Сборник игр для развития пространственных представлений и ориентаций у детей старшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте у детей значительные изменения претерпевает восприятие пространства. По мере овладения пространством, ребёнок одновременно его познаёт. Когда младенец лежит в колыбельке, и ему доступны лишь соска с погремушками, то он осваивает ближайшую область пространства. По мере того как он учится самостоятельно перемещаться, ребёнок постепенно знакомится с более обширным миром. Поначалу восприятие удалённого пространства слишком расплывчато, и малыш не способен более-менее точно оценивать расстояния. Известный физиолог Гельмгольц в своих воспоминаниях описывает характерный случай, который запомнился ему, несмотря на то, что тогда ему было всего 3-4 года. Он проходил с матерью мимо церковной башни, на галерее которой стояли люди. Они ему на удалении показались куклами, и он даже попросил маму, чтобы она прямо с места достала ему одну из них, что ребёнку казалось вполне возможным. Есть и более узкое понимание термина «пространственная ориентация», подразумевающее под собой ориентирование на местности. В этом смысле ориентировка в пространстве означает:

  • Определение собственного местонахождения наблюдателя по отношению к объектам, его окружающим. Пример – «я нахожусь слева от школы».
  • Определение локализации вокруг наблюдателя окружающих объектов. Пример – «стол находится справа от меня, а диван – слева».
  • Определение положения предметов друг относительно друга, иными словами, пространственных отношений между объектами. Пример – «Справа от мишки лежит мяч, а слева сидит кукла».

На основе формирующихся у детей представлений о расстояниях, направлениях и пространственных отношениях между объектами выполняется работа по развитию у них ориентировки в пространстве. При этом активно используются разнообразные игровые упражнения и дидактические игры. Ниже будут предложены подобные довольно увлекательные упражнения и игры, не слишком утомляющие малышей и помогающие им освоить навыки ориентировки. Для ориентировки в пространстве человеку необходимо выбрать ту или иную систему отсчёта. Любая из многочисленных систем отсчёта основана на опыте познания индивидом пространственных отношений, обобщает его опыт ориентации в среде пространства и предметов. Педагоги в младших группах, ставящие задачи ознакомления подопечных детей с ориентировкой в пространстве, должны научить детей:

  • отличать и правильно называть на занятиях правую и левую руки, раскладывать предметы слева направо правой рукой;
  • определять направления пространства «от себя»: то, что спереди – вперёд; то, что сзади – назад; то, что справа – направо, а слева – налево;
  • ориентироваться на собственном теле, то есть ребёнок должен самостоятельно определять у себя правую и левую сторону, верх и низ.

Умение ориентироваться на своём теле является необходимой предпосылкой для перехода к следующей задаче программы – научиться ориентироваться на предметах и других людях. Чтобы ребёнок мог освоить ориентирование на других предметах и людях, он должен освоить схему собственного тела. Тогда он сможет мысленно «переносить» её на другие объекты и выделять на них направления по аналогии с собственным телом. Например, дети играют в игрушки и рассматривают их. Воспитатель в ходе занятия обращает их внимание на некоторые характерные детали. Например, самолёт: кабина спереди, хвост сзади, крылья справа и слева, шасси – внизу. Научившись определять противоположные стороны на себе, затем на предметах и других людях, ребёнок в последующем сможет ориентироваться не только «от себя», но и от другого человека или любых объектов вообще. Кроме того, эти умения и знания нужны для выявления пространственных отношений между объектами, у которых есть различные определения сторон: передняя (лицевая), задняя (тыльная), боковые, верхняя, нижняя.

Задания для самых маленьких

Задания для самых младших детей в виде инструкций:

  • сделать 2 шага вперёд;
  • 2 шаг влево;
  • 1 шаг назад;
  • 2 шага вправо;
  • 1 шаг влево;
  • 1 шаг вперёд и т. д.

Другой вариант задания для малыша:

  • встань позади меня;
  • встань передо мной (впереди меня);
  • встань слева от меня;
  • встань передо мной;
  • встань справа от меня.

Для закрепления ребёнок должен сам определить и назвать место, где стоит педагог. Третий вариант задания с объектом:

  • посади куклу слева от себя;
  • мишку посади перед собой;
  • положи сзади себя кубик;
  • поставь машинку справа от себя.

После чего задавать вопросы:

  • где сидит кукла (слева от меня)?
  • где сидит мишка (передо мной)?
  • где лежит кубик (сзади)?
  • где стоит машинка (справа)?

Задание на пространственное соотношение объектов:

  • поставь в ряд игрушки;
  • какая игрушка стоит первой?
  • какая игрушка последняя?
  • что находится между мишкой и рыбкой?
  • что стоит после куклы;
  • что стоит посередине?

В качестве закрепления малыш должен произнести предлоги и определить самостоятельно положение игрушки. Задание на ориентацию себя в пространстве:

  • повернись лицом к двери;
  • повернись спиной к окну;
  • встань к столу правым боком;
  • повернись левым боком ко мне;
  • что стоит позади тебя?
  • что находится перед тобой?

Поиск предметов (попробуем найти зайку):

  • посмотри за столом и под столом;
  • загляни под шкаф и за шкаф;
  • посмотри у двери;
  • проверь на полке;
  • расскажи, как и где мы искали зайку.

Распределение предметов:

  • мишку и куклу посади на диван;
  • положи мячик в коробку;
  • машину поставь позади коробки;
  • ёлочку поставь в обруч;
  • самолёт положи на полку;
  • а теперь расскажи, что и где находится.

