Главная цель, которую преследуют сюжетные картинки для составления короткого рассказа, – стремление к развитию речи и мышления детей. Глядя на картинку, ребята стараются описать изображенное на ней, стремясь к составлению единого, логически связного рассказа. К сожалению, речь сегодняшних молодых людей далека от совершенства. Дети, подростки мало читают, общаются. Поэтому развитию правильной литературной речи должны уделять внимание семья, учителя, все взрослые, окружающие ребенка. Для этого существует огромное количество способов.
Как их можно использовать?
Один из них, уже упомянутый, – картинки для составления короткого рассказа. На нашем сайте вы найдете сюжетные картинки для ребят. Чрезвычайно важно, что изображения подчинены единой тематике, а значит ребенок, рассматривая их, сможет составить связное сообщение или играть в ролевые игры для дошкольников. Не зря при обучении иностранному языку изучающих просят описать картинку, придумать диалог согласно представленной ситуации, составить ролевые игры. Эта методика применима и при обучении родному языку в рамках детского сада или эстетического центра. Вы можете скачать иллюстрации для составления короткого рассказа и распечатать их для работы.
Методика по развитию речи на основе картинок для составления короткого рассказа несложная. Родителям советуем поиграть с малышом в ролевые игры, разложить перед ним иллюстрации, придумать совместно какую-нибудь историю, рассказ, в котором будут задействованы семья или друзья малыша. Следите за тем, чтобы при описании ребенок не перескакивал с одного действия, предмета на другой, а излагал мысли последовательно, логично. Проведя такой урок один раз, вернитесь к проработанной картинке через некоторое время: спросите у малыша, помнит ли он составленный им рассказ, какие детали он не учел, что мог бы добавить. Серии сюжетных картинок для составления короткого рассказа хороши для уроков по развитию речи в начальных классах, на уроках родного или иностранного языка. Описание иллюстрации, ролевые игры, рассказ на ее основе могут стать хорошей основой для творческой работы. Обычно дети с удовольствием откликаются на подобные задания, поскольку детская фантазия еще не закоренела, ее полет свободен и беспрепятственен.
Методика работы с картинками для детей потребует от родителей внимания и регулярности занятий. Именно семья должна быть заинтересована в развитии малыша. Они должны помочь ему составить рассказ, ролевые игры для дошкольников, а затем вместе их обсудить.
Серии картинок для детского сада или домашнего использования для детей ориентированы на разную тематику. Например, можно составить рассказ на тему «Семья», «Времена года», «Лес», «Дом» и т.д. Методика по развитию речи для детей предполагает всесторонний охват тем, по которым может быть составлен рассказ. Также методика предполагает использование игры для детского сада, в которых будут присутствовать иллюстрации или рассказ на выбранную тематику. В результате серии таких занятий малыши начинают говорить гораздо более связно, логично, прослеживается единая нить в их речи.
Обучение детей с ОНР рассказам по картинам
Опыт работы воспитателя детского сада. Обучение детей с ОНР составлению рассказов по картинам.
Формирование связной речи у детей с ОНР является одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Для детей с ОНР характерно отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний, бедность речевых и языковых средств, смысловые пропуски. Таким образом, в работе с детьми с ОНР необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребёнка развёрнутого смыслового высказывания. Одним из таких средств является наглядность, при которой происходит речевой акт. Важность этого фактора отмечали С.Л.Рубинштейн, Л.В.Эльконин, А.М.Леушина. Вторым вспомогательным средством будет моделирование плана высказывания, значимость которого неоднократно подчёркивалась педагогами В.К.Воробьёвой, В.П.Глуховым. Л.С.Выготский отмечал важность последовательного размещения в предварительной работе всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим. Исходя их этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников с ОНР, наряду с традиционными методами и приёмами, мною используются средства моделирования (схемы, пиктограммы, предметные картинки).
Средства наглядного моделирования используются при обучении дошкольников: • пересказу, • составлению описательного рассказа о единичных предметах, • составлению рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине, • рассказыванию с элементами творчества. Виды занятий с картинным материалом, которые я использую в своей работе. 1. Составление рассказов по серии сюжетных картин.
