Проект «Творческая мастерская»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
(для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет)
Проблема проекта.
Сегодня в дошкольном недостаточно разработана проблема организации деятельности детей в познании окружающего мира – исследования и экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для всестороннего развития дошкольников.
Ребёнку преподносятся готовые истины, готовые выводы и обобщения. Вместо того, чтобы создать условия самому обследовать, экспериментировать, творить, получать какой-либо результат. Ребенок вынужден получать готовые сведения о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте. Такое пассивное восприятие сведений об окружающем мире не даёт возможность развить у детей высокую познавательную активность. Это может привести к тому, что детям сложно будет самостоятельно добывать знания, учиться.
Актуальность проекта.
Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментируя, ребенок слышит, видит и делает все сам, поэтому новые знания усваивается прочно и надолго. Китайская пословица гласит «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать и я пойму». Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментирует ребенок, тем больше новой информации он получает, тем быстрее и полноценнее развивается. При этом происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его внимание, мышление, воображение. Необходимость рассказать об увиденном, развивает речь. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья. Исследовать можно растения, животных, человека, объекты неживой природы. Для этого в большинстве случаев не нужно какого-то специального оборудования.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Организация проектной деятельности с дошкольниками, посредством культурных практик один из видов которых, является познавательно-исследовательская деятельность детей, с помощью которой они познают окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Цель проекта.
Организация культурных практик старших дошкольников стимулирующих
проявление любознательности, готовности к экспериментированию, способности комбинировать знания, полученные из разных источников.
Задачи проекта:
— расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с
элементарными знаниями из различных областей наук;
— развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам;
— формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа;
— привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей;
— развивать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края.
Тип проекта:
познавательно –исследовательский.
Вид проекта:
групповой.
Участники проекта:
дети старшего возраста, воспитатели, родители.
Сроки реализации:
краткосрочный (одна неделя).
Прогнозируемый результат.
Организация культурных практик старших дошкольников в экспериментальной деятельности вызовет у детей интерес к исследованию природы, окружающего мира, разовьёт мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.
У детей будет развиваться наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, умение использовать нестандартные решения в трудных ситуациях;
В речи детей произойдет обогащение словарного запаса различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы. Совершенствуется умение детей задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, строить доказательную речь;
Взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми участниками проекта будет стимулировать появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
— приборы – помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль;
— прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки;
— природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей;
— бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет;
— технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди;
— разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная;
— красители: акварельные краски;
— медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки;
— прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля;
— игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка». Клоун, водяная мельница, ванна для игр с песком и водой;
— контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов;
— клеенчатые передники, полотенца.
Основной раздел программы:
социально-коммуникативное развитие
Организация деятельности в рамках проекта.
Подготовительный этап:
— формулирование проблемы и цели проекта;
— изучить и проанализировать методическую литературу по теме проекта;
— составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта;
— подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности;
— подбор картинок и иллюстраций, схем;
— подбор презентаций для просмотра;
— знакомство детей и родителей с целями проекта и привлечение их к активному участию в нем.
Основной этап:
— проведение с детьми бесед о различных свойствах материалов, природных явлениях;
— проведение опытов, дидактических игр, подвижных игр;
— чтение художественной литературы, прослушивание занимательных историй;
— просмотр презентаций, мультфильмов;
— составление схем проведения опытов;
— рисование рисунков по теме проекта;
— консультация родителей по теме: «Роль семьи в развитии поисково — исследовательской деятельности детей.
Заключительный этап:
— проведение вечера развлечения — вопросов и ответов: «Путешествие в волшебную страну».
