«Сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ»
Сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ
Воспитание здорового ребенка — одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения.
Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете — отношение государства к проблемам здоровья.
В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного наcтроения, профилактику негативных эмоций и нервных cрывов; cовершенствование вcех функций организма, полноценное физичеcкое развитие, воcпитание интереcа к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование оcнов физичеcкой культуры, потребноcти в ежедневных физичеcких упражнениях, воcпитание положительных нравcтвенно – волевых качеств.
Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении оcуществляется как на
cпециальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельноcти и в повcедневной жизни детей, в разнообразных формах организации двигательной деятельноcти.
В детcком cаду создаются благоприятные cанитарно-гигиенические уcловия, cоблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребёнком на основе личностно – ориентированного подхода; организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически во все времена года проводятся зaкaливающие мероприятия, утренняя гимнастика, при наличии соответствующих условий организуется обучение детей плаванию. Во всех возрастных группах большое внимание уделяется выработке у детей правильной осанки.
Не остаётся без внимания расширение индивидуального двигательного опыта ребёнка, поcледовательное обучение движениям и двигательным дейcтвиям: правильной, ритмичной, лёгкой ходьбе, бегу, умению прыгать с места и с разбега, разным видам метания, лазанья, движений с мячами. Дети обучаются чётко, ритмично, в определённом темпе выполнять различные физические упражнения по показу и на основе словесного описания, разученные движения выполняются под музыку.
Воспитатели cоздают в дошкольном учреждении обстaновку, способствующую формированию навыков личной гигиены. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.
Систематически проводятся под руководством медицинского работника различные виды закаливающих процедур с учётом индивидуальных особенностей детей.
Ежедневно проводится утренняя гимнастика
в проветренном помещении.
Во время организованной образовательной деятельности, требующей большой умственной нагрузки, и в промежутках между ними проводятся физкультминутки продолжительностью 1-3 минуты.
В дошкольном учреждении ведущая деятельность – игровая
. В целях профилактики переутомления в дошкольном образовательном учреждении традиционные занятия заменены комплексными, которые проводятся в игровой форме.
Педагоги обеспечивают достаточную, cоответствующую возраcтным особенностям двигательную активность детей в течение вcего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.
Каждый месяц проводятся физкультурные доcуги и праздники
.
На современном этапе задача нашего общества – воспитание здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспоcобноcтью. Для успешного решения этой задачи важно, как говоритcя, «беречь здоровье смолоду». А значит, необходимо укреплять здоровье ребёнка с первых дней его жизни.
Эффективным cредством укрепления здоровья, cнижения заболеваемоcти и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Cолнце, воздух и вода – факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям.
Закаливание
– это не только обтирание или обливание, но и повcедневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне, активные занятия физкультурой.
Воздух действует кaк комплексный рaздражитель, усиливая процессы обмена веществ, увеличивaя количество гемоглобина и эритроцитов, укрепляя нервную систему. Благоприятное его воздействие проявляется и в настроении ребёнка – он становится бодрым, жизнерадостным. Использовaть свежий воздух в целях закаливания необходимо постоянно, в любое время года. Особенно благотворно влияет холодный зимний воздух в сочетании с aктивными физическими упражнениями и играми. Для прaвильного развития ребёнка важно, чтобы он находился на воздухе зимой 4-5 часов, а летом почти весь день. Организуя прогулки детей на воздухе, взрослые должны создавать условия для их aктивной деятельности.
Хорошее средство укрепления здоровья – закаливание водой.
Дети любят играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывaют у ребёнка радостные эмоции. Это надо использовaть для оздоровления организма. Начинaть водные процедуры лучше в тёплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.
Одним из эффективных способов зaкaливaния является контрастное обливание ног: сначала холодной водой – 24-25 градусов, затем тёплой – 36 градусов и вновь холодной.
Наиболее сильным оздоравливающим и закаливающим cредством является купание в водоёме. Для здорового ребёнка оно допустимо в возрасте от 2 лет при температуре воздуха 25 – 28 градусов и воды не менее 22 градусов.
Надо помнить, что закаливающий эффект применяемых воздействий зависит от систематичности, непрерывности использования, постепенно нарастающей интенсивности процедур, учёта индивидуальной чувствительности ребёнка.
Если меры по укреплению здоровья ребёнка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях, у него развиваются индивидуальные склонности и интересы. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому воспитателю необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды среди родителей, вовлекать их в активный педагогический процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.
