КАРТОТЕКА 200 упражнений для развития общей и мелкой моторикикартотека по коррекционной педагогике


Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика — это способность к точному выполнению мелких движений пальцами и кистями. В работу включаются мышечная, нервная, костная и зачастую зрительная системы.

Часто для понятия «мелкая моторика» используется термин «ловкость». Движения могут быть простыми (хватание игрушки) или сложными (письмо и рисование). Мелкая моторика очень важна в гармоничном развитии ребенка.

С рождения до 2 месяцев

В этом возрасте движения подчинены врожденным рефлексам. Малыш двигает пальчиками непроизвольно, то есть без причин или отвечая на внешние раздражители. Например, если надавить ему на ладошку пальцами, он довольно крепко их обхватит.

Это так называемый «хватательный рефлекс», который достался человеку от предков, когда детеныши обезьян удерживались на шерсти матери за счет хватания. В норме к концу двух месяцев малыш уже тянется ручками к вещам, может ухватить вас или себя за палец.

С 2 до 6 месяцев

В этот период начинает формироваться первичная координация — ребенок подключает к движениям рук зрение. Такое осознание — большое достижение. Малыш вполне может хватать предметы, находящиеся в его поле зрения и умело засовывает их в рот. Подолгу может рассматривать свои руки.

Ручки во рту — попытка избавиться от зуда при появлении зубов. Сидеть ребенок пока не умеет, но можно давать ему трогать разные поверхности для развития тактильных ощущений.

С 6 до 12 месяцев

Во вторые полгода жизни у ребенка улучшается зрение, мышцы становятся более крепкими. Начинается усвоение захвата — сначала пинцетного (пальцы щепоткой), затем щипкового (задействованы большой и указательный).

Ребенок пытается перекладывать предметы из рук в руки. Если он хочет получить что-то, но не может дотянуться, вытягивает ручку и показывает на вещь пальчиком.

В 8–12 месяцев малыш способен брать предметы и складывать их в коробку. Как правило, для этого он уже использует щипковый захват. Он может повторять движения за мамой, например, если она толкает машинку, он будет тоже это делать. Появляется первый интерес к рисованию, но неосознанно.

С года до двух

В этот период уровень развития уже значительно выше — ребенок берет предметы и изучает их. Он начинает различать размеры, формы и вес. Пытается дозировать свои усилия.

В 1,5 года умеет держать в руках ложку, может сам развернуть конфету. Пытается строить башню из нескольких кубиков.

Ближе к 2 годам уже не ворошит все страницы в книге сразу, а может переворачивать по одной странице. С интересом отвинчивает и завинчивает крышечку пюре «Агуша» в упаковке-непроливайке, специально разработанную для этих целей.

С двух до пяти лет

В этот период уже освоен статический захват, когда ребенок захватывает вещь и держит ее в руках. Идет изучение динамического — умение работать с предметом в руках, например, рисовать карандашом, резать бумагу.

  • В 3–5 лет мелкая моторика более развита у девочек, поэтому, если мальчик отстает, это можно считать нормой. У детей появляются навыки ухода за собой — пользование зубной щёткой, расчёской. Многие уже сами могут одеваться, застёгивать пуговицы, заклёпки, шнуровать обувь.
  • В 2–3 года ребенок может заниматься лепкой. Свободно открывает ящики стола, достает содержимое. Рисует пальцами простейшие фигуры.
  • В 3 года малыш может нанизывать бусы на проволоку, собирать ложкой крупу и пересыпать ее в стакан. В 3,5 с удовольствием занимается лепкой, но может делать только шарики и колбаски, рисует линию без отрыва руки, знает что такое замочки и липучки.
  • В 4 года ребенок обводит контуры и может строить высокие башенки из кубиков.
  • В 4–5 лет раскрашивает картинки, рисует карандашом. При этом рисунки более осознаны — на доме труба, окна и т.д.

Развитие мелкой моторики у дошкольников и помощь маме

Если ребенка не увлекают развивающие пособия — предложите ему настоящие дела.

Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

  1. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
  2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.
  3. Развешивать постиранное белье на напольной сушилке. Особенное полезно использовать прищепки.
  4. Разбирать чистые носки по парам, складывать высушенное белье.
  5. Мыть и/или вытирать посуду. Начинать можно с пластиковых предметов.
  6. Мыть свои игрушки (именно качественно мыть, а не играть в мытье).
  7. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
  8. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
  9. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.
  10. Помогать родителям отвинчивать различные пробки — у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
  11. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
  12. Собирать на даче или в лесу ягоды.
  13. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
  14. Вытирать пыль.
  15. Включать и выключать свет.
  16. Отлеплять и прилеплять наклейки.
  17. Перелистывать страницы книги.
  18. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

Почему нужно развивать мелкую моторику?

Связь подвижности пальцев и мозга, в частности, речи, выявил первым В. М. Бехтерев. «Рука — вышедший наружу мозг»,— писал также Кант.

Это значит, что любые глубинные психологические процессы (осознанные, неосознанные) всегда отражаются в положении рук и жестикуляции.

Педагог В. А. Сухомлинский о.

Такие фразы обусловлены тем, что движения руками и пальцами напрямую связаны с центром речи. Причем у каждого пальца своя проекция.

Важно! Мелкая моторика влияет на навыки мышления и воображения, она связана с двигательной и зрительной памятью. Развивая ее, ребенок становится наблюдательным, внимательным, лучше выражает свои мысли и желания. Ее уровень — один из показателей готовности интеллекта ребенка к школе.

Развитие мелкой моторики у дошкольников при рисовании и письме

Для развития графомоторных навыков можно распечатать задания «Обведи и раскрась»:

Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?

Главное — мотивация к занятиям. Специалистами создано множество специальных игр, эффективно влияющих на моторику. Нужно только учитывать соответствие возраста. Ключом к успеху будет регулярность игр (каждый день) и настойчивость.

Совет 1. Предложите малышу поиграть с сенсорной коробкой

Такие игры можно предлагать, когда ребенок уже не пытается тащить в рот все, что движется или дается.

Сенсорная коробка — простая, но интересная для малыша придумка. Возьмите какой-нибудь большой контейнер или тазик, наполните его чистым песком или крупой и закопайте в ней несколько небольших предметов — камешков, шишек, фигурок и т. п.

Ребенок до года с удовольствием будет копаться в наполнителе, закапывать и откапывать игрушки. Если ему это наскучило, можно сделать в тазике огород: грядки и сажать в них желуди или веточки, ставить фигурки зверей, людей, домики, машинки.

Совет 2. Сделайте малышу бизиборд

Такой вид занятий подходит для детей после 1 года. Бизиборд — это любой фанерный или мебельный щит, на котором закреплены различные кнопки, рычажки, выключатели, защелки, петли, колесики, обувные липучки, то есть, все, что можно трогать, нажимать, дергать, крутить и т. д.

Если еще при нажимании кнопки будет загораться лампочка или появляться звук, восторгу не будет предела. Но все устройства не должны быть острыми или опасными.

Можно также самим приклеить при помощи скотча или пластыря к столу/доске маленькие игрушки и попросить малыша освободить пленников из заточения.

Совет 3. Рисуйте пальчиковыми красками

Это занятие подходит для малышей старше 1 года, но если ребенку интересно, можно начинать и раньше. Кисточками малышу орудовать пока сложно, но откладывать по этой причине рисование не нужно.

В магазинах сейчас продаются специальные пальчиковые краски: даже если малыш проглотит немного красителя, вреда не будет. Кстати, они невкусные.

Можно пальчиковые краски сделать самим, но они более тусклые и плохо отстирываются. Для приготовления применяют соль (сделает краску невкусной), муку или крахмал для загустения, растительное масло. «Съедобные краски» можно сделать также из варенья, джема, горчицы, кетчупа.