Технологическая карта проекта
Социально-коммуникативное развитие
Культурные практики | |
Виды | Содержание |
Интеграция культурных практик: — к.п.коммуникативная, -к.п. познания мира и самопознания, -к.п. формирования поведения и отношения, -к.п.свободные детской деятельности. | Ситуативная беседа: «Как вы ходили в парикмахерскую» Сюжетно –ролевые игры «Путешествие на остров сокровищ», «Парикмахерская», «Пожарные спешат на помощь», «Служба спасения» Труд – протереть кубики, протереть листья цветов, посыпать дорожки песком |
Познавательное развитие
Культурные практики | |
Виды | Содержание |
Интеграция культурных практик: — к.п. познания мира и самопознания, — к.п.коммуникативная, — к.п. свободные детской деятельности | Беседы: «Что случилось зимой на реке?» «Снежная шуба для всего живого» (обсудить с детьми защитные свойства снега). «Как образуется иней?», «Может ли мороз убить дерево?», «Где рождается снег?» «Мир бумаги», «С водой и без воды», «Магниты, магнетизм», «Волшебное электричество», «С водой и без воды» Просмотр мультфильма «Загадки Джесса» Наблюдение : «За ветром и осадками», «За почками на деревьях», «Определение погоды по приметам», За снежным покровом» ОЭД С водой «Вода и бумага», «Бумага, огонь, вода», «Шуршащая и поющая», «Замерзание воды», «Ветка тополя», «Какие свойства?», «Прозрачная вода», «Помощница вода», «Умная галка», «Откуда берется вода» С магнитами «Сухой из воды», «Мы – фокусники!», «Необычная скрепка», «Горнолыжник», «Притягиваются — не притягиваются». С электричеством «Волшебный шарик», «Чудо- прическа», «Волшебники». «Как работает термометр?», С растениями «Луковица в баночке», «Испарение влаги с листьев растений», «Почему бабочка похожа на цветок?» Д/и «Хамелеон», «Свет, звук, вода», «Надо сказать по-другому», «О чем я сказала?», «Пройди лабиринт», «Найди пару», «Найди отличия». |
Речевое развитие
Культурные практики | |
Виды | Содержание |
Интеграция культурных практик: -к.п. познания мира и самопознания, -к.п. игрового взаимодействия, -к.п формирования поведения и отношения, -к.п.свободные детской деятельности, — к.п. коммуникативная. | Чтение А.Клыков «Зимой под водой» В.Берестов «Гололедица» Т.Нуждина «Чудо – всюду»(верблюд, жираф, кенгуру, крокодилы, слон, сосульки). В.Есаулов «Арктическое чудо» О.Герасимова «Сказка о споре огня, воды и ветра» Ю.Баянов «Любопытное солнце» К.Чомов «Деревья спят», А. Кушнер «Что лежит в кармане?» Загадки о зимних явлениях в природе: про лёд, снег, иней, мороз, град, ветер. Речевая игра «Эрудиты». |
Художественно-эстетическое развитие
Культурные практики | |
Виды | Содержание |
Интеграция культурных практик: -к.п. познания мира и самопознания, -к.п. формирования поведения и отношения, -к.п. свободные детской деятельности, — к.п. коммуникативная. | Вырезание снежинок из бумаги. НОД Рисование «Сосульки на крыше» НОД Лепка на пластине «Капельки» Рисование по желанию на основе наблюдений. |
Физическое развитие.
Культурные практики | |
Виды | Содержание |
Интеграция культурных практик: -к.п. здорового образа жизни, -к.п. игрового взаимодействия, -к.п. формирования поведения и отношения, -к.п.свободные детской деятельности | Игры: Экологическая игра «Разведчики» П/Ии «Солнце или ветер» (чувашская нар. игра) Игра «Земля, вода, огонь, воздух» М/п игра «Холодно — жарко», «Эхо», «Море волнуется», «Отыщи предмет с магнитным свойством» |
Взаимодействие с родителями воспитанников.
Культурные практики | |
Виды | Содержание |
Интеграция культурных практик: — к.п. познания мира и самопознания, — -к.п. формирования поведения и отношения, — к.п. коммуникативная | Привлечение родителей в экспериментальную деятельность. Консультация «Роль семьи в развитии поисково- исследовательской активности ребёнка» Дома с детьми рассказать, где и как магниты помогают людям. |
Распределение деятельности по центрам активности:
- «Лукоморье» — центр речевого развития:
поместить подбор книг, иллюстраций с изображением различных признаков зимних месяцев зимы (метель, вьюги, сосульки), книжки-раскраски, трафареты.
- «Исследователи» — центр познавательно-исследовательской деятельности:
поместить разнообразные материалы для познавательно-исследовательской деятельности: опытов с луковицами, фонарики для проведения опытов с образованием тени, дидактические игры, наглядный материал.
- «Мастеровой»-
центр конструктивной деятельности:
поместить разнообразные конструкторы, схемы. - «Айболит» — центр сюжетно-ролевой игры:
поместить разнообразные атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
- «Волшебная палитра» — центр художественно-эстетического развития:
поместить альбомы, цветную бумагу, краски, кисти, карандаши, клей, пластилин для художественно-продуктивной деятельности детей.
- «Золотой ключик» — центр музыкально театральной деятельности:
поместить костюмы, атрибуты для театрализованной деятельности.
- «Я, познаю себя» — центр социально-коммуникативного развития
поместить игры на эмоции, шкатулку сюрпризов, ширму и кресло для уединения.
- «Будь всегда здоров!»
–
центр и физического развития:
поместить игровой материал и атрибуты, разнообразный спортивный инвентарь, способствующие двигательной активности детей.
Результаты реализации проекта (итог)
В ходе проекта дети с интересом включились в исследовательскую деятельность; познакомились со свойствами разных видов предметов через опыты; научились делать выводы, решать проблемные задачи, делать обобщения.
Дети стали активнее проявлять инициативу, самостоятельность, умение сотрудничать с другими. Почувствовали потребность отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими.
Обогатилась речь детей различными терминами, совершенствовалось умение грамматически правильно задавать вопросы и строить свои ответы, следить за логикой своего высказывания, строить доказательную речь.