Большое значение в процессе выработки хорошей осанки имеют строго соблюдаемый режим дня, размер мебели, поза детей во время организованной образовательной деятельности, труда и других видов самостоятельной деятельности.
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Необходимость приступить после пробуждения к выполнению упражнений утренней гимнастики воспитывает волевые качества ребёнка: волю, настойчивость, дисциплинированность, упорство, самостоятельность.
Утренняя гимнастика ценна ещё и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.
После интенсивных двигательных нагрузок необходимы дыхательные упражнения для восстановления дыхания. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, поэтому дыхательные упражнения очень полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.
Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребёнка особенно зависит от его физического состояния и настроения.
Дошкольное воспитание играет значительную роль в создании условий для гармоничного развития человека, которое невозможно без физического воспитания.
C этой целью, чтобы занятия физической культурой были интересны детям, увлекательны, педагоги разрабатывают разнообразные элементы занимательного характера, направленные на активизацию двигательной активности детей, развитие ловкости и координации.
Великая ценность каждого человека – здоровье.
Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.
Совместная деятельность педагогов – детей – родителей позволяет:
- повысить эффективность работы по оздоровлению детей;
- получить необходимые знания о физическом развитии ребёнка;
- сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье;
- снизить «дефицит» положительных эмоций у детей, создать атмосферу праздника при совместной спортивной деятельности;
- увидеть, узнать работу детского сада по физическому развитию детей;
- обеспечить преемственность методов и приёмов воспитания детей в семье и в детском саду.
Многолетний опыт подобной работы показывает, что результат занятий физической культурой и спортом бывает высоким тогда, когда возникает взаимодействие между семьёй и детским садом.
Совместная работа способствует укреплению и сохранению здоровья ребёнка, развитию его силы и выносливости, физических способностей, повышению сопротивляемости его организма болезням.
Необходимо c раннего возраста обучать детей:
- безопасности в домашних условиях;
- умению и желанию быть опрятным, аккуратным;
- знакомить с правилами общения с животными;
- формировать навыки поведения на дороге;
- воспитывать осторожность в общении;
- закреплять правила поведения на воде, на люду;
- развивать эстетический вкус.
Только профессиональная компетентность педагогов дошкольного образовательного учреждения, любовь к своей профессии и, конечно же, к детям, способствуют сохранению и укреплению здоровья детей. Дети – будущее нашего общества. И, следовательно, от нас зависит их благополучие.
план мероприятий по охране здоровья детейметодическая разработка
Утверждено
Заведующий ГБДОУ№11
Невского района
/_______________/Русакова О.П.
Приказ№____от_______
Дополнительный план мероприятий
К годовому плану мероприятий по охране здоровья воспитанников
на 2021-2022 учебный год
ГБДОУ№11 Невского района
№ п/п | Мероприятия | Срок исполнения | Ответственный исполнитель |
1. | Включение вопросов охраны и укрепления здоровья детей в содержание оперативных совещаний с работниками учреждения. | октябрь | Заведующий |
2. | Проведение планового инструктажа по охране жизни и здоровья детей с педагогами. | Октябрь, | Заведующий Зам.зав по УВР |
3. | Проведение планового инструктажа по охране жизни и здоровья с детьми. | Ежедневно | Педагоги |
4. | Проведение НОД по физической культуре и спорту, обучение правилам дорожного движения и навыкам здорового образа жизни. | Согласно комплексно-тематическому планированию ООПДО | Инструктор по физической культуре Воспитатели |
5. | Ознакомление коллектива ДОУ с нормативными документами по вопросам охраны жизни и здоровья воспитанников, профилактике детского травматизма. | В течение года | Заведующий Зам.зав.по УВР |
6. | Консультация «Первая помощь при …» | октябрь | медсестра |
7. | Консультация «Профилактика детского травматизма» | ноябрь | Зам.зав.по УВР Старший воспитатель |
8. | Дополнительный инструктаж с сотрудниками ДОУ по: -организации охраны жизни и здоровья детей; -предупреждению детского травматизма, ДТП; -охране труда и выполнению требований техники безопасности на рабочем месте; | октябрь | Заведующий |
9. | Обучение воспитанников основам безопасности жизнедеятельности в соответствии с годовым планом. | В течение учебного года | Воспитатели |
