Методическая разработка занятия-игры «Трансппорт. Профессии людей на транспорте»
Методическая разработка занятия-игры
с использованием технологий системно-деятельностного подхода
Тема
: «Транспорт. Профессии на транспорте»
Направление:
речевое развитие
Возрастная группа:
средняя группа компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи (4 года)
Автор:
Тумашева Ольга Николаевна – учитель-логопед
Пояснительная записка
: данный конспект занятия-игры представлен для среднего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Итоговое логопедическое занятие проводится с элементами логоритмических упражнений, которые являются эффективным средством развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья и одним из приёмов здоровьесберегающих технологий. Формирование познавательной деятельности, мыслительных операций у детей с ТНР в условиях реализации ФГОС ДО может полноценно проходить только в систематической взаимосвязи специалистов дошкольного учреждения, кторая и представлена в данном материале.
Цель
: уточнение и закрепление знаний детей о транспорте, о профессиях людей, работающих на транспорте.
Задачи:
Образовательные:
— формировать умение находить решение выхода из проблемной ситуации, побуждать детей делать это самостоятельно;
— продолжать формировать умение внимательно слушать речевую инструкцию и точно её выполнять;
— уточнить и закрепить представления детей о транспорте и профессиях людей, которые работают на нем;
— познакомить детей с понятием «пешеход»;
— закреплять понятие «пассажир»;
— закреплять знание и названия основных цветов: красный, жёлтый, зелёный.
Речевые: — уточнять, активизировать словарь по теме названиями транспорта: автобус, троллейбус, машина, поезд, самолёт, корабль и названиями профессий людей, которые управляют данными видами транспорта: водитель, машинист, лётчик, капитан;
— расширять словарь существительными: «пассажиры», «пешеходы», учить правильно их произносить;
— закреплять умение использовать в речи предлог «на» с существительным в предложном падеже (на поезде);
— формировать умение использовать в речи существительные единственного и множественного числа творительного падежа (кораблём, лётчиком, лётчиками);
— развивать силу и громкость голоса путём произношения гласного звука «у» и слога: «би»;
— совершенствовать речевое дыхание: вдох носом, выдох ртом.
Развивающие: — совершенствовать умение самостоятельно и уверенно ориентироваться в пространстве и в собственном теле;
— развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки: марш, лёгкий бег на носках, топающий шаг; начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; выполнять движения в заданном темпе;
— развивать общую моторику, координацию и точность движений, согласовывать речь с движением;
— развивать воображение, представление;
— развивать зрительное восприятие, внимание, умение целенаправленно следить взглядом;
— развивать слуховое внимание, восприятие, память;
— развивать логическое мышление, уметь делать выводы на основе полученных знаний;
— развивать умение показывать эмоциональное состояние: радость, удивление;
Воспитательные: — воспитывать у детей интерес к транспорту и уважение к труду людей, которые на нём через решение проблемной ситуации;
— воспитывать желание помогать мишке, чувство взаимопомощи;
— воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей.
Интегрируемые области
: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое.
Форма проведения
: подгрупповая (групповая).
Методы и приемы
: — вопросы к детям;
— наглядная демонстрация презентации «Транспорт. Профессии людей на транспорте»;
— дидактическая игра «Светофор»;
— речевые игры с движением: «Автобус», «Самолёты», «Поезд»;
— музыкально-ритмические движения;
— художественное слово: отрывок из стихотворения Зинаиды Березины-Хрущ «Светофор»;
— слушание музыкальных произведений: «Песенка плюшевого медвежонка», музыка В. Кривцова, слова К. Ибряева; «Автобус» Е. Железновой; звуков окружающего мира (гудок поезда);
Предварительная работа:
— рассматривание иллюстраций по теме «Транспорт», «Профессии людей на транспорте»;
— отгадывание загадок по теме;
— дидактические игры: «Третий лишний», «Светофор», «Назови правильно транспорт», «Что перепутал художник»;
— пальчиковые игры «Машина», «Поезд»;
— зрительная, дыхательная гимнастика;
— чтение художественной литературы: В. Степанов «Шофёр», «Водитель троллейбуса», «Пилот».
