
3. Специальные образовательные ситуации.
4. Свободная деятельность детей творческого и продуктивного характера,
5. Совместная познавательная деятельность субъектов в системе «взрослый-педагог-ребенок» и соответствующих ей подсистемах «педагог-ребенок (дети) », «педагог-ребенок-родитель», «ребенок-ребенок (дети) ».
Результаты индивидуализации ребенка:
1. Диагностика траектории успешности
2. Детское портфолио
3. Детские проекты
4. Родительско – детские проекты
5. Презентация продуктов детской деятельности.
В ДОУ №82 представили индивидуальное портфолио
ребенка, которое формируется 3 года. Начиная со средней группы. Портфолио каждой группы отличается своей наполняемостью, но структура единая для всего сада: генеалогическое древо, мое окружение, индивидуальный образовательный маршрут на 1 учебный год, интересы ребенка, любимые игры, праздники, самый радостный день. Мои страшилки, пожелания и мечты на будущее, награды ребенка (грамоты). Само портфолио заполняется 1 раз в неделю в группе или дома. Все странички предлагаются детям в черно-белом варианте, картинки обобщенные, а детям предлагается разукрасить по своему усмотрению и желанию. В данном ДОУ, ведется и групповое портфолио, которое наполняют воспитатели совместно с детьми, достижения всей группы.
Индивидуализация процесса в ДОУ № 82 реализуется через уголки успешности.
Эти уголки помогают каждого ребенка оценить объективно и субъективно, как воспитателю, так и ребенку. Уголки успешности оформлены в каждой группе на усмотрение воспитателей. Сам уголок представляет экран с кармашками, над каждым кармашком фото или имя ребенка. В кармашек вставляется карточка, разлинованная на 5 частей по дням недели. Каждый цвет недели обозначен определенным цветом. Уголок успешности заполняется ежедневно во второй половине дня. В средней группе уголок заполняется совместно с воспитателем, а в старшей и подготовительной группе дети заполняют самостоятельно. Успешность ребенка оценивается по видам деятельности, которая изображена схематично или в виде картинки. Ребенок выбирает картинку с той деятельностью, в которой считает себя успешным за день и наклеивает картинку на карточку. Таким образом, педагог может отследить деятельность, которой ребенок занимается и при необходимости предложить другую деятельность, чтобы ребенок развивался всесторонне. В конце месяца воспитатель заполняет сводную таблицу, по которой видно, что нравится ребенку и чем он был заинтересован. Даются рекомендации родителям по развитию ребенка.
Таким образом, ребёнок в группе развивается по своему индивидуальному маршруту и педагогам легко отследить интересы и трудности ребенка.
Инновационные технологии в обучении и воспитании
В настоящее время педагогика переживает ряд кризисных явлений, связанных с изменением целей образования, введением государственных стандартов и включением образовательных технологий в педагогический процесс.
Термин «технология» имеет латинские корни и переводится как «наука об искусстве» (techne — искусство, мастерство; logos — слово, учение, знание) и обозначает способ гарантированного производства определенного продукта с заранее заданными свойствами.
Наиболее достаточным и широким понятием является «педагогическая технология», которая включает в себя процессы образования, обучения и воспитания. Определение понятия «педагогическая технология» дается многими авторами:
- Систематическая совокупность и порядок формирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин);
- последовательная, взаимозависимая система действий учителя, связанная с использованием определенного набора педагогических приемов, реализуемых в педагогическом процессе для решения различных педагогических задач (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов);
- Упорядоченная система процедур, последовательное выполнение которых приведет к достижению определенного запланированного результата. Педагогическая технология характеризуется двумя моментами: Обеспечение конечного результата и формирование будущего процесса преподавания и обучения (В. А. Монахов).