Поиск игрушек в комнате:

  • давай погуляем по комнате и поищем твои игрушки;
  • прямо пойдёшь – куклу найдёшь;
  • налево пойдёшь – мячик найдёшь;
  • направо пойдёшь – мишку найдёшь;
  • назад пойдёшь – машинку найдёшь;
  • а теперь расскажи, где ты нашёл игрушки.

Ребёнок, вооружённый фломастером, стоит у мольберта и по инструкции педагога выполняет задания:

  • нарисовать солнце в верхней части листа;
  • нарисовать дорогу внизу листа;
  • нарисовать мяч в середине листа.

Вопросы для ребёнка:

  • где нарисован мяч?
  • где нарисована дорога?
  • где нарисовано солнце?

Задание для ребёнка № 1:

  • нарисуй в середине листа круг;
  • слева треугольник;
  • справа овал;
  • внизу квадрат;
  • вверху маленьких кружок;
  • расскажи, где и что ты нарисовал.

Задание для ребёнка № 2:

  • слева направо проведи в верхней части листа прямую линию – «дорожку»;
  • слева направо проведи в нижней части листа зигзагообразную линию – «волну»;
  • сверху вниз на левой стороне листа нарисуй 4 квадрата;
  • снизу-вверх на правой стороне листа нарисуй 6 овалов;
  • расскажи, что ты нарисовал и как.

Задание для ребёнка № 3:

  • в середине нарисуй солнце;
  • нарисуй облако над солнцем;
  • нарисуй домик под солнцем;
  • ёлку справа от домика;
  • грибок слева от домика;
  • цветок рядом с грибком;
  • расскажи, где и что ты нарисовал.

Задание для ребёнка № 4:

  • нарисуй квадрат в правом верхнем углу;
  • нарисуй круг в левом верхнем углу;
  • нарисуй овал в правом нижнем углу;
  • нарисуй треугольник в левом нижнем углу;
  • нарисуй треугольник в центре;
  • расскажи, где и что ты нарисовал.

Последовательное формирование пространственной ориентировки в дошкольном возрасте

Формирование пространственной ориентировки – это несколько последовательных этапов усвоения ребенком необходимых знаний, умений и навыков.

  1. Ориентировка «на себе». Малыш усваивает знания о расположении частей собственного тела.
  2. Ориентировка «от себя». Ребенок развивает зрительно-двигательные координации и различает основные группы направлений (вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево).
  3. Ориентировка «от предмета». Умение определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
  4. Умение ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.
  5. Умение ориентироваться на плоскости (в двухмерном пространстве).

Каждый из этапов – это очередная ступенька, подъем по которой зависит от возраста малыша и предварительно полученных знаний.

Осознание ребенком собственного тела

Формирование умений ориентироваться в пространстве начинается с представлений о собственном теле.

Именно эти знания впоследствии служат основой для понимания информации о пространственных ориентирах. Поэтому к 3 годам ребенок должен на себе показывать и называть части тела и лица.

В этом возрасте детей подводят к пониманию, что есть правая и левая рука. Малыш в состоянии запомнить и показывать нужную ручку, если его спрашивают о левой или правой. Но он воспринимает эти слова как название руки; суть понятия ему еще не доступна.

Ориентировка «от себя»

Усвоив части собственного тела, малыш начинает использовать их как ориентир. Например, ребенок усваивает, что расположение головы – это верх, а внизу находятся ноги. Соответственно можно задавать вопросы:

  • «Посмотри, что есть вверху?» (солнышко, ветки деревьев и пр.);
  • «Что находится внизу?» (дорожка, трава и т.д.).
  • Давай посмотрим, какие предметы расположены справа от тебя.

Таким образом, собственное тело является для ребенка главной точкой отсчета.

Ребенок ставит предметы в новое положение и получает новизну ориентировочных сигналов. Только что мячик лежал впереди справа. Небольшое перемещение, и о нем уже нужно говорить, что он слева или сзади. Для малыша это настоящее открытие.

Дети 3-4 лет в парных пространственных обозначениях усваивают сначала только одно понятие: под, сверху, справа, сзади. Очевидно, что каждое из перечисленных слов имеет свою пару. Но осознание ребенком «над», «снизу» и т. д. происходит позднее.

Полезно учить ребенка описывать словами положение предметов по отношению к нему. Например, «Шкаф с игрушками сзади» или «Коробка с кубиками передо мной». Можно поиграть с малышом в игру: «Где от тебя находится…» Взрослый задает вопрос: «Где от тебя находится окно? (пол, кресло, картина и т.д). Не сразу прозвучат верные ответы, но после нескольких попыток и разъяснений взрослого ребенок все чаще будет отвечать верно и осознанно.

Ориентировка от сторонней точки отсчета

Перейдя на следующую ступень, ребенок начинает воспринимать другого человека или предмет, как объект ориентировки. В это время необходимо закреплять у него базовые понятия о направлениях: лево, право, вперед, назад, вверх, вниз, за, между, под и т.д.

Для этого рекомендуется использовать картинки. Рассматривая их необходимо задавать вопросы: «Кто нарисован перед забором?», «Кто стоит под мостиком?» или «Какая птичка летит над деревом? Какая сидит на дереве? Какая под деревом?», «Кто (что) находится далеко?»; «Кто (что)находится близко?» и т.д. Подобные вопросы можно задавать, например, на прогулке, взяв за ориентир любой предмет или человека.

