Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3 7 лет (25 стр.)


Список литературы

1. Варенцова Н.С. Некоторые проблемы работы воспитателя по развитию умственных способностей у дошкольников. – В кн. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие». Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Под ред. Дьяченко О. М., Холмовской В. В, -М.: Гном и Д, 2001.

2. Варенцова Н.С. Преемственность в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста // Дошкольник. Младший школьник, 2003 -№ 4.

3. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. -М.: АПН РСФСР, 1962.

4. Готовим руку к письму // Дошкольное воспитание, 1996, № 2.

5. Грамота для дошкольников. – В кн. Дети, в школу собирайтесь, – М.: Просвещение, 2008.

6. Дурова Н.В., Невская Л.H. Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы в четырех книгах, – Часть 4 (Читаем сами).-М.: Школьная пресса, 2001.

7. Журова Л.E. Обучение грамоте в детском саду. -М.: Просвещение, 1974.

8. Знакомимся с программой «Развитие»: Пособие для воспитателей и родителей / Под ред. О. М. Дьяченко. -М.: Новая школа, 1997.

9. Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации и материалы к проведению. Младший и средний дошкольный возраст, -М.: Гном-Пресс, 1999.

10. Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации и материалы к проведению. Старший дошкольный возраст, – М.: Гном-Пресс, 1999.

11. Планы занятий по программе «Развитие» для младшей группы детского сада. – УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие». -М., 2000.

12. Планы занятий по программе «Развитие» для младшей группы детского сада. – УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие». -М., 2000.

13. Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной группы детского сада. – УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие». -М., 2000.

14. Планы занятий по программе «Развитие» для средней группы детского сада, – УЦ им. Л.A. Венгера «Развитие», -М., 2000.

15. Планы занятий по программе «Развитие» для старшей группы детского сада. – УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие». -М., 2000.

16. Подготовка к обучению грамоте в детском саду / Под ред. Н.С. Варенцовой, Н.С. Старжинской. – Минск: Нар. Асвета, 1992.

17. Подготовка к обучению грамоте детей пяти лет. Методические рекомендации. – Минск: МП БССР, 1986.

18. Развитие речи. – В кн. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. Вып. 1, 2, -М.: Серия «Психология образования», МОиПК, 1996.

19. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Младшая группа / Под ред. О. М. Дьяченко.-М.: Гном-Пресс, 1999.

20. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Средняя группа / Под ред. О. М. Дьяченко.-М.: Гном-Пресс, 1999.

21. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Старшая группа / Под ред. О. М. Дьяченко.-М.: Гном-Пресс, 1999.

22. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная группа / Под ред. О. М. Дьяченко,-М.: Гном-Пресс, 1999.

23. Роговин А. Хочу сделать сам, -М.: Педагогика, 1984.

24. Федосова Н. А. Готовлюсь к письму. – Часть 1, 2, -М.: Гном и Д, 2004.

25. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. Книга для учителя,-М.: Просвещение, 1993.

26. Шулешко Е.Е. Обучение письму и чтению. Методическое пособие для воспитателей детского сада. – М., 1998.

27. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. Реферативная информация. Дошкольное воспитание. -М., 1977, -№ 4.

Конспект ООД по обучению грамоте и развитию речи в старшей группе ДОУ

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте «Поможем Солнышку».
Образовательная область: «Речевое развитие» Возраст: дети 5 — 6 лет Цель: Развивать умение проводить звуковой анализ слова, различать гласные, согласные, твердые, мягкие звуки, делить слова на слоги, научить детей правильно произносить звук [Л] в различных формах речевой деятельности. Задачи: Образовательные:
Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков гласных звуков. Закрепить умение дифференцировать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие. Учить анализу и синтезу слова «лимон». Закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим), совершенствовать навык звуко-слогового анализа и синтеза. Совершенствовать навык деления слов на слоги.
Развивающие:
Развивать речевую моторику, фонематическое восприятие и фонематический анализ. Развивать фонематический слух. Развивать слуховую память, внимание. Формировать зрительное восприятие, пространственную ориентировку, мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью. Воспитать интерес к занятию через использование занимательных упражнений. Воспитывать целеустремленность, любознательность.
Оборудование: перчатки для артикуляционной гимнастики, иллюстрации (кот, кит, груша, лимон, бегемот, носорог), палитра с цветами радуги. Методические приемы: словесный, наглядный, проблемно – поисковый.
Ход деятельности:

— Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня у вас в детском саду. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте! А я сегодня пришла в гости в ваш детский сад, чтобы подружиться с вами. А чтобы познакомиться поближе, предлагаю собрать пирамиду из наших ладошек. Меня зовут Ольга Ивановна (протягивает ладонь). Кто следующим назовет свое имя (дети поочереди называют свои имена) называем свои имена и кладем ладошки друг на друга. Какая замечательная получилась пирамидка из наших дружных ладошек. Будем мы всегда дружить, Будем дружбой дорожить. С дружбой не страшны ненастья. Дружба – это только счастье! — Ой, ребята, вы слышите эти странные звуки. Как вы думаете, что это? (ответы детей). Интересно, кто же это сегодня у нас не выспался. Может быть ты, Маша. Или ты, Даша. Ой, смотрите (появляется зевающее солнышко). — Ой, так это же солнышко не выспалось. Милое солнышко, что-то ты сегодня долго спишь, пора просыпаться.
Солнышко: В небе синем я гуляла, и звук [Л] свой потеряла. Я теперь не солнышко, имя мое Сонышко. Целый день теперь я сплю, тепло людям не дарю. Звук быстрее отыщите, солнце на небо верните. Буду я тогда опять в небе голубом сиять. — Ребята, видите, какая беда случилась, потерялся звук [Л] в слове солнышко. — А что такое звук (звук — это то, что мы слышим и произносим). — А чем он отличается от буквы? — А где же мы будем искать с вами звук [Л]. — А я предлагаю нам отправиться в Звукоград. Но какие дети оправятся со мной в путешествие? — Может быть грустные (нет, веселые). — Мы возьмем с собой не трусливых детей, а каких? (храбрых, отважных). — Не ленивых, а каких? (трудолюбивых). — А может быть, в путь отправятся злые дети? (нет, добрые). — А найти дорогу в Звукоград нам помогут солнечные зайчики. Берем друг друга крепко за руки и отправляемся в путь (под музыку «Солнечные зайчики» дети идут, взявшись за руки). — Вот мы и добрались до города Звукограда, а оказались мы на улице, где живут гласные звуки. А что вы знаете о гласных звуках? (гласные звуки поются, их можно пропеть как песню; когда мы их произносим, воздух не встречает преграды, нам не мешают ни губы, ни зубы, ни язык). — А у гласных звуков есть любимая песенка. Предлагаю Вам ее пропеть с помощью волшебных перчаток. Надеваем перчатку на правую руку, это наши помощники, которые будут нам помогать петь песенку. Все справились? Вот какие веселые помощники у нас сегодня. — Итак, звук [А], что у нас происходит, когда мы произносим звук [А] (наш рот широко открывается). А рука — помощница покажет, как широко открывается рот, вот как А-А-А. — А когда произносим звук [У], сто у нас происходит с губами? (они вытягиваются в маленькую трубочку). Рука – помощница покажет, как они вытягиваются У-У-У-У, вот как. — А когда произносим звук [О] губы (округляются). Как рука может показать? О-О-О-О. — А когда произносим звук [И] (губы улыбаются, растягиваются в улыбку). Рука-помощница покажет, как губы растягиваются в улыбку. — И сейчас я предлагаю вам послушать песенку гласных звуков. Звучит музыка «Логопедические распевки».
— Теперь споем ее вместе, можете пользоваться вот этой подсказкой. — А кто самый смелый и попробует спеть песенку самостоятельно? — Молодцы, как вы хорошо поете! Ребята, как вы думаете, сможем ли мы на улице гласных звуков найти потерявшийся звук [Л]. Почему мы не можем найти здесь этот звук? (потому что он согласный) Тогда я предлагаю отправиться на улицу согласных звуков. Беритесь крепко за руки и в путь (под музыку «Солнечные зайчики» дети идут, взявшись за руки). — Вот мы и
на улице согласных звуков. Давайте вспомним все, что мы знаем о согласных звуках (согласные звуки бывают твердые и мягкие, твердые звуки мы обозначаем синим цветом, а мягкие — зеленым). На улице согласных построен новый дом. Все жители собрались, но никак не могут разобраться, кто в какой квартире будет жить. Давайте им поможем расселиться. Рассаживайтесь, как вам удобно. Как вы думаете, что обозначают синий и зеленый цвета окошек? В эти квартиры мы заселим жителей, в названии которых первый звук согласный твердый. — А сюда мы заселим жителей, в названии которых первый звук согласный мягкий. На первый этаж поселим жильцов в названии которых 1 слог, на второй этаж тех, в названии которых 2 слога, на третий – 3 слога (идет «заселение») дети объясняют. — Есть ли в начале всех этих слов потерявшийся звук [Л]? (нет) Вы наверное устали, давайте немного отдохнем, вместе с солнечными зайчиками поиграем, берите друг друга за руки и идем по кругу. Физкуль
Ой, ребята, смотрите, один из жильцов дома хочет нам помочь отыскать пропавший звук [Л], давайте послушаем, что он нам скажет.
Лимон: Я подскажу, где звук искать, Но прежде вы мне помогите. И схему к имени лимон Скорей, ребята, подберите. Ну что же, ребята, я думаю, что и со схемой мы тоже справимся! Проходите к столу. (Разбор схем, выбор схем, которая подходит к слову лимон). Ребята, схему мы с вами нашли правильно, и теперь я думаю, что лимон нам подскажет, где же найти пропавший звук [Л]. Лимон: Чтобы братца вам найти, К речке нужно подойти. Там за речкою дуга, А зовется радуга. Краску в ней мою найдите, В ней пропажу отыщите. А вот речка, а какая над ней красивая радуга. Давайте подойдем к ней поближе. Ребята, а как же нам найти в радуге звук [Л]? (проблемная ситуация). Возможно звук [Л] спрятался в названии цветов радуги. Давайте это проверим. Мы назовем все цвета радуги и попробуем найти тот цвет, в котором спрятался звук [Л]. В двух цветах радуги есть звук [Л]. Может мы заберем оба цвета? Нет, нам нужен только один цвет. Вы помните, что говорил лимон? Он просил найти такой же цвет, как у него. А какого цвета лимон? Правильно, желтого, поэтому мы берем только желтую краску. Посмотрите, радуга приготовила для нас все свои краски, выбирайте ту, которая нам необходима и отправляемся в обратный путь. Берите друг друга крепче за руки. (Идут под музыку) — Дорогое солнышко, принимай пропажу. Теперь ты снова солнышко! Свети ярче! Солнышко: Ой, спасибо вам, ребята, Как я рада, как я рада. Буду весело сиять, Вас, детишки, согревать. — Ребята, а давайте расскажем солнышку, где мы были и что интересного увидели. (Ответы детей) А за то, что вы такие дружные, такие добрые и умные, солнышко дарит вам в подарок свои веселые солнечные лучики, пусть они радуют вас и напоминают о нашем интересном путешествии. До новых встреч, ребята!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в средней группе по произведениям Маршака Конспект НОД в средней группе «Помоги Петушку» Конспект НОД в средней группе по теме: «Кто в теремочке живет?» Конспект занятия по конструированию в средней группе «Неваляшка»