Малыш с удовольствием сначала изучит краску, попробует посмотреть свои отпечатки ладошек и пальчиков на картоне, а потом охотно начнет рисовать линии и круги.

В 3–4 года дети уже изображают машины, солнце, дом и т. д.

Совет 4. Посмотрите, какие развивашки есть в детских магазинах

В магазинах не выбирайте куклы для девочек и стрелялки для мальчиков, а озаботьтесь полезностью игрушки для мелкой моторики. Поверьте, это тоже очень интересная вещь. Отдавайте предпочтение именно этому.

Детям до года подойдут растяжки с яркими картинками или фигурками, музыкальные игрушки, подвески с тактильными элементами — шуршащими, ребристыми, резиновыми и тканевыми.

Ближе к году можно купить простые деревянные или пластмассовые кубики: перекладывать их из коробки на пол и обратно, ставить друг на друга — строить домик. Также подойдут игрушечные машинки, которые можно толкать, фигурные игрушки в виде животных из разных материалов.

Можно попробовать заворачивать игрушки в бумагу и предлагать ребёнку их развернуть.

Игрушки от года до трёх лет:

  1. Пирамидки — они настолько разнообразны по форме, что можно найти на любой вкус: круглые, квадратные, треугольные и пр. А если еще купить стучалки с молотком, бизиборды с дергалками, радость будет зашкаливать.
  2. Бусы, которые нужно собирать по размеру, цвету или рисунку.
  3. Сортеры с крупными деталями, игры с прищепками, кинетический песок.
  4. Массажные мячики для катания по руке, тактильные и ребристые дорожки.

В возрасте старше трех лет дети уже могут обводить рисунки, штриховать и раскрашивать, повторять несложные формы. Можно готовить руки к письму — для этого подходят разные тренажёры, например, в виде деревянной доски с отверстиями, линиями, кривыми узорами, которые необходимо обводить деревянной палочкой. Можно заниматься и на обычных трафаретах для рисования с изогнутыми линиями.

Детям будет интересно сортировать мелкие детали по цветам, формам и другим признакам. Сегодня продаются специальные наборы для такой сортировки. Можно также купить мозаику для сборки по схемам.

Новое слово в сфере — специальные детские хранилища, например, шкафчик для сортировки мусора, бытовой техники, пуговок, «транспорта». Игра представляет собой небольшой комод с выдвигающимися ячейками и прорезями. Задача ребёнка — правильно разложить в них фигурки и предметы.

Отлично развивают моторику конструкторы типа «Лего».

Совет 5. Научите ребенка писать ручкой

Это можно сделать тогда, когда малыш научится читать. Письмо полезно еще и потому, что при этом тренируется кисть с ее динамическим захватом. Чтобы сподвигнуть малыша к писанию, скажите, что в школу его без этого не примут (дети мечтают пойти в школу и будут стараться, хотя примут их, конечно, без этого тоже) или попросите написать письмо Деду Морозу о подарках.

Совет 6. Тестопластика

Сюда относится лепка из пластилина, глины и соленого теста. Здесь нет границ для фантазии: лепить можно не только колбаски и шарики, но и фигурки людей, животных, предметы быта.

Фигуры можно делить, затем снова слеплять и пр., делать из них лепешки, оклеивать ими баночки, веточки, и. т. д. Выкладывать заданный рисунок на картоне или фанере. Лепить геометрические фигуры, цифры, буквы.

Совет 7. Пальчиковая гимнастика

«Пальчиковые игры» — это занятия, в которых при помощи пальцев, дети пытаются инсценировать какие-то сказки, истории. Многие игры требуют участия обеих рук, помогут сориентировать детей в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Тренировать нужно каждый палец.

Лучше такие занятия сочетать с чтением стихов, сказок, работой над потешками, прибаутками, то есть любым речевым материалом. При прослушивании сказок, дети учатся со взрослыми изображать персонажей, двигать их пальцами, совершая действия.