10. | Своевременное проведение инструктажей по охране труда | ежемесячно | Зам.зав.по УВР Старший воспитатель |
11. | Методическое совещание педагогов по вопросам охраны здоровья воспитанников | Ноябрь | Зам.зав.по УВР Старший воспитатель |
12. | Проведение оперативного контроля. «Система охраны здоровья детей в условиях ДОУ» | Ноябрь | Зам.зав.по УВР Старший воспитатель |
13 | Беседы с детьми: — «Правила безопасного поведения детей ДОУ при спуске и подъеме по лестничным пролетам (лестнице) -« Осторожно ступеньки» — « Как вести себя в детском саду» | Октябрь-ноябрь | Воспитатели |
14. | Проведение досугов по охране жизни и здоровья в быту: — Путешествие в страну Безопасности — «Путешествие в страну дорожных знаков» — «Веселые уроки безопасности в детском саду» | Октябрь-ноябрь | Воспитатели |
15 | Разработка алгоритма движения для участников образовательного процесса по лестничным пролетам. | Октябрь | Зам.зав.по УВР Старший воспитатель |
Отчет о проведении Дополнительный план мероприятий
К годовому плану мероприятий по охране здоровья воспитанников
на 2021-2022 учебный год
ГБДОУ№11 Невского района
№ п/п | Мероприятия | Срок исполнения | Отметка о выполнении |
1. | Включение вопросов охраны и укрепления здоровья детей в содержание оперативных совещаний с работниками учреждения. | октябрь | Выполнено |
2. | Проведение планового инструктажа по охране жизни и здоровья детей с педагогами. | Октябрь, | Выполнено |
3. | Проведение планового инструктажа по охране жизни и здоровья с детьми. | Ежедневно | Выполнено |
4. | Проведение НОД по физической культуре и спорту, обучение правилам дорожного движения и навыкам здорового образа жизни. | Согласно комплексно-тематическому планированию ООПДО | Выполнено |
5. | Ознакомление коллектива ДОУ с нормативными документами по вопросам охраны жизни и здоровья воспитанников, профилактике детского травматизма. | В течение года | Выполнено |
6. | Консультация «Первая помощь при …» | октябрь | Выполнено |
7. | Консультация «Профилактика детского травматизма» | ноябрь | Выполнено |
8. | Дополнительный инструктаж с сотрудниками ДОУ по: -организации охраны жизни и здоровья детей; -предупреждению детского травматизма, ДТП; -охране труда и выполнению требований техники безопасности на рабочем месте; | октябрь | Выполнено |
9. | Обучение воспитанников основам безопасности жизнедеятельности в соответствии с годовым планом. | В течение учебного года | Выполнено |
10. | Своевременное проведение инструктажей по охране труда | ежемесячно | Выполнено |
11. | Методическое совещание педагогов по вопросам охраны здоровья воспитанников | Ноябрь | Выполнено |
12. | Проведение оперативного контроля. «Система охраны здоровья детей в условиях ДОУ» | Ноябрь | Выполнено |
13 | Беседы с детьми: — «Правила безопасного поведения детей ДОУ при спуске и подъеме по лестничным пролетам (лестнице) -« Осторожно ступеньки» — « Как вести себя в детском саду» | Октябрь-ноябрь | Выполнено |
14. | Проведение досугов по охране жизни и здоровья в быту: — Путешествие в страну Безопасности — «Путешествие в страну дорожных знаков» — «Веселые уроки безопасности в детском саду» | Октябрь-ноябрь | Выполнено |
15 | Разработка алгоритма движения для участников образовательного процесса по лестничным пролетам. | Октябрь | Выполнено |
Педагогический проект «К здоровью через сотрудничество»
- 16 мая 2016
Актуальность. Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.
Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания.
Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Данный проект направлен на установление преемственных связей детского сада и родителей в вопросах здоровьесбережения и на повышение родительской компетентности в данных вопросах. В современных условиях детский сад призван не только обеспечить качество образовательного процесса, но и сохранить здоровье детей.
Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Важным элементом семейного уклада является физическое воспитание. Физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребенка. Таким образом, чтобы сохранить и улучшить здоровье детей в один из самых ответственных периодов жизни, необходима огромная работа с семьей.
Проанализировав создавшуюся ситуацию по вопросам здоровьесбережения в практике дошкольного образования можно констатировать, что данной проблеме уделяется значительное внимание. Создана система физкультурно-оздоровительной работы. Опираясь на тот факт, что формирование навыков здоровьесбережения лежит, прежде всего, в семье, была проведена оценка оздоровительного потенциала.
