Понятие «Экскурсия» и ее значение в экологическом образовании дошкольников.
Экскурсия как форма познавательно — воспитательной работы позволяет организовать наблюдение и изучение различных природных явлений в естественных условиях. В содержании экскурсии основную роль играет формирование осознанного и бережного отношения к объектам живой и неживой природы. Такое отношение вырабатывается у детей на основе непосредственного контакта с живыми объектами и различных форм взаимодействия с ними (наблюдения, посильный труд, игры), освоение правил охраны природы. Все это способствует развитию основополагающих моральных ценностей — доброты, отзывчивости, заботы, сопереживания. Бережного отношения к объектам природы, уважение к труду взрослых.
Экскурсия – один из видов деятельности и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоемких и сложных форм обучения.
Целью экскурсии является формирование системы научных экологических знаний.
Задача образовательного компонента экскурсии заключается в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе.
Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование: навыков наблюдения и наблюдательности; сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, многообразие форм, фактуры и пр.); мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умение устанавливать связь, разные по характеру и степени сложности); воображение и творческих способностей.
Различные мероприятия познавательного характера на экскурсии оказывают влияние на умственное развитие детей: наблюдения за явлениями природы, пояснения взрослых, словесные игры, отгадывание загадок во время отдыха. Ведущее значение среди этих мероприятий имеют наблюдения. Наблюдения могут быть самого различного содержания в зависимости от времени года, конкретного природного окружения. Современными педагогами и психологами доказана возможность формирования у дошкольников как единичных, так и обобщенных представлений о многообразии живых организмов, о влиянии на их рост и развитие различных факторов. Дети учатся замечать приспособленность отдельных растений и животных. А также человека к определенной среде обитания и к ее сезонным изменениям. Как утверждают ученые В.П. Арсеньева, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, И.А. Хайдурова и др., содержанием экологического воспитания должны стать наблюдения как за единичными объектами (живыми организмами), так и за целостным природными сообществами (лугом, лесом, водоемом, парком и др.) На нравственное развитие детей большое влияние оказывает природоохранная деятельность: развешивание кормушек с кормом в зимнее время, домиков для птиц осенью и весной. Правильно организованное мероприятие — уборка мусора на территории детского сада.
Эстетическое воспитание детей на природе начинается с демонстрации территории, что здесь красиво, потому что все чисто и ухожено. Развивать в детях чуткость к восприятию прекрасного в природе на самых различных явлениях. Побуждать детей находить красоту повсюду самим, наслаждаться, показывать другим.
Высоко ценила экскурсии в природу Е.И. Тихеева, внесла свой серьезный вклад в разработке методики их проведения. Ее основное требование сделать содержание экскурсии интересным для каждого ребенка, ибо «точность наблюдения и глубина восприятия пропорциональны интересу» [ ]
Виды экскурсий.
По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидностей экскурсий:
1. Природоведческая;
2. Экологическая;
3. На сельскохозяйственный объект;
4. Экскурсии эстетического характера.
Природоведческая экскурсия. Это одна из классических форм изучения и организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно- познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде.
Природоведческая экскурсия нацелена на то, чтобы познакомить дошкольников с миром природы, накопить у них представления о различных ее свойствах. Ставятся перед детьми конкретные задачи. Некоторые примеры:
— Познакомить с первыми весенними проталинами
— Рассмотреть пробивающую из-под земли травку
— Рассмотреть сосульки, проанализировать их цвет, размер, структуру
— Выяснить, какие насекомые обитают на лугу
— Собрать шишки, отличая при этом сосновые от еловых
— Увидеть настоящий ручей
Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:
1. Между органами животных и растений и их функциями
2. Между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни
3. Между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования
4. Между различными живыми существами в одной экосистеме
Экскурсии на сельскохозяйственные объекты, помогают детям освоить представление о труде взрослых. Это экскурсии в поле (вспашка, сев, уборка урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, в огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, на выставку цветов, рыб, в зоопарк и другое. Посещение этих объектов дает возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная цель экскурсии- показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.
Экскурсии эстетического характера помогают ребенку научится воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. Опыт живого общения с природой дает ребенку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку, побуждает выразить свое отношение к ним. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, ребенок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует красоту природных явлений.
Использование всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанного и бережного отношения к ней [ ].
Консультация для воспитателей
Экскурсия – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.
Значение экологических экскурсий:
1. Дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания.
2. Экскурсия формирует у детей первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе.
3. Экскурсии в лес, в поле, в парк, на берег реки предоставляют возможность собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы.
4. Экскурсии развивают наблюдательность, интерес к природе.
5. Красота природы вызывает у детей глубокие переживания, разнообразные положительные впечатления, способствует развитию эстетических чувств.
6. Экскурсии помогают воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе, любовь к Родине.
По содержанию экскурсии можно разделить на два вида:
1. Природоведческие – в парк, в лес, на реку, на луг, в зоопарк, в ботанический сад.