Похожие статьи:

Занятие по математике «Прямоугольник» в средней группе детского сада

Польза занятий:

  • данные занятия дадут возможность малышу лучше усвоить знания о многообразии звуков и букв;
  • сформируют представления о словах и о том, что слова состоят со звуков;
  • будут хорошим помощником в формировании фонематического слуха (способность слышать и различать звуки в речи);.
  • при помощи взрослых ребята научатся различать звуки в речи, а значит и правильно их произносить.
  • выполнение данных заданий поможет подготовить малышей к обучению грамоте в старшей группе детского сада и к подготовке к школе.

Каждое занятие расположено на 2-х листах форматом А4. Распечатать можно на двух листах, так и на одном — с каждой стороны страница. Итого, 50 листов — 50 полноценных занятий по формированию произносительной стороны речи и обучению грамоте.

Занятия разработаны с опорой на наш сайт . На сайте вы найдете красочные иллюстрации, игры и упражнения в помощь к распечаткам.

Инструкции прилагаются.

Каждое занятие содержит подробные инструкции по выполнению заданий. Задания включают в себя: описание изучаемого звука, графическое изображение буквы, прописи букв, множество иллюстраций на звуки и другой интересный материал.

Для того, чтобы малышу было и интересно и в тоже время полезно, занятия дополнены многочисленными раскрасками. Это и наглядность для ребенка и развитие мелкой моторики пальцев рук. Напомним, что раскрашивать лучше трехгранными карандашами: они лучше располагаются в пальчиках ребенка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]