В ходе проекта проводилось консультирование родителей, вовлечение их в совместную экспериментальную деятельность с детьми.
Итогом проекта стало развлечение — вечер вопросов и ответов: «Путешествие в волшебную страну»
Перечень литературы
(или ссылки) на авторские, учебно-методические разработки, программ, рекомендаций, пособий, обеспечивающих реализацию проекта, Интернет-ресурсы:
1. Дыбина О.В.Неизведанное рядом (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников). Москва 2001г.
2. Кондратьева Н.Н. «МЫ» Программа экологического образования детей. Санкт- Петербург 2000г.
3.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию Санкт- Петербург. 2003г.
4. Балаценко Л., Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002.
5. Т.Е. Харченко «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Детство — Пресс, 2010. С.96
6. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей 3 7 лет [Текст]. М.: Мозайка-Синтез, 2008. 128 с.
7. Интернет ресурсы. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/01/kruzhok-tvorcheskaya-masterskaya
8. https://конспекты-уроков.рф/detsad/raznoe
9. https://www.pedkabinet.ru/blog/
10. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/01/07/kartoteka-opytov-i-eksperimentov-dlya-detey-doshkolnogo
11. https://ext.spb.ru/faq/2448-2013-03-02-20-53-23.html
12. https://www.maam.ru/detskijsad/opyty-i-yeksperimenty-dlja-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
Приложение к проекту:
1. Консультация для родителей: «Роль семьи в развитии поисково- исследовательской активности ребёнка»
2. Описание опытов: «Прозрачная вода», «Почему всё звучит?»
3. Логические задачи.
Приложение 1.
Консультация для родителей: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.
Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
В индивидуальных беседах, консультациях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с «равным», поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Вот несколько советов для родителей по развитию посково – исследовательской активности детей:
Чего нельзя и что нужно делать?
Для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию.
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
Поощрять любознательность, которое порождает потребность в новых впечатлениях: она порождает потребность в исследовании.
Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своем участием.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
Если у вас возникают необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
Не следуйте бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы. Взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?
Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому – либо, то это не проступок, а шалость.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!» ( Ральф У. Эмерсон.)
Приложение 2.
Описание опытов.
1). «Почему все звучит»
Задача:
подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.
Материал:
бубен, стеклянный стакан, газета, деревянная линейка, металлофон.
Ход:
Игра «Что звучит?»- воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им предметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар (з-з-з-з). Как жужжит муха (ж- ж- ж). Как гудит шмель? (у-у-у) Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушиваться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает. Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется). Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки). Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?
2). «Прозрачная вода»
Задача:
выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).
Материалы:
две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, таз с водой, поднос, предметные картинки.
Ход:
В гости пришла Капелька. Кто такая Капелька? С чем она любит играть? На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая – поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода? Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка (Льется) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук? Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку? Какая вода? (Прозрачная) Что мы узнали воде?
3). Игра «Почему бабочка похожа на цветок?»
Если ребенок задаст такой вопрос, можно дать ему готовый ответ – сообщить, что так бабочка пытается обмануть своих врагов, спрятаться от них. А можно убедить его в этом по-другому, поиграв. Поиграет взрослый с ребенком и лишь потом спросит: как он думает, почему же бабочка похожа на цветок?
Для игры необходимы: тонкий картон, плоскость которого разделена на 2 части – одна белая, другая цветочная, как цветочный луг; бабочка на магните; магнит.
Бабочка помещается на картон и передвигается по поверхности с помощью магнитиков. «Перелетит» бабочка на белое поле – и видна всему свету, окажется на цветной плоскости – и сразу становится незаметной для глаза: не сразу и обнаружить.
Приложение 3.
Логические задачи.
1. Цель:
выявление знаний детей о свойствах материалов и объектов
— Почему мы не видим воздух? (прозрачный, бесцветный, не имеет запаха)
— Почему в стакане с водой ложку видно, а в стакане с молоком нет? (вода прозрачная)
— Почему, когда насыпаем в стакан с водой соль или сахар, вода остается прозрачной, а когда положим мед или глину вода стала мутной? (вода – растворитель, но не все вещества растворяются в воде).
— Почему, когда жарко лужи после дождя высыхают быстро, а когда прохладно – долго? (вода при нагревании испаряется)
— Когда вода кипит в чайнике, что ты видишь над ним? (пар).
— Почему зимой воду можно взять руками и она не выльется? (зимой холодно, вода превращается в лед и снег)
— Почему при опускании кусочка почвы в воду, идут пузырьки? (в почве есть воздух, т.к. там живут черви, кроты, жуки, а они дышат)
— Что будет с почвой, если ее поливать грязной водой (почка станет грязной, а для жизни животных и растений нужно чтобы почва была чистой)
— Почему смешав деревянные предметы и гвозди, чтобы их разделить мы используем магнит? (магнит притягивает все железное).
