Труд по самообслуживанию: содержание, методика руководства в разных возрастных группах


Содержание труда по самообслуживанию

Труд по самообслуживанию имеет большие воспитательные возможности. В процессе самообслуживания у ребёнка воспитываются стремление к аккуратности, привычка к опрятности, чистоте и порядку, самостоятельность, умение и желание прилагать усилия для достижения результатов.

В подготовительной группе труд по самообслуживанию становится обязанностью детей. Расширяется содержание труда, усложняются воспитательные задачи: формируется аккуратность, культура деятельности и поведения, взаимопомощь, организованность.

Для решения воспитательных задач (формирования у детей достаточной сосредоточенности, самостоятельности, бережного отношения к вещам, опрятности) используются различные приемы: положительная оценка поступков детей, их стремления следовать правилам; предупреждение случаев оплошности, неосторожности или напоминание о последовательности действий, постоянный контроль за выполнением детьми всех действий.

Самообслуживание — это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться лишь путем кропотливой систематической работы детского сада и семьи.

В самообслуживании перед ребенком всегда ставится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него. Результат, которого он достигает в самообслуживании, нагляден и открывает ему известные перспективы дальнейшей деятельности: оделся — можно идти на прогулку, убрал игрушки — можно садиться заниматься. Обслуживая себя, ребенок проявляет определенные физические и умственные усилия; они тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания, еды.

Для ребенка 3 лет каждый из этих процессов привлекателен, так как дает возможность проявить самостоятельность, удовлетворяет его потребность в деятельности и выступает как задача, которую надо решить самому: надеть ботинки, зашнуровать их правильно, застегнуть пуговицы на пальто, пристегнуть резинку. Выполняя эти действия, ребенок напрягает усилие воли, все его внимание поглощено этим процессом.

В подготовительной группе дети приобретают значительный опыт разнообразных поступков, в которых отражается внимание к сверстникам, стремление оказать им помощь. Более того — повышается самостоятельность детей: они начинают совершать соответствующие поступки по собственному желанию. И задача педагога — подхватить, поддержать инициативу ребенка, вызвать у других желание поступать подобным образом.

Наличие достаточных умений у детей позволяет воспитателю значительно повысить требования к качеству деятельности и ее темпу. Дети должны уметь не только быстро одеваться и в определенной последовательности складывать вещи. Процесс одевания и раздевания должен отражать привычку к аккуратности, бережное отношение к вещам, потребность в чистоте и порядке.

Воспитатель постоянно должен отмечать, как повешена одежда в шкаф (вывернуты ли рукава пальто, сложен ли платок), позаботился ли ребенок о том, чтобы намокшие вещи были положены для просушки, привел ли он себя в порядок в раздевальной комнате или продолжает поправлять одежду, входя в групповую комнату.

Однако, если воспитатель замечает во внешнем виде недостатки, он не должен спешить с резкими замечаниями или прямыми указаниями, которые могут обидеть ребенка и тем самым вызвать негативизм. Можно напомнить ребенку шепотом, с улыбкой, какое правило он забыл, или помочь ему привести себя в порядок, да так, чтобы он почувствовал заботу о себе, внимание.

Воспитатель должен объяснить значение правильных поступков, отражающих культуру поведения: «Дети, которые так поступают, культурные. Они умеют привести себя в порядок, на них приятно смотреть».

Педагог может напомнить детям знакомые стихи о Маше-растеряше, Человеке рассеянном с улицы Бассейной, различные ситуации, в которых проявилась неряшливость героя, вместе с ними посмеяться над таким неаккуратным человеком. Надо вызвать у детей желание не быть похожими на него.

У детей формируются навыки культуры поведения в окружении сверстников. А именно, во время одевания надо помнить о том, что рядом одеваются товарищи, не помешать, не причинить никому неприятности. Наклонившегося товарища предупредить о том, чтобы он, выпрямляясь, не ударился. Проходя мимо в неудобном месте, обратиться к товарищу в вежливой форме: «Разреши пройти, пожалуйста».

Старшие дети способны замечать, кому из сверстников нужно оказать помощь. Очень важно создать в раздевальной такую обстановку взаимопомощи и взаимоуважения, когда дети сами предлагают помощь товарищу, сами обращаются за помощью, устраняют допущенную оплошность, не теряя времени на выяснение того, кто ее допустил.