Для маленьких достаточно 3–5 минут в день, после 5 лет — до 15 мин. Более подробно о пальчиковой гимнастике здесь.

Совет 8. Игры с мячом

Для ребёнка можно подобрать маленький мячик диаметром 3–5 см. Для более взрослого нужен экземпляр побольше, чтобы он полностью занимал ладонь, но его можно было удобно захватить пальцами.

Дети предпочитают прыгучие, легкие и яркие мячи.

Лучше начать с массажного мячика. Ребристая игольчатая поверхность воздействует на нервные окончания, активизируя кровообращение.

Достигаемый эффект:

  • побуждение к общению;
  • точность движений по силе, ловкости и глазомеру;
  • быстрота реакции и мышечная сила.

Совет 9. Графические задания

Графические навыки даются уже в детском саду на занятиях изобразительного искусства, но дополнять их можно и дома. Такая деятельность помогает лучше ориентироваться в ширине и длине листа, готовит руку ребенка к обучению письму.

Лучше, если задания будут иметь имеют образно-смысловую нагрузку. Например, рисование волн, радуги, клубов дыма, чешуек у рыб. Дети охотно дорисовывают недостающие детали у цветов и предметов, обводят лекала, раскрашивают контуры изображений, картинок в альбомах.

Опыт графики приобретается при выполнении различных штриховок, копий рисунков, получаемых при обведении контуров по точкам или пунктирным линиям или орнаментов по клеточкам. При этом ребенок обучается понимать термины «сверху-вниз» и «слева-направо», штриховать ровно без пробелов, не выезжая за контур.

Игра «Ножницы»

Цель игры: координация движений, тренировка мышц кисти, концентрация внимания, развитие мелкой моторики рук.

Необходимые материалы: поднос, на котором лежат ножницы (лучше пластмассовые с тупыми концами) и несколько листов толстой цветной бумаги. На некоторых листах обозначены линии отреза.

Ход игры: Ведущий загадывает загадку: Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. После того как ребенок угадал, ведущий предлагает порезать ножницами бумагу. Если ребенок легко справился, ему дают задание резать по линиям и выполнять сложные движения по вырезанию узора.

Следует учесть, что, приобретая навыки уверенно держать ножницы, ребенок потом так же уверенно сможет держать карандаш и вести по бумаге точные линии.

Игра «Маленький аптекарь»

Цель игры: развитие мелкой моторики; движений пальцев рук, координации.

Необходимые материалы: на маленьком подносе лежат пинцет, чашка с бусами и платформа с ячейками для бус. Бусинок в чашке ровно столько, сколько ячеек в платформе. Каждая ячейка должна быть окрашена под цвет бусинок. В начале можно использовать больше бусинок.

Ход игры: Ведущий рассказывает про аптекарей, как они готовят различные лекарства. Показывает, как можно с помощью пинцета перекладывать бусины. Затем предлагает ребенку заполнить ячейки бусинами. Когда платформа окажется заполненной, бусины с помощью пинцета перекладывают обратно. Игру можно усложнить, изменяя размер бусинок и ячеек платформы. Однако следует учесть, что игра достаточно сложная и требует от ребенка при работе предельной концентрации внимания и внутреннего контроля. Если у ребенка бусина упадет на поднос, он всегда сможет исправить ошибку. Поскольку игра требует большой точности в движениях, необходимо отмечать каждое удачное действие малыша.

Игра «Цветные капли»

Цель игры: развитие мелкой моторики, движений пальцев рук, концентрация внимания, координация.

Необходимые материалы: на подносе лежит платформа для заморозки воды в холодильнике. Сверху платформа делится тремя перекрытиями красного, синего и желтого цвета. Рядом с подносом стоят 3 пузырька с разноцветной водой. Вода подкрашена пищевыми красителями желтого, красного и синего цветов (можно использовать газированную воду). В каждом пузырьке — пипетка с колпачком из толстой резины. Маленькая губка.