При работе над серией катин у детей формируется представление об основных принципах построения построения связного высказывания: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа. Мною использовались следующие приёмы работы по серии сюжетных картин: • Установление последовательности серии картин. • Отбор из нескольких картинок тех, которые иллюстрируют прочитанный рассказ. • Восстановление последовательности событий по памяти (рассказ был прочитан ранее, дети должны вспомнить события рассказа и разложить последовательно картинки). • Определение недостающей картинки (необходимо выложить картинки, кроме одной; дети должны догадаться, чего не хватает, и рассказать; только тогда выкладывается недостающая картинка). • Найти лишнюю картинку. • Распутывание двух сюжетных линий об одном главном герое. • Подбор к сюжетной картинке отдельных предметных изображений. • Использование семантических абсурдов (найти несоответствие между текстом рассказа и картинками). Также дети выделяли главную мысль в каждой картинке из серии и изображали её в виде пиктораммы (схематичного рисунка). Таким образом, составляется графический план рассказа.
2. Составление рассказа по сюжетным картинам.
Для составления рассказов я использую многофигурные картины с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Мы дежурим», «Дочки-матери», «Семья», «Игры на детской площадке», «Зимние развлечения»). Но на занятиях не стоит ограничиваться только картинами, предназначенными для дошкольников. Детям нужно предлагать и жанровую живопись, способную взволновать ребёнка, вызвать желание обсудить увиденное («Прибыл на каникулы», «Опять двойка» Ф.П.Решетникова, «Иван-царевич на сером волке», «Три богатыря», «Алёнушка» В.М.Васнецова, «Утро в сосновом бору» И.И.Шишкина). Нужно, чтобы ребёнок видел особенности композиции, цветовой палитры картины, сумел выразить своё отношение к изображённому на картине; при описании жанровой картины – почувствовал мастерство художника и его настроение. При анализе картины необходимо уделять внимание построению рассказа. В качестве плана при составлении рассказов по картине используются карточки-символы: • Вопросительный знак (название картины). • Схематичное изображение леса и города обозначает место действия. • Карточки с изображением времён года и частей суток – обозначает время действия. • Карточка со стрелками – обозначают композицию картины (передний план, центральная часть, задний план картины). • Схематичное изображение человека и животного – действующие лица, изображённые на картине. • Их одежда. • Смайлики с различными эмоциями – настроение и характер действующих лиц. • Радуга – цветовая палитра. • Символ «сердце» (дети рассказывают, какие чувства вызывает у них картина).
3. Описание пейзажной картины.
При разборе картины с использованием символов дети усваивают примерную схему последовательного описания: называют время года, перечисляют предметы ландшафта в последовательности, определяемой их пространственным расположением, описывают изображённые объекты, выражают своё отношение к картине (символы: время года, части суток, погода, композиция, слова-признаки, образные выражения, цветовая палитра, сердце). Требования к картине • Реалистичное изображение. • Картина должна быть высокохудожественной • Доступность содержания и изображения (отсутствие множества деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, незаконченности рисунка)
Этапы работы по составлению рассказов по картине.
I. Подготовительная работа. Значение подготовительной работы велико: чем тщательнее будет проведена подготовка к рассказыванию, тем меньше сил будет затрачено при составлении рассказа, тем лучше получатся сами тексты. Виды подготовительной работы: 1.Рассматривание.
Цели: привлечь внимание к картине; способствовать развитию зрительного восприятия. Эффективность этого вида деятельности возрастает многократно при комментировании самих детей, того, что они видят. Педагог должен отойти на второй план и вмешиваться в ситуацию только в том случае, если возникнет необходимость в уточнении названий предметов и явлений, в привлечении внимания детей к деталям картины, оставшимся за пределами зоны обсуждения; а также в том случае, если информация, которой дети обмениваются между собой, неверна.
2. Беседа по картине.
Цели: помочь ребенку проанализировать сюжет; активизировать знания детей об окружающем. Эффективность этого вида работы возрастает в том случае. Если удается создать у ребенка впечатление. Что его мнение по каждому вопросу интересно педагогу. Чтобы продуктивно построить беседу, нужно включит в неё следующие виды вопросов: Вопросы, направленные на: • анализ сюжета картины; • пополнение запаса представлений о тех или иных предметах и явлениях, связанных с данной картиной; • создание стимула к фантазированию;
3. Чтение художественной литературы о персонажах и предметах, которые есть на картине.