Особую сложность доставляет дошкольнику определение левой и правой стороны (руки) другого человека. Твердо усвоив, какая у него рука является правой, ребенок теряется, какую руку считать правой у людей или кукол, стоящих перед ним.

Помогает разобраться в таком непростом для малыша вопросе эксперимент с ленточкой. Нужно поставить куклу спиной к ребенку, повязать яркие одинаковые ленточки на детскую правую ручку и на такую же руку куклы. Обсудив с ребенком размещение меток, поворачивают куклу лицом к нему и прослеживают, где оказалась помеченная кисть куклы.

Возможно, понадобится несколько раз выполнить упражнения подобного рода с разными игрушками, прежде чем у дошкольника наступит понимание в ориентировке сторон.

Игра для формирования ориентировки на себе

«Солнышко»

Цель игры – закреплять умение ориентироваться на своём теле, знания того, где находятся разные части лица. Требуется схематическое изображение человеческого лица.

  1. Ребёнку предлагается макет человеческого лица, где ориентиром служит нос.
  2. Нужно выложить на макете недостающие части лица (губы, глаза, брови).
  3. Затем ребёнок должен повторить это задание с закрытыми глазами и проговаривать вслух, где располагаются части человеческого лица по отношению друг к другу.

Игры для ориентировки на открытом или замкнутом пространстве

«Бег к реке»

Цель игры в развитии умения ориентироваться на открытом пространстве, укреплении мускулатуры и развитии быстроты. Для игры потребуются камни и мел.

  1. На земле нужно расчертить прямоугольник, который будет означать «реку» и прямую линию – «берег».
  2. На «дно реки» положить камни.
  3. Игроков выстроить вдоль «берега».
  4. Водящий подаёт сигнал, и игроки мчатся к «реке», где поднимают камень «со дна» и бегом возвращаются назад, передавая камень водящему.
  5. В игре присутствует соревновательный мотив.

«Прятки»

Цель игры – тренировка внимания, умения ориентироваться на открытом пространстве, быстрота реакции.

  1. Всех игроков разделить на две команды с капитаном в каждой из них.
  2. Жребий определяет, кто будет искать, а кто – прятаться.
  3. Для игры нужно выбрать «город» (стену, дверь, дерево), куда должны сбегаться игроки.
  4. Капитан команды прячущихся разводит своих игроков по «схронам», а сам возвращается к команде сыщиков.
  5. Он ходит и постоянно выкрикивает «Мы находимся…(называет место)», помогая своей команде ориентироваться: продолжать сидеть в укрытии или бежать захватывать «город».
  6. Та команда, которая прибудет в «город» раньше другой, зарабатывает очко.
  7. Прячущаяся команда может пуститься бежать в город как до того, как её обнаружит соперник, так и будучи уже обнаруженной.

«Дорога в школу»

Цель игры – развитие способности ориентации в открытом пространстве, умения составлять схему пути и развитие памяти. Для игры требуется карандаш и лист бумаги.

  1. Ребёнок должен вспомнить и рассказать, где он видел школу по дороге в детский сад, что возле неё находится, в каком направлении к ней идти, сколько и каких поворотов делать и т. д.
  2. После этого он должен составить схему дороги в школу.

Задания и упражнения на развитие ориентирования

Для формирования и развития у ребенка ориентировки в пространстве необходимо использовать специальные задания и упражнения. Уровень сложности должен соответствовать возрасту дошкольника. Примеры игры для детей младшего дошкольного возраста:

Потешная игра «Ты – моя частичка». Цель: закрепить знания о частях тела.

Взрослый бросает мяч малышу и говорит:

  • Я – личико. Ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос…)
  • Я – голова. Ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши…)
  • Я – туловище. Ты – моя частичка. Ты кто? (животик, спина…)

Задания на определение положения предметов в пространстве:

  • «Где звенит колокольчик?». Малыш закрывает глаза. Взрослый прячется и звонит в колокольчик. Ребенок открывает глаза и определяет по звуку местоположение взрослого.
  • «Игрушка на прогулке». Возьмите небольшую игрушку ребенка. Разложите на столе или полу разные предметы (мяч, коробка, банка и т. д). Скажите, что игрушка хочет погулять и малыш должен ее сопровождать, озвучивая при этом направления движения: «вперед – назад», «направо-налево».
  • «Кто где находится». Необходимо расставить игрушки в разных местах комнаты. Спрашивайте ребенка, где находится от него каждая игрушка.
  • «Где игрушка, назови?». Четыре стула стоят по кругу, и на каждом из них сидит игрушка. В центре на стуле сидит ребенок. Взрослый называет игрушку, а малыш должен сказать, где она находится справа, слева, спереди, сзади. Потом игрушки меняются местами.
  • «Фруктовая мозаика».Взрослый кладет на стол апельсин, мандарин, яблоко и предлагает дошкольнику взять апельсин в правую руку, а мандарин в левую. Далее следуют инструкции: положить апельсин справа от яблока, мандарин слева; разложить фрукты так, чтобы мандарин был между апельсином и яблоком и пр.

Игры для ориентирования в пространстве, где точками отсчёта могут быть предметы либо сам игрок

«Кто из детей стоит ближе, а кто дальше?»

Цель игры состоит в закреплении умения ориентироваться, используя себя в качестве точки отсчёта. Расставить детей на ковре на разном удалении от ведущего, а тот должен определять, кто стоит дальше от него, а кто ближе.