2. Цель:
выявление знаний детей о свойствах материалов; явлениях природы; сезонных изменениях в природе.
(по материалам произведений детской художественной литературы).
Стекло
Днем, на прогулке в детском саду дети шлепали по лужам. А вечером, когда возвращались домой, лужи покрылись стеклом. Оно ломалось, с треском на мелкие кусочки стоило лишь наступить на него ногой.
Я хочу узнать, спросить у тебя: Что это за стекло? Почему лужи покрылись им вечером? Почему оно ломалось с треском?
Бусинки
На даче дети рано поднялись. И сразу побежали в сад, где росли цветы и высокая трава. Они заметили на каждом цветке большие и прозрачные бусинки воды. Они блестели и переливались на солнце. Что такое? – удивились дети. А ты знаешь, что это такое? В какое время дня они бывают на траве и цветах и почему?
Кораблики
Пришла я к пруду. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые!
Их пригнал сюда ветер. Опустится такой кораблик и сразу поплывет. Много их еще прилетит сегодня, завтра, послезавтра. А потом не станет корабликов и пруд замерзнет. Что за кораблики?
В какое время года они бывают? Почему?
Белые мухи.
Утром Леночка шла в детский сад. В воздухе кружились белые мухи. «Какие красивые, — подумала Леночка, — надо показать их ребятам» Она подставила варежку. Мухи плавно, послушно уселись на нее. Леночка бережно (осторожно) внесла их в детский сад и позвала ребят посмотреть. Но когда ребята подошли, на варежках блестели капельки воды. Что же это за мухи были? Что случилось с ними в детском саду и почему? В какое время года летают белые мухи?
Творческая мастерская — одна из современных форм работы с детьми в ДОУ.
Творческая мастерская — одна из современных форм работы с детьми в ДОУ.
Уважаемые коллеги, сегодня мне хотелось бы представить вам одну из современных форм совместной деятельности педагога с детьми — творческая мастерская.
Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого
Творческая мастерская
– одна из форм образовательной деятельности, позволяющая детям проявить свою инициативу, так как предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творчестве.
Целью работы
в творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала; оказании помощи в реализации его возможностей; способствование развитию самостоятельности и креативной личности; развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста к предметному миру.
Само понятие «мастерская» пришло в педагогику из сферы творчества, изначально подразумевая место, где создается что-то новое, до сегодняшнего дня не существовавшее.
Мастерская – условно обозначенное пространство группы со столами, составленными в один общий стол так, чтобы дети и воспитатель могли сидеть вместе.
Мастерская (в которую на время превращается групповое помещение) – специально организованное пространство, где целенаправленно создаются красивые интересные и нужные для детской жизни вещи.
В детском саду выделяют несколько типов мастерских в зависимости от состава участников, целей и способов деятельности, временной продолжительности процесса.
По составу участников мастерские подразделяются:
— на занятия только для детей;
— только для педагогов
— только для родителей (законных представителей)
— которые могут быть проведены и с взрослыми, и с детьми.
По целям и видам деятельности выделяются:
— художественная мастерская (включает в себя аппликацию, рисование, лепку);
— театральная (изготовление элементов костюмов, пригласительных билетов, афиш, декораций);
— мастерская игр и игрушек (мебель из спичечных коробков, игрушек из коробочек);
— сувенирная мастерская (изготовление поздравительных открыток, подарков для сотрудников детского сада, гостей);
— архитектурная мастерская (изготовление макетов домов, дорог, карты поселка, ландшафтных макетов – гор, вулканов).
По временной продолжительности мастерские разделяют
на «одноактные» (в течение одного занятия) и длительного действия (2-3 занятия), когда работа прерывиста, может продолжаться неделю (метод погружения) или даже в течение нескольких недель.
Использование мастерской возможно, как в виде самостоятельной единицы, организованной в свободное от непрерывной образовательной деятельности, так и как форма организации занятий (или как ее часть) при проведении комплексного занятия.
Рисование детский сад. Конспект НОД творческая мастерская «Книжное царство».
Название: Рисование детский сад. Конспект НОД творческая мастерская «Книжное царство» Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, изобразительная деятельность, Подготовительная к школе группа Автор: Уракова Ольга Евгеньевна Должность: воспитатель Место работы: МБДОУ 259 Месторасположение: город Красноярск
Творческая мастерская «Книжное царство — мудрое государство» (подготовительная к школе группа, рисование детский сад)
Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста умения создавать изображения, отражая в рисунке и подборе цветов содержание выбранной сказки.
Задачи:
Обучающие:
— учить передавать особенности построения рисунка или орнамента на передней и задней обложке книги;
— красиво подбирать цвета к цвету бумаги, выбранной для обложки;
— отражать в рисунке и подборе цветов содержание выбранной сказки.
Развивающие:
— развивать умение планировать свою работу, добиваться поставленной цели;
— развивать умение составлять композицию из нескольких частей.