Родители знают и понимают важность оздоровительных мероприятий, но более 80% не делают утреннюю гимнастику, не имеют дома элементарных спортивных снарядов, не посещают в выходные дни спортивные учреждения. Более 60% не соблюдают режим дня и питания.
Основным профилактическим мероприятием в семье является вакцинация. Данное отношение родителей к вопросам здоровьесбережения напрямую влияет на здоровье детей. Знания родителей дошкольников о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями и в этой связи не реализуются в повседневной жизнедеятельности.
В.Г.Алямовская указывает на то, что система здоровьесбережения должна быть понята не только педагогическим персоналом, но и родителями. Т.С.Овчинникова высказывает мнение о том, что в центре работы по здоровьесбережению детей должен находиться не только детский сад, но и семья, так как именно эти две социальные структуры в основном и определяют уровень здоровья ребенка.
Цель проекта: инновационные преобразования ради достижения нового качества оздоровительной работы в ДОУ.
Тип проекта: методический, долгосрочный.
Сроки проведения проекта: 1 год.
Участники проекта: педагоги, медицинский персонал ДОУ, родители, дети.
Основные задачи проекта:
- Актуализация роли семьи в физическом воспитании дошкольников, формирование гармоничных отношений между детьми и взрослыми.
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоциональное благополучие).
- Формирование у детей и родителей практических умений и навыков в области физического воспитания.
- Создание системы мониторинга состояния здоровья воспитанников и родителей.
- Проектирование инновационной модели сотрудничества детского сада и семьи по формированию осознанного, творческого, бережного отношения к здоровью детей с целью повышения его уровня;
- Пополнение материальной базы дошкольного учреждения спортивным и медицинским оборудованием.
Особенность проекта: Родители – активные участники оздоровительных мероприятий, организуемых в ДОУ.
Этапы проекта
1. Подготовительный «Давайте познакомимся»
Цель: исследование профессиональных возможностей педагогов, знаний, умений, навыков воспитанников, педагогической просвещенности и культуры здорового образа жизни родителей.
- Анкетирование педагогов.
- Проведение мониторинга по психологическому здоровью дошкольников (О.Хухлаева).
- Анкетирование родителей.
2. Практический «Учимся играя»
Цель: привитие детям и родителям навыков укрепления и сохранения здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни, повышение уровня оздоровительной работы в детском саду и дома.
- Работа с педагогами: разрабатываются сценарии проведения Дней и Недель здоровья, планируется деятельность клуба «Здоровая семья – здоровый ребенок», организуются мастер-классы.
- Работа с воспитанниками: реализуется модель двигательного режима, проводятся соревнования, спортивные праздники.
- Работа с родителями: участники спортивных развлечений, праздников.
3. Оценочный «Здоровая семья – здоровый ребенок»
Цель: анализ эффективности реализации проекта путем определения состояния здоровья воспитанников, сформированности мотивации к здоровому образу жизни детей и родителей.
- Работа с педагогами: разработка методов оценки уровня знаний, обмен опыта.
- Работа с детьми: итоги мониторинга по Психологическому здоровью дошкольника.
- Работа с родителями: участие в итоговых занятиях, мероприятиях.
Формы работы.
