Сказки о животных
Реалистичные черты поведения животных и интересный сюжет увлекают детей в волшебный мир. Со временем сложились характеристики, которые стали присущи определенному зверю. Добрый и сильный медведь, хитрая лиса, простоватый и трусливый заяц. Очеловечивание животных придало им индивидуальные черты, которые легко запоминаются и узнаются детьми.
Придумать волшебную сказку про животных достаточно легко. Необходимо выбрать основного персонажа и несколько эпизодов, которые с ним приключились.
Дети с 5-6 лет могут самостоятельно сочинять сказки. На перовом этапе им помогает взрослый. Постепенно ребенок сам начинает выбирать главного героя и ситуации, случившиеся с ним.
Секрет 4. Как сделать книжку-самоделку с детской сказкой?
Я всегда оформляю детские сказки в самодельные книжки. Складываю лист альбома пополам. Получается «книжка» из 4 страниц. Первая страница– обложка. Ее рисует ребенок. На обложке мы подписываем название нашей сказки. Обязательно выбираем такое название, чтобы из него было понятно, о чем говорится в сказке. Следующие три страницы – это сама сказка: ее начало (вторая страница), середина (третья страница) и конец (четвертая страница). Я под диктовку пишу текст внизу страницы. А ребенок рисует рисунки.
Ребенок быстро забывает свои действия, тем более свои слова. Речь – это вообще явление, которое невозможно ни пощупать, ни погладить ни как-то ощутить. Такие книжки показывают ребенку наглядный результат его речи, его усилий и вызывают большой интерес у всех малышей. Ведь этот результат красивый, его можно показать другу, папе, бабушке, погладить, потрогать!
Честно скажу, что я не видела ни одного маленького ребенка, который бы отказался сочинять сказку и издавать по ней свою собственную книжку, в которой он будет и художником, и писателем. Причем даже самые подвижные и гиперактивные дошкольники готовы заниматься этим увлекательным делом часами!
Совет Совы
Поняла Лисица, что останется в девках. Невдомек только ей было, почему все знатные женихи ее избегают. Тогда отправилась она к мудрой Сове попросить совета. «У-у-у, у-у-у!» — кричала на ветке Сова. «Эй, мудрая матушка! — обратилась к ней Лисица смиренным тонким голоском. — Хотела я у тебя совета спросить, как мне, рыжей Лисоньке, одинокой не быть». «Хорошо, кумушка, я тебе сейчас дам наставление. Последуешь моему совету – забудешь про грусть-тоску и найдешь себе жениха мигом». «Хорошо, Совушка, слушаю тебя внимательно!» — ответила Лисица. Собеседница же ей и отвечает: «Ступай ты, Лисонька, за дальнее озеро, за лес, за соседскую деревню. Там увидишь ты лубяную избушку, украшенную красками да цветами. Постучи в нее три раза, и когда выйдет обитатель избушки, просись у него переночевать. А если хватит догадливости – то продай изловленную тобой намедни курочку, да подороже. Так ты и поймешь, хотят ли другие с тобой дело иметь».
Заход Второй
Если игры со словами Вас не впечатляют (потому что Вы находитесь во взвинченном стрессовом состоянии, например), то Вам поможет написать Вашу сказку следующий приём. Задумайтесь: на какую тему Вам интересно было бы поговорить прямо сейчас?
Пусть «рабочей» темой сказки станет та проблема, которую Вы в последнее время прокручиваете в голове. Нет денег? Не звонит любимый? Годы идут? Дети не слушаются?
После того, как Вы начнёте сочинять историю про важную для Вас тему, Вам могут внезапно открыться и новые способы заработать, и новый взгляд на отношения с любимым, и новый взгляд на отношения с детьми…
Все Ваши тревоги и печали могут стать (и должны!) темой Вашей психотерапевтической сказки!
Заход Четвёртый… и последний на этот раз.