Воспитательные:
— формировать умение договариваться, работать в микрогруппах/парах.
Планируемый результат: дети объединяются в микрогрупп/пары, умеют договариваться о деятельности и способах ее выполнения; планируют свою деятельность, применяя пооперационные карты и схемы, создают изображения, отражая в рисунке и подборе цветов содержание выбранной сказки.
Образовательная среда:
Предметно-практическая среда: стулья по количеству детей; 4 стола, витрина для книг; бумага разного размера и фактуры, ножницы, карандаши простые, клейстер, кисточки, подставки под кисточки, цветные карандаши, акварель, гуашь, стаканчики с водой, палитра, салфетки х/б, детские книги; образцы выполнения аппликации, рисунка; пооперационные карты, схемы выполнения аппликации, рисунка.
Среда взаимодействия «взрослый – ребенок»: партнерская форма общения, сотрудничество совместно-индивидуальное; способ поддержки – создание педагогом условий, позволяющих ребенку проявить собственную активность, самостоятельность, инициативу.
Среда взаимодействия «ребенок-ребенок»: деятельность в микрогруппах или парах.
Среда отношений к миру, другим людям, к самому себе: отвечают на вопросы, размышляют, делятся впечатлениями.
Предварительная работа: беседы о книгах, о том, кто и как их создает: о писателях, художниках, фотографах, рабочих, рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественных произведений.
Воспитатель вместе с детьми подготовительной к школе группы рассматривает книги в центре детской книги у младших ребят и замечает, что обложки у некоторых книг порваны. Принимается совместное решение их «полечить».
Ход образовательной деятельности:
Этапы деятельности | Содержание | Комментарии |
Мотивационно-побудительный этап | Мотивационно-побудительный этап. Воспитатель вместе с детьми вспоминает, что им необходимо помочь младшим детям. Принимается совместное решение создать новые обложки для книг, используя модель трех вопросов (Что мы знаем? Что нужно сделать? Как это можно сделать?). | Обсуждаются детские предложения – что можно сделать с порванными книгами, как это можно сделать. |
Основной этап | Воспитатель приглашает детей пройти в мастерскую, выбрать необходимый материал для работы и обсудить, каким образом будут изготавливаться обложки для книг – каждым ребенком индивидуально, группами или парами. Самостоятельное деление детей на подгруппы или пары. Воспитатель вместе с детьми обсуждает форму частей тела персонажа, их расположение, вспоминают приемы вырезывания/рисования, последовательность выполнения аппликации или рисунка. Дети подбирают наиболее удачный материал для работы, вырезают, рисуют силуэты, располагают на листе бумаги. | На столе располагается материал для изготовления обложки – различные образцы, пооперационные карты, схемы, модели их выполнения, а также цветная бумага разной фактуры и цвета и инструменты, необходимые для выполнения аппликации или рисунка. Помощь воспитателя (затрудняющимся детям) — предлагает действия по аналогии, ситуации припоминания или детальное рассматривание пооперационных карт, схем Воспитатель по мере выполнения детьми работы задает уточняющие вопросы, направленные организацию самоконтроля |
Рефлексивный этап | Вместе с детьми воспитатель рассматривает получившиеся обложки для книг, обсуждает результат деятельности, сравнивает их с замыслом. | — Получилось ли все так, как задумывали? — Были ли трудности при выполнении? — Как их можно преодолеть? — Где можно использовать приобретенный опыт? — Как он может пригодиться? |
Название: Рисование детский сад. Конспект НОД творческая мастерская «Книжное царство» Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, изобразительная деятельность, Подготовительная к школе группа
Дата изменения: 7 мая, 2022 Дата публикации: 7 мая, 2017
Конспект творческой мастерской для детей 5 6 лет и родителей. на тему: «МАСТЕРСКАЯ ДЕДА МОРОЗА»
Транскрипт
1 1 Конспект творческой мастерской для детей 5 6 лет и родителей на тему: «МАСТЕРСКАЯ ДЕДА МОРОЗА» Цель: Привлекать родителей к совместному сотворчеству с детьми, познакомить родителей и детей с новой технологией изготовления аппликации «Новогодняя елочка», создать предновогоднее настроение в процессе изготовления поделок. Задачи: 1. Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми дошкольного возраста; 2. Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия; 3. Апробировать новые нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор позитивного эмоционального развития ребенка; 4. Расширять и уточнять знания о празднике «Новый год», его атрибутах и традициях; 5. Познакомить и научить пользоваться новой техникой по изготовлению аппликации «Новогодняя елочка». 6. Формировать умения работать по образцу; 7. Развивать у детей произвольное и речевое внимание; 8. Развивать память, мышление, воображение, моторику (крупную/мелкую).
