Сборник дидактических игр как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста


Развитие логического мышления

Дети уже в раннем дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием размеров, форм, цвета предметов, находящихся вокруг. Восприятие окружающего мира идет без специальной подготовки. Однако, если усвоение происходит интуитивно, оно чаще всего бывает неполноценным, поверхностным.

Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью успешной подготовки ребенка к школе и его гармоничного развития.

Старший дошкольный возраст знаменуется началом появления знаково-символической функции сознания. Этот период обретает важность в целом для умственного развития, для формирования готовности к школьному обучению.

Для обозначения предметов, последовательностей, множеств принято использовать знаковую символику, с чем и знакомят детей в период подготовки к школе. Малыши активно ее принимают.

Особенно, если такие модели придумывать сообща, акцентируя внимание на использовании обозначений не только словами, но и графически (например, в одну группу предметов попадают не только прямоугольники, но и другие фигуры, у которых 4 угла, делается акцент на число “4”).



Виды мышления

Развитие мышления у ребенка зависит от возрастных особенностей. Это значит, что с взрослением непоседы усложняются психические процессы, происходящие в его головном мозге. Мышление бывает:

  • Наглядно – действенное характерно для детей до 2 лет. Они стремятся к получению желаемого результата;
  • Наглядно – образное свойственно дошкольникам до 7 лет. Усложняется процесс восприятия, появляется предвосхищение результатом;
  • Словесно – логическое появляется в 6-6,5 лет в виде зачатков, которые требуют развития. Дошкольники способны найти ответ в решении сложной задачи в виде преобразования объекта (известные задания на перестановку одной палочки, чтобы в результате получилось нечто не похожее на исходный объект), определить последовательность взаимодействия предметов (например, при решении задачи на логику про козу, волка и капусту, которых необходимо на одной лодке переправить с одного берега на другой при определенных условиях).

Типы мышления: этапы развития ребенка

Развитие мышления у детей дошкольного возраста. У дошкольника доминируют следующие типы мышления:

  • предметно-действенный, который развивается подстегиваемый воображением ребенка; характерен для малышей от 1 до 2 лет.
  • наглядно-образный, который развивается на основе уже имеющихся у ребенка знаний; характерен для детей от 3 до 4 лет.
  • словесно-логический, поскольку речь начинает играть важную роль в достижении какой-либо цели ребенка; характерен для детей старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.

Предметно-действенное мышление

Самые младшие дошкольники любят ломать игрушки. Они – не агрессоры, выпускающие на волю отрицательную энергию, они – исследователи. Предметы, которые окружают ребенка, ему интересны, их хочется трогать, разбирать. Одно действие следует за другим. Речь здесь не важна, да и у крох еще нет умения говорить и объяснять свои поступки. Ребенок мыслит руками, исследуя свойства каждого предмета.

Наглядно-образный тип мышления

Когда малышу исполняется года три или четыре, он уже владеет некими образами, которыми активно пользуется в игре. Одновременно идет и предметно-действенное мышление, наглядно-образное просто становится его продолжением.

Словесно-логическое мышление

В пятилетнем возрасте дошкольники уже активно болтают, могут подвергнуть анализу информацию, дать развернутый ответ. Речь используется ими в игре, в повседневной жизни, дети поминают, что с помощью речи проще добиться желаемого результата.

Абстрактно-символическое

При этом мышлении ребенок может отделять существенные свойства, признаки предмета от несущественных. Малыш понимает, что конкретный предмет может быть замещен другим, если тот обладает такими же характерными признаками.

Творческое мышление (креативность)

Творчество не знает границ и возрастных отличий. Что в два года, что в шесть ребенок может с упоением строить замки з кубиков, мять пластилин или водить кисточкой с краской по листу бумаги. При этом ребенок мастерит или рисует то, что ему хочется, проявляя фантазию. Также с душой ребенок поет, музицирует, танцует.

Логические операции

В структуру мышления входят операции, наличие которых у ребенка дошкольного возраста подразумевает полноценное психическое развитие. Операции бывают:

  • Сравнение – операция, связанная с установлением сходных и отличительных признаков каких – либо предметов. В результате логической операции может появиться классификация;
  • Анализ – психический процесс, связанный с разделением сложного предмета на отдельные составляющие его характеристики или части. Следующим этапом анализа становится сравнение;
  • Синтез – логическая операция, которая объединяет разобщенные части в одно целое понятие, объект;

В психологии обычно анализ и синтез рассматриваются как взаимозаменяющие операции.