«Кто правильно назовёт»

Цель игры заключается в тренировке способности определения пространственных отношений между собой и предметами вокруг.

  1. Ребёнок должен поднять правую руку и перечислить предметы, находящиеся справа от него.
  2. Затем он должен закрыть глаза, несколько раз повернуться на одном месте и вновь открыть глаза.
  3. После этого вновь поднять правую руку и перечислить объекты справа.
  4. То же самое повторяется и с левой рукой.

«Вратарь»

Игра имеет целью закрепления навыков ориентации малыша относительно себя, развитие точности движения и быстроты реакции. Для игры потребуется мяч.

  1. Взрослый должен бросить мяч ребёнку и при этом одновременно предупредить его о направлении броска мяча.
  2. Задача ребёнка состоит в том, чтобы сделать «вратарский» бросок и поймать летящий мяч.
  3. Ребёнок может приговаривать: «Вратарем зовусь не зря, мяч всегда поймаю я!».
  4. Присказка воспитателя: «Раз, два, три — справа (слева, сверху) мяч, смотри!».

Игры на ориентировку в пространстве с использованием органов слуха

«Жмурки с колокольчиком»

Целью этой игры также является обучение ребёнка определять направление движения объекта при помощи слуха. Для игры потребуется колокольчик и тёмная повязка для глаз.

  1. Из группы детей выбрать водящего и повязать ему на глаза тёмную повязку.
  2. Остальным детям нужно дать колокольчик, который они смогут друг другу передавать.
  3. Ребёнок с колокольчиком при движении издаёт им звуки.
  4. Водящий идёт на звук, пытаясь поймать или коснуться обладателя колокольчика.

«Автогонки»

Цель игры состоит в обучении детей с помощью своего слуха определять направление движения объектов, правильно называть эти направления устно, используя соответствующие пространственные термины. Для игры потребуются 2 игрушечные машинки разного размера, цвета и способа управления (инерционная и обычная) и тёмная повязка на глаза ребёнка.

  1. Перед малышом ставят две машинки.
  2. Он должен изучить их – отметить размер, цвет, издаваемый при движении звук.
  3. После этого малышу завязывают глаза, и предлагают ему при помощи слуха понять, в каком направлении от него поехала машина и описать её размер и цвет.

Игры на ориентирование в пространстве в состоянии движения

«Найди игрушки»

Игра имеет целью научить малышей перемещаться в пространстве, при этом меняя или сохраняя направление движения с учётом ориентира или по указке педагога, одновременно произнося пространственные термины. Для игры потребуются несколько разных игрушек.

  1. Воспитатель объявляет детям, что все игрушки куда-то спрятались, а чтобы их отыскать, следует внимательно прислушиваться к подсказкам и выполнять их.
  2. Обнаружив игрушку, малыш должен рассказать, куда он шёл, куда и сколько раз поворачивал и где, наконец, нашёл игрушку.

«Разведчик»

Целью игры является закрепление навыка малыша ориентироваться при передвижении в пространстве детского сада, развивать его память и научить его составлять маршрут своего движения. Для игры потребуется лист бумаги с карандашом.

  1. Ребёнка инструктируют, что теперь он «разведчик», которому необходимо добраться до «секретного объекта» (кухни, кабинета психолога, логопеда, медсестры), хорошенько запомнить свой маршрут и всё увиденное по дороге, после чего обратно вернуться в «штаб».
  2. Вернувшись в группу, «разведчик» рассказывает, где он проходил (шёл по коридору, спускался или поднимался по лестнице), что встречалось на его пути справа или слева от него.
  3. Дальше малыш при помощи преподавателя рисует маршрут своего движения.

Речевая игра для усвоения предлогов за, перед, между «Угадай, что это».

Разложите на столе 15-20 разных предметов или игрушек. Предложите ребенку поиграть в загадки и отгадки. Скажите, что Вы будете загадывать какую-нибудь вещь на столе, а малыш будет ее отгадывать.

Я приведу примерные загадки и диалоги с малышом, а вы придумаете свои (с Вашим набором предметов и игрушек).

  • «Это лежит за настольной лампой» (за настолькой лампой три игрушки). Ребенок может попробовать отгадать: «Это мышка?». Скажите: «Нет. Моя отгадка за настольной лампой перед книгой. «А! Это очки!», — догадывается ребенок.
  • Дальше предложите малышу загадать Вам загадку и отвернитесь, чтобы не видеть, как он по-новому расставит предметы на столе. Повернитесь к столу и попытайтесь отгадать, помогая малышу наводящими вопросами. Например, ребенок Вам загадывает: « Это там, где краски». Уточните: «Рядом с красками много предметов. Может быть, это перед красками? Вот здесь?» «Нет», — кричит малыш, — «это не перед, это сзади». «А! Сзади красок. Мммм, там несколько предметов. Что же ты загадал. Аааа! Это между карандашом и ручкой, да?». «Да», — соглашается малыш. «Значит, это машинка!» «Точно, угадала», — радуется Ваш трехлетка, гордый тем, что такую сложную задачку загадал.
  • Повторите игру с разными игрушками и предметами.
  • Игру всегда надо прекращать тогда, когда малыш просит продолжить поиграть. Тогда он с удовольствием включится в нее и в следующий раз. Если же играть до тех пор, пока ребенок не утомится, то наступит пресыщение игрой, и ребенок откажется в дальнейшем в нее играть.
  • В игру можно играть и на прогулке с ракушками, листиками, камешками, веточками и игрушками ребенка.
  • В этой игре исподволь и незаметно в интересной деятельности Ваш малыш научится ориентироваться в пространстве и правильно обозначать словом расположение предметов.