Формы работы | ||
С педагогическим коллективом | С воспитанниками | С родителями |
Подготовительный этап «Давайте познакомимся» (сентябрь, октябрь, ноябрь) | ||
1. Анкетирование:
2. Диагностика «Знания и опыт работы по формированию привычек ЗОЖ у дошкольников». 3. Изготовление наглядных пособий, нестандартного оборудования, дорожек здоровья для закаливания. 4. Создание картотеки подвижных игр по возрастным группам. 5. Изучение новых здоровьесберегающих технологий. 6. Подготовка и оформление «Папки здоровья группы». 7. Оформление
| 1. Диагностика сформированности физических качеств, овладение основными видами движений. 2. Начальный мониторинг состояния здоровья детей, составление паспорта здоровья (группы здоровья детей). 3. Мониторинг психологического здоровья дошкольников (по методике О.Хухлаевой) 4. Интервьюирование «Как я забочусь о своем здоровье». | 1. Анкетирование:
2. Конкурс плакатов «Здоровый образ жизни» 3. Конкурс «Наши изобретения» (изготовление нестандартного оборудования). 4. Изучение потребности приобретения практических навыков оздоровления ребенка. |
Практический этап «Учимся, игра» (декабрь, январь, февраль). | ||
1. Подготовка и проведение Дней здоровья. 2. Организация Недель здоровья. 3. Подготовка и проведение спортивных праздников, развлечений с участием родителей. 4. Творческая группа «Создание модели двигательного режима». 5. Мастер – класс «Подвижные игры в детском саду». 6. Консультации «Личная гигиена», «Физическая культура и другие способы сохранения здоровья». 7. Мозговой штурм «ЗОЖ в детском саду». 8. Конкурс буклетов для родителей «Здоровье – это здорово!» | 1. Разработка перспективного планирования по ЗОЖ. 2. Физкультурные занятия (сюжетные, интегрированные, тематические). 3. Реализация модели двигательного режима в течение дня. 4. Профилактические мероприятия (точечный массаж, пальчиковая, дыхательная гимнастика). 5. Конкурс рисунков «Береги свое здоровье смолоду» 6. Спортивные праздники, Дни здоровья. 7. Организация спортивного кружка по Пионерболу (старший дошкольный возраст). 8. Групповые проекты:
| 1. Физкультурные занятия-практикумы (раз в месяц). 2. Конкурс семейных видео-фильмов «Без здоровья нам нельзя. Со здоровьем мы друзья» 3. Выставка рисунков
4. Спортивные совместные развлечения. 5. Родительские гостиные. 6. Конкурс творческих рисунков
7. Межсемейные проекты
8. Тренинги по вопросам закаливания, дыхательной гимнастики. 9. Информационные корзины, стенды, памятки, ширмы. |
Оценочный этап «Здоровая семья – здоровый ребенок» (март, апрель, май). | ||
1. Педсовет«Совершенствование взаимодействия коллектива дошкольного учреждения и семьи с целью эффективного решения задач физического воспитания и оздоровления воспитанников, поиска оптимальных форм работы с родителями». Цели: 1) Способствовать поиску и освоению новых подходов в работе с родителями с целью эффективного решения задач физического воспитания и оздоровления воспитанников. 2) Закрепить теоретические знания и практические навыки педагогов по работе с родителями. 2. Обмен опытом работы участников проекта. 3. Творческая группа «Валеологическая модель выпускника». | 1.Анализ здоровья выпускных групп. 2. Подведение итогов мониторинга состояния здоровья детей. 3. Подведение итогов «Психологического здоровья дошкольников» (сравнительные данные). | 1. Подведение итогов конкурса межсемейных проектов. 2. Семейная спартакиада. 3. Выражение благодарности родителям, внесшим большой вклад в реализацию проекта. |
Автор: Астапенко Юлия Валерьевна, заместитель заведующего МБДОУ детского сада присмотр и оздоровления № 72 города Ангарска.
Создание условий для сохранения здоровья воспитанников ДОУстатья на тему
Создание условий для сохранения здоровья воспитанников ДОУ
Леонтьева И.В., воспитатель
МАДОУ ЦРР ДС №476
г.Челябинск
Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения.
Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения.
Одной из первостепенных задач дошкольного учреждения является органичное сочетание воспитательно-образовательного процесса с сохранением и укреплением здоровья детей. Средствами решения данной задачи являются разные формы организации двигательной деятельности, закаливающие и оздоровительные мероприятия.
В содержании воспитательно-образовательной деятельности ДОУ большое внимание уделяется оздоровлению воспитанников и проведению следующих профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур:
* определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей,
* массаж и самомассаж;
* гимнастика для глаз;
* дыхательная гимнастика;
* упражнения по профилактике сколиоза, плоскостопия, игровые упражнения по расслаблению организма – аутотренинг;
* спортивные каникулы, включающие подвижные игры, эстафеты, командные игры, соревнования, полосу препятствий;
* оценка эмоционального состояния детей с последующей индивидуальной работой с ребенком;
* интеграция физического развития с другими предметами: математикой, развитием речи, конструированием, валеологией, театрализованной и игровой деятельностью, сенсорикой;
* создание атмосферы психологического комфорта: отзывчивость и внимание к детям;
* организация развивающей среды с учетом потребностей и интересов детей;
* игровая терапия;
* работа с родителями по совместной заботе о здоровье детей;
* правильная организация двигательной активности детей на прогулке.