Цели: обогатить речь детей литературными речевыми образцами; пополнить знания детей о предметах и явлениях, изображенных на картине. Эффективность этого вида работы возрастает в том случае, если педагог соотносит речевые литературные образцы с картиной.
4. Словарная работа.
Цель: обогатить и активизировать словарный запас детей. * Называние предметов, изображенных на картине, и объяснение их предназначения; * Построение антонимических пар (игра «Наоборот»); * Построение синонимических рядов; * Подбор родственных слов, которые можно использовать при описании картины (с объяснением значения слова в отдельных случаях).
5. Различные игры.
Игры на акцентуацию внимания. Цели: развивать зрительное восприятие. Зрительную память и зрительное внимание, активизировать словарь — «Кто внимательный» — Дети поочерёдно заканчивают предложение, начатое логопедом, нужным по смыслу словом с опорой на картинку, называют детали картины; — «Найди предмет». Проходит в форме соревнования. Кто больше назовёт живых предметов, неживых предметов; — «Кто больше увидит?». Ребёнок называет изображённые на картине предметы определённого цвета, назначения, сделанные из того или иного материала. — «Классификации»; Игры на установление связи между предметами. Цели: научить детей находить связи между предметами, определять причинно-следственные отношения, активизировать словарь. — «Что с чем?»; — «Ассоциативные ряды или круги»; Я соединяю линией два предмета и прошу рассказать, как связаны между собой объекты, которые он соединил. Дети должны вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи. Можно использовать схематичное изображение слов-действий. Очень эффективным будеи обыгрывание детьми в пантомиме действий персонажей картины с последующим оречевлением. — «Оживи картину». Я предлагаю детям закрыть глаза и представить, что они попали в картину. Что вы слышите? (показываю символ «ухо»). «Пройдите» по картине, «дотроньтесь» до предметов, которые вам попадаются на пути. Что вы почувствовали? (показываю символ «рука»). Вдохните запах. Какие запахи вы почувствовали? (показываю симовл «нос»). Попробуйте на вкус. Какие у вас возникли вкусовые ощущения? (показываю символ «рот-язык»). Сенсорные игры. — «Сенсорная копилка». Скажите, какой предмет? Что ещё такое же? Дети придумывают метафоры и сравнения по моделям. — «Было – будет» Ребёнок выбирает любого героя картины. Придумай, что он делал раньше (до появления на картине), что будет делать потом; — «Я — другой». Выберите героя, скажите в каком он настроении (состоянии). Расскажите, какими он видит предметы или события в таком состоянии. Теперь настроение у него изменилось? Какими теперь он видит окружающее. — «Раскрась так же»; Языковые игры. — «Скажи ласково»; — «Я — Мы» — образование множественного числа; — «Действия»; — «Поэты» — подбор рифмы; — «Доскажи словечко»
II. Репродуктивный вид рассказывания (воссоздающий, использующий опору) 1. Описательные рассказы. • Описания предмета по образцу; • Описание предмета по вопросам логопеда: • Описательный рассказ по схеме; • Описательный рассказ по сенсорным символам; • Описательный рассказ по мнемотаблице; • Описательные рассказы по цветовым символам. 2. Сравнительно-описательные рассказы. • Сравнительное описание по аналогии. • Сравнительное описание по вопросам; • Сравнительное описание по схеме; 3. Описание картины • по традиционной методике. • по системе ТРИЗ; • по вопросам логопеда; • по плану; • частичное описание картины; • с помощью ориентировочных схем; • с помощью схематично изображенных деталей; 4. Описание динамического сюжета по картине Составление рассказа: • по опорным словам; • по аналогии; • по сюжетной картине и стихотворению; • по предложениям, составленным из опорных слов; • по картографической схеме (методика В.К.Воробьевой) III. Творческий вид рассказывания. Придумывание: • начала рассказа; • конца рассказа; • рассказ от имени какого-либо живого предмета, от первого лица; • рассказ от имени неживого предмета (оживление неживого предмета); • придумывание сказки (кантоминация); • придумывание рассказа на тему. • аналогично составляется рассказ по пословице и картине. При работе с рассказами необходимо соблюдать некоторые правила: 1. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать нужно только еще одним вопросом, или двумя. Количество вопросов пропорционально мастерству логопеда. 2. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла. 3. Перед занятием тщательно посмотрите конспект еще раз. Вопросы по картине должны быть лаконичными и точными. 4. Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди. Общие требования к организации работы с картиной: 1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада. 2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине. 3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей. 4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной. 5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема. 6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов. Требования к рассказам детей • точная передача сюжета; • самостоятельность; • образность, целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий); • наличие связей предложений и частей рассказа; • выразительность, умение интонировать, акцентирование наиболее значимых слов; • плавность речи, фонетическая чёткость каждой фразы • Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие коммуникативных умений детей 5-7 лет в театрализованной деятельности Духовно-нравственное воспитание дошкольников Приобщение детей дошкольного возраста 5-7 лет к русской народной культуре Конспект занятия для дошкольников. Заучивание стихотворения Серова «Подснежник»
Похожие статьи:
Методика проведения физкультурных занятий в детском саду
Утренняя гимнастика в подготовительной группе в игровой форме
Игры дразнилки для детей 5-6 лет
Танцевальный праздник в детском саду для детей 5-7 лет. Сценарий
Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка
Развивающие материалы по теме
Детский сад
Картинки по разным темам
Части животных
Предложите ребенку подобрать головы и хвосты различных животных. Или пусть он повеселится, создавая новых чудо-зверей!