Игры на ориентировку в микропространстве

«Разноцветное путешествие»

Игра должна закрепить навык ориентировки на клетчатом листе и развить воображение. Для неё потребуются мелкая игрушка и игровое поле.

  1. Ребёнку предлагают игровое поле, поделённое на разноцветные клетки.
  2. Игрушку ставят на первую клетку, откуда она отправится в путешествие.
  3. Педагог определяет направление движения игрушки посредством команд типа: «Две клетки вверх, одна вправо, стоп! Где сейчас игрушка?».
  4. Ребёнок, видя, на какого цвета клетке расположилась игрушка, в соответствии с этим цветом говорит, в какой местности оказался герой (например, голубая клетка – море, зелёная – лесная полянка, жёлтая – пустыня).

«Художник»

Цель игры – научить ребёнка ориентироваться на плоскости и закрепить понимание им пространственной терминологии. Для игры потребуются предметные картинки и картинка в качестве фона.

  1. Ребёнку объясняется, что в данный момент он художник, а педагог – его помощник.
  2. Необходимо создать картину.
  3. «Помощник» будет называть «художнику» место на картине, где нужно будет сделать то или иное изображение.
  4. После выполнения этого задания, ребёнок меняется с воспитателем ролями.

«Бабочка»

Игра закрепляет способность ориентации на микроплоскости, вызывает интерес к чтению и закрепляет его навыки. Требуется поле с буквами.

  1. В центре игрового поля находится бабочка.
  2. Малышу объясняется: «Бабочка обожает сладкий нектар и перелетает с цветка на цветок. А сегодня она приглашает в игру. На её полянке выросли необычные цветы с буквами. Тебе нужно следить за полётом бабочки и собирать с цветков буквы, так ты узнаешь слово, которое она загадала».
  3. Затем воспитатель указывает направление полёта бабочки, а малыш собирает буквы с цветков и выкладывает их на столе в ряд, и в конце читает полученное слово.
  4. После этого педагог и малыш меняются ролями: ребёнок задаёт направление движения, а воспитатель выполняет задание.
  5. В зависимости от загаданного слова можно менять буквы.

«Путешествие по азбуке»

Целью игры является закрепление способности ориентирования на микроплоскости, формирования образов слов и букв. Для игры потребуется игровое поле с буквами.

  1. Перед игрой ребёнку объясняется, что сейчас он отправится путешествовать в волшебную страну загадок, разгадать которые поможет азбука.
  2. Чтобы узнать отгадку, малышу предстоит правильно собрать все буквы.
  3. Далее воспитатель загадывает загадку и задаёт направление движения по игровому полю.
  4. Действуя по инструкции, малыш составляет из букв слово-отгадку.

«Волшебный сундучок»

Игра закрепляет навыки ориентирования ребёнка в микропространстве, активизирует использование в речи терминов «справа», «слева», «вверху», «внизу». Для игры потребуется сундучок с мелкими игрушками.

  1. Малыш должен внимательно рассмотреть несколько игрушек, после этого закрыть глаза, а педагог в это время раскладывает игрушки на двух полках сундучка.
  2. Ребёнок приспускает рукава и сквозь них обследует игрушки внутри сундучка, описывая, где они располагаются.

Игра «Что справа»

Дети сидят вдоль края ковра. По всем сторонам ковра расположено по 5-6 игрушек.

Вариант 1. Воспитатель просит детей вспомнить, где у них правая рука. Затем одному из детей предлагается встать в центр на ковре и назвать – какие игрушки расположены справа от него. При этом каждый следующий ребёнок повёрнут в другом направлении по сравнению с предыдущим.

Вариант 2. Воспитатель или кто-нибудь из детей называет игрушки, расположенные в одном ряду и просят ребёнка, находящегося в центре ковра назвать – с какой они стороны.

Вариант 3. Воспитатель просит одного из детей встать так, чтобы игрушки, сидящие по одной из сторон ковра (называет их), были справа от него.

Игра «На плоту»

Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Воспитатель задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например, Петя, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя; Серёжа, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Таня, кто стоит слева от тебя, и т.д.

Игра «Колокольчик»

Все дети сидят на ковре, один из них – водящий, он закрывает глаза. Ведущий (воспитатель) отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, – откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим.

Игра «Скажи наоборот»

Эту игру можно проводить как со всеми детьми, так и с 1-2. Воспитатель называет пространственные ориентиры, а ребёнок, получивший мяч или др., называет ориентир, противоположный по значению. Например, лево – право, верх – низ, и т.д.

Игра «Магазин»

В этой игре могут принимать участие двое детей или две подгруппы детей. Они сидят друг напротив друга, отгородившись ширмой. У каждого одинакового набора картинок (продукты, игрушки, канцтовары, одежда) и карточка, имитирующая полку магазина. Один ребёнок выкладывает картинки на своей карточке и называет место расположения каждой из них. Другой ребёнок старается воспроизвести всё в точности по инструкции. Затем, убрав ширму, дети могут сравнить оба «магазина».

Игры на формирование умений детей занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета).

Игра «Отгадай – где…»

Воспитатель предлагает детям встать в кружок на ковре и посмотреть, какие предметы или кто из детей находится слева, справа, сзади, впереди них. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается количество полученных очков-фишек у каждого ребёнка.