  • Абстрагирование – мысленное отделение существенных свойств, связей, характеристик объекта от несущественных. Наличие способности к такой операции говорит о появлении у малыша абстрактно – логического мышления;
  • Обобщение – операция появляется по мере накопления словарного запаса ребенка, связана с воображаемым объединением явлений, предметов, действий по значительным признакам;
  • Классификация – операция мышления, при которой происходит осмысление порядка вещей, явлений, деление их по какому-либо признаку;
  • Конкретизация – логическая операция, с помощью которой дошкольник использует замену слова на понятие с более конкретным значением.

Музыкальное воспитание дошкольников

Упражнения и игры на развитие мышления у детей дошкольного возраста

Чтобы мышление активно развивалось, нужно постоянно с ребенком заниматься. В помощь родителям и воспитателям будут дидактические, познавательно-развлекательные занятия, экскурсии, встречи со специалистами, а также обычные игры с детьми.

Развитие образного мышления у дошкольника

Для развития образного мышления подойдут игры, где будут задействованы «серые клеточки». К примеру, взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку, на которой изображены различные предметы, однако всех их можно назвать одним словом. Это могут быть предметы посуды, различные животные, предметы одежды, мебели, транспорт.

Другой хороший вариант – пазлы. Чтобы собрать картинку из множества элементов, нужно представить ее целой, уделять внимание отдельным деталям, искать общее на иллюстрации, чтобы получить целостность изображения.

Можно предложить сыграть в игру «Все по полочкам». В этой игре из кучи совершенно разных предметов нужно находить только те, которые соответствуют конкретным признакам.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

Для развития логического мышления помогут как устные игры, так и с использованием наглядных материалов.

Хороши такие устные игры как:

  • «Сочиняем сказку»

В этой игре взрослый начинает сказку, а задача ребенка ее закончить.

  • «Да и нет»

Игра с наводящими вопросами, на которые второй игрок дает ответ: «Да» или «Нет». Задача – в итоге отгадать задуманный первым игроком предмет.

  • «Ассоциация»

В этом упражнении предлагается подобрать слова по ассоциации: Платье – лето, шуба… (зима);

белка – дупло, медведь… (берлога) и т.д.

С использованием наглядных материалов:

  • Составлять фигуры из счетных палочек.
  • Играть в «лабиринт» на картинке, помогая персонажу пройти путь.
  • По иллюстрациям придумывать историю.

Развитие творческого мышления

Творческое мышление невозможно без воображения и умения ребенка оперировать образами. Можно предложить ребенку следующие игры и упражнения:

  • найти в кляксе знакомые образы,
  • из нескольких разных деталей создать какой-либо предмет,
  • на разных картинках находить одни и те же признаки,
  • угадать, что за предмет, по устному описанию.
  • рисовать с помощью нетрадиционного рисования.

Развитие пространственного мышления

Для того, чтобы ребенок мог ориентироваться в окружающем мире, нужно развивать пространственные навыки. Для этого подойдут игры:

  • со спичками, когда нужно из созданных фигур построить новые,
  • с чертежами, когда ребенку предлагается, например, поиграть в пирата и найти клад, следуя плану,
  • упражнение «Дальше — ближе», когда ребенку предлагается передвигать предметы на близкое и дальнее расстояние по просьбе родителя или воспитателя,
  • с закрытыми глазами, следуя указаниям педагога, нужно прочертить линию на листе бумаги.

Диагностика логического мышления

Логическое мышление — это один из основных показателей качества мышления личности. Умение дошкольника самостоятельно логически мыслить, выделять существенные признаки предметов, действий и явлений, систематизировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения и выводы, обосновывать свои суждения, доказывать их истинность возникает и формируется в ходе его интеллектуального развития.

Подробнее о проведении диагностики мышления дошкольников мы писали ранее.

Развивая своего ребенка, обратите внимание на его способность логически мыслить. От этого важного показателя зависит, насколько он будет выгодно выделяться среди сверстников.