2 2 Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательно развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Предварительная работа: приглашение на мероприятие, подготовка шаблонов, подготовка материалов для изготовления аппликации. Оборудование: ноутбук, цветная и белая бумага, цветной картон, ножницы, клей ПВА, образцы готовых елочек. Ход: 1 часть: Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые мамы и папы, спасибо вам, что почтили нас своим присутствием. Мы пригласили вас и ваших детей для того, чтобы вместе провести этот зимний вечер. Сегодня мы попробуем воссоздать ту атмосферу любви, доброты и дружбы, которая так необходима в каждом доме и каждой семье. И сегодня на нашей встрече мы попробуем изготовить новогодние аппликации — елочки своими руками. А теперь отгадайте загадку: «Все на елочке игрушки: Бусы, шарики, хлопушки. Ребятня подарков ждет. Что за праздник?» (Ответы детей и родителей: Новый год) Конечно! Это праздник «Новый год», его любят дети и взрослые всех народов мира и отмечают его в переход из последнего дня уходящего года в первый день следующего». В преддверии Нового года в воздухе витает дух праздника, торжества, волшебства. Хочется забыть про все проблемы и думать только о хорошем и добром. У каждого свои мечты, надежды, а праздник у всех один. И хочется встретить его красиво и радостно. Поэтому люди дарят друг другу подарки. А подарки, сделанные своими руками, от всего сердца, особенно дороги, так как они согреты вашей любовью. 2. Основная часть: Знакомство с историей праздника. Давайте вспомним, с какого месяца начинается новый год? (Ответы детей и родителей: январь) Правильно, Январь! Еще 2000 лет назад римский император Юлий Цезарь постановил «Начинать календарный год 1 января. А знаете ли вы, почему первый месяц года называется январь? (Ответы детей и родителей: высказывают свои предположения) Первый день года был посвящен римскому богу Янусу богу выходов и входов, всех начал и дверей. В честь этого бога был назван и первый месяц года
3 3 январь, а сам бог изображался двуликим одно его лицо смотрело вперед, в то время как другое оглядывалось назад». Давайте с вами вспомним, в какой стране и в каком городе мы живем? (Ответы детей и родителей: «Россия», «Наш город — Абинск») Как вы думаете, в России всегда новый год отмечали 1 января? (Ответы детей и родителей: высказывают свои предположения) Новый год в нашей стране праздновался 1 января не сразу. Долгое время в России Новый год отмечали в сентябре и только три века назад Великий Император Петр I издал указ о новом летоисчислении Новый год стали отмечать 1 января. Так как император был большим поклонником всего европейского, то и празднование Нового года стало ярким, веселым ежегодным событием в жизни русского народа, как и в Европе. А теперь отгадайте загадку: К нам домой под Новый год Кто-то из лесу придет, Вся пушистая, в иголках, А зовут ту гостью (Ответы детей и родителей: «Ёлка» «Ель») Верно, это ель. Когда-то у древних народов ель считалась деревом, приносящим мир и счастье. Традиция украшать новогоднюю елку пришла к нам с востока.
4 4 Дерево рубили в лесу, приносили домой, украшали, люди верили, что, украшая новогоднюю елку, они делают злые силы добрее. О злых силах давно забыли, но елка по-прежнему символ новогоднего праздника. Как Вы думаете, чем украшали ёлки в старину? (Ответы детей и родителей: «Яблоками», «Шишками», «Свечами», «Фонарями», «Конфетами») Правильно, молодцы! Их украшали восковыми свечами и фонариками, цветами и лентами, орехами, яблоками и конфетами. А чем сейчас украшают ёлки? (Ответы детей и родителей: гирляндами, шарами, игрушками из магазина). И вот сегодня мы сделаем с вами «Новогоднюю ёлку» и украсим ее своими руками. К тому же, теплый и веселый праздник будет по-настоящему семейным, если готовиться к нему вместе. Участникам мероприятия предлагается пройти к столам, где лежат материалы необходимые для изготовления игрушек. Родителям и детям показывается готовые игрушки для рассмотрения. Берем лист бумаги формата А4 и вырезаем из него квадрат, а затем треугольник. Сгибаем его пополам и нарезаем параллельными одинаковыми линиями и склеиваем получившиеся полоски к центру. Вот и получилась у нас елочка. Приклеиваем ее на лист цветного картона и украшаем ее вырезая самостоятельно разными фигурками из цветной бумаги. Только теперь ее можно назвать «Новогодняя красавица».
5 5 Рефлексивный этап: Уважаемые родители, дорогие ребята, мы сегодня дружно потрудились и замечательно подготовились к встрече Новогодних праздников. А наши дети знают много пословиц о труде и дружбе, которые они сейчас расскажут. Пословицы о труде: Всяк человек по делу познаётся. Глаза облюбовали, руки сделали. Дело мастера боится. Делу время — потехе час. Землю красит солнце, а человека — труд. Кончил дело — гуляй смело. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Рабочие руки не знают скуки. Тот труда не боится, кто умеет трудиться. Трудись, не ленись. Хорошая нива у дружного коллектива. Будешь стараться — всё может удаться. Пословицы о дружбе: Один в поле не воин. Старый друг лучше новых двух. Нет друга — ищи, а нашёл — береги. Народная дружба и братство дороже всякого богатства. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Друзья познаются в беде. Все за одного, один за всех. Будете друг за дружку держаться — можете ничего не бояться. Где дружба прочна, там хорошо идут дела. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Дорогие родители! Творите побольше с вашими детьми, успехов вам в воспитании детей, спасибо всем за внимание.