Игра «Корабли»

Все дети садятся вдоль одной из сторон ковра, на котором лежат табуретки (в виде перевёрнутых контейнеров) на одинаковом расстоянии друг от друга: 3-4 ряда по 3 шт. в каждом ряду. Это «острова» в море, а каждый из детей будет по очереди «кораблём». На каждом острове кто-то живёт (игрушка или карточка с изображением животного спрятана под табуреткой). Ребёнок выбирает к кому он отправится, а воспитатель даёт ориентиры, указав место отправной точки. Добравшись до нужного «острова», ребёнок поднимает табуретку, чтобы убедиться в правильности выполнения задания.

Вариант 1: воспитатель даёт поэтапные направления движения. Например, пройди вперёд два острова, поверни налево, пройди ещё один остров, поверни направо, пройди ещё один остров – ищи.

Вариант 2: воспитатель даёт ориентир расположения «острова» относительно других. Например, этот «остров» синего цвета, находится слева, а перед ним – белый «остров».

Вариант 3: воспитатель даёт ребёнку схему расположения «островов» и даёт указания по схеме, после чего ребёнок пытается найти нужный «остров» на ковре. Например, на схеме (3х3) нужный «остров» справа наверху, и т.п.

Игра «Где я сяду»

Эту игру рационально проводить перед занятием, чтобы рассадить детей на определённые места. Все дети собираются на ковре. На столах лежат перевёрнутые карточки (это может быть личный бэйдж ребёнка, парная картинка и т.п.). Воспитатель даёт каждому инструкцию, по которой ребёнок должен отыскать своё место, а карточка даст возможность самому проверить правильность выбора. Например, Марина, подойди к столу, который находится перед дверью, слева от окна. Сядь за этим столом справа. Миша, подойди к столу, который стоит между столом воспитателя и шкафом, лицом к окну, сядь слева, и т.д.

Игра «Давай меняться»

Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве кому-то одному из детей для нахождения определённого места в пространстве по заданным ориентирам. Например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина. Если Саша отыскал место верно, то ребёнок, стоящий на этом месте, встаёт на Сашино место.

Игры на формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

Игра «Что изменилось?»

Перед детьми на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Ведущий предлагает всем детям посмотреть и запомнить расположение игрушек. Затем дети закрывают глаза.

Вариант 1: ведущий убирает какую-нибудь игрушку и просит назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез Дракоша, который был внизу между щенком и попугаем.

Вариант 2: ведущий меняет местами две игрушки и просит назвать то место, где они были первоначально. Например, поросёнок сидел внизу слева, а мышка – наверху между щенком и телёнком.

В роли ведущего может быть, как воспитатель, так и ребёнок.

Игра «Новоселье»

В этой игре дети используют настенные полки для игрушек в виде домиков и небольшие игрушки (животные). Каждый из детей по очереди должен «заселить» дом по заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и т.д.

Эту игру целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей (2-3человека). В роли ведущего вначале выступает воспитатель, в дальнейшем необходимо привлекать детей, — это будет способствовать закреплению и расширению их активного словарного запаса.

Игры на формирование умений ориентироваться в движении.

Игра «Куда пойдёшь и что найдёшь»

Перед игрой все дети рассаживаются полукругом перед полками с игрушками. Один из детей поворачивается лицом ко всем детям, но при этом не видит, куда воспитатель спрятал игрушку. Затем ведущий даёт инструкции этому ребёнку. Например, сделай 2 шага вперёд, 3 шага влево, ещё 1 шаг вперёд, ищи на нижней полке. В роли ведущего вначале выступает воспитатель, затем – это может быть ребёнок, правильно выполнивший инструкцию.

Игра «Найди магнит»

Перед детьми на магнитной доске разнообразные магниты. Каждый из них загадывает, – какой магнит он будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Дети по очереди выходят к доске, чтобы найти «свой» магнит, при этом остальные дети дают подсказки, где искать. Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз.

Игра «Синхронное плавание»

Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве одновременно всем детям, иногда изменяя их направление относительно друг друга. Например, все сделали шаг вперёд, шаг вправо, два шага влево, повернулись вправо, сделали шаг назад и т.д.

Игра «Новая походка»

Эту игру можно проводить с 1-2 детьми на прогулке. Мы договариваемся, что мы сейчас походим не как все люди, а по-особенному. Например, два шага вперёд, один шаг вправо, или шаг назад, два шага вперёд. При усложнении игры ребёнок должен не только контролировать свою «походку», но и повернуть корпус так, чтобы прийти к определённой цели.

Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве).

Игра «Назови соседей»

Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить:

— что изображено справа от него,

— что нарисовано под ним,

— что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Вариант 2: воспитатель просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:

— в правом верхнем углу,

— вдоль нижней стороны листа,

— в центре листа, и т.п.

Игра «Лабиринт Гарри Поттера».

Воспитатель раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу), затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: воспитатель этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит – весь ли путь он проделал верно.

Игра «Геометрический диктант»

Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:

вариант 1: у воспитателя заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту;

вариант 2: кто-то из детей (под контролем воспитателя) выполняет работу на магнитной доске, которую затем можно повернуть ко всем детям.

Игра «Я еду на машине».

Перед каждым ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка.

Вариант 1. Дети, слушая инструкции воспитателя, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.

Вариант 2. Воспитатель начинает игру, дети по очереди придумывают и проговаривают следующий ориентир.