Ты — смущаешь, Чистота Непочатого Листа…
У многих из нас есть боязнь «чистой страницы»… Именно поэтому даже многие писатели-гении пишут на немыслимых бумажных клочках — на салфетках, квитанциях…
Чтобы победить этот страх, лист нужно испачкать… каракулями. Именно поэтому, кстати, черновики многих гениев пестрят рисунками на полях.
Оставьте на чистый лист бумагу свою ручку и начинайте выводить замысловатые линии, замулёвывая лист, как это делают совсем маленькие дети.
В какой-то момент Ваша рука захочет остановиться сама. Посмотрите на этот «рисунок». Постарайтесь увидеть в нём нечто осмысленное. Запишите все возникшие ассоциации.
А теперь (не останавливаясь!) начинайте писать связные предложения про эти ассоциации.
Ребенок до полугода
Малыши этого возраста находятся в неразрывном единстве с мамой. Только при наличии тесного духовного и телесного контакта с ней, социальная ситуация будет комфортна для ребенка.
Основной, ведущий тип деятельности ребенка в младенческом возрасте — непосредственное эмоциональное общение, предметом которого для ребенка является взрослый человек. Первая социальная потребность, которая формируется у ребенка, — это потребность в другом человеке, на развитие которой родителям необходимо обратить особое внимание: с ребенком надо говорить, улыбаться, рассказывать ему сказки. Кроха еще не все понимает из того, что говорит ему взрослый, но это не должно быть поводом для смущения. Психологи утверждают: «Младенец беспомощен, если он один, но пара «мать и дитя» не только не беспомощна, но поражают своей жизнестойкостью».
Сказка, с которой мама обращается к малышу этого возраста, может быть названа сказкой лишь условно, потому что ее сюжет абсолютно не важен для ребенка. Сказка становится одним из компонентов комплексного контакта с ребенком. Здесь особое значение приобретает настроение, эмоциональное состояние, интонационный рисунок речи рассказчика, потому что через интонацию ребенок «впитывает» состояние взрослого, чувствует его отношение к себе. Слова при этом могут быть любыми, как правило, слова отражают какое-либо взаимодействие с ребенком.
Например, при выполнении гимнастики:
Погладим ручки вверх-вниз, вверх-вниз, погладим ножки вверх-вниз, вверх-вниз, а теперь животик — кружочком влево-вправо. Мамины пальчики поймаем: хвать-хвать-хвать! Ручками помашем вперед-вверх-в стороны. Кто такой спортсмен у мамы? Вперед-вверх и в стороны.
Эта сказка-игра не имеет ярко выраженного начала и конца, поэтому может длиться до тех пор, пока игра интересна ребенку.
Речь сопровождается соответствующими движениями, контакт мамы и ребенка приобретает комплексный характер: малыш видит маму, слышит интонацию ее голоса и ощущает прикосновения. Таким образом, достигается неразрывное единение мамы и малыша, так необходимое ребенку этого возраста.
Заход Первый
Придумайте десять слов — десять существительных нарицательных, можно словосочетаний (стол, стул, лампа, окно, консервная банка, душистый горошек…)
Пусть эти слова будут взяты Вами из самых разных областей жизни. (прерия, генеральный секретарь, масленица, бал, треска)
Теперь слова можно — склонять, переосмысливать и выворачивать шиворот-навыворот. Как? А вот как!
Скажем, Вы придумали слова: Ёж, уж, гол, баран…
Склоняем слово «Ёж». Первое, что приходит в голову — «ежу». Из этого слова можно сделать слово «уже», прочитав его наоборот!
Слово «гол» можно перевернуть и получить «лог».
Сказка может начинаться так: «Жил-был в лесу молодой ёж по кличке «Баран». Куда бы он ни шёл, другие ежи ему говорили: «Куда ты прёшь, баран? Не видишь, что ли — тут моя ежиха голая купается, ты её смущаешь. А тут у нас сети на комаров расставлены. Ты их сейчас все потопчешь. Смотри, куда идёшь, баран!»