Стараемся органически соединить между собой все элементы комплекса:
- Образовательного
- Медико-профилактического
- Физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового
- Психологического
Из выше указанного вытекают основные направления создания здоровьесберегающего пространства в детском саду:
- Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.
- Физическое воспитание
- Организация лечебно-профилактической работы с детьми
- Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду
Модель приобщения дошкольников к здоровому образу жизни в ДОУ
Каждый день ребенка в детском саду начинается с утренней гимнастики по возможности на свежем воздухе, которая позволяет получить заряд бодрости, дает стимул к рабочей активности на занятии. В утренний отрезок времени на детей ложится наиболее сильная нагрузка в это время проходят занятия. Занятия требуют от детей длительного напряжение, связанного с поддержанием определенной позы и значительными зрительными нагрузками. В связи с этим в учебно-воспитательный процесс мы включаем оздоровительные мероприятия: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физминутки, которые необходимы для снятия психо-эмоционального напряжения.
Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:
- Традиционные
- Игровые в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности.
- Сюжетно-ролевые, дающие более эмоциональные впечатления, например: «Экскурсия в весенний лес».
- Тематические занятия: «Осень в гости к нам пришла», или с одним предметом «Поиграй со мной мяч».
- Занятия – тренировки это закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.
- Спортивные праздники, дни здоровья, праздник «Папа, мама и я — спортивная семья».
Мы учим детей не только правилам поведения на дорогах, но также дает представление о здоровом образе жизни сюда входят занятия:
- «Разговор о правильном питании»
- «Формирование привычки ежедневных физкультурных представлений»
- «Формирование представлений о том что полезно и что вредно для организма»
- Выработка знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
Крайне важно и необходимо формировать у детей каждой возрастной группы спокойную мотивацию выработки гигиенических навыков, умений, привычек, ведущих к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни. Подобная задача может быть решена только совместными усилиями медиков, воспитателей, специалистов и родителей.
После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому наши прогулки состоят из подвижных и спортивных игр, эстафет и соревнований, для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование: лестницы, змейки, дорожки для бега, кольца для мячей, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, площадки для подвижных игр, игровое оборудование.
Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей. В начале оздоровительного периода проводится беседа с родителями, что позволяет выяснить отношение их к оздоравливающим мероприятиям и составить план оздоровительной работы, учитывая запросы родителей. В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:
- Соблюдение температурного режима согласно СаНПиНа.
- Правильная организация прогулок и их длительность (сетка занятий составлена с учетом длительности прогулки не менее полутора часов
- Соблюдение сезонной одежды (индивидуальная работа с родителями)
- Облегченная одежда в детском саду
- Гимнастика после сна
- Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей)
- Солевые дорожки – младший возраст
- Мытье прохладной водой рук по локоть – средний возраст
- Комплекс контрастных закаливающих процедур – старший возраст
- Полоскание рта лечебными настоями т прохладной водой
- Летом ходьба босиком по спортивной площадке
- Самомассаж
- Витаминотерапия
- Фитотерапия
- Массаж по назначению врача
Перспектива: продолжать лечебно-оздоровительную работу, разделив ее на три этапа:
1 этап – интенсивная профилактика – подготовка ребенка к самому неблагоприятному в сезоне времени (витаминотерапия, фитотерапия, дыхательная гимнастика, закаливание)
2 этап – восстановительный, на котором используется система защитных мер по предупреждения ОРВИ, ангины – полоскание горла и рта лечебными травами и настоями.
3 этап – реабилитационный – фито- и витаминотерапия, щадящий режим занятий, индивидуальный подход по группе здоровья.
Ожидаемый результат:
- Создание комплексного мониторинга здоровья ребенка;
- Снижение количества дней заболеваемости у детей;
- Снижение количества травматизма;
- Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к воспитанию детей;
- Повышение квалификации сотрудников детского сада.
Список используемой литературы:
1. Резанова Т.С., Зайцев В.П., Титова А.А. Физическое воспитание в детском саду — важнейший фактор оздоровления детей //Современные технологии и оздоровительные программы оздоровительного процесса по физической культуре и спорту в учебных заведениях» материалы международной научно — практической конференции, г. Белгород, издательство БелГТАСМ, 2002 г.
2. https://doshvozrast.ru/ozdorov/ozdorovlenie10.htm