Игра «Калейдоскоп»

Для игры детям предлагается нарисовать орнамент или наклеить готовые формы (геометрические фигуры, вырезанные картинки) и рассказать о своей работе. Для этого воспитателю рационально будет дать тему работы. Например, «Закладка», «Коврик», «Лоскутное одеяло», «Пасхальное яичко», «Рамка для картины» и другие.

Игры — физминутки, направленные на развитие пространственного восприятия

Игра «Обезьянки»

На начальных этапах игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повто­ряя все действия за педагогом, показать и назвать части лица, головы.

Игра «Путаница»

Детям предлагают правой рукой за­крыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться ле­вой рукой до правого носка, а правой ру­кой — до левой пятки и т.д.

Игра «Путешествие жука»

Слушай внимательно и рисуй, как движется жук: одна клеточка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вверх.

Игра «Я робот!»

Игра учит ребёнка внимательно слушать команды взрослого.

Игра «Найди клад»

Цель игры — научить ребенка ориенти­роваться в пространстве, поворачивать на­право или налево

Игры на формирование ориентировки «на себе»

«Солнышко»

Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.

Оборудование: схематическое изображение лица человека.

Содержание: ребятам предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая где по отношению друг к другу располагаются все части лица.

«Скульптор»

Цель: учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей — либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях.

Оборудование: макет игрушки Буратино.

Содержание: ребятам предлагается макет игрушки Буратино. Буратино будет показывать движения, а ребята стараются четко все за ним повторить.

«Контролер»

Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения

детьми парно противоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека.

Оборудование: билеты красного и зеленого цвета, обручи

Содержание: ребенок (контролер) располагается перед другими участниками игры — пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади «контролера» с правой и левой стороны кладутся обручи, обозначающие автобусы. «Пассажиры» с красными билетами направляются «контролером» в левый автобус, а с зелеными — в правый.

Игры на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве

«Прятки»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в открытом пространстве.

Оборудование: —

Содержание: Все играющие делятся на две команды, которые возглавляют капитаны. По жребию определяют, кто будет прятаться, а кто — разыскивать. Для игры устанавливают место (дерево, стену, дверь и т. п.) — «город», куда должны прибежать игроки. Тех, кто должен прятаться, уводит капитан команды, указывает им места для укрытия, а сам возвращается к команде, которая должна разыскивать спрятавшихся. Капитан ходит, все время выкрикивая: «Мы находимся… (называет местонахождение)!». Это помогает его команде ориентироваться: оставать-ся в укрытии или бежать завоевывать «город». Если те, кто ищет, заметят хотя бы одного из спрятавшихся, они громко называют его имя и место укрытия, а сами группой бегут в «город». Команда, прибежавшая в «город» раньше другой, получает очко. Команда, которая прячется, может подбежать и завоевать «город» еще до выявления местонахождения соперников или после того, как их увидели.

«Дорога в школу».

Цель: развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память, умение составлять схему пути.

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Содержание: Ребенок вспоминает и рассказывает где по дороге в детский сад он видел школу, что было возле нее, в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Затем ребенок составляет схему пути в школу.

«Бег к реке»

Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в открытом пространстве, укрепление мышц тела.

Оборудование: мел, камни.

Содержание: Чертим линию, которая обозначает берег и прямоугольник, обозначающий реку. В «реку» кладутся камни. Вдоль «берега» выстраиваются игроки. По сигналу водящего игроки бегут к «реке», достают «со дна» камень и, бегом возвращаясь назад, отдают камень водящему. Игра носит соревновательный характер.

«Всадник»

Цель: развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях.

Содержание: Играющие распределяются по парам: один — «конь», другой — «наездник». Игрок-«конь» вытягивает руки назад-вниз, игрок-«наездник» берет его за руки. По команде в таком положении пары должны добежать до финиша. Победитель пары затем соревнуется с победителем другой пары.

Игры на ориентировку в пространстве с точкой отсчета «от себя» и «от предметов»

«Кто правильно назовет»

Цель: стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами.

Оборудование: —

Содержание: В игре ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то,

что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.

«Кто из детей стоит близко, а кто далеко?»

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя».

Оборудование: —

Содержание: дети выстраиваются на ковре на разном расстоянии от ведущего. Ведущий определяет кто из детей стоит ближе к нему, кто дальше.

«Вратарь»

Цель: закрепление навыков ориентировки ребенка относительно себя, развитие быстроты реакции, точности движения.

Оборудование: мяч

Содержание: Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.

Воспитатель: Раз, два, три — Справа (слева, прямо) мяч, смотри!

Игры на ориентировку в пространстве с помощью сохранных анализаторов

«Автогонки»

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами.

Оборудование: 2 машинки разного цвета, размера, способа управления (обычная и инерционная), темная повязка для глаз.

Содержание: ребенку предлагается 2 машинки. Ребенок, рассматривая их отмечает цвет, размер, звук издаваемый в процессе движения. Затем детям закрываются глаза и предлагают при помощи сохранного анализатора (слуха) определить и сказать в каком направлении от тебя сейчас поехала машинка, какого она цвета и размера.

«Жмурки с колокольчиком»

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов.

Оборудование: темная повязка для глаз, колокольчик.

Содержание: среди детей выбирается водящий. Водящему ребенку надевают темную повязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колокольчик.

Игры на ориентировку в пространстве в процессе передвижения

«Найди игрушки»

Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.

Оборудование: разные игрушки

Содержание: Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать «подсказки» (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.

«Разведчик»

Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве детского сада в процессе передвижения, учить составлять маршрут своего пути, развивать память.