2. Экскурсии на сельскохозяйственные объекты: в поле, на птицефабрику, в сад, в огород – для ознакомления с трудом взрослых.
Организация экскурсий.
Проводят в средней, в старшей и подготовительных группах. Для экскурсии определяют цель и программное содержание.
1. Природоведческие экскурсии проводят в определённой системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, для того, чтобы показать детям сезонные изменения, происходящие в природе.
2. Сельскохозяйственные экскурсии проводят для ознакомления детей с отдельными видами труда взрослых.
Воспитатель, планируя экскурсию, точно определяет тему и цель, конкретизирует программное содержание, намечает объект экскурсии, намечает маршрут. Определяя место экскурсии надо учитывать физические возможности детей, сезон, особенности дороги, погоду. Воспитатель намечает заранее последовательность наблюдений, содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети, устанавливает, где они могут самостоятельно вести наблюдения и отдыхать. Чтобы экскурсия была интересной, педагог заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, игры.
Подготовка детей.
За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, для того чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию. Дети должны знать куда пойдут, что увидят, зачем, что нужно собрать. Воспитатель обращает внимание на одежду детей, она должна быть с учётом погоды и сезона.
Проведение экскурсий.
1. Природоведческая экскурсия. Она включает: вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, итог экскурсии.
Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель проводит краткую беседу, напоминая цель занятия, даёт детям осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.
Основная часть – коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Дети вместе с воспитателем подмечают и осознают характерные признаки предметов и явлений. Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснениями. Воспитатель уделяет внимание вопросам-заданиям, заставляющих детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличия и сходство, устанавливать связь между явлениями природы. Полезно использовать произведения детской художественной литературы, стихи, загадки.
Затем детям дают время для самостоятельных наблюдений и сбора природоведческого материала. При сборе природного материала следует строго ограничивать его количество, для того чтобы решить задачу воспитания бережного отношения к природе. Когда дети работают самостоятельно, воспитатель может показать, как выкапывать растение, срезать правильно ветку и т.д. Однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют и раскладывают по пакетам, часть его используют для игр и упражнений.
В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качества, запоминают название растений и их части. Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три — к дереву беги!» и т.д.
2. Сельскохозяйственная экскурсия. Она даёт возможность наглядно показать, как человек воздействует на природу, как выращивает растения и животных. Здесь дети знакомятся с основными трудовыми операциями. Экскурсия начинается с предварительной беседы. Её задача вызвать интерес к предстоящим наблюдениям. В основу самой экскурсии входит рассматривание объектов труда (растений, животных) и наблюдение процесса труда взрослых. Воспитатель обращает внимание на способы использования механизмов и машин. Хорошо, когда по ходу экскурсии дети помогают взрослым (кормят животных, собирают овощи ит.д.) Дети участвуют в беседе с взрослым, слушают рассказ о труде. При подготовке к сельскохозяйственной экскурсии воспитатель сам знакомится с объектами наблюдения, получает разрешение на проведение экскурсии, договаривается о времени посещения, об участии детей в труде, определяет содержание беседы детей с рабочими.
Работа с детьми в группе после экскурсии.
После возвращения с экскурсии собранный материал помещают в уголке природы. Через 2-3 дня воспитатель проводит занятие с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что делали. В заключении проводится обобщающая беседа, в ходе которой, воспитатель задаёт вопросы детям так, чтобы восстановить весь ход событий.
Путешествие по экологической тропе
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 83 комбинированного вида»
ПЛАН-КОНСПЕКТ
интегрированного занятия прогулки по экологической тропе здоровья «Зимушка-зима»
Подготовила:
воспитатель
первой квалификационной категории Машкова Н.Ф.
Саранск, 2018
Задачи:
- Показать детям состояние природы зимой деревья, кусты – в покое, без листьев, земля покрыта снегом);
- Продолжать знакомить с зимними явлениями в неживой природе (гололед, снегопад, сугробы).
- Формировать представления о том, что жизнь зимой продолжается, закрепить знания о способах приспособления растений и животных к зиме.
- Развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения.
- Совершенствовать технику дыхательных упражнений на морозном воздухе.
- Способствовать развитию эмоционально-целостного отношения к природе.
Материалы:
- карта экологической тропы здоровья, указатели.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Перед выходом на улицу воспитатель объявляет детям, что сейчас они отправятся в путешествие по экологической тропе, понаблюдают, что изменилось с приходом зимы.
В процессе ходьбы можно использовать специально подобранные речи, сочетая ритм речи с ритмом движений.
Пускай снегами все заносит,
Пускай лютуют холода,
Зима меня не заморозит,
Не напугает никогда.
Воспитатель:
Дети, скажите, что изменилось в нашей одежде? Правильно, на улице стало холодно, и мы оделись потеплее! А теперь попрошу вас отгадать загадку и сказать, о каком времени идет речь:
Замела я все вокруг,
Прилетев из Царства Вьюг!