Детям подготовительной группы доступны элементарные формы предупредительности. Поэтому, используя возникающие ситуации, следует учить их быть внимательными, замечать, кто из окружающих нуждается в участии, помощи, поддержке, и поступать соответствующим образом, не дожидаясь просьбы с их стороны. Ситуаций для этого возникает в повседневной жизни детского сада очень много, и надо использовать их для формирования у детей положительного практического опыта в поступках, соответствующих моральным нормам.

Значительно возросший уровень навыков позволяет повышать требования к темпу деятельности. Отвлечения детей следует рассматривать теперь как недостатки и настойчиво воспитывать собранность. К тем ребятам, которые отвлекаются от дела и потому задерживаются, воспитателю надо быть предельно внимательным с первого момента их выхода в раздевальную или подъёма после сна. Побуждая детей к тому, чтобы процессы одевания не затягивались, можно использовать следующие приемы: напомнить о предстоящей интересной деятельности на участке, положительно оценить детей, проявляющих деловитость и сосредоточенность (однако при этом важно, чтобы в пример приводились разные дети).

Иногда бывает так, что весь процесс одевания в группе протекает слишком медленно, без должной активности детей. Для привлечения внимания и интереса можно использовать песочные часы. Посмотреть, как сыплется песок, рассказать, что эти песочные часы показывают, время, за которое нужно одеться. Но это может сделать только тот, кто не будет тратить время попусту.

Затем детям предложить одеваться, не отвлекаясь, быстро, обращая в то же время внимание на то, сколько песка останется. Этот прием позволяет значительно повысить организованность детей, влияет на формирование самоконтроля. Разумеется, его не следует рассматривать как универсальный, но в ряде случаев можно использовать.

Труд детей по самообслуживанию различен, но содержание и методы руководства их деятельностью должны всегда предусматривать формирование навыков и на их основе — воспитание самостоятельности, деловитости, культуры деятельности, культуры поведения в окружении сверстников, дисциплинированности.

Правильно поступают те воспитатели, которые постоянно следят, чтобы в процессе самообслуживания дети проявляли внимание, заботу, помощь. Иногда бывает так: ребенок умеет быстро и хорошо одеться, но не хочет никому помочь в этом. Важно следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу. Оценка трудовой деятельности должна содержать в себе подчеркивание в данный момент достижений ребенка и того, что еще плохо получается. Надо иметь в виду, что объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, стремление работать лучше, умение преодолевать трудности, добиваться результата.

Диагностика результатов трудовой деятельности в старшей группе ДОУ

Диагностическая карта помогает воспитателю оценить результаты работы с детьми, подвести итоги за полугодие. Кроме того, с помощью этого документа педагог систематизирует информацию и определяет, чего добился каждый ребёнок, а с чем он не справляется.

В диагностической карте зафиксированы все виды трудовой деятельности воспитанников старшей группы.

Таблица: пример диагностической карты

АвторСавина П. И.
Показатели развитияДействия и задачиПоложительный результат (ребёнок справляется с заданием)Отрицательный результат (ребёнок не справляется с заданием)
МотивацияИметь желание участвовать в трудовой деятельности
Получить навык инициативного подхода к делам
Представление о работе взрослыхЖелание оказывать посильную помощь взрослым людям
Отношение к трудуСтремление узнать о будущих профессиях
Уважительное отношение к чужой работе
Бережное отношение к результатам своего труда
Рабочий процессАккуратная работа с материалами
Использовать наиболее продуктивные методы работы
Доводить начатое дело до конца
Коллективная работаДружелюбие и умение работать в команде
Развивать коммуникативные навыки
ОбязательностьГрамотно оценивать результат работы
Иметь привычку ответственно относиться к поручениям
Труд в природеЦенить и уважать природу, её дары
Обладать базовыми навыками об уходе за растениями
Уметь высаживать семена
СамообслуживаниеУметь следить за своим внешним видом
Поправлять причёску и волосы
Ручной трудУметь склеивать картон и бумагу
Закреплять навыки работы с ножницами
ДежурствоОбладать базовыми навыками сервировки стола
Развивать самостоятельность
Хозяйственный трудУметь стирать вещи
Заправлять кровать после сна

Трудовая деятельность — важнейший аспект обучения дошкольников. У детей формируются навыки, необходимые для дальнейшей жизни в обществе. Педагог должен стараться помогать ребёнку и направлять его, прививать любовь к труду. Главное — не выполнять всю работу за воспитанников и позволять им проявлять себя, чтобы они могли в полной мере раскрыть свои способности и потенциал.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]