Упражнения для диагностики

alt: Диагностика мышления дошкольников

Бонусный навык: осознанные сновидения

Компьютерные игры развивают не только мышление, внимание и скорость реакции. Геймерам чаще снятся осознанные сновидения. Это сны, в которых человек осознает, что спит и может управлять своими действиями, например, летать, исследовать мир, менять свою или чужую внешность, устанавливать свои правила.

Существование осознанных сновидений, как и то, что геймеры видят их чаще , подтверждено наукой. Для этого у спящих снимали энцефалограмму. Выяснилось, что осознанные сновидения происходят во время фазы быстрого сна и при них меняется бета-ритм мозга.

Существуют разные способы научиться видеть осознанные сновидения, но геймерам проще это сделать. Вероятно, причина в привычке контролировать действия персонажа. Иногда геймеры продолжают играть в компьютерную игру во сне.

У тех, кто часто видит осознанные сновидения, лучше развита связь между корой лобных долей и височно-теменным узлом . Это значит, что сигналы извне и от тела обрабатываются быстрее и эффективнее и человек больше склонен осознавать и контролировать себя.

Родителям для развития логического мышления ребенка

Дошкольник, который умеет пользоваться логическими операциями, обречен на успешное обучение, отсутствие проблем в познавательной сфере, так как интеллектуальный уровень поможет справиться с трудностями.

Если вы хотите помочь ребенку быть благополучным, советуем воспользоваться следующими развивающими заданиями. Они превратят ваше общение в веселую и полезную игру.

Чтобы начать занятия с ребенком, не обязательно иметь педагогическое образование.

Рекомендуем чередовать типы игр для развития разных видов мышления.

Устные игры

Игры со словами – простые, доступные, не требующие особой подготовки, могут проводиться в любом удобном месте. Такие задания развивают кругозор, уточняют, обогащают словарный запас. Выбирайте те, которые учат находить аналогии, обобщать, классифицировать предметы и явления по группам, проводить логические связи.

  • Придумать новую концовку для известной сказки;
  • Сочинить историю, стихи сообща, то есть один начинает, другой по смыслу продолжает;
  • Поиграть в «разгадалки»: родитель загадывает предмет, объект или явление и предлагает ребёнку отгадать его, используя вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет»;
  • Поиграть в «верю — не верю». Вы произносите утверждение, например, «Все собаки породистые» или «Груша – это дерево». Ребенок отвечает, верное ли данное предложение. Если ответы и решения спорные, тем лучше, есть возможность поразмыслить и прийти к ответу, рассуждая логически.

Игра “Ассоциации” (развиваем словесно – логическое мышление)

Задание: подобрать подходящее слово к указанному по определенному признаку, соответствующему тому, который присутствует в предыдущей паре, объяснить свой выбор.

Занятие по рисованию на тему «Масленица» во 2 младшей группе ДОУ

Например, птица – гнездо, человек – ?. Птица живет в гнезде, значит, к слову “человек” подберем слово, обозначающее жилье, – “дом”.

  • Глухой – песня, слепой – … (картина);
  • Самолет – летчик, автобус – … (водитель);
  • Лето – кепка, зима – … (шапка);
  • Половник – кастрюля, ложка – … (бокал, стакан);
  • Ложка – суп, вилка – … (салат, картофель, мясо, вермишель) и др.

Игра «Назови одним словом» (развиваем логические операции классификации, обобщения)

Задание: представленную группу слов необходимо назвать одним обобщающим словом, объяснить свое решение.

  • Кисель, компот, чай, морс (напитки);
  • Микроволновая печь, пылесос, фен, хлебопечка;
  • Гнездо, дупло, нора, муравейник;
  • Велосипед, самокат, самолет, мотоцикл;
  • Пекарь, экскурсовод, швея, продавец и др.

Игры с использованием карточек, бумаги, ручки

Дошкольникам нравятся игры с использованием ярких картинок. Необходимо этим воспользоваться, применив не только карточки, но и ручку с бумагой. Предложенные идеи можно дополнить своими, усложнив или упростив по своему усмотрению.

  • Используйте игры на сравнение и группировку предметов;
  • Применяйте готовые головоломки со спичками;
  • Составляйте связные рассказы по сюжетным картинкам. Полезно будет в начале предложить их ребенку в неправильной последовательности;
  • Проходите лабиринты, спасая героев, разгадывайте ребусы и головоломки на бумаге.