Так и повелось. Однажды Баран (то есть — ёж) забрёл в сырой лог, в котором пересиживал жару старый Уж»…
Ну и так далее…
Этот приём хорош для тех, кто любит играть словами, выворачивать их так и эдак, находить бесконечные смыслы даже в одном коротеньком слове.
Ребенок от года до двух
В возрасте от года до полутора полное единение малыша с мамой взрывается изнутри. Появляются два независимых человека: малыш и мама. В осознании ребенком этого изменения заключается кризис первого года жизни. В этом возрасте маленький человечек приобретает некоторую степень самостоятельности: первые слова, первые самостоятельные шаги, первые осознанные действия с предметами. Однако диапазон возможностей малыша еще очень ограничен.
В этом возрасте слова ребенка еще ситуативны. Его речь уже является средством общения и выражения желаний и эмоций. В то же время она еще лишена постоянных значений — одним и тем же словом или сочетанием звуков могут называться самые разнообразные предметы, действия или явления.
Ребенок сам не в состоянии узнать, как правильно использовать тот или иной предмет. Как держать ложку? Как надеть очки? Как пользоваться расческой? Поэтому почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присутствует взрослый человек, который показывает и объясняет ребенку суть предмета. Поэтому общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится не только эмоциональным, но и речевым.
Сказка для ребенка от года до двух становится более протяженной по времени. История может длиться столько, сколько потребуется для изучения интересного предмета, в сюжет включаются активные действия самого ребенка. Игра может быть завершена в любой момент, как только маленький слушатель потерял интерес, и к ней можно вернуться в другой раз, когда возникнет обоюдное желание.
Посредством сказки может происходить обучение нормам поведения, необходимым навыкам самообслуживания, а также общее расширение кругозора. В этом возрасте могут появляться сказки, связанные с определенными ритуалами. Например, сказка, сопровождающая процесс чистки зубов.
Жили-были в ротике-домике маленькие зубки. И было их…. Открывайся, ротик-домик! … один, два, три, четыре, пять, шесть, семь… Решили зубки позвать к себе в гости щетку. А щетка позвала с собой пасту и стаканчик с водой. Пришли они стали с каждым зубиком здороваться, каждого потерла щетка своими щетинками с одного боку и с другого, спинки тоже. Зубкам щекотно, они смеются. После щетки пришла водичка — ополоснула каждый зубик. Стали зубки чистые и блестящие. Тут и сказочки конец, а у того, кто слушал, зубки будут крепкие и здоровые!
Как Лису вокруг пальца обвели
Тут калитка и отворилась, и вышел хозяин лубяной избушки – Лис. «Чего, рыжая, ты заблудилась в лесу? Почто дома не стала ночевать?». Лиса и отвечает: «Ходила я на охоту, да замешкалась с ловлей породистой цесарки. Вот теперь возвращаться мне домой поздно. Коли пустишь меня во двор – продам тебе свою добычу по хорошей цене». «И какой же будет твоя цена, кумушка?» «За десять золотых отдам тебе целиком, да в придачу с капустным листом» — отвечала Лиса. «Хорошо, тогда проходи» — ответил Лис. Рыжая зашла в лубяную избушку, где была как раз затоплена печь. И до того она изморилась, что тут же на лавке и заснула.
Утром проснулась Лисица, а Лис тем временем по хозяйству управляется, да на охоту собирается. «В чем же здесь наука совиная?» — стала думать рыжая. А Лис ей и говорит: «Ну, коли выспалась, кума, то пей молоко из кувшина до дна. И котомку свою собирай, да избушку уже покидай – пора мне на охоту». «А как же курица?» — спросила Лисица. «А добычу свою оставь себе, видишь, я Лис благородный, странника всегда готов приютить».
Лисица отправилась домой. Глядь по дороге – цесарки в котомке ее нет. Нет и сафьяновых сапожек – берестяные лапти у нее на ножках. Сказала себе обманутая кумушка: «И зачем мне с этим Лисом было дело иметь?». Тут-то и вспомнились ей слова мудрой Совушки, и стала Лиса работать над исправлением своего характера.