Ход игры: Ведущий показывает, как из разных пузырьков с помощью пипетки перенести воду в соответствующие ячейки платформы. Ребенок повторяет, и постепенно ячейки наполняются водой в соответствии с их цветом. Затем с помощью пипеток вода вновь переносится в пузырьки.

Ребенок не только развивает пальцы рук, работая с пипеткой, но и тренируется в дифференцировании и распределении цветов, в их сравнении и различении.

Игра «Найди сюрприз»

Цель игры: развитие мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению.

Необходимые материалы: фантики (10-15 штук), мелкие предметы (значки, пуговицы, камушки и т.д.).

Ход игры: Ведущий заворачивает значок в 4-5 фантиков. Ребенок должен развернуть все фантики и аккуратно сложить.

Игра «Вышивальщицы»

Цель игры: развитие мелкой моторики, уточненные движения пальцев рук, концентрация внимания, координация.

Необходимые материалы: на подносе лежат листки картона с нарисованными на них линиями. Есть простые рисунки, есть более сложные. На линиях имеются отверстия, куда пройдет иголка с ниткой (в более сложных заданиях эти отверстия лишь намечены точкой). Клубок шерстяных ниток, 1-2 толстые иголки.

Ход игры: Ведущий рассказывает о вышивальщицах, если есть возможность, показывает различные вышивки и предлагает ребенку поиграть, объясняя, как вышивают. Затем ребенок берет иглу и вставляет нитку в ушко иголки. Сначала в этом ему помогает взрослый. Позже он делает это самостоятельно. Концы нити соединяются, и завязывается в узелок. Затем ребенок делает стежки на картонках с отверстиями (для более облегченного варианта можно использовать вместо иголки шнурок), продевая иглу то вверх, то вниз. Следует учесть, что работа с иглой, особенно вдевание нитки и завязывание узелка, очень сложна для маленького ребенка. Вначале лучше не просто показать, а терпеливо проделывать эти операции вместе с ним, рука в руке, и точно уловить момент, когда можно отпустить руку ребенка и предложить ему действовать самостоятельно.

Игра «Зашнуруй ботинок»

Цель игры: освоение навыка одевания, развитие мелкой моторики, координация, ориентировка в пространстве.

Необходимые материалы: пара кроссовок и шнурки.

Ход игры: Ведущий показывает, как можно зашнуровать кроссовок, и просит ребенка зашнуровать так же второй кроссовок. Во время игры необходимо сначала показать вариант шнуровки и зашнуровать вместе с ребенком. По мере усложнения игры можно только показывать готовые образцы.

Игра «Бусы»

Цель игры: развитие мелкой моторики, координация, различение по форме и цвету предметов, концентрация внимания.

Необходимые материалы: нитка, пуговицы разной величины и цвета.

Ход игры: Ведущий предлагает ребенку сделать бусы. Можно дать задание сделать бусы по образцу, выбрав пуговицы по форме и цвету.

Игра «Разноцветные прищепки»

Цель игры: развитие мелкой моторики рук, обучение цветоразличению, развитие внимания.

Необходимые материалы: 2 набора корзинок с прищепками . Прищепки раскрашены в красный, жёлтый, синий, зеленый цвет (по З каждого цвета). Корзинку можно заменить чашкой или тарелкой, пластмассовым ведром. Главное, чтобы прищепки легко прицеплялись к краям.

Ход игры: У ведущего и ребенка есть по корзине с цветными прищепками. Ведущий берет корзинку, ставит на стол и просит ребенка подать ему прищепку и назвать её цвет. Если малыш не знает, то ведущий называет цвет сам. Затем ведущий показывает как тремя пальчиками можно прикрепить прищепку к краю корзины.

Когда ребенок освоит это действие и сможет легко прикреплять прищепки, например, все прищепки одного цвета и назвать их цвет, ему дают задание прикрепить прищепки в определенной последовательности цвета, выполнить определенную последовательность из прищепок как на корзине у ведущего. Следует обратить внимание на то, чтобы ведущий прикреплял прищепки тремя пальцами, т.к. ребенок должен видеть правильные движения.