Настольные игры

Красочные коробки с наборами рисунков, правилами, фигурками привлекают не только дошкольников, но и их родителей. Вечер, проведенный в тесном семейном кругу, полезен как для общения с домашними, так и для развития маленького непоседы. Лото, морской бой, шахматы – классические игры, проверенные временем.

Это занятия, которые всегда будут актуальными, подходят для семейного отдыха. Они учат красиво побеждать и принимать поражения, получать удовольствие от общения и процесса игры.

Кроме того, фишки и картинки из настольных игр можно использовать для обучения. Рассмотрим несколько способов.

  • Предлагайте дошкольнику узнать предметы с закрытыми глазами, на ощупь;
  • Располагайте предметы по определенному алгоритму. Например, составляйте из них последовательности: возрастающую, убывающую, по цветам, размеру, форме;
  • Изучайте с помощью домино и тримино счёт, сложение и вычитание.

alt: Правила игры “Тримино”

В качестве упражнений прекрасно подходят всем известные задания на подбор аналогий, понимание пословиц и поговорок, метафор; игры в «морской бой», «крестики-нолики», шашки, карты; шарады; задания типа «найди семь отличий» и т. п. 1. «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ». Ребенку предлагается: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово». У дерева всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень). У сапога всегда есть… (шнурки, подошва, молния, пряжка). У платья всегда есть… (подол, карманы, рукава, пуговицы). У картины всегда есть… (художник, рама, подпись). 2. «НАЙДИ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ». Ребенку для анализа предлагаются пары слов. Он должен отметить общее и разное в соответствующих объектах. Например, соловей—воробей, лето—зима, стул—диван, береза—ель, самолет—автомобиль, заяц—кролик, очки—бинокль, девочка—мальчик и т.д. 3. «ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ». Объясните ребенку, что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, словом фрукты можно назвать яблоки, апельсины, груши и т.п. Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих объектов, и они являются частными, конкретными понятиями. Любое из этих слов, например яблоки, обозначает только яблоки, хотя это могут быть большие, маленькие, зеленые, красные, сладкие, кислые яблоки. А теперь попросите ребенка подобрать общее понятие к частным. Ниже даны два ряда слов. К словам из первого ряда ребенок подбирает подходящее понятие из второго ряда: • огурец, осень, пчела, север, дождь, павлин, озеро; • овощ, время года, насекомое, сторона горизонта, осадки, ягода, водоем, птица. 4. «ЧЕГО БОЛЬШЕ?» Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего больше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей?» — и обосновать свой ответ. 5. «ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ». Задание, обратное предыдущим. Ребенок должен выстроить «дерево», стволом которого является общее понятие, например природа, а ветвями — более частные, например живая — неживая. Затем от слова живая — соответственно ветви: растения — животные — люди и т.д. Следующее разветвление идет, например, от слова животные: домашние — дикие или: птицы—змеи—рыбы —насекомые и т.д. 6. «ПОДБЕРИ ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ». Предложите ребенку назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд: яблоко, груша — …; стул, шкаф — …; огурец, капуста — …; ботинок, сапог — …; кукла, мячик — …; чашка, тарелка — …; кошка, слон — …; нога, рука — …; цветок, дерево — …; окунь, щука — …; роза, одуванчик — …; март, сентябрь — …; дуб, береза — …; фонарь, лампа — …: дождь, снег — … Это же упражнение необходимо выполнить с наречиями, прилагательными, глаголами. 7. «КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ЗРИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗЦУ». Для данного упражнения можно использовать детское лото. Разложите картинки и предложите ребенку выбрать все картинки, подходящие к эталонной. Например, к яблоку — все картинки, на которых изображены фрукты. Затем попросите его назвать каждую картинку; обсудите с ним, почему он сделал такой подбор, чем схожи (отличаются) эти предметы. Можно выбирать картинки по определенному, заданному общему признаку, например по форме, цвету или функциональному назначению. 8. «РАЗЛОЖИ ПО ГРУППАМ». Ребенку предлагается некоторое количество изображений, которые он должен разложить на обобщенные группы, например: грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Он должен дать название каждой получившейся группе и перечислить (назвать) все ее составляющие. 9. «КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ОБОБЩАЮЩЕМУ СЛОВУ». По заданному обобщающему понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы из железа, круглые, колючие, летают, сладкие и т.д.) ребенок должен выбрать из набора картинок те, которые будут ему соответствовать. 10. «ЛИШНЕЕ СЛОВО». Ребенку предлагается выделить слово или признак, который в ряду других является лишним, а для всех остальных подобрать обобщающее понятие. Ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово лишнее? Почему?». • Тарелка, чашка, стол, чайник. Темно, пасмурно, светло, зябко. Береза, осина, сосна, дуб. Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком. Диван, стол, кресло, дерево. Много, чисто, мало, наполовину. Ручка, мел, пенал, кукла. Вчера, сегодня, утром, послезавтра Землетрясение, тайфун, гора, смерч. Запятая, точка, тире, союз. Аккуратно, неряшливо, грустно, старательно. • Зимний, летний, осенний, июньский, весенний. Лежать, стоять, плакать, сидеть. Старый, высокий, молодой, пожилой, юный. Красный, синий, красивый, желтый, серый. Молчать, шептать, смеяться, орать. Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный. 11. «РАНЖИРОВАНИЕ». Объясните ребенку, что такое ранжирование, и попросите его проранжировать по определенному (в каждом случае своему) принципу следующие понятия: горох — абрикос — арбуз — апельсин — вишня; пчела — воробей — бабочка — страус — сорока; зуб — рука —шея —палец —нога; снежинка —сосулька —айсберг—льдина— сугроб; улица — квартира — город — страна—Земля; младенец—юноша — мужчина — старик — мальчик; молчать — говорить — кричать — шептать. 12. «МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВ». Сыграйте с ребенком в игру «Посмотри, как интересно!». Назовите ему какое-нибудь слово (существительное, прилагательное, наречие, глагол). Задание состоит в том, чтобы за короткий промежуток времени (1 — 3 мин) придумать как можно больше предложений-ситуаций с эталонным словом.

Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста

концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых: родителей и педагогов.

Известный психолог Л.С. Выготский установил закономерные связи между обучением и умственным развитием. Вне обучения, вне активной передачи накопленного человечеством опыта не может осуществляться полноценное развитие.

У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Взрослые, озабоченные будущим детей, пытаются корректно направлять это стремление, форсируя и развивая их потребности от естественных, материальных, социальных до духовных.

Сделать актуальной сферу обучения детей – создать такие ситуации, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала, события станет постоянной, доминирующей. Необходим творческий подход обеих сторон – взрослых и детей – к данной проблеме. Это возможно, когда ребенок прилагает собственные усилия через созданную взрослыми ситуацию творческого общения при решении различных задач. При этом развиваются не только исполнительские способности: память, внимание, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, что не мало важно для развития детей, — но и творческие: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности.

К шести годам у ребенка развивается глазомер, зрительная оценка пропорций, характеризующих какой-либо предмет, преднамеренное запоминание и умение воспроизводить усвоенное. О знакомых явлениях он может уже высказывать правильные суждения, делать умозаключения.

Исследования психологов и педагогов убедительно доказали, что во всестороннем развитии и подготовке ребенка к школе чрезвычайно велика роль его практической деятельности: ирга, труд, систематические занятия учебного типа.

Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать и , казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако, часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной умственной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого явления – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления. У детей этого возраста наблюдается поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение планировать. Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятии и представлениях. На это указывают в своих трудах известные психологи: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин. Ж. Пиаже считает, Что мышление дошкольников по природе алогично, т.к. “не обременено знаниями”.

Но в настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие логического и образного мышления, произвольности памяти и внимания, речи и творческого воображения. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышление к высшей его фазе – абстрактному мышлению. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников.

Во время игр-занятий от взрослого (педагога или родителя) требуются:

  • терпение;
  • умение играть и верить в игру;
  • умение принять и понять любой ответ, предложение, решение ребенка;
  • умение подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка;
  • творчество.

В процессе выполнения таких игр и упражнений у детей дошкольников активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению.

Взрослые, играя с ребенком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, речь, воображение, способность к творчеству.

Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.

Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников.

Составление рассказа по картинкам. Перед ребенком в беспорядке кладут 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий. Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так. Затем предлагается составить рассказ по картинкам.

Понимание грамматической конструкции предложений.