Оборудование: лист бумаги, карандаш

Содержание: Ребенку дается инструкция: «Ты — разведчик. Тебе нужно дойти до секретного объекта (кабинета медсестры, логопеда, психолога, кухни), запомнить свой путь и все что ты увидишь по пути, и вернуться обратно в штаб (группу)». Возвращаясь в группу, ребенок рассказывает где он шел (поднимался или спускался по лестнице, шел по коридору), какие объекты встречались на его пути, что находилось справа от него, слева от него. В последующем ребенок с моей помощью рисует маршрут своего пути.

«Скок-перескок»

Цель: развитие внимательности, умения ориентироваться, укрепление мускулатуры ног.

Оборудование: мел

Содержание: На игровой площадке чертят круг диаметром 15- 25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30- 35 см для каждого участника игры. В центре большого круга стоит водящий. Водящий говорит: «Перескок!». После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая тоже на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

Игры на ориентировку в микропространстве

«Художник»

Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.

Оборудование: картинка — фон, предметные картинки.

Содержание: Рассказываем ребенку: Представь, что ты — художник, а я — твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребенок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями.

«Волшебный сундучок»

Цель: закреплять навыки ориентировки в микропространстве, активизировать в речи детей слова «вверху», «внизу», «справа», «слева».

Оборудование: «сундучок», мелкие игрушки

Содержание: ребенку предлагается обследовать, рассмотреть несколько предметов или игрушек. Затем ребенок закрывает глаза, а педагог раскладывает эти игрушки на 2 полочки сундучка. Ребенок вставляет руки «рукава» и, обследуя те же предметы уже внутри сундучка, рассказывает где они находятся.

«Разноцветное путешествие»

Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.

Оборудование: игровое поле, мелкая игрушка.

Содержание: ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. (Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого — на лесной полянке, желтого — на песчаном пляже и т.д.).

«Бабочка»

Цель: закреплять умение ориентироваться на микроплоскости, вызывать интерес к чтению, закреплять навыки чтения.

Оборудование: поле с буквами.

Содержание: ребенку предлагается поле с буквами. В центре поля бабочка. Ребенку говорится: Бабочка очень любит кушать сладкий нектар, перелетая с цветочка на цветочек. Сегодня бабочка пригласила тебя поиграть. На ее любимой полянке растут не обычные цветы. На каждом из них буква. Если ты будешь следить за ее полетом и вместе с ней собирать с цветов буквы, то узнаешь, какое слово она загадала. Далее педагог задает направление движения бабочки, а ребенок собирает с цветов буквы, выкладывает их на столе и читает получившееся слово. Затем педагог меняется ролями с ребенком. Теперь ребенок задает направление движения, а педагог выполняет это задание. Буквы можно менять в зависимости от загаданного слова.

«Путешествие по азбуке»

Цель: закреплять умение ориентироваться на микроплоскости, формировать образы буквы и слова.

Оборудование: игровое поле с буквами

Содержание: ребенку говорим: Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие по волшебной стране, где живут загадки, а азбука поможет тебе их разгадать. Если ты правильно соберешь все буквы, то сможешь узнать отгадку. Педагог загадывает загадку, а затем дается направление движения по игровому полю. Ребенок действует в соответствие с инструкцией, составляет слово — отгадку.

«Найди место»

Цель: формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, находить середину в плоскости.

Оборудование: цветные ленты, игрушки.

Содержание: на ковре при помощи цветных лент обозначается прямоугольник

такого размера, чтобы ребенок спокойно мог передвигаться. Детям предлагается задание: расположить игрушки согласно инструкции педагога. Например, мяч положить в дальнем левом углу, машинку — в середине,

мишку — в ближнем правом углу и т.п.

Игры на ориентировку с помощью схем и планов маршрута, планов пространства

«Адресное бюро»

Цель: учить ориентироваться на карте города, располагать на плане объекты в соответствие с расположением реальных объектов.

Оборудование: карта города, фотографии достопримечательностей.

Содержание: дети по памяти располагают фотографии достопримечательностей на карту города.

«Астрономы»

Цель: закреплять умение ориентировать по схеме, ориентироваться на микроплоскости (фланелеграфе).

Оборудование: фланелеграф, схемы созвездий, звездочки, колпаки.

Содержание: педагог рассказывает детям: Сегодня ночью был сильный ветер и сдул с неба почти все звездочки. Луне на небе стало очень грустно одной, и она попросила нас ей помочь. Сейчас мы с вами наденем волшебные колпаки и станем астрономами. Луна передала мне фотографию неба до того, как ветер сдул звезды и фотографии тех созвездий, которые здесь располагались. Сейчас вам нужно по фотографиям составить созвездия и вернуть их на наше небо. В процессе работы детей, педагог рассказывает вам легенды о тех созвездиях, которые выкладывают дети.

«Помоги Незнайке разложить учебные принадлежности»

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве по картинке — плану, в микропространстве, соотносить схематическое изображение предмета с реальным

Оборудование: картинка — план, учебные принадлежности.

Содержание: детям предлагается картинка — план со схематическим изображение учебных принадлежностей. Дети раскладывают реальные учебные принадлежности в соответствии с планом.

«Где Маша?»

Цель: закреплять умение соотносить реальное пространство с планом.

Оборудование: план

Содержание: Педагог рассказывает детям: Кукла Маша потерялась. Вот карта ее пути. Давайте найдем Машу и поможем ей вернуться домой.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]