Конспект нод по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе «городецкая роспись»

• Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, особенностями.

• Уметь выделять основные элементы узора.

Задачи:

• Обучающая: упражнять в рисовании Городецких цветов – купавки,розанчики, соблюдая последовательность этапов изображения; в нанесении оживки с помощью кончика кисточки.

• Развивающая: Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме. • Воспитывающая: развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.

Фрагменты конспекта открытого занятия по росписи в старшей группе — таблица

Автор и название темыНазвание части занятияХод работы
Лапёхина Татьяна,«Городецкая роспись»Организационный момент<�…Ребята посмотрите на эти деревянные расписанные изделия. Кто знает, как называется эта роспись? …><�…Ребята, а вы знаете, почему она так называется?
Основная часть.Изложение новой темыВоспитатель: На берегу Волги раскинулся древний город Городец — древнейший русский город-крепость. Здесь давным-давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать ее различными узорами. Это могли быть сцены застолья, гуляний, изображались поездки и выезды на охоту. Также рисовали гирлянды цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями.Существовали и другие варианты, с мотивами птиц и кошек. Изображались сцены сражения — это были целые картины. Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке. Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества. Был промысел прялок. В то же время была фабрика. Фабрика по изготовлению детской мебели и других предметов быта: детские стулья, столы, конь-качалка, шкатулки, чашки, разделочные доски, блюда, хлебницы.В настоящее время в качестве фона используют естественный желтоватый цвет дерева.Ребята, скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера?Цвета в узоре немногочисленны, но в очень ярких сочетаниях — красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение.Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?Ответы детей (уточнение названий: розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы).Это розан, это купавка, это ромашка. Посмотрите внимательно на эти цветы, они могут быть как в голубых и синих тонах, так и розово-красные. Ромашку узнать легко. У неё много тонких лепестков. У купавки центр смещён.Ребята, а хотели бы вы попробовать себя в роли мастеров, научиться выполнять элементы цветочной росписи? Хорошо, давайте займём свои рабочие места.
Практическая работаНа доске вы видите образец написания цветка, который называется ромашка, его поэтапное выполнение. 1 этап называется «подмалёвок» (изображение голубого круга в центре листа, 2 этап называется «оттенёвка» (синей краской круг в центре и лепестки ромашки) и 3 этап называется «оживка» (белой и чёрной краской выполнены завитки, точки).У вас на столе лежат листы, заранее покрашенные в жёлтый цвет (можно предложить детям на выбор разные формы посуды: вазы, разделочные доски и т. д.). Давайте приступим к первому этапу выполнения. Берём голубой цвет и рисуем подмалёвок — круг в центре нашей работы. Пока наш круг будет подсыхать, нарисуем ещё зелёные листья, создавая композицию.Теперь переходим ко второму этапу выполнения. Синим цветом выполняем оттенёвку: рисуем синий круг в центре цветка, а теперь по кругу располагаем лепестки друг напротив друга. Кто мне подскажет, как можно это сделать? (путём примакивания кисти).Прежде чем приступить к третьему этапу, надо будет немного подождать, чтобы подсохла краска. Проводим физминутку или гимнастику для глаз.Заключительный этап – «оживка». Нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью.
ИтогДети раскладывают свои работы на одном столе, выбирают наиболее понравившиеся, делятся впечатлениями и высказывают свои пожелания о том, какой элемент они бы хотели научиться выполнять на следующих занятиях. Читают выученные заранее стихи.Выставка детских работ…>
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-zanjatija-v-starshei-grupe-po-teme-gorodeckaja-rospis.html

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «мир диких животных»

Мастер-класс по рисованию для детей от 7 лет. Городецкая роспись

Как нарисовать городецкий узор на тарелочке поэтапно для детей от 7 лет
Автор: Богатова Оксана Николаевна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №94» Дзержинск, Нижегородской области. Описание: мастер-класс будет интересен воспитателям, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, родителям. Дети 6-7 лет смогут выполнить работу с помощью взрослых, а дети постарше — самостоятельно. Назначение: панно-тарелочка может послужить подарком родственникам, друзьям а также украсить интерьер на кухне. Цель: создание декоративного панно с городецкой росписью. Задачи: — продолжать знакомить детей с народными промыслами; — учить составлять узор из элементов городецкой росписи; — совершенствовать навыки рисования тонкой кистью; — развивать чувство композиции; — воспитывать интерес и уважение к народному творчеству. Прежде чем начать мастер-класс, предлагаю на минутку вспомнить историю городецкой росписи, почувствовать её солнечную, добрую атмосферу.


Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях близ города Городца. Жители окрестных деревень слыли искусными ремесленниками, среди которых были кузнецы, ткачи, красильщики, резчики, плотники и столяры. Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских игрушек до предметов мебели.


Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены вместо картин. Вскоре такой росписью стали украшать не только прялки, но и многие предметы народного быта: стульчики, лукошки, короба, солонки и игрушки. Городецкая роспись своеобразна по своей манере, поэтому спутать её достаточно трудно. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы и ромашки.


Сюжеты городецких изделий имели своеобразный неповторимый сюжет. Мастера изображали прогулки кавалеров с дамами, всадников на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах.


Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые ложились на изделие большими цветовыми пятнами, без предварительного контура. Рисунок наносился свободными мазками с графической обводкой чёрного или белого цвета. Преобладали синие, красные, белые и чёрные цвета. В наши дни мастера используют масляную краску, что расширило цветовую гамму. Но мотивы и технология городецкой росписи остались прежними. Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия: шкатулки, ларцы, декоративные панно, шкафчики, полочки, хлебницы, солонки, игрушки и мебель.


У нижегородских школьников стало традицией посещать Городец с экскурсиями.


Там они узнают много интересного из истории Нижегородского края. Окунаются в атмосферу быта своих предков. Могут всё потрогать своими руками.


И, конечно, участвуют в мастер-классах местных мастеров. Дети остаются в восторге от таких поездок.


А теперь позвольте представить мой мастер-класс по рисованию городецкой росписи. Материалы: бумажная тарелка,грунт акриловый белый, кисть для грунтовки, кисти для рисования №1, №2, №5, гуашь (жёлтая, рубиновая, белая), акварельные краски, простой карандаш.


Покрываем тарелочку грунтом (акриловый сохнет быстро).


Изобразим в центре тарелочки один из элементов — ромашку.В городецкой росписи ромашка может быть и синей, и фиолетовой, и красной, и оранжевой (многолепестковый фантастический цветок).Наносим рисунок простым карандашом.


Этап «подмалёвка».Делаем фон жёлтой гуашью (кисть №5).


Смешиваем рубиновую и белую гуашь, получаем розовый цвет. Делаем розовый фон.


Красной акварелью обводим цветок и закрашиваем круг в центре (кисть №2).


Внутри красных лепестков делаем второй ряд, затем белой акварелью обводим лепестки вокруг class=»aligncenter» width=»627″ height=»470″[/img] Обводим белым цветом большие лепестки внутри и маленькие — снаружи (кисть№2), добавляем по три штриха(белые и красные) наносим точки (кисть№1).


Теперь, рисуем листочки горчичным цветом. Листочки в городецкой росписи разнообразны по размеру, но всегда расположены группами. При этом никогда не превосходят размером центральный цветок композиции.


Рисуем зелёные листочки.


Делаем прожилки на листиках (кисть №1) — вдоль листочка проводим линию и несколько коротких поперёк.


Прожилки на зелёных листьях делают иначе.


Этап «оживка». Листочки горчичного цвета подчёркиваем со всех сторон тонкой линией (кисть№1)чёрной краской, а зелёные — с одной стороны — усиками.


Наша тарелочка готова.


В центре тарелочки можно изобразить и другие варианты городецких цветов, например, розы.


Дополнение — петелька, чтобы повесить панно на стену.


Моя работа к празднику Светлой Пасхи.


Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Городецкая роспись на разделочной доске Городецкая роспись разделочной доски. Мастер-класс с пошаговым фото Городецкая роспись разделочной доски. Мастер-класс с пошаговым фото Панно из цветной бумаги своими руками. Мастер-класс с фото «Городецкие узоры»

Похожие статьи:

Городецкая роспись. Мастер-класс

Сюжетная роспись

Это может быть роспись в два или три яруса, традиционная для промысла. В верхней части в таком случае пишется основной сюжет (застолье или гулянья, например), в нижней же сюжеты, которые позволяют теме раскрыться. Средняя часть обычно представлена цветочной полосой. Если же доски имеют не совсем вытянутую форму, художник может обойтись и без нижнего яруса: он изображает только главную сюжетную сцену, которая опоясана цветочной полосой.

Всадник символизирует жениха в городецкой росписи

Мужская фигура на лошади – жених, скромная девица около березки – невеста, с этим прочтением все просто

Обратите внимание, что на сценах застолий всегда тщательно прорисовывается стол, и он в принципе не пустует, на нем стоит самовар, ваза с цветами как символ достатка

Лица героев сюжетных композиций (и это бросается в глаза) обращены к зрителю, люди, развернутые в три четверти, встречаются крайне редко. Можно сказать, что владелец шкатулки или доски видит в сюжете самого себя (близкого человека) в желанных для себя обстоятельствах.

Рассмотреть все вышеперечисленные виды композиций городецкой росписи на примере готовых работ, вы сможете в представленном видео.