— заучивание стихотворений А. Барто «Игрушки»: «Самолёт», «Грузовик», «Кораблик»;
— слушание песни «Паровоз», музыка З. Компанейца, слова О. Высотской, «Песенка плюшевого медвежонка», музыка В. Кривцова, слова К. Ибряева;
— пение песен: «Машина», музыка Т. Попатенко, слова Н. Найдёновой; «Поезд», музыка Н. Метлова, слова Т. Бабаджан; «Автобус» Е. Железновой;
— художественное творчество: рисование «Автобус», «Грузовая машина»; лепка «Самолет», «Кораблик»; конструирование из бумаги «Автобус», из строителя
«Машина»; аппликация «Кораблик»;
— целевые прогулки к светофору, к дороге.
Материалы:
— мультимедийная установка; презентация «Транспорт. Профессии людей на транспорте»,
— д/и «Светофор» с сигналами трёх цветов: красный, жёлтый, зелёный;
— постройка из стульев «автобус».
Ход образовательной деятельности
I. Введение в образовательную ситуацию (организация детей).
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в образовательную деятельность.
Дети входят в музыкальный зал и здороваются с музыкальным руководителем.
Учитель-логопед: Дети, я слышу, что к нам кто-то идёт. Хотите узнать, кто это? Закройте глаза и послушайте (звукозапись «Песенка плюшевого медвежонка музыка В. Кривцова, слова К. Ибряева).
— Вы вспомнили, чья это любимая песня? (да). Правильно, эту песню поёт Мишка. А, вот и он к нам идёт.
(Воспитатель вносит игрушку медведя, Мишутка здоровается с детьми)
Учитель-логопед: Дети, давайте улыбнёмся Мишутке и поздороваемся с ним (дети здороваются)
II. Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности
Дидактическая задача: побуждать у детей желание помочь узнать Мишутке разные виды транспорта и профессии людей, которые им управляют.
— Учитель-логопед: Мишутка сказал мне по секрету, что он знает транспорт, но не может назвать, кто им управляет. Мы ему сможем рассказать? Чтобы помочь Мишутке, нам надо пройти по волшебной дорожке под музыку топающим шагом. Если музыка будет звучать быстро, мы пойдём быстро. Если музыка будет звучать медленно, и мы пойдём медленно (дети двигаются по «волшебной дорожке» с выполнением задания).
III. Проектирование решения проблемной ситуации, выполнение действий.
Дидактические задачи: формировать у детей умение выйти из проблемной ситуации, выбирать варианты ее решения.
Учитель-логопед: Посмотрите, куда мы пришли? (из стульев сделан автобус) Что это может быть? (автобус, машина, троллейбус). Как нам узнать, что это? (спросить у Мишутки, отгадать). — Нам поможет догадаться песня.
(Музыкальный руководитель исполняет один куплет песни про автобус Е. Железновой:
Вот мы в автобусе сидим, и сидим, и сидим
И из окна мы все глядим, все глядим!
— Дети, вы узнали, что это? (автобус) — слайд 3.
— Поедем на автобусе? Тогда занимайте места… (Мишутка «садится» вперёд)
Дети вместе со взрослыми выполняют музыкально-ритмические движения под песню «Автобус» Е. Железновой:
Вот мы в автобусе сидим, и сидим, и сидим — наклоны головы в стороны.
И из окна мы все глядим, все глядим! – сделать из рук «окно» и всматриваться вдаль.
Глядим назад, глядим вперед, вот так вот, вот так вот – повороты головой назад, вперёд.
Ну что ж автобус не везет. не везет? – удивиться развести руки в стороны, покачать головой.
Колеса закружились вот так вот, вот так вот – вращение согнутыми в локтях руками.
Вперед мы покатились вот так вот! – потопать на месте ногами.
А щетки по стеклу шуршат: вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик- согнутые в локтях руки перед собой наклоняются вправо-влево ритмично под музыку.
Все капельки смести хотят вжик-вжик-вжик! – «стряхнуть» с рук воду: вправо- влево
И мы не просто так сидим: би-би-би, би-би-би, — дети «крутят руль» и произносят данный звукокомплекс тихим голосом.
Мы громко-громко все гудим: би-би-би! – те же движение, звукокомплекс произносится громко.
Учитель-логопед: — Дети, мы все дружно ехали в автобусе. Кто управлял нашим автобусом? (мишка). Давайте поможем ему назвать профессию, кто управляет автобусом? (водитель) – слайд 4.
— Кто мы были сегодня в автобусе? (пассажиры). Если мы выйдем из автобуса и будем двигаться по улице, мы будем кем? (пешеходами) – слайд 5. (Слово «пешеходы» повторяется не один раз)
— Дети, пешеходы должны быть очень внимательны на дороге. Что им помогает? (светофор) – слайд 6.
— Давайте скажем это слово все вместе.