Многократное повторение движения разжимания и сжимания прищепок тренирует кончики пальцев рук, оказывает тонизирующий массаж и давление на точки мускулатуры, отвечающие за активизацию центров речи головного мозга.

Наблюдая, какой рукой предпочтительнее работает ребенок, можно определить ведущую руку. Однако желательно чтобы ребенок работал обеими руками.

Игра «Разложим по порядку»

Цель игры: развитие мелкой моторики, координация, различение по форме и цвету предметов, концентрация внимания.

Ход игры: Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое — все зеленые». Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишню, а зайка — только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите поднять их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца — этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

Игра «Пересыпаем ложкой»

Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. (Обе чашки должны быть сухими.) Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размещать его.

Игра «Ну-ка, вылови!»

Поставьте на поднос две тарелки: слева — глубокую, а справа — мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить в мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду — собрать губкой.

Игра «Выловим из воды»

Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких плавающих предметов: кусочки пробки, веточек и т.д. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито малыш должен держать в правой руке.

Игра «Волшебное сито»

Скажите: «В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!» Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом — рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку.

Игра «Перекладываем лопаткой пирожные»

Для этого упражнения можно «испечь» пирожные из пластилина или использовать небольшие предметы (например, крупные пуговицы), на улице — слепить из снега или влажного песка. «Пирожные» не должны иметь форму шариков, чтобы они не скатывались с лопатки.

Игра «Была лужа и нет ее»

Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

Игра «Взбиваем крем»

Налейте в миску немного воды и капните несколько капель шампуня. Покажите малышу, как взбивать, правильно держа венчик и совершая движения по часовой стрелке. Левая рука должна в это время придерживать миску. Обратите внимание ребенка на результат — появление пены. Когда ребенок начнет взбивать сам, помогите ему вначале, слегка направляя его руку. Закончив взбивать, ребенок должен обязательно убрать за собой, аккуратно вытерев лужицы.

Игра «Не просыпь и не пролей»

Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок). Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание — это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.

Игра «Собираем грибы в лесу»

Разложите на полу кусочки поролона и скажите малышу: «Вот тебе корзинка, попробуй собрать все грибы на полянке!» Покажите, как брать кусочки поролона: тремя пальцами правой руки. Собранные «грибы» надо по одному класть в корзину. Проследите, чтобы ребенок собрал все «грибы»: это развивает внимание и приучает к аккуратности.

Игра «Бусы»

Цель игры: развитие мелкой моторики, координация, различение по форме и цвету предметов, концентрация внимания.

Ход игры: Ведущий предлагает ребенку сделать бусы. Можно дать задание сделать бусы по образцу, выбрав пуговицы по форме и цвету.

Игра «Открой и закрой»

Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами, или хозяйкой, которая держит в баночках разные крупы. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все эти баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.

Игра «Соберем все бусинки»

Бросьте камешки в песок. (Если играете дома, насыпьте на поднос). Сначала предложите ребенку собирать камешки первыми тремя пальцами правой руки (закрепление навыка). Затем покажите, как пользоваться ситом: его надо держать в левой руке, а правой насылать совком песок в сито. Оставшиеся в сите камешки надо аккуратно пересыпать в ведерко.

Игра «Посыпаем дорожки»

Предложите ребенку посыпать «песком» (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5 см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного спичечного домика к другому. Песок надо сыпать теми же тремя пальцами (сложив их «щепоткой») не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно сделать дорожку между двумя

Игра «Найди пару»

Подберите несколько пар одинаковых небольших предметов, например две пуговицы, два шарика из ваты, две катушки и т.д. Разложите их в два одинаковых бумажных пакета: один предмет из пары — в один пакет, другой предмет из пары — в другой пакет. Попросите ребёнка, не глядя, сунуть руку в первый пакет и вытащить оттуда любой предмет. Теперь (опять же не глядя) пусть он попробует найти на ощупь во втором пакете точно такой же предмет.