С. Трапицын (2015) предлагает перечень классификаций современных педагогических технологий по различным основаниям:
- Личностная ориентация педагогического процесса: педагогика сотрудничества; гуманистически-личностная технология Ш.А. Амонашвили; система Е.Н. Ильина (литература как субъект, формирующий личность);
- Активизация и интенсификация деятельности учащихся: интерактивные игровые технологии; проблемное обучение; технология коммуникативного обучения иностранным языкам Е.И. Пассова; технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Кузнецова. Шаталов; перспективно-преобразующее обучение с использованием опорных схем с аннотированным контролем С. Н. Лысенкова; технология уровневой дифференциации; культурообразующая технология дифференцированного обучения по интересам детей И. Н. Закатова; технология индивидуализации обучения В. Д. Шадриков, А. С. Границкая; технология программированного обучения; коллективное обучение В. К. Дьяченко; групповая технология; компьютерные (информационные) технологии;
Дидактическое совершенствование и реконструкция материала:
- технология экологии и диалектики Л.В. Тарасова; технология диалога культур В. Единьева; теория поэтапного формирования умственной деятельности П.М. Эрдниева П. Гальперина, М.Б. Воловича;
- Технология раннего интенсивного обучения чтению Н. А. Зайцева; Технология совершенствования общеучебных навыков в начальной школе Н. А. Зайцева; Технология обучения математике на основе решения задач Р. Г. Хазанкина
- альтернативные технологии: Вальдорфская педагогика Р. Штайнера; технология свободного труда С. Френе; вероятностная образовательная технология А.М. Лобока; технология мастерских
- Технологии, основанные на природе: Природосообразная грамотность по А. М. Кушниру; технология саморазвития по М. Монтессори.
- Технологии развивающего образования: технология развивающего образования Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова; система развивающего образования Л.В. Занкова; система развивающего образования, ориентированная на развитие творческих качеств личности И.П. Волкова, Г.С. Альтшулера, И.П. Иванова; личностно-ориентированное развивающее образование И.С. Якиманской, технология саморазвивающегося образования Г.К. Селевко;
Технологизация образования
Появление компьютеров и стремительная компьютеризация общества привели к кардинальным изменениям в социально-экономической жизни и технологиях образовательной деятельности.
Философы, занимающиеся вопросами интеллектуального развития общества, заговорили о новой революции в этой области — переходе от индустриального мышления к информационному, поскольку в современном обществе основой любой деятельности является работа с большими объемами различной информации. Независимо от того, в какой сфере работает человек, сегодня он должен уметь работать не столько с конкретными продуктами различных отраслей, сколько анализировать информационные потоки о них: извлекать из них необходимые данные, преобразовывать их в соответствии с условиями конкретной деятельности, осуществлять социально-экономическое программирование и стратегическое планирование и т.д. Это приводит к тому, что перед образовательными организациями встает принципиально новая задача — сформировать человека, способного получать и анализировать информацию, планировать, прогнозировать, контролировать и корректировать развитие событий.
Появился новый термин — «технологическая культура», который определяется как элемент общей культуры человека, способность изменять окружающий мир к лучшему, умение прогнозировать будущее, готовность жить и работать в нем, используя традиционные и новейшие технологические достижения. Современный человек должен обладать высоким уровнем культуры, в том числе технологической.
В связи с этим социальным заказом с середины 20 века в образовании, в том числе и российском, значительно активизировался процесс создания и развития педагогических технологий, включения в учебный процесс проектных методов, расширения специальных технологических курсов (например, на школьном уровне появление такой дисциплины, как «технология»), внедрения методов инновационного и развивающего обучения, направленных на раскрытие творческого потенциала личности. В таблице 1.1 представлен широкий спектр различных педагогических технологий, которые активно используются и развиваются в настоящее время. Следует отметить, что процесс технологизации образования, начавшийся в конце 20 века, активно шел в основном в средней школе, однако в настоящее время новые технологии все глубже проникают в учебный процесс высшей школы. Для высших учебных заведений характерно использование таких методик, как кейс-метод, портфолио, трехсторонние дискуссии, круглые столы, деловые игры, дебаты и т.д.