Фотогалерея: примеры детских работ

Воспитанники старшей группы вполне достойно изобразили городецкую птицу Воспитанники старшей группы вполне достойно изобразили городецкую птицу Ориентируясь на схему поэтапного рисования ребята вполне могут изобразить птицу Оригинальная основа для работы — шаблон деревянной ложки Оригинальная основа для работы — шаблон деревянной ложки Для начала ребята могут потренироваться создавать узоре на прямоугольной основе, а затем уже на шаблоне посуды Каждая доска имеет кайму определённого цвета, что делает её более красивой Каждая доска имеет кайму определённого цвета, что делает её более красивой Цветочные композиции получились яркими и сочными Голубые цветочки в городецком стиле смотрятся очень изысканно Голубые цветочки в городецком стиле смотрятся очень изысканно Полукруглый цветочный узор на тарелке смотрится чудесно

Городецкая роспись подарит дошкольникам массу положительных эмоций, ведь довольно простые элементы позволяют создавать невероятно красивые композиции. Педагогу нужно только продумать интересные темы для занятий, выбрав подходящую основу, и суметь максимально заинтересовать детей данным видом русского народного промысла.

Видеоматериалы

Короткое слайд-шоу под народную музыку с фотографиями изделий городецких мастеров

Подходит для показа на проекторе.

https://youtube.com/watch?v=PvMa-4MUTEM

Мастер-класс «Рисование ягодки»

Мастер-класс «Рисование подмалёвка»

Мастер-класс «Тенёвка и оживка»

Открытое занятие по изобразительной деятельности «Городецкая роспись»

Занятия по декоративному рисованию расширяют знания детей о народных промыслах, музыке, фольклоре. Активно пополняется словарный запас воспитанников. Палех, хохлома, гжель, городец — эти слова будут наполнены для ребят смыслом и сохранятся в памяти яркими, сказочными образами. Изучение особенностей и приёмов исполнения городецкой росписи способствует развитию пространственного и образного мышления, умения самостоятельного планирования действий и построения композиции. Создавая рисунки по мотивам городецкой росписи, ребята сами могут выбрать форму заготовки, продумать вид будущего орнамента и подобрать цвета для работы. Произведения мастеров из Городца близки детям своей красочностью и простотой композиции, побуждают к самостоятельному творчеству.

Основные приемы техники

Выделяют три этапа техники рисования картинок в городецкой росписи. Подготавливают основу из дерева, покрывают желтым цветом, реже красным или черным. На ней карандашом мастер намечает расположение главных элементов и их размер. Художники с опытом рисуют красками без эскиза.

Далее, одним движением широкой кисти, рисуют круг, выделяя основные части композиции, например основу цветка. Этот этап получил название «подмалевка». Для рисования узора применяют краски розового, голубого, или синего цвета. Также используют желтый, красный, бордовый, черный.

Название второго этапа городецкой росписи – «теневка», говорит само за себя. Кисть с краской более темного цвета аккуратно прорисовывают важные детали:

  • линии одежды;
  • лепестки-скобки;
  • прожилки у листика.

На заключительном этапе городецкой росписи кончиком тонкой кисти наносят штрихи, дуги, капли. С их помощью работа приобретает изящность, узор становится оживленным. Отсюда название этапа – «оживка». Рисуют белыми и черными красками.

Для защиты росписи от повреждений, высохшую картину покрывают бесцветным лаком в несколько слоев.

Существует и техника рисования узоров, когда художник хочет изобразить только цветы. Используют такие элементы:

  • розан (самый крупный цветок круглой формы);
  • бутон (маленький розан);
  • роза (дополненный бутон);
  • купавка (центр цветка находится правее или левее от центра);
  • ромашка (много лепестковый цветок с непредсказуемым цветом).

Чтобы получился розан, сначала необходимо нарисовать круг красной или розовой краской. Его изображают широкой кистью одним или двумя мазками. После приступают к «теневке» – тонкой кистью, более темной краской выделяют центр и лепестки-скобки по всему кругу. В конце белым цветом делают «оживку» – наносят много точек, капелек, штрихов.

Купавка по технике городецкой росписи схожа с розаном. Начинается узор с подмалевки – рисуют круг, после начинают его «теневку». Только в этом случае центр смещен в сторону, верхушка бутона выполнена в форме шарика. Далее от центра к краям рисуют полукруглые лепестки – чем ближе к бутону, тем меньше лепестки становятся. «Оживка» делается белой краской, обязательно прорисовываются все элементы внутренней части узора.

Для изображения розы рисуют яркий кружок. К нему пририсовывают лепестки в виде полукругов или листочков, также уменьшающиеся к бутону. «Теневку» в этом случае делать не обязательно, можно сразу перейти к «оживке» с помощью белой или черной краски. Центр украшают маленькими скобками, точками. Лепестки можно «оживить» штрихами-каплями.