Осень, лучшую подружку
Я отправила на юг!
Я морозна и бела, я надолго к вам пришла!
Дети:
Зима!
Воспитатель:
Правильно, речь идет о зиме. Стало холодно, солнце реже появляется, оно светит, но не греет.
Мы подходим к дереву, оно называется?
Дети:
Туя!
Воспитатель:
Правильно, ребятки, это туя – вечнозеленый кустарник, а иногда и дерево высотой до 70 метров. Туя относится к семейству хвойных. Неприхотлива в уходе, поэтому растет на территории детского сада и радует нас своей зеленью как в теплое время года, так и в холодное.
А теперь посмотрите на нашу цветочную клумбу! Где же наши цветочки?
Дети:
Они спят под снегом.
Воспитатель:
Правильно, однолетние растения мы убрали, а многолетние цветы укрыты белым снежным одеялом. Весной, когда солнышко станет пригревать, снег растает, наши цветочки станут прорастать. И мы снова будем любоваться их красотой!
Пойдемте дальше! Справа нас встречают стройные высокие красивые и вечнозеленые ели. Послушайте загадку:
Зимой и летом одним цветом.
Правильно, конечно же, это елка. Ее листочки – это иголочки-хвоинки, которые не опадают и всегда остаются на елке. А на самой верхушке висят шишки с вкусными семенами, что является кормом для разных птичек, которые остались у нас зимовать.
Среди зеленых елей есть одна необычного цвета, она в середине, обратите внимание. Это голубая ель, или, есть еще одно ее название, ель колючая. Ее высаживают для украшения каких-либо зданий, например, на Красной площади у Кремлевской стены в Москве стройными рядами посажены голубые елочки.
Давайте скажем елочкам до свидания, и пойдем дальше!
Слева от нас растут две березки. Посмотрите, на деревьях совсем нет листочков, веточки голые. Как вы думаете, почему?
Дети:
Листочки опали еще осенью.
Воспитатель: Правильно, зимой на деревьях нет листочков, деревья отдыхают. А березку можно узнать по цвету ствола. Недаром в народе березу называют белоствольная красавица. Вам надо запомнить, что береза – это символ России. Кто-нибудь знает стихотворение про березу?
Дети:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.
Воспитатель:
Молодцы, дети, так писал о красавице березе великий русский поэт Сергей Есенин.
Пойдемте дальше! На пути мы встречаем Каштана Ивановича, давайте с ним поздороваемся, с нашим давним другом!
Дети:
Здравствуй, Каштан Иванович!
Воспитатель:
Дети, а какие подарки нам Каштан Иванович преподнес осенью?
Дети:
Каштаны.
Воспитатель:
Правильно, по осени мы с вами собирали каштаны для поделок. А вы знаете, что каштаны можно пожарить и съесть!
Посмотрите-ка, Каштан Иванович повесил кормушку! А для кого?
Дети:
Для зимующих птиц!
Воспитатель:
Правильно, дети, кормушка для зимующих птиц. Какие птицы остались зимовать?
Дети:
Воробей, синица, ворона, сорока, голубь.
Воспитатель:
Давайте расскажем стихотворение «Птичья столовая»:
Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. Воробей, снегирь-сосед, Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели К нам синицы прилетели. А во вторник, посмотри, Прилетели снегири.
Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду. А в четверг со всех краёв — Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье Прилетел к нам гость весенний — Путешественник-скворец… Вот и песенке конец.
Давайте наспим в кормушку угощенья и пойдем дальше.
На пути у нас встречается пень. Подойдем к нему поближе! Что это такое – пень? Раньше, дети, это было дерево, его спили и остался вот такой вот пенек. Как вы думаете, где сейчас жители этого пенька?
Дети:
Жители спрятались под кору.
Воспитатель:
Правильно, все насекомые спрятались под корой, и ждут теплых весенних деньков. Ведь зимой все насекомые спят.
Идем дальше. Осторожно! На пути у нас ледяная дорожка. Она очень скользкая. А как образовалась ледяная дорожка?
Дети:
Раньше здесь была лужа, ударил мороз и заморозил ее.
Воспитатель:
Предлагаю нам обойти ее, чтобы не упасть.
Вот мы и дошли до нашего участка. Настало время поиграть. Поиграем в игру «Зимушка-зима».
Правила игры: воспитатель называет слова и показывает движение, дети повторяют, воспитатель может запутывать детей, выбывает тот, кто показал неверное движение.
Мороз – стоять на месте;
Вьюга – бег на месте;
Метель – приседать;
Снег – кружиться на месте.
Дети, а когда вернемся в группу, мы с вами нарисуем наиболее запомнившиеся объекты на нашей экологической тропе. Это может быть береза, ель, пенечек, Каштан Иванович с кормушкой, туя и др.