Дидактические игрушки и их роль в процессе работы над моторикой

Любая дидактическая игрушка призвана к обучению, но она должна быть красочной, привлекающей внимание и желание с ней играть.

ТОП-10 самых популярных дидактических игрушек для мелкой моторики:

  1. Развивающие коврики. Имеют разную поверхность: «трава», «шипы», «жесткие камни», «мягкие камни», «шишки» и др. Заинтересуют ребенка и музыкальные коврики, где прорисованы шаги и дорожки. Для детишек постарше можно найти коврики, которые собираются как пазлы. На них зачастую есть буквы или цифры.
  2. Фигурки на магнитах. Поверхность холодильника — это замечательное и любимое «поле действий» для маленького исследователя. Магнитиков на холодильники много, выбирать их можно по возрастам малыша. Совсем маленькие детишки начнут развивать навык передвижения магнитов, узнавать названия животных. Ребяткам постарше интересно изучать буквы и цифры, выстраивать слоги и слова.
  3. Тесто для лепки или полимерная глина. Здесь ребенок самовыражается. Лепка массирует кончики пальцев, улучшает тактильную чувствительность, развивает фантазию. Ребенок учится лепить геометрические фигурки. Маленьким деткам не рекомендуется давать обычный пластилин, для них продаётся специальный — «тесто для лепки».
  4. Кинетический песок. Состоит из кварцевого песка и синтетической добавки Е900. Он абсолютно безопаснный, более пластичный, чем обычный, не пересыхает и не прилипает к рукам. Из него можно строить фигуры, замки и многое другое. Песок бывает разных цветов.
  5. Мольберты и доски для рисования. Рисовать любят все дети независимо от умения. Есть мольберты 2 в 1 с доской для мелков и магнитной доской, на которой рисовать можно фломастерами и тут же стирать.
  6. Гриб-винт. Очень простая игрушка, на которой можно проследить весь процесс вкручивания гриба со шляпкой-винтом в ножку с отверстием. При этом прекрасно тренируется ловкость рук, укрепляются мышцы кисти и запястья. Для детей постарше можно купить конструкторы, где с помощью мелких болтов и гаек можно собирать машинки, дома, самолеты и многое другое.
  7. К 3 годам интерес вызывает мозаика. Для начала ребенку нужно показать, как строить домик, цветочек, в дальнейшем он порадует вас собственными изобретениями, которые поначалу могут и не представлять собой что-то определенное. Можно добавить пазлы. Начинайте с небольшого количества элементов (от 6 штук), крупных по размеру.
  8. Шнуровки. Помогают развить усидчивость, логику, улучшают глазомер и гибкость кисти. Начинать можно уже после года, например, надевать разноцветные макароны на нитку или деревянные игрушки, пришивать пуговицу (с деревянной иглой), пытаться по-разному шнуровать (стежки, крестик).
  9. Конструктор типа Lego. Эта игрушка вызывает восторг у малышей любого возраста. Пользы от нее много — она тренирует навык моделирования и конструирования, креативность, память, наблюдательность и внимательность. Игра яркая, привлекательная. Конструирование — самый простой способ развития у ребёнка пространственного мышления, моторики, творческих способностей и произвольных действий. В коллекции Lego самые разные модели — от пожарных и скорых машин, катеров до целых островов и городов.
  10. Пальчиковый театр. Эта игрушка поможет развить все пальчики на обеих руках, укрепит кисть (что подготавливает к письму), улучшит воображение, мышление, память, стимулирует речевой аппарат, поможет лучше ориентироваться в пространстве.

Как видите, игр, игрушек и заданий для развития мелкой моторики рук у детей огромное множество. Помните, чем развитее руки, тем умнее ваш ребёнок.

Знакомясь с миром, малыш трудится, а не пассивно созерцает. Этим он закладывает для себя основу первых знаний. Не ругайте его при неудачах, и не ставьте в пример других. У него все тоже получится.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]