Самым легким способом рисуется ромашка. Кистью среднего размера выполняется круг, намечается его центр. От него к краям прорисовываются каплевидные штрихи. Далее идет «оживка» лепестков белой краской.

Кроме цветов, на городецких работах всегда много листиков, разных по размеру, форме. Они располагаются группами по несколько штук. Форма самого простого листа напоминает семечку тыквы.

Городецкая роспись – один из ярких художественных промыслов. Несмотря на то, что в начале XX века он почти перестал существовать, талантливые мастера и художники смогли сохранить традиции городецкого стиля. Во многих странах мира посетители музеев и выставок могут лицезреть на расписанных предметах животных, птиц, цветы, а также целые сюжеты, отображающие жизнь крестьян. Сейчас это искусство является национальной гордостью.

Также рекомендуем посмотреть видео по нашей теме.

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Городецкая_роспись
  • https://womanadvice.ru/gorodeckaya-rospis-chto-eto-takoe-istoriya-osnovnye-elementy-i-cveta-kakie-est-vidy
  • https://www.gpa.cfuv.ru/attachments/article/3566/Роспись%20по%20дереву%20Чайка%20Н.М..pdf

Схемы работы над городецкими узорами

На занятиях по рисованию для освоения элементов росписи используются простые сюжеты. Но каждую работу нужно выполнять в определённом порядке.

«Бутон»

Работа над этой разновидностью цветов выполняется, в соответствии с инструкцией.

Цвет бутонов можно варьировать, но только в рамках цветовой гаммы городецкой росписи

  1. Начинаем с подмалёвка. Набираем мокрой кисточкой красную краску, удаляем излишек и ещё раз окунаем в воду, чтобы цвет был размыт.
  2. Прорисовываем круг — делаем нажим кистью, затем проводим полукруг и опускаем кисть вниз.
  3. Далее делаем оттенёвку — набираем концентрированный красный и проводим полудуги на бутонах, прорисовываем точки. Не забываем держать кисточку строго вертикально.
  4. Зелёной краской делаем оживку — зелёные листья.

В эту работу можно внести разживку, то есть добавить элементы.

«Ромашка и купавка»

Инструкция:

  1. Сначала работаем с ромашками.
  2. Делаем подмалёвок розовой краской (размываем красную краску).
  3. Насыщенным красным создаём оттенёвку — штрихи, расположенные по диаметру ромашки. Не забываем кисть держать перпендикулярно вниз.
  4. Приступаем к оживке. Делаем красную сердцевину цветка.
  5. Для разживки белой краской разбавляем оттенёвку — чередуем чёрные штрихи с белыми, а также делаем точки на серединке.
  6. Создаём подмалёвок купавки — рисуем круг.
  7. Оттенёвка представляет собой прорисовку серединки.
  8. Делаем разживку — рисуем белые прожилки-лепестки в виде двух полудуг с перемычками.

«Розан»

Теперь опишем инструкцию по работе над разновидностью «розан»:

  1. Для подмалёвка делаем красный круг и по два листика слева и справа.
  2. Белой краской рисуем полудуги в верхней трети розана.
  3. Соединяем их штрихами.
  4. Делаем лепестки, исходящие от нижней полудуги.
  5. В каждом лепестке делаем вертикальные штрихи.
  6. На листьях проводим линии-прожилки.

План составления конспекта занятия

Работа проходит в рамках стандартного 30-минутного занятия. И за это время дети должны не только познакомиться с теоретическими аспектами (историей традиции), но и на практике попробовать себя в роли городецких мастеров. Прежде чем распределять время, которое будет затрачено на каждый этап занятия, необходимо сформулировать цели и задачи. В качестве целеполагающих аспектов выделяются:

  • знакомство с историей возникновения росписи;
  • обучение писать отдельные элементы городецкой техники (например, розан, листок, купавка и т. д.);
  • закрепление навыка работы с красками и кистью.

К задачам относятся:

  • продолжение работы над развитием умения строить композицию рисунка;
  • обучение работы с элементами техники (точками, оживками, чёрточками и т. д.);
  • воспитание эстетического восприятия народного искусства.

Примерный хронометраж будет таким:

  • вводная часть — 7 минут (рассказ об истории росписи с просмотром презентаций, беседы по поводу увиденного или услышанного, если речь идёт о рассматривании картинок);
  • основная часть — 18 минут (работа над рисунками по инструкциям воспитателя с перерывами на пальчиковую гимнастику, физкультминутку);
  • заключительный этап — 5 минут (составление стихийной выставки работ малышей, выбор наиболее похожей, краткий самоанализ: «Что получилось?», «Что вызвало затруднения?», похвала воспитателя).

    Воспитатель должен контролировать каждый этап рисунка, показывая, как правильно делать нажим кисточкой

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]