“Наташа пошла гулять после того, как полила цветы”.- Что Наташа сделала раньше: пошла гулять или полила цветы?

“Через много лет Сереже будет немного больше лет, чем Саше сейчас”. – Кто старше? (Саша).

Узнавание предметов по заданным признакам.

Назови предмет, про который можно сказать:

желтый, продолговатый, кислый; продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

Какой предмет обладает следующими признаками:

пушистый, ходит, мяукает; гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

Кто или что может быть:

высоким или низким; холодным или горячим; твердым или жидким; узким или широким.

Какому времени года соответствует следующее описание:

«День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда.»

Сравнение двух или более предметов.

  • Чем похожи эти слова:

    кошка, книга, крыша;

  • число, весло, кресло;
  • Назовите общие признаки:
      яблока и арбуза;
  • кошки и собаки;
  • стола и стула;
  • ели и сосны;
  • голубя и дятла;
  • ромашки и гвоздики.
  • Чем отличается:
      ручка от карандаша;
  • рассказ от стихотворения;
  • сани от телеги;
  • осень от весны;
  • дерево от кустарника;
  • лиственное дерево от хвойного дерева.
  • Подобрать к каждой картинке из первого ряда соответствующую картинку из второго ряда. По каждой получившейся паре составить предложение.

    В первом и втором ряду по 5 картинок:

    удочка цветок ключ топор отвертка
    ваза дрова замок рыба

    К указанному предмету подобрать слово, которое логически будет с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

    Пример: стрелка – часы; колесо — ?

    Стрелка – это часть часов, значит к слову “колесо” можно подобрать слово “машина”, потому что колесо – часть машины.

    колесо – круг, ковер — ? белка – дупло, медведь — ? магазин – продавец, больница — ? день – обед, вечер — ? охотник – ружье, рыбак — ? слово – буква, дом — ? лес – деревья, поле — ? палец – кольцо, ухо — ? море – капля, толпа — ? цветок – бутон, листок — ?

    Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.

    ночник, торшер, свеча; слива, яблоко, персик; брюки, шорты, юбка; корова, лошадь. Лев; елка, береза, сосна; картофель, морковь, огурец; петух, гусь, воробей; коза, свинья, корова.

    Подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом “а”, в котором будут объединены оба антонима.

    • покупать –
    • открывать –
    • помнить –
    • встречать –
    • толстый –
    • мелкий –
    • полный –
    • знаменитый –
    • голодный –
    • брать —

    К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним. С каждой парой слов составить предложение.

    Пример: умный друг – глупый враг.

    тихий плач – радостная встреча – вспомнить радость – светлый верх – темное прошлое – слабый мороз —

    Логические задачи:

    • Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?
    • На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
    • Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?
    • Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша?
    • На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
    • Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы?
    • Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?

    Наиболее полно и связно объяснить, в чем неясность, неправдоподобность ситуации.

    по рисунку

    • по изложенному в стихотворении:

    Сел воробушек на дом, Провалилась крыша. Под березою с котом Пляшут польку мыши. Рыбка с мостика нырнула, Вскрикнула и утонула. Черепаха хвост поджала И за зайцем побежала, Возле речки, ну дела, Серого обогнала! Сидела кошка в птичьей клетке, А птичка съесть ее хотела, Но кошка прыгнула на ветку И, прочирикав, улетела.

    Подробно объяснить, в чем ошибка предложенных суждений.

    • ваза хрустальная, а стакан легкий;
    • зебра полосатая, а леопард злой;
    • холодильник белый, а ковер мягкий;
    • огурец зеленый, а яблоко растет на дереве.

    Отвечай быстро”. Цель — упражнять в классификации, сравнении, обобщении; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.

    Таблица, разделенная на 9 клеток.

    В каждой клетке изображены птицы или животные: в первом ряду – воробей, голубь, дятел; во втором – оса, лиса, стрекоза; в третьем – волк, бабочка, снегирь.

    Вопросы по таблице:

    • Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?
    • Сколько всего птиц в таблице? Назови их.
    • Кого больше зверей или насекомых?
    • На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице?
    • Посмотрите на рисунки в третьем столбике. Что общего у всех, кто там нарисован?
    • Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего?

    Игры и игровые упражнении дают педагогу и родителям возможность проводить занятия с детьми более живо и интересно. Почти все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]