Что понадобится:
- Изображения животных из журналов или недорогих книжек с картинками
- Ножницы
- Клей
- Листы плотной бумаги
- Вырежьте изображения различных животных. Разрежьте картинки пополам, разделив головную часть и хвостовую.
- Положите половинки картинок с головами на пол или на стол перед ребенком. Достаньте одну из половинок с хвостом и дайте ребенку подобрать к нему соответствующую голову.
- Пусть ребенок наклеит целое животное на лист бумаги. Продолжайте, пока все животные не будут восстановлены.
Варианты игры. Предложите ребенку специально перепутать головы и хвосты, чтобы получились новые смешные звери!
Осваиваемые навыки:
- Осознание собственного тела
- Навыки классификации
- Когнитивные / мыслительные навыки
- Развитие мелкой моторики
Рассказ по серии сюжетных картин по плану
- Однажды… таком-то месте… тот-то персонаж (назвать его)… делал то-то для того, чтобы…
- Потом он делал (смотреть на 2 сюжет)….
- Аналогично по каждому кадру побуждаем ребенка рассказывать о персонаже, его действиях и целях.
- Подведение итога, заключения. В итоге получилось …, поэтому можно сказать, что он (назвать персонаж) такой-то.
- Придумывание название получившемуся рассказу.
Серия картинок для рассказывания. Тема «Сказка про Ёжика» по рассказу В. Сутеева
(Изображение кликабельно, открывается в новой вкладке)
В дальнейшем можно дополнить составленный рассказ. Важно не заставлять ребёнка к работе по сюжетным картинкам, а включать эту деятельность в игровой сюжет. Можно предложить ребенку рассказать интересную историю любимой кукле или мишке. Можно предварительно подобрать загадки или короткие стихи, созвучные по тематике сюжету серии картин.
Другой вариант работы по развитию связной речи, это прием использования картин известных художников. На странице содержится альбом с подборкой картин и текстов описаний.
История в картинках
Все любят смотреть на семейные фотографии, вспоминая драгоценные моменты жизни. Узнайте, сможет ли ваш ребенок разложить фото в хронологическом порядке.
Что понадобится:
3 или 4 фото семейного отпуска, дня рождения или иного особенного события
- Перемешайте фотографии и разложите на столе.
- Попросите ребенка вспомнить, что происходило сначала, и выбрать соответствующее фото.
- Потом попросите его выбрать фотографию, на которой изображено то, что было дальше. Продолжайте, пока он не соберет все фото в хронологическом порядке.
- Попросите ребенка рассказать о том, что происходило, от начала до конца, задавая вопросы, чтобы помочь ему вспомнить все более подробно.
Варианты игры. Выберите несколько фотографий, отражающих разные события, и попросите его разложить их по событиям. После этого нужно будет разложить фотографии, посвященному одному и тому же событию, в хронологическом порядке.
Осваиваемые навыки:
- Навыки классификации
- Когнитивные / мыслительные навыки
- Тонкая моторика
- Подготовка к обучению чтению
- Установление последовательности/группировка
- Социальное взаимодействие