6 6
Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия ДОУ и семьи
В статье рассматривается содержание семейной творческой мастерской, как современной формы включения родителей воспитанников в совместную деятельность с детьми и педагогами.
От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Так, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО), для реализации образовательной программы в ДОО должна быть создана образовательная среда, которая обеспечит, кроме прочего, открытость дошкольного образования, создаст условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Одним из основных принципов ФГОС ДО является личностно–развивающий и гуманистический характер взаимодействия родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОО и детей. Одной из главных задач дошкольного образования: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей. Поэтому поиск и внедрение эффективных форм привлечения родителей к жизни дошкольной образовательной организации стали приоритетными направлениями деятельности педагогического коллектива МДОУ д/с № 18. Начали искать новые современные формы взаимодействия с родителями, которые позволили бы не только учесть актуальные потребности детей и родителей, но и сделать родителей своими помощниками.
Возникло много вопросов:
– Как привлечь семьи к участию в жизни группы, детского сада?
– Как сделать так, чтобы от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители?
Одной из таких форм в МДОУ д/с № 18 стала организация творческой мастерской с участием педагогов, воспитанников и их родителей.
Возникла идея создания семейной творческой мастерской под названием «Волшебный сундучок». На встречах, которых родители общаются со своими детьми, педагогами и друг с другом, а также получают необходимые знания, умения в воспитании и развитии детей. Совместное творчество формирует доверительные отношения между детьми и родителями, оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Творческий процесс стимулирует ребенка, развивает коммуникативные навыки, пассивный и активный словарь детей, раскрывается творческий потенциал ребенка. Помимо этого, совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение. Организованная совместная творческая деятельность – это включение родителя в занятие ребенка. Это ситуация, в которой ребенок, столкнувшись с определенной трудностью, имеет возможность обратиться за помощь к родителю. А родитель получает возможность выполнить работу вместе с ребенком. В результате совместной творческой деятельности, общих интересов ребенок и родитель достигают взаимопонимания и становятся ближе друг к другу.
Почему все–таки семейная творческая мастерская? Сама творческая атмосфера встреч побуждает родителей раскрыться, поделиться своими знаниями, умениями и учиться у других, а также познать своего ребенка, его способности и возможности гордиться им.
Что может служить для такого сближения? Только сам ребенок. Сотворчество родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмосфере, где раскрываются их таланты, где они учатся друг у друга, дают возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому. Данный вид деятельности очень значим для ребенка. Все дети испытывают дефицит общения с мамой и папой, для них очень важно играть, мастерить, рисовать, творить вместе с родителями. Ведь в процессе такой деятельности малыши гораздо быстрее учатся новому, а главное чувствуют моральную поддержку, становятся увереннее в себе и самостоятельнее.
Основная цель работы творческой мастерской в детском саду – укрепление детско-родительских отношений через организацию совместной творческой деятельности.
Творческая мастерская в детском саду направлена на решение следующих задач:
1. Расширить представления родителей воспитанников о творческой деятельности.
2. Формирование заинтересованного отношения к процессу и результату совместной деятельности в творческой мастерской.
3. Развитие детско-родительских отношений на основе совместной деятельности.
4. Развитие эмоциональной сферы детей. Учит детей радоваться удачам других детей (радость при дарении поделок, выполненных своими руками).
5. Развитие творческого союза родителей (законных представителей) и ребенка, их тесное общение, где раскрываются таланты детей, потребность участия в воспитании ребенка совместно с ДОУ.
Встречи в семейно-творческой мастерской проводятся 1 раз в месяц, согласно тематическому плану. Идеи для каждой новой мастерской подсказывают родители. Они оказались весьма интересными и разнообразными.
Были предложены следующие темы для мастерских.
План творческой мастерской «Волшебный сундучок» на 2016-2017 учебный год
Образовательные области | Тема встречи | ФИО руководителя | Время проведения |
Социально-коммуникативное развитие | «Мы кормушки смастерили, для птиц столовую открыли» | Г.Е. Жукова А.Ж. Жумашева | Октябрь |
«Давайте поиграем» | А.Я. Исаева Т.А. Смирнова | Сентябрь | |
Изготовление открыток «Поздравление Ветерану» | Педагог дополнительного образования Н.Н. Бударенко | Май | |
Фестиваль «Семья талантами богата» | Музыкальный руководитель Н.Б. Ламтева Хореограф О.Н. Батычек | Февраль | |
Художественно – эстетическое развитие | «Вернисаж новогодней елки» | Н.С. Федорова Л.Н. Рябова | Декабрь |
«Умелые руки не знают скуки» | М.С. Полищук Т.В. Королева | Январь | |
«Дорого яичко ко Христову дню» | С.В. Боклина Е.В. Сапрыкина | Апрель | |
Познавательное развитие | «Маги и волшебники» (проведение опытов и исследований) | Т.В. Козырева Ю.И. Харитонова | Февраль |
Речевое развитие | «Учимся красиво говорить» | Учитель–логопед Е.П. Толпеева | Март |
Физическое развитие | «Что нам стоит дом построить» (спортивный инвентарь своими руками) | Гордиенко И.Ю. | Ноябрь |
Покажем на конкретном примере работу творческих мастерских. За 1 неделю до встречи в группе готовится информационное пространство: вывешивается приглашение на встречу в мастерскую «Мы кормушки смастерили, для птиц столовую открыли». Афиша вывешивается аналогично в холле ДОУ д/с № 18. Как правило, каждая встреча в творческой мастерской требует предварительной подготовки (проведение воспитателями бесед с детьми, подготовка выступления совместно с родителями, заготовка материала). Непременным условием организации творческой мастерской в МДОУ д/с № 18 является создание положительной атмосферы, когда дети и родители чувствует себя раскрепощенно, комфортно и свободно. Присутствие родителей (законных представителей) на творческих мастерских, помогают ребенку чувствовать себя уверенно, увидеть в них равных партнеров, соучастников.
Изготовление кормушки для птиц прекрасное занятие для всех возрастов, так как существует огромное количество различных материалов для украшения самодельных кормушек. Изготовление кормушек в нашей мастерской было не только творческим занятием для детей и взрослых, но и также возможностью у детей лучше познакомиться с зимующими птицами. Ребята проявили милосердие, сострадание к зимующим птицам, стремление совершать добрые поступки, любовь к природе. Сколько талантов, выдумки и фантазии проявили родители вместе с детьми. Мы провели прекрасное время, делая что-то полезное для птиц.
Фестиваль под названием «Семья талантами богата» прошел в феврале 2022 г. Семьи представили свое творчество в разных жанрах: хореография, вокал, декоративно-прикладное творчество. Все участвующие семьи воспитанников превратились в творческие семейные коллективы, где представили свой талант и умение. Каждый номер – целая история: это мастерство и неповторимые идеи родителей, кропотливый труд при подготовке к фестивалю, волнение выступающих. Для всех участников эта концертная программа стала дебютом, причем надо признать, успешным. Название фестиваля «Семья талантами богата», явно приобрело более широкий смысл – теперь это созвездие больших звёзд и маленьких звездочек – родителей и юных талантов, только начинающих свой творческий путь. Все участвующие семьи были награждены дипломами и подарками за участие в фестивале семейного творчества.
«Семья талантами богата»
В декабре-месяце 2016 г. состоялась мастерская по изготовлению новогодней елочки. Вернисаж новогодних ёлочек проходил под лозунгом: «Защитим зелёную красавицу!» Участники мастерской представили своё видение главной новогодней красавицы. Благодаря умелым рукам детей и родителей мы оформили выставку поделок.
Вот такие лесные красавицы украсили холл детского сада.
Уже сейчас можно отметить, что мы очень сблизились после встреч в мастерской. Во время встреч атмосфера доброжелательная, творческая, все радуются своим успехам и успехам других.
Опыт МДОУ д/с № 18 «Кораблик» показывает, что «творческая мастерская» является наиболее продуктивной и активной формой сотрудничества родителей, педагогов и детей. Таким образом, семейная творческая мастерская, как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями, помогает не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и заложить предпосылки по формированию нравственных норм и привычек. В результате таких встреч родители сдружились, стали общаться между собой. Наши творческие мастерские помогают взрослым открыть возможности своих детей, увидеть в них равных партнеров. Впереди, у нас еще много интересных семейных встреч в рамках творческих мастерских. Планируем и дальше совершенствовать формы взаимодействия с семьей, учитывать их социальные интересы и запросы.
Литература:
- Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. «Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: учеб. – метод. пособие». – СПб.: ООО «Издательство «Детство – ПРЕСС», 2012.
- Давыдова О. И., Майер А. А., Богословец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с.
- Внедрение ФГОС ДОв практику работы дошкольных образовательных организаций /сост. Н. В. Нищева. – СПб.: ООО «Детство – Пресс», 2014.
- Кириллова Ю. В. Игровое взаимодействие родителей и детей раннего и дошкольного возраста в ДОО – СПб.: «Детство-Пресс», 2016.
- Коноваленко С. В. «Развитие конструктивной деятельности у дошкольников» – СПб.: ООО «Издательство «Детство – ПРЕСС», 2012.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».