Учитель-логопед: — Дети, Мишутка никогда не видел светофора и не знает, как он работает. Познакомим его с сигналами светофора? (да). Тогда будьте внимательны. На зелёный сигнал Вы будете маршировать под музыку в любом направлении, на жёлтый сигнал – маршировать на месте, а на красный – стоять. (Игра «Светофор». Цель игры: закрепление знания и называния основных цветов – красный, жёлтый, зелёный; развитие зрительного и слухового внимания; памяти).
Учитель-логопед: — Молодцы, хорошо справились с заданием.
Детям читается отрывок из стихотворения «Светофор» Зинаиды Березиной-Хрущ (на слайде):
А у нас с недавних пор возле дома светофор.
Он горит и день, и ночь, всем старается помочь.
Раздаётся гудок поезда и стук колёс. Что это? (ответы детей) – слайд 7. Мишутка никогда не ездил на поезде, поедем вместе с ним? Занимайте места в вагонах.
(Под песню «Поезд» дети берут впереди стоящего ребёнка за пояс и двигаются топающим шагом по залу. Мишутка идёт первый.)
— Как Вы дружно прокатились на поезде. Скажите мишке, кто управляет поездом? (машинист) – слайд 8.
Демонстрируется слайд 9. Учитель-логопед: — Дети, кто это? (лётчик). Чем он управляет? (самолётом) – слайд 10. Покажем Мишутке, как мы можем управлять самолётами?
Речевая игра с движением «Самолёты»:
Пролетает самолёт – бег по залу в разных направлениях, руки в стороны.
Лётчик самолёт ведёт – остановиться, повернуться к взрослому.
Правое крыло отвёл — поднять правую руку через сторону вверх
Посмотрели – посмотреть на неё.
Левое крыло отвёл — поднять левую руку через сторону вверх.
Поглядели — посмотреть на неё.
Мы мотор завели: у-у-у –произношение звука «У» на выдохе тихо, постепенно наращивая громкость с одновременным вращением согнутых в локтях рук с ускорением темпа, на окончание фразы резко развести руки в стороны (2 раза)
Высоко сейчас летим– полёт по залу за Мишкой (бег змейкой).
На окончание музыки «приземлиться» (присесть).
IV. Анализ результатов деятельности, подведение итогов.
Дидактические задачи: формировать опыт осмысления собственной деятельности, дать эмоциональную оценку деятельности детей.
— На каком транспорте мы сегодня не передвигались? — слайд 11.
— А, кто им управляет? (капитан) – слайд 12. Но, мы обязательно попутешествуем на нём в следующий раз
— Давайте вспомним, на чём мы сегодня передвигались? (на автобусе, на поезде, на самолёте) –слайд 13.
— А, кем был Мишутка, когда управлял транспортом? (водителем, машинистом, лётчиком) – слайд 14.
— Дети, как Вы думаете, мы помогли Мишутке узнать, кто управляет разными видами транспорта? У вас было желание помогать? Как мы ему помогли? Что для этого сделали? (ответы детей)
— Что расскажете родителям?
— Давайте спросим у Мишутки, мы помогли ему? (Мишутка благодарит детей за помощь)
Педагог хвалит детей за выполнение различных заданий.
Литература:
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. Издательство «Скрипторий»,2003г.
Нищева Н. В. «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС) Санкт-Петербург Детство — Пресс 2015г.
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с ОНР. Санкт-Петербург Детство — Пресс 2013г.
Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4—5 лет с ОНР. Издательство М: Мозаика-Синтез, 2004г.
Презентация «Транспорт. Профессии на транспорте». PPTX / 20.45 Мб
Ход занятия:
Воспитатель: Добрый день! Ребята сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он принес загадки и просит помочь вас, их отгадать.
1. Он красив и ярко-красен, но он жгуч, горяч, опасен! (огонь)
2. Если дым валит клубами, пламя бьется языками,
И огонь везде, и жар, это бедствие-… (пожар)
Молодцы! А кто знает, что может стать причиной пожара? И куда нужно обратиться за помощью?
«Ноль-Один»
мы наберем,
Мы пожарных позовем!
Воспитатель: Приезжают пожарные машины, их всегда несколько. В каждой машине – наряд пожарных. Послушайте стихотворение (сюжетное)
.
На машине ярко-красной, мчимся мы вперед.
Труд тяжелый и опасный нас, пожарных ждет.
Вой пронзительный сирены может оглушить.
Сможем мы с водой и пеной все пожары потушить.
И в беду попавшим